30.05.2007
ФСФР подвела итоги работы НПФ в первом квартале 2007 года, из которых следует, что объем средств пенсионных накоплений на счетах негосударственных пенсионных фондов достиг 19,8 млрд руб., увеличившись с начала года в два раза. Число участников обязательного пенсионного страхования, выбравших НПФ, также выросло вдвое, составив на 1 апреля 1,83 млн человек. В то же время объем резервов негосударственных фондов за квартал изменился незначительно, а число граждан, выбравших негосударственное пенсионное обеспечение, увеличилось всего на 40 тыс. человек.
Прошлогодний бум на рынке негосударственного пенсионного страхования, связанный с началом массового оттока «молчунов» из государственной управляющей компании — ВЭБ, стал причиной взрывного роста активов многих НПФ. Двукратный рост пенсионных накоплений на счетах негосударственных фондов сопровождался выходом на рынок целого ряда крупных игроков, которые активизировали свои усилия в сегменте обязательного пенсионного страхования, что совершенно изменило расклад на рынке.
Эти изменения отражает статистика ФСФР на 1 апреля 2007 года, поскольку именно в первом квартале средства граждан, выбравших негосударственное пенсионное страхование, поступают из ПФР на счета УК и НПФ.
На первое место по объему средств пенсионных накоплений вышел НПФ «Благосостояние», потеснив лидера 2005 года НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант». Активизация «Благосостояния» сопровождалась процессами консолидации пенсионных активов: в прошлом году фонд присоединил к себе несколько более мелких НПФ. В итоге резервы фонда выросли за год с 27,9 млрд до 45,4 млрд руб., а объем пенсионных накоплений превысил 5,5 млрд руб.
Не менее существенную динамику показали «новички». В частности, НПФ Сбербанка, начавший работу с пенсионными накоплениями только в конце 2006 года, сразу вошел в топ-10 крупнейших НПФ.
Остальные лидеры рынка, вошедшие в топ-10 по пенсионным накоплениям, показали более стабильные результаты. Исключение составляет НПФ «Норильский никель», объем средств на счетах которого за год вырос в 15 раз. Президент НПФ «Норильский никель» Сергей Кабалкин поясняет, что после реорганизации фонда, произошедшей в прошлом году, был взят курс на более активную работу с пенсионными накоплениями, что обеспечило существенный рост числа договоров с гражданами. Если темпы сохранятся, то в НПФ свои средства в этом году могут перевести уже 3—4 млн человек и объем рынка пенсионных накоплений утроится, считает С.Кабалкин.
Вице-президент НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Сергей Эрлик также полагает, что рынок пенсионных накоплений в этом году может вырасти в 2,5—3 раза, если не будет никаких потрясений, связанных с государственными инициативами. Вместе с тем, по мнению г-на Эрлика, преимущество получат фонды, работающие на открытом рынке и обладающие сетью дистрибуции.
Федеральная налоговая служба РФ передала все крупные строительные и торговые компании на учет в специализированную межрегиональную инспекцию (МРИ) № 3, сообщает газета "Коммерсант". К третьей МРИ также отнесли крупнейших налогоплательщиков в других областях бизнеса, которые не состояли ранее на учете в налоговых специнспекциях.
На сегодняшний день в Москве и Петербурге существует девять межрегиональных инспекций, которые специализируются на определенных отраслях и отслеживают уплату более 60 процентов налогов в России.
К примеру, машиностроительными предприятиями занимается МРИ № 8, банками и страховыми компаниями — МРИ № 9, а для оборонно-промышленного комплекса вскоре появится дополнительная инспекция № 10. Под контролем МРИ № 3 ранее состояли алкогольные и табачные компании.
По данным на конец 2006 года более 500 крупнейших налогоплательщиков стояло на учете в девяти МРИ. Для того, чтобы фирма могла попасть под контроль специнспекции, ей нужно выплачивать налоговые платежи, превышающие миллиард рублей в год, либо иметь годовую выручку или активы на сумму свыше 10 миллиардов рублей. Для компаний в сфере связи, транспорта, производителей алкоголя и табака эти нормы ниже.
Как сообщалось ранее, Минфин планировал вдвое повысить критерий, согласно которому компании-налогоплательщики могли быть отнесены к категории крупнейших. Частично ФНС уже учла это удвоение. Переводимые в МРИ № 3 предприятия должны либо платить налогов более миллиарда рублей в год, либо их выручка или активы должны превышать 20 миллиардов рублей.
Ограничение инфляции имеет приоритетное значение в денежно-кредитной политике по сравнению с регулированием курса рубля, заявил министр финансов Алексей Кудрин на пресс-конференции во вторник.
По его словам, в настоящее время ситуация с курсом рубля не вызывает серьезных опасений правительства. "Конечно, лучше не укреплять курс, но в денежно-кредитной политике на первое место надо ставить инфляцию", — сказал Кудрин.
По его мнению, инфляция является более важным показателем, чем укрепление курса рубля. Сокращение инфляции, пояснил Кудрин, ведет к повышению капитализации российского финансового рынка, деньги становятся более "длинными", меньше обесцениваются доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения, увеличиваются сбережения населения, что в свою очередь ведет к росту кредитования экономики.
Кудрин напомнил, что в настоящее время более 20 стран мира на законодательном уровне закрепили таргетирование инфляции (установление цели по инфляции в качестве приоритета). "Нам тоже надо принимать во внимание такие классические подходы", — сказал министр.
Инфляция в России в 2010 году может быть на уровне 5%, сообщил Алексей Кудрин. "В 2010 году инфляция будет не выше 6% процентов. Я думаю, что ближе к пяти процентам", — сказал министр.
Инфляция в текущем году прогнозируется на уровне 7-8%. Далее, по плану правительства, уровень инфляции снизится до шести-семи процентов в 2008 году и до 5,5-6,5% в 2009 году.
Алексей Кудрин также сообщил, что уверен в стабильности банковской системы России и рассчитывает на объявление об участии иностранного капитала в российских банках. "Сегодня никаких рисков банковской системе нет", — сказал министр финансов.
"Более того, в ближайший год банковская система будет также стабильно расти, в том числе капитализация российской банковской системы", — отметил Кудрин.
В ходе пресс-конференции он также сообщил, что Банк развития будет зарегистрирован в ближайшие недели. "Создание такого банка и его регистрация пройдет в ближайшие недели", — сказал он.
Кудрин напомнил, что Банк развития станет крупным институтом поддержки и развития инфраструктуры тех отраслей рынка, которые сами не имеют достаточно инвестиций для своего развития.
По его словам, работа банка будет проходить, как правило, в форме частно-государственного партнерства, где государству не нужно принимать серьезное участие. Капитализации Банка развития планируется в размере 250 миллиардов рублей.
Законопроект о стимулировании добровольных отчислений граждан на накопительную часть пенсий будет внесен в Госдуму в июне, сообщил Алексей Кудрин.
"Для того, чтобы нам тратить средства фонда национального благосостояния на софинансирование пенсионных накоплений, нам нужно внести закон", — сказал он, отметив, что на сегодняшний день подготовка законопроекта завершается.
Предполагается, что государство из фонда национального благосостояния, который будет сформирован на базе стабилизационного фонда, будет начислять дополнительные средства на счета граждан, добровольно откладывающих себе на пенсию.
Кудрин уточнил, что поскольку законопроект должен вступить в силу со следующего года, изменение в федеральный бюджет этого года не потребуется.
Доходы федерального бюджета в январе-апреле 2007 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1925,5 млрд руб., или 21,2% ВВП (1878,7 млрд руб., или 24,3% ВВП за январь-апрель 2006 года). Об этом сообщается в мониторинге текущей экономической ситуации, опубликованном Министерством экономического развития и торговли России (МЭРТ РФ).
Динамика доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде определялась ростом экономики и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, несмотря на незначительное ее ухудшение. Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе-апреле 2007 года составила 56,6 долл. США/бар., что на 5,35% ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Объем платежей НДПИ в I квартале 2007 года сократился до 3,3% ВВП (ниже на 1,2 п.п. по сравнению с тем же периодом предыдущего года). Объем собранных таможенных пошлин по сравнению с январем-мартом 2006 года уменьшился по отношению к ВВП на 1,2 п.п. и составил 7,4% ВВП.
Объем платежей налога на прибыль в I квартале составил 1,8% ВВП, что на 0,1 п.п. превышает значение аналогичного периода 2006 года.
Поступления НДС составили 5,7% ВВП (снижение на 1 п.п.).
Финансирование расходов федерального бюджета на кассовой основе в январе-апреле 2007 года, по предварительным данным, осуществлено в размере 1386,5 млрд руб., или 15,2% ВВП (в январе-апреле 2006 года – 1186,73 млрд руб., или 15,4% ВВП).
В структуре расходов федерального бюджета в I квартале 2007 года доля расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность составила 28,6% (уменьшение на 1,5 п.п. по сравнению с тем же периодом 2006 года). Удельный вес межбюджетных трансфертов составил 41,2% к общей сумме расходов, что на 1,3 п.п. выше значения I квартала 2006 года.
Значительно увеличился также удельный вес расходов на национальную экономику – с 4,2% в I квартале 2006 года до 6,8% – в I квартале 2007 года.
Процентные расходы федерального бюджета, по предварительным данным, за январь-апрель 2007 года определились на уровне 46,93 млрд руб., или 0,5% ВВП (в январе-апреле 2006 года – 59,42 млрд руб., или 0,8% ВВП).
Непроцентные расходы в январе-апреле 2007 года составили 1339,56 млрд руб., или 14,7% ВВП (в январе-апреле 2006 года – 1127,25 млрд руб., или 14,6% ВВП).
31 мая Президиум Высшего арбитражного суда РФ планирует рассмотреть "в первом чтении" проект постановления Пленума ВАС РФ о возмещении НДС.
Приятный для налогоплательщиков момент в текущем варианте проекта — мысль о недопустимости произвольного отказа в возмещении НДС. Сейчас налоговики используют для отказа в возмещении НДС любые доводы, сколь бы надуманными они ни были, в частности, отказывая в возмещении, ссылаются на отсутствие документов, представления которых Налоговый кодекс РФ даже и не предполагает. Если проект в данной части не претерпит изменений, возможность самоуправства налоговых органов будет несколько ограничена.
Интересные идеи содержатся в пунктах, касающихся способов защиты права. Проект указывает, что налогоплательщик может обратиться в суд как с требованием имущественного характера — о возмещении НДС из бюджета, так и с требованием неимущественного характера — заявление о признании решения налогового органа незаконным.
Возможность подавать то или другое требование (либо оба требования одновременно) — полезный для налогоплательщика подход. Ведь для налогоплательщика главное — возврат денег, поэтому зачастую заявляется только требование имущественного характера. Но многие арбитражные суды полагали, что если налогоплательщик решение налогового органа не оспорил, то возмещать НДС ему нельзя. А сроки для данных требований разные: по неимущественному — три месяца, по имущественному — три года. И получалось, что срок обжалования решения пропущен, а в возмещении НДС отказывают, так как решение не обжаловано.
В этом вопросе навстречу налогоплательщикам пошел президиум ВАС РФ, сказав в постановлении N 12943/06, что отказ возместить НДС не основан на нормах закона, хотя бы решение налогового органа и не обжаловалось.
Теперь же "возможность маневра" для налогоплательщика будет подтверждена постановлением пленума ВАС РФ.
Причем проект обращает внимание нижестоящих судов, что даже в случае, когда заявляется требование неимущественного характера, а суд устанавливает правоту налогоплательщика, вместе с признанием решения налогового органа незаконным суд должен принять решение о возмещении НДС в срок, который устанавливает сам суд. Таким образом, самостоятельно требование о возмещении НДС налогоплательщику подавать не понадобится.
Вместе с тем постановление пленума ВАС РФ может поставить в очень непростое положение нижестоящие арбитражные суды: судьи ВАС РФ полагают, что если налогоплательщик не предоставил налоговикам имеющиеся документы, то решение налоговым органом вынесено правомерно, и обжаловать такое решение налогоплательщик не вправе.
Такой подход имеет определенное обоснование: если налогоплательщик "утаил" документы, подтверждающие его правоту в споре, то тем самым налоговый орган был спровоцирован на принятие решения не в пользу налогоплательщика. Но если налогоплательщика лишить права обжаловать принятое налоговым органом решение, то запрет на обжалование выступит в качестве санкции за непредставление документов, что не предусмотрено действующим законодательством.
Вдобавок окажется, что налогоплательщик будет не в состоянии доказать свою правоту при наличии у него всех надлежащих доказательств. Именно это подразумевал Конституционный суд РФ, указывая в определениях от 12 июля 2006 года, что налогоплательщик вправе представлять документы независимо от того, представлялись ли эти документы налоговому органу.
Впрочем, позиция КС РФ еще в прошлом году вызвала удивление специалистов: получалось, что налоговая инспекция принимала решение вполне обоснованно (исходя из имевшихся в ее распоряжении документов), а суд должен рассмотреть дополнительно представленные налогоплательщиком документы, которых налоговая инспекция не видела, вслед за чем суду, разумеется, придется признать, что налоговая инспекция была не права.
Но такая постановка вопроса озвучена Конституционным судом. И позиция КС РФ не менялась. Следовательно, арбитражные суды встанут перед выбором: следовать по пути, озвученному пленумом ВАС РФ, либо придерживаться подхода КС РФ.
В проекте постановления пленума, правда, рассматривается возможность устроить компромисс между двумя подходами — отказав налогоплательщику, в то же время "разрешить" ему повторно обратиться в налоговый орган. Но этот компромисс "прописан" в проекте условно: судьи не решили, следует ли его оставить. Кроме того, возможность повторного обращения в налоговый орган налогоплательщику предоставляет п. 9 ст. 165 Налогового кодекса, так что тут ВАС РФ особенных новшеств не предлагает. А вот расхождение с позицией КС РФ очевидно.
На фоне столь явного нежелания рассматривать дополнительно представленные налогоплательщиком документы, что из-за этого нежелания ВАС РФ готов проигнорировать правовую позицию КС РФ, странно выглядит либерализм по отношению к налоговым органам. Рассматривая ситуацию, когда налоговый орган отказал налогоплательщику в возмещении НДС, не потрудившись изложить в своем решении мотивы отказа, проект допускает возможность последующего изложения таких мотивов налоговиками непосредственно суду. Получается занятная картина: налогоплательщик обязан представить все документы налоговому органу, иначе суд документы рассматривать не будет, а налоговый орган может вообще ничего налогоплательщику не объяснять, "приберегая" аргументы для суда. Такое вот "равноправие сторон" в арбитражном процессе...
Хотелось бы надеяться, что из рассмотренных в проекте "доживут" в итоге до принятия пленумом ВАС РФ постановления не самые худшие для налогоплательщиков варианты.
По некоторым данным, уже сегодня количество работников надомного труда приближается в России к трем миллионам. По сравнению с Западной Европой это относительно немного. Но, как утверждают специалисты, круг надомников с каждым годом будет расти, а вместе с ним — внимание к его организации, учету, налогообложению.
Тем более что нынешнее законодательство о надомном труде дает повод для неоднозначных трактовок. Не в последнюю очередь это относится к компенсации, положенной надомникам за использование личного транспорта в служебных целях.
Обратите внимание: если надомник периодически приезжает в офис компании или ее подразделения на личном автомобиле, то это отнюдь не является использованием личного автомобиля в служебных целях. Исключением может являться случай, когда к месту офиса добраться на общественном транспорте нельзя и в трудовом договоре прописано, что работодатель обязуется доставлять своих сотрудников к месту работы собственным транспортом.
В то же самое время, если надомник привозит на личном автомобиле в организацию готовую продукцию, то это уже можно отнести к служебным целям использования личного автомобиля. (Если, конечно, в трудовом договоре не написано, что доставка готовой продукции работодателю является обязанностью самого работника.)
Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях учитывается по статье 264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" НК РФ.
Однако в целях исчисления налога на прибыль может быть учтена не вся сумма компенсации, согласованная между сотрудником и работодателем, а только та, которая соответствует постановлению правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 (см. письма МНС России от 2 июня 2004 г. N 04-2-06/419 и Минфина России от 19 февраля 2003 г. N 04-04-06/26).
Это не представляет проблемы. Трудности начинаются тогда, когда налогоплательщики начинают исчислять с сумм компенсаций НДФЛ и начислять на них ЕСН.
С одной стороны, выплаты за пользование личным автомобилем в служебных целях признаются компенсационными, а потому не облагаются ЕСН и НДФЛ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ и пункта 3 статьи 217 НК РФ соответственно. (Обратите внимание, что ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 6 сентября 2005 г. N А21-8129/2004 признал в данной ситуации компенсацией не только выплаты в денежной форме, но и выплаты в натуральной форме — предоставление работнику ГСМ.) При этом никаких норм компенсаций для целей исчисления ЕСН и НДФЛ в данном случае в законодательстве прямо не установлено.
С другой стороны, такая "вольность" никак не устраивает финансовые и налоговые органы, которые ведут отчаянную борьбу за то, чтобы ограничителем таких норм для целей исчисления ЕСН и НДФЛ являлись нормативы, установленные в целях исчисления налога на прибыль.
Однако бороться налоговикам приходится не с налогоплательщиками, а с судами. Дело в том, что суды регулярно указывают, что такие нормы нельзя применять при расчете других налогов, кроме налога на прибыль, если это прямо не оговаривает НК РФ. А это означает, что компенсация за использование личного автомобиля не подпадает под действие ЕСН и НДФЛ в тех пределах, которые были оговорены в соглашении между работником и работодателем (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 января 2006 г. N А26-6101/2005-210 и постановление ФАС Уральского округа от 26 января 2004 г. N Ф09-5007/03-АК).
Несмотря на положительную судебную практику, налогоплательщикам все же стоит помнить, что компенсации должны возмещать работнику реальные затраты, вытекающие из непосредственного исполнения своих трудовых обязанностей. И это сказано не где-нибудь, а в определении КС РФ от 5 марта 2004 г. N 76-О.
Стоит обязательно отметить, что упомянутое уже постановление правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 кое в чем благоприятствует именно надомникам. Дело в том, что сумма компенсации за использование личного автомобиля установлена в расчете на месяц и не зависит от того, сколько именно дней в этом месяце использовался личный автомобиль в служебных целях. (См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2006 г. N А26-8363/2005-28).
Так что даже если надомник пару раз в месяц использовал свой автомобиль в интересах работодателя, то сумму компенсации он может получить в полном размере.
Есть загвоздка. Для документального подтверждения расходов надомнику, возможно, понадобится путевой лист.
Дело в том, что этого требует Минфин России. Формы путевых листов установлены в постановлении Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Путевые листы являются первичными документами по учету работы транспорта организации. По мнению финансового ведомства, только их наличие подтверждает факт совершения хозяйственной операции. Частично этот документ заполняется самим водителем, а частично другими работниками организации.
Между тем противники данной позиции также опираются на вышеупомянутое постановление N 78. Они утверждают, что путевой лист — это первичный учетный документ, который выписывается диспетчером или иным уполномоченным лицом, но никак не самим работником. И обязателен он только для юридических лиц, осуществляющих деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Для обоснованного включения расходов на выплату компенсации за использование автомобиля в состав расходов, учитываемых при налогообложении, нужны документы, подтверждающие, что машина на самом деле использовалась работником при исполнении трудовых обязанностей. Однако ведь для этой цели можно воспользоваться не только путевыми листами, но и согласовать иную форму учета.
Что касается надомников, то уж им-то никакой диспетчер уж точно путевой лист не выпишет. Однако, по мнению некоторых специалистов, здесь вполне возможен компромисс. Надомника можно заранее снабдить чистыми бланками путевых листов, которые он сам впоследствии и заполнит. Затем он должен передать эти документы на рассмотрение в офис. И если руководство сочтет поездку работника обоснованной, то подпишет путевой лист, на основании которого надомник и сможет получить рассматриваемую компенсацию.
Основатель финансовой пирамиды "МММ" Сергей Мавроди заявил, что может получить доступ к 7 процентам акций "Газпрома", стоимость которых по актуальным биржевым котировкам составляет около 15 миллиардов долларов, пишет в среду газета "Ведомости".
"Это вершина айсберга, там еще много чего есть", — так оценил бизнесмен размер оставшегося после развала его компании "клада".
Бывшие знакомые и деловые партнеры Мавроди косвенно подтвердили слова основателя "МММ" о том, что у него были акции "Газпрома". Сам Мавроди отметил, что данные об этом содержались в следственных материалах по его уголовному делу. Представитель Следственного комитета при МВД не дал изданию комментариев на эту тему, отметив, что за информацией об акциях "Газпрома" корректнее обращаться в сам холдинг.
Газета отмечает, что Мавроди пока не знает, как вернуть себе контроль над акциями газового холдинга, которые приобретались для компании "МММ" на закрытых чековых аукционах через подставных лиц. Бизнесмен все же отметил, что "люди должны были помнить, что эти акции они покупали не для себя".
Опрошенные газетой специалисты полагают, что Мавроди будет крайне сложно спустя 12 лет вернуть акции, которые за это время много раз сменили хозяев. Один из экспертов предположил, что доверенные лица покупали акции для "МММ" по договорам комиссии, и если в них был зафиксирован период передачи приобретенных активов, то срок исковой давности по такого рода сделкам должен был давно истечь; если же договора заключались без таких ограничений, то Мавроди теоретически еще может потребовать акции себе.
Напомним, что Сергей Мавроди был объявлен в розыск в конце 1997 года, однако задержать его удалось только в 2003 году. В апреле 2007 года он был осужден на 4,5 года тюрьмы за мошенничество, вскоре после чего вышел на свободу, отсидев положенное время в тюрьме еще во время следствия.
Фирме, которая решила воспользоваться услугами охранной организации, при выборе таковой лишняя осторожность не повредит. Вполне может оказаться, что у компании-кандидата, мягко говоря, сложные отношения с действующим законодательством. Так, на днях милиционеры пресекли деятельность одного красноярского ЧОП. Как рассказали корреспонденту «ФАФИ» в ГУВД Красноярского края, на первый взгляд, все у фирмы было в порядке – имелась лицензия и солидная клиентура. На рынке охранных услуг предприятие работало не так давно, но выполняло обязательства добросовестно – жалоб на его сотрудников не поступало. Однако обнаружился и «скелет в шкафу». Несколько лет назад, не желая привлекать внимание к некоторым деталям своей биографии, гендиректор ЧОП оформил лицензию на осуществление деятельности по поддельным документам. Этот небезынтересный факт и выяснили в ходе оперативных действий сотрудники УБОП. По их данным, за год работы «гарант порядка» получил незаконный доход в сумме более 2,5 миллиона рублей. Теперь бизнесмену предстоят долгие беседы со следователями. Ему инкриминируется статья 171 Уголовного кодекса – «незаконное предпринимательство», предусматривающая наказание в виде крупного штрафа и лишения свободы на срок до пяти лет.
Не исключено, что мнение налогоплательщиков станет-таки одним из главных факторов, влияющих на доход налоговиков. Соответствующий пункт включен в обновленный перечень критериев оценки работы инспекторов, обсуждать который правительству предстоит уже на следующей неделе. Такой информацией в ходе состоявшегося накануне II ежегодного Конгресса финансовых директоров поделился заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин. По его словам, для того чтобы отследить показатели по этому критерию, планируется наладить обратную связь непосредственно с руководством ФНС и Минфина в сети Интернет, а также проведение специальных соцопросов. Разгулин отметил, что важными критериями станут и количество обжалованных предпринимателями решений инспекторов, а также соотношение между общим числом судебных споров и проигранными налоговиками. Впрочем, особо обольщаться фирмам не стоит. Представитель Минфина вскользь упомянул и о том, что будет сохранен критерий, оценивающий поступление доходов в бюджет от проведенных налоговиками проверок.
Обнаружение у сотрудника профзаболевания сулит фирме довольно неприятные последствия. Как минимум придется пережить расследование причин, которые привели к утрате здоровья. Причем тот факт, что заболевший давным-давно уволился, трудится в другом месте или уже на пенсии, от разбирательства не избавит. Соответствующие правила содержатся в проекте постановления правительства «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний». Документом установлено, что выяснить обстоятельства должна специально созданная комиссия, в которую непременно входят работодатель, специалист по охране труда, врач, представители профорганизации и страховщика. На расследование отводится 15 календарных дней. Однако если возникнут какие-либо помехи или потребуется получение дополнительных медицинских заключений и иных документов, этот срок может быть продлен до 30 дней.
Но и тогда, когда комиссия все же вынесет свой вердикт, успокоиться и забыть о происшествии организации не удастся. В течение месяца после завершения расследования необходимо издать приказ о принятии конкретных мер по предупреждению профзаболеваний и направить его в региональное управление Роспотребнадзора. Помимо всего прочего, работодатель обязан обеспечить хранение акта комиссии и названного приказа в течение 75 лет.
Уголовная ответственность для налоговиков за вынесение заведомо неправильных решений в отношении фирм и предпринимателей в обозримом будущем введена не будет. Такой вывод можно сделать из заявления заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергея Разгулина, сделанного им в ходе II ежегодного Конгресса финансовых директоров. По его словам, составы преступлений, по которым можно было бы судить налоговых инспекторов, уже предусмотрены в Уголовном кодексе. «Это и злоупотребление служебными полномочиями, и халатность, и взяточничество, – пояснил Разгулин корреспонденту «ФАФИ». – Поэтому во введении дополнительной ответственности нет никакой необходимости».
Торговым фирмам, в ассортимент которых входят спиртные напитки, не повредит повышенное внимание при оприходовании поставленного им товара. Так, если на продукции имеются спецмарки разряда 004 с номерами с 692015001 по 692925000, компания рискует попасть в неприятную историю. Как проинформировала накануне Федеральная налоговая служба, спиртное с вышеуказанной маркировкой признано находящимся в нелегальном обороте. О фактах обнаружения таковой налоговики просят незамедлительно сообщать в МВД и ФНС.
В порядок уплаты и вычета НДС при смене режимов налогообложения внесены коррективы. Соответствующий пакет поправок в Налоговый кодекс на днях подписал президент. В частности, закон устанавливает, что фирма, покинувшая ряды «упрощенцев», все же сможет принять к вычету суммы НДС, которые по каким-либо причинам уплатила в период применения спецрежима. Документ также предлагает способ урегулирования НДС-проблемы в отношениях с партнером в случае, когда компания уплатила налог с аванса, будучи на общем режиме, а отгрузила товар уже после перехода на УСН. Согласно закону, вернув сумму налога компаньону, фирма получит право на вычет НДС в последнем квартале, предшествовавшем смене режима налогообложения. При этом, конечно, факт возврата денег нужно подтвердить документально. Аналогичные правила предусмотрены и для переходных моментов, связанных с «вмененным» налоговым режимом.
Помимо прочего, документ расширяет перечень видов деятельности, подпадающих под ЕНВД. Теперь к ним относится также сдача земельных участков в аренду под организацию рынков, установку киосков, палаток и других торговых точек и предприятий общественного питания, не имеющих зала обслуживания. Вместе с тем с применением ЕНВД могут попрощаться участники договора доверительного управления.
29.05.2007
Правительство подписало постановление, устанавливающее формулу цены в долгосрочных контрактах на поставку газа. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источники в ряде государственных ведомств.
Согласно новому постановлению, новые партнеры России должны будут платить за газ больше, чем старые. Повышающие коэффициенты будут сохранены, несмотря на то что против них выступало Минэкономразвития. Федеральная служба по тарифам и "Газпром" настаивали на сохранении коэффициентов. В 2006 году они составляют 60 процентов, а в 2007 году снизятся до 50 процентов.
В постановлении также прописана формула цены на газ, которая будет использоваться после 2011 года. Она будет рассчитываться таким образом, чтобы поставки внутри страны обеспечивали равную доходность с экспортом. Сейчас продажа газа за рубеж для "Газпрома" гораздо выгоднее внутренних контрактов.
По российским законам, продавать газ за рубеж может только компания-оператор магистральных трубопроводов. Сейчас ей является "Газпром".
Бесценным подарком для предпринимателей стало решение президиума ВАС РФ от 22 мая 2007 года по делу о неприменении индивидуальным предпринимателем кассового аппарата. Особенность ситуации заключается в том, что стоял за кассой не сам индивидуальный предприниматель, а наемный работник.
Действующее законодательство допускает возможность найма работников предпринимателем. Но оговорку о вспомогательном характере таких операций в законодательство включить забыли. В результате в законе образовалась столь любимая отдельными категориями граждан "дыра": получается, что вполне законно, когда человек регистрируется как предприниматель, оказывающий услуги по перевозкам, — и нанимает водителей. Или когда регистрируется как предприниматель-продавец — и нанимает продавцов. "Индивидуально-предпринимательский" статус дает недобросовестным бизнесменам совершенно легальную возможность осуществлять деятельность без создания юридического лица. Теперь этот же статус дает дополнительный "бонус" — возможность избежать штрафов, работая без применения кассового аппарата.
В постановлении апелляционной инстанции АС Новосибирской области от 16.08.2006 N А45-11656/06-39-398, которое президиум ВАС оставил без изменения, сформулированы критерии для освобождения предпринимателя от штрафа: кассовый аппарат должен иметься в наличии, быть исправным, а работник должен быть предупрежден под роспись о необходимости применять кассовый аппарат. И то, что фактически кассовый аппарат не применялся, уже не будет головной болью предпринимателя, поскольку вины предпринимателя нет!
Логично было бы штрафовать в таком случае работника. Но о невозможности налагать штраф непосредственно на работника, совершившего виновные действия, сказал Конституционный суд РФ еще в определении N 244-О от 14 декабря 2000 года. Не видят возможности штрафовать работников и налоговые органы: в письме Федеральной налоговой службы N ММ-6-06/597@ от 13 июня 2006 года выражается согласие с тем, что работников штрафовать не следует.
Хотя формально применение штрафа к работнику предусмотрено: согласно статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственности подлежит должностное лицо. Однако даже такой вариант неприменим в отношении работника предпринимателя: этот же Кодекс под должностным лицом понимает самого индивидуального предпринимателя. Таким образом, если "тщательно проинструктированный" работник индивидуального предпринимателя вдруг "забудет" пробить чек, то наказать никого нельзя!
Впрочем, статья 14.5 КоАП упоминает еще и о возможности наложения штрафа на граждан. Но помимо граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, какие-либо иные граждане в статье не упоминаются. В итоге оказывается, что штрафов для работников предпринимателя не предусматривает не только правоприменительная практика, но и закон.
А в соответствии с озвученным Президиумом ВАС РФ подходом и предпринимателя штрафовать нельзя, если он совершил определенный перечень действий, дающих ему основание утверждать об отсутствии вины. Можно себе представить, как воодушевятся предприниматели, имеющие наемных работников, когда узнают о такой замечательной трактовке законодательства. Если за кассовым аппаратом предпринимателя стоит наемный работник, то контролерам теперь к этому кассовому аппарату лучше даже не подходить, — чтобы не огорчаться.
Помимо этого, Высший арбитражный суд РФ в очередной раз рассмотрел вопрос о последствиях для "забывчивого" налогового агента — не удержавшего налог из доходов наемных работников. И в очередной раз счел возможным взыскать пеню с налогового агента. Постановление N 16499/06 отличается от двух ранее принятых по данному вопросу постановлений лишь тем, что прежде пени взыскивались с организаций, тогда как сейчас в качестве налогового агента выступил индивидуальный предприниматель.
Пеня взыскана с предпринимателя за неуплату налога с физических лиц, работавших у данного предпринимателя. Предприниматель налог не удерживал и не перечислял, за что и был оштрафован. Причем, свою вину он не оспаривал и со штрафом согласился, но налоговики потребовали заплатить еще и неудержанный налог, а также пеню.
Арбитражные суды двух инстанций поддержали предпринимателя. Но Высший арбитражный суд уже выработал подход к ситуациям такого рода, а потому акты нижестоящих судов отменил. Впрочем, ВАС РФ не считает нужным взыскивать с агента налог, а вот пеню взыскать готов. Основания судьи Высшего арбитражного суда приводят те же, что и раньше: "обеспечить в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога".
Только "полная мера" должна государством устанавливаться в соответствующих нормах налогового законодательства, которые — в действующей их редакции — не позволяют прийти к выводам, полагаемым Высшим арбитражным судом единственно верными. Позиция ВАС РФ понятна: налоговый агент, не удержавший налог у работника, должен заплатить пеню, поскольку это соответствует интересам государства.
Но соответствует ли сама позиция ВАС РФ законодательству, очевидно, должен будет решить Конституционный суд РФ, если кто-то из "обиженных" Высшим арбитражным судом налоговых агентов захочет "поискать правды в суде".
Президент Ассоциации региональных банков России (Ассоциация "Россия") Анатолий Аксаков принял участие в первом заседании рабочей группы по повышению доступности финансовых услуг комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам.
Ассоциация региональных банков России совместно с Национальным партнерством участников микрофинансового рынка, Российским микрофинансовым центром и комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам ГД РФ в лице созданной рабочей группы оказывает содействие в реализации проекта Консалтинговой группы Всемирного банка (CGAP) по повышению доступности розничных финансовых услуг.
Как сообщили в пресс-службе Ассоциации "Россия", данный проект направлен на анализ и оценку путей совершенствования регулирования деятельности в области дистанционных банковских (финансовых) услуг, одного из наиболее перспективных направлений в развитии розничных финансовых рынков, а также выявление общего потенциала и ограничений развития данного сектора. Проект реализуется в семи странах мира.
Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков обратил внимание участников совещания на инициируемый им законопроект "О внесении изменений в ст. 284 части второй Налогового кодекса и ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Его принятие позволит субъектам Российской Федерации обязывать торговые точки при определенных условиях принимать к оплате платежные карты.
Регулярное использование платежных карт способно создать позитивные условия для развития российской экономики, увеличить прозрачность денежных расчетов, повысить уровень ВРП, защитить права потребителей.
Законопроект предполагает предоставить субъектам РФ право понижать ставку налога на прибыль (в части, зачисляемой в их бюджеты) на один процентный пункт дополнительно к четырем процентным пунктам, по которым такое право им уже предоставлено.
Эта льгота может быть предоставлена только тем налогоплательщикам – юридическим лицам, которые принимают к оплате платежные банковские карты.
За первый квартал 2007 года зарплаты в России поднялись в среднем на 15 с половиной процентов. В то же время темпы роста производительности труда увеличились только на 7,8 процента. Такие данные содержатся в мониторинге Минэкономразвития, сообщает "Коммерсант".
Быстрее всего зарплата растет в сфере торговли — за три месяца она увеличилась на 34,3 процента. В области здравоохранения и социальных услуг оплата труда поднялась на 31,4 процента, в ТЭКе — на 31,1 процента. Больше, чем на 30 процентов зарплата выросла и в сельском хозяйстве. Медленней всех увеличивалась зарплата у железнодорожников — лишь на 10,6 процента, отмечают "Ведомости".
Самые высокие зарплаты в России получают в финансовом секторе. В среднем банковские служащие зарабатывают более 33 тысяч рублей. В то же время меньше всех зарплата у работников, связанных с сельским хозяйством. Они в месяц могут в среднем рассчитывать только на 4,9 тысячи рублей.
Резкий рост зарплат эксперты, опрошенные "Коммерсантом", связывают с перегревом на рынке труда и гонкой зарплат, а также приближением выборов, которые подгоняют увеличение зарплат. В первые месяцы 2006 года ситуация была обратной — рост зарплат составил 6,1 процента, а темп увеличения производительности труда — восемь с половиной процентов.
Министр здравоохранения Михаил Зурабов сообщил, что с 2008 года правительство вводит новую систему квотирования трудовых мигрантов, призванную сбалансировать национальный рынок трудовых ресурсов, пишут "Ведомости".
По информации издания, в настоящее время установлены предельные квоты привлечения рабочей силы — как по визовикам (странам, с которыми в России существуют визовые отношения), так и невизовикам. На 2007 год квота безвизовой зоны на Россию составляет 6 миллионов граждан, на визовую — чуть более 300 тысяч.
В течение всего 2007 года работодатели, использующие труд иностранных граждан, будут формировать соответствующие заявки, которые потом рассмотрят уполномоченные органы субъекта федерации и министерство. В этих заявках, помимо прочего, должны указываться профессия и уровень образования привлекаемых работников, а также причины, мешающие работодателю брать на эти места российских граждан.
Заявки будут анализироваться с учетом тех объемов национальных трудовых ресурсов, которые существуют в каждом конкретном регионе. В рамках этой меры, как сообщил Зурабов, ведется работа по формированию национального банка данных граждан, готовых переезжать в другие регионы. Субъекты федерации до 15 июля должны предоставить информацию об имеющихся вакансиях и готовых к переезду специалистах в правительство.
Однако большинство кадровых служб нововведения не радуют. По их мнению, создать банк данных граждан, готовых трудиться вдали от дома, будет сложно, поскольку человек в тот или иной момент настроен по-разному. К тому же работа государственных служб, как правило, носит уведомительный характер и ни у работодателей, ни у центров занятости в ней нет финансовой заинтересованности.
Прошедший год мог стать пиком увеличения мирового ВВП, после чего последует замедление роста глобальной экономики. Такие оценки содержатся в ежегодном докладе Всемирного банка "Финансирование глобального развития-2007" (Global Development Finance 2007).
Если в 2006 году мировой ВВП вырос на четыре процента, то в 2009 году глобальная экономика подрастет только на три с половиной процента, считают во Всемирном банке. В основном замедление темпов увеличения ВВП произойдет за счет развивающихся стран, где показатель будет снижаться. Развитые страны, наоборот, будут развиваться более уверенно. В 2007 году они покажут рост экономики в два с половиной процента, а в 2009 году их ВВП увеличится на 2,8 процента из-за улучшения ситуации в США, Японии и Европе.
Специалисты Всемирного банка отметили, что приток капитала в развивающиеся страны в 2006 году составил рекордные 647 миллиардов долларов. Однако темпы его роста значительно снизились — с 34 процентов в 2005 году до 17 процентов в прошлом году.
Кроме того, во Всемирном банке посчитали, что государственные и частные компании с развивающихся рынков стали намного чаще занимать средства. Если в 2002 году они в общем сложности привлекли за счет кредитов и выпуска международных облигаций около 88 миллиардов долларов, то в 2006 году этот показатель вырос до 333 миллиардов долларов.
Ассоциация российских банков (АРБ) попросила ЦБ перенести крайний срок раскрытия эффективной ставки с 1 июля на 1 октября, сообщает "Коммерсант". По данным АРБ, в сложившейся ситуации во многом виноват сам ЦБ, поскольку он до сих пор не выпустил окончательную редакцию разъяснений о порядке расчета реальной стоимости кредита.
Кроме того, в АРБ ссылаются на технические сложности с программным обеспечением. На изменение софта, считают банкиры, потребуется около трех месяцев. В АРБ надеются, что даже если сроки не будут смещены, Центробанк введет временный мораторий на штрафные санкции.
Центробанк потребовал от финансовых организаций раскрывать эффективные ставки в январе 2007 года. Ранее сообщалось, что ЦБ готов смягчить свои требования, чтобы банки смогли не раскрывать стоимость просрочки платежа и комиссию за досрочное погашение кредита. Это позволит финансовым организациям скрывать до пятой части стоимости кредита.
Кроме Центробанка, вопросами, связанными с эффективной ставке по кредитам занимаются и депутаты Госдумы. В середине апреля первое чтение прошел законопроект, согласно которому банки обяжут раскрывать реальные ставки по ссудам. Однако порядок расчета такой ставки пока не утвержден.