Порядок проведения сверки расчетов по налогам
Для кого сверка расчетов обязательна
Сверка расчетов с бюджетом проводится ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками, при снятии компаний с учета и при ликвидации (реорганизации) фирм. Кроме этого, как минимум раз в год сверка необходима организациям, которые обязаны вести бухучет.
На основании чего проводится
Если сверка обязательная, то она проводится по инициативе ИФНС. Налогоплательщику направляется соответствующее уведомление. Если инициатором сверки является компания, то она представляет заявление в инспекцию в свободной форме.
Отказ в принятии заявления и проведения сверки расчетов
Налоговый инспектор может отказать в проведении сверки в случае: отсутствия в заявлении информации, идентифицирующей налогоплательщика (название компании, Ф.И.О. ИП, ИНН, подпись, печать); отсутствия подписи заявления представителем фирмы, например бухгалтером, если нет копии доверенности, подтверждающей его полномочия; при обращении налогоплательщика не по месту учета (не в ту инспекцию).
Что указывается в акте сверки
В акте сверки раздел 1 составляется отдельно в отношении каждого налога по каждому КБК. Здесь указывается сальдо расчетов с бюджетом по налогам, пеням и штрафам на дату проведения сверки. Также отражаются суммы, списанные с расчетного счета, но не поступившие в бюджет, и суммы невыясненных платежей.
Сроки проведения и ответственность за их нарушение
Вся процедура занимает 10 рабочих дней, если нет разногласий. Если они есть, то срок продлевается до 15 дней. На практике эти сроки часто не соблюдаются, ведь никакой ответственности за это нет.
Если разногласия не устранены
В ситуации, когда налоговики настойчиво отражают в акте сверки недоимку, с которой компания не согласна, документ лучше не подписывать. Никаких правовых последствий это не влечет. Подписывая акт с недоимкой, компания, по сути, признает ее. А это дополнительный аргумент на случай, если дело о взыскании налогов дойдет до суда.