Россия не попала в список наиболее устойчивых к финансовому кризису стран согласно рейтингу агентства Standard &фьзж Poor's, сообщает lenta.ru. В списке оказались Китай, Бразилия, Чили, Польша, Перу, Чехия, Словакия и Тунис. Эти государства сумели добиться успехов в наращивании валютных резервов, сокращении госдолга и увеличении внешнеэкономической конкурентоспособности. В октябре S&фьзжP понизило прогноз по суверенному рейтингу России до «негативного». Это решение было объяснено тем, что российские компании, включая государственные, должны зарубежным кредиторам около 600 миллиардов долларов. Хотя долг собственно государства невелик и составляет около 40 миллиардов долларов, правительство может быть вынуждено взять на себя часть корпоративных обязательств.
Министерство транспорта РФ сформировало новый департамент, который займется разработкой государственной политики в области дорожного хозяйства. Как пишет газета "Коммерсант", это ведомство возглавит Сергей Костин, ранее занимавший должность руководителя управления ремонта и содержания дорог в Росавтодоре.
Чем именно будет заниматься новый департамент - пока не известно. В Минтрансе заявляют, что его функции окончательно еще не определены: предполагается, что департамент займется организацией дорожного движения в городах, а также будет следить за федеральными трассами, находящимися в подчинении Минтранса. Кроме того, как считает начальник отдела организации и координации деятельности дорожной инспекции ГИБДД РФ Сергей Соболев, это ведомство должно помогать местным властям "координировать вопросы организации движения". "Региональные власти при обустройстве дорог прежде всего ориентируются на федеральное законодательство, а когда ни в одном законе функция организации движения ни за кем не закреплена, то этим никто и не занимается. А ведь один из источников пробок - неудачное проектирование дорожной сети", - считает он.
Руководитель столичного Центра организации дорожного движения Павел Козлов отметил, что "на сегодняшний день в РФ нет единой системы управления дорожным движением, а должна быть создана четкая вертикаль власти от центра до регионов". "Иными словами, в России нет ответственных за пробки в городах. Надеюсь, что новый департамент станет высшей ступенькой управления, которая наведет порядок", - заявил он.
Напомним, что в настоящее время организацией дорожного движения занимается Госавтоинспекция, однако формально (и юридически) эти функции не закреплены ни за одним ведомством. По мнению лидера движения "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, в России необходимо создать отдельную федеральную службу: "Это должно быть что-то вроде Федеральной антимонопольной службы, но в дорожной сфере. Тогда и заторы исчезнут, и гаишники не будут брать взятки".
Похоже, в затянувшемся споре о том, как нужно рассчитывать предельный размер доходов, позволяющий применять «упрощенку», наконец поставлена точка. Рассмотрев накануне дело № А44-42/2008, Президиум ВАС пришел к выводу о том, что в данных расчетах нужно задействовать не только коэффициент-дефлятор, установленный на текущий год, но и показатели, применявшиеся ранее.
Примечательно, что компания, обратившись в суд, потерпела поражение во всех инстанциях. Арбитры посчитали, что инспекция, вооружившись лишь коэффициентом, установленным на 2007 год, рассчитала предельный доход вполне грамотно и правомерно, а стало быть, организация подлежит «увольнению» с УСН. При этом они приняли во внимание письмо Минфина от 8 декабря 2006 г. № 03-11-02/272, в котором было сказано, что коэффициент-дефлятор на 2007 год установлен с учетом коэффициента-дефлятора предшествующего года. Высшие арбитры не согласились с мнением нижестоящих коллег. В определении от 28 октября 2008 г. № 12010/08 участники «тройки судей» подчеркнули, что из текста приказа Минэкономразвития от 3 ноября 2006 г. № 360, на основании которого был установлен коэффициент-дефлятор на 2007 год, вовсе не вытекает, что он принят уже с учетом применявшегося ранее коэффициента 1,132. Между тем из статьи 346.12 Налогового кодекса прямо следует, что предельные размеры доходов индексируются не только на коэффициент-дефлятор, установленный на текущий год, но и на коэффициенты, применявшиеся ранее. Поэтому лимит доходов за девять месяцев 2007 года, дающий право организациям перейти на УСН с 1 января 2008 года, рассчитывается путем перемножения на коэффициенты 2007-го и 2006 годов (15 млн руб. х 1,132 x 1,241) и составляет 21 млн 72 тыс. рублей. Поскольку в рассматриваемом деле выручка компании не превысила данной величины, она имела все основания на применение УСН с 1 января 2008 года.
Президиум ВАС выразил полное согласие с позицией «тройки», чем одновременно порадовал предпринимателей, огорчил «финансистов» и в то же время поставил под сомнение смысл решения правительства о повышении в целях применения УСН допустимого годового оборота до 60 миллионов рублей (соответствующий законопроект депутаты намерены рассмотреть в ближайшее время). Ведь если следовать логике ВАС, с 1 января 2010 года без каких бы то ни было дополнительных решений перейти на этот спецрежим смогут те фирмы и ИП, чей доход за 9 месяцев 2009 года не превысит 43 миллионов 428 тысяч рублей (15 млн руб. х 1,132 x 1,241 x 1,34 х 1,53), а годовой – 57,9 миллиона рублей (20 млн руб. х 1,132 x 1,241 x 1,34 х 1,53).
У компаний появился шанс добиться от таможенников возврата излишне уплаченной экспортной пошлины даже в заведомо проигрышной ситуации. Однозначно позитивный для участников ВЭД вывод содержится в постановлении ВАС по делу № А40-3479/08-79-27, которое судьи рассмотрели накануне.
Суть спора заключалась в следующем: фирма, зная о грядущем повышении таможенной пошлины, направила в Краснодарскую таможню временную декларацию, чтобы уплатить аванс по старым ставкам. Однако таможенники не приняли декларацию. Пришлось платить по повышенным тарифам.
Компания обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края, который признал отказ таможни в принятии изначально поданной декларации незаконным. Получив на руки судебное решение, фирма подала заявление в Арбитражный суд Москвы, чтобы взыскать с ФТС излишне уплаченные средства в размере около 9 миллионов рублей, однако не преуспела. Судьи сослались на постановление Пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 20, запрещающее уплачивать пошлины авансом, если к моменту подачи декларации опубликовано постановление правительства об их повышении. Обращение в апелляционную и кассационную инстанции также не принесло положительных результатов. Экспортеры были вознаграждены за свое упорство, лишь дойдя до ВАС. Арбитры отменили решения предыдущих инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, обязали ФТС вернуть оспариваемую сумму в форме зачета в счет исполнения обязанности по уплате других таможенных платежей. Примечательно, что подобное дело было рассмотрено на уровне высшей судебной инстанции впервые.
Претензии о несоответствии полученного товара условиям соглашения покупатель вправе предъявить поставщику в оптимальный срок, каковым могут быть неделя, месяц, но уж никак не год. На это указал ФАС Московского округа в постановлении от 20 апреля 2009 г. № КГ-А41/2944-09.
Как следует из материалов дела, некое муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием обязать коммерческую организацию заменить товар, не соответствующий ассортименту по контракту. Все бы ничего, вот только с момента поставки продукции (30 лицензионных копий программного обеспечения на сумму около 250 тыс. руб.) прошло больше года.
В ходе судебного разбирательства «муниципалы» упирали на то, что просто не имели возможности убедиться в соответствии товара выдвигаемым в договоре требованиям на момент его приемки. Судей, однако, такой довод не убедил. Они обратили внимание на то, что в договоре купли-продажи, заключенном между истцом и ответчиком, предусмотрен десятидневный срок для представления акта с перечнем дефектов или с указанием объема недопоставленной продукции. Кроме того, они напомнили, что в силу пункта 1 статьи 513 Гражданского кодекса принятые товары покупатель должен осмотреть в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. В случае обнаружения брака или каких-либо «номенклатурных несоответствий» представители компании-истца должны были сообщить поставщикам о своем отказе от товара в «разумный срок» после его получения (п. 4 ст. 468 ГК). Срок направления претензии о несоответствии товара по истечении года после поставки судьи разумным не сочли.
Президиум ВАС, вопреки позиции Минфина, в очередной раз признал неправомерным отказ фирме в НДС-вычете на том основании, что счет-фактура подписан факсимиле. Свою позицию высшие арбитры изложили в определении от 8 апреля 2009 г. № ВАС-3935/09.
Судьи указали, что действующее налоговое законодательство не содержит норм, устанавливающих допустимые способы подписания счетов-фактур. В то же время в нем нет и запрета на совершение подписи руководителя путем проставления штампа-факсимиле. Главное, чтобы претендующая на вычет компания представила доказательство того, что приобретенный ею товар был оплачен и оприходован в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
Фирмы, производящие и реализующие мороженое, могут вскоре столкнуться с падением спроса на часть своего ассортимента, а также понести дополнительные затраты при его производстве. Произойдет это в том случае, если депутаты одобрят изменения в техрегламент на молоко и молочную продукцию, предложенные представителями Молочного союза России.
Как пояснили корреспонденту «ФАФИ» в Союзе мороженщиков России (СМР), авторы поправок предлагают переименовать мороженое, содержащее растительные жиры (не менее 12 процентов от удельного веса), в «мелорин» (термин, позаимствованный из американской практики). К слову сказать, сейчас доля такого продукта на российском рынке достигает 70 процентов. «Неблагозвучная новация», по мнению производителей, может отпугнуть потенциальных покупателей популярного лакомства, привести к падению потребительского спроса и нанести непоправимый ущерб отрасли. Термин «мелорин», считают мороженщики, может вызвать ассоциации с меламином, с которым связан недавний «молочный скандал» в Китае. Совсем же отказаться от использования растительных жиров, которые даже полезнее для здоровья, чем жиры «животного происхождения», нельзя. В связи с этим СМР уже направил в Совет Федерации, Госдуму и правительство письма с просьбой не вводить подобное новшество.
Организациям и предпринимателям стоит быть готовыми к тому, что в случае несвоевременного исполнения решения суда, даже если речь идет о взыскании мелкой недоимки, они обрекут себя на дополнительные траты. Накануне в нижнюю палату парламента внесен законопроект, увеличивающий размер исполнительского сбора. Об этом корреспонденту «ФАФИ» сообщили в аппарате Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству.
Исполнительский сбор – некая разновидность штрафной санкции. Эта санкция применяется за игнорирование судебного решения о погашении задолженности. Сейчас размер сбора, согласно Закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», составляет 7 процентов от взыскиваемой суммы или стоимости изымаемого имущества. По мнению разработчиков документа, в случае, когда взыскиваются мелкие суммы, такая ставка не окупает труд и затраты судебных приставов на ведение исполнительного производства. В связи с этим они намерены установить фиксированный минимальный размер сбора: 500 рублей – с физлица, и 5 тысяч рублей – с организации. Такие суммы придется заплатить, даже если задолженность является «копеечной».
Перед компаниями, которые работают в России, но не имеют в собственности недвижимости на ее территории, замаячила возможность освобождения от обязанности представлять налоговикам расчеты по авансовым платежам и декларацию по налогу на имущество организаций. Соответствующий законопроект успешно прошел в Госдуме первое чтение. Разработчики документа справедливо полагают, что таким образом удастся уменьшить всякого рода затраты юрлиц на подготовку и сдачу «пустых» ежеквартальных расчетов и «нулевых» деклараций. На руку это и контролерам, поскольку у них отпадет необходимость принимать и обрабатывать чисто формальную отчетность.
Отчитываться по НДС за второй квартал текущего года предпринимателям предстоит по новой декларации. Как рассказала корреспонденту «ФАФИ» начальник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Ольга Цыбизова, вариант новой формы уже разработан, однако в настоящее время представляется еще достаточно «сырым». С целью доведения документа «до ума» проводятся консультации с представителями ФНС. Впрочем, заверила Цыбизова, разработчики намерены уложиться в отведенные сроки и надеются, что в июне декларация уже будет зарегистрирована в Минюсте.
Как пояснила представитель Минфина, целью корректировки бланка отчетности стало приведение его в соответствие с Законом от 13 октября 2008 г. № 172-ФЗ (предоставляющим компаниям платить НДС в рассрочку – ежемесячно, равными долями, а не ежеквартально) и Законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ. Последний из перечисленных документов, в частности, устанавливает обязанность выставления счетов-фактур при получении налогоплательщиком сумм оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) и определяет порядок принятия к вычету сумм НДС, уплаченных на основании таких счетов-фактур. Поэтому в «новой редакции» НДС-декларации, по всей видимости, будут выделены строки для вычетов и восстановления НДС по авансовым платежам. О других новшествах, по мнению представителя финансового ведомства, говорить пока рано, так как форма еще не утверждена.
Около 80 процентов строительных компаний в скором времени из-за финансового кризиса уйдут с рынка недвижимости России, заявил РИА Новости генеральный директор Российского союза строителей (РСС) Михаил Викторов.
По его словам, речь идет, прежде всего, о компаниях, которые занимаются жилищным строительством. В сфере дорожного и в сфере промышленного строительства ситуация более стабильная, отметил гендиректор РСС.
О том, что весной 2009 года по России может прокатиться волна банкротств девелоперов, эксперты заявляли еще в начале года. По их мнению, выжить в условиях кризиса смогут лишь компании, не имеющие крупных долговых обязательств, а также те застройщики, которые получат госпомощь.
В марте вице-президент Ассоциации строителей России (АСР) Владимир Пономарев заявлял, что около 70 процентов строительных компаний России находятся на грани банкротства. По его словам, трудности застройщиков связаны с высокой долговой нагрузкой и резким падением объема продаж недвижимости.
Чтобы не платить высокие проценты по займам, девелоперы предпочитают уступать кредиторам часть бизнеса или продавать активы. В частности, так поступили корпорация "Главстрой", Kopernik Group (ранее группа компаний МИАН), группа ПИК, компания "Капитал Груп", корпорация "Квартстрой", MosCityGroup.
В декабре 2008 года правительство РФ утвердило список из 295 системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение, которые смогут рассчитывать господдержку в том или ином виде. В список, в частности, были включены 6 компаний строительного сектора: группа компаний "ПИК", группа "СУ-155", группа ЛСР, "ДСК-1", корпорация "Главстрой" и холдинг "Интеко". Эти компании подали заявки на получение госгарантий по кредитам на общую сумму около 140 миллиардов рублей.
Скоро на рассмотрение в Госдуму поступит законопроект, пересматривающий перечень оснований для продления выездной проверки до 4 или 6 месяцев. Соответствующие поправки будут внесены в Налоговый кодекс. Теперь только те налогоплательщики, которые имеют в своем составе от четырех до десяти обособленных подразделений, или те, которые не представляют в течение десяти дней документы, необходимые для проведения проверки, могут опасаться продления процедуры до 4 месяцев. На полгода инспекторы имеют право задержаться в компаниях состоящих более чем из десяти обособленных подразделений.
Главное налоговое ведомство страны ввело в действие методические рекомендации, согласно которым налоговые органы должны вести информационный ресурс по зачету и возврату налогоплательщикам излишне уплаченных сумм (приказ ФНС России от 25.12 2008 № ММ-3-1/683, обновлен приказом ФНС России от 20.03.2009 № ММ-7-1/131).
Информационный ресурс поделен на следующие разделы учета операций: при обнаружении переплаты, по зачету и возврату излишне уплаченных или взысканных сумм, по возмещению налогов. Также приказом установлены формы решений о зачете и возврате и формы извещений, направляемых налогоплательщикам.
В письме от 6 апреля 2009 г. № 03-03-06/4/29 Минфин России разъяснил, как учитываются курсовые разницы в связи с переоценкой суммы валютных ценностей и требований (обязательств) в виде предварительной оплаты имущества, которая произведена в иностранной валюте. Такие курсовые разницы для целей налогообложения прибыли учитываются на дату перехода права собственности по операциям с указанным имуществом и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» претерпело изменение — из него исключили абзац первый пункта 18. Данный абзац устанавливал способы ведения бухгалтерского учета, принятые при формировании учетной политики организации и подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности: способы амортизации ОС и НМА; оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг; другие существенные способы ведения бухгалтерского учета. Соответствующие изменения внесены приказом Минфина России от 11 марта 2009 г. № 22н.
Несмотря на поправки, перечисленные способы необходимо раскрывать в отчетности, так как сохранил свою силу пункт 17 ПБУ 1/2008, согласно которому организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета.
Правительство РФ отклонило поправки в закон об ОСАГО, которые предусматривали отказ от компенсации утраты товарной стоимости пострадавших в ДТП автомобилей, а также введение в расчет выплат учета износа деталей машины. Как пишет "Коммерсант", в своем отзыве на законопроект чиновники сослались на решение Верховного суда РФ, который признал, что "поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит к взысканию со страховой организации по договору ОСАГО".
Поправки в закон об ОСАГО в Госдуму были внесены еще в 2008 году - в декабре прошлого года они прошли первое чтение и были рекомендованы банковским комитетом Госдумы к принятию во втором чтении. Однако многие депутаты, по информации чиновников, выражали недовольство этим проектом, и поэтому правительство решило, что данные поправки "могут вызвать нездоровый общественный резонанс".
Теперь, по мнению экспертов, необходимо чтобы компенсация утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля была четко прописана в законе об ОСАГО - сейчас, как отмечают сами страховщики, выплаты производятся без учета УТС, но с учетом износа деталей. Если такой пункт появится в законе, то страховые выплаты возрастут примерно на 10-15 процентов. "В ряде стран с аналогичным РФ автопарком - таких как Украина, Белоруссия и Казахстан - это напрямую зафиксировано в законодательстве, не вижу оснований того, чтобы и у нас не было так же", - заявил заместитель руководителя Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин.
Напомним также, что недавно Минфин ввел новые коэффициенты по ОСАГО, которые увеличили стоимость страховки для молодых и неопытных водителей в 2-3 раза. Кроме того, РСА настаивает и на увеличение базового тарифа ОСАГО из-за убыточности данного вида страхования. Однако, по данным Федеральной службы страхового надзора, по итогам первого квартала 2009 года страховщики собрали 16,7 миллиарда рублей, а сумма выплат составила 11,2 миллиарда рублей.
Президиум фракции "Единой России" в Госдуме одобрил 13 мая 2009 года концепцию законопроекта об ускоренном возмещении налога на добавленную стоимость (НДС), пишет газета "Ведомости". Теперь авторы документа единоросы Валерий Драганов и Юрий Васильев должны написать законопроект, который упростит схему ускоренного возмещения НДС, предложенную Министерством финансов России в середине апреля 2009 года.
В апреле заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что по схеме Минфина, налогоплательщик, предоставивший банковскую гарантию, сможет получить возмещение НДС еще до проведения проверки документов, поданных в налоговые органы. Если же проверка покажет, что налогоплательщик не имел права на полное возмещение НДС, соответствующая сумма будет уплачена через механизм банковской гарантии. При этом срок возмещения НДС составит всего 30 дней, вместо нынешних 3-6 месяцев.
Единоросы, в отличие от Минфина, предложили ввести дополнительные льготы для крупнейших компаний-налогоплательщиков. Согласно схеме единоросов, таким компаниям не надо будет предоставлять банковские гарантии для возмещения НДС, поскольку ее статус сам по себе уже является доказательством ее устойчивости. Условием возмещения НДС без банковской гарантии будет отсутствие задолженности перед бюджетом.
Идею ускоренного возмещения НДС поддержало Минэкономразвития, однако ведомство считает, что вопрос разделения компаний на те, кому нужна гарантия и те, кому не нужна, требует дополнительного тщательного обсуждения. За упрощение процедуры возмещения НДС выступает и Российский союз промышленников и предпринимателей.
В конце 2007 года руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов назвал НДС "наиболее коррупционным" налогом. По его мнению, это обусловлено трудоемкой процедурой возмещения НДС налогоплательщикам, которые, стремясь избежать уплаты налога, пытаются уйти от него с помощью фирм-однодневок.
Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан объявил об открытии программы «Лизинг-грант». Суть этой программы — выдача грантов начинающим предпринимателям. Совокупный объем инвестиций в программу составит 200 млн. рублей. Проект направлен на стимулирование сельского хозяйства, строительства и перерабатывающей промышленности. Предприниматели, которые выиграют гранты, смогут получить оборудование, необходимое для открытия своего дела. Размеры грантов составят от 100 000 рублей до 1 млн. рублей.
Перечень представителей контрольных ведомств, осужденных за вымогательство взяток у предпринимателей, на днях пополнился представителем Роструда.
Как сообщает пресс-служба Следственного комитета при прокуратуре, сотрудник бурятской Гострудинспекции получил от своего руководства задание провести плановую проверку одного из местных ОАО. Однако обязанности свои ревизор истолковал весьма своеобразно: явившись в офис компании, он чуть ли не с порога пообещал ее руководителю, что проверка будет носить формальный характер. В обмен на такую «толерантность» инспектор запросил 10 тысяч рублей, а в случае отказа пригрозил непременно найти какие-либо нарушения и применить разнообразные санкции, вплоть до приостановления деятельности фирмы.
Дальше сюжет этой «криминальной пьесы» развивался вполне тривиально: директор компании покивала головой, а сама сообщила о факте вымогательства правоохранителям, после чего трудинспектор был задержан с поличным. Суд признал его виновным по части 2 статьи 290 Уголовного кодекса – «Получение взятки должностным лицом», и приговорил к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кроме того, инспектор на три года лишен права занимать государственные должности.
Налоговики не вправе определять доход предпринимателя, руководствуясь одной лишь банковской выпиской о движении средств на его расчетном счете. Об этом говорится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. № Ф04-888/2009(5125-А45-46).
В данном случае новосибирские налоговики в ходе проверки местного ИП с негодованием обнаружили, что тот, помимо розничной торговли, подпадающей под ЕНВД, осуществляет еще и оптовую продажу, не утруждая себя ведением раздельного учета и не уплачивая НДС, ЕСН и НДФЛ. Эти налоги, а также пени и штраф, были ему немедленно доначислены. Причем проверяющие определили размер дохода на основании выписки банка о поступлении денег от покупателей на расчетный счет.
Арбитры, признавая вину коммерсанта, в то же время уличили в некотором лукавстве и налоговиков. Они указали, что инспекция при доначислении налогов должна была определить выручку ИП на основании первичных бухгалтерских документов. А выписка из банка свидетельствует лишь о поступлении денежных средств на расчетный счет и не доказывает факт получения дохода от реализации товаров. На этом основании санкции были признаны неправомерными.