По-видимому, вскоре компании и предприниматели смогут узнать о том, во сколько им обойдется усовершенствование противопожарного надзора. По сообщению пресс-службы российского МЧС, проекты нормативных актов, утверждающих порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска, правила разработки и представления деклараций пожарной безопасности разработчики обещают подготовить к 1 ноября. К тому же сроку регламентируют процедуру пожарного аудита. Все документы разместят для публичного обсуждения на официальном сайте министерства и на интернет-странице ФГУ ВНИИПО МЧС.
Компании, занятые оборотом спиртосодержащей продукции (алкогольных напитков, парфюмерии, бытовой химии и пр.), могут проверить сведения о своих контрагентах. Свежую версию соответствующего государственного реестра от 10 октября 2008 года можно скачать на официальной веб-странице ФНС. В документе представлены сведения о более чем 4700 выданных и аннулированных лицензиях, а также данные о разрешительных документах, действие которых приостановлено или, напротив, возобновлено. Напомним, что недостаточная осмотрительность при выборе поставщика может обернуться для компании или ПБОЮЛ серьезными неприятностями. Согласно пункту 1 статьи 25 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте, подлежат изъятию.
Компания обязана удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с выплаченного вознаграждения ПБОЮЛ, получение которого не связано с его предпринимательской деятельностью. На это указывает Минфин в письме от 3 октября 2008 г. № 03-04-06-01/288. Финансисты отметили, что вопрос о порядке уплаты НДФЛ решается не только в зависимости от наличия у физлица статуса индивидуального предпринимателя, но и от вида выплачиваемого дохода и, соответственно, от налогового статуса организации – источника его выплаты.
Само по себе нарушение условий договора, за которое предусмотрена неустойка, не является основанием для включения ее в доходы. Такой вывод следует из письма Минфина от 6 октября 2008 г. № 03-03-06/2/133. Финансисты указали, что в соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса в составе внереализационных учитываются доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств. Однако, отмечают представители финансового ведомства, увеличивать базу по налогу на прибыль следует только после того, как должник признает неустойку либо ее присудят служители Фемиды.
Депутаты Госдумы России на заседании 17 сентября приняли в первом чтении законопроект о защите интересов малого бизнеса при проведении проверок. Если все пройдет по плану, соответствующий федеральный закон начнет действовать уже с начала следующего года.
Предполагается, что плановые проверки предпринимателей не должны проходить чаще, чем один раз в три года. Исключение сделано лишь для мероприятий в отношении социально значимых объектов (дошкольные воспитательные, лечебно профилактические учреждения и т. д.). Внеплановые же проверки должны проводиться только в случае, когда на малых предприятиях возникают аварийные ситуации, угроза жизни и здоровью граждан, а также ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды.
Законодатели собираются всерьез ограничить поводы для выездных проверок контролирующих органов. Например, нельзя «выезжать» на проверку, если для контроля за субъектом предпринимательства достаточно представленных документов. Кроме того, ревизоры из разных ведомств не имеют право организовывать проверки по одному и тому же поводу.
В законопроекте четко прописан максимальный срок выездных проверок: для микропредприятий — не более 20 часов, а для малых предприятий — не более 70 часов.
Для тех, кто ведет облагаемые и не облагаемые НДС виды деятельности, закончился период неопределенности. Финансисты и налоговики пришли к единому мнению, что распределять «входной» НДС нужно пропорционально долям выручки по разным видам бизнеса по состоянию на конец текущего налогового периода, то есть квартала. Это, как показал 2008 год, не удобно. Но полностью соответствует нормам Налогового кодекса России о НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Центральным Банком РФ обнародованы новые правила кассового обслуживания кредитных организаций и иных юридических лиц. В частности, в Указании ЦБ от 27 августа 2008 года № 2060-У регламентирован порядок сдачи и получения «налички» в учреждениях Банка России. Согласно новым правилам, представитель организации должен сдавать в кассу учреждения Банка России денежную наличность без формирования и упаковки банкнот в корешки и пачки. Более того, монеты теперь нельзя прятать в мешки, пакеты, тюбики. Если денежные знаки вызывают сомнение в платежеспособности, объявление на взнос наличными от представителя фирмы переоформляется и возвращается ее бухгалтеру. При обнаружении признаков подделки денежные знаки будут передаваться сотрудникам территориального ОВД. Информация об этом сообщается организации по её просьбе в день обращения. В случае зачисления неплатежеспособных денег на банковский счет фирма должна будет составить соответствующий акт об аннулировании счета.
С 1 октября количество контролирующих служб на российских международных автомобильных пунктах пропуска сократилось с семи до двух. На границе введен в действие принцип «одна остановка — одно окно». Теперь там остались только пограничники и таможенники. Это означает, что для импортеров, ввозящих продукты, товары, автомобили, животных, цветы и растения, наступили райские времена. Отныне им не придется стоять в очередях ко всем проверяющим, ведь таможенников наделили полномочиями санитарных врачей, ветеринаров, фитосанитаров и транспортных инспекторов. На данные профессии служители таможни смогут переквалифицироваться буквально мгновенно, проверяя соответствующие документы перевозчиков непосредственно при въезде в пункты про- пусков, благодаря чему импортер будет проводить на территории пункта не более 10 минут. Конечно, в том случае, если у ревизоров не возникнет каких-либо подозрений. Если же такая ситуация все-таки произойдет, они смогут подключить к проверке представителей профильных федеральных ведомств, которые остались за линией границы. К примеру, в случае, когда при сверке сопроводительных документов обнаружатся недочеты — превышены габариты и вес грузовика, замечено отсутствие отличительных знаков государства регистрации авто и так далее, — таможенники пригласят транспортных инспекторов. По аналогичному принципу будут отслеживать и документацию по ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю.
Кстати, досматривать грузы станут лишь в исключительных случаях. Для этого площадки поделят на «красную» и «зеленую» зоны. На последней дополнительные виды таможенного контроля не потребуются.
Федеральная налоговая служба России подготовила для налогоплательщиков отличный сервис — налоговый навигатор по важнейшим документам, обнародованным во второй половине июля – первой половине августа 2008 года. Он размещен на официальном сайте ведомства www.nalog.ru. Такой навигатор наверняка окажется полезным для налогоплательщиков. Главное, чтобы информация на нем вовремя обновлялась. Кстати, там можно найти ссылки на законы, которые с 1 января 2009 года вносят поправки в Налоговый кодекс.
Голос представителей туристического бизнеса, протестующих против предполагаемого резкого увеличения размера фингарантий для участников этого рынка, наконец услышан. Накануне, в ходе прошедшего в стенах Федеральной антимонопольной службы совещания, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев высказал мнение, что такие меры «несут определенную угрозу для функционирования рынка», поскольку «могут вынудить мелких участников уйти в «серую зону» из-за непосильной цены страховки или банковской гарантии». Аналогичную точку зрения озвучили присутствовавшие на мероприятии представители РСПП, ТПП и Российского союза туриндустрии (РСТ). При этом бизнес настаивает на дифференциации ставок в зависимости от размера и оборота компании. «Антимонополисты» относятся к такому подходу положительно. Как сообщает пресс-служба ФАС, в самое ближайшее время ведомство сформулирует официальную позицию по результатам состоявшегося обсуждения и направит свои рекомендации в нижнюю палату парламента, а также в Министерство спорта, туризма и молодежной политики.
Напомним, что в настоящее время в Госдуме находятся два законопроекта по внесению поправок в статью 17.2 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Один из них предполагает увеличение размера финансового обеспечения для компаний, подвизающихся на ниве международного туризма, с нынешних 10 до 100 миллионов рублей. Авторы другого документа предлагают поднять планку до 150 миллионов.
Контролеры вправе взыскать с коммерсанта расходы на проведение экспертизы товара даже в том случае, если не смогли привлечь его к административной ответственности за выпуск некачественной продукции. Такой неутешительный вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2008 г. № Ф08-5483/2008-1983А.
Как следует из материалов дела, в 2006 году представители местного управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по результатам экспертизы пришли к выводу, что некоторые образцы произведенного ПБОЮЛ товара (швейные и трикотажные изделия) не соответствуют обязательным требованиям ГОСТ 10581-91. Однако с составлением протокола и вынесением решения о наказании проверяющие почему-то припозднились. Когда же судьи отказали контролерам в привлечении предпринимателя к административной ответственности по причине пропуска срока исковой давности, те потребовали от проблемного ПБОЮЛ компенсировать им затраты на проведение экспертизы в сумме 10 тысяч рублей. Мол, с паршивой овцы хоть шерсти клок…
На этот раз судьи признали требования вполне обоснованными, указав что Закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не исключает право представителей госведомств на возмещение расходов по проведению испытаний при выявлении нарушений обязательных требований в случае если контролируемое лицо не привлечено к административной ответственности. Сам-то факт нарушения доказан.
«Такое положение вещей мы в шутку называем «нормой о мыле и веревке». Ведь по сути «приговоренному к повешению» предлагается оплатить еще и процедуру своей казни. Однако напомню, что постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2008 г. № 10-П взыскание с нарушителя расходов на контрольные мероприятия было признано неконституционным и отменяется с 1 января 2009 года», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев.
Не исключено, что вскоре сотрудники ФТС смогут приостанавливать как минимум на семь дней выпуск в обращение любых товаров, лицензионность которых вызывает сомнение, даже в том случае, если содержащиеся на них товарные знаки не внесены в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. При этом не потребуется и соответствующее заявление предполагаемого правообладателя. Законопроект, предусматривающий такое расширение полномочий сотрудников таможенных служб, Госдума одобрила в первом чтении.
Не исключено, что уже в будущем году налог на добавленную стоимость будет отменен. По крайней мере, в необходимости такого шага убежден директор Института новой экономики Сергей Глазьев. Об этом он заявил на прошедшем в российской ТПП РФ заседании «О трудностях, сложившихся в финансово-экономической сфере и мерах по их преодолению».
В пользу менее радикальных мер по реформированию данного налога высказалась председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева. Она настаивает на «аварийном» снижении НДС до десяти процентов, причем «задним числом», а именно – с III квартала 2008 года. Кроме того, выражая мнение многих представителей делового сообщества, Дмитриева предложила уже с IV квартала ввести налоговые каникулы для всех субъектов малого бизнеса. По ее мнению, фирмы и ПБОЮЛ следует на время освободить, в частности, от уплаты налогов на прибыль, имущество, земельного налога, а «упрощенцев» – от единого налога. Однако президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе отметил, что в период таких каникул следует не отменить налоги полностью, а лишь существенно снизить их, чтобы не разрушить саму систему учета.
Рассчитаться с бюджетом по части НДС за третий квартал текущего года компании смогут не одномоментно, а в три этапа. Соответствующие поправки во вторую часть Налогового кодекса, в авральном режиме принятые Госдумой на прошлой неделе, в столь же спешном порядке одобрены Советом Федерации. Спешка депутатов и сенаторов обусловлена вполне объективными обстоятельствами: данный документ, предусматривающий, что сумма НДС, исчисленная по итогам налогового периода, уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех последующих месяцев, должен вступить в силу с 1 октября.
Число аккредитованных организаций в сети удостоверяющих центров ФНС, где можно получить электронно-цифровые подписи, достигло 37. Полный актуализированный список компаний, которые занимаются генерацией сертификатов ключей ЭЦП, накануне налоговики разместили на своем официальном сайте. В перечне указаны как названия удостоверяющих центров, так и адреса их фактического местонахождения.
Юрлица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи, отныне должны следовать новому порядку оформления путевых листов. Не далее как 8 октября Минюст зарегистрировал приказ Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». При этом приказ ведомства от 30 июня 2000 г. № 68, которым ранее были утверждены формы путевых листов для ПБОЮЛ, признан утратившим силу.
По новым правилам путевой лист, помимо наименования, номера и срока действия, должен содержать информацию о транспортном средстве, его собственнике, а также о водителе. Оформлять этот документ нужно на один день или на срок, не превышающий одного месяца. В случае если транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление нескольких «путевок» раздельно на каждого водителя. Собственники автомобилей обязаны регистрировать оформленные путевые листы в одноименном журнале регистрации. Хранить их, как и прежде, необходимо не менее пяти лет.
Денежные средства, которые поступают на расчетный счет «упрощенца» в качестве залога или задатка по тому или иному договору, не увеличивают базу по единому налогу. К такому выводу пришел Минфин в письме от 6 октября 2008 г. № 03-1-04/2/153. Финансисты напомнили, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. В то же время в подпункте 2 пункта 1 данной нормы как раз поименованы поступления в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.
В преддверии Нового года компания провела лотерею среди своих потенциальных покупателей, предварительно оповестив местную налоговую инспекцию о готовящейся акции. Каково же было удивление фирмы, когда за этим последовалЕ административный штраф по части 1 статьи 14.27 КоАП РФ. Так налоговики отреагировали на то, что фирма провела мероприятие, не испросив дозволения инспекции. Организацию такой поворот событий не удовлетворил, и она отказалась исполнять волю инспекции. Чиновники обратились за справедливостью в суд. Арбитры первой инстанции, а затем и апелляционной поддержали фискалов, но фирму это не переубедило. В конечном счете дело перешло в кассацию. Здесь судьи поддержали налогоплательщика, указав коллегам на допущенные ими ошибки при рассмотрении дела. Так, из части 1 статьи 14.27 КоАП РФ следует, что юридическое лицо должно быть привлечено к административной ответственности, если оно проводит лотерею, не получив в установленном порядке соответствующего разрешения или не уведомив об этом инспекцию. При этом пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О лотереях» от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ для стимулирующей лотереи предусмотрен уведомительный порядок (п. 1 ст. 7 № 138-ФЗ). На этот факт и не обратили внимания нижестоящие суды (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 августа 2008 г. № Ф04-5249/2008(10560-А27-6)).
Минфин России разъяснил налогоплательщикам, как учесть коммерческие и управленческие расходы. Это можно сделать в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг — полностью в том отчетном году, когда они были признаны в качестве расходов по обычным видам деятельности. Об этом сказано в письме от 2 сентября 2008 г. № 07-05-06/191. Чиновники сослались на ПБУ 10/99 «Расходы организации». В том же письме финансисты напомнили о том, что если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по НДС не исчисляет, то принимать к вычету суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), не нужно. Причем налоговые вычеты производятся не ранее того квартала, в котором возникает налоговая база по НДС.
Вскоре гражданам, занимающимся в столице торговлей некачественными товарами или не имеющим надлежащих документов на продукцию, придется несладко. 26 сентября депутаты Мосгордумы обсуждали возможность ужесточения ответственности за данные преступления в Кодексе об административных правонарушениях города Москвы: увеличение штрафа и конфискацию товара. Надо отметить, что существующая ныне сумма платежа просто смешная — 2000 рублей, поэтому эту цифру чиновники хотят поднять в 10 раз, благодаря чему она составит 20 000 рублей. Соответствующие нормы предлагается закрепить в статье 11.13 КоАП г. Москвы.
Кроме того, дополнения ждут статью 11.11 того же документа. Они будут регламентировать порядок конфискации товаров, реализуемых в несанкционированном месте или без надлежащих документов. Правда, столичные законодатели еще не решили, что делать с изъятыми товарами — то ли передавать в благотворительные фонды, то ли уничтожать. Но как справедливо заметили чиновники, уничтожать можно только контрафактную продукцию, а как поступать с товарами надлежащего качества — еще предстоит определить.