04.04.2008
Возможно, в ближайшем будущем при перевозке товаров через границы стран СНГ предпринимателям придется руководствоваться новыми таможенными правилами. За изменение основ законодательства в этой сфере выступили участники заседания экспертов Совета руководителей таможенных служб государств Содружества. По их признанию, многие действующие принципы уже морально устарели и нуждаются в пересмотре. Но если поправки в Таможенный кодекс находятся лишь в стадии обсуждения, то проект Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств-участников СНГ, уже готов. И вполне возможно, что летом, после заседания Совета, он станет руководством к действию.
Желание налоговиков как можно быстрее ознакомиться с документами компании чисто по-человечески понять можно. Однако это вовсе не повод изымать у компании запрошенные бумаги до истечения срока, отведенного для их представления, уточняет ФАС Центрального округа в постановлении от 22 февраля 2008 г. по делу № А48-1613/07-15.
Итак, 23 апреля минувшего года орловские налоговики в ходе выездной проверки запросили у местной организации кипу документов. Проверяемые заверили инспекторов (и этот факт зафиксирован документально), что в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса они непременно представят бумаги в пятидневный срок. Однако контролеров такие обещания почему-то не удовлетворили: в этот же день они произвели выемку подлинников документации. Причину такого форс-мажора бравые налоговики не смогли внятно объяснить не только оторопевшим «клиентам», но и представителям первой и апелляционной судебных инстанций, которые категорически не одобрили такую поспешность. И все же в ИФНС решили биться до победного конца и подали кассационную жалобу. Результатом стал опять-таки неутешительный для них вердикт. Арбитры указали, что в соответствии с положениями подп. 3 п. 1 ст. 31 и ст. 89 Налогового кодекса инспекторы при проведении проверок вправе производить выемку лишь в случаях, когда у них есть достаточные основания полагать, что бумаги будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Причем эти подозрения надо еще и обосновать. В противном случае ни о какой законности таких действий речь не идет.
Налоговики не вправе не принять своевременно поданную отчетность, даже если в ней обнаружены ошибки. «Почетная» обязанность напомнить контролерам эту простую истину на сей раз выпала судьям ФАС Западно-Сибирского округа, что они и сделали в постановлении от 6 марта 2008 г. № Ф04-1417/2008(1520-А75-19).
Как следует из материалов дела, фирма из г. Радужный (Ханты-Мансийский автономный округ) 28 марта минувшего года направила местным налоговикам в электронном виде сведения по налогу на доходы физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2006 год, что подтверждается протоколом входного контроля. Но, несмотря на то, что фирма уложилась в отведенные законодательством сроки сдачи отчетности, инспекторы не приняли документ из-за выявленных недочетов. После работы над ошибками фирма повторно, уже 4 апреля 2007 г. «сбросила» документы в инспекцию, однако была оштрафована за нарушение пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса. Арбитры, к которым коммерсанты обратились за подмогой, встали на сторону компании, указав, что ответственность по данной статье наступает лишь тогда, когда сведения не представлены в установленный срок, а о наличии или отсутствии в них ошибок в данном случае речи не идет. Следовательно, санкции налоговиков обоснованными не являются.
Неудачей закончилась попытка предпринимателя нетрадиционным способом наказать налоговиков за задержку НДС-возмещения. ФАС Восточно-Сибирского округа посчитал его требования слишком уж экзотическими и постановлением от 18 февраля 2008 г. № А33-1511/07-Ф02-184/08 отказал ему в этом удовольствии.
Согласно материалам дела, в 2003 году индивидуальный предприниматель из Красноярска через суд добился от налоговиков возврата НДС, а заодно и выплаты процентов за несвоевременное возмещение налога. Как это часто бывает, выполнять решение суда в его «процентной» части инспекторы вовсе не спешили. Тогда коммерсант вновь обратился к арбитрам с требованием обязать ИФНС «проиндексировать» задержанные суммы с учетом инфляции, ибо в результате проволочки их покупательная способность заметно снизилась. Однако судьи «инфляционную составляющую» во внимание не приняли, указав в своем вердикте, что индексирование суммы процентов, подлежащих начислению на сумму невозвращенного (несвоевременно возвращенного) налога с учетом коэффициента инфляции, попросту не предусмотрено Налоговым кодексом.
03.04.2008
8 апреля с 13 до 15 часов журнал «Московский бухгалтер» проводит Горячую линию на тему «Условия и порядок принятия к вычету предъявленной суммы НДС».
На вопросы ответит ведущий консультант ООО «Центр аудита и консалтинга» Рыжикова Галина.
Вопросы можно задать по телефону (495) 363-95-42 или заранее прислать на электронную почту
[email protected]
Через год Россия столкнется с масштабным валютным кризисом – гораздо более тяжелым, чем дефолт 1998 года. С таким предупреждением выступил накануне руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич на конференции в Высшей школе экономики (ВШЭ).
Главный экономист Всемирного банка (ВБ) по России Желько Богетич согласился с пессимистическим прогнозом, отметив, что «вопрос только в сроках».
Причины будущего кризиса у каждого экономиста свои. Представитель ВБ видит главную опасность для России в нестабильности госбюджета. А руководитель ЭЭГ – в дефиците валюты и бегстве капиталов из России, к которому подталкивает ошибочная политика властей.
«Постоянно растущие расходы бюджета сделали Россию гораздо более чувствительной к колебаниям мировых нефтяных цен», – считает главный экономист Всемирного банка. По его словам, вместо диверсификации в последние годы в России увеличивалась зависимость российского бюджета от нефтяных доходов.
Эксперты ВБ сделали прогноз по четырем сценариям бюджетной политики. Если российское правительство соглашается на снижение НДС с потерей примерно 1,5% ВВП, то уже к 2025 году Россия «проест» все свои резервные фонды и превратится в чистого должника и заемщика.
В случае активных госинвенстиций в инфраструктуру и поддержку пенсионной системы из госбюджета «банкротство» наступит в 2018 году. И лишь в случае отказа от этих расходов бюджет может растянуть «проедание» нефтяных резервов до 2040 года.
Четвертый сценарий ВБ предполагает снижение цен на нефть до 30 долларов за баррель, и в этом случае, по словам Богетича, Россия превратится в чистого должника «чрезвычайно быстро».
Если эксперты Всемирного банка относят бюджетный кризис на среднесрочную перспективу, то глава ЭЭГ Евсей Гурвич видит опасность возникновения валютного кризиса уже в районе 2009 года. «Опережающий рост импорта и нарастающий долг частного сектора приведет к дефициту счета текущих операций уже через два года, при этом гораздо большую опасность для России представляют не колебания нефтяных цен, а опасность быстрого оттока капитала», – предупреждает экономист.
По его данным, внешний долг российских компаний растет на 50% в год в долларовом выражении и уже перевалил за годовой объем экспорта. При этом за последние семь лет отношение внешнего долга к ВВП и объему экспорта выросло в 3-4 раза. Одновременно на 30% в год растут физические объемы импорта, тогда как экспорт из России увеличивается в физических объемах лишь на 7%.
«Импорт и внешний долг стремительно увеличивается, и пока не видно никаких стабилизаторов или тормозов для предотвращения валютного кризиса», – подчеркнул Гурвич.
По словам российского экономиста, последствия предстоящего кризиса будут более тяжелыми, чем дефолт 1998 года. «В отличие от ситуации 1998 года новое падение экономики может продлиться не один-два года, а несколько лет подряд», – поясняет Гурвич.
Избежать кризиса, по его мнению, можно только перейдя к гибкому курсу рубля, ограничив госрасходы, они должны увеличиваться не больше прироста ВВП, а также взяв курс на политику дорогих денег, которые ограничат кредитование предприятий.
Однако власти, по словам Гурвича, не способны поставить правильный диагноз экономическим проблемам России и фактически подталкивают страну к валютному кризису. Вместо контроля над кредитами и внешними займами они стремятся вернуть ситуацию дешевых денег, наращивают госрасходы и увеличивают потребительский спрос.
Предотвратить надвигающийся валютный кризис, по словам руководителя ЭЭГ, может ограничение потребительских расходов с одновременным наращиванием инвестиций. «Сегодня нужно не снижать, а увеличивать НДС. А сокращать следует налог на прибыль предприятий, стимулируя тем самым их инвестиции. Однако власти сегодня, напротив – говорят о снижении НДС», – отмечает экономист, называя снижение НДС примером неверного диагноза экономических проблем.
Против снижения НДС выступили многие участники конференции ВШЭ. «Я не против сокращения налогов, но НДС нужно снижать в последнюю очередь. Сначала я бы снизил налог на прибыль», – заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев.
«Снижения НДС добиваются только сырьевые экспортеры, а среди тысячи опрошенных нами предприятий уровень налоговых ставок является лишь пятым или шестым по значимости вопросом. Причем проблему НДС почти не упоминают в опросах руководители предприятий обрабатывающего сектора», – заявил эксперт Института экономики переходного периода Лев Фрейнкман.
«Сегодня для повышения НДС гораздо больше оснований, чем для его снижения», – уверен выступивший на конференции экономист Международного валютного фонда Дэвид Хаунер.
Необходимо решать вопрос с упрощенным налогообложением гостиничного бизнеса. Об этом заявил сегодня на заседании Правительства РФ премьер-министр Виктор Зубков, комментируя проект стратегии развития туризма в России на период до 2015 г.
"Как только человек построил гостиницу, его сразу по полной программе облагают налогами", - сказал В.Зубков.
В связи с этим гостиницы регистрируются как жилые строения, "туда берут постояльцев, а бюджету – ничего", отметил премьер-министр.
"Неразвитость инфраструктуры, низкий уровень обслуживания, малое число экономичных предложений на рынке туризма создает серьезное препятствие для его развития", - сказал премьер-министр. Он отметил недостаточную активность регионов в туристической отрасли.
Кроме того, Виктор Зубков считает необходимым передать пляжи в региональную и муниципальную собственность. "Росимущество сидит как собака на сене: ничего не делает и не передает (пляжи) регионам и муниципалитетам… Надо этот вопрос решить и поднять его на государственный уровень", - сказал В.Зубков.
Сомнение у премьер-министра вызвало и одно из задекларированных приоритетных направлений – туризм в Арктике. "Видимо, от безысходности – инфраструктуры в Арктике нет никакой, и говорить об этом преждевременно", - отметил В.Зубков.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) готова передать Центробанку часть своих полномочий, пишет "Коммерсант". Речь идет о сборе и анализе информации об участниках финансового рынка России.
Взамен ФСФР хочет взять на себя часть функций по банковскому регулированию. По словам руководителя ФСФР Владимира Миловидова, реформа нужна, чтобы приблизить стандарты финансовой отчетности профучастников к требованиям Банка России.
Как считают эксперты, данные изменения сходны с теми, что предложил министр финансов США Генри Полсон для американской финансовой системы. По плану реформы, ФРС получит больше полномочий в регулировании рынков, равно как и ЦБ в тезисах Миловидова.
Участники рынка признают, что у ФСФР нет возможности в массовом порядке проверять отчетность профучастников. При передаче этой функции Центробанку эффективность регулирования существенно повысилась бы.
Депутаты Госдумы представили сразу два варианта законопроекта, который должен регулировать деятельность платежных терминалов, пишет газета "Коммерсант".
Первый вариант, представленный на заседании банковского комитета Госдумы, направлен на максимальную защиту интересов участников рынка. В нем, в частности, нет пунктов об ограничении перечня услуг, которые можно оплатить через терминалы. Кроме того, законопроект разрешает частным предпринимателям работать без договора с банками и не предполагает их обязательного лицензирования как агентов платежных систем.
Второй вариант, наоборот, ограничивает деятельность платежных систем только приемом средств за электросвязь, жилое помещение и коммунальные услуги. Право на предоставление таких услуг предложено передать только юридическим лицам, а деятельность терминалов - лицензировать. Кроме того, терминалы, согласно проекту, необходимо будет оснастить техникой с фискальной памятью.
Необходимость закона, регламентирующего деятельность платежных терминалов, возникла из-за того, что пока эта деятельность в значительной степени остается без нормативов. В частности, действующее законодательство никак не регламентируют агентскую схему работы владельцев терминалов и платежных систем.
Следователи МВД сумели доказать, что за последние годы в России было незаконно обналичено около 350 миллиардов рублей (241 миллиард рублей и еще четыре миллиарда долларов). Об этом сообщил заместитель начальника Следственного комитета при МВД Олег Логунов. Газета "Ведомости" отмечает, что названная им сумма - лишь треть сомнительных операций, на которые указал Центробанк за год.
Незаконно обналиченные средства используются в основном для выплаты серых зарплат, а также финансирования терроризма и наркотрафика. При этом в последние годы объем "обналички" постепенно уменьшается - по расчетам ЦБ, в 2007 году он составил триллион рублей, что на восемь процентов меньше, чем в 2006 году, и в два с половиной раза меньше, чем в 2005-м.
Из-за вытеснения серых схем затраты на обналичивание растут. "Ведомости" приводят несколько экспертных мнений, согласно которым комиссия за обналичивание составляет около 10 процентов. Ранее зампред ЦБ Виктор Мельников называл ставку в 13-14 процентов. Еще год назад ставка составляла около шести процентов. Уголовные дела, связанные с незаконной обналичкой, МВД стало возбуждать пять лет назад.
Из всех федеральных ведомств чаще всего нецелевое использование средств происходит в Министерстве обороны, сообщает "Интерфакс". Таковы результаты проверок, проведенных Счетной палатой (СП) России в 2006-2007 годах.
По данным СП, на долю Минобороны приходится более 70 процентов сумм нецелевого использования. В то время как всего российскими федеральными министерствами было потрачено не по назначению 226 миллионов рублей, в оборонном ведомстве эта сумма составила 164 миллиона. Еще 9,4 миллиона приходится на МИД, 8,4 миллиона - на Минрегион. Остальное делят между собой другие 11 распорядителей средств федерального бюджета.
Впрочем, в СП отмечают необходимость сделать скидку на то, что в процентном отношении нецелевое использование средств федерального бюджета в военном ведомстве находится примерно на том же уровне, что и у других нарушителей. Дело в том, что Министерство обороны получает из бюджета гораздо большие суммы, нежели остальные ведомства.
Фирма может остаться в черном списке должников со всеми вытекающими последствиями, даже сполна рассчитавшись со всеми задолженностями. Теоретически причины для такого «невезения» могут быть разными, но главная – пресловутый «человеческий фактор», то есть, попросту говоря, «нечистоплотность» отдельных сборщиков долгов. Так, на днях в Хабаровском крае возбуждены уголовные дела в отношении двух судебных приставов-исполнителей, увлекшихся присвоением предназначенных для пополнения госбюджета денежных средств.
Как сообщает пресс-служба краевой прокуратуры, с октября 2006-го по июнь 2007 года двое сотрудников отдела судебных приставов по г. Советская Гавань ревностно взыскивали с должников предусмотренные исполнительным производством штрафы и сборы. С одного из индивидуальных предпринимателей они получили 28 тысяч рублей, с другого – 87 тысяч, с третьего – 232 тысячи рублей. Казалось бы, все замечательно, однако, как показала одна из внутриведомственных проверок, средства эти до бюджета так и не дошли, осев в карманах блюстителей законности.
Теперь фигурантам придется отвечать за содеянное по части 3 статьи 160 Уголовного кодекса – «Присвоение чужого имущества, совершенное лицом с использованием своего служебного положения», предусматривающей в виде наказания от двух до шести лет лишения свободы.
Президиум ВАС принял весьма полезное для многих компаний решение, касающееся права «наследования» налоговых льгот. Камнем преткновения в рассмотренном накануне деле № А73-13559/2006-10 стало применение реорганизованным предприятием регрессивной шкалы ЕСН.
Итак, четыре года назад некое Государственное унитарное предприятие, имевшее право на применение регрессивной шкалы соцналога, было приватизировано и преобразовано в ОАО. Новые собственники также сразу решили воспользоваться данной льготой, однако натолкнулись на непонимание сотрудников ИФНС, привлекших их к налоговой ответственности. В редакции Налогового кодекса, действовавшей на момент проверки предприятия, право на применение регрессии имели компании, у которых на дату оплаты авансовых платежей по ЕСН величина налоговой базы в среднем на одного сотрудника, поделенная на число месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляла сумму не менее 2,5 тысячи рублей. Инспекторы же в оправдание своих действий сослались на то, что, согласно НК, налоговая база по ЕСН формируется у организации с момента ее госрегистрации (ГУП был реорганизован в июне 2004 года), а налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик может претендовать на регрессию, является начало очередного года. Попутешествовав по всем инстанциям, представители которых заняли сторону налоговиков, дело дошло до высших арбитров, и здесь наметился поворот к лучшему. В определении ВАС от 23 января 2008 г. № 13584/07 о передаче дела в Президиум тройка судей высказала мнение, что, согласно Гражданскому кодексу, при смене формы собственности к вновь возникшему юрлицу переходят все права и обязанности предшественника, в том числе и права, связанные с налогообложением. Кроме того, согласно Трудовому кодексу, при реорганизации юридического лица трудовые отношения с работниками, при их согласии, продолжаются. А выплаты, осуществляемые на основе заключенных с ними трудовых договоров до реорганизации, не могут не учитываться при определении налогооблагаемой базы компании-правопреемника. Указали арбитры и на то, что согласно статье 50 НК юрлицо, возникшее в результате реорганизации, должно обеспечивать прежний уровень налоговых поступлений в бюджет. Чем, собственно говоря, и занималась оштрафованная компания. Накануне Президиум ВАС согласился с мнением тройки и отменил несправедливые санкции.
Компании, которые желают заполучить на должность главбуха или начальника финансового отдела специалиста, ранее занимавшего ответственный пост в банковской структуре, могут воспользоваться списком, опубликованным на официальном сайте Центробанка. В данном документе содержится информация о тех, кого ради собственного спокойствия трудоустраивать не стоит. В нем указаны фамилии и инициалы должностных лиц кредитных организаций, уличенных в нарушениях административного и уголовного законодательства, занимаемые ими посты, вид ответственности, суть обвинения или факты, по которым проводится расследование.
Перечень «выложен» в виде приложения к материалу «О ликвидации кредитных организаций» за период с 2005 года по 1 января 2008 года. Предполагается, что в дальнейшем он будет расширяться и обновляться на регулярной основе.
Компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые при подготовке бухгалтерской и налоговой отчетности используют программу «Налогоплательщик ЮЛ», стоит обратить внимание на обновление софта, выложенное на официальном сайте ГНИВЦ ФНС. Изменения, представленные в версии 4.11.1, внесены с учетом последних утвержденных приказов ведомства. Например, доработано программное обеспечение для формирования нескольких видов заявлений о постановке на учет фирм и ПБОЮЛ, применяющих такой спецрежим, как ЕНВД. Правильно установить программу поможет инструкция, которая также находится на веб-странице ГНИВЦ.
Сотрудники ГНИВЦ ФНС обновили программный комплекс «Возмещение НДС: Налогоплательщик». Его свежая версия 3.0.6 приведена в соответствие с актуальными изменениями налогового законодательства. В частности, при выборе налогового периода, относящегося к 2008 году, из всех видов можно установить только «квартал». Кроме того, по просьбам налогоплательщиков на вкладке «Сведения о поставщиках» реализован режим полного раскрытия списка для просмотра и сверки с данными на бумажном носителе, а поставщики отсортированы по наименованию. Полный установочный пакет программы можно скачать с официального сайта ГНИВЦ.
Размер вычета по налогу на доходы физических лиц для работников, имеющих детей, в 2009 году будет увеличен с 600 до 800 рублей. В ходе прошедшего на днях заседания Комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период правительство поддержало предложение Минфина о внесении соответствующих поправок в налоговое законодательство. При этом чиновники финансового ведомства готовы согласиться с отменой предельного размера дохода сотрудника, при достижении которого указанный вычет не предоставляется.
Планируется также, что, начиная со следующего года, с 20 тысяч до 40 тысяч рублей возрастет и верхняя планка дохода сотрудников, в пределах которой они смогут применять стандартный вычет по НДФЛ.
Законодательные власти регионов не вправе устанавливать обязанность по уплате авансовых платежей по транспортному налогу для физических лиц, а соответственно и для индивидуальных предпринимателей. К такому выводу пришли специалисты главного финансового ведомства в письме от 19 марта 2008 г. № 03-05-04-01/12. Финансисты указали, что Налоговым кодексом возможность установления отчетных периодов и авансовых платежей по транспортному налогу предусмотрена лишь в отношении налогоплательщиков-организаций (ст. 360, 363 НК). Физические же лица уплачивают налог по итогам года на основании уведомления, которое им направляет налоговая инспекция (п. 1 ст. 362 НК). Таким образом, подчеркнули представители Минфина, нормативно-правовые акты региональных властей, меняющие данный порядок, противоречат федеральному законодательству, которое имеет приоритетную юридическую силу (ст. 6 НК, ч. 5 ст. 76 Конституции). Однако, добавили они, признание подобного документа не соответствующим Налоговому кодексу возможно лишь в судебном порядке. Впрочем, обнадежили финансисты, положительные судебные прецеденты по данному вопросу уже имеются. Так, Верховный Суд признал, что свои полномочия превысили думы Тамбовской, Псковской и Амурской областей (определения Верховного Суда от 14 ноября 2007 г. № 13-Г07-8, от 20 сентября 2006 г. № 91-Г06-7, от 17 мая 2006 г. № 59-Г06-4).
02.04.2008
Участники съезда Ассоциации российских банков (АРБ) констатировали, что из-за мирового финансового кризиса многие отечественные банки оказались не в состоянии продолжать кредитовать население и бизнес теми же темпами, что и год назад. О том, что в январе 2008 года темпы роста потребительского кредитования снизились до семи процентов, на съезде сообщил президент и председатель правления банка ВТБ 24 Михаил Задорнов. В декабре 2007 года аналогичный показатель составлял восемь процентов.
Тенденция беспокоит всех без исключения участников финансового рынка. По словам председателя совета директоров национального банка "Траст" Ильи Юрова, если сокращение темпов кредитования продолжится, банкам придется пережить сложные времена.
Юров подчеркнул, что в первую очередь кредитные портфели сокращаются у коммерческих банков. Если у Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка прирост портфелей кредитов составил в прошлом году 38 процентов, у коммерческих финансовых организаций этот показатель оказался в два раза ниже.
Делегаты съезда АРБ были единодушны в том, что государству необходимо предпринимать более решительные шаги для поддержания ликвидности всей финансовой системы, а не только государственных банков. В противном случае российскую экономику ожидает значительное сокращение темпов роста.
Илья Юров также отметил, что вопреки мнению некоторых чиновников, поддержание высоких темпов прироста кредитных портфелей не окажет существенного влияния на инфляцию, поскольку эти средства идут на приобретение непродовольственных товаров.
Напомним, в конце марта стало известно, что в результате глобального кредитного кризиса мировая экономика потеряет 1,2 триллиона долларов. Об этом говорилось в отчете, который был подготовлен инвестиционным банком Goldman Sachs.
По итогам первых трех месяцев инфляция в России составила 4,8 процента. Это стало известно после того, как Росстат опубликовал данные по темпам роста цен в марте. Согласно официальной статистике, в первый месяц весны инфляция составила 1,2 процента, сообщает РИА Новости. Таким образом, уже полгода темпы роста цен не могут опуститься ниже процента за месяц.
Такая высокая инфляция свидетельствует о том, что правительству России пока не удается справиться с темпами роста цен, которые увеличиваются во всех странах с крупными экономиками. Согласно прогнозу на 2008 год, цены в России должны были вырасти на 8,5 процента за 12 месяцев. В марте этот прогноз был изменен до 9,5 процента. В 2007 году инфляция составила 11,9 процента при плановом показателе в восемь процентов.
Опережающими темпами в марте росли цены на хлеб. В 15 субъектах России он подорожал более чем на три процента. В Тамбовской области ржано-пшеничный хлеб вырос в цене более чем на 21 процент.
Инфляция в марте прошлого года составила 0,6 процента, а в позапрошлом - 0,8 процента. В 2007 году за первый квартал цены выросли только на 3,4 процента.