26.02.2008
Правительство России утвердило новое положение о лицензировании работы аудиторов, которое ужесточает требования, предъявляемые к таким компаниям. Об этом пишет газета "Коммерсант". Официально постановление не опубликовано и в силу не вступило, однако это произойдет в ближайшие дни.
В новом положении не указан срок, который отводился для выдачи лицензии. Теперь заявка на получение лицензии может рассматриваться как угодно долго. Кроме того, новое положение вводит понятие грубого нарушения условий лицензирования, к которым относится отсутствие у аудиторов квалификационных аттестатов, а также несоблюдение аудиторской тайны.
При этом отмена госрегулирования деятельности аудиторов с 1 июля может не состояться. Лицензирование будет продлено, если к 1 июля не будут приняты Госдумой поправки к закону "Об аудиторской деятельности", связанные с введением саморегулирования в аудиторской профессии. "Коммерсант" напоминает, что проект изменений в закон был принят в первом чтении еще в мае 2005 года, но его подготовка ко второму чтению продолжается до сих пор.
Напомним, что отмена лицензирования аудиторов подразумевает создание саморегулирующихся объединений компаний. В функции государства будет входить законодательное регулирование, а вопрос о том, кто и на каких условиях может осуществлять аудиторскую деятельность, будут решать сами объединения.
Лицензии на аудиторскую деятельность изначально планировалось отменить еще с первого января 2006 года, однако впоследствии был обозначен срок 1 июля 2007 года. Но Госдума не успела принять поправки, и лицензирование аудиторов было решено продлить до лета 2008 года.
Методы расследования экономических преступлений, применяемые отдельными стражами порядка, нередко противоречат основам того самого законодательства, которое они по долгу службы призваны блюсти. Так, накануне в Санкт-Петербурге начался судебный процесс над старшим следователем РУВД, который обвиняется в превышении должностных полномочий и фальсификации доказательств.
По версии следствия, в 2005 году майор юстиции, руководствуясь «ложно понятыми интересами службы», так отредактировал протокол допроса предпринимательницы, подозреваемой в совершении противоправных действий, что документ превратился одновременно и в явку с повинной, и в донос на третьих лиц. Реальный протокол допроса был закончен словами предпринимательницы: «Ничего нового по существу подозрения я сообщить не могу». Однако такой поворот дела не давал майору простора для дальнейших маневров. Выход из положения был найден поистине гениальный: превратив поставленную предпринимательницей точку в запятую, следователь дополнил ее показания следующими словами: «за исключением того, что меня часто привозили в офис, расположенный по…» Дальше шел конкретный адрес, по которому располагалась некая адвокатская контора. Благодаря такой находчивости бравый майор добился судебного решения о проведении обыска в кабинете одного из адвокатов, в ходе которого изъял у того «изобличающие улики» – папку с документами клиентов и системный блок рабочего компьютера. Теперь фальсификатору светит реальный тюремный срок. Впрочем, сам он настаивает на своей невиновности и уверяет что действовал, не выходя за рамки закона.
Вскоре малые фирмы смогут принять участие в электронных торгах при заключении контрактов на госзакупки. Применение именно такого способа распределения, по мнению сотрудников ФАС, вызовет обвальное удешевление госзаказов, что позволит создать более благоприятные условия для развития конкуренции среди предполагаемых поставщиков и в конечном итоге поспособствует развитию малого бизнеса. Уже к 2010 году планируется завершить разработку единого официального сайта, где будет представлена вся информация об имеющихся заказах для государственных и муниципальных нужд. Тем временем уже сейчас активность предпринимателей в сфере госзакупок становится все заметнее. Как показывает статистика, только в прошлом году в ФАС поступило более 10,5 тысяч жалоб на нарушения представителями властных структур соответствующего законодательства, причем более половины этих жалоб были удовлетворены. А в судах, по подсчетам антимонопольщиков, предпринимателям удалось выиграть около 90 процентов дел, касающихся данной проблемы. Эти показатели превышают прошлогодние вдвое, следовательно, предприниматели поверили в действенность закона о госзаказе, резюмируют эксперты конкурентного ведомства.
Отечественные перевозчики будут получать иностранные и многосторонние разрешения на осуществление деятельности по новым правилам. На днях они были утверждены постановлением правительства от 16 февраля 2008 г. № 89. Об этом сообщает пресс-служба Белого дома. Согласно документу, к оформлению необходимых компаниям бумаг Минтранс может привлечь некоммерческие уполномоченные организации, перечень которых определят на конкурсной основе.
Чтобы претендовать на заветный документ, фирма должна подать заявку в один из пунктов выдачи, информация о месторасположении которых вскоре появится в Интернете. В своем заявлении перевозчик должен указать годовую потребность в иностранных или многосторонних разрешениях по каждому государству, сведения о наличии и количестве транспортных средств, отвечающих европейским экологическим и техническим нормам безопасности. Компания также обязана представить копии удостоверения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок и карточек допуска на каждое транспортное средство. В правилах отмечено, что получить требуемое разрешение можно будет не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления и всех необходимых бумаг.
Законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», направленный на поддержку малого бизнеса в сфере розничной торговли, должен быть согласован со всеми ведомствами уже к марту. С таким требованием выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. В противном случае представители ФАС грозят выступить с предложением о внесении поправок в закон «О конкуренции», предусматривающих ограничения для крупных торговых сетей. Вызвано это тем, что, по мнению Игоря Артемьева, именно «сетевики» тормозят принятие закона о торговле, опасаясь «ликвидации дискриминационной практики по отношению к поставщикам», сообщает пресс-служба «ОПОРЫ России». Для разрешения конфликта антимонополисты предлагают представителям крупных компаний исключить из договоров с поставщиками все пункты, ущемляющие права малых фирм и предпринимателей.
Налоговики не вправе отказать фирме в возмещении НДС лишь на том основании, что она не уложилась в отведенные сроки выставления счетов-фактур. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23 января 2008 г. № Ф04-457/2008(1067-А46-14).
В январе минувшего года омские налоговики по результатам камеральной проверки отказали компании в возмещении НДС по нулевой ставке. Главный «отказной» аргумент состоял в том, что компания выставила счета-фактуры позже установленного пятидневного срока. Параллельно инспекторы применили свое излюбленное оружие в виде обвинений в отсутствии экономической оправданности и стремлении коммерсантов к получению необоснованной налоговой выгоды. Однако арбитры встали на сторону предпринимателей, в который уже раз указав, что экономическая обоснованность и разумная деловая цель сделки в данном случае связана не с фактическим получением дохода, а с общей направленностью действий налогоплательщика по его получению. Если же говорить о претензиях в связи с созданием организации незадолго до совершения хозяйственной операции и неритмичным характером, то эти обстоятельства не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Что касается запаздывания с выставлением счетов-фактур, то, по мнению арбитров, такое нарушение не является основанием для признания их недостоверными и не влечет отказа в вычете.
Возможно, уже в ближайшем будущем предпринимателям придется следовать новым, более строгим, природоохранным правилам. Как сообщает пресс-служба федерального правительства, Ростехнадзору поручено разработать комплекс конкретных мер эффективного экологического контроля за предприятиями. Для этого планируется провести ревизию соответствующих законодательных актов и положений Административного и Уголовного кодексов. Кроме того, будут проверены методики исчисления экологического ущерба в результате хозяйственной деятельности компаний и определения сумм штрафных санкций. По мнению премьер-министра Виктора Зубкова, на российских предприятиях необходимо внедрять уже получившие мировое признание «зеленые технологии», а высокая экологическая безопасность продукции должна стать «одним из главных критериев ее качества и конкурентоспособности».
Проект закона, устанавливающего стандарты предоставления государственных услуг, может быть внесен в Госдуму уже осенью текущего года. Такое предположение высказали участники прошедшего на днях заседания Объединенной рабочей группы по обеспечению участия гражданского общества в административной реформе. Об этом сообщает пресс-служба Российского союза промышленников и предпринимателей. В подготовленном варианте документа установлены требования по рассмотрению госведомствами и местными властями запросов граждан и организаций по вопросам реализации их законных прав и интересов. Предполагается также, что будет сформирован сводный реестр всех госфункций, который позволит ограничить их неоправданный рост и дублирование. Наконец, авторы законопроекта сформулировали обязательные требования к качеству и доступности предоставляемых чиновниками услуг. В ближайшие месяцы документ ждет процедура доработки и согласования.
Отныне исключена любая самодеятельность при подаче в налоговую инспекцию сведений об открытии и закрытии счета (форма № С-09-1), участии в российских и иностранных организациях (форма № С-09-2), создании и закрытии обособленного подразделения (форма № С-09-3) и о реорганизации или ликвидации компании (форма С-09-4).
Федеральная налоговая служба приказом от 17 января 2008 г. № ММ-3-09/11 (зарегистрирован в Минюсте 1 февраля 2008 г. № 11078) утвердила новые формы названных справок. Отличия новых бланков от ранее действовавших незначительные, но следует учитывать, что в соответствии с пунктом 7 статьи 23 Налогового кодекса они носят обязательный характер. Напомним, что прежде формы данных справок лишь рекомендовалось применять. Теперь же подачу «неправильного» документа контролеры вполне могут расценить как непредставление сведений и оштрафовать фирму (статьи 118 и 129.1 НК).
22.02.2008
Затраты на размещение рекламы в 2007 году выросли на 26 процентов, до 228,7 миллиарда рублей. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Газета "Ведомости" отмечает, что крупнейшим сегментом остается телереклама -112,5 миллиарда рублей (рост на 31 процент).
Затраты на радио рекламу в прошлом году составили 15,7 миллиарда рублей, рост на 26 процентов. При этом рекламные бюджеты двух медиа росли в 2007 году меньше, чем рынок в целом. Так, в наружной рекламе прирост составил только 10 процентов, а реклама в прессе по итогам всего года увеличилась лишь на 16 процентов. Традиционно наибольшие темпы роста демонстрирует сегмент интернет-рекламы - 5,8 миллиарда рублей (на 92 процента).
По мнению экспертов, опрошенных "Коммерсантом", в 2007 году на рекламу было потрачено около 300 миллиардов долларов.
Центробанк России установил официальный курс евро на выходные и понедельник в размере 36,2248 рубля. По сравнению с предыдущим значением курс вырос на 8,49 копейки. ЦБ повышает стоимость европейской валюты по отношению к рублю уже в восьмой раз подряд. За это время евро прибавил в стоимости почти 40 копеек.
В тот же период американская валюта почти непрерывно падает. На выходные курс доллара установлен в размере 24,4663 рубля. Это на 6,36 копейки меньше чем днем ранее.
Динамика курсов валют в России отражает динамику мирового рынка, где евро под воздействием слабых статистических данных из США дорожает по отношению к доллару. 22 февраля европейская валюта стала стоить больше 1,48 доллара, а к 14:20 по московскому времени торгуется в районе 1,4835 доллара.
Минфин в своем письме от 25.01.2008 № 03-11-05/14 напомнил всем организациям и индивидуальным предпринимателям о некоторых особенностях применения УСН. Первый вопрос, разобранный специалистами финансового ведомства, касается ведения бухгалтерского учета при использовании «упрощенки». В статье 346.24 Налогового кодекса сказано, что предприниматели, состоящие на УСН, ведут учет не в бухгалтерских регистрах, а в книге учета доходов и расходов. Таким образом, «упрощенцы» освобождены от ведения бухучета и не обязаны представлять отчетность в инспекцию.
Следующая проблема, на которую обращают внимание финансисты, это порядок регистрации кассовых операций при УСН. Здесь для «упрощенцев» льгот нет никаких – они обязаны проводить кассовые операции в общеустановленном порядке. В частности, -организации и предприниматели, применяющие УСН, обязаны вести кассовую книгу и утверждать в банке лимит остатка кассы.
Кроме того, Минфин объяснил, что у предпринимателей, состоящих на «упрощенке», не возникает материальной выгоды, когда они получают денежные средства от юридических лиц по договору беспроцентного займа.
Далеко не всегда предприниматель может рассчитывать на лояльность бывших сотрудников, а уж когда те становятся конкурентами, то оказываются опасны вдвойне ввиду опыта совместной работы и владения важной информацией.
Именно в такой ситуации очутилась индивидуальная предпринимательница из Татарстана, работающая на рынке информационных услуг. Расставшись с сотрудницей, работавшей у нее в должности начальника отдела персонала и обучения, коммерсантка вскоре оказалась в центре скандала. Только что появившаяся на рынке фирма увела ценных клиентов у контрагентов владелицы бизнеса. В ходе недолгого внутреннего расследования выяснилось, что возглавляет компанию-конкурент та самая уволенная работница. По долгу службы она имела доступ к клиентским базам данных, известны ей были и методы работы с ними. Этим и воспользовалась ловкая дама, несмотря на то, что в свое время подписала обязательство о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, причем не только на период трудовых отношений, но и еще на год после их окончания. Однако погреть как следует руки ей на такой комбинации не удалось. Пострадавшие от действий бизнес-леди обратились с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Сотрудники ФАС признали ее нарушившей часть 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и предписали прекратить использование чужой клиентской базы, незамедлительно представив соответствующие письменные доказательства. В противном случае предприятию грозит возбуждение административного дела и штраф в размере до 500 тысяч рублей.
Попытки налоговиков заморозить средства на банковских счетах компании под различными надуманными предлогами давно уже являются для предпринимательского сообщества одной из самых больных тем. Успокаивает лишь то, что в многочисленных судебных спорах арбитры все чаще встают на сторону коммерсантов. Очередную такую атаку удалось отбить новосибирским предпринимателям (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 января 2008 г. № Ф04-255/2008 (727-А45-23) по делу № А45-8396/07-14/240).
В минувшем году налоговики заблокировали счета компании на том основании, что сданная ею налоговая отчетность подписана гражданином, ведущим аморальный образ жизни и в прошлом неоднократно доставлявшимся милиционерами в медвытрезвитель. Безусловно, решили налоговики, этот пьяница и дебошир только числится руководителем компании, а на деле является типичным подставным лицом, «зиц-председателем». Так что о какой законопослушности может идти речь? В качестве доказательств своей «правоты» инспекторы представили в суд письмо ГУВД по Новосибирской области, а также признательные показания самого «деклассированного элемента».
Однако арбитрам таких «убойных» аргументов показалось маловато. В своем вердикте они указали, что из справки ГУВД нельзя однозначно установить, является или нет означенный гражданин директором фирмы. Та же выписка из ЕГРЮЛ, например, дает на этот вопрос положительный ответ. А составленная «виновником переполоха» объяснительная получена от него лишь спустя три недели после принятия оспариваемого решения о приостановлении операций на счетах.
Компания, приводящая в божеский вид арендуемый объект, вправе учесть понесенные затраты в расходах для целей налогообложения и претендовать на вычет по НДС. Такой вывод содержится в решении ВАС по делу № А40-42319/06-139-146.
Все началось с того, что в 2004 году некая столичная компания произвела отделочные работы в арендуемом помещении магазина. Однако налоговики отказали коммерсантам в вычете уплаченного подрядчику НДС да еще и оштрафовали. Свое решение они мотивировали положениями статей 171 и 172 Налогового кодекса, согласно которым налогоплательщик не вправе относить на расходы затраты по отделочным работам, носящим капитальный характер. При этом налоговая инспекция исходила из того, что общество произвело отделочные работы именно в виде капитальных вложений в арендованные ОС. А на момент осуществления этих работ объект недвижимости фактически не находился в эксплуатации и не прошел процедуру государственной регистрации. Позицию инспекторов поддержал и ФАС Московского округа, расценив отделку как работы для собственного потребления. А поскольку права собственности на объект у предпринимателей не было, то и говорить не о чем.
Однако высшие арбитры решили иначе. В определении от 23 ноября 2007 г. № 11174/07 о передаче дела в Президиум ВАС участники тройки судей указали, что выполнение отделочных работ на объекте с условием его дальнейшего использования по договору аренды нельзя считать работами для собственного потребления. Кроме того, арбитры разъяснили, что согласно статье 172 НК получение права на вычет по НДС обусловлено наличием счетов-фактур, подтверждающих оплату сумм налога в бюджет. Таковые у фирмы в наличии имелись. Кроме того, служители Фемиды обратили внимание на то, что НДС был поставлен к вычету в период, когда магазин уже находился у компании на учете и подлежал амортизации. То есть все необходимые условия фирмой были соблюдены. Это и дало повод отменить несправедливые санкции.
Похоже, что вскоре предпринимателям ни при каких обстоятельствах не удастся избежать наказания за несоблюдение противопожарных мер. Накануне Совет Федерации одобрил изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях, благодаря которым пресечена возможность вольного толкования статьи 20.4, предусматривающей ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Напомним, что в соответствии с пунктом 3 названной статьи подобное небрежение грозит штрафом: гражданам – в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностным лицам – от 3 до 4 тысяч рублей, а юрлицам – от 30 до 40 тысяч рублей. Однако есть оговорка, что финансовые санкции грозят за нарушение, повлекшее возникновение пожара без причинения здоровью человека «средней тяжести вреда» и «иных тяжких последствий». Именно эти уточнения законодатели и решили изъять из Кодекса.
Дело в том, что в свое время такая же формулировка была исключена из 1 и 2 частей статьи 219 Уголовного кодекса. В результате сложилась ситуация, когда ни в КоАП, ни в УК не предусматривалась ответственность за причинение вреда здоровью средней тяжести в результате пожара, а следовательно, для нарушителей появилась «лазейка» в правовой сфере. Теперь же они будут вынуждены отвечать по всей строгости закона.
Крупные компании, которые противозаконными методами тормозят развитие конкурирующих с ними представителей малого бизнеса, приструнят увеличением так называемых оборотных штрафов. О намерении Федеральной антимонопольной службы внести в методику их исчисления изменения, которые удвоят сумму административных санкций, заявил на днях руководитель госведомства Игорь Артемьев. Об этом сообщает пресс-служба Общероссийской общественной организации «ОПОРА России». По словам главы ФАС, обсудить практику применения оборотных штрафов можно будет уже на ближайшей коллегии антимонопольного ведомства.
Напомним, что в настоящее время с фирм, которые злоупотребляют доминирующим положением на товарном рынке или заключают антиконкурентные соглашения, взимается штраф. Он может составить от 1 до 15 процентов выручки, полученной от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение (статьи 14.31, 14.32, 14.33 КоАП).
Соблюдение фирмами требований промышленной безопасности при изготовлении и применении различных технических устройств на производствах, где велик риск пожаров или взрывов, проверят инспекторы Ростехнадзора. Контроль будет осуществлен в соответствии со специальной инструкцией, о введении в действие которой сообщила накануне пресс-служба госведомства. Согласно данному документу тщательному анализу подвергнут технологическое, транспортное и вспомогательное оборудование, приборы, программные комплексы, устройства сигнализации, а также противоаварийную защиту.
Максимальной эффективности проверок Ростехнадзор планирует добиться за счет привлечения к работе спецкомиссий и главных госинспекторов по надзору за изготовлением технических устройств и их применением. Причем в Инструкции подчеркивается, что визиты контролеров могут носить как плановый, так и внеплановый характер. По их итогам к фирме-нарушителю могут применить санкции различной «тяжести» – от предписаний по устранению недостатков до временного запрета деятельности всей компании.
В среднесрочной перспективе правительство не планирует отказываться от практики снижения и обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на не имеющее отечественных аналогов прогрессивное высокотехнологичное оборудование. Такое решение приняли министры в ходе состоявшегося накануне заседания, на котором были утверждены основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, о чем сообщает пресс-служба Белого дома. Вместе с тем участники заседания подчеркнули, что приоритет будет отдаваться импорту оборудования, использование которого способно реально повысить уровень конкурентоспособности российской продукции.
Кроме того, в ближайшие годы Россия откажется от необоснованно завышенных пошлин, особенно от тех, что установлены для не выпускаемых в нашей стране «товаров промышленно-производственного и социального назначения». Власти, наконец, признали, что именно высокие ввозные ставки зачастую провоцируют компании на незаконную минимизацию размера таможенных платежей.
21.02.2008
Кремль создает в правительстве альтернативный Минфину центр влияния на налоговую политику. Озвученные Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым идеи о снижении НДС будет продвигать новый замглавы МЭРТ, бывший эксперт администрации президента и РСПП Станислав Воскресенский.
До назначения в МЭРТ Воскресенский работал в Российском союзе промышленников и предпринимателей, где был заместителем руководителя комитета по бюджетной и налоговой политике, то есть в его задачи входило лоббирование интересов бизнеса в диалоге с властью. По словам главы МЭРТ Эльвиры Набиуллиной, на новом посту он будет заниматься вопросами инвестиционной и налоговой политики, а также оценкой влияния налогов на другие секторы экономики.
С приходом Воскресенского МЭРТ сможет превратить в законопроект инициативы, озвученные президентом Владимиром Путиным и вице-премьером правительства Дмитрием Медведевым, считают эксперты. На недавнем заседании Госсовета Путин заявил, что правительству необходимо двигаться в сторону введения «единой и максимально низкой ставки НДС». Через несколько дней на экономическом форуме в Красноярске Медведев, презентуя свою экономическую программу как кандидат в президенты, вновь поднял эту тему, предложив как можно скорее перейти «на единую пониженную ставку НДС».
Станислав Воскресенский участвовал в подготовке экономической части последних выступлений Владимира Путина и Дмитрия Медведева и в новом качестве будет отвечать за их практическую реализацию, говорит руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович.
Таким образом, приход Воскресенского в МЭРТ означает, что Кремль формирует в правительстве альтернативный Минфину центр влияния на налоговую политику. Теперь уже Минфин не сможет просто «завернуть» очередное предложение бизнеса или президента о снижении налогов.
Бизнес-сообщество позитивно оценивает назначение Станислава Воскресенского на новый пост и ждет перемен. Это настоящий профессионал, он всегда отличался объективностью и критическим отношением даже к собственным инициативам, говорит преемник Воскресенского на посту заместителя председателя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. «Он рассматривает налоговое законодательство как один из механизмов развития экономики», – добавляет Беляков.
Эксперты надеются, что после прихода Воскресенского именно МЭРТ, а не Минфин будет «генерировать новые идеи» в налоговой сфере.