18.02.2008
Законопроект, предусматривающий ежегодную индексацию всех государственных денежных пособий для граждан, имеющих детей, преодолел решающую ступень на пути к окончательному одобрению. В ходе прошедшего накануне пленарного заседания депутаты Госдумы приняли его сразу во втором и третьем чтениях. Об этом сообщила пресс-служба нижней палаты парламента. Параллельно законодатели утвердили поправки о внесении изменений в федеральный бюджет, а также в главные финансовые документы трех социальных фондов – ПФР, ФСС и ФОМС. Благодаря этому начиная с текущего года с учетом инфляции будут индексироваться как единовременные пособия при рождении ребенка и передаче малыша на воспитание в семью (сейчас – по 8 тысяч рублей каждое), так и ежемесячные «детские» выплаты (в настоящее время – 1,5 тысячи рублей по уходу за первенцем и 3 тысячи – за вторым и последующими детьми).
Вполне вероятно, что даже в случае вступления в силу минфиновского варианта законопроекта «О бухгалтерском учете» его ведение для применяющих УСН фирм будет предельно упрощено. Письменное обещание доработать документ в процессе рассмотрения Госдумой дал временно исполняющий обязанности директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Петр Пустеленин. Чиновник заверил, что при этом будут учтены предложения Общероссийской общественной организации «ОПОРА России», изложенные в экспертном заключении на проект закона о бухучете.
Напомним, что в декабре прошлого года «ОПОРА» обратилась в МЭРТ с просьбой максимально облегчить бремя подготовки бухгалтерской отчетности, которое грозит обрушиться на малый бизнес. По мнению представителей объединения, увеличение издержек, связанное с появлением дополнительной обязанности по ведению бухучета, пользователи которого в данном случае отсутствуют, негативно скажется на развитии этого сегмента экономики.
15.02.2008
В пятницу 15 февраля Государственная Дума РФ приняла закон, регламентирующий отношения между спортсменами и их клубами и, в частности, делающий невозможным беспрепятственный отъезд российских хоккеистов в Национальную хоккейную лигу (НХЛ). Закон был принят уже во втором чтении, сообщает официальный сайт Федерации хоккея России (ФХР).
Закон, ставший новой главой Трудового кодекса, был разработан комитетом Думы по физической культуре и спорту и комитетом по труду и социальной политике. В первом чтении он был принят еще летом 2007 года, а подготовка ко второму чтению заняла почти полгода.
По словам одного из авторов закона Владислава Третьяка (президент ФХР и бывший глава комитета Госдумы по физической культуре и спорту), новое положение обеспечивает прозрачность отношений между спортсменами и тренерами с одной стороны и их работодателями с другой.
Закон относится к представителям всех видов спорта, но в России он особенно актуален для хоккея. Ранее хоккеисту, чтобы покинуть свой клуб, было достаточно написать заявление об уходе по собственному желанию, и через две недели он мог выступать за другую команду.
Теперь главным документом для игроков является действующий контракт. В случае расторжения соглашения в одностороннем порядке без уважительных причин спортсмен будет обязан выплатить своему работодателю "солидную компенсацию".
Государство не снимает с себя контроль за состоянием дел в тарифной сфере. Об этом заявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев в беседе с журналистами Сибири.
"Тарифы, к сожалению, имеют такое свойство - они растут, это происходит не только на железной дороге, но и в других инфраструктурных монополиях", - отметил первый вице-премьер.
В качестве примера он привел тарифы на уголь. "Государство не снимает с себя контроль за состоянием дел в тарифной сфере, есть специальный орган, но вместе с ростом тарифов мы должны смотреть перспективы применения тарифных скидок", - сказал Медведев.
Так, "по углю такие скидки есть: 0,7-0,9% при транспортировке на расстояние более 3,5 тысячи километров или при транспортировке непосредственно в порт", отметил он.
"По-хорошему, должен быть экономический баланс между тем, что происходит на предприятиях, которые пользуются услугами железной дороги, и развитием конкурентоспособных условий со стороны железных дорог", - считает Медведев. Он напомнил, что внутри ОАО "РЖД" созданы новые компании для грузовых перевозок. "Надеюсь, они будут формировать конкурентную среду, просто так вводить такие компании мы не можем", - сказал первый вице-премьер.
По его мнению, основой тарифной работы должна быть конкурентная среда и контроль за тарифами. "Нужно смотреть, чтобы был баланс, были скидки и было выравнивание (тарифов), если происходит инфляция", - подчеркнул Медведев.
Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев считает необходимым вернуться к обсуждению вопроса о замене налога на добавочную стоимость на налог с продаж.
"Государство должно собирать столько налогов, чтобы, во-первых, обеспечить те функции государства, которые необходимы для существования самого общества, и, во-вторых, чтобы национальный бизнес не разбежался по другим странам, чтобы экономика не пришла в упадок", - сказал он, выступая на Красноярском экономическом форуме.
Для этого, считает он, необходимо "как можно быстрее принять закон, определяющий сроки перехода на единую пониженную ставку НДС".
"Параллельно можно было бы продолжить анализ целесообразности и другого шага - замены НДС на налог с продаж", - подчеркнул первый вице-премьер.
Кроме того, уверен Д.Медведев, частные расходы на образование, здравоохранение и пенсии "должны быть освобождены от налогов в разумной и максимальной возможной степени".
"Считаю, что аналогичный порядок мог бы применяться и в случае софинансирования компаниями выплат процентов по ипотечным кредитам своих сотрудников, - сказал он. - Также следует развить законопроекты, направленные на создание комфортных налоговых условий для благотворительной деятельности".
Годсума РФ приняла пакет законопроектов о повышении зарплат бюджетников и военнослужащих во втором и третьем чтениях. Одобренные парламентариями поправки в бюджет предполагают увеличение зарплат бюджетников на 14 процентов с 1 февраля вместо запланированных 7 процентов в сентябре текущего года, сообщает РИА Новости.
Военнослужащие и приравненные к ним лица станут получать увеличенное на 9 процентов денежное довольствие с февраля, дополнительное девятипроцентное увеличение произойдет в октябре 2008 года. Ранее планировалось увеличить денежное довольствие военных с декабря 2008 года на 15 процентов.
Объем бюджетных ассигнований, выделенных на увеличение зарплат, в 2008 году составит 32,9 миллиарда рублей. В 2009 и 2010 годах на эти цели предусмотрено потратить 26,5 и 29 миллиардов, соответственно. Всего в текущем году, по словам вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, на увеличение зарплат и пенсий будет потрачено более 343 миллиардов рублей.
C апреля 2008 года произойдет 8,5-процентная индексация выплат ветеранам, инвалидам, героям Советского Союза и РФ, а также пострадавшим в результате радиации. Также будет увеличен и размер материнского капитала - с 250 тысяч он возрастет до 271,25 тысяч рублей в 2008 году, а к 2010 году достигнет суммы в 307 с лишним тысяч рублей.
Центробанк России повысил официальный курс евро на 16 февраля 2006 года до 36,0309 рубля. Таким образом, европейская валюта подорожала на 5,77 копейки. Официальный курс Центробанка на 15 февраля 2008 года составлял 35,9732 рубля. На международном рынке евро подорожал до 1,4643 доллара.
Курс доллара, установленный Центробанком России на 16 февраля 2008 года составляет 24,5861 рубля. По сравнению с 15 февраля 2008 года, когда доллар стоил 24,6392, американская валюта потеряла в цене 5,31 копейки.
Последний раз стоимость евро превышала 36 рублей 26 января 2008 года. Тогда Центробанк установил курс европейской валюты на отметке 36,0714 рубля. На этой отметке евро продержался в течение 14 дней.
По данным Генпрокуратуры, ряд российских банков выдают кредиты россиянам под 152 процента годовых, 776 и даже 1977 процентов годовых. Впрочем, все это единичные случаи, пишет газета "Коммерсант".
Накануне первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман призвал специалистов Роспотребнадзора к жестким мерам в отношении российских банков, занимающихся потребительским кредитованием. Причиной таких заявлений прокурора стали результаты проверки банков, которую провел Банк России в январе 2008 года. Так, по словам Буксмана, по отдельным кредитным продуктам в некоторых регионах ставки превышают 100 процентов.
Напомним, что ЦБ обязал российские банки раскрывать эффективную процентную ставку (ЭПС) по кредитам с 1 июля 2007 года, рекомендовав формулу для ее расчета. Однако ряд банков от соблюдения требований регулятора уклоняются. В начале года Банк России начал кампанию по сбору информации о соблюдении требований о раскрытии банками ставки по потребительским кредитам, которую инициировали Роспотребнадзор и Генпрокуратура.
Банкиры, опрошенные газетой, расценили заявления первого замгенпрокурора как недоразумение, которое было вызвано путаницей в понятиях: они включают в ЭПС все те доходы, которые банк получает от заемщика, а ЦБ включает в расчет ЭПС платежи третьим лицам, например страховку, привязанную не к сумме кредита, а к стоимости предмета покупки.
Зачастую сотрудничество представителей власти и бизнеса выходит за рамки закона, но в таком случае его последствия могут оказаться весьма плачевными. В этом на собственном опыте убедился начальник одного из таможенных постов Ямало-Ненецкого автономного округа. За оформление необходимых документов представители некой фирмы посулили ему выплачивать по 30 тысяч рублей ежемесячно. Чиновник, недолго думая, согласился. Чтобы «не светиться» при получении денег, он оформил с фирмами-взяткодателями договоры подряда на имя своего знакомого.
В результате махинаторам удалось обеспечить бесперебойный выпуск на экспорт, через российскую границу, продукции фирмы, проплатившей «трафик». А нечистый на руку служащий таможни с сентября 2005 года по январь 2007-го получил около полумиллиона рублей незаконного вознаграждения. Однако вскоре ему пришлось пожалеть о сделке с предприимчивыми дельцами – сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью в конце концов раскрыли подробности аферы. В итоге суд не только лишил взяточника звания подполковника таможенной службы и конфисковал его автомобиль, но и приговорил к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В отношении недобросовестного экспортера следствие продолжается.
У фирм, потерпевших, казалось бы, окончательное поражение в споре с налоговиками, появился шанс добиться положительного исхода дела, ссылаясь на решения ВАС по аналогичным разбирательствам. Отныне решения всех судебных инстанций могут быть пересмотрены в порядке надзора, если уже после их принятия высшие арбитры изменят практику применения законодательства.
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе Высшего Арбитражного Суда, Пленум ВАС принял соответствующее постановление, касающееся пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Таковыми будут считаться свежие постановления Президиума и Пленума ВАС по конкретным аналогичным делам. А вот заниматься пересмотром дел по установленному прецеденту будут суды первых инстанций, а не Президиум.
Эксперты называют новацию ВАС революционной. «По сути, это означает введение в стране прецедентного права. И это не просто слова, за ними стоит огромное практическое значение: отныне арбитражные суды должны ориентироваться на решения ВАС как на источник права. Соответственно, стороны спора будут выстраивать линию защиты или нападения, исходя из решений высших арбитров по аналогичным делам», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» эксперт по налогам юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. В то же время, указал эксперт, у медали есть и оборотная сторона: ведь и налоговые инспекторы мечтают пересмотреть многие проигранные дела в свою пользу. «Но прецедент – это почти закон, поэтому нужно учитывать статью 57 Конституции, гласящую, что новые законы не могут ухудшать положение налогоплательщиков», – отметил Зарипов. Однако, по его мнению, есть и другая причина для беспокойства – ВАС фактически создал норму закона и вышел за пределы своих полномочий, «слишком расширительно растолковав статью 311 АПК».
Страховщик не вправе отказать компании в возмещении ущерба на том основании, что утрата имущества произошла из-за грубой неосторожности ее нерадивых сотрудников. Причем даже в том случае, если условие об отказе компенсировать при этом причиненные убытки прописано в договоре страхования.
В 2005 году некая питерская компания лишилась части своего имущества в результате разбойного нападения. Руководство компании посчитало это событие страховым случаем и обратилось за возмещением. Однако страховщики отказали, сославшись на один из пунктов договора, из которого следует, что ущерб, причиненный в случае грубой неосторожности страхователя, не покрывается. Неосторожность же эта, по их мнению, заключалась в том, что администратор фирмы после окончания рабочего дня сам открыл дверь магазина неизвестным лицам, которые просили вызвать «скорую помощь» одному из них. Страховщики заявили, что работник нарушил должностную инструкцию, запрещающую допускать в помещение магазина посторонних лиц без производственной необходимости, так что, дескать, разбирайтесь с ним сами, а с нас взятки гладки. Однако ФАС Северо-Западного округа встал на сторону пострадавшей фирмы. В своем постановлении от 15 января 2008 г. № А56-49761/2006 арбитры указали, что согласно пункту 1 статьи 963 Гражданского кодекса случаи освобождения страховщика от выплаты возмещения могут быть предусмотрены только законом. А «отказные» условия договоров являются ничтожным как противоречащие ГК.
Нередко арбитражные суды вынуждены рассматривать споры, которые иначе как курьезными не назовешь. Очередным поводом для такого «веселого» процесса послужила невнимательность налоговых инспекторов.
Как следует из материалов дела, в 2005 году мурманские налоговики запросили у компании документы, подтверждающие правильность применения системы ЕНВД, определения физического показателя, размера коэффициента К2 и т. д. В установленный Налоговым кодексом пятидневный срок коммерсанты бумаги не представили и в результате нарвались на внушительные санкции. Изюминка же ситуации заключалась в том, что согласно реестру почтовой корреспонденции и штемпелю на почтовой квитанции требование о представлении документов в адрес фирмы было направлено 26 октября, а решение о привлечении ее к ответственности вынесено 20-го, то есть почти за неделю до его направления. «Новаторство» инспекторов было оценено по достоинству: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, дислоцированный в Санкт-Петербурге, признал их решение неправомерным (соответствующее постановление от 12 ноября 2007 г. № А42-567/2006 недавно было опубликовано официально).
Вскоре фирмам в вопросах экологической безопасности придется руководствоваться так называемой «системой технологического нормирования». В необходимости данного нововведения уверены эксперты комитета РСПП по природопользованию и экологии. По их инициативе создана рабочая группа, которая займется совершенствованием природоохранной нормативно-правовой базы и подготовкой механизма перехода на новую систему экологического надзора. В нее войдут экологические стандарты, правила контроля за их соблюдением, а также перечень «наилучших доступных технологий», сводящих вред окружающей среде от того или иного вида деятельности к минимуму.
Одновременно с этим разработчики должны предложить решение по проблеме отнесения «экологических» затрат компаний на себестоимость выпускаемой продукции. Входит в их обязанности и определение способа подтверждения достоверности информации об использовании безопасных для природы технологий, которую должны представлять фирмы (в том числе и в нефинансовых отчетах). Как сообщает пресс-служба РСПП, пилотный проект по внедрению системы технологического нормирования по мере готовности будет опробован в одной из отраслей реального сектора экономики.
У компаний, утаивших часть своих доходов от государства, появилась надежда на полное отпущение грехов. Впрочем, произойдет это в том случае, если правительство поддержит инициативу бизнес-сообщества о проведении нового этапа налоговой амнистии, на сей раз – для юридических лиц. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», соответствующее предложение на днях направлено в Министерство финансов.
Официальной реакции финансового ведомства пока не последовало, а неофициальную, отвечая на вопрос корреспондента «ФАФИ», на условиях анонимности озвучил представитель Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики. Заключается она, как нетрудно догадаться, в категорическом неприятии идеи. Не в восторге от предложения «делороссов» и законодатели. Так, зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин считает инициативу непродуманной. «Гораздо более разумный подход – провести реструктуризацию долгов для отдельных категорий бизнеса», – отметил депутат в беседе с корреспондентом «ФАФИ».
Напомним, что налоговая амнистия для физлиц была проведена с 1 марта по 31 декабря минувшего года. В этот период граждане «уклонисты» имели право заплатить в банк 13 процентов от самостоятельно исчисленной суммы ранее сокрытых доходов и таким образом полностью рассчитаться по долгам с государством. Правда, воспользовались этой возможностью немногие.
В 2009 году ставка НДС может быть унифицирована и установлена на уровне 10 процентов. За это ратуют участники заседания рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при федеральном правительстве, на котором обсуждалось совершенствование налоговой системы. По их мнению, такая мера будет способствовать диверсификации российской экономики и переходу на инновационный путь развития.
Не менее важным шагом на пути к этому представители делового сообщества считают преодоление технологического отставания российских предприятий. Вывести отечественную промышленность на современный уровень можно стимулированием НИОКР, отметили они. Для этого эксперты РСПП предлагают установить повышающий коэффициент в отношении расходов на подобные разработки, увеличить размер амортизационной премии до 30 процентов, а также утвердить свободный порядок ведения амортизационной политики. Указанные и другие предложения в ближайшее время поступят в Минэкономразвития. Названному ведомству председатель правительства на последнем заседании кабмина поручил обобщить инициативы и учесть их при подготовке проекта концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, не обязан определять сумму материальной выгоды по договору беспроцентного займа. Такой новостью поделился Минфин в письме от 25 января 2008 г. № 03-11-05/14. Дело в том, что при определении налоговой базы «упрощенцы» учитывают лишь доходы от реализации в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса и внереализационные доходы, перечисленные в статье 250 (ст. 346.15 НК). Между тем материальная выгода в этих положениях не поименована, указывают финансисты.
14.02.2008
Президент России Владимир Путин заявил, что все поставленные за последние восемь лет в ходе его президентства задачи выполнены. "Я не вижу никаких серьезных неудач. Все поставленные цели достигнуты, задачи выполнены", - сказал Путин. "Я доволен результатом своей работы", - отметил президент.
При этом президент России признал, что не всегда правительство действовало эффективно. В качестве примера он привел инфляцию, темпы роста которой по итогам 2007 года составили 11,9 процента, вместо восьми с половиной запланированных.
Президент отметил, что чистый приток частного иностранного капитала в 2007 году составил более 82 миллиардов долларов - увеличившись по сравнению с 2002 годом более чем в два раза. Путин напомнил, что доля населения России с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в 2007 году до отметки в 14 процентов. По мнению президента, все это свидетельствует о том, что Россия превращается в одного из экономических лидеров мира.
Это последнее выступление Путина в таком формате на посту второго президента России. Прямую трансляцию из Кремля ведут Первый канал, телеканал "Россия" и информационный канал "Вести 24". "Лента.Ру" публикует стенограмму пресс-конференции в режиме реального времени.
В.Путин не считает замораживание цен на продукты питания антирыночной мерой. Об этом он заявил сегодня в ходе пресс-конференции.
«Внешне это выглядит как антирыночное решение. Не уверен, что на самом деле оно так и есть, - сказал В.Путин. - Ведь речь идет не только об административном зажиме роста цен на продовольствие».
Он пояснил, что рост цен на продовольствие не связан только с ростом этих цен на мировых рынках: «Есть и другие факторы: факторы таможенного регулирования, есть факторы монопольного сговора, есть взаимоотношения между различными секторами экономики, между ТЭКом и сельским хозяйством. Есть факторы взаимоотношений, с нашими партнерами в Европе, за счет которых мы покрываем значительную часть объемов импорта». Поэтому от регулирования тоже очень много зависит, считает президент.
«Я не считаю, что это (замораживание цен) нерыночная мера. Антимонопольная мера - разве это антирыночная?» - спросил президент.
По мнению В.Путина, необязательно, что весной, после окончания договора о замораживании, цены на продукты взлетят. Хотя, как признал президент, теоретически это может произойти. «Конечно, на мировых рынках продовольствие растет. Наверное, будет расти как-то и у нас в стране. Но не обязательно это будет скачкообразный процесс», - сказал он.
2007 год был удачным для российской экономики. Об этом заявил Владимир Путин, начиная в Кремле свою последнюю ежегодную пресс-конференцию в качестве Президента РФ.
Он напомнил, что по итогам года рост экономики составил 8,1%. «Это один из самых больших результатов за последние годы, - подчеркнул президент. - Мы по покупательной способности обошли такие развитые страны, как Италия и Франция».
Реальные доходы граждан выросли на 10,4%. «Хочу с удовлетворением отметить, что, если в 2000 году мы насчитывали более 30% населения за чертой бедности, то в 2005 году – 17,7%, в 2006 – 15,3% , в 2007 г. – уже меньше 14%. Уменьшилось и число безработных», - отметил В.Путин.
Хорошую динамику, по словам президента, показывает промышленное производство. Если в 2005-2006 году его рост не превышал 4%, то в 2007 году он составил уже 6,3%. «Порадовали обрабатывающее отрасли промышленности: 2005 год – 5,7%, 2006 – 4,4, в 2007 – 9,9%», - сказал В.Путин и отметил особенно быстрые темпы роста отдельных отраслей – сферы услуг, а также строительства –«20%, а жилищное еще больше. Это уже похоже на строительный бум в стране».
Инвестиции в основной капитал, по словам президента. достигли максимума за предыдущие 8 лет, составив 21,1%. «Такого не было даже в 2000 году, когда рост экономики составил 10%», - отметил В.Путин. Чистый приток частного капитала в Россию в 2007 году составил 82,3 млрд долларов, что в 2 раза больше, чем в 2006 г.
«Укрепляется финансовое состояние нашей страны, - подчеркнул В.Путин. – Золотовалютные резервы увеличились на 170 млрд долларов и приближаются к отметке полтриллиона долларов США, точнее, 478,6 млрд, по последним данным. Стабфонд составляет 3,84 трлн рублей».
Президент с удовлетворением отметил тот факт, что российские банки достаточно легко прошли кризис ликвидности. «Фондовый индекс увеличился на 20% (это чуть меньше, чем в прошлом году), и вообще фондовый рынок России растет рекордными темпами», - сказал он.
Однако, подчеркнул В.Путин, проблемы тоже хорошо известны, и главная из них – инфляция. «Нам не удалось справиться с удержанием роста инфляции, темпы роста цен превысили ожидаемые параметры – вместо 8,5% у нас получилось 11,9%», - напомнил президент.
«Это будет одной из важнейших задач правительства, и прежде всего его экономического блока на 2008 год и последующие годы – борьба с инфляцией», - заявил В.Путин.
Существенные разъяснения по проблеме интеллектуальной собственности в связи со вступлением в силу IV главы Гражданского кодекса РФ были даны на круглом столе «Франчайзинг. Интеллектуальная собственность и защита прав правообладателей», состоявшемся 13 февраля в ТПП РФ.
Глава подкомитета по франчайзингу Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Инга Рыкова привела данные исследования, проведенного подкомитетом по материалам печатных СМИ и Интернета с привлечением данных трех регионов РФ и двадцати городов, предоставивших сведения по местным франчайзинговым сетям.
Оказалось, что в основном франчайзинг в РФ распространен в сегменте непродовольственных товаров - 48% составляет торговля одеждой. По количеству франчайзеров в сфере услуг лидируют услуги для бизнеса. Среди 560 сетей, зафиксированных исследованием, некоторые лишь декларируют скорый переход на франчайзинг.
49% франчайзеров работают на рынке в течение 2-5 лет, 29% - в течение 2-х лет, и лишь 22% - более пяти лет.
«Это, конечно, связано с разрушением института товарных знаков. Поэтому у нас и нет таких брендов, как McDonalds и Coca-Cola», - пояснила И.Рыкова.
В основном (34%) франчайзинговые сети располагают количеством продажных точек в пределах от 11 до 50.
«То есть, в России франчайзинговые сети преимущественно небольшие, но они активно развиваются», - подчеркнула И.Рыкова.
Опрашивая региональных франчайзеров, исследователи выяснили круг основных проблем. Количество сетей увеличивается, но достоверной информации о них мало. Кроме того, в сфере франчайзинга отсутствует достаточное правовое регулирование, что, разумеется, сдерживает рост франчайзинга в России. «Проблемой номер один здесь является нелегализованность самого термина «франчайзинг». В ГК РФ наличествует лишь определение «коммерческой концессии» (глава 54). Мы до сих пор в сомнении, стоит ли полностью приравнять коммерческую концессию к франчайзингу или сделать его самостоятельным термином и предпринять изменение главы 54 в связи с этим», - поделилась И.Рыкова.
По ее словам, в законодательной среде бытует недопонимание сущности франчайзинга, откуда следуют трудности с формированием условий договоров на местном уровне, а также сложности с международными договорами, адаптации их к российским правовым условиям.
«Есть также неправомерное мнение о монопольных тенденциях франчайзинга, даже о прямом вреде, наносимом им развитию малого и среднего бизнеса», - отметила И.Рыкова.
Она считает, что нужно непременно различать два вида франчайзинга – франчайзинг распределения и франчайзинг бизнес-формата.
«Нам в России следует выработать критерии их различения у нас и соответствующие нормы для них. Законодательному регулированию подлежат, соответственно, раздел VII части IV ГК РФ «О правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» и раздел IV части II ГК РФ – глава 54 о коммерческой концессии», - заключила И.Рыкова.
Старший научный сотрудник Института государства и права РАН Елена Васильева, являющаяся соавтором главы 54, в своем докладе дала подробные пояснения к правовому положению франчайзинга в России.
По ее данным, термин «франчайзинг» действительно отсутствует в законодательстве РФ, только в некоторых подзаконных актах присутствует само слово, но никаких пояснений к нему не дается.
«Франчайзинг – не коммерческая концессия. Я считаю, что франчайзинг является более широким понятием и включает в себя коммерческую концессию, являющуюся, если угодно, зародышем франчайзинга», - полагает Е.Васильева.
По ее мнению, главу 54 можно и должно развить.
«Не надо, например, смешивать франчайзинг с филиальной сетью компании, у них разная правовая природа: франчайзинговая сеть создается на основе договора с использованием множества субдоговоров – вплоть до индивидуального предпринимателя. Так, мороженщик, продающий «Баскин-Роббинс» на своей точке, является членом франчайзинговой сети», - пояснила Е.Васильева.
Притом что сеть образована различными индивидуальными и коллективными предприятиями, госрегистрация каждого объекта сети необходима: это гарантия достоверности и публичности, что снижает риски.
Е.Васильева на конкретных примерах законодательных определений доказала, что правовой вакуум в сфере франчайзинга должен быть ликвидирован. «Франчайзинг, конечно, должен быть закреплен в законодательных нормах РФ», - заключила она.