15.02.2008
Вскоре фирмам в вопросах экологической безопасности придется руководствоваться так называемой «системой технологического нормирования». В необходимости данного нововведения уверены эксперты комитета РСПП по природопользованию и экологии. По их инициативе создана рабочая группа, которая займется совершенствованием природоохранной нормативно-правовой базы и подготовкой механизма перехода на новую систему экологического надзора. В нее войдут экологические стандарты, правила контроля за их соблюдением, а также перечень «наилучших доступных технологий», сводящих вред окружающей среде от того или иного вида деятельности к минимуму.
Одновременно с этим разработчики должны предложить решение по проблеме отнесения «экологических» затрат компаний на себестоимость выпускаемой продукции. Входит в их обязанности и определение способа подтверждения достоверности информации об использовании безопасных для природы технологий, которую должны представлять фирмы (в том числе и в нефинансовых отчетах). Как сообщает пресс-служба РСПП, пилотный проект по внедрению системы технологического нормирования по мере готовности будет опробован в одной из отраслей реального сектора экономики.
У компаний, утаивших часть своих доходов от государства, появилась надежда на полное отпущение грехов. Впрочем, произойдет это в том случае, если правительство поддержит инициативу бизнес-сообщества о проведении нового этапа налоговой амнистии, на сей раз – для юридических лиц. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», соответствующее предложение на днях направлено в Министерство финансов.
Официальной реакции финансового ведомства пока не последовало, а неофициальную, отвечая на вопрос корреспондента «ФАФИ», на условиях анонимности озвучил представитель Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики. Заключается она, как нетрудно догадаться, в категорическом неприятии идеи. Не в восторге от предложения «делороссов» и законодатели. Так, зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин считает инициативу непродуманной. «Гораздо более разумный подход – провести реструктуризацию долгов для отдельных категорий бизнеса», – отметил депутат в беседе с корреспондентом «ФАФИ».
Напомним, что налоговая амнистия для физлиц была проведена с 1 марта по 31 декабря минувшего года. В этот период граждане «уклонисты» имели право заплатить в банк 13 процентов от самостоятельно исчисленной суммы ранее сокрытых доходов и таким образом полностью рассчитаться по долгам с государством. Правда, воспользовались этой возможностью немногие.
В 2009 году ставка НДС может быть унифицирована и установлена на уровне 10 процентов. За это ратуют участники заседания рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при федеральном правительстве, на котором обсуждалось совершенствование налоговой системы. По их мнению, такая мера будет способствовать диверсификации российской экономики и переходу на инновационный путь развития.
Не менее важным шагом на пути к этому представители делового сообщества считают преодоление технологического отставания российских предприятий. Вывести отечественную промышленность на современный уровень можно стимулированием НИОКР, отметили они. Для этого эксперты РСПП предлагают установить повышающий коэффициент в отношении расходов на подобные разработки, увеличить размер амортизационной премии до 30 процентов, а также утвердить свободный порядок ведения амортизационной политики. Указанные и другие предложения в ближайшее время поступят в Минэкономразвития. Названному ведомству председатель правительства на последнем заседании кабмина поручил обобщить инициативы и учесть их при подготовке проекта концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, не обязан определять сумму материальной выгоды по договору беспроцентного займа. Такой новостью поделился Минфин в письме от 25 января 2008 г. № 03-11-05/14. Дело в том, что при определении налоговой базы «упрощенцы» учитывают лишь доходы от реализации в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса и внереализационные доходы, перечисленные в статье 250 (ст. 346.15 НК). Между тем материальная выгода в этих положениях не поименована, указывают финансисты.
14.02.2008
Президент России Владимир Путин заявил, что все поставленные за последние восемь лет в ходе его президентства задачи выполнены. "Я не вижу никаких серьезных неудач. Все поставленные цели достигнуты, задачи выполнены", - сказал Путин. "Я доволен результатом своей работы", - отметил президент.
При этом президент России признал, что не всегда правительство действовало эффективно. В качестве примера он привел инфляцию, темпы роста которой по итогам 2007 года составили 11,9 процента, вместо восьми с половиной запланированных.
Президент отметил, что чистый приток частного иностранного капитала в 2007 году составил более 82 миллиардов долларов - увеличившись по сравнению с 2002 годом более чем в два раза. Путин напомнил, что доля населения России с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в 2007 году до отметки в 14 процентов. По мнению президента, все это свидетельствует о том, что Россия превращается в одного из экономических лидеров мира.
Это последнее выступление Путина в таком формате на посту второго президента России. Прямую трансляцию из Кремля ведут Первый канал, телеканал "Россия" и информационный канал "Вести 24". "Лента.Ру" публикует стенограмму пресс-конференции в режиме реального времени.
В.Путин не считает замораживание цен на продукты питания антирыночной мерой. Об этом он заявил сегодня в ходе пресс-конференции.
«Внешне это выглядит как антирыночное решение. Не уверен, что на самом деле оно так и есть, - сказал В.Путин. - Ведь речь идет не только об административном зажиме роста цен на продовольствие».
Он пояснил, что рост цен на продовольствие не связан только с ростом этих цен на мировых рынках: «Есть и другие факторы: факторы таможенного регулирования, есть факторы монопольного сговора, есть взаимоотношения между различными секторами экономики, между ТЭКом и сельским хозяйством. Есть факторы взаимоотношений, с нашими партнерами в Европе, за счет которых мы покрываем значительную часть объемов импорта». Поэтому от регулирования тоже очень много зависит, считает президент.
«Я не считаю, что это (замораживание цен) нерыночная мера. Антимонопольная мера - разве это антирыночная?» - спросил президент.
По мнению В.Путина, необязательно, что весной, после окончания договора о замораживании, цены на продукты взлетят. Хотя, как признал президент, теоретически это может произойти. «Конечно, на мировых рынках продовольствие растет. Наверное, будет расти как-то и у нас в стране. Но не обязательно это будет скачкообразный процесс», - сказал он.
2007 год был удачным для российской экономики. Об этом заявил Владимир Путин, начиная в Кремле свою последнюю ежегодную пресс-конференцию в качестве Президента РФ.
Он напомнил, что по итогам года рост экономики составил 8,1%. «Это один из самых больших результатов за последние годы, - подчеркнул президент. - Мы по покупательной способности обошли такие развитые страны, как Италия и Франция».
Реальные доходы граждан выросли на 10,4%. «Хочу с удовлетворением отметить, что, если в 2000 году мы насчитывали более 30% населения за чертой бедности, то в 2005 году – 17,7%, в 2006 – 15,3% , в 2007 г. – уже меньше 14%. Уменьшилось и число безработных», - отметил В.Путин.
Хорошую динамику, по словам президента, показывает промышленное производство. Если в 2005-2006 году его рост не превышал 4%, то в 2007 году он составил уже 6,3%. «Порадовали обрабатывающее отрасли промышленности: 2005 год – 5,7%, 2006 – 4,4, в 2007 – 9,9%», - сказал В.Путин и отметил особенно быстрые темпы роста отдельных отраслей – сферы услуг, а также строительства –«20%, а жилищное еще больше. Это уже похоже на строительный бум в стране».
Инвестиции в основной капитал, по словам президента. достигли максимума за предыдущие 8 лет, составив 21,1%. «Такого не было даже в 2000 году, когда рост экономики составил 10%», - отметил В.Путин. Чистый приток частного капитала в Россию в 2007 году составил 82,3 млрд долларов, что в 2 раза больше, чем в 2006 г.
«Укрепляется финансовое состояние нашей страны, - подчеркнул В.Путин. – Золотовалютные резервы увеличились на 170 млрд долларов и приближаются к отметке полтриллиона долларов США, точнее, 478,6 млрд, по последним данным. Стабфонд составляет 3,84 трлн рублей».
Президент с удовлетворением отметил тот факт, что российские банки достаточно легко прошли кризис ликвидности. «Фондовый индекс увеличился на 20% (это чуть меньше, чем в прошлом году), и вообще фондовый рынок России растет рекордными темпами», - сказал он.
Однако, подчеркнул В.Путин, проблемы тоже хорошо известны, и главная из них – инфляция. «Нам не удалось справиться с удержанием роста инфляции, темпы роста цен превысили ожидаемые параметры – вместо 8,5% у нас получилось 11,9%», - напомнил президент.
«Это будет одной из важнейших задач правительства, и прежде всего его экономического блока на 2008 год и последующие годы – борьба с инфляцией», - заявил В.Путин.
Существенные разъяснения по проблеме интеллектуальной собственности в связи со вступлением в силу IV главы Гражданского кодекса РФ были даны на круглом столе «Франчайзинг. Интеллектуальная собственность и защита прав правообладателей», состоявшемся 13 февраля в ТПП РФ.
Глава подкомитета по франчайзингу Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Инга Рыкова привела данные исследования, проведенного подкомитетом по материалам печатных СМИ и Интернета с привлечением данных трех регионов РФ и двадцати городов, предоставивших сведения по местным франчайзинговым сетям.
Оказалось, что в основном франчайзинг в РФ распространен в сегменте непродовольственных товаров - 48% составляет торговля одеждой. По количеству франчайзеров в сфере услуг лидируют услуги для бизнеса. Среди 560 сетей, зафиксированных исследованием, некоторые лишь декларируют скорый переход на франчайзинг.
49% франчайзеров работают на рынке в течение 2-5 лет, 29% - в течение 2-х лет, и лишь 22% - более пяти лет.
«Это, конечно, связано с разрушением института товарных знаков. Поэтому у нас и нет таких брендов, как McDonalds и Coca-Cola», - пояснила И.Рыкова.
В основном (34%) франчайзинговые сети располагают количеством продажных точек в пределах от 11 до 50.
«То есть, в России франчайзинговые сети преимущественно небольшие, но они активно развиваются», - подчеркнула И.Рыкова.
Опрашивая региональных франчайзеров, исследователи выяснили круг основных проблем. Количество сетей увеличивается, но достоверной информации о них мало. Кроме того, в сфере франчайзинга отсутствует достаточное правовое регулирование, что, разумеется, сдерживает рост франчайзинга в России. «Проблемой номер один здесь является нелегализованность самого термина «франчайзинг». В ГК РФ наличествует лишь определение «коммерческой концессии» (глава 54). Мы до сих пор в сомнении, стоит ли полностью приравнять коммерческую концессию к франчайзингу или сделать его самостоятельным термином и предпринять изменение главы 54 в связи с этим», - поделилась И.Рыкова.
По ее словам, в законодательной среде бытует недопонимание сущности франчайзинга, откуда следуют трудности с формированием условий договоров на местном уровне, а также сложности с международными договорами, адаптации их к российским правовым условиям.
«Есть также неправомерное мнение о монопольных тенденциях франчайзинга, даже о прямом вреде, наносимом им развитию малого и среднего бизнеса», - отметила И.Рыкова.
Она считает, что нужно непременно различать два вида франчайзинга – франчайзинг распределения и франчайзинг бизнес-формата.
«Нам в России следует выработать критерии их различения у нас и соответствующие нормы для них. Законодательному регулированию подлежат, соответственно, раздел VII части IV ГК РФ «О правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» и раздел IV части II ГК РФ – глава 54 о коммерческой концессии», - заключила И.Рыкова.
Старший научный сотрудник Института государства и права РАН Елена Васильева, являющаяся соавтором главы 54, в своем докладе дала подробные пояснения к правовому положению франчайзинга в России.
По ее данным, термин «франчайзинг» действительно отсутствует в законодательстве РФ, только в некоторых подзаконных актах присутствует само слово, но никаких пояснений к нему не дается.
«Франчайзинг – не коммерческая концессия. Я считаю, что франчайзинг является более широким понятием и включает в себя коммерческую концессию, являющуюся, если угодно, зародышем франчайзинга», - полагает Е.Васильева.
По ее мнению, главу 54 можно и должно развить.
«Не надо, например, смешивать франчайзинг с филиальной сетью компании, у них разная правовая природа: франчайзинговая сеть создается на основе договора с использованием множества субдоговоров – вплоть до индивидуального предпринимателя. Так, мороженщик, продающий «Баскин-Роббинс» на своей точке, является членом франчайзинговой сети», - пояснила Е.Васильева.
Притом что сеть образована различными индивидуальными и коллективными предприятиями, госрегистрация каждого объекта сети необходима: это гарантия достоверности и публичности, что снижает риски.
Е.Васильева на конкретных примерах законодательных определений доказала, что правовой вакуум в сфере франчайзинга должен быть ликвидирован. «Франчайзинг, конечно, должен быть закреплен в законодательных нормах РФ», - заключила она.
По итогам 2007 года собственные доходы бюджета Московской области на 69,2% были сформированы за счет трех основных налогов. Это налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налог на имущество.
Доля этих источников дохода составила 162 млрд 448,2 млн рублей в общем объеме собственных доходов консолидированного бюджета Московской области. При этом большая часть – почти треть поступлений – приходится на налоги с доходов физических лиц, которые составили в 2007 году 72 млрд 345,5 млн рублей. По сравнению с 2006 годом объем НДФЛ увеличен на 46,1%.
Поступления по налогу на имущество увеличены на 57,5%, составив 32 млрд 716,3 млн рублей, сообщает портал правительства Московской области.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев предложил разработать механизм, по которому государство будет выплачивать алименты вместо бывших супругов-должников, сообщает 14 февраля РИА Новости.
Выступая на Форуме матерей Сибири Медведев уточнил, что работа по созданию подобного механизма уже ведется. По его словам, когда должник будет найден, государство взыщет с него соответствующую сумму.
Кроме того, вице-премьер предложил "несколько изменить механизм взыскания алиментов", сделав сумму отчислений фиксированной. По действующему законодательству, алименты исчисляются в процентах от заработной платы. Медведев подчеркнул, что это новшество будет особенно полезно в том случае, если "заработок должника не носит постоянного характера".
Дмитрий Медведев поддержал предложение одной из участниц форума о возрождении звания матери-героини на федеральном уровне. Он также предложил учредить в России орден родительской славы. "Можно возрождать систему наград, которая существовала в советское время, это была неплохая система", - заявил вице-премьер.
Профессиональные объединения российского бизнеса - РСПП, "Деловая Россия" и "Опора" - предложили установить единую среднюю ставку налога на добавленную стоимость (НДС) на уровне 10 процентов. Об этом пишет газета "Ведомости".
Ранее глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович заявлял, что ставка НДС будет единой и составит 12-13 процентов. Напомним, что на заседании Госсовета Владимир Путин потребовал "максимально низкую ставку НДС". Сейчас ставка налога на добавленную стоимость составляет 18, 10 и 0 процентов (последняя для экспортеров).
По словам президента РСПП Александра Шохина, снижение ставки позволит диверсифицировать экономику. Кроме того, небольшое и поэтапное снижение ставки не будет ощутимым для бизнеса: от четверти до трети НДС съедаются судебными издержками на возврат налога. По его мнению, снижать налог надо уже с 2009 года.
Впрочем, пока в Минфине не понимают, как снизить налог. Уже подсчитано, что ставка в 12 процентов лишает бюджет 800 миллиардов рублей доходов. Такие потери не удастся компенсировать даже нефтегазовыми доходами, которые идут в резервный фонд и фонд благосостояния.
Пренебрежение требованиями экологической безопасности вредит не только окружающей среде, но и самим фирмам-нарушителям. В этом на собственном опыте убедился директор одного из калининградских ООО. В ходе проверки, проведенной прокуратурой, выяснилось, что в результате деятельности компании, занимающейся производством мягкой мебели, образовывались ртутьсодержащие отходы. Однако ее руководители не озаботились оформлением разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферу, а также получением паспортов на опасные отходы. Не был организован в фирме и производственный экологический контроль. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, несоблюдение природоохранного законодательства стоило предприятию штрафа, а его директору – работы. Кроме того, фирме пришлось заплатить налог за негативное воздействие на окружающую среду.
Весьма неприятные последствия для компании может иметь не только неразборчивость в выборе контрагента, но и связи с сомнительными субпоставщиками. На такой невеселый лад настраивает решение Президиума ВАС по делу № А40-33718/05-116-266.
Все началось с того, что в 2003 году компания приобрела в собственность нежилое здание. Однако инспекция отказала ей в вычете по НДС на том основании, что недвижимость приобретена на заемные средства, да еще и по завышенной цене. Кроме того, налоговикам показались весьма подозрительными действия субпоставщиков. В связи с этим инспекторы не нашли ничего лучше, как упрекнуть компанию в неосмотрительности выбора контрагента поставщика и, разумеется, в стремлении к необоснованной налоговой экономии. Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков: мол, сделка была направлена не на получение прибыли, а на совершение операций, связанных с незаконным возмещением НДС.
Однако тройка судей ВАС, передавая дело в Президиум (определение от 16 ноября 2007 г. № 12210/07) указала, что субпоставщики фирмы, по сути, не являются ее контрагентами и требовать от коммерсантов должной осмотрительности при их выборе по меньшей мере неразумно. Кроме того, арбитры отметили, что и инспекторы, и судьи сравнивали стоимость, уплаченную обществом за приобретенный объект, с инвентаризационной стоимостью по справке БТИ, а не с рыночными ценами на недвижимость, руководствуясь положениями статьи 40 Налогового кодекса. А раз данная статья фактически не применялась, то и отказ в вычете по причине высокой стоимости здания является неправомерным. Казалось бы, исход дела был практически предрешен, однако Президиум ВАС мнение «тройки» не поддержал, оставив в силе решения предыдущих инстанций.
В ближайшем будущем в Трудовом кодексе может появиться статья об ответственности руководителей фирм за прием на работу лиц, которым запрещено занимать руководящие должности. Как сообщил начальник отдела Центра криминальной информации Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД Максим Бакунин, соответствующий законопроект разработан и в настоящее время находится на стадии межведомственного согласования. Собственно говоря, пояснил Бакунин, отвечая на вопрос корреспондента «ФАФИ», проверять кандидата на ответственную должность по Реестру дисквалифицированных лиц (ведется ГИАЦ с 1 апреля 2007 г.) работодатели обязаны и сейчас. Согласно части 2 статьи 14.23 КоАП, нарушение этого требования чревато для компании штрафом до 100 тысяч рублей. Однако к ответственности по этой статье коммерсантов привлекают редко. Правоохранители надеются, что при закреплении данного положения общегражданского законодательства в Трудовом кодексе наказание станет неотвратимым. Кстати, размер штрафа за данное нарушение предлагается оставить прежним, так что, по словам Бакунина, речь идет скорее о совершенствовании нормативной базы, а не об ужесточении ответственности.
Вполне возможно, что скоро количество внеплановых проверок компаний, которые проводят различные надзорные ведомства, будет сокращено. По крайней мере, именно на проблему их избыточного числа обратили внимание участники состоявшегося накануне совещания руководителей федеральных органов исполнительной власти, выполняющих функции надзора и контроля. Об этом сообщает пресс-служба Счетной палаты. По обнародованным на заседании сведениям, в деятельности отдельных структур внеплановые контрольные мероприятия составляют более 50 процентов всей инспекционной работы.
Кроме того, чиновники намерены решить проблему дублирования проверок, наладить межведомственное взаимодействие и подготовить Сводный план контрольных мероприятий министерств и надзорных структур.
Возможно, в ближайшее время начнет действовать система мониторинга правоприменительной практики, касающейся налоговых отношений. Кроме того, в законодательстве будет предусмотрена юридическая ответственность для ревизоров, нарушивших нормы Налогового кодекса. О необходимости таких нововведений заявили участники заседания Координационного совета предпринимательских союзов России (КСПСР), в котором приняли участие представители «ОПОРЫ России», РСПП и «Деловой России».
По данным экспертов «ОПОРЫ», несмотря на четкие нормы Налогового кодекса, инспекторы нередко нарушают сроки проведения камеральной и выездной проверок, затягивают рассмотрение полученных материалов, при этом решение по итогам контрольного мероприятия выносится «задним» числом. Часты и злоупотребления дополнительными полномочиями, например, правом истребовать информацию и документы о налогоплательщике у любых лиц, располагающих этими сведениями. В результате компании, имеющие широкую клиентскую базу, оказались завалены требованиями налоговиков о представлении нужной тем информации. Помимо этого, отмечают представители КСПСР, появились не предусмотренные законом «комиссии налоговых органов», которые, угрожая арестом счетов, заставляют фирмы менять показатели своей финансово-хозяйственной деятельности. Предложения делового сообщества по решению данных проблем будут рассмотрены на заседании рабочей группы при правительственном совете по конкурентоспособности и предпринимательству.
Сотрудники ФНС не устают трудиться над обновлениями, предназначенными для бухгалтерской программы «Налогоплательщик-2007», необходимой для подготовки и тестирования сведений о доходах физических лиц. Вот и на этот раз в версию «софта» под номером 11.61 разработчики внесли очередные исправления. К примеру, теперь к нему подключен исправленный модуль проверки ГНИВЦ, в котором изменен контроль ИНН / КПП налогового агента. Помимо того, в программе исправлен ввод российских адресов для населенных пунктов, являющихся районными центрами. И, наконец, компьютерщики исправили функцию выгрузки адреса за пределами России в xml-файл.
Не исключено, что порядок определения базы по налогу на прибыль вскоре изменится. О возможности такого развития событий заявил на днях глава Минфина Алексей Кудрин, сообщает пресс-служба «ОПОРЫ России». Министр финансов не стал вдаваться в подробности, однако подчеркнул, что о снижении ставки речь не идет.
Кроме того, по словам Алексея Кудрина, остается открытым вопрос реформирования ЕСН. Он не исключил, что соцналог полностью заменят страховыми платежами в государственные внебюджетные фонды. Судьбу названных налогов в частности и налоговой политики в целом планируется обсудить на заседании правительства в марте.
13.02.2008
С 1 апреля 2007 г. Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД России и информационные центры (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ осуществляют ведение Реестра дисквалифицированных лиц. На прошедшей 13 февраля пресс-конференции начальник ГИАЦ МВД России генерал-майор Сергей Перов и начальник отдела ГИАЦ полковник Максим Бакунин сообщили журналистам об итогах своей деятельности.
С. Перов напомнил, что реестр формируется на основании поступающих из судов решений о дисквалификации. В соответствии со статьей 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях дисквалификация физического лица лишает его право занимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей сроком от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация может быть применена: к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юрлица; к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Как пояснил начальник ГИАЦ, дисквалифицированные руководители не имеют права на установленный судом срок осуществлять свою деятельность.
По словам С. Перова, на сегодняшний день всего в реестре состоит 733 человека. Он пояснил, что те лица, у которых истекает срок ответственности, автоматически исключаются из реестра, и данные о них не подлежат восстановлению.
По словам начальника отдела ГИАЦ МВД РФ М. Бакунина, основная причина дисквалификации руководителей и членов советов директоров фирм и предприятий – задержка или невыплата зарплат сотрудникам. Так, 548 лиц в реестре дисквалифицированы за нарушение трудового законодательства, 122 - за нарушение правил регистрации юридического лица, 36 – за невыполнение сроков законного предписания со стороны органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Кроме того, нередко суд запрещает занимать руководящие должности также за соглашения, нарушающие конкуренцию, и другие неправомерные действия, - пояснил М.Бакунин.
Он также сообщил, что по числу дисквалифицированных в настоящее время лидируют Краснодарский край - 57 человек, Свердловская область - 45 и Республика Татарстан - 40 руководителей, Алтайский край- 36 нарушителей. В ДВФО лидирует Приморский край – 18 дисквалифицированных. В Москве в настоящее время насчитываются 8 дисквилифицированных руководителей, в Санкт-Петербурге - 12.
С. Перов сообщил, что по закону руководители обязаны проверять управленцев и обращаться в реестр за информацией, так как если работодатель принимает на работу дисквалифицированного управленца, то за это нарушение полагается штраф до 100 тыс. рублей. Однако пока, по его мнению, эта практика не стала повсеместной. За 9 месяцев в НИАЦ и ИЦ поступило всего 7145 обращений о предоставлении информации в отношении конкретных лиц, по котрым выдано 7120 справок, о том что нанимаемый сотрудник не числится в реестре и 25 выписок, о том, что нанимаемый работник не имеет право занимать управленческую должность.
«Работодатели обязаны проверять, но, к сожалению, сейчас проверяют мало. Это объясняется тем, что прямой обязанности у работодателя проверять нет. Мы озадачены этой проблемой. МВД разработало проект закона о внесении изменений в КоАП и Трудовой кодекс, чтобы законодательно закрепить ответственность работодателя за неисполнение этого предписания», - пояснил начальник ГИАЦ МВД РФ.
По его словам, новый законопроект направлен на то, чтобы заработала санкция закона, при этом она не превысит 100 тыс. рублей. «Речь идет не о мере наказания, а о мере применения для всех, кто занимается бизнесом или руководит предприятием», - заявил С. Перов, отметив, что законопроект в данный момент без нареканий проходит согласование в Правовом департаменте МВД и заинтерсованных органах.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», обсуждался ли проект закона с представителями бизнеса, С. Перов ответил вопросом: «С кем рекомендуете посоветоваться?». На предложение обсудить эту проблему с представителями РСПП, «Деловой России» и ОПОРы России, генерал отвтетил «Хорошо, обсудим».
В заключение он сообщил, что на сегодняшний день информационная услуга реестра стоит 100 руб., и она абсолютна доступна. При этом предприниматели почему-то предпочитают обращаться к фирмам-посредникам, услуга которых обходится предпринимателям в среднем в 3,5 тыс.руб.
Центробанк вновь вернулся к идее обязать аудиторов предоставлять негативную информацию, выявленную в ходе проверок банков. Впервые речь об этом зашла год назад, однако тогда банковскому сообществу удалось убедить ЦБ в нецелесообразности такой меры. Теперь же Банк России опять настаивает на внесении соответствующих поправок в законы «О банках и банковской деятельности» и «Об аудиторской деятельности». О том, чем может грозить принятие этого закона для банковского и аудиторского рынков России, шла речь в среду, 13 февраля, на брифинге в пресс-центре ИА «Росбалт».
Как сообщил исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Анатолий Милюков, на днях АРБ направила в Центробанк свое официальное заключение на законопроект, в котором предлагается отказаться от принятия этого документа. «Его принятие внесет сумятицу в деятельность аудиторских организаций», - считает А.Милюков. Так, если сейчас банки видят в аудиторах скорее партнеров и готовы идти на раскрытие информации при проверках, то после принятия закона аудиторы в глазах банков превратятся в контролеров. «Естественно, в этом случае многое изменится», - многозначительно заметил вице-президент АРБ.
По его словам, ЦБ, и без того выполняющий контрольную функцию, хочет с помощью аудиторов получать дополнительную информацию о ситуации в банковском секторе, однако «нужно получать ту информацию, которая установлена законом и не мешает нормальной деятельности банков». А.Милюков уверен, что принятие закона, на котором настаивает ЦБ, приведет к разрушению сложившейся доверительной системы взаимодействия банков и аудиторских организаций.
Более того, даже если этот закон будет принят, неясно, какую именно информацию и каким образом аудиторы должны предоставлять Центробанку. Об этом сообщил вице-президент компании «ФБК» Андрей Тихоновский. По его словам, предлагаемые поправки предусматривают предоставление ЦБ «любой информации, как-либо связанной с возможным прекращением деятельности банка». Однако, добавил эксперт, в то же время не прописана сама технология сбора такой информации и передачи ее надзорным органам.
Он уверен, что в случае принятия закона произойдет изменение самой сути аудиторской деятельности, которая базируется на принципе независимости. В результате может случиться так, что банки просто не сумеют найти аудиторов, которые согласились бы провести у них проверку.
ЦБ, настаивая на принятии законопроекта, делает акцент на международной практике. Однако А.Тихоновский заметил, что именно такой нормы, в которой заинтересован Центробанк, в европейских странах нет.
Его поддержал сопредседатель комитета по аудиторской деятельности Института профессиональных бухгалтеров России Алексей Веренков. Он заметил, что, с одной стороны, при желании в международной практике можно найти какую угодно систему – от отсутствия регулирования аудиторской деятельности до обязанности аудиторов составлять специальные отчеты для надзорных органов. Однако в любом случае отношения аудиторов и органов надзора носят характер сотрудничества, а собственно международного стандарта аудита, касающегося взаимодействия с контролирующими органами, действительно не существует.
По его словам, наибольшую тревогу в связи с предложениями ЦБ вызывает «непредсказуемость последствий того, что информация, полученная ЦБ от аудиторов, станет доступна рынку». «Установившиеся сегодня доверительные отношения между аудиторами и кредитными организациями – это величайшее достижение, которое надо всячески сохранять, пестовать и лелеять, и не дай бог, если сейчас по этим отношениям будет нанесен удар какими-то непродуманными и неосторожными действиями», - считает А.Веренков.
В любом случае законопроект пока находится на стадии обсуждения. Совет по аудиторской деятельности при Минфине разослал его в аудиторские организации. В марте, вероятно, совет рассмотрит этот вопрос, и эксперты надеются, что он прислушается к их мнению, которое резюмировал А.Тихоновский: «Эти поправки противоречат и существующему законодательству, и самой аудиторской практике».