13.09.2007
Индивидуальные предприниматели могут вздохнуть с облегчением – им не придется самостоятельно исчислять транспортный налог, равно как и вносить по нему ежеквартальные авансовые платежи. Накануне депутаты Госдумы отклонили соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже в первом чтении. Напомним, что сейчас частные предприниматели, как и обычные граждане, уплачивают налог на основании уведомления, направленного инспекцией. Авторы законопроекта предлагали уравнять ПБОЮЛ в «транспортных» обязанностях с фирмами. По крайней мере, в отношении автомобилей, которые используются для ведения бизнеса.
Не прошла и другая инициатива законотворцев – перенести срок представления авансовых расчетов по налогу на 20-е число месяца, следующего за отчетным периодом. По действующему законодательству, фирмы должны отчитываться не позднее последнего числа указанного месяца.
12.09.2007
Социальная карта москвича станет документом, удостоверяющим личность, сообщил журналистам мэр Москвы Юрий Лужков в ходе посещения микроэлектронных предприятий ОАО "СИТРОНИКС" в Зеленограде, где изготавливают пластиковые карты.
"Мы договорились с МВД и ГИБДД, чтобы социальная карта считалась удостоверением личности", - сказал мэр.
По задумке столичных властей, в ближайшее время должны расшириться функции этой карты, она станет электронным ключом к различным базам социальных учреждений города.
На этой карте, помимо фамилии, имени и отчества человека, будет указана дополнительная информация о состоянии здоровья владельца, начиная с группы крови и заканчивая хроническими заболеваниями - данные, которые необходимы в случае обращения в Скорую помощь.
Кроме того, в карте может содержаться информация о правах на вождение автотранспортным средством в виде специальной электронной отметки.
Уже сейчас социальные карты используются в общественном транспорте. Также они могут применяться при банковском обслуживании, при проходе в здания культуры и другие социальные объекты города.
На данный момент в Москве такими картами владеют около четырех миллионов горожан. Социальные карты москвича в перспективе могут выдаваться всем категориям столичных жителей, а не только льготникам, как сейчас.
Увеличение размера зарплат превышает рост инфляции. Все большее число компаний выплачивают зарплату своим сотрудникам в рублях, при этом работодатели стали более щепетильны при оформлении выплат, перечисляя зарплату именно как зарплату, а не как премии и другие выплаты. Такой вывод следует из «Обзора заработных плат и компенсаций за 2007—2008 годы», представленного вчера компанией Ernst & Young.
В 2007 году заработная плата выросла не только в номинальном, но и в реальном выражении, утверждают авторы исследования.
Наблюдается рост зарплаты в среднем на 11% практически во всех отраслях. «По данным обзора, рост уровня зарплат превысил рост инфляции в среднем на 4%, то есть заработные платы растут в реальном выражении, — отмечает партнер отдела Human Capital компании Ernst & Young Жанна Добрицкая. — Подобная тенденция объясняется тем, что уже на протяжении длительного периода российская экономика демонстрирует высокие темпы роста, что не может не отразиться на рынке труда, где спрос на квалифицированный персонал по-прежнему превышает предложение».
В итоге большинство опрошенных (всего в опросе участвовали 167 компаний) вынуждены устанавливать зарплаты выше среднерыночного уровня. На будущий год средний процент планируемого повышения зарплат составит, по данным обзора, 10%.
Авторы обзора утверждают, что продолжает увеличиваться доля компаний, устанавливающих зарплату в рублях. При этом 90% фирм перечисляют оклады своим сотрудникам на банковские карточки. Это, по мнению исследователей, свидетельствует о большей прозрачности бизнеса.
В 2007 году на 7%, с 34 до 27%, сократилось число компаний, выплачивающих своим сотрудникам ежемесячные премии к размеру базовой зарплаты. Для рабочих специальностей выплата ежемесячной премии — это механизм дисциплинарного воздействия, мотивация к выполнению норм, но она все реже применяется при оплате труда высшего и среднего звена руководства и профсостава.
«Сокращение числа компаний, выплачивающих своим сотрудникам ежемесячные премии к размеру базовой зарплаты, не связано с «обелением» зарплат», — считает директор по налоговому консалтингу «БДО Юникон» Виктор Сарибекян. Руководство все большего числа предприятий просто оформило трудовые договоры в соответствии с фактически сложившимися отношениями.
Эксперты утверждают, что растущая законопослушность работодателей — результат усилившегося давления со стороны налоговиков: предприниматели предпочитают увеличить выплаты работникам и, как следствие, отчисления «зарплатных» налогов. Кроме того, все больше компаний становятся публичными, а значит, прозрачными.
Правительство РФ не снимает с повестки дня идею снижения НДС. Об этом заявил журналистам премьер-министр РФ Михаил Фрадков. "Эти вопросы с повестки дня не сняты", - сказал он.
Он добавил, что сама тема НДС является сложной с точки зрения администрирования, контроля и завершенности формирования методологии.
Отвечая на вопрос, обсуждался ли сегодня на совещании, посвященном перспективам налога на добавленную стоимость, вопрос введения льгот по НДС для отдельных, высокотехнологичных отраслей промышленности, М.Фрадков сообщил, что "в такой редакции вопрос сегодня не обсуждался". По его словам, сегодня была заслушана аналитическая информация ФНС об администрировании НДС и потребуется определенное время, чтобы проанализировать эти данные.
"НДС – налог структурообразующий, мы заинтересованы в том, чтобы он был стимулом для перерабатывающих отраслей промышленности. Этим продолжают заниматься", - сообщил М.Фрадков.
Глава правительства добавил, что некоторую настороженность вызывает тенденция роста динамики вычетов по отношению к собираемости НДС. Он добавил, что сейчас предпринимаются меры по обеспечению собираемости налогов в соответствии с плановыми заданиями на текущий год.
"Мы успокоили друг друга, что принимаются все меры по обеспечению планового задания сбора налогов", - сказал глава правительства. По его словам, налоговики в ходе сегодняшнего совещания продемонстрировали, что проводят большую работу по обеспечению сбора налогов. Одновременно развернута аналитическая работа, а таможенники, "взяли на себя обязательства, чтобы теснее работать и координироваться" с налоговыми органами.
Премьер-министр поддерживает предложение Минфина о введении спецрегистрации плательщиков НДС. Об этом он заявил в беседе с журналистам. "Я, в принципе, отношусь положительно к этой идее", - сказал он.
М.Фрадков добавил, что над этим вопросом сейчас работают заинтересованные министерства, чтобы, не ужесточая условий регистрации, ввести условия, повышающие ответственность тех, кто занимается бизнесом.
Госдума сразу в трех чтениях приняла законопроект об увеличении с 1 октября базовой части пенсии по старости с 900 до 1260 рублей. На это будет потрачено 21,26 миллиарда рублей из бюджета Пенсионного фонда.
Также будут повышены базовые части трудовых пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. При третьей степени ограничения трудоспособности базовая часть пенсии составит 2520 рублей, при второй - 1260, а при первой - 630.
Базовая часть пенсии круглых сирот составит 1260 рублей, а другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца будут платить по 630 рублей в месяц.
Кроме того, повышение пенсий коснется лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, отмечает "Интерфакс". При одном таком члене семьи базовая часть пенсии составит 1680 рублей, при наличии двух - 2100 рублей, при наличии трех и более - 2520 рублей.
О намерении повысить с октября пенсии заявлял в середине августа первый вице-премьер Сергей Иванов. Он отмечал, что в результате повышения инвалид-чернобылец третьей степени станет получать на 735 рублей больше.
Это последнее повышение пенсий из запланированных бюджетом Пенсионного фонда. Кроме октябрьского повышения пенсии росли также в апреле.
Правительству необходимо четко разделять добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, облегчая налоговое бремя для тех, кто хочет платить и кто "работает без использования "серых" схем". Об этом заявил премьер-министр Михаил Фрадков, открывая совещание по вопросам совершенствования налогового администрирования, которое проходит в здании межрегиональной инспекции Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве.
На совещании, сказал Фрадков, будут обсуждаться вопросы, связанные с регистрацией предпринимателей, работой налоговых органов с налогоплательщиками.
"Это - большая работа, уже многое делается, но мы должны постоянно держать на контроле поручения, чтобы убедиться, что все необходимые условия для работы бизнеса создаются, бизнес работает в комфортных условиях", - отметил премьер.
При этом бремя налогов необходимо облегчать для "всех, кто хочет платить, заинтересован в развитии бизнеса, работает без использования "серых" схем, находится в хороших отношениях с контролирующими и правоохранительными органами и действует строго в рамках закона и нормативных актов".
Предположение о том, что российские предприятия умышленно искажают свою официальную отчетность с целью минимизации налоговых изъятий, впервые получило публичное подтверждение в словах (выступлениях, интервью) некоторых директоров, которые достаточно откровенно говорили, что предприятия ведут три вида отчетности: для государства, для себя и для стороннего инвестора, отмечает Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода.
Однако получить масштабные статистические оценки этого явления силами государственных органов либо невозможно, либо крайне сложно и дорого. Возможно, единственный рациональный способ исследования этой проблемы - добавление вопросов, касающихся достоверности отчетности предприятий, в регулярные и добровольные конъюнктурные опросы (КО) руководителей предприятий, проводимые неправительственной организацией в течение длительного периода времени. При таком подходе можно рассчитывать на получение данных, наиболее близких к истинному положению дел.
Впервые вопрос о достоверности официальной отчетности российских промышленных предприятий был задан респондентам ИЭПП в 2000 году. Он имел следующую формулировку: "Как вы считаете, можно ли использовать официальную (то есть направляемую в государственные органы) отчетность предприятий при анализе реального положения дел в российской промышленности?" Предприятиям было предложено два варианта ответов: 1) да, можно; 2) нет, лучше не стоит.
Более 1000 предприятий дали свою оценку достоверности официальной отчетности в российской промышленности, и только 27 респондентов (2,6% от числа приславших анкеты) уклонились от ответа.
Поскольку первый опыт оценки достоверности оказался вполне успешным, то было принято решение продолжить мониторинг достоверности с более детальными вопросами: а) о выпуске и отгрузке; б) о занятости и заработной плате; в) о финансах и расчетах; г) о капитальных вложениях; д) о распределении акций. В ответы был добавлен вариант "сложно оценить".
Результаты семилетнего мониторинга ИЭПП показали в целом удручающую картину.
Во-первых, предприятия вполне определенно признают, что одни виды отчетности подвергаются корректировке чаще, другие - реже. Это свидетельствует скорее всего о целенаправленной и регулярной деятельности соответствующих подразделений предприятий в этой сфере.
Во-вторых, никакого явного прогресса (в смысле выхода из тени) не происходит. Доля предприятий, которые считают отчетность достоверной, практически не увеличилась. В-третьих, достоверность наиболее важных в условиях рынка отчетности (о финансовом состоянии и расчетах и распределении акций) оказалась самой низкой: менее половины предприятий, ответивших на вопросы, считают ее достоверной.
Самую высокую надежность имеет, по мнению предприятий, отчетность о выпуске и отгрузке. А вот достоверные сведения о финансовом состоянии предприятий - одни из наиболее недоступных государству. Почти во всех отраслях достоверность этой отчетности признают не более половины предприятий. Самой высокой недостоверностью характеризуется отчетность о распределении акций. И такой результат был вполне предсказуем. Непрозрачность структуры собственности большинства российских предприятий - факт общеизвестный.
Достоверность отчетности зависит от размера предприятия. Оценки достоверности демонстрируют ее рост с увеличением размера предприятия. Самый большой перепад между максимумом и минимумом получен для отчетности о занятости и зарплате и отчетности о выпуске и отгрузке. В первом случае эта величина равна 16 процентным пунктам, во втором - 15 процентным пунктам. Достоверность отчетности о распределении акций и отчетности о финансах почти не зависит от размера предприятия (перепад 6 и 8 процентных пунктов соответственно), но этот факт вряд ли стоит считать положительным: эти виды отчетности наиболее недостоверны в российской промышленности. Иными словами, предприятия всех размеров одинаково скрывают эти сведения от государства.
Вопрос о причинах недостоверности официальной отчетности задавался предприятиям дважды: в 2004 и 2007 годах. За три года произошло лишь одно принципиальное изменение в частоте упоминания причин. На 10 процентных пунктов чаще стала называться причиной недостоверности сложность и противоречивость существующих форм отчетности. В результате эта причина стала бесспорным лидером.
На втором месте оказалась причина "несовершенство официальной отчетности, не отражающей реалий нашей экономики". Ее достаточно масштабное упоминание - прямой упрек государственным органам, собирающим все возрастающие объемы отчетности с предприятий, что не привело к значительному увеличению точности описания экономики.
Инициативного искажения отчетности самими предприятиями с целью снижения налоговой нагрузки стало на 3 пункта меньше. Не очень большой прогресс, учитывая усилия государства по выводу из тени российской экономики. Эту причину упоминают все предприятия топливной промышленности, 42% предприятий ЛПК, 45% заводов промышленности строительных материалов и 46% предприятий легкой промышленности.
Банкам разрешат без решения суда продавать квартиры тех, кто не в состоянии выплачивать ипотечный кредит, сообщает газета РБК Daily. Первый зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев подготовил соответствующие поправки в Гражданский кодекс и закон об ипотеке и надеется, что законопроект будет внесен на рассмотрение 12 сентября текущего года.
Поправки предусматривают включение в ипотечный договор условия, которое дает банку возможность реализовать жилую недвижимость, являющуюся залогом, в случае возникшей задолженности по ипотечным платежам. В настоящий момент банк не вправе это сделать без судебного решения.
Напомним, впервые жилье, приобретенное по ипотеке, было продано за долги 16 января текущего года в Санкт-Петербурге. Двухкомнатная квартира площадью 56 квадратных метров была реализована за 2,2 миллиона рублей. Эта сумма позволила заемщику полностью погасить задолженность перед банком.
Как считают эксперты, доля невозвратов по ипотечным кредитам может достичь к 2009 году пяти процентов. При этом кризисный порог для потребительского рынка находится на уровне 10 процентов.
Курс доллара США ранним утром 12 сентября упал до рекордно низких значений по отношению к евро, передает Bloomberg. На мировых валютных рынках за единицу европейской валюты давали 1,3878 доллара. Курс доллара снижается уже шестую сессию подряд. Предыдущий рекорд был установлен 24 июля и составлял 1,3852 доллара.
Причиной снижения курса доллара США стала встревожившая инвесторов обстановка на рынке американского жилья, отмечает BBC News. Кроме того, финансисты не уверены в том, что Федеральная резервная система попытается 18 сентября остановить ипотечный кризис, впервые за два года снизив учетную ставку.
К 9 часам утра американской валюте удалось отыграть свое падение, она укрепилась до 1,3844 доллара за евро.
В России курс доллара снижается с 6 сентября. За это время валюта США подешевела более чем на 18 копеек, с 25,6997 рубля до 25,5154 рубля. Только 10 сентября курс евро подскочил на 15 копеек.
12 сентября на торгах ММВБ курс доллара расчетами "сегодня" снизился к 12 часам 40 минутам на 10,58 копейки до 25,4074 рубля за доллар. Центробанк установил на 13 сентября курс доллара равным 25,4056 рубля (-10,98 копейки), а курс евро - 35,2223 рубля (+3,66 копейки).
Научно-технический центр "Атлас", разработавший Единую государственную автоматизированную информационную систему учета алкоголя (ЕГАИС), из-за которой в прошлом году на несколько недель была парализована торговля алкоголем, подал в антимонопольное ведомство жалобу на Федеральную налоговую службу. Об этом сообщает "Коммерсант".
В "Атласе" остались недовольны проведением конкурса на разработку программного обеспечения для системы ЕГАИС. 29 августа ФНС определило, что совершенствовать систему должен ФГУП "Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы" (ГНИВЦ). Таким образом, структура налоговиков получила доступ к 362 миллионам рублей бюджетных денег, на которые претендовал "Атлас".
В научно-техническом центре считают, что его заявка была отклонена незаконно. Если жалоба будет признана законной, от ФНС могут потребовать пересмотреть результаты тендера.
Полноценно ЕГАИС должна заработать летом 2008 года. Эта система в идеале позволяет государству следить за оборотом спирта и алкоголя и таким образом более эффективно бороться с нелегальной продукцией. Изначально предполагалось, что ЕГАИС заработает еще в 2006 году, но сбой в системе показал, что она нуждается в доработке.
Парадокс, но на налоговых правонарушениях нередко попадаются люди, по долгу службы призванные с ними бороться. К примеру, в таких неблаговидных деяниях на днях были уличены глава налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, ее заместитель, а также руководитель Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Правда, до лишения свободы дело в данном случае не дошло, однако без вмешательства прокурорских работников не обошлось.
Как сообщает пресс-служба управления Генпрокуратуры в УрФо, указанные чиновники незаконно получали дополнительные выплаты за счет окружного бюджета и не отражали их в налоговой декларации. Приказом главы Минфина Алексеем Кудриным нарушители привлечены к дисциплинарной ответственности.
Несоблюдение закона, еще не вступившего в силу, по сути, нарушением не является. Столь очевидный вывод вынужден был напомнить «компетентным органам» (правда, на сей раз не налоговым, а таможенным) ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении от 30 июля 2007 г. № А21-5455/2006. В октябре 2005 года калининградская фирма передала в аренду компании, не зарегистрированной на территории данной области, транспортное средство. Представители местного таможенного управления посчитали, что своими действиями коммерсанты нарушили пункт 1 статьи 27 Закона № 16-ФЗ, устанавливающего для Калининграда режим свободной таможенной зоны, и оштрафовали их на кругленькую сумму. Тот факт, что данный закон вступил в силу в апреле 2006 года, то есть более чем через год после совершения «правонарушения», таможенников нимало не смутил. Зато данное обстоятельство весьма обескуражило арбитров, которые признали решение таможни неправомерным.
Убедиться в том, что налоговая и бухгалтерская отчетность в электронном виде составлена правильно, фирмам поможет более совершенная версия программы Tester (1.16). Она размещена на официальном сайте Главного научно-исследовательского центра ФНС. Как отмечают разработчики, теперь софт позволяет исключить ошибки в xml-файле для передачи данных о среднесписочной численности сотрудников компании за прошедший календарный год. Кроме того, доработана функция по проверке таких реквизитов, как «Номер ГТД» и «Номер счета-фактуры» в декларации по НДС по ставке ноль процентов.
Не исключено, что вскоре депутаты внесут существенные поправки в уже принятый Госдумой в первом чтении законопроект «О саморегулируемых организациях». В частности, Федеральная антимонопольная служба предлагает парламентариям рассмотреть возможность введения так называемого переходного периода, в течение которого, наряду с развитием саморегулирования отраслей, может сохраняться их лицензирование.
Благодаря принятию таких поправок предприниматели смогут в течение определенного срока самостоятельно выбирать, на чьих условиях – государственных или выработанных профессиональным сообществом – вести свою деятельность. Соответствующая инициатива содержится в ответе заместителя руководителя ФАС Андрея Цыганова на обращение вице-президента Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Алексея Кожевникова. По мнению Цыганова, статья «Об установлении переходного периода от лицензирования к саморегулированию» должна быть разработана и принята Госдумой в как можно более сжатые сроки.
С сумм, потраченных фирмой на оплату обучения сотрудников-иностранцев русскому языку, НДФЛ и ЕСН можно и не платить. Как сообщил Минфин в письме от 15 августа 2007 г. № 03-04-06-02/150, такую возможность дает статья 21 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Для этого надо лишь одно: чтобы учеба оправдывалась производственной необходимостью и руководитель компании издал соответствующее письменное распоряжение. Кроме того, осваивать русский работники должны в лицензированном образовательном учреждении. При иных обстоятельствах НДФЛ и ЕСН уплатить все-таки придется, отметили финансисты.
Скидки, которые комиссионер за свой счет предоставляет покупателям товара комитента, во внереализационных расходах не учитываются. К такому выводу пришел Минфин в письме от 10 августа 2007 г. № 03-03-06/1/555. Финансисты признали, что подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса позволяет организациям включать в состав внереализационных расходов суммы премий, выплаченных покупателю за выполнение определенных условий договора. Однако, как отметили представители главного финансового ведомства, данная норма, а значит и возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль, распространяется исключительно на договоры купли-продажи. Таким образом, вознаграждение, полученное от комитента, агент должен учитывать в составе доходов (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК) без учета каких-либо скидок.
Компаниям не следует на последнее число месяца определять доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы по собственным векселям, выписанным в иностранной валюте. Такой совет содержится в письме Минфина от 9 июля 2007 г. № 03-03-06/2/122. Как отмечают финансисты, доходы (расходы) в данном случае могут возникнуть при погашении векселей. Дело в том, что в соответствии с пунктом 11 статьи 250 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса внереализационные расходы (доходы) возникают от переоценки имущества в виде валютных ценностей, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Исключение из этого правила составляют ценные бумаги, которые номинированы в инвалюте. Вместе с тем в соответствии со статьей 143 Гражданского кодекса к ценным бумагам, в частности, относится и вексель. Кстати, пунктом 2 статьи 143 Кодекса установлено, что вещи, которые не относятся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Дивиденды по акциям, находящимся в собственности муниципальных образований, не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль. Это означает, что компания, выплачивая дивиденды тому или иному муниципалитету, не должна выступать в роли его налогового агента. К такому умозаключению пришел Минфин в письме от 13 августа 2007 г. № 03-03-06/3/12. Финансисты отметили, что в подобных ситуациях дивиденды не учитываются в общей сумме налога, исчисленной в соответствии с пунктом 2 статьи 275 Налогового кодекса, при условии, что их сумма перечислена непосредственно в местный бюджет.
11.09.2007
Группа депутатов-единороссов внесла в Госдуму законопроект об увеличении с 1 декабря 2008 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 4 тысяч 300 рублей, сообщили журналистам в аппарате палаты.
Документ предлагает установить МРОТ с 1 декабря 2008 года в размере 4 тысячи 300 рублей в месяц, или на уровне 96,8% прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. В настоящее время МРОТ составляет 2 тысячи 300 рублей, последнее повышение состоялось 1 сентября текущего года.
Для реализации законопроекта необходимо будет предусмотреть дополнительные средства на повышение оплаты труда работников государственных учреждений в объеме 24,3 миллиарда рублей в 2008 году, 58,2 миллиарда рублей в 2009 году и 63,2 миллиарда рублей в 2010 году.
Правительство РФ данный законопроект не поддерживает. В правительственном заключении, подписанном вице-премьером РФ Александром Жуковым, отмечается, что увеличение МРОТ, предлагаемое депутатами, потребует повышения оплаты труда работников бюджетной сферы и приведет к значительному росту расходов федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом, указывается в заключении, если вносятся инициативы по увеличению расходов бюджета, то в таком законопроекте должны содержаться нормы, определяющие источники финансирования.
Также в документе отмечается, что правительством уже были внесены предложения по установлению МРОТ с 1 декабря 2008 года в сумме 3 тысячи рублей, с 1 октября 2009 года - в сумме 3 тысячи 500 рублей.
Вскоре за уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента или сокрытие имущества смогут привлечь к уголовной ответственности. Подробный "трактат" с рекомендациями по применению уголовного законодательства по налоговым делам подготовил Верховный суд.
Одним из налоговых преступлений, указанных в Уголовном кодексе, является уклонение от внесения в бюджет обязательных отчислений (ст. 198, 199 УК РФ). Много споров возникало по поводу толкования действий представителей компании, которые образуют объективную сторону подобных преступлений. Между тем, как пояснил Верховный суд, такое уклонение может выражаться в форме как действия, так и бездействия. В первом случае оно проявляется в умышленном искажении данных налоговых деклараций и других документов. Во втором - в непредставлении этих бумаг.
При этом к другим документам относятся все документы, на основе которых исчисляют и уплачивают налоги. В частности, для компании это выписки из книг покупок и учета доходов и расходов от хозяйственных операций, копии журналов, полученных и выставленных счетов-фактур, расчетные ведомости, годовые отчеты, справки о суммах уплаченных налогов, документы, подтверждающие право на льготы.
Также суд обозначил действия, которые можно считать искажением данных деклараций и других документов:
- неотражение доходов или объектов налога;
- уменьшение доходов;
- завышение налоговой себестоимости;
- искажение периода, за который отражают доходы, расходы;
- искажение физических показателей, характеризующих вид деятельности (например, при ЕНВД).
Судьи также определили тех, кто может быть виновником налогового преступления. За неуплату в бюджет фирмы отвечать будут ее руководитель, главный бухгалтер или другой сотрудник, уполномоченный подписывать отчетность. Соучастниками данного преступления могут признать других работников фирмы, например, умышленно "искажавших" первичные документы.
Кроме того, к ответственности за неуплату налогов фирмы могут привлечь иных частных лиц. Организовавших ее - как организаторов, содействовавших преступлению советами или указаниями - как подстрекателей, а склонивших руководителя или главбуха к неуплате налога - как пособников.
Отвечать за налоговое преступление перед судом придется не только резидентам Российской Федерации, но и иностранным гражданам, а также частным лицам без гражданства, если они занимаются предпринимательской деятельностью на территории России. Они также обязаны рассчитывать и уплачивать в бюджет налоги и сборы и представлять в инспекцию налоговые декларации и другие документы, установленные законом.
В частности, пленум Верховного суда разъяснил, что налоговыми преступниками могут стать нотариусы, а также юристы, учредившие адвокатские кабинеты. Поскольку эти специалисты занимаются частной практикой в целях получения прибыли, они должны строго соблюдать налоговое законодательство.
В то же время нередко встречаются прецеденты, когда предприниматели осуществляют свою коммерческую деятельность, зарегистрировав документы на подставных лиц. В таком случае от наказания не уйти не только бизнесмену, но и формальному предпринимателю, который фактически не является налогоплательщиком. Ведь если он понимает, что участвует в преступлении, и сознательно помогает бизнесмену уклониться от уплаты налогов, ему придется отвечать по всей строгости закона как пособнику нарушителя (ч. 5 ст. 33 и ст. 198 УК РФ).
Как указали судьи, уклонение от уплаты налогов можно считать преступлением только при наличии некоторых обстоятельств. Во-первых, уголовное наказание нарушителю грозит в том случае, если он целенаправленно уклонился от обязательных отчислений в бюджет. Неуплату же налогов по оплошности или ошибке преступной не считают. Поэтому, решая вопрос о злом умысле, судам следует учитывать также обстоятельства, исключающие его вину в налоговом правонарушении (ст. 111 НК).
Во-вторых, уклонение от уплаты налогов должно быть в крупном или особо крупном размере. При этом сумма, подлежащая перечислению в бюджет, может выражаться в определенном процентном отношении либо в конкретном денежном измерении. Для вычисления суммы уклонения следует учитывать те обязательные отчисления, которые не были внесены в бюджеты различных уровней по окончании отчетных периодов. Если сроки уплаты налогов и сборов за текущий период истекли, то неперечисленные суммы также учитывают при расчете крупного (особо крупного) размера неуплаты. Вычисляя же 10- или 20-процентные доли недоимки, следует исходить из суммы всех налогов и сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд.
Выявленная сумма неуплаты включается в общую сумму обязательных платежей, которые фирма должна внести в бюджет. При расчете этих показателей нужно суммировать налоги и сборы, не уплаченные за период в пределах трех финансовых лет. Финансовый же год соответствует календарному (п. 12 БК РФ).
Напомним, что ранее по поводу периода расчета крупного и особо крупного размера уклонения велись споры. Из формулировки "в пределах трех финансовых лет" не было ясно, может ли период быть меньше, чем три года. Верховный суд разрешил эти споры, определив, что умышленная неуплата налогов будет подпадать под уголовную ответственность и по результатам, например, одного налогового периода - календарного года, если она составила крупный или особо крупный размер.
В том случае, когда размер ставок налогов или сборов снижен или они вовсе отменены законодательным актом, которому предана обратная сила, налоги следует рассчитывать согласно новому правилу (п. 4 ст. 5 НК РФ). Следует также помнить, что нормативные акты, которые ухудшают положение налогоплательщиков (например, вводят дополнительные виды налогов, повышают ставки действующих), обратной силы не имеют (ст. 5 НК РФ). Таким образом, при расчете суммы непогашенных обязательств перед бюджетом во внимание принимаются только те налоги, сборы и их ставки, которые были установлены законодательством для этого отчетного периода.
Компании отвечают перед бюджетом не только как налогоплательщики, но и как налоговые агенты своих сотрудников. Между тем за невыполнение обязанностей по исчислению, удержанию, перечислению налогов в бюджет или внебюджетный фонд за другое лицо в Уголовном кодексе также предусмотрено наказание (ст. 199.1 УК РФ). Но признают такие нарушения преступлениями только в том случае, если:
- агент не перечислил сумму налогов в крупном или особо крупном размере;
- совершил это из корыстных побуждений, личного интереса.
При расчете крупных и особо крупных сумм неперечисления нужно руководствоваться опять же ст. 198 и 199 Уголовного кодекса.
Личный интерес нарушителя как мотив преступления может выражаться не только в извлечении выгоды имущественного характера, но и в нематериальной форме, которая обусловлена такими побуждениями, как: продвижение по карьерной лестнице, желание получить соответствующую услугу, приукрасить действительное положение, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.
Если же неисполнение обязанностей агента не связано с личной выгодой (например, деньги не были перечислены в бюджет по ошибке), то считать это преступлением нельзя даже в том случае, если размер нарушения является крупным или особо крупным.
Судьи также отметили, что виновным в невыполнении обязанностей налогового агента - фирмы - нужно считать сотрудника, на которого в компании возложено исчисление, удержание и перечисление налогов. Им может быть руководитель фирмы, ее главный бухгалтер или специально уполномоченный на это сотрудник.
Кроме того, если налоговый агент действует из корыстных побуждений и его действия связаны с изъятием денежных средств или другого имущества, то налицо совокупность преступлений, и содеянное следует дополнительно квалифицировать еще и по статье, предусматривающей ответственность за хищение чужого имущества.
Оконченным преступление будет лишь тогда, когда удержанные или неудержанные суммы не поступили в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а сроки перечисления налогов истекли.
Недоимки компании по налогам инспекторы могут покрыть за счет ее денежных средств или другого имущества. Однако нередко организации их скрывают от правоохранительных органов, препятствуя принудительному взысканию. В том случае, если сумма недоимки подпадает под категорию "особо крупная", подобные действия компании будут считаться преступлением, а повинным в его совершении грозит уголовная ответственность.
Таким образом, если собственник компании, ее руководитель или сотрудник, уполномоченный распоряжаться имуществом фирмы, скрыли сумму или имущество стоимостью более 250 000 рублей, они будут отвечать перед судом. При этом пени не должны приниматься в расчет и увеличивать размер недоимки, который, в свою очередь, может превышать сумму сокрытия.
Согласно статье 199 Уголовного кодекса, крупный размер неуплаты налогов фирмы за период в пределах трех лет составляет:
- более 500 000 рублей, если доля неуплаты превышает 10% от сумм налогов, подлежащих уплате;
- более 1 500 000 рублей.
А особо крупное уклонение за этот же срок:
- более 2 500 000 рублей, если доля неуплаты составляет свыше 20% от суммы налогов, подлежащих уплате; - более 7 500 000 рублей.
Несмотря на то, что в статье 199 УК нет перечня документов и списка ложных сведений, данная норма не может служить поводом для ее вольного понимания. На это Конституционный суд указал в определении от 20 декабря 2005 г. N 478-О. Судьи подчеркнули, что при толковании статьи следует исходить из норм не только уголовного, но и налогового законодательства.