02.08.2007
Проводя выездную проверку, контролеры особенно тщательно проверяют первичные документы и счета-фактуры. Тем не менее руководители фирм зачастую не обращают внимания на такие "мелочи", как отсутствие подписи контрагента на акте сдачи-приемки работ или печати на счете-фактуре поставщика. Оказывается, зря.
За грубое нарушение правил учета предусмотрена административная ответственность по статье 15.11 КоАП. Руководителя и главбуха фирмы могут оштрафовать на сумму от 20 до 30 МРОТ. Правда, ответственность по этой статье наступит лишь в том случае, если окажется, что фирма исказила сумму налогов и сборов или неверно отразила какой-либо показатель бухгалтерской отчетности. При этом "погрешность" должна составить не менее 10%.
Если у компании отсутствуют какие-либо первичные документы или счета-фактуры, то будет наложен штраф по статье 120 Налогового кодекса. Эта статья предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. Наказание — штраф 5000 рублей, если нарушение совершено в одном налоговом периоде, или 15 000 рублей, если нарушение совершали в течение нескольких налоговых периодов. Если в результате "оплошности" оказалась занижена налоговая база, то штраф составит уже 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей.
Если в первичных документах фирмы содержатся отдельные недостатки, ответственность по статье 120 НК, как правило, не применяется. Однако компанию могут наказать за неуплату налогов. К примеру, подрядчик выполнил для фирмы какие-либо работы. Акт сдачи-приемки был составлен с нарушениями, что и выявили налоговики во время проверки. В результате контролеры сочтут затраты документально неподтвержденными и исключат стоимость услуг из состава расходов. А раз фирма завысила затраты, то проверяющие могут решить, что она занизила прибыль и, как следствие, — недоплатила налог.
Другой пример: компания получила счет-фактуру поставщика, в котором не был указан какой-либо обязательный реквизит (например, ИНН продавца). При проверке инспекторы решат, что фирма не имеет права на вычет НДС по такому документу. И если компания этот вычет все же применила и уменьшила НДС, то ее оштрафуют за недоплату налога. Санкции за неуплату или недоплату налога предусмотрены ст. 122 Налогового кодекса — 20% от неуплаченной суммы. А если налоговики докажут, что фирма не уплатила налог умышленно, то штраф возрастет до 40% от суммы недоимки.
Так как речь идет о неверно оформленных документах, то может подойти и формулировка пункта 3 статьи 120 НК (грубое нарушение правил учета, повлекшее занижение налоговой базы, штраф — 10% от суммы недоплаты, но не менее 15 000 руб.). Ведь недочет в документах можно трактовать как нарушение правил бухучета. Если сумма неуплаченного налога превышает 75 000 рублей, фирме выгоднее, чтобы инспекция расценила нарушение как грубое нарушение правил учета и применила пункт 3 статьи 120 НК (а не статью 122 НК). Тогда штраф будет меньше 10% от неуплаченной суммы, но не менее 15 000 рублей вместо 20% от неуплаченной суммы. Но возможна и другая ситуация: компании выгодно платить штраф по статье 122 НК, когда 20% от неуплаченной суммы налога не превышает 15 000 рублей, то есть сумма недоимки меньше 75 000 рублей.
Нарушения, предусмотренные статьей 122 НК и пунктом 3 статьи 120 НК очень похожи. И в том, и в другом случае речь идет о занижении налоговой базы. Из-за этого налоговики часто пытаются взыскать штрафы сразу по двум статьям. Однако Конституционный суд пришел к выводу, что этого делать нельзя, поскольку никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же нарушение (определение КС от 18 января 2001 г. N 6-О).
Проводя выездную налоговую проверку, инспекторы не ограничатся лишь просмотром "первички" и счетов-фактур. Однако именно неправильные накладные, акты, авансовые отчеты и счета-фактуры приносят немалую долю "штрафных" доходов в казну. По словам налоговых инспекторов, штрафы из-за мелких оплошностей в "первичке" (отсутствие подписей, печатей, других обязательных реквизитов) составляют, как правило, половину всех санкций, начисленных той или иной фирме.
С 7 августа многие российские магазины не смогут принимать карты American Express, поскольку крупнейший в России эквайринговый агент компания United Card Service (UCS) прекращает обслуживание данных карт. Об этом сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на слова генерального директора UCS Владимира Комлева. В эквайринговой компании объясняют данное решение тем, что с 1 июня банк "Русский стандарт" получил эксклюзивные права эквайринга по картам American Express в России. По словам Комлева, оборот данных карт в сети UCS в 2006 году составил 320-330 миллионов долларов, то есть около половины от общего эквайрингового оборота American Express в России. При этом большая часть денег была потрачена владельцами карт зарубежных банков.
Ранее газета "РБК Daily" сообщала, что несколько кредитных организаций направили письма в "Русский стандарт" и American Express с предложением вести расчеты по картам напрямую с банками-эквайерами так же, как сейчас они работают с Visa и MasterCard.
Услуга эквайринга предполагает спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания банковских карточек, в частности, банкоматов и торговых точек.
Федеральная налоговая служба (ФНС) России мобилизовала в консолидированный бюджет РФ в январе-мае 2007 г. налогов, сборов и других обязательных платежей на сумму 2 трлн 393,3 млрд руб., что на 12,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. В указанную сумму не входит единый социальный налог (ЕСН), зачисляемый в федеральный бюджет. Об этом свидетельствует очередной доклад Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-мае 2007 г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций — 31,2%, налога на доходы физических лиц – 18%, налога на добычу полезных ископаемых — 17,6%; налога на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ — 17,1%.
В январе-мае 2007 г. в консолидированный бюджет РФ поступило федеральных налогов и сборов в сумме 2 трлн 148,9 млрд руб. (89,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных — 151,7 млрд руб. (6,3%), местных налогов и сборов — 29 млрд руб. (1,2%), налогов со специальным налоговым режимом — 62 млрд руб. (2,6%).
Поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых ФНС, в январе-мае 2007 г. составило 626,2 млрд руб. (с учетом погашения задолженности в госвнебюджетные фонды) и возросло по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 30,8%.
По оперативным данным ФНС, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему РФ на 1 июня 2007 г. составила 898,2 млрд руб. По сравнению с 1 января 2007 г. она увеличилась на 18,6%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций /штрафов/ на 1 июня 2007 г. составила 729,4 млрд руб., что ниже задолженности по налогам и сборам на 18,8%.
Недоимка по налоговым платежам на 1 июня 2007 г. составила 369,5 млрд руб. — 41,1% от общей задолженности. По сравнению с 1 января 2007 г. она возросла в 1,5 раза.
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, на 1 июня 2007 г. составила 290,7 млрд руб., или 32,4% от общей задолженности. По сравнению с 1 января 2007 г. она увеличилась на 4,3%.
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, на 1 июня 2007 г. составила 99,1 млрд руб., или 11% от общей задолженности. По сравнению с 1 января 2007 г. она увеличилась на 1,5%.
Приостановленные к взысканию платежи на 1 июня 2007 г. составили 124,3 млрд руб., или 13,8%. По сравнению с 1 января 2007 г. они увеличилась на 3,7%.
Отсроченные (рассроченные) платежи в бюджетную систему РФ на 1 июня 2007 г. составили 0,5 млрд руб. (0,1% от общей задолженности) и по сравнению с 1 января 2007 г. возросли в 1,7 раза.
Реструктурированная задолженность на 1 июня 2007 г. составила 14 млрд руб. (1,6% от общей задолженности) и по сравнению с января 2007 г. снизилась на 10,6%
. Задолженность по единому социальному налогу на 1 июня 2007 г. по сравнению с 1 января 2007 г. сократилась на 0,1%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 июня 2007 г. составила 47,5 млрд руб., что соответствует 51,6% задолженности по единому социальному налогу. По сравнению с началом 2007 г. она уменьшилась на 1,1%.
Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в госвнебюджетные фонды на 1 июня 2007 г. сократилась по сравнению с 1 января 2007 г. на 1,7%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 июня 2007 г. составила 170,3 млрд руб. и превысила задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в госвнебюджетные фонды в 1,6 раза. По сравнению с 1 января 2007 г. она сократилась на 14,4%.
Член Совета Федерации Владимир Слуцкер считамет, что без мигрантов Россия прожить уже не может. Такое заявление он сделал на прошедшем 1 августа в РИА «Новости» круглом столе, посвященном обсуждению законопроектов по регулированию миграционной политики.
«Пересеклись два тренда – население сокращается, а потребность в рабочих руках в связи с масштабными проектами в экономике возрастает. Мы уже не можем представить без мигрантов Москву — без людей, убирающих улицы, например», – сказал он. По словам В.Слуцкера, Россия вышла на второе место по количеству въежающих в страну за год, уступив только США и обогнав Германию, Францию и Великобританию.
Законопроект, разрабатываемый коллегами В.Слуцкера, предусматривает создание «миграционных коридоров», в которых права и привилегии россиянина получают скорее «желанные» для России мигранты, а «нежеланные» получают их гораздо медленнее. Цифра живущих сейчас в России «неграждан» варьирует, по разным оценка, в довольно широких пределах – от 5 до 15 млн человек. «Это огромная армия, которой надо научиться эффективно управлять», – сказал В.Слуцкер. Он считает, что миграция становится всё более экономической.
«Натурализация» же мигранта (т.е. превращение его в гражданина России с соответствующими правами и обязанностями) имеет сегодня дискретный характер, а новый закон предлагает превратить его в процесс непрерывного движения к гражданству постадийно – от разрешения на проживание через вид на жительство и т.д.
Гражданство, по замыслу авторов нового законопроекта, должно быть предоставлено тем мигрантам, которые сочли Россию второй родиной, приняли ее ценности, язык и культуру. «Для сезонного мигранта, бывающего в России в год на протяжении нескольких месяцев, вопрос о гражданстве не стоит. Они считаются у нас налоговыми нерезидентами и платят подоходный налог в размере 30%, тогда как для налогового резидента он составляет 13%. Поэтому нерезиденты не спешат выйти из «тени». Мы предлагаем ввести и для них плоскую шкалу подоходного налога», – заявил В.Слуцкер.
В России около 1 млн. соотечественников, приехавших в 90-е гг., не могут получить гражданства из-за чиновничьей волокиты, не имея никаких политических прав. Меж тем, утверждает В.Слуцкер, они составляют с россиянами «единое целое» и должны стать полноценными гражданами страны.
Некоторое несогласие с коллегами выразила председатель исполкома "Форума переселенческих организаций" Людмила Графова. Она сочла законопроект «преждевременным» и возмутилась терминами «желанный — нежеланный мигрант». Выходом из создавшегося положения с миграцией Л.Графова считает иммиграционную амнистию, которую, по ее словам, проводят все цивилизованные страны. «Чтобы депортировать всех нелегалов, не хватит и нескольких бюджетов страны. То, что мигрантов у нас по официальной статистике от 5 до 15 миллионов, говорит о том, что у нас не миграционная политика, а сумасшедший дом. Поэтому лучший способ борьбы с нелегалами – их легализация», — заявила Л.Графова.
Она считает, что «чужеземцами» соотечественников сделал именно закон 2002 года «О миграции», о возможном вреде которого предупреждали многие общественные организации. В итоге, по ее словам, «русский человек, которого партия послала за пределы РСФСР строить фабрики и заводы, оказался для РФ чужим», и к отмене этого положения нужно приложить все возможные усилия, считает Л.Графова.
Соавтор законопроекта Сергей Градировский считает, что понятия «натурализация» бояться не стоит. Стадии натурализации (временное пребывание – разрешение на временное проживание – вид на жительство – гражданство) должны, по его мнению, логически и неуклонно переходить одна в другую. На сегодня чиновник с трудом разбирается в их обилии, регулируемом как законами РФ, так и властными указаниями самого различного уровня, от федерального до муниципального. За мешаниной распоряжений теряется главное: люди, необходимые стране и как специалисты, и как граждане, уже десятилетиями не могут получить гражданства РФ.
Законопроект, заявил С.Градировский, позволяет провести мигранта по всем стадиям натурализации и получить гражданство в течение полугода. «Путь от пересечения границы до гражданства должен быть прозрачным и для переселенца, и для чиновника», — сказал С.Градировский.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», является ли натурализация упрощением процедуры получения гражданства, С.Градировский ответил, что натурализация не упрощение, а упорядочение. Иными словами, законопроект создает инфраструктуру получения гражданства, которая сегодня отсутствует и – более того – не обеспечена никакими правовыми гарантиями со стороны государства.
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) в постановлении по делу российской "дочки" аудитора PricewaterhouseCoopers (PWC) впервые признал, что доказывать необоснованность расходов налогоплательщика должны налоговики. Об это пишет газета "Коммерсант".
ВАС посчитал, что налоговики не смогли доказать то, что расходы аудитора, уменьшавшие налоговую базу, были экономически необоснованными. Суды нижестоящих инстанций считали, что обосновать необходимость привлечения иностранных специалистов должен был аудитор, но президиум ВАС с этим не согласился.
Газета "Ведомости" выделяет еще один момент: ВАС указал в своем решении, что налоговикам нельзя доначислять налоги по всем операциям компании на основании выборочной проверки лишь нескольких клиентов аудитора, если они не смогли доказать, что это относится ко всем операциям компании.
Напомним, что в 2005 году налоговики провели выездную проверку PWC за 2002 год и выявили занижение налоговой базы на сумму свыше 500 миллионов рублей. Федеральная налоговая служба (ФНС) тогда обвинила российскую "дочку" PWC в том, что она незаконно уменьшила базу по налогу на прибыль на суммы, выплаченные компании PWC Resourses B.V., которая должна была консультировать российских клиентов PWC, но якобы услуги оказывали сотрудники самого российского подразделения компании.
В результате налоговики доначислили компании 390 миллионов рублей. PWC частично расплатилась с задолженностью и оспорила решение ФНС в суде, но в 2006 году три инстанции арбитражного суда в Москве признали решение налоговиков законным. Теперь президиум ВАС решение суда в пользу налоговиков, направив дело на новое рассмотрение.
1 августа Московский окружной военный суд вынес приговор в отношении бывшего главного бухгалтера внутренних войск МВД РФ, полковника Сергея Юрасика. Как пишет в четверг издание "Газета", он был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и получении взятки в крупном размере и приговорен к восьми годам лишения свободы.
Как выяснили следователи, в 2004 году Юрасик подписал составленные мошенниками фальшивые документы о выплате "боевых" на сумму 4,7 миллиона рублей. За это главбух получил вознаграждение в размере 382 тысячи рублей.
Аферу организовали бывшие военнослужащие Андрей Буранцев и Геннадий Сухомлинов. Они составили 18 поддельных решений Владикавказского гарнизонного военного суда о выплате военнослужащим одной из частей Минобороны денег за участие в контртеррористической операции и ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.
Документы были направлены в Минфин, откуда они поступили в финуправление Главкомата внутренних войск МВД, где Юрасик наряду с должностью главбуха был первым заместителем начальника. На заключительном этапе к афере были подключены посредники — коммерсанты Виктор Накрайников и Роман Гунько, которые договорились с Юрасиком об организации оплаты фальшивых решений. За это главбух получил девять процентов от заявленных в документах сумм.
Ранее Андрей Буранцев был признан судом невменяемым и направлен на принудительное лечение. Геннадий Сухомлинов скрылся от следствия и в настоящее время находится в розыске. Накрайников и Гунько проходили по делу в качестве свидетелей.
Сам Сергей Юрасик не признал своей вины в суде, оценивая свои действия лишь как халатность, но не злоупотребление полномочиями. Он также отвергает факт получения взятки.
В качестве дополнительного наказания суд обязал осужденного выплатить штраф в 300 тысяч рублей. Кроме того, Юрасик был лишен государственных наград и воинского звания.
За июль 2007 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 278,75 млрд. рублей. Об этом говорится в официальном сообщении, опубликованном на сайте Федеральной таможенной службы (
ФТС России ).
Таким образом, за семь месяцев 2007 года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 1687,83 млрд. рублей.
Минфин РФ в ближайший год не предполагает менять валютную структуру стабфонда, сообщил журналистам в среду представитель министерства, комментируя последние события на валютном рынке.
"Скорее всего, сохраним текущую валютную структуру в ближайший год", — сказал он.
Согласно утвержденной нормативной валютной структуре, 45% конвертируемых средств стабфонда зачисляются на счет Федерального казначейства в ЦБ в долларах США, 45% — в евро и 10% — в фунтах стерлингов.
Перевозить крупные суммы наличных денег нужно с соответствующими предосторожностями. Казалось бы, эта аксиома в доказательстве не нуждается, но желающие опровергнуть ее на собственном опыте не переводятся. Накануне примерно в одно и то же время, но в двух разных городах – Москве и Оренбурге – произошло несколько происшествий, связанных с утратой наличных сумм. Первый случай можно считать скорее трагикомедией, второй больше походит на драму.
Как сообщает пресс-служба столичного ГУВД, милиционер Южного административного округа столицы обнаружил на асфальте пакет, в котором находились 250 тысяч евро. Вместе с деньгами лежали личные документы с визиткой. Страж порядка оказался добрым и честным человеком: позвонил по указанному на визитке номеру и попросил приехать за деньгами. Владельцами «европакета» оказались сотрудники одной из столичных компаний, перевозившие корпоративные деньги и непонятно каким образом выронившие их из машины.
Конец оренбургской истории можно назвать благополучным с большой натяжкой – лишь принимая во внимание, что владелец денег остался жив. По сообщению местного УВД, предприниматель оформил в коммерческом банке кредит на сумму свыше 9 миллионов рублей на покупку дорогостоящей техники. Выйдя из банка с только что полученными деньгами, бизнесмен сел в свой автомобиль (в полном одиночестве) и поехал в офис. Через пару минут ему перекрыла путь другая машина – ВАЗ-2110 темно-зеленого цвета. Что было дальше, догадаться нетрудно: из «Жигулей» выскочили двое мужчин в масках, вооруженные пистолетами. Преступники ударили предпринимателя по голове, забрали наличные и скрылись в неизвестном направлении. Объявленный милицией план «Перехват» результатов не принес.
Узаконить плоды преобразований в случае многоуровневой реорганизации акционерного общества предпринимателям отныне станет проще. Порядок регистрации АО при проведении процедуры разделения или выделения с одновременным присоединением к другой компании утвержден постановлением правительства от 27 июля 2007 года № 487. Так, согласно документу, госрегистрация результатов таких преобразований – вновь созданной организации, с одной стороны, и прекращения деятельности присоединенного АО – с другой стороны, проводится по месту нахождения реорганизуемой фирмы. После внесения сведений о вновь образованной компании налоговики обязаны сами отправить копии принятого решения о регистрации и пакет документов, представленный компанией, коллегам, работающим по месту нахождения предприятия, к которому АО присоединилось.
В будущем фирмы, права которых на интеллектуальную собственность нарушены, смогут надеяться на справедливое возмещение материальных потерь, а также на адекватное наказание преступника. Принять объективное решение суду поможет единая методика расчета причиненного юридическому лицу или гражданину ущерба. За ее разработку и предлагают взяться экспертам сотрудники Генеральной прокуратуры. Об этом в ходе прошедшей накануне научно-практической конференции «Борьба с контрафактом в России» заявил представитель силового ведомства Александр Васильев. Он отметил, что в настоящее время специалисты применяют сразу несколько устоявшихся методик расчета потерь. Однако, по его словам, большой разброс в получаемых результатах не позволяет сегодня сократить количество случаев как чрезмерного, так и недостаточного возмещения «интеллектуального» вреда. «Принятие единой методики тем более важно потому, что лицо может быть признано виновным в совершении уголовного преступления только в случае нанесения им крупного ущерба правообладателю», – подчеркнул Васильев.
Практика поощрения законопослушных фирм путем выдачи им так называемых «Сертификатов доверия», освобождающих от налоговых проверок, постепенно распространяется по российским регионам. Недавно вслед за Кировской и Ростовской областями к этой инициативе подключились и белгородские налоговики. Как пояснили корреспонденту «ФАФИ» в УФНС по Белгородской области, обладатели заветных сертификатов будут избавлены от выездных проверок сроком на один год. Им также предоставляется почетное право сдавать налоговую отчетность без очереди. Помимо этого, «хорошистам» будут оказывать ускоренную консультационную помощь: при обращении в налоговую за разъяснением им дадут ответ в более сжатые сроки, чем «простым смертным». Чтобы стать обладателем всех вышеперечисленных привилегий, компания должна не только сдавать отчетность исключительно в электронном виде и не иметь задолженностей по налогам и заработной плате (оклады работников должны превышать прожиточный минимум), но и «внести значимый вклад в социально-экономическое развитие области (района)».
Напомним, что в прошлом году ростовские налоговики пошли еще дальше и стали выдавать своим подопечным аж три вида «индульгенций». Обычный «сертификат доверия», призванный освободить компанию от проверок на год, могут получить компании, у которых сумма налоговых платежей за год превысит 700 тысяч рублей. «Серебряный» выдается фирмам, которые перечислят в бюджет более 5 миллионов рублей в год. К ним налоговики не придут с проверкой в течение двух лет. И, наконец, обладателем «золотого» сертификата (дает освобождение от проверок на три года) может стать организация, которая заплатит за год налогов на сумму более 10 миллионов рублей. Примечательно, что в качестве обязательного требования к кандидатам прописано еще и участие в национальных проектах, в том числе в качестве частных инвесторов.
Не исключено, что компаниям, эксплуатирующим опасные объекты, уже в ближайшем будущем придется в обязательном порядке страховать свою гражданскую ответственность на случай аварии. На скорейшем принятии соответствующего законопроекта настаивает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Об этом заявил на днях глава ведомства Константин Пуликовский. Кроме того, ответственность за техническое состояние объектов должны нести их собственники, а не только руководители и персонал предприятия, считает Пуликовский. Лишь тогда они будут лично заинтересованы в финансировании мероприятий по повышению уровня промышленной безопасности.
Напомним, что документ, о котором идет речь, был принят Государственной думой в первом чтении еще в декабре 2005 года, но вызвал немало разногласий и нареканий. Согласно ему суммы, которые фирмы обязаны будут заплатить страховщикам, зависят от типа объекта и его потенциальной опасности. Определять же степень опасности той или иной компании, а следовательно, и стоимость страховки – прерогатива специальных комиссий.
Отныне таможенники смогут гораздо эффективнее препятствовать ввозу контрафактных товаров на территорию нашей страны. Серьезную помощь в борьбе с подделками им готовы оказать чиновники Роспатента, с которым ФТС заключила соглашение об информационном сотрудничестве. Об этом в ходе прошедшей накануне конференции сообщил заместитель начальника отдела интеллектуальной собственности таможенной службы Олег Ашурков. По его словам, подписанный двумя ведомствами документ предусматривает возможность доступа сотрудников ФТС к базам данных Роспатента. «Благодаря этому мы сможем в течение буквально нескольких дней, а не месяца, как это происходит сейчас, получить информацию о том, является ли попавший под подозрение товар контрафактным, и не допустить ввоза подделок в Россию», – отметил Ашурков.
Организация с полным правом может учесть при исчислении налога на прибыль затраты на поддержание в исправном состоянии законсервированных основных средств. Как сообщил Минфин в письме от 20 июля 2007 г. № 03-03-06/1/507, возможность включить такие траты в состав внереализационных расходов дает подпункт 9 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. Сотрудники финансового ведомства не видят также препятствий к тому, чтобы учесть при налогообложении прибыли коммунальные платежи, амортизацию и расходы на ремонт и обслуживание ОС, которые используются исключительно для обеспечения работоспособности законсервированных производственных мощностей.
01.08.2007
Москва готовит новую миграционную программу, которая позволит урегулировать отношения между столичными работодателями и иностранными работниками, а также поставит в более выгодное положение граждан России по сравнению с мигрантами из-за рубежа.
В среду, 1 августа, в пресс-центре «МК» состоялась пресс-конференция председателя Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы Алексея Александрова. Он напомнил, что с 15 января 2007 года в силу вступили три новых федеральных закона: о правовом положении иностранных граждан, о миграционном учете иностранных граждан и изменения в КоАП, повышающие ответственность работодателей за привлечение на работу нелегальных мигрантов. А.Александров считает, что теперь Россия «обладает самым либеральным законодательством в области миграционной политики в мире».
Опыт Москвы в реализации новых законодательных норм, по словам А.Александрова, с одной стороны, свидетельствует о том, что они весьма «прогрессивны», но с другой – обнаруживает целый ряд острых проблем, требующих своего решения. Прежде всего это касается привлечения в город иностранных работников из стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана (для въезда в РФ граждан двух последних стран необходима виза). Новое законодательство обязывает Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве в течение 10 дней выдать иностранному гражданину разрешение на работу в РФ. Поводом для отказа может служить лишь незаконопослушность заявителя.
С начала 2007 года УФМС по Москве было выдано 426 тыс. таких разрешений, в то время как от работодателей поступило лишь 111 тыс. уведомлений о том, что ими были приняты на работу иностранные граждане. Где находятся и чем занимаются оставшиеся 315 тыс. человек, «не может ответить ни один орган исполнительной власти», сообщил А.Александров. Часть этих людей, считает он, по всей вероятности, идет работать нелегально, а часть уходит в криминальную сферу. В то же время, отметил председатель комитета, столичные работодатели считают выгодным для себя не оформлять официально принимаемых ими на работу иностранцев.
Решению этой проблемы должна послужить готовящаяся правительством Москвы новая миграционная программа на 2008-2010 гг. Целью ее станет наведение порядка в учете иностранных работников на территории Москвы, отметил А. Александров. Среди основных ее задач он назвал поэтапное замещение иностранных кадров россиянами. Для этого планируется выдавать разрешения на работу иностранцам лишь с учетом ситуации на рынке труда, причем российским гражданам должен отдаваться приоритет. Не менее важно, чтобы в РФ привлекались только квалифицированные зарубежные кадры. Примером решения этой проблемы может служить готовящийся в настоящее время проект соглашения с Киргизией, по которому граждане этой страны, желающие работать в России, будут проходить отбор в соответствии с требованиями работодателей РФ в самой Киргизии, а в Москву они будут привлекаться на конкретные должности и обеспечиваться соответствующим российскому законодательству соцпакетом. От других стран также есть предложения по заключению подобных соглашений, отметил А.Александров.
Особой критике он подверг действующую ныне систему квотирования при найме иностранных работников. Председатель комитета назвал ее «нежизнеспособной и ошибочной». Проблема в том, что зачастую нет никакой связи между поданными работодателями заявлениями на привлечение иностранных работников: заявленные цифры не отвечают потребностям столичных предприятий. В связи с этим, сообщил А.Александров, «мы выступаем за сокращение квоты»: на 2007 год она составит по безвизовым странам 750 тыс. человек, по визовым странам – 80 тыс. человек, а на 2008 год – 250 тыс. и 50 тыс. человек соответственно. «Это существенное сокращение, но мы идем в рамках официальной статистики», — добавил председатель комитета. Он подчеркнул, что квотирование – это единственный рычаг для субъектов РФ по регулированию миграционных потоков на своих территориях.
В целом же, резюмировал А.Александров, основная цель разрабатываемой программы – наведение порядка во взаимоотношениях между иностранными работниками, органами исполнительной власти, работодателями и компаниями-посредниками, причем важным является вытеснение с рынка «теневых» посредников.
Число туроператоров, вошедших в единый федеральный реестр, в июле 2007 г. выросло на 68% — до 3 тыс. 290 турфирм, сообщила замруководителя Федерального агентства по туризму Надежда Назина. По ее словам, из них 2 тыс. 460 туроператоров занимаются международным туризмом и 830 — внутренним.
При этом, по словам Н.Назиной, 360-ти компаниям было отказано во внесении в единый федеральный реестр туроператоров, так как они не имеют необходимых по закону финансовых оснований на ведение туроператорской деятельности.
Как подчеркнула Н.Назина, со вступлением в силу закона "О туристской деятельности" туроператоры при возникновении претензий со стороны потребителей стали более заинтересованы в досудебном разрешении вопроса. Как пояснила Н.Назина, обращение туроператора в суд ведет к его исключению из единого федерального реестра туроператоров. При этом, по словам Н.Назиной, для того, чтобы исключенному туроператору снова попасть в реестр, необходимо будет заново собрать документы и доказать свою финансовую состоятельность.
Напомним, в рамках закона "Об основах туристической деятельности" (вступил в силу 1 июня 2007 г.) предусмотрено создание единого федерального реестра туроператоров. Деятельность турагентов регламентируется специальным порядком, утвержденным соответствующим постановлением правительства РФ.
Главным нововведением закона "Об основах туристической деятельности" стало введение финансовых гарантий для туроператоров. Для фирм, занимающихся международным туризмом, фингарантия составляет 10 млн руб., внутренним — 500 тыс. руб. Однако до 1 июня 2008 г. размер финансового обеспечения будет составлять для сферы международного туризма 5 млн руб., для внутреннего туризма — 500 тыс. руб., для внутреннего и международного туризма — 5 млн руб.
О регламентации деятельности турагентов в новом законе фактически ничего не сказано. Поэтому механизм взаимодействия цепочки клиент — агентство — оператор будет регулировать подзаконный акт "Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта", который вступил в силу также с 1 июня 2007 г., т.е. одновременно с законом "Об основах туристской деятельности".
Финансовые гарантии туроператор может оформить либо купив страховой полис, либо получив банковскую гарантию, за счет которых туристам в случае форс-мажора и будет выплачиваться компенсация.
1 октября 2007 года вступит в силу второй пакет поправок к ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Напомним, 27 июля поправки подписал Владимир Путин.
Закон «О внесении изменений в ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты РФ» предполагает упразднение региональных и местных интернет-сайтов госзаказчиков и создание через 2,5 года единого всероссийского интернет-портала, на котором будет публиковаться вся информация о размещении заказов.
При этом с 1 января 2008 года перестанут быть обязательными аналогичные публикации в федеральных печатных СМИ, в региональных — через 3 года.
Кроме того, новый закон ограничивает значимость субъективного критерия «квалификация участников» до 20%, а в исключительных случаях, например, на выполнение аварийно-спасательных работ и оказание медицинских услуг, до 45%.
Еще одно нововведение ФЗ «О размещении заказов…» — это право заказчика при проведении аукционов на сумму более 50 миллионов рублей на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов требовать от участника размещения заказов определенные документы. Они должны подтверждать, что за последние 5 лет участник размещения заказа выполнял аналогичные работы на сумму не менее 20% от начальной цены предполагаемого контракта.
В законопроекте также отдельно прописывается порядок проведения электронных аукционов и творческого конкурса. По словам начальника управления по контролю за размещением государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России Михаила Евраева, которые приводятся в сообщении
пресс-службы ФАС России, «введение аукционов на строительство, создание единого интернет-портала, ограничение субъективных критериев на конкурсах позволит снизить коррупцию в сфере государственного и муниципального заказа в несколько раз, и приведет к экономии бюджетных средств до 1 триллиона рублей ежегодно».
На днях минэкономразвития внесло в правительство уточненный прогноз социально-экономического развития России до 2020 года. Один из трех сценариев, на котором основан долгосрочный прогноз, — инновационный, предполагает, что основная налоговая нагрузка на бизнес в стране будет постепенно снижаться.
Но, как выяснилось, по сравнению с другими странами наши бизнесмены находятся в достаточно комфортных условиях. В "налоговом" списке, составленном на основании обследования 92 стран, Россия со своим налогом на прибыль в 24 процента занимает 65-е место, значительно не дотягивая до "рекордных" 91-го и 92-го мест. Там с нулевой налоговой ставкой на зависть другим странам "царят" Каймановы острова и Бахрейн. Что касается налога на добавленную стоимость (НДС), то здесь Россия находится на 32-м месте. Самый маленький в мире НДС компании отчисляют на острове Аруба (3 процента) в Латинской Америке. Самый же большой налог на добавленную стоимость платят в Дании — 24 процента. Тогда как в России он на 6 процентов меньше. Заметим, что российская ставка НДС изменилась в 2004 году — сократилась с 20 до 18 процентов.
Такой сравнительный анализ недавно провела одна из известных консалтинговых компаний. По ее данным, в среднем в мире бизнес сегодня платит налог на прибыль в размере 26,8 процента. А средняя величина налога на добавленную стоимость (НДС) составляет 15,63 процента. Что касается самого большого налога на прибыль организаций, то его собирают в Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах — там он составляет 55 процентов — больше, чем в Японии и в Америке (40 процентов). Кстати, ставка налога на прибыль в России пять лет назад была снижена с 35 до 24 процентов.
Среди стран, входящих в Европейский союз, максимальную ставку налога на прибыль аналитики зафиксировали в Германии — 38,36 процента. В Азиатско-Тихоокеанском регионе самым большим признан "японский налог" (40,69 процента). В Латинской Америке по этому показателю лидирует Аргентина (35 процентов). При этом во всех странах наблюдается тенденция к постепенному снижению налога на прибыль. В большинстве из них за последние пять лет он снизился в среднем на 3,9 процента — до 26,8 процента. По мнению экспертов, такое снижение позволяет государствам повысить свою инвестиционную привлекательность. Кроме того, приток инвестиций способствует росту рабочих мест. Впрочем, общемировые тенденции свидетельствуют: для того чтобы компенсировать снижение налога на прибыль организаций, правительства повышают косвенные налоги, в частности налог на добавленную стоимость (НДС), который наименее вреден для развития бизнеса, но зато бьет по потребителям товаров и услуг, так как рост НДС отражается на стоимости товаров.
Между тем, обсуждая возможные пути снижения налогового бремени в России, мнения представителей государства и бизнеса разделились. В Минфине говорят о готовности снизить налог на прибыль до 20 процентов, так как возможно, что часть инвестпроектов, которые нерентабельны при нынешней ставке 24 процента, станут рентабельными. Крупный бизнес настаивает, в первую очередь, на снижении НДС до 10 или 13 процентов вместо нынешних 18 процентов. Зато малый и средний бизнес лоббирует идею замены НДС 12-процентным налогом с продаж. Но ко всем идеям, связанным с НДС, в Минфине относятся прохладно, а налоговики постоянно совершенствуют качество его сбора. В России НДС является одним из лидеров в налоговых сборах. Например, в 2006 году на него пришлось 30,8 процента всех собранных налогов, тогда как налог на прибыль организаций принес лишь 17 процентов.
К сентябрю Министерство экономического развития и торговли (Минэкономразвития) должно разработать законопроект, посвященный добровольным пенсионным накоплениям граждан, и представить его в аппарат правительства.
Как заявил глава ведомства Герман Греф, государство окончательно сделало выбор в пользу системы стимулирования добровольных накоплений по принципу "1000+1000" (к каждой тысяче рублей, перечисленной гражданином на накопительный счет в Пенсионном фонде, будет добавлена еще тысяча). Причем вхождение работников в эту систему будет добровольным.
Общие контуры предлагаемой схемы — детали еще будут дорабатываться — выглядят так. Работник должен поставить работодателя в известность о желании дополнительно отчислять средства на пенсионный счет. Он сам определит, какой процент годовой зарплаты будет переводить на него. Государство перечислит ему равную сумму, но не больше установленного лимита (в разное время назывались цифры от 10 до 18 тысяч рублей, то есть максимум 1500 рублей в месяц).
Ограничение выглядит вполне разумно: кто-то с трудом оторвет от себя 500 рублей, кто-то без проблем сможет откладывать и по 1,5 тысячи долларов в месяц. Бюджетная добавка по принципу 1 к 1 выглядела бы не слишком справедливо.
По словам Германа Грефа, никаких ограничений по возрасту, как в основной пенсионной системе, не предвидится. Средства пойдут только в НПФ. Министр экономического развития и торговли выразил надежду, что система начнет работать уже с 2008 года.
Главный вопрос, который задают сегодня аналитики: сколько "добровольцев" найдется в России? В 2006 году норматив сбережений домашних хозяйств достиг 16,8% от реальных располагаемых доходов. Во Франции этот показатель составляет 11,5%, в Казахстане — 5,8%, в США он отрицательный — минус 0,4%. Такая статистика позволяет рассчитывать: люди согласятся отдавать деньги в НПФ.
С другой стороны, по словам Германа Грефа, добровольной пенсией заинтересуется не больше 10 процентов населения. Но и эта цифра вызывает вопросы. Собственно, никто и сейчас не мешает гражданину отчислять деньги в пенсионные фонды. Однако таких людей в нашей стране немного.
Участвовать в программе вряд ли захотят граждане, у которых зарплата ниже средней по стране. Им будет нелегко что-то откладывать. А для тех, кто получает 2-3 тысячи рублей, коэффициент замещения (соотношение зарплаты и будущей пенсии) и сейчас составляет 100%.
Прибавим сюда и то, что НПФ, которые работают с физическими лицами, очень мало, большинство из них корпоративные.
Российские граждане опасаются: а что, если цены на нефть начнут падать и государство не сможет софинансировать пенсии? К тому же инвестиционный портфель пенсионных сбережений не сулит большой доходности. "НПФ разрешается вкладывать накопления граждан в консервативные бумаги, как правило, это долговые обязательства, — отмечает аналитик крупной инвестиционной компании Николай Мошковцов. — Такой портфель дает доход около 15% годовых. Это выше официального показателя инфляции. Но реальная инфляция может быть куда выше. Альтернативой размещения средств могли бы служить ПИФы, которые "вкладываются" в более рискованные бумаги — они приносят от 40 до 60% годовых. Но Минфин еще только рассматривает возможность вывода пенсионных сбережений на рынок акций".
Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер предлагает дополнительно стимулировать и отчисления пожилых людей, которым осталось до пенсии несколько лет, и молодежи. Первым, по его мнению, стоило бы повысить максимальный лимит для софинансирования, иначе они просто не успеют ничего накопить. А отчисления молодых, которые и так много тратят на ипотеку и кредиты, стимулировать государственной прибавкой не 1 к 1, а например 1 к 3.
Между тем пока аналитики с увлечением обсуждают грядущие изменения, депутат Владислав Резник внес в Госдуму законопроект "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ", который обещает произвести переворот на рынке пенсионных накоплений. Проект предполагает раздел более 10 миллиардов долларов накоплений "молчунов" на конкурсах между управляющими компаниями и разрешение инвестировать до 50% пенсионных средств в иностранные активы (всем, кроме государственной управляющей компании, влияние которой значительно сокращается). Документ во многом противоречит проекту Минэкономразвития, и простой судьбы для него ожидать не приходится. Однако — впереди выборы. Скорее всего, это далеко не последняя идея "пенсионной революции", о которой нам предстоит услышать.