19.07.2007
Просроченная задолженность по заработной плате в России увеличилась в июне 2007 года по сравнению с предыдущим месяцем на 1,5% и составила на 1 июля 4.537 млрд рублей.
Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств равнялась 4,121 млрд рублей, или 90,8% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 июня она увеличилась на 1,4%.
Задолженность по заработной плате на 1 июля имели 0,4 млн человек, из них 30% — работники сельского хозяйства, 23% — обрабатывающих производств, 21% — работники, занятые в строительстве, управлении недвижимым имуществом, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. На долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг приходилось 12%.
Управление ФНС России по г. Москве сообщает, что началась опытная эксплуатация Центра обработки обращений налогоплательщиков. По многоканальному телефону (495) 755-81-00 налогоплательщики могут оперативно получить квалифицированную консультацию по вопросам, касающимся применения законодательства о налогах и сборах.
Правительство РФ намерено принять меры против повышения цен на бензин, заявил сегодня в ходе заседания правительства премьер-министр РФ Михаил Фрадков.
Он отметил, что "трейдеры начали эксплуатировать ситуацию, не объясняя достаточно, в связи с чем они на копейку увеличили цену на бензин". "Готовят, видимо, общественное мнение для каких-то своих корпоративных задач", — сказал М.Фрадков.
Он добавил, что правительство намерено отдельно рассмотреть эти вопросы. "Взывать к совести, судя по всему, уже не эффективно, будем работать другими методами", — заключил он.
Премьер-министр также призвал избежать резкого и необоснованного удорожания проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Глава кабинета министров подчеркнул, что "в этом проекте не должно быть непредсказуемости". "Мы не отступимся от этого проекта ни при каких обстоятельствах, но каждый должен понимать свою ответственность", — сказал глава правительства. Он также отметил, что "цифрами надо оперировать очень аккуратно", так как любое изменение сметы может повлечь значительные расходы.
Заместитель главы Минпромэнерго РФ Андрей Дементьев сообщил, в свою очередь, что финансирование реализации проекта ВСТО по состоянию на 18 июля 2007 г. составило 159 млрд руб., в том числе 73,5% — за счет заемных средств, остальное — за счет собственных средств АК "Транснефть". Он напомнил, что финансирование первой очереди ВСТО компания осуществляет в основном за счет привлеченных средств.
Между тем глава "Транснефти" С.Вайншток посетовал, что российские подрядчики не выдерживают "пресса низких цен", заявленных операторами проекта ВСТО. "Они (строители) просто уходят, получая заказы на европейской территории, где цена не ниже, чем в Восточной Сибири", — сказал С.Вайншток, подчеркнув, что условия работы строителей в проекте ВСТО гораздо сложнее, чем в других российских регионах.
Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве опубликовало данные о среднемесячной заработной плате сотрудников столичных предприятий. Вооружившись этими цифрами, чиновники ФНС собираются устроить очередной «зарплатный» рейд по компаниям. Если где-то зарплаты не совпадут с имеющимися у чиновников цифрами, бизнесменам придется объяснять причину несоответствия и секреты найма квалифицированного персонала за «нерыночные» зарплаты.
Согласно
данным, опубликованным на официальном сайте УФНС по Москве, в январе—апреле 2007 года самый завидный доход имели сотрудники финансовой сферы — их средняя по отрасли зарплата составляла 53 973 руб. С большим отрывом от них отстают связисты — 35 390 руб., а замыкают призовую тройку работники предприятий производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Их доход исчисляется 29 629 руб. в месяц. Для сравнения: работники автосервисов получают около 14 227 руб.
«Данные о средней заплате в разрезе отраслей появились совершенно не случайно, — подчеркивает гендиректор компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. — Очевидно, что это намек для работодателей, какова должна быть «белая» зарплата в их компании». Тех, кто этого не понял, будут вызывать на специальные комиссии, чтобы разъяснять цифры в индивидуальном порядке.
По словам директора по налоговому консалтингу «БДО Юникон» Виктора Сарибекяна, по закону к компаниям, где распространены низкие зарплаты, так раздражающие фискалов, никаких санкций применить нельзя. Поэтому требования чиновников не будут облекаться в официальную форму. Но фактически прямые угрозы проверок с пристрастием являются серьезным аргументом: повысить официальную зарплату из директоров отказываются единицы.
Помимо угрозы проведения жестких проверок у несговорчивых налогоплательщиков могут возникнуть и другие проблемы. Например, формальное затягивание сроков при выдаче разного рода документов, справок, проведения сверки платежей, перечисляет грядущие напасти ведущий налоговый консультант ГК Energy Consulting Ольга Гуласарян. Более того, налоговые органы вправе проинформировать местные органы власти о «несговорчивых» организациях, что может усложнить ведение их бизнеса.
Но повышение зарплат до указанного УФНС уровня еще не гарантирует спокойной жизни фирме. Фискалы выложили на свой сайт информацию о том, какими должны были быть среднеотраслевые зарплаты в 2006 году. «Это значит, что УФНС намерено проверить и уровень зарплат за прошлые годы», — расшифровывает намерения фискалов г-н Шаповалов.
Так что бизнесу, по всей видимости, придется корректировать размер зарплатных платежей и за прошлые годы, подавая уточненные декларации.
Правительство внесло в Госдуму законопроект о доступе иностранцев к стратегическим отраслям экономики. Как сообщили в пресс-службе российского правительства, соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Фрадков.
В Минпромэнерго РФ пояснили, что законопроект предлагает такой порядок иностранных инвестиций, при котором были бы обеспечены национальные интересы России, с одной стороны, и формирование "предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов" — с другой. Законопроект распространяется на "иностранных инвесторов в том значении, как они определены в законодательстве об иностранных инвестициях, а также российских инвесторов, находящихся под контролем иностранных", отметили в пресс-службе министерства.
"В законопроекте сохранен "разрешительный" принцип регулирования данного вопроса", — добавили в Минпромэнерго. Решение о допуске инвестора будет принимать правительственная комиссия во главе с председателем правительства Михаила Фрадкова.
Инвестор должен обращаться в эту комиссию, если в результате предполагаемой сделки он получит контроль над российской коммерческой организацией, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности РФ, и если он намерен участвовать в капитале российской коммерческой организации, занимающейся производством специальной техники, вооружения и военной техники, авиастроением, космической деятельностью, деятельность в области использования атомной энергии. Кроме того, включены виды деятельности, осуществляемые в условия естественной монополии.
Московское управление Федеральной налоговой службы 17 июля опубликовало на своем сайте данные по среднемесячной зарплате работников столичных предприятий, разделенные по видам деятельности. Ранее налоговики заявляли, что намерены проверять предприятия, где зарплаты ниже среднеотраслевых. По данным ФНС, средняя московская зарплата в первом квартале 2007 года составляла 20620 рублей. Больше всех, 53973 рубля в месяц, получают сотрудники организаций, занимающихся финансовой деятельностью. Самые низкие зарплаты, 14227 рублей в месяц — в области оптовой и розничной торговли.
Сотрудники обрабатывающих производств получают в среднем 17353 рубля в месяц, работники, занятые в электроэнергетике, газовой и водной промышленности — 29629 рублей, россияне, работающие в области транспорта и связи — 24963 рубля. Работники гостиниц и ресторанов получают 15626 рублей в месяц, и риэлторы — 21891 рубль. Зарплаты чиновников, по данным ФНС, превысили в 2007 году 20 тысяч рублей и составляют 20749 рублей.
Зарплаты коммунальщиков ниже — всего 16281 рубль в месяц. Учителя получают 15856 рублей, врачи — 18091 рубль.
До своей новой инициативы работники Федеральной налоговой службы проводили беседы с главами предприятий, в которых зарплата сотрудников была ниже величины прожиточного минимума. Около 80 процентов руководителей компаний после таких бесед повысили зарплаты сотрудникам. В ФНС также заявляли, что изучают возможность применения статьи 127.2 Уголовного кодекса об использовании рабского труда к работодателям, не заключающим трудовые договоры с работниками.
Центробанк ужесточил требования к соответствию российских и международных стандартов бухгалтерской отчетности (РСБУ и МСФО) для банков, банковских групп и холдингов, сообщает "Коммерсант". Группам и холдингам будет уделяться особое внимание. Допустимая разница между отчетными показателями сокращена с 20 до 10 процентов.
О расхождениях в отчетности территориальные управления Центрального банка должны будут извещать департамент банковского регулирования и надзора. Им также рекомендовано при необходимости применять "меры воздействия" для исправления ситуации.
По мнению экспертов, поправки к инструкциям добавят банкирам бумажной работы. Расхождение в показателях зачастую объясняется разницей в правилах учета и не свидетельствует о плохом положении банка.
Прокуратура начиная с 2005 года по настоящее время возбудила по материалам Счетной палаты (СП) РФ 105 дел по коррупционным статьям Уголовного кодекса, сообщил председатель Счетной палаты России Сергей Степашин, выступая вчера на совместной видеоконференции Счетной палаты РФ и Управления государственного аудита Великобритании на тему "Роль высшего органа государственного аудита в борьбе с коррупцией".
Из них 68 дел возбуждено по статье 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", 9 дел по статье 286 "Превышение должностных полномочий" и 28 дел по статье 292 "Получение взятки".
По мнению С.Степашина, сегодня Счетной палате нужны новые методы для борьбы с коррупцией и расширение сотрудничества с правоохранительными органами.
"Счетная палата намерена расширить сотрудничество с правоохранительными органами, в первую очередь с Генпрокуратурой", — сказал С.Степашин.
По его словам, британские коллеги советуют Счетной палате РФ совместно с Генпрокуратурой внедрить практику аудита эффективности систем антикоррупционной безопасности различных госструктур. "На мой взгляд, это интересная задача. Такого рода действия в перспективе помогут предупредить риски возникновения коррупции. Я предлагаю коллегам из Генпрокуратуры обсудить этот вопрос в рамках рабочей группы", — отметил глава Счетной палаты.
Кроме того, С.Степашин обратил внимание на особую роль сотрудничества с органами внутреннего финансового контроля. По его словам, к таким органам относятся контрольные ведомства исполнительных органов власти, в том числе и созданные в структуре Минфина РФ.
В Москве при получении взятки в 50 тысяч долларов задержан начальник юридического отдела Инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) номер 33 Владимир Габеев, сообщает в четверг утром "Интерфакс", ссылаясь на пресс-службу УБЭП Москвы.
В начале июля, рассказали в пресс-службе, в отдел по борьбе с экономическими преступлениями Западного округа обратился руководитель одной из строительных компаний столицы, который сообщил, что Габеев вымогает у него взятку в размере 160 тысяч долларов. Такую сумму глава юридического отдела ИФНС требовал за прекращение налоговой проверки принадлежащей предпринимателю фирмы.
В ходе переговоров предпринимателя и чиновника, которые велись под контролем сотрудников УБЭП, удалось договориться о поэтапной передаче взятки. Первую часть затребованной суммы — 50 тысяч долларов — предприниматель должен был передать Габееву 17 июля в одном из ресторанов на Кутузовском проспекте.
Чиновник, рассказали в пресс-службе УБЭП, завернул пять пачек по 10 тысяч долларов в салфетки ресторана, которые вложил в журнал бесплатных объявлений, распространявшийся в заведении. На выходе из ресторана Габеев был взят с поличным сотрудниками правоохранительных органов.
В отношении начальника юридического отдела ИФНС номер 33 возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 290 УК РФ ("взятка в особо крупных размерах). По решению суда он арестован. Давать какие-либо показания Габеев пока отказывается. В ИФНС, где работал арестованный, проводится проверка, которая должна показать, не совершал ли ранее чиновник аналогичных преступлений.
В Госдуму внесен проект закона о строительных сберегательных кассах, которые должны помочь россиянам накопить средства на жилье, пишет газета "Коммерсант". Кассы фактически будут специализированными банками. При накоплении 20 процентов от стоимости квартиры, гражданин сможет получить льготный долгосрочный кредит под 2-3 процента годовых на остальную сумму.
Отличий от традиционной ипотечной схемы у строительных сберкасс несколько. Так, они будут субсидироваться государством. Если вкладчик ежегодно будет класть на счет в кассе менее 70 тысяч рублей, из бюджета будет на тот же счет начислено 20 процентов от этой суммы, но не более 14 тысяч рублей.
Кроме того, в сберкассах стоимость квартиры не зафиксирована и зависит от рыночных условий. Таким образом, если цены в целом растут, выгоднее может быть взять ипотечный кредит, а если падают — копить на квартиру в сберкассе.
Законопроект стройсберкасс был разработан еще в конце прошлого года, однако одобрение правительства получил только сейчас. Ожидается, что сберкассами к 2012-2013 году воспользуется около полумиллиона человек. В этом случае бюджетные субсидии составят около 7 миллиардов рублей в год.
Сталкиваться со случаями волокиты и вымогательства на таможенных постах приходилось, наверное, почти каждому участнику ВЭД. Однако существует и способ борьбы с этим явлением, причем довольно действенный – надо не идти на поводу у нарочито нерасторопного инспектора, «отстегивая» ему дензнаки за ускорение процесса, а сообщать куда следует. Так, на днях оглашен судебный приговор сотруднику иркутской таможни, требовавшему с коммерсантов деньги за устранение препятствий, которые сам же и создавал.
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе прокуратуры Иркутской области, в сентябре минувшего года, «разбираясь» с очередной партией товара, инспектор крайне прозрачно намекнул ее владельцу, что может затратить на досмотр и оформление акта целые сутки, а то и больше. Обескураженный предприниматель попытался пояснить, что такая проволочка крайне осложнит его деловые отношения с партнерами. Тогда ему незамедлительно был предложен «смягченный вариант» – несколько часов. Платой за ускорение должны были стать 10 тысяч рублей. Декларант согласился на предлагаемые условия, а сам незамедлительно обратился в Управление собственной безопасности. Через пару часов вымогатель был задержан с поличным. В ходе судебного разбирательства теперь уже бывший инспектор был признан виновным в вымогательстве и получении взятки и приговорен к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года.
Латание дыр в законодательстве да еще задним числом больно ударяет по фирмам. Яркий тому пример – решение ВАС по делу № А12-2463/06-с42. Тяжба, о которой идет речь, длится уже не первый год. В 2002 году волгоградская компания, воспользовавшись отсутствием в законе ограничения по переоценке основных средств, увеличила их стоимость почти вдвое, произвела амортизацию и уменьшила таким образом налогооблагаемую прибыль. А в 2005 году, анализируя итоги проверки, налоговики пришли к выводу, что компания сократила налогооблагаемую прибыль в предыдущие годы необоснованно. В результате ей было «настоятельно рекомендовано» доплатить в бюджет более 121 миллиона рублей в виде налога на прибыль и более 48 миллионов рублей пеней. Помимо этого компанию оштрафовали на 17 миллионов рублей.
Напомним, что проблему «переоценочных возможностей» породила неуемная энергия законодателей. Изменения, внесенные в Налоговый кодекс в 2001 году, позволяли переоценивать основные средства на любую сумму. Однако уже летом 2002 года депутаты, поняв, что «хватили лишку», установили барьер в виде 30 процентов от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика на 1 января 2001 года. Причем ограничение ввели в действие задним числом – с начала 2002 г.
Обратившись в суд, компания сумела доказать свою правоту в трех инстанциях. Однако в конце концов дело попало в руки высших арбитров, которые отменили оправдательные решения нижестоящих коллег и отправили дело на новое рассмотрение. Как пояснили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе ВАС, об основаниях для принятия такого решения можно будет узнать лишь из мотивировочной части решения, которая появится на официальном сайте несколько позднее.
Предприниматель, открывший свое дело до 2005 года, имеет полное право в течение четырех лет игнорировать любые изменения налогового законодательства, ухудшающие его положение. Причем отсчитывать этот срок следует именно с даты госрегистрации, а не с момента получения права на занятие конкретным видом деятельности. Такой вывод содержится в опубликованном накануне определении ВАС от 4 июня 2007 года № 3597/07. Тем самым судьи подтвердили правомерность применения так называемой «дедушкиной оговорки», на «нелигитимности» которой настаивают налоговики. Напомним, что в статье 9 закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» для предпринимателей была установлена четырехлетняя гарантия стабильности режима налогообложения. Однако в 2005 году эта норма утратила силу и налоговики, на первый взгляд, вполне резонно, стали считать ее неприменимой. Высшие арбитры указали, что это не так. Поводом для разбирательства «в верхах» стал иск индивидуального предпринимателя из Оренбурга, зарегистрированного в качестве такового в 2001 году. В 2003 году бизнесмен получил лицензию на занятие игорным бизнесом и открыл салон игровых автоматов, а в 2005 году, когда налог на этот вид деятельности вырос, стал платить его по новым, повышенным ставкам. Однако вспомнив «о дедушкиной оговорке», в 2006 году попросил инспекцию вернуть излишне уплаченные деньги. Инспекторы, как нетрудно догадаться, отказали. Судьи нескольких инстанций, куда коммерсант обратился за подмогой, удовлетворили его требования, пояснив, что «отмена закона не влияет на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены вышеназванной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока». Вот только за точку отсчета срока приняли момент получения лицензии. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе ВАС, высшие арбитры, согласившись с сутью решения нижестоящих коллег, подкорректировали его именно в этой части.
Оценкой безопасности автозаправок для людей и окружающей среды наряду с чиновниками займутся предприниматели и общественность. Представители бизнес-сообщества включены в Координационный совет при Ростехнадзоре по вопросам лицензирования деятельности организаций, эксплуатирующих АЗС. Соответствующий приказ подписал руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Константин Пуликовский, сообщает официальный сайт госведомства. В обязанности нового совещательного органа входит подготовка предложений по разработке нормативных документов, решение вопросов, связанных с проведением аналитических и экспертных работ, определение способов, форм и этапов реализации лицензирования и надзора за автозаправками. Представители бизнеса и общественности, кроме всего прочего, призваны контролировать правильность применения норм и правил должностными лицами Ростехнадзора.
Доступ граждан к информационной базе данных Верховного Суда теперь значительно облегчен. Как сообщает пресс-служба ВС, в помещениях российских судов началась установка информационных киосков, которые призваны снизить нагрузку на приемные, а также улучшить сервисное обслуживание посетителей. Теперь интересующиеся смогут без лишней нервотрепки и в максимально короткий срок получить сведения о находящихся в производстве делах и жалобах, затребовать открытые для просмотра документы из банка Верховного суда, узнать о времени, месте и результатах любого слушания. Авторы программного обеспечения электронных киосков учли степень «подготовленности» среднего пользователя, который порой плохо ориентируется в отраслях права, юридических терминах, и не может четко сформулировать, по какому производству он хочет получить справку. Система поиска настроена так, что нужные данные можно найти по любому из известных атрибутов.
По уверениям разработчиков системы, граждане могут не сомневаться в достоверности и актуальности полученных сведений, поскольку киоски работают с теми же базами данных, которыми в своей повседневной деятельности пользуются служители Фемиды.
Не исключено, что в недалекой перспективе к кадастровой оценке земли можно будет привлекать независимых оценщиков. По крайней мере, на разработке и принятии соответствующих поправок в законодательство настаивает Российский союз промышленников и предпринимателей. Помимо того деловое сообщество считает необходимым предусмотреть возможность оспаривания результатов кадастровой оценки. Данные изменения особенно актуальны в свете уже одобренного Советом Федерации законопроекта о возможности льготного выкупа земли до 1 января 2010 года. Кстати, он далек от совершенства и требует, по мнению экспертов из РСПП, серьезной доработки. В частности, в нем недостаточно прописаны требования к документам, представляемым вместе с заявлением о приобретении земельного участка. Напомним, что приоритетным правом выкупа земли законопроект наделяет собственников находящихся на ней приватизированных зданий и сооружений. Однако, отмечают представители РСПП, из-за особенностей приватизации в 90-х годах свидетельства об отчуждении этих самых зданий и сооружений из государственной или муниципальной собственности есть далеко не у всех.
Организация, решившая создать для своих сотрудников комфортные условия труда, предусмотрительно закупив чай, кофе и т. п., автоматически обрекает себя на уплату НДС. Во всяком случае в Минфине считают, что такая операция, как бесплатное предоставление работникам продуктов питания, является безвозмездной передачей, которая в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса является объектом по НДС. Причем в письме от 5 июля 2007 г. № 03-07-11/212 представители финансового ведомства отмечают, что в подобных ситуациях базу по этому налогу согласно пункту 2 статьи 154 Кодекса следует определять исходя из рыночных цен передаваемых продуктов.
Для малого бизнеса будет подготовлен облегченный вариант Международных стандартов финансовой отчетности. Об этом свидетельствует обзор специального проекта МСФО для малых и средних предприятий, опубликованный на официальном сайте Министерства финансов. По словам его разработчиков, после исключения методов анализа, не имеющих отношения к небольшим фирмам, и упрощения способов признания и оценки, в получившемся проекте объем методических указаний по бухгалтерскому учету снижен более чем на 85 процентов по сравнению с полной версией МСФО. Из спецстандарта, в частности, исчезли бухгалтерский учет финансовой аренды лизинговыми компаниями, а также отчетность, скорректированная в соответствии с общим уровнем цен в условиях гиперинфляции. Также малой фирме при первом применении МСФО придется пересчитывать куда меньше данных за предыдущий период, чем крупной компании в аналогичной ситуации.
18.07.2007
Федеральная налоговая служба сообщает, что алкогольная продукция, которая появится на алкогольном рынке маркированной следующими федеральными специальными марками, будет признаваться находящейся в нелегальном обороте.
Вид федеральных специальных марок — «Алкогольная продукция свыше 25% до 0,25л». Серия – 001. Номера — 965195001-965210000, 956720001-956735000, 964895001-964910000, 965105001-965120000, 964985001-965000000. Количество федеральных специальных марок (шт.)- 75 тыс. В случае выявления фактов использования данных марок для маркировки алкогольной продукции о них необходимо незамедлительно сообщить в МВД России и Федеральную налоговую службу, сообщает официальный сайт ФНС.
18 июля в здании ИА «Росбалт» состоялся брифинг на тему: «Цена на бензин: ждать ли повышения?». Предупреждая возможные в этом году действия розничных продавцов бензина по повышению цен на бензин, исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко обрисовал динамику цен за последний период.
По его словам, в период с 2003 года до настоящего времени рост цен на топливо в России был относительно стабильным до начала 2006 года, когда оптовые цены достигли максимума и были предприняты меры административного воздействия на рынок, после чего цены начали снижаться практически во всех сегментах. Так продолжалось до середины марта, когда макроэкономические тенденции переломили ситуацию и вновь привели к росту цен. В марте, апреле и мае сложилась выгодная ситуация для экспорта топлива, что и предопределило рост оптовых цен. Сегодня, считает Г.Сергиенко, ситуация с ценами на бензин приблизилась к максимуму прошлого года.
Розничные цены после максимума октября 2006 года и сегодня медленно снижаются. "Экономический эффект бизнеса приблизился к 15%-ному пределу. «Острого момента» еще не наступило, но при дальнейшем росте оптовых цен розничным торговцам придется в свою очередь предпринимать адекватные меры. Многое в дальнейшей ситуации будет зависеть и от мировой конъюнктуры", — заметил Г.Сергиенко. Если экспортная пошлина с конца августа вырастет с $200 до $230 за тонну, то это может переменить тенденции мирового рынка. Глава РТС предвидит, что к октябрю рынок стабилизируется, ситуация будет сходной с прошлым годом, а цены, возможно, повысятся.
Он привел высказывание главы МЭРТ РФ Г.Грефа о том, что правительство, пошедшее навстречу нефтяникам в налоговой сфере, не намерено мириться с подорожанием топлива в предвыборный год и оставляет за собой в этом случае право госрегулирования рынка. Г.Сергиенко полагает, что нефтяники к этому прислушаются. Укрепление государства в топливном секторе подкреплено, по его словам, принятием закона о защите конкуренции и внесенным изменениям в Административный кодекс РФ, исходя из которых ФАС РФ определил 38 регионов, где поставщики топлива занимают доминирующее положение. Если ими будет инициировано повышение цен, оно станет предметом внимательного анализа ФАС РФ.
«Никто не хочет первым попадать в эти жернова. Компания «ЛУКОЙЛ» уже три года судится как доминирующая структура в Нижегородской области из-за понижения цен на бензин на своих заправках, и конца судебной тяжбе пока не видно. Компании, занимающей доминирующее положение, придется доказывать целесообразность своего решения, приводя экономическое обоснование, а это никому не нужно» — констатировал Г.Сергиенко.
Положение топливных компаний осложнено тем, что автозаправочные станции (АЗС) должны сейчас оформлять не одну, а две лицензии — как пожароопасный и как взрывоопасный объект — отдельно каждую. Такое положение вещей Г.Сергиенко считает абсурдным и выгодным чиновничеству, поскольку пожароопасность и взрывоопасность суть одно – обстоятельство, связанное с горением. АЗС сегодня искусственно причислены к производственным объектам, хотя на деле являются исключительно объектами торговли готовым продуктом. Общие издержки на получение двух типов лицензий, включая экспертизы, подготовку персонала на платной основе, осуществляемую сторонними коммерческими фирмами, составит сумму от 400 тысяч до 1 миллиона рублей на каждую АЗС, а учитывая общее их количество (22 тысячи городских и почти столько же ведомственных топливно-заправочных пунктов), выливается в изрядную сумму. «Таковы аппетиты Ростехнадзора» — констатировал Г.Сергиенко.
Резервом снижения цен на бензин, считает он, могут быть налоги, либо акциз, либо налог на добычу полезных ископаемых, составляющие в сумме 55%, однако Г.Сергиенко не верит, что Минфин пойдет на какое-либо снижение, учитывая, что нефтегазовые налоги составляют 40% доходов бюджета.
Идея об уменьшении акциза на бензин высокого качества, стимулирующая производителя, Минфином, судя по всему, не поддерживается. «В России еще не самые высокие налоги на бензин. В Англии они составляют от 70 до 80%, а в США налог состоит из федеральной части и налога штата, который имеет право уменьшить его в случае кризисной ситуации. В России такого механизма пока нет» — сказал Г.Сергиенко.
Он сообщил, что технический регламент по производству бензина качества не ниже «Евро-3» также не принят. Во-первых, стоит проблема отечественного частного автопарка, потребляющего бензин в рамках стандартов от «Евро-0» до «Евро-2», во-вторых, проблема Министерства обороны, парк которого состоит в основном из техники советского образца. Нет единства как меж ведомствами, так и между самими нефтяниками. В отрасли увеличивается влияние госсектора, но качественные нефтерпродукты может производить только крупная компания, обладающая высокими технологиями для глубокой переработки нефти.
«Сегодня каждый губернатор считает своим долгом обеспечивать интересы своего региона, заводя у себя маленький нефтеперерабатывающий заводик (НПЗ), но такое производство может производить только дизель, мазут и бензин низкого качества, отчасти поэтому рынок наводняется продуктами низшего сорта. Если нефтяным компаниям выгодно, они будут продавать нефть на сторону, на экспорт, в результате чего неизбежно возникает вакуум, заполняемый суррогатами, — так организован российский рынок топлива» – сказал Г.Сергиенко.
При всех надеждах на перспективы российского нефтяного бренда REBCO, насильно загнать на биржу компании не удастся: их хозяйственные связи давно отлажены, и требуется приложить немало усилий, чтобы идея прижилась. Требуется создание действительно выгодных условий участия в нефтеторговле, заметил Г.Сергиенко.