17.05.2007
В первом квартале 2007 года объем пенсионных накоплений россиян, выведенных из управления частных компаний, на четверть превысил объем переведенных, сообщает газета "Коммерсант". Граждане перевели на счета частных управляющих компаний 822 миллиона рублей, а вывели из-под их управления более 1 миллиарда рублей. Год назад соотношение внесенных и выведенных средств было обратным. Это говорит о растущей популярности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) у населения.
Средняя доходность управляющих компаний, работающих с пенсионными накоплениями, снизилась в первом квартале 2007 года до 16,1 процента годовых по сравнению с 20,7 процента годом ранее. Внешэкономбанк, являющийся государственной управляющей компанией, показал доходность в 4,6 процента годовых. Пять частных управляющих компаний в первом квартале продемонстрировали отрицательную доходность ("АльянсРосно управление активами", "Открытие", "Уралсиб управление капиталом", "Аккорд Эссет Менеджмент" и "Финам Менеджмент").
С 2003 года россияне могут передать свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам, либо оставить в Пенсионном фонде РФ, выбрав для управления негосударственную управляющую компанию. Средства граждан, не определивших управляющего, остаются в ПФР под контролем Внешэкономбанка. В феврале 2007 года Минэкономразвития предложило допустить ряд частных компаний к управлению пенсионными активами не определившихся граждан.
За последние пять лет в правительство Москвы поступило более 600 обращений о попытках недружественных поглощений и самовольных захватов предприятий, сообщил сегодня на пресс-конференции начальник управления по экономической безопасности города Александр Корсак.
"Москва стала одним из первых субъектов РФ, создавшим профильное управление по борьбе с недружественными поглощениями и силовыми захватами. В 2003 году мы зафиксировали 151 обращение, в 2004 — 177, в 2005 — 117, в 2006 — 84, в 2007 — всего 36", — рассказал А.Корсак.
"По материалам, переданным нами в ГУВД Москвы и прокуратуру города, было возбуждено более 50 уголовных дел", — подчеркнул А.Корсак.
По его словам, самое опасное явление, с которым пришлось столкнуться управлению по экономической безопасности, — силовые захваты, "сплав коррупции и криминала".
"В 2004 году в столице было проведено 35 силовых захватов, в 2005 — шесть, в 2006 — один, в 2007 — ни одного", — уточнил А.Корсак.
По его данным, наиболее привлекательными для рейдеров остаются предприятия торговли и сферы услуг, промышленные предприятия и научно-исследовательские институты.
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятый Госдумой 27 апреля 2007 г. и одобренный Советом Федерации 4 мая. Об этом сообщила пресс-служба главы государства.
Закон устанавливает ставки акцизов на подакцизные товары на 2008, 2009 и 2010 гг. При этом в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2008, 2009 и 2010 гг. уровня инфляции предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением пива, табака, сигар, сигарет и папирос, в следующих размерах на: 2008 г. — на 7% по отношению к 2007 г.; 2009 г. — на 6,5% по отношению к 2008 г.; 2010 год — на 6% по отношению к 2009 г.
По нефтепродуктам размеры ставок акцизов на 2008-2010 гг. сохраняются на действующем уровне. Ставка акциза на дизельное топливо на 3 года составит 1080 руб. за 1 т, на моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей 2951 руб., на прямогонный бензин — 2 657 руб., на автомобильный бензин с октановым числом до "80" включительно – 2657 руб., с иными октановыми числами – 3629 руб.
Размеры ставок акцизов на табак и сигары на 2008-2010 гг. предлагается сохранить на действующем уровне в целях легализации импорта такой продукции. Ставка акциза на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции установлена в размере 300 руб. за 1 кг, на сигары – 17,75 руб. за 1 штуку.
Специфические ставки акцизов на сигареты с фильтром предлагается проиндексировать на 2008-2010 гг. на 20% по отношению к предыдущим годам. Специфические ставки акцизов на сигареты без фильтра и папиросы индексируются на 2008 г. на 20%, 2009 и 2010 гг. — на 28% по отношению к предыдущим годам. Одновременно предлагается ежегодное увеличение адвалорной составляющей ставки акцизов на сигареты и папиросы на 0,5% пункта в год.
В отдельную группу подакцизных товаров выделена слабоалкогольная продукция, для которой установлены пониженные ставки, по сравнению с другой алкогольной продукцией. Для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно ставка акциза на 2008 г. составит 110 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, на 2009 г. — 117,15 руб., на 2010 г. — 124,18 руб.
Для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% ставка акциза на 2008 г. составит 173,5 руб., на 2009 г. – 185 руб., на 2010 г. – 196 руб.
Только на 2008 г. сохраняются действующие ставки акцизов на вина шампанские, игристые, газированные, шипучие — 10,5 руб. за 1 литр. На 2009 г. ставку акциза предлагается установить в размере 11,2 руб., на 2010 г. – 11,87 руб.
Увеличение ставок акцизов на пиво составит до 33%.
Нулевые ставки акцизов установлены для спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно, автомобилей легковых с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно.
Закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по акцизам, за исключением норм, касающихся новых ставок акцизов, которые вступят в силу с 1 января 2008 г.
Высший арбитражный суд во вторник отказался изменить свою позицию, по которой собственники строений, взявшие землю в аренду, лишаются права выкупа участков по льготной цене. Это означает, что земля под большинством предприятий в ближайшее время приватизирована не будет: даже льготные цены показались предприятиям высокими, и они выбрали аренду в надежде на изменение ситуации.
Земельный кодекс, действующий с 30 октября 2001 года, обязал собственников строений либо выкупить земельные участки, находящиеся в пользовании, по цене от 5 до 30 ставок земельного налога, либо взять их в аренду. Сделать это необходимо до 1 января 2008 года.
Ряд спорных вопросов, возникавших в судебной практике, пленум ВАС разъяснил в постановлении от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". Постановление запрещает местным администрациям отказываться продавать землю, но в нем есть пункт, по которому арендатор земельного участка, заключивший договор аренды после введения в действие Земельного кодекса, утрачивает право выкупа земельного участка по льготной цене.
Вчера президиум ВАС отказался создать прецедент, позволяющий арендаторам выкупать землю по льготным ценам. Предприниматель из Оренбургской области Вячеслав Болгарин просил суд обязать местную администрацию продать ему участок под зданием автосервиса, а предприниматель из Московской области Олег Новиков – участки под торговыми павильонами. Оба предпринимателя вначале арендовали землю (после введения в действие Земельного кодекса), а потом, когда сроки аренды истекли, попытались ее приватизировать.
Суды первой инстанции оба иска удовлетворили, но кассационные суды отказали предпринимателям в праве на приватизацию, сославшись на постановление пленума ВАС. Коллегия ВАС 23 марта передала оба дела в президиум, полагая, что отказ в праве на приватизацию противоречит Земельному кодексу. Но президиум ВАС вчера отказался пересмотреть дела, оставив в силе постановления кассационных судов и подтвердив незыблемость позиции пленума.
Руководитель экспертного совета предпринимательского объединения "Деловая Россия", экс-глава экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян сообщил, что "после вступления в силу Земельного кодекса подавляющее большинство приватизированных предприятий заключили договоры аренды земельных участков, решив не тратить лишние деньги на их выкуп". Это, по словам эксперта, объяснялось боязнью повышения ставок земельного налога, а также позицией региональных властей. "В Москве земля под предприятиями почти полностью находится в аренде, причем, как правило, на небольшой срок (до пяти лет)", – говорит господин Данилов-Данильян.
Источник в правительстве Москвы подтвердил, что приватизация московской земли, по сути, не ведется. По словам источника, чиновники принимают заявки на приватизацию, рассматривают документы, но до продажи участков дело не доходит.
Многие компании выбрали аренду земли в силу отраслевых проблем. "Электроэнергетические компании идут по пути оформления аренды, изначально отказавшись от выкупа земельных участков, поскольку это означало уменьшение и без того скромных инвестиционных ресурсов на развитие основной деятельности. Кроме того, это привело бы к повышению тарифов на электроэнергию и тепло", – сообщил член правления РАО "ЕЭС России" Павел Смирнов.
Еще одной проблемой для предприятий стало постановление президиума ВАС от 14 марта прошлого года по делу ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат". Суд отказался отнести на себестоимость продукции свыше 1 млрд руб., затраченных компанией в 2002 году на выкуп земельного участка, поскольку они не являются амортизационными отчислениями, и признал законными 250,7 млн руб. претензий по налогу на прибыль. "То, что выкупную цену земельного участка нельзя отнести на амортизацию, делает выкуп обременительным для акционеров, за счет средств которых он, по сути, осуществляется", – считает директор судебного департамента ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" Владимир Кузнецов.
Антон Данилов-Данильян уверен, что "заключение договора аренды не должно лишать права выкупа, поскольку экономическая ситуация меняется, а право собственности дает больше возможностей для бизнеса".
"Теперь решение вопроса о приватизации арендованного участка будет зависеть от доброй воли органа власти, распоряжающегося землей, – полагает замруководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Кирилл Янков. Кирилл Янков. – Он вправе будет выставить любую цену, поскольку ценовые льготы уже не действуют".
В прессе появилось сообщение, что экспертный совет Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму готовит законопроект "О ценовой политике РФ и регулировании цен на основные товары и услуги".
Комментируя инициативу думцев, начальник аналитического управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Сушкевич сказал, что негативный опыт государственного регулирования цен в мире хорошо известен. Оно никогда и нигде не способствует развитию конкуренции. К тому же эта идея думцев не соответствует принципам защиты конкуренции, заложенным в российском антимонопольном законодательстве.
При этом Сушкевич подчеркнул, что его ведомство считает обоснованным регулирование цен только на товарных рынках, которые находятся в состоянии естественной монополии. "Существующее сегодня ценовое регулирование на этих рынках нуждается в совершенствовании", — сказал чиновник.
Что касается ценового регулирования товаров первой необходимости, то во всем мире, отметил Сушкевич, государство обеспечивает доступ малоимущих слоев населения к ним с помощью так называемого неценового контроля. Для этого в экономиках развитых стран применяются всевозможные пособия, выдают продуктовые талоны, открывают общественные столовые, бесплатно предоставляют лекарства.
И в России также существуют похожие механизмы. "Если депутаты хотят расширить доступ малоимущих к товарам первой необходимости, то надо шире использовать именно такие рычаги и предусматривать для этого средства в бюджете", — заметил Сушкевич.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский счтает, что регулировать цены надо, особенно в монопольном секторе. “Что касается конкретно зернового производства, то у нас цены свободные, — сказал он. — Исторический максимум на пшеницу третьего класса составил 240 долларов за тонну в 1996 году. Два с половиной года назад цены доходили до 6 тысяч рублей. Сегодня — чуть выше 4 тысяч рублей. А хоть на копейку за это время хлеб подешевел?”
По мнению А.Злочевского, если цены на какие-то ресурсы отпущены и нарушается их диспаритет на ту или иную продукцию, то государство обязано компенсировать потери, которые несут производители конечной продукции. “В этом году выделена субсидия на компенсацию затрат на топливо. Вот такой механизм и должен быть закреплен законодательно”. – считает он.
Мушег Мамиконян, председатель правления Мясного союза России, убежден, что наводить порядок с ценами необходимо. “Для поддержания доступности продовольствия для всех слоев населения, а не только для тех, кто на него не считает денег, российское правительство ввело 10-процентный налог на добавленную стоимость на важнейшие продукты питания — молочные, мясные и ряд других. Значит, было бы логично, чтобы в товарной цепочке относительно этих товарных позиций соблюдался определенный приоритет, — отметил он. — А у нас получился перекос: государство забирает 10% у производителя мяса, на которого ложатся максимальные расходы на его производство, а те, кому тратиться не приходилось, остаются с барышами”. Так, по его словам, в розничной сети наценка на мясные полуфабрикаты составляет 40-45% и все больше увеличивается.
“Конфликт между товаропроизводителями и торговыми сетями в России нарастает. И решать его надо уже не внутри каждой отрасли. Он принял межотраслевой характер”, — считает М.Мамиконян.
“Какое может быть регулирование цен, если у нас свободный рынок? – удивляется член-корреспондент РАН Наталья Римашевская. — К тому же мы все это уже проходили в советские времена. Зачем же снова наступать на старые грабли?”
По ее мнению, “следует разобраться с теми, кто конкретно накручивает цены. А это, как правило, торговля — не зря же говорят, что все новые олигархи рождаются в торговле. Значит, заняться зарвавшимися личностями должно ведомство господина Грефа. Если в торговле все станут выполнять существующие законы, тогда не нужно будет изобретать ничего нового”.
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятый Госдумой 27 апреля 2007 г. и одобренный Советом Федерации 4 мая. Об этом сообщила пресс-служба главы государства.
Закон направлен на повышение стабильности инвестиций в экономику России и укрепление международной конкурентоспособности налоговой системы страны в части стимулирования размещения холдинговых компаний в РФ, а также снижение мотивации и использования трансфертного ценообразования с целью минимизации налогов внутри России.
В настоящее время доходы в виде дивидендов, полученных российской организацией от российских организаций, облагаются налогом на прибыль организаций по ставке 9%, а полученные от иностранных организаций — по ставке 15%. При этом в случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранным государством, в котором зарегистрирована иностранная организация, являющаяся источником выплаты дивидендов, сумма налога с уплаченных дивидендов в иностранном государстве вычитается из суммы налога, исчисляемого в России.
Такой режим налогообложения, по мнению депутатов, привел к возникновению ситуации, при которой как российские, так и иностранные инвесторы предпочитают осуществлять инвестиции в России через организации, зарегистрированные на территории иностранных государств, в которых действует льготный режим налогообложения дивидендов. В результате Россия не только не получает доходов от налогообложения дивидендов таких организаций, но и теряет возможность регулирования их деятельности в соответствии с российским законодательством.
Для решения данной проблемы законом предлагается установить для соответствующей категории организаций исключение из общего режима налогообложения соответствующих доходов в виде ставки налога на прибыль организации в размере 0%. Кроме того, во избежание возможности применения подобного механизма исключительно для целей минимизации налогообложения предусмотрено ограничение по его использованию.
Независимо от места регистрации выплачивающей дивиденды организации, законопроектом вводятся критерии минимального размера участия в ней организации, получающей дивиденды, что позволяет определить преобладающий характер такого участия и тем самым ограничить круг налогоплательщиков реально интегрированными организациями.
Предлагаемый законом специальный режим налогообложения доходов в виде дивидендов по нулевой ставке является исключением из уже действующего режима налогообложения данных доходов, который будет сохранен. В результате усложнится порядок расчетов соответствующей суммы налога налоговым агентом. Для упрощения соответствующих процедур предлагается специальная формула такого расчета, позволяющая учесть все особенности предлагаемого налогового механизма.
Законом также устанавливается пониженная ставка в размере 15% налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в отношении доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций. В настоящее время соответствующий доход облагается по ставке 30%.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2008 г., но не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций.
Правительство РФ рассмотрит на очередном заседании в четверг, 17 мая, проект инвестиционной программы электроэнергетики на 2008 г. и на период до 2010 г. С докладом выступит министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.
По вопросу о мерах по совершенствованию законодательства о страховании в РФ с докладом выступит статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.
Проект федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" представит руководитель Федеральной службы государственной статистики Владимир Соколин.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле" представит статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ Николай Панков.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" представит руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.
Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев представит предложения о внесении изменений в положения о возглавляемом им министерстве, а также о Федеральном агентстве лесного хозяйства и о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин доложит предложения о выделении Управлению делами Президента РФ средств из резервного фонда Правительства РФ.
Жажда наживы порой переходит всякие границы, и жертвой мошенников может стать буквально любой. Так, некая тамбовская фирма не постеснялась обмануть не кого-нибудь, а Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Разоблачением ее деятельности занялось следственное подразделение УФСБ.
Как сообщает пресс-служба УФСБ по Тамбовской области, месяц назад небольшая местная коммерческая фирма продала Управлению ГО и ЧС города Липецка партию «свежеиспеченных» противогазов (320 штук) на общую сумму 390 тысяч рублей. Детально рассмотрев покупку, «чрезвычайщики» пришли в ужас: применить противогазы по назначению без реального риска для жизни не было никакой возможности, и сгодиться эти средства индивидуальной защиты могли разве что в качестве музейных экспонатов. Оценив всю серьезность ситуации, к делу подключили чекистов. Бойцы невидимого фронта быстренько установили, что давно отжившие свой век резиновые изделия были взяты коммерсантами у некой третьей организации для утилизации. Однако уничтожить их у крепких хозяйственников не поднялась рука. После перемаркировки отдельных деталей и перекраски фильтрующих коробок продукция стала выглядеть как новенькая и была пущена в оборот.
В настоящее время в отношении «рационализаторов» возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 159 Уголовного кодекса – «мошенничество, совершенное группой лиц в крупном размере». Если вина фигурантов будет доказана, им грозит разлука со свободой на срок от двух до шести лет.
По всей видимости, теперь никакие махинации не позволят фирмам уйти от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации. Президиум Высшего Арбитражного Суда, рассмотрев накануне дело № А67-3952/06, решил, что штраф по статье 119 Налогового кодекса за такое правонарушение нужно исчислять исходя из суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, а не ошибочно указанной в декларации.
Напомним, что многие компании, не успев вовремя подготовить отчетность, не мудрствуя лукаво представляют в свою инспекцию «нулевку», а затем уже подают правильную «уточненку». Ставка делается на то, что согласно все той же статье 119 Налогового кодекса размер санкции за нарушение сроков представления декларации определяется как процент от указанной в ней суммы налога. А раз указан ноль, то, как ни дели, ноль и получится. Максимум, что грозит фирме в подобных ситуациях, так это штраф в 100 рублей. Что касается сроков представления «уточненок», то нарушить их ну никак нельзя. Ведь Налоговым кодексом они попросту не установлены.
Фирма, реализующая свою продукцию как внутри страны, так и на экспорт, вправе не вести раздельный учет «входного» НДС по приобретаемым основным средствам. Его общую сумму можно представить к вычету единовременно.
В 2004 году некая сыктывкарская компания, занимающаяся обработкой древесины, приобрела импортную систему нагревания для роликовой сушилки фанеры. Однако местные налоговики указали, что поскольку компания не только экспортирует свою продукцию, но и продает ее в России, то она вправе заявить во внутренней декларации по НДС вычет, связанный с приобретением основных средств, лишь в той части, которая приходится на внутреннюю реализацию. Оставшуюся часть вычета фирма, по их представлению, должна была заявить в экспортной декларации. Такая постановка вопроса существенно увеличивала срок получения налога из бюджета. Коммерсанты попытались обжаловать позицию инспекторов, но получили «от ворот поворот» в суде как первой, так и второй инстанции. Однако высшие арбитры не согласились со своими нижестоящими коллегами, указав, что «основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным основным средствам, является их производственное назначение, фактическое наличие, оплата и учет».
Не исключено, что в скором времени штраф за опоздание со сдачей «нулевой» декларации более чем на 180 дней будет составлять минимум 600 рублей. А на 181-й день и вовсе включится «счетчик»: за каждый полный или неполный месяц просрочки придется дополнительно выложить 200 рублей. Парламентарии Законодательного собрания Челябинской области на днях внесли в Госдуму соответствующий законопроект. В настоящий момент согласно Налоговому кодексу за подобное прегрешение фирмам грозит штраф в размере 30 процентов от суммы, подлежащей уплате (п. 2 ст. 119). Однако если «провинившийся» припозднился со сдачей «нулевой» декларации, такое денежное взыскание теряет смысл и нарушитель избегает ответственности. С этим поборники строжайшей налоговой дисциплины смириться не могут. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается еще и в том, что если фирма задержит отчетность на срок до 180 дней, ей все же придется перечислить в бюджет сторублевый штраф, даже если сумма налога, указанного в ней, равна нулю (п. 1 ст. 119 НК).
Похоже, инновационные компании уже в следующем году смогут воспользоваться беспрецедентными налоговыми преференциями. Во всяком случае, представитель парламентского Комитета по бюджету и налогам Александр Коган накануне заверил журналистов, что соответствующие поправки в Налоговый кодекс могут быть приняты депутатами Госдумы до завершения весенней сессии. Авторы законопроекта, который, кстати, уже прошел процедуру первого чтения, предлагают, в частности, освободить от НДС услуги по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности. Помимо того, от этого налога будут избавлены и все научно-технические и опытно-конструкторские работы, направленные на создание новой или усовершенствование производимой продукции. В поправках также предусмотрена и льгота по налогу на прибыль. Его плательщикам будет позволено применять спецкоэффициент, не превышающий значение 2, в отношении амортизируемых средств, используемых в научно-технической деятельности.
Отдельный налоговый «подарок» приготовлен для «упрощенцев». В соответствии с законопроектом они получат возможность уменьшать налоговую базу на расходы по патентованию и НИОКР.
Вполне возможно, что вскоре в трудовой стаж, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, можно будет безоговорочно включать 14 дней из тех, что предоставлялись работнику без сохранения заработной платы. Законопроект с соответствующими поправками в Трудовой кодекс на днях внесен в Госдуму. Напомним, что в настоящий момент согласно части 2 статьи 121 Трудового кодекса отдых за свой счет не включается в «отпускной» стаж, если его общая продолжительность превышает 14 дней в рабочем году. Однако это положение, отмечают авторы поправок, трактуется не в пользу трудящихся. К примеру, если сотрудник взял без сохранения заработка 10 дней в августе, а затем еще 5 дней в ноябре, то из стажа исключаются все 15 дней. Законотворцы предлагают переформулировать норму таким образом, чтобы из стажа «выпадали» только дни, превышающие две недели.
Расходы компании по возмещению клиенту ущерба, причиной возникновения которого стал собственный работник, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. К такому выводу пришел Минфин в письме от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66. Финансисты указали, что возместить убытки пострадавшему должен непосредственно виновный сотрудник. Статья 240 Трудового кодекса позволяет работодателю взять часть его «вредительских» затрат на себя. Однако при этом, по мнению представителей главного финансового ведомства, понесенные организацией расходы не могут быть признаны экономически обоснованными, как того требует статья 252 Налогового кодекса, а значит, учесть их при расчете налога на прибыль нельзя.
16.05.2007
Участники алкогольного рынка разработали программу поэтапного снижения потребления в России водки и других крепких напитков и постепенного замещения их натуральными винами и слабоалкогольными продуктами.
В основу построения новой модели алкогольного рынка решено заложить принцип постепенного количественного изменения ежегодного среднедушевого потребления спиртного с его разбивкой по видам и типам. Например, ожидается, что с 2012 года в возраст потребителей крепкого спиртного вступит поколение, больше привыкшее к слабому алкоголю, пиву и вину. Это значит, что вытеснение с рынка водки и иного "крепкого" произойдет естественно, а не путем каких-либо запретов.
А если к этому добавится еще и воспитательная работа с пропагандой здорового образа жизни, то на следующем этапе уже другое поколение откажется от водки еще легче. Разработчики концепции — эксперты Союза участников алкогольного рынка (СУАР) — надеются, что через пятнадцать лет структура потребления алкогольных напитков в России изменится кардинально.
Детальной разработкой "Концепции долгосрочной национальной государственной политики в сфере производства и оборота алкогольной продукции и культивирования здорового образа жизни на 2008-2032 годы" займется экспертный совет Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму. Затем она будет передана на обсуждение в федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообществу и в общественные институты.
В апреле специально по заказу разработчиков концепции "Ромир Мониторинг" провел опрос населения. Люди отвечали на вопрос: "Необходима ли России государственная политика в сфере производства и оборота алкогольной продукции и культивирования здорового образа жизни?" И вот что выяснилось. Ситуацию с употреблением в нашей стране алкоголя и его суррогатов (не считая пива, которое законодательство РФ не относит к алкогольной продукции) подавляющее большинство россиян назвали критической. Так считает подавляющее большинство опрашиваемых, независимо от того, занимают они руководящие посты или вовсе не имеют работы, проживают в столице или крохотной деревушке. Причем такого мнения придерживаются не только 92% женщин, но и 78% мужчин. Эта проблема серьезно тревожит 75% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет.
В чем же причина такого положения дел? Больше всего люди обвиняют слишком легкий доступ к горячительному. И отмечают, что спиртное чрезмерно широко рекламируется. Другая причина — в отсутствии у нас пропаганды здорового образа жизни. Но если с этими проблемами при желании справиться не так уж трудно, то другие причины гораздо серьезнее. Среди них — падение уровня жизни людей и их экономическая неуверенность в завтрашнем дне. Не на последнем месте — недостаток духовных ценностей и доступных способов проведения досуга.
Кто же виноват "в спивании россиян"? Отвечая на этот вопрос, 10% опрошенных во всем обвинили производителей и продавцов алкоголя. За ответственность общества, общественных институтов и объединений высказались 22%. 32% главными виновниками считают самих пьющих. А 35% опрошенных во всем обвинили государство и его органы управления.
Но при этом, как ни странно, идею о создании долгосрочной государственной программы в сфере производства и продажи спиртного и культивирования здорового образа жизни активно поддержали чуть больше половины опрошенных – 56%. Зато они предложили "готовые рецепты". Первый — ужесточить борьбу с нелегальной продукцией, запретить продажу алкоголя молодежи до 21 года. Второй — ввести государственную монополию на производство алкоголя, изъять его рекламу на радио и телевидении. Третий — вернуть принудительное лечение от алкоголизма с применением современных медицинских методов. Четвертый — ввести уголовную и административную ответственность за распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, развивать систему общественного контроля за соблюдением правил розничной торговли.
Среди предложений были и такие — ограничить продажу алкоголя в утреннее время, организовать общества анонимных алкоголиков и повысить цены на спиртное. Участники алкогольного рынка приняли к сведению эти пожелания и некоторые из них учли при разработке концепции.
Особое место в ней уделено состоянию дел в сельской местности и в промышленных центрах, вовлечению в употребление алкоголя детей. Однако разработчики подчеркивают, что создавать модель структуры потребления населением алкогольной продукции необходимо поэтапно. Главное — не создавать дефицит и сохранить доступ к легальной качественной алкогольной продукции различных социальных слоев населения. И постепенно добиваться снижения потребления крепких напитков, замещения их слабоалкогольной продукцией. Причем в каждом регионе будет создаваться собственная модель с учетом национальных, культурных, религиозных и других особенностей.
Сегодня на российском рынке около 40% водки и иного крепкого алкоголя — это нелегальный и суррогатный продукт. По сравнению с 1980 годом потребление вин снизилось в три раза. Правда, во столько же раз выросло потребление пива. Сейчас его объемы превышают винные в 9-10 раз. Кроме того, 12 лет назад на нашем рынке появились слабоалкогольные коктейли. В 2004-2006 годах по объему производства коктейли переросли отечественные вина и достигли 50% от уровня их потребления.
Депутаты Госдумы в первом чтении одобрили законопроект, согласно которому банки должны будут раскрывать эффективную ставку по ссудам. Ее необходимо будет прописывать в договоре при выдаче кредита, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
Ко второму чтению депутаты планируют изменить понятие "ссуда", прописанное сейчас в законопроекте, на "кредит". Кроме того, разработчикам необходимо будет уточнить порядок расчета эффективной ставки. Сейчас в законопроект сказано, что она рассчитывается по правилам, установленным Центробанком России, в процентах годовых. Эффективная ставка должна учитывать все затраты заемщика на получение и обслуживание кредита.
Законопроект был внесен в Госдуму Законодательным Собранием Краснодарского края.
В январе Центробанк потребовал от банков раскрывать реальные ставки по кредитам. Однако финансовые организации до 1 июля имеют право не указывать в договоре часть дополнительных штрафов и комиссий. Банк России готов смягчить свои требования таким образом, чтобы банке могли не раскрывать стоимость просрочки платежа и комиссию за досрочное погашение кредита.
Министерство финансов предложило дачникам, которых не устраивает величина земельного налога, оспорить ее в суде, пишет газета "Время новостей". При этом чиновники рекомендуют судиться не с налоговыми органами, которые обязаны взимать налоги по установленной ставке, а с местными властями, которые эти ставки устанавливают.
Разъяснение Минфина появилось после того, как к президенту Владимиру Путину обратился московский ветеран, которому был начислен земельный налог в размере 47 тысяч рублей. После более внимательных подсчетов в министерстве также выяснили, что москвич должен уплатить не 47 тысяч, а всего 13834 тысячи рублей, так как норма, устанавливающая льготу по земельному налогу только для жителей Одинцовского района, была названа Минфином неконституционной.
Чиновники и дачники давно ведут ожесточенные споры об уплате земельного налога. В России существует практика коттеджного долгостроя, позволяющая владельцам недостроенных особняков годами откладывать уплату земельного налога. Ведомство Алексея Кудрина осенью 2006 года предлагало ввести обязательный срок регистрации таких домов.
Попытка налоговых органов взимать такой налог задним числом с московских дачников, не зарегистрировавших постройки, в свое время провалилась. Интересно, что по мнению главы Роснедвижимости, для 80 процентов российских дачников земельный налог за 2006 год должен был стать меньше, чем раньше из-за перехода на его расчет по кадастровой стоимости.
Средний годовой заработок члена правления "Газпрома" в 2006 году увеличился более чем на 40 процентов, достигнув почти 33 миллионов рублей (почти 1,3 миллиона долларов), сообщает "Интерфакс". Как говорится в квартальном отчете монополии, всего в прошлом году "Газпром" выплатил 16-ти членам своего коллегиального исполнительного органа 526,812 миллиона рублей. Эта сумма включает заработную плату, премии, комиссионные, льготы и/или компенсации расходов, а также иные имущественные предоставления. Расходы по аналогичной статье в 2005 году составили 367,554 миллиона рублей.
Компания напоминает, что в 2006 году было утверждено положение о системе годового бонуса руководящих работников и положение о премировании руководящих работников акциями общества. Однако в отчетном году вознаграждения топ-менеджерам по этой программе не начислялись и не выплачивались.
Сумма вознаграждений, выплаченных членам совета директоров, составила в 2006 году 105,668 миллиона рублей против 56,774 миллиона рублей в 2005 году.
Банк России готов смягчить свои требования по раскрытию банками эффективных ставок, включающие в себя все дополнительные платежи и комиссии. Банкиры смогут не учитывать в своих расчетах штрафы за просрочку платежа заемщиком и комиссии за досрочное погашение кредита, что позволит им не показывать до 20 процентов возможной стоимости кредита. Об этом пишет газета "Коммерсант". Требование Банка России раскрывать реальные ставки по кредитам содержится в указе, опубликованном 15 января. С 1 июля банки не смогут заниматься кредитованием без указания в кредитном договоре эффективной процентной ставки.
ЦБ РФ подготовил документ, разъясняющий порядок расчета банками эффективных ставок. В нем регулятор разрешил кредитным организациям не включать в свои расчеты штрафы за просрочку платежа и комиссии за досрочное погашение кредита. В список дополнительных платежей, помимо заявленной в рекламе банка процентной ставки, будут входить комиссии за рассмотрение заявки от заемщика, выдачу и обслуживание ссуды, открытие и ведение счетов, платежи в пользу третьих лиц (к примеру, нотариусов).
При расчете эффективной ставки по кредитным и дебетовым картам банкам нужно будет включить в расчет ставки комиссии за выпуск и годовое обслуживание карт и комиссии за обязательное открытие и обслуживание банковского счета.
По подсчетам ЦБ, разница между эффективной и декларируемой ставками по кредитам в настоящее время может достигать более 100 процентов.
"Из тени" вышли только 458 миллионов рублей. Такие расчеты можно сделать исходя из сумм перечисленных декларационных платежей, внесенных гражданами по закону о "налоговой амнистии". По состоянию на 1 апреля они составили около 57 миллионов рублей.
“По экспертным оценкам, сумма скрытого от налогообложения капитала составляет примерно 100 миллиардов долларов. В основном это деньги крупного и среднего бизнеса. Но первые итоги акции показывают, что пока крупный и средний бизнес в налоговой амнистии не участвует”, — комментирует заместитель директора экспертного института РСПП Андрей Нещадин.
По его словам, судя по перечисленным суммам, налоговой амнистией воспользовались мелкие предприниматели, у которых возникли проблемы с налоговиками, либо собирающиеся брать кредит в банке и потому добивающиеся прозрачности в своих отчетах.
Именно поэтому львиная доля декларационных платежей приходится на Москву и Ставропольский край. Это регионы-доноры, которые обладают довольно значительным уровнем предпринимательства и частных хозяйств.
Есть несколько моментов, из-за которых пробуксовывает "налоговая амнистия", отмечает А.Нещадин. Первый — это неверие в ее результаты и непонимание необходимости легализовать доходы. Налоговая амнистия успешна лишь в том случае, если государство способно обеспечить неизменность налоговой системы и жесткость контроля над уплатой налогов. То есть для того, чтобы гражданин, получающий зарплату в конверте, решился продекларировать свои доходы, он должен знать, что "серые схемы" будут закрыты, а нести ответственность за их использование будет не только работодатель, но и он лично.
Что же касается крупного бизнеса, то в большинстве своем эти деньги чаще всего находятся за рубежом вместе с их владельцами. Но добраться до них и добиваться их возврата очень сложно. Амнистия работает только в той системе, когда государство демонстрирует, что оно накачало мускулы и начинает заниматься этой проблемой. Эта же схема может быть использована и в отношении получавших взятки чиновников.
Кроме того, сила государства обеспечивается полной прозрачностью всех платежей. Так, в любой западной стране большинство платежей идет через банковские счета, больше 100-200 долларов никто в кармане не носит, а любое крупное поступление средств на счет становится немедленно известно.
Наконец, еще одна немаловажная причина, по которой граждане не спешат легализовать доходы, это привычка всегда тянуть дело до последнего. И потому, возможно, к концу года желающих "раскаяться" станет больше. Но при этом нужна разъяснительная работа. Вести ее должны прежде всего местные органы управления, ведь именно в бюджет субъекта, где зарегистрирован налогоплательщик, поступают средства.