28.04.2007
Надежды на сокращение количества заведомо бесперспективных исков пока не оправдываются, вопреки тому, что после обнародования информписьма ВАС налоговиков обязали платить пошлину по проигранным делам из своего кармана. Сотрудники налоговой службы попросту игнорируют точку зрения высших судей и отказываются платить госпошлину при обжаловании дел, «проваленных» в предыдущей инстанции. Свою официальную позицию по этому вопросу ФНС высказала в письме от 17 апреля 2007 г. № ШС-6-14/320. Она вкратце такова: информационные письма ВАС не обязательны для исполнения, вот если бы это было постановление пленума – тогда другое дело.
Напомним, что в своем письме от 13 марта 2007 г. № 117 высшие арбитры не только настоятельно порекомендовали представителям ФНС уплачивать госпошлину при обжаловании судебных решений, вынесенных не в их пользу, но и возмещать фирме судебные расходы. Если принять во внимание тот факт, что по статистике около 70 процентов налоговых споров заканчиваются победой налогоплательщиков, то нежелание ФНС следовать указаниям высшей арбитражной инстанции вполне объяснимо. Видимо, преодолеть упорство контролеров удастся лишь тогда, когда ВАС выпустит более «весомый» документ, игнорировать который уже не получится.
Не исключено, что проект нового закона о развитии малого бизнеса, недавно внесенный в Госдуму, будет принят в предельно сжатые сроки. Толчком к этому может послужить прямое указание президента России Владимира Путина, озвученное им накануне в ходе ежегодного обращения к Федеральному собранию. Обращаясь к парламентариям, президент подчеркнул социальную значимость малого бизнеса, назвал его «основой для роста и укрепления среднего класса» и потребовал «уже в ближайшее время» принять закон о его поддержке и развитии.
Депутаты прореагировали на указание главы государства незамедлительно. «Владимир Владимирович дал очень точную оценку – где развит малый бизнес, там меньше бедных. Мы полностью разделяем его позицию в этом вопросе», – отметил председатель думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров. По его мнению, внимание президента к этому сегменту предпринимательства значительно ускорит процесс принятия долгожданного нового закона.
Вполне возможно, что в скором времени Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека установит единые расценки на оказание услуг по прохождению санитарного минимума для работников торговли и общественного питания. Официальное обращение с подобным требованием направил в Общественную приемную госведомства вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Курочкин. Об этом сообщила на днях пресс-служба бизнес-объединения. Курочкин привел пример с ФГУП «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии», который не имеет контролирующих функций, однако вынуждает раз в год магазины и дважды в год – предприятия общественного питания проводить ряд санитарных мероприятий. При этом стоимость специальных заключений, без которых фирмам просто запретят работать, по непонятным причинам выросла в течение лишь одного года с шести до тринадцати тысяч рублей. Теперь «ОПОРА» ждет ответа на свой запрос от главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко.
Фирмы, участвующие в обороте спиртсодержащей продукции, обязаны обеспечить на протяжении трех лет хранение передаваемой в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) информации. Соответствующее указание дала Федеральная налоговая служба в письме от 17 апреля 2007 г. № ШТ-6-07/323. Налоговики также предупредили, что полную ответственность за сохранность и целостность этих сведений несет не кто иной, как сами предприниматели. Следовательно, компаниям стоит запастись резервной копией базы данных. Иначе в случае утери части информации фирму обвинят в том, что она препятствует контролю за производством и оборотом алкогольной продукции. При самом плохом варианте развития событий работающую организацию лишат лицензии в судебном порядке.
Сдавать отчет за 2007 год по земельному налогу фирмам и предпринимателям предстоит на обновленном бланке декларации. Не далее как 24 апреля Минюст зарегистрировал приказ Минфина от 29 марта 2007 года № 27н, которым утверждены как его форма, так и порядок заполнения. Напомним, что в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса декларацию необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее 1 февраля 2008 года.
Ввозные пошлины на готовую электробытовую и компьютерную технику в скором времени могут быть значительно снижены, а на комплектующие, предназначенные для ее производства и ремонта – отменены вовсе. По крайней мере, на этом очень настаивают представители бизнес-сообщества. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), накануне руководство организации направило соответствующее требование в аппарат правительства, Минфин, МЭРТ, Минпромэнерго, ФТС и ФАС. Напомним, что сейчас при ввозе данной техники пошлина составляет от 5 до 20 процентов от ее таможенной стоимости. Провоз же запчастей на таможне облагается сбором минимум 10 процентов. Авторы обращения считают, что такой разброс относительно процентной ставки пошлины только на руку «серым импортерам», которые ввозят дорогие товары под видом более дешевых. Решить проблему можно, установив единую пятипроцентную ставку, считают в РАТЭК. «Данные меры окажут позитивное влияние на степень легализации импорта и, соответственно, на увеличение собираемости налогов», – говорится в документе.
В настоящее время в Минфине кипит работа над мерами по совершенствованию администрирования одного из самых ощутимых для бизнес-сообщества налогов – ЕСН. Такой информацией поделилась пресс-служба главного финансового ведомства. Что касается инициативы главы думского Комитета по труду и соцполитике Андрея Исаева об отмене регрессии по ЕСН, то пока в Минфине ее всерьез не рассматривают. Впрочем, и снижения налоговой нагрузки, во всяком случае в ближайшем будущем, ожидать не стоит. Как пояснили корреспонденту «ФАФИ» в Минфине, об этом можно будет говорить только после решения проблемы с дефицитом средств, который испытывает пенсионная система.
27.04.2007
Представители Правительства РФ и профсоюзов не смогли прийти к согласованному решению по срокам повышения МРОТ до размера прожиточного минимума. Данный вопрос был поднят в ходе рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на котором рассматривался проект генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2008-2010 гг.
В ходе заседания комиссии глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков сообщил, что профсоюзная сторона предлагает обеспечить повышение минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума трудоспособного населения к концу 2008 г. Он отметил, что по предварительным расчетам Минэкономразвития размер прожиточного минимума к концу следующего года составит около 4300 руб. В этой связи профсоюзная сторона предложила установить следующий порядок повышения МРОТ: с 1 января 2008 г. — до 3 тыс. руб., с 1 июля — до 4 тыс. руб., с 1 января 2009 г. — до 5 тыс. руб.
Глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов сообщил, что правительство предлагает решить задачу доведения МРОТ до размера прожиточного минимума к 2011 г. По его словам, правительство признает необходимость решения этой задачи, но она должна решаться в среднесрочной перспективе, так как вопрос оплаты труда является чрезвычайно чувствительным для экономики. "Необходимо повышать МРОТ до прожиточного минимума, но коль скоро это очень важный и влияющий на экономику страны показатель, то есть отрасли, для которых нужен адаптационный период", — сказал министр.
М.Зурабов отметил, что резкое повышение МРОТ может привести к росту безработицы и переходу ряда работников на частичную занятость. М.Зурабов добавил, что не до конца понятны последствия уже принятого решения о повышении МРОТ до 2300 руб. с 1 сентября 2007 г. "Мы не возражаем против формулирования задачи в той форме как ее ставит профсоюзная сторона, но не можем сказать не возникнут ли негативные тенденции, не управляемые нами, в случае резкого повышения МРОТ", — сказал М.Зурабов.
Министр добавил, что правительство признает необходимость улучшения системы оплаты труда бюджетников. В частности, по его словам, со второго полугодия текущего года планируется начать переход на отраслевые системы оплаты труда.
М.Шмаков возразил, что аргументы о том, что повышение МРОТ приведет к резкому росту безработницы "не совсем точны". Он добавил, что эти процессы происходят на фоне привлечения в страну ежегодно 6 млн иностранных работников, и этот фактор также необходимо учесть.
Проект генерального соглашения на заседании комиссии был принят за основу. Вице-премьер Александр Жуков сообщил, что в двухнедельный срок будет продолжена работа над оставшимися разногласиями.
В числе принятых пунктов проекта соглашения, в частности, зафиксировано обязательство сторон, что уровень общей безработицы не должен превышать в 2008 г. 7,2%, в 2009 г. – 7% и в 2010 г. — 6,8% от численности экономически активного населения.
Госдума приняла в третьем чтении закон об индексации акцизов в 2008-2010 годах. Об этом сообщает
"Интерфакс".
В законе, в частности, говорится, что акциз на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6 процента в 2008 году составит 2,74 рубля за литр, в 2009 году — 2,92 рубля, в 2010 году — 3,09 рубля за литр. Ставка акциза на пиво с объемной долей этилового спирта свыше 8,6 процента в 2008 году составит 8,94 рубля, в 2009 году — 9,52 рубля, в 2010 году — 10,09 рубля за литр.
Таким образом, парламентарии повысили акцизы на пиво в 2008 году на 32 процента, а на пиво крепостью свыше 8,6 процента — на 20 процентов. В оставшиеся два года акцизы будут индексироваться в пределах инфляции. Правительство же выступало за то, чтобы в 2008 году проиндексировать ставку акциза на пиво в пределах инфляции.
При этом акцизы на алкогольную продукцию с долей этилового спирта не более 9 процентов (слабоалкогольные коктейли) составят в 2008 году 110 рублей за литр, в 2009 году — 117,15 рубля, а в 2010 году — 124,17 рубля за литр. Таким образом, для производителей слабоалкогольных коктейлей акциз на содержащийся в их продукции спирт решено понизить с 162 рублей за литр до 110 рублей за литр. Правительство предполагало индексировать акциз в 2008 году до 173 рублей за литр.
Ранее сообщалось, что депутаты намерены повысить акциз на пиво почти в пять раз, чтобы устранить положение, когда акциз на слабоалкогольные коктейли выше, чем на пиво, хотя оба напитка находятся в одном сегменте рынка. На слабый алкоголь налог предлагалось снизить до 100 рублей за литр спирта в продукции, а акциз для пива увеличить с 2,07 до 10 рублей за литр, для пива крепостью более 8,6 процента – c 7,45 до 13 рублей за литр.
C 2007 года вместо трехступенчатой шкалы акцизов на алкоголь была введена единая ставка налога в размере 162 рублей за литр спирта в готовой продукции. Это привело к тому, что продажи у производителей слабоалкогольных напитков упали на 50 процентов.
Позиция Высшего арбитражного суда (ВАС) не указ для Федеральной налоговой службы (ФНС). Такой вывод можно сделать из недавнего письма ФНС, в котором служба, вопреки требованию ВАС, фактически отказывается платить госпошлину при продолжении тяжбы по уже проигранному в суде нижестоящей инстанции делу.
Формально ФНС права: информационные письма ВАС необязательны для исполнения. Но эксперты предупреждают, что упорство фискалов приведет лишь к тому, что суд выпустит постановление, например, пленума ВАС, которое уже невозможно игнорировать.
Еще 13 марта 2007 года ВАС выпустил информационное письмо, которое обязывает налоговиков уплачивать госпошлину при обжаловании судебных решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков, если фискалы в этом споре выступают ответчиками. Кроме того, мытарей обязали возмещать расходы за госпошлину налогоплательщику в случае его выигрыша. Сейчас размер налоговой пошлины зависит от вида иска. При заявлении требований неимущественного характера, например об отмене решения госоргана, пошлина составляет 2 тыс. руб. Если же заявитель требует вернуть переплату или взыскать недоимку, то размер пошлины существенно возрастает и зависит от спорной суммы: от 4%, но не менее 500 руб., если стороны спорят о сумме до 50 тыс. руб. Если же речь идет о претензиях на сумму более 1 млн руб., то госпошлина может составить 100 тыс. руб.
Естественно, налоговикам перспектива платить такие пошлины не понравилась. Ведь не секрет, что внутренние инструкции ФНС фактически требуют судиться до «последней капли крови» даже по заранее проигрышным делам. По данным ВАС, 70% налоговых споров заканчивается в пользу налогоплательщиков.
В своем письме фискалы доказывают, что обязательными для исполнения являются постановления пленума ВАС. А информационное письмо ВАС — это разъяснение по вопросам судебной практики и не более того, потому необязательно для исполнения. «Правда, это не мешает судьям при вынесении решений прямо руководствоваться письмами ВАС», — говорит ведущий юрисконсульт компании «Налоговая помощь» Алексей Маслов.
«ФНС ввязалась в спор, который, может быть, будет долгим и мучительным, но закончится не в ее пользу», — прогнозирует вице-президент компании AGA Management Николай Фрейтак.
Между тем директор департамента финансового и управленческого консалтинга «МЦФЭР-консалтинг» Алексей Лобанов считает, что упорство ВАС приведет к тому, что налоговые органы получат дополнительное финансирование из бюджета на проведение судебных тяжб. В итоге казенные деньги будут перемещаться на счета ФНС, а оттуда — обратно в бюджет в качестве госпошлин.
Вчера комитет Госдумы по собственности рекомендовал отклонить в первом чтении внесенные главой комитета по экономполитике Евгением Федоровым поправки в закон "О банкротстве". В них предложено расширить и описать полномочия правительственной комиссии по предупреждению банкротства стратегических предприятий. Это должно было расширить ее функции и превратить комиссию в "координирующий орган правительства" по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, стоящий над отраслевыми ведомствами.
Как пояснил глава комитета по собственности Виктор Плескачевский, "если мы отдаем полномочия в сфере банкротства стратегических предприятий комиссии, то мы ставим под угрозу интересы акционеров и интересы государства". По его словам, проблему надо решать "комплексно".
В связи с этим Евгению Федорову рекомендовали присоединиться к рабочей группе МЭРТ, которая готовит пакет поправок в закон "О банкротстве".
Сейчас статус стратегических имеют 948 предприятий и организаций. Процедуры банкротства возбуждены в отношении 44 из них. 198 – имеют признаки банкротства и в отношении них могут быть применены меры досудебной санации. В отношении 150 налоговыми органами вынесены постановления о взыскании задолженности за счет их имущества.
При банкротстве стратегических предприятий действует ряд преференций. Если для обычных предприятий дело о банкротстве возбуждается при долге в 100 тыс. руб., то для стратегических – при 500 тыс. руб. Государство имеет преимущественное право выкупать имущество "стратегических банкротов".
Однако нормы по предупреждению их банкротства в законе "О банкротстве" пока отсутствуют. Пока рабочая группа МЭРТ готовит эти нормы, действует постановление правительства, в соответствии с которым ФНС запрещено самостоятельно инициировать банкротство оборонных предприятий. Кого банкротить, а кого нет, решает правительственная комиссия. Как пояснил Виктор Плескачевский, "множество предприятий хотят получить статус стратегических – ведь так они могут уйти от налогов".
В заключении комитета по собственности указано, что нет необходимости наделять правительство дополнительными полномочиями по координации деятельности по предотвращению таких банкротств.
Тем временем в МЭРТ подготовлен проект поправок в законодательство, который сейчас проходит согласование в правительстве. В нем порог возбуждения дел о банкротстве повышен с 500 тыс. руб. до 1 млн руб., повышены требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Кроме того, стратегические предприятия, находящиеся под наблюдением или внешним управлением, смогут участвовать в размещении заказов на поставки для госнужд. Об изменении статуса комиссии в нем пока речь не идет.
Вчера глава ФСФР Олег Вьюгин рассказал о нарушениях, выявленных в компании «ОФГ Инвест». В ФСФР говорят, что подобные факты на рынке встречаются у многих управляющих компаний, и обещают разобраться со всеми нарушителями инвестиционного законодательства.
Вьюгин сообщил, что вчера ФСФР направила официальное предписание в «ОФГ Инвест» с требованием устранить нарушения в течение двух месяцев и приостановить выдачу паев инвестиционных фондов. «Нарушения были зафиксированы с 2003 года, что само по себе является беспрецедентным случаем в практике ФСФР, при этом основная часть нарушений пришлась на 2006 год», — заявил он.
Претензии к «ОФГ Инвест» заключаются в том, что эта компания работала по правилам внутреннего контроля, которые не соответствуют новой редакции закона о противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем. «Старые правила компании не позволяли ФСФР отследить целый ряд сделок», — подчеркнул Олег Вьюгин.
«Складывается ощущение, что большинство управляющих компаний не очень аккуратно относятся к составу и структуре активов ПИФов. Я допускаю, что на рынке есть УК с не меньшим числом нарушений, чем у «ОФГ Инвест», но они пока не попали под проверку, — заявил Олег Вьюгин. — ФСФР не «скорая помощь», которая по каждому случаю проводит чистку, но рано или поздно нарушителям придется отвечать».
По его словам, подобные нарушения характерны для растущего рынка, каковым является Россия. «Есть соблазн нарушить правила, приобретая «мусор», но рынок может и падать, а ликвидные бумаги в большей степени защитят пайщика, чем быстрорастущий неликвид», — уточнил он.
В качестве ближайшей защитной меры глава ФСФР пообещал ужесточить штрафные санкции к управляющим компаниям — нарушителям, поставив это дело на поток.
Глава группы «Ренессанс Управление инвестициями» Андрей Мовчан говорит: «То, что многие управляющие покупают бумаги на первичном рынке, является нарушением закона, но это верное решение с точки зрения инвестиционной стратегии. ФСФР надо было начинать не с «ОФГ Инвест», поскольку на рынке сотни компаний, которые вообще не заботятся о соблюдении законодательства».
26 апреля в Государственной думе РФ состоялся круглый стол на тему «Соблюдение отечественными и зарубежными компаниями и организациями российского законодательства в области оплаты труда (о "серых" схемах выплаты зарплаты)» под председательством Геннадия Селезнева.
Г.Селезнев отметил остроту обсуждаемой проблемы и напомнил, что в июне 2006 года прошло заседание рабочей группы о соблюдении налогового законодательства компаниями, работающими в России. Он заявил, что в задачу законодателей и экспертов входит выработка легитимного механизма взаимодействия бизнеса, общества и государства, актуальность создания которого подчеркнута в Бюджетном послании Президента РФ.
По словам Г.Селезнева, объем "теневой" зарплаты в России в 2006 году составил 29,3 трлн рублей, что на 350 млрд рублей больше, чем в 2005 году. Проблема "серых" зарплат социальна, отметил Г.Селезнев: полуофициальная заработная плата не гарантирует работнику никакой правовой защиты. Г.Селезнев уверен, что отношения власти, общества и бизнеса должны строиться на доверии, которое и станет в будущем основным морально-нравственным регулятором этих взаимоотношений.
Профессор РГГУ Тимур Селиверстов отметил, что зарплата, на его взгляд, не может быть «серой», она либо законна, считает он, либо незаконна, и это следствие искривленных отношений в обществе. Существующее положение, считает он, если не вдаваться в область налогообложения, можно исправить лишь контрольно-надзорными методами, предусмотренными законом.
«Ничего более эффективного, чем прокурорский надзор, Россия за 280 лет не выработала», – считает Т.Селиверстов.
Бизнесмен, руководитель фирмы Михаил Балашов заявил, что проблема заложена еще в начале 90-х гг., когда правительство начало проводить враждебные народу реформы, «преклоняясь перед англо-саксонским образом жизни».
«Народ и властные структуры уже двадцать лет идут разными путями, и карательно-фискальные меры ничего не дадут. Ежегодно зарплаты увеличиваются на суммы, соответствующие инфляции, притом официальные цифры инфляции не соответствуют действительности, и это чувствует каждый. Что же тогда можно потребовать от гражданина? Проблема "серых" зарплат важна для финансовых властей, а не для народа. Странно, что в Конституции Россия заявлена как социальное государство: МРОТ в разы ниже прожиточного минимума, а ведь предполагается, что на любую зарплату человек должен содержать еще и своих детей! Страшилки либеральных идеологов о том, что их пенсия в случае невыплаты налогов в пенсионные учреждения будет мизерной, народ не пугают, если помнить, сколько раз и как сгорали сбережения на протяжении последних лет. Государство хочет переложить все социальные затраты на плечи населения, и это грозит социальным взрывом. Кудрин и Греф занимаются тем, что накачивают стабфонд, а чтобы выплатить работнику рубль зарплаты, нужно уплатить с него 71 копейку налогов», – отметил он.
Представитель Международной академии духовного единства народов мира (МАДЕНМ) Татьяна Ильина заявила, что в ситуации, когда цены на потребительские товары растут синхронно с улучшением уровня жизни, граждане России исповедуют идеологию выживания. То же самое, на ее взгляд, касается малого и среднего бизнеса, который чувствует себя слабым перед сильным государством. Что же касается крупных предприятий, то выплачивая "серую" зарплату, он совершает, по мнению Т.Ильиной, преступление.
«Государство должно заботиться о своем населении. А сейчас оно похоже на брокера, играющего на бирже, продающего нефть и газ, то есть занимается извлечением личной выгоды. Госналоги идут на седержание сырьевого сектора», – подчеркнула Т.Ильина. Природные ресурсы страны, по ее мнению, необходимо национализировать. Государство, считает она, не справляется ни с пенсионным обеспечением, ни с медобслуживанием.
Эксперт Госдумы Лариса Карагод видит «корень зла» в попытках убрать из учебного курса бухгалтерию и заменить ее бухгалтерским учетом. Подсчитывая среднюю минимальную ставку зарплаты в час, Л.Карагод выяснила, что во Франции она составляет $10, в Великобритании – 9, в Польше – 1,6, Украине – 0,3. В России средняя минимальная зарплата в час составляет $0,24.
По словам Л.Карагод, Лондонская палата, рассматривая российское законодательство, отмечала его вариантность и рекомендовала прекратить разночтения. «Пора чётко выяснить, что входит в зарплату, а что не входит, здесь постоянно возникают вопросы. Если в России работают иностранцы, то все они являются консультантами, потому что тогда их доход здесь не облагается российскими налогами», – сказала Л.Карагод.
Заместитель главного редактора журнала «Российский налоговый курьер» Татьяна Пономарёва считает главной причиной обилия "серых" схем выплаты зарплаты несовершенство социального, медицинского и пенсионного страхования. «Они непрозрачны», — уверена она.
По сути, следует считаеть дискриминацией разделение всех работающих на две категории – до 1967 года рождения и после. Отчисления первых идут сейчас на формирование расчетной части пенсии, а отчисления вторых – на накопительную часть, которая может быть передана наследникам. Ситуация, считает Т.Пономарёва, требует обращения в Конституционный суд РФ.
Несовершенен, по ее мнению, закон о фонде социального страхования. Больничный лист, к примеру, рассчитывается из базовой суммы зарплаты в 16 тыс. рублй, несмотря на то, что величина зарплаты может быть и 30 тыс. рублей, и больше. Неудобна также система выдачи полисов медицинского страхования: на федеральном уровне закреплена одна практика, но на деле все оборачивается совершенно иначе, чем планировали законодатели. На деле работник из другого города в Москве фактически оказывается вне закона. Предприятия идут на выдачу медицинских полисов по адресу самого предприятия, но такой полис может помочь лишь в экстренных случаях. Вызывает недоумение и «налоговая амнистия». «Люди давно проели эти деньги, а им предлагают выплатить с них 13%!» – возмутилась Т.Пономарёва.
Главной опорой экономики является, по ее мнению, «домохозяйство», с него и должен браться совокупный налог, и прогресивная ставка налога ударит прежде всего по нарождающемуся среднему классу.
Участники круглого стола выразили общее мнение, что налоговая нагрузка на фонд оплаты труда организаций является завышенной. Действующая ставка ЕСН (26%) не позволяет, на их взгляд, предприятиям МСБ вывести доходы из «тени».
Круглый стол выработал некоторые конкретные рекомендации всем компетентным органам власти — Президенту РФ, Правительству РФ, Госдуме РФ, Минфину, Генпрокуратуре, ФНС РФ, Центробанку РФ, Минобрнауки, профсоюзам и средствам массовой информации.
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". Закон был принятый Госдумой 13 апреля 2007 г. и одобрен Советом Федерации 18 апреля. Об этом сообщила сегодня пресс-служба главы государства.
Федеральным законом устанавливается переход всех бюджетов бюджетной системы РФ к среднесрочному планированию и формированию бюджетов бюджетной системы на трехлетний период.
Упорядочивается бюджетный процесс в части, касающейся составления, рассмотрения, утверждения и исполнения показателей бюджетов бюджетной системы.
Предусматривается утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ Бюджетным кодексом РФ с одновременным расширением полномочий органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления по ее детализации.
Федеральным законом также в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" Стабилизационный фонд РФ преобразовывается в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.
Кроме того, федеральным законом вносится ряд поправок редакционного характера, направленных на уточнение формулировок действующей редакции Бюджетного кодекса РФ.
В отличие от многих министерств и ведомств, представители которых нет-нет да и оказываются замеченными в коррупционных скандалах, инспекторы Федеральной антимонопольной службы до недавнего времени славились своей «взяткоустойчивостью». Увы, ситуация меняется: как выяснилось, «ничто человеческое» не чуждо и представителям этого ведомства. На днях во Владимире вынесен обвинительный приговор заместителю руководителя местного управления ФАС, уличенному в вымогательстве денег у предпринимателей. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, высокопоставленный службист в период с начала 2005-го по конец 2006-го года неоднократно получал взятки от руководителей коммерческих структур в обмен на «непривлечение к ответственности по фактам выявленных нарушений». Впрочем, «расценки» на подобного рода услуги у чиновника были, что называется, приемлемые: за два года своей «антимонопольно-вымогательской» деятельности он стал богаче всего-то на 60 тысяч рублей. Поэтому, видимо, и приговор суда не отличался особой суровостью – четыре года лишения свободы условно с испытательным сроком в три года.
Руководство ВАС призывает как можно скорее решить проблему низкой исполняемости судебных решений. Как сообщил накануне на совещании председателей арбитражных судов России главный арбитр страны Антон Иванов, на сегодня судебные приставы доводят до конца лишь одну треть из всех вынесенных вердиктов. Так, по словам Иванова, в минувшем году из 1,22 миллиона исполнительных листов удалось реализовать лишь чуть более 400 тысяч. Но и это можно считать прогрессом, поскольку годом раньше взыскать средства удавалось лишь в одном из четырех случаев. «Хотя сами решения, судей приближаются к идеальным, получается, что на две трети арбитражная система работает вхолостую, обеспечивая защиту лишь на бумаге», – сетует руководитель ВАС. Изменить ситуацию, отметил Иванов, можно лишь недюжинными совместными усилиями с коллегами из Минюста.
Один из участников совещания, с которым корреспонденту «ФАФИ» удалось побеседовать по окончании мероприятия, не исключил, что эти усилия будут направлены в первую очередь на искоренение фирм-однодневок (так как именно они выступают ответчиками в большей части арбитражных процессов), а также на ужесточение финансовых санкций за неисполнение судебных решений.
Чиновники намерены оградить небольшие фирмы, производящие продовольственные товары, от притеснений крупных сетевых магазинов. На днях министр сельского хозяйства Алексей Гордеев предложил в законодательном порядке ввести «жесткие правила взаимоотношений между крупными торговыми сетями и производителями продовольствия». Суть проблемы состоит в том, что в последнее время производители попадают во все большую зависимость от «сетевиков», которые обеспечивают доведение их продукции до потребителя. Супермаркеты заключают договоры на дискриминационных условиях: требуют от поставщиков плату за включение их продукции в номенклатуру продаваемых в магазине товаров или навязывают участие в различных схемах скидок для покупателей, размер которых иногда выходит за пределы допустимого для производителя снижения отпускной цены. По словам Гордеева, зачастую дополнительные поборы в сетевых магазинах составляют до 20 процентов от розничной цены товара. В результате доступ на рынок небольших фирм все более затрудняется. В связи с этим, считает министр, нужно как можно скорее принять закон, не допускающий проявлений «сетевой дискриминации».
Отныне при формировании государственной политики в социально-трудовой сфере будут учтены интересы бизнеса. На это позволяет надеяться тот факт, что накануне Российский союз промышленников и предпринимателей совместно с Минздравсоцразвития подписали соглашение о сотрудничестве. Взаимодействие двух структур будет направлено на более продуктивное развитие диалога между деловым сообществом и исполнительной властью. В частности, представители РСПП войдут в экспертные, научные и другие консультативные ведомства Минздравсоцразвития. Кроме того, предприниматели смогут принимать участие в деятельности рабочих групп по подготовке нормативных актов.
Не исключено, что скоро у фирм появится еще одна возможность противостоять попыткам криминальных поглощений. Глава Высшего Арбитражного Суда Антон Иванов сообщил накануне, что в недрах ВАС разработан документ, слегка корректирующий так называемую «презумпцию добросовестного приобретателя» и позволяющий обиженным фирмам вернуть похищенные активы. Как стало известно, корреспонденту «ФАФИ», на обсуждение он будет вынесен летом текущего года.
Сегодня рейдеры чаще всего используют следующую схему: путем различных ухищрений получают временный контроль над приглянувшимся предприятием и быстренько перепродают активы по цепочке различным лицам. В результате имущество оседает у так называемого «добросовестного приобретателя», скажем, пятого или шестого по счету, который якобы знать не знал о криминальном происхождении покупки. Изъять у него активы практически невозможно. Представители бизнес-сообщества уже достаточно давно требовали ограничить презумпцию добросовестности покупателя, однако наталкивались на возражения законодателей: покупатель действительно может оказаться вполне добропорядочным. Высшие арбитры все-таки нашли выход и разработали проект постановления Пленума ВАС, который поможет истребовать похищенные активы (в том числе бездокументарные ценные бумаги), не ущемляя при этом права законопослушных лиц. В документе прописаны признаки, указывающие, на то, что покупатель был в сговоре с захватчиком, и позволяющие поставить под сомнение его добросовестность. К таковым предлагается отнести аффилированность участников сделки, продажу по заведомо заниженным ценам, информированность покупателя о том, что приобретаемое им имущество является спорным, явная поспешность при заключении сделки и т. д.
Вполне возможно, в недалекой перспективе таможенники смогут приостанавливать выпуск товара без заявления правообладателя, чьи права нарушены «пиратами». На необходимости подобной меры настаивает ФТС. Помимо того, как сообщает пресс-служба ведомства, в обязательном порядке нужно четко прописать в Кодексе об административных правонарушениях, что следует делать с конфискованным товаром, который суд признает контрафактным. В таможенной службе также уверены, что пора бы изменить подведомственность дел о нарушении прав на товарный знак и передать их рассмотрение из арбитража в суды общей юрисдикции. При этом в ФТС намерены решать споры об авторских правах непосредственно по месту совершения проступка. Напомним, что в настоящий момент таможенники обязаны обращаться в суд по месту регистрации компании-нарушителя.