25.01.2007
Банковский сектор является ключевым сектором для России — сектором от которого "зависит здоровье российской экономики". Об этом сообщил глава московского представительства Standard & Poor’s по России и СНГ Алексей Новиков, выступая на семинаре международной рейтинговой компании Standard & Poor’s (S&P) «Финансовые услуги в России в 2007 г.: год сдержанного оптимизма» в четверг, 25 января.
Алексей Новиков напомнил присутствующим, что предстоящий год будет чрезвычайно важным для России. «Это выборный год, и политические риски будут играть ключевую роль», — заявил он.
А. Новиков заметил, что на мировом рынке происходит много интересных изменений, важных для российской экономики. «Я имею виду конъюнктуру цен на энергоносители, а это основной источник ликвидности российской экономики», — пояснил глава московского представительства.
А. Новиков подчеркнул, что в настоящий момент Россия переходит на такой этап своего развития, когда все секторы экономики очень сильно влияют друг на друга. «Особенно сильно влияют друг на друга банковский и государственный сектора, в частности Правительство РФ, которое является одновременно и регулятором, и участником рынка», — резюмировал он.
Управляющий директор Европейской службы суверенных рейтингов Мориц Крамер с удовлетворением отметил, что за последние 7 лет суверенный рейтинг России повышался 10 (!) раз.
На суверенный рейтинг России влияют как положительные, так и отрицательные факторы, сообщил М.Крамер. Среди позитивных факторов он выделил следующие: продолжение укрепления уверенной позиции внешнего нетто-кредитора, высокая способность обслуживать долговые обязательства (несмотря на значительную политическую неопределенность, которая, вероятно, будет усугубляться), высокие показатели внешней ликвидности (несмотря на значительный рост внешних заимствований частного сектора). Негативные факторы – это: слабость политических, правовых и экономических институтов, рост условных обязательств, связанный с расширением финансового посредничества и увеличением долга государственных компаний, уязвимость экономики к внешним потрясениям (проистекающая из ее зависимости от сырьевого сектора, который требует крупных капиталовложений для преодоления стагнации производства).
М. Крамер отметил, что по объему внутренних инвестиций Россию опережает лишь Саудовская Аравия.
Эксперт подчеркнул, что в долгосрочной перспективе на состояние российской экономики повлияет неблагоприятная демографическая ситуация. «Российское население сокращается быстрее, чем в любом другом государстве. К 2020 г. ожидается сокращение населения на 7%, а к 2050 г. — более чем на 20%, т.е. более чем на 30 млн человек», — подчеркнул он.
М. Крамер считает, что хотя централизация власти в Кремле на втором сроке пребывания Владимира Путина на посту президента значительно усилилась, смена руководства сопряжена с повышенной неопределенностью и риском нарушения преемственности политического курса. Сколько-нибудь значительные политические просчеты могут подорвать основы, на которых держатся экономические достижения России последних лет и, таким образом, негативно повлиять на уровень суверенных рейтингов. К тем же последствиям могут привести непредвиденный политический кризис или резкое падение цен на сырьевые товары.
М. Крамер полагает, что взвешенность налогово-бюджетной политики после выборов 2008 г. может усилить кредитоспособность России.
Руководитель направления «Рейтинги финансовых институтов» Джон Гиблинг, в своем выступлении «Какие факторы влияют на рейтинги российских банков?» назвал основные позитивные рейтинговые факторы банковской системы России: благоприятный макроэкономический климат, хороший потенциал роста финансового посредничества, растущая диверсификация банковского бизнеса, совершенствование риск-менеджмента и хорошее качество активов. Негативные факторы – это: слабая система банковского регулирования и надзора, концентрированная структура экономики, доминирование банков с государственным участием, значительная концентрация кредитных портфелей (источников ресурсов и доходов), недостаточная информационная прозрачность, нагрузка на капитал, связанная с ростом кредитных портфелей.
Д. Гиблинг отметил, что российские банки подвергаются рискам из-за слабости банковского регулирования и надзора. Правительство хочет иметь сильную банковскую систему, которая поддерживала бы рост и диверсификацию российской экономики. Оно предоставляет регуляторам инструменты и средства, необходимые для избавления от слабых банков и криминальных видов деятельности. Но, как считает Д. Гиблинг, инициируя эффективные обязательные реформы, следует внедрять передовой опыт. «Нужно внедрять процедуры, необходимые для соблюдения рекомендаций Базеля-II в отношении достаточного капитала. Следует ужесточать регулятивные требования, касающиеся концентрации кредитных операций на отдельных заемщиках и на связанных сторонах. Необходимо повышать прозрачность и качество корпоративного управления в банковской системе», — уверен представитель S&P.
Комментируя среднесрочные перспективы российских банков, Д. Гиблинг отметил, что для поступательного развития экономики необходима сильная и надежная банковская система. Для повышения степени финансового посредничества важно, чтобы российские банки доказали свою надежность и предоставляли клиентам качественные услуги. В связи с хорошим потенциалом роста экономики Д. Гиблинг ожидает повышение уровня иностранного участия в банковской системе России. «Банки, контролируемые государством, усилят свое влияние в финансовом секторе, в то время как частные банки будут вытесняться. Угроза вытеснения заставит частные банки рационализировать свою деятельность», — считает эксперт.
«Мы с осторожным оптимизмом ожидаем, что в 2007 г. российская банковская система изменится к лучшему», — резюмировал Д. Гиблинг.
Кредитный аналитик Евгений Тарзиманов, выступая по теме «Обнадеживающие перспективы развития розничных банковских услуг в России», отметил, что, согласно представлениям S&P о развитии банковского сектора в России, конкуренция в розничном бэнкинге значительно ужесточится. Ставки будут падать, что негативно отразится на марже. Сбербанк сохранит свое доминирующее положение, хотя и будет постепенно терять долю на рынке. Иностранные банки расширят свое присутствие на рынке, в том числе за счет новых приобретений. По мнению аналитика, развитие розничного банковского бизнеса сдерживают: слабая правовая среда и, как следствие, недостаточная защита кредиторов, доминирующая роль Сбербанка, низкий уровень доверия клиентов, слабая капитализация многих банков (рынок фондирования подвержен волатильности). Кроме того, он считает, что реформа банковского сектора в России протекает довольно медленно.
Центробанк с 25 января отозвал лицензии на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте у коммерческих банков "ГрадоБанк" и "Евростройбанк" (оба — г. Москва). Об этом сообщил
Департамент внешних и общественных связей Банка России. В сообщении Центробанка разъясняется, что у ООО КБ «Градобанк» лицензия отозвана в связи с неоднократными нарушениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом возникшей угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банка.
ООО КБ "ГрадоБанк" направлял в Федеральную службу по финансовому мониторингу с нарушением установленного срока сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю.
В первой половине декабря 2006 через кассу банка были проведены операции по выдаче одному клиенту – юридическому лицу наличных денежных средств в сумме 4,3 млрд. рублей на покупку ценных бумаг, а также переведено на счета трёх банков–нерезидентов более 1 млрд. рублей.
В конце декабря 2006 года руководители и сотрудники банка фактически прекратили его деятельность. В ходе проведения инспекционной проверки банка в январе 2007 года установлено, что ни по юридическому, ни по фактическому адресам ООО КБ "ГрадоБанк" не располагается.
В соответствии с приказом Банка России от 24.01.2007 № ОД-45 в ООО КБ "Градобанк" назначена временная администрация сроком действия до момента назначения в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" конкурсного управляющего либо назначения в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации в соответствии с федеральными законами приостановлены.
Лицензия на осуществление банковских операций у ООО КБ "Евростройбанк" отозвана в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократные нарушения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также неоднократное применение мер в порядке надзора.
КБ "Евростройбанк" допускал неоднократные нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и не осуществлял должным образом идентификацию своих клиентов.
За допущенные нарушения в течение последних двенадцати месяцев к кредитной организации неоднократно применялись принудительные меры воздействия, которые банком не соблюдались.
При запрете на кассовое обслуживание клиентов кредитной организацией в октябре и ноябре 2006 года проведены валюто-обменные операции на сумму более 600 млн. долларов США, а также выданы наличные денежные средства в сумме более 16 млрд. рублей. Также при запрете открытия банковских счетов, корреспондентских счетов и операций по ним, банком были открыты счета 11 юридическим лицам и корреспондентские счета в 4 кредитных организациях.
Кроме того, банк был активно вовлечен в проведение его клиентами сомнительных операций. В октябре — ноябре 2006 года клиентами банка в адрес нерезидентов по сомнительным операциям было перечислено более 12,5 млрд. рублей.
В соответствии с приказом Банка России от 24.01.2007 № ОД-41 в КБ "Евростройбанк" назначена временная администрация сроком действия до момента назначения в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" конкурсного управляющего либо назначения в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" ликвидатора. Полномочия исполнительных органов банка в соответствии с федеральными законами приостановлены.
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) создано два новых управления — управление по контролю за размещением государственного заказа, которое возглавил Михаил Евраев, и управление по защите конкуренции в социальной сфере и торговле, начальником которого назначен Тимофей Нижегородцев. Об этом сообщила
пресс-служба ФАС.
Возглавлять управление по контролю и надзору в области строительства, природных ресурсов и ЖКХ (начальником которого был М.Евраев) будет Владимир Ефимов, ранее занимавший должность заместителя начальника этого управления.
По словам Михаила Евраева, задача его управления — «наладить полноценный и эффективный контроль за размещением заказов по всей стране и сделать так, чтобы нормы нового закона — «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — заработали в полную силу».
«Это означает не только борьбу с коррупцией и, как следствие, экономию бюджетных средств, но в первую очередь развитие конкуренции и снятие одного из барьеров — непрозрачности госзакупок, который мешает нашей стране полноценно развиваться», — заявил Михаил Евраев.
Тимофей Нижегородцев отметил, что «Федеральная антимонопольная служба ранее не занималась вплотную теми направлениями деятельности, которые теперь закреплены за новым управлением по защите конкуренции в социальной сфере и торговле».
«Цель нашей работы — оценить конкурентную ситуацию на так называемых социальных рынках — рынке образования, науки, здравоохранения, культуры, спорта, туризма, а также на рынках непроизводственных услуг и торговли», — заявил Тимофей Нижегородцев.
Он добавил, что управление будет вести работу с Министерством экономического развития и торговли по разработке закона «О торговле», проведет очередные проверки розничных сетей, усилит работу уже существующего Экспертного Совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере образования и науки и создаст новый Экспертный Совет при ФАС России по торговле.
Напомним, что ранее Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года в «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» внесен контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов. Этим же постановлением в связи с новыми функциями увеличена предельная численность сотрудников и число управлений ФАС России.
В среду, 24 января, Госдума рассмотрела законодательную инициативу Совета народных депутатов Кемеровской области по внесению изменений в пункт 2 статьи 360 части второй Налогового кодекса РФ.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии со статьей 360 главы 28 части второй НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый, второй и третий кварталы, но при этом, в отличие от ранее действовавшего закона, теряется фискальный смысл налоговой отчетности, который полноценно был реализован при определении отчетных периодов в первый квартал, полугодие и девять месяцев.
Законопроектом предусматривается установить для налогоплательщиков-юридических лиц отчетные периоды и уплату авансовых платежей по транспортному налогу. При этом в качестве отчетного периода предлагается определить квартал, полугодии и девять месяцев.
Реализация этой законодательной инициативы, считают авторы законопроекта, будет способствовать более равномерному поступлению средств от данного регионального налога в бюджеты субъектов РФ в течение года.
Комитет ГД по бюджету и налогам не поддерживает представленный документ. Как следует из заключения комитета, согласно пункту 2.1 статьи 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Пунктом 2 статьи 363 НК установлено, что в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не установлено иное, а по истечении налогового периода – сумму налога, определяемую как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащими уплате в течение налогового периода.
Следовательно, в региональные бюджеты в течение налогового периода (календарного года) в виде авансовых платежей поступает три четверти от исчисленной суммы транспортного налога и одной четверти данного налога за предшествующий налоговый период.
Комитет полагает, что вопросы, на решение которых направлен представленный законопроект, в достаточной степени урегулированы действующим налоговым законодательством, и рекомендует Госдуме не поддерживать документ. По итогам обсуждения депутаты отклонили рассматриваемый законопроект.
Принятый в первом чтении 24 января 2007 года проект закона города Москвы «О внесении изменений в закон города Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» разработан в целях реализации в Москве национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
По словам руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Петра Сапрыкина, данный законопроект позволит вдвое сократить число очередников, предоставит возможность возмездно улучшить жилищные условия, сократит срок для получения максимального размера субсидии с 15 до 10 лет, для имевших на 1 января 2005 года льготы на предоставление жилья срок ожидания в очереди для получения максимального размера субсидии сокращен с 7 до 5 лет.
Самым действенным механизмом для приобретения жилья П.Сапрыкин назвал бюджетную субсидию, которую необходимо предоставлять очередникам. По словам главы департамента, предлагаемая законопроектом схема процентного распределения субсидий с учетом количества лет, прошедших с момента постановки гражданина на учет, значительно улучшает вложения практически всех граждан, имеющих право на получение субсидий, фактически увеличивает ее размер. В среднем для льготников субсидия увеличивается на 39%, для граждан, не имеющих льгот, – на 50%.
«Поправки позволят к 2010 году сократить максимальный срок ожидания улучшения жилищных условий очередников до 10 лет», – сказал П.Сапрыкин. Он подчеркнул, что бюджетные субсидии предоставляются только тем, кто встал в очередь до 1 марта 2005 года, именно тогда вступил в действие новый Жилищный кодекс РФ.
По словам П.Сапрыкина, около 40% граждан используют полученную субсидию на приобретение жилья за пределами столицы: «Мы не навязываем человеку определенный район или вариант жилища, даем возможность самому решать, где и какое жилье он хочет купить», – сказал депутат. Данный законопроект позволяет улучшить положение граждан, имеющих собственные средства для приобретения коммерческого жилья, расширяет спектр его выбора, чем открывает возможность необеспеченной части населения быстрее получить бесплатное жилье.
По словам главы департамента, в настоящее время размер субсидии определяется из расчета 78 тыс. рублей за кв. м. «Это среднерыночная стоимость жилья типовой застройки в районах массового строительства», — сказал П.Сапрыкин.
Принятый проект закона не повлечет финансовых затрат из бюджета города и не потребует принятия, изменения и признания утратившими силу правовых актов города Москвы. Все расходы, связанные с увеличением размера субсидий, будут осуществляться в рамках утвержденных параметров бюджета Москвы на 2007 год.
По итогам прошлого года московские налоговики обеспечили консолидированный бюджет триллионом рублей налогов — это почти в два раза больше, чем годом ранее. Столь фантастическая результативность объясняется как усилением налоговой дисциплины предпринимателей, так и бурным ростом мировых цен на энергоносители. Зарегистрированные в Москве крупнейшие нефтяные и газовые компании традиционно обеспечивают львиную долю налоговых доходов бюджета, напоминают эксперты.
Традиционно самым собираемым в московском регионе считается налог на прибыль, поступления от которого по итогам прошлого года составили 317,2млрд руб. Однако помимо лидерства в денежном выражении налог на прибыль продемонстрировал и самые высокие темпы роста — 76%. Это, по мнению фискалов, "обусловлено результатом улучшения финансово-хозяйственной деятельности организаций". Темпы роста поступлений НДС оказались не менее внушительными — 42,7%. Это, уверены в УФНС, также можно объяснить "динамичным развитием московского региона".
Действительно, отчасти взрывной рост поступлений можно объяснить улучшением экономической ситуации в столице, говорят эксперты. "Москва — основной донор бюджета. В регионе зарегистрированы головные компании крупных холдингов (они платят налоги по месту нахождения), в Москве динамично развиваются и торговля, и промышленность. Кроме этого, многие организации "встали на ноги" и стали выплачивать дивиденды, с которых взимается налог по ставке 9%",- добавляет управляющий партнер НКГ "2К Аудит-Деловые консультации" Тамара Касьянова.
Впрочем, столь существенный рост поступлений налога на прибыль и НДС объясняется еще и крайне благоприятной внешнеэкономической ситуацией: цены на нефть в 2006 году побили все рекорды, что и обеспечило приток налоговых сборов.
"Прибыль нефтяных компаний в 2006 году выросла примерно на 35%, соответственно, примерно на столько же увеличились и платежи по налогу на прибыль", — говорит аналитик "Брокеркредитсервиса" Максим Шеин.
Однако аналитик Юникор-банка Павел Ворожцов отмечает, что в Москве зарегистрировано не так уж много нефтяных компаний, большая их часть "прописана" в регионах, где они и платят налог на прибыль и НДС.
Не последнюю роль в улучшении показателей сыграл и тот факт, что именно в 2006 году московские фискалы стали больше внимания уделять злоупотреблениям в сфере уплаты единого социального налога (ЕСН). В середине прошлого года столичные налоговики развернули масштабную кампанию по "обелению" зарплат, которая, как видно, уже начала приносить плоды. "Мы общаемся с предпринимателями и организациями и знаем, что во многих фирмах уровень официальных окладов стал достаточно динамично пересматриваться",- говорит Тамара Касьянова.
Впрочем, влияние этого фактора было по большей части косвенным, отмечают эксперты. "Кампания по увеличению доли "белых" зарплат рассчитана на среднесрочную перспективу, поэтому связывать с ней успехи налоговых служб в 2006 году несколько преждевременно",- полагает генеральный директор Vesco Audit Филипп Галкин.
По его мнению, повышение эффективности работы налоговой службы в первую очередь связано с появившейся в 2006 году возможностью удерживать суммы, эквивалентные размерам штрафов, со счетов компаний-нарушителей без решения судебных инстанций. "Несмотря на многочисленные споры по поводу легитимности этого новшества, его эффективность по итогам 2006 года не вызывает сомнений", — отмечает Галкин.
Определенный эффект от действий УФНС, конечно, был, добавляет заместитель председателя "Деловой России" — организации, представляющей интересы среднего бизнеса, — Елена Николаева. "После этого разумные предприниматели решили, что лучше максимально соответствовать тем требованиям, которые выдвигают налоговые органы. И многие из тех, кто раньше был в "тени", стали работать "вбелую", — говорит Николаева.
С 1 марта 2007 года по 1 января 2008 года включительно граждане РФ имеют возможность легализовать любые "серые", "черные" и "голубые" доходы. Закон о налоговой амнистии прописал для этого предельно простую процедуру: физическое лицо перечисляет на специальный счет в федеральном казначействе 13% от суммы, которую хочет легализовать, получает квитанцию и "спит спокойно".
Кому это надо? Прежде всего, президенту, чтобы увеличить доверие к себе, — хором прокомментировали эксперты закон о налоговой амнистии. В Кремле согласились: "Мы не ждем больших поступлений в бюджет — просто попытались создать более комфортные условия для налогоплательщиков. Если угодно, амнистия носит политический, а не экономический характер". Администрации президента набирает баллы перед выборами, честно ищет доверия населения, поэтому расценивать законопроект, как некую свинью в одноименный год совершенно не хочется.
"Заплати налоги — и спи спокойно, — твердит глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. — Налоговая амнистия — это новый виток развития классического тезиса". Осталось выяснить, кому в наше время выгодно спать спокойно. По расчетам экспертов, повезло, главным образом, индивидуальным предпринимателям — они смогут обелить доходы, когда-то уклонившиеся от социального и подоходного налогов (на фоне требуемых 13% получается явный бонус). Эта категория налогоплательщиков действительно может спать спокойно, пока на черном рынке не появится электронная база данных с амнистированными капиталами. Остальным налогоплательщикам повезло гораздо меньше.
Изначально идея налоговой амнистии вовсе не позиционировалась как подарок индивидуальным предпринимателям. Президент мыслил шире, в частности, хотел вернуть в Россию деньги, вывезенные за рубеж (объемом порядка 300 млрд долларов), дабы они работали на нашу экономику. "Инициатива заслуживает уважения и поддержки, — официально заявил Российский союз промышленников и предпринимателей. — И, безусловно, положительно скажется на формировании доверительных отношений государства и граждан. Однако неготовность провести полноценную налоговую амнистию как для физических, так и для юридических лиц, исключающую всякую возможность привлечения к какой-либо ответственности, и действительно подвести черту под прошлым для всех налогоплательщиков ставит под сомнение масштабность акции и ее результативность".
Камнем преткновения налоговой амнистии станут не столько нелегальные доходы, сколько нелегальный бизнес в целом, предупреждают эксперты. Например, если предприниматель легализовывает доходы от распространения героина или педофильских DVD, новый закон освобождает его от уголовной и административной ответственности за налоговые преступления, но не гарантирует никакой защиты в случае проблем с уголовным законодательством за "сопутствующие нарушения", не "подводит черту под прошлым".
"Налоговые правонарушения всегда связаны с нарушениями валютного и таможенного законодательства. О незаконной предпринимательской деятельности я даже не упоминаю, — объяснил менеджер компании AGA Management Николай Фрейтак. — А уголовная ответственность в стране применяется жестко, но избирательно. И может быть инструментом разборок. До тех пор, пока не будет гарантии освобождения от ответственности за сопутствующие правонарушения, налоговая амнистия — это оружие против себя, которое может быть использовано, например, в конкурентной борьбе".
Единственная защита, которая гарантируется законом о налоговой амнистии — это защита от фискальных органов: Федеральная налоговая служба РФ не сможет получить доступ к информации о легализованных доходах, — гласит документ. Данные могут быть предоставлены лишь правоохранительным органам по их запросу. "Налоговые инспекторы вообще не будут получать информацию о том, что человек когда-то уклонился от уплаты налога, — объясняет председатель Комитета по кредитным организациям Госдумы Владислав Резник. — Если только банк не нарушит банковскую тайну". Г-н Резник сетует, что закон не защищает юридических лиц: они не смогут амнистировать свой капитал, а также рискуют попасть "на мушку" правоохранительных органов, когда их сотрудники начнут легализовывать "серые зарплаты". Владислав Резник также подчеркивает, что лица, отбывающие наказание за уклонение от уплаты налогов, под действие нового закона не попадают, естественно, имея в виду Михаила Ходорковского и его компанию.
По мнению Николая Фрейтака, основной сегмент налогоплательщиков, которых мечтали охватить авторы законопроекта, уже потерян: те самые 300 млрд долларов, оказавшиеся за рубежом, либо там же легализованы, либо возвращаются в Россию по более низкой ставке, чем 13%. "На сегодняшний день один из популярных механизмов легализации капитала — это выплата дивидендов. Доход, полученный от офшорной компании, облагается в России 9%-ным налогом. Какой смысл платить в полтора раза больше?" — удивляется эксперт. Граждане РФ также нашли несколько эффективных способов "законной" декларации дохода задолго до принятия закона об амнистии, например, под видом продажи имущества. Правда, стоит это также 13%.
Идея ввести новые региональные налоговые льготы для малых инновационных предприятий не нашла поддержки у депутатов Госдумы. Законопроект «О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса» парламентарии отклонили уже в первом чтении. Авторы документа, внесенного Курской облдумой, предлагали разрешить компаниям включать в расходы по налогу на прибыль часть инвестиционных затрат, связанных с производством товаров и услуг инновационного характера. Величину инвестиционной составляющей, которую фирмы могли бы списывать, по мнению разработчиков проекта, следует устанавливать законами субъектов Федерации. Однако эта инициатива не приглянулась ни правительству, ни ответственному думскому комитету, которые порекомендовали документ отклонить.
24.01.2007
По инициативе Института проблем предпринимательства — члена Аудиторской палаты России при поддержке Российско-Британской торговой палаты и Международной сети независимых аудиторов Kreston International в Санкт-Петербурге состоялась Вторая международная конференция "МСФО: практика перехода и применения. Реформа бухгалтерского учета".
В мероприятии приняли участие представители крупных российских и зарубежных организаций, органов власти, бизнеса. Участники обсудили процесс внедрения МСФО в странах постсоветского пространства и Западной Европы и сформулировали ряд рекомендаций для аудиторской и бухгалтерской общественности, государственных органов власти, топ-менеждеров, собственников предприятий, профессиональных и саморегулируемых организаций бизнес-сообщества.
В частности, было отмечено следующее. Одним из препятствий для широкого внедрения МСФО в России является отсутствие официальных переводов на русский язык и единой системы корректировки МСФО с учетом современного состояния экономики.
Предпринимателям, аудиторам, бухгалтерам, применяющим МСФО, необходимо постоянное обновление текстов международных стандартов финансовой отчетности, разработанных зарубежными организациями, и своевременные официальные переводы этих обновлений. Для решения проблемы грамотного и однозначного применения МСФО российскими компаниями было рекомендовано интегрировать материалы Ассоциации Сертифицированных Присяжных Бухгалтеров Великобритании (АССА) в программу обучения аудиторов и бухгалтеров в Российской Федерации. Целесообразно укрепить представительство профессиональных российских саморегулируемых аудиторских и бухгалтерских объединений, Минфина России и ФСФР России в международных организациях, занимающихся разработкой, корректировкой и комментариями МСФО (в Совете по МСФО -IASB, а также в Международной организации комиссий по финансовым рынкам — IOSCO).
Для использования преимуществ МСФО и с целью снижения финансовых затрат на совмещение нескольких видов учета необходимо принять законодательные акты, разрешающие представлять отчетность по МСФО в качестве консолидированной отчетности российских компаний и освобождающие от необходимости подготовки отчетности по российским стандартам. Следует отделить налоговую отчетность от финансовой отчетности, а также правила и стандарты составления налоговой отчетности от стандартов отчетности по МСФО для реализации определяющих принципов финансовой отчетности, составляемой по МСФО, таких как, достоверность, прозрачность и непредвзятость. Система сбора информации в органах государственной статистики должна быть адаптирована к финансовой отчетности, составленной по российским стандартам, и к финансовой отчетности, составленной по МСФО; в этом случае она может быть использована в макроэкономических государственных целях.
Не исключено, что ставка акциза на спиртосодержащую непищевую продукцию в скором времени будет повышена. Такой вывод напрашивается из опубликованного накануне письма от 26 декабря 2006 года президента страны Владимира Путина премьер-министру Михаилу Фрадкову. В нем глава государства, ссылаясь на отчет контрольного управления президента, отметил, что правительство должно срочно разработать меры по оптимизации акцизных ставок на спирт и спиртосодержащую продукцию. Дело в том, что на данный момент налоговое законодательство предусматривает почти восьмикратную разницу в ставке акциза за один литр безводного этилового спирта в произведенной алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции. В силу низкой стоимости последней она пользуется широким спросом у малообеспеченных слоев населения, а также служит сырьем для изготовления фальсифицированной алкогольной продукции. Путин предлагает рассмотреть эти проблемы комплексно. Для того чтобы массовые отравления спиртосодержащей непищевой продукцией свести к нулю, нужно, чтобы эта жидкость стоила столько же, сколько стоит бутылка недорогой водки. Вместе с тем необходимо ужесточить и ответственность за производство и продажу нелегального алкоголя. По мнению главы государства, предусмотренные КоАП штрафы для должностных лиц за такое правонарушение не соответствуют уровню ущерба, причиняемого здоровью населения.
Не исключено, что фирмам, имеющим численность сотрудников более ста человек, скоро придется в обязательном порядке «доукомплектовываться» выпускниками ПТУ, школ и лицами без образования. Соответствующие поправки предполагается внести в федеральное трудовое законодательство. Законопроект предусматривает, что субъект Федерации должен устанавливать для таких организаций специальные квоты на трудоустройство несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) и лиц от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профобразования, впервые ищущих работу. Доля таких сотрудников в общей численности персонала компании составит от двух до четырех процентов.
Когда за претенциозный документ возьмутся депутаты Госдумы, еще не известно, однако свое мнение уже высказали на состоявшемся накануне совещании участники Комиссии Московской городской думы по социальной политике и трудовым отношениям. Резюме: ни в коем случае не способствовать принятию «насквозь сырого» и идеологически невыдержанного законопроекта. Так, по словам заместителя председателя Комитета общественных связей города Москвы Владимира Романова, комитетом подготовлено столько замечаний к проекту федерального закона, что, они, по сути, перечеркивают подготовленный документ и говорят о том, что его надо писать заново.
24 января в здании РИА «Новости» пресс-конференцию, приуроченную к 15-летию Российского союза промышленников и предпринимателей, провел президент РСПП Александр Шохин.
Формально пресс-конференция была посвящена социальному партнерству власти, работодателей и профсоюзов, однако речь на ней шла о широком круге вопросов, связанном с обновленным статусом РСПП. Год назад общественная организация официально зарегистрировалась еще и в качестве организации работодателей в соответcтвии с изменением в законодательстве: иные организации не имеют права вести диалог в рамках трехстороннего партнерства, заявил глава РСПП. Поэтому оставив за собой "юридическое лицо" общественной организации, РСПП обзавелся дополнительным "юридическим лицом" объединения работодателей.
По словам Шохина, в рамках трехстороннего партнерства РСПП планирует подписать генеральное соглашение (срок прошлого, трехлетнего, истекает), а также аналогичные соглашения на региональном и отраслевых уровнях. "Статус трехсторонней комиссии пока недостаточно высок, — заявил Шохин, — да и представительство РСПП в ней пока не может быть сочтено адекватным. У Думы нет никаких обязательств учитывать мнение комиссии, аналогично тому, как не учитывается и мнение Общественной палаты РФ, также не являющейся субъектом права".
Кроме того, подчеркнул Шохин, уже несколько лет обсуждается закон об обязательной общественной экспертизе экономических законов перед принятием Думой. Последний, и довольно удачный, разработан в МЭРТ РФ, но одобрения он до сих пор не получил, сказал он.
По словам президента союза, 15-летие РСПП будет отмечено в деловой обстановке: 7 февраля на конференцию РСПП соберутся около 200 представителей бизнеса и власти, в том числе ключевые министры, с которыми РСПП наладил плодотворный диалог. В повестке дня конференции — обсуждение вопросов налоговой реформы, реформы технического регулирования, вопросы вступления России в ВТО, проблемы взаимодействия с Евросоюзом. В рамках конференции планируется подписание соглашений РСПП с Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В отношении принятия бюджета РСПП намерен соблюсти интересы предпринимательского сообщества в налоговом вопросе, а также сделать все возможное для уменьшения административного давления на бизнес-структуры, создать им условия для инвестиционной активности. РСПП отдает себе отчет в том, что в год выборов предпринимателям предстоит противостоять популистским предложениям вроде повышения минимальной зарплаты до 2 тыс. рублей, где основная тяжесть исполнения ляжет именно на плечи бизнеса. Шохин считает «неправильным платить работнику по 500 рублей, предоставляя остальную зарплату "в конверте", но нельзя озадачивать повышением МРОТ только частный сектор — региональные бюджеты должны иметь возможность платить минимальную зарплату сами, из собственных средств, имея возможности еще и для дополнительных выплат и вознаграждений».
Для урегулирования спорных вопросов в регионах созданы «зонтичные организации» союза, одной из которых (координационным советом) руководит Олег Еремеев, возглавляющий также комитет РСПП по трудовым отношениям.
В 2006 году РСПП участвовал в упорядочивании налогового администрирования и проведении земельной реформы и относит позитивные сдвиги по этим вопросам на счет своего удачного лоббирования интересов предпринимателей.
Эта работа велась в том числе при встречах с Президентом РФ и в рамках Совета по конкурентоспособности при председателе Правительства РФ. В РСПП также создаются специальные отраслевые комиссии по урегулированию вопросов, связанных с реформированием отечественной экономики.
В отношении вектора развития страны и ее экономики глава РСПП заметил, что с приходом к руководству страной В.Путина произошла «мягкая национализация» под лозунгом восстановления социальной справедливости. Отношение к бизнесу, в 90-е годы оказывавшего существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику руководства страны («семибанкирщина»), изменилось. «Теперь нормы морали должны касаться и представителей крупного бизнеса, особенно в связи с последними событиями во Франции», — считает Шохин. РСПП предпринимает усилия к тому, чтобы внедрить нормы деловой и професссиональной этики в бизнес-сообщество, считая, что споры (в части, например, рейдерских захватов предпринятий) должны быть урегулированы внутри сообщества без вынесения на публику. Для этих целей при посредстве РСПП созданы служба медиации и третейский суд.
На вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа» о мерах, которые собирается предпринять РСПП в отношении защиты интересов малого бизнеса, Шохин ответил, что союз совместно с ОПОРОЙ РОССИИ создал Объединенный комитет по проблемам малого бизнеса, возглавляемый главой ОПОРЫ Сергеем Борисовым. На ближайших заседаниях комитета, по его словам, речь пойдет о субконтрактинге и аутсорсинге, которые должны стимулировать государство и крупные предприятия размещать заказы среди предприятий МСБ.
Касаясь вопроса сотрудничества с ЕС, Шохин подчеркнул, что подписание нового соглашения с ЕС будет иметь смысл лишь в том случае, если будет содержать "более продвинутые правила торговли", то есть "свободная торговля плюс". "Плюс" в данном случае, по мнению Шохина, означает значительное облегчение условий инвестирования. Так как стандартное соглашение с ЕС на 80% содержит правила ВТО, Россия сможет обойтись и без него.
По вопросу отношений со странами СНГ глава РСПП недвусмысленно заметил, что «давно пора перестать политизировать экономику». «Мы приучили наших друзей и партнеров к иждивенчеству, что, впрочем, не отменяет помощи соседям, но адресно и не за счет цен на энергоносители», – считает Шохин.
Налоговая амнистия, по его мнению, оказалась "затеей скорее неудачной", потому что не распространяется на работодателя. Закон об амнистии, принятый в срок согласно распоряжению президента, "теперь скорее вреден бизнесу, и его надо как минимум переделать", уверен глава РСПП.
Шохин коснулся также проблемы нового миграционного законодательства. Ужесточение требований к работодателям глава РСПП
склонен расценивать как явление положительное: устранение с рынка нелегальных мигрантов улучшает условия конкуренции для граждан России, однако к политическим вопросам совершенствование миграционной политики не должно, по его мнению, иметь отношения. "Акции Г.Онищенко" по запрету на ввоз в Россию различных товаров из сопредельных стран Шохин рассматривает именно как факты политического давления. "Учитывая прогнозируемый многими экспертами демографический кризис России, стране понадобятся квалифицированные рабочие руки, для чего процедура получения российского гражданства будет значительно упрощена", — резюмировал Шохин.
Согласно данным управления актуарных расчетов Пенсионного фонда России, коэффициент замещения пенсией утраченного заработка в стране стремительно снижается. По итогам 2006 года он составил 27%, к 2020 году, по прогнозам ПФР, снизится до 10%. При этом в странах Западной Европы этот коэффициент до 2020 года будет держаться на уровне 60%.
Коэффициент замещения пенсией утраченного заработка – показатель соотнесения средней пенсии с размером средней зарплаты. Снижение коэффициента до 20% оценивается как нарушение пенсионных прав граждан. Пик роста коэффициента замещения в России приходится на начало 1990-х годов. С тех пор он неуклонно снижается. По прогнозу ПФР, в 2010 году он упадет с нынешних 27 до 15% и к 2020 году – до 10%.
Впрочем, уже сегодня, по данным профсоюзных объединений, процент замещения пенсией утраченного заработка высококвалифицированных и, соответственно, высокооплачиваемых рабочих составляет 10-15%.
В странах Западной Европы сейчас наблюдается положительная динамика коэффициента замещения в системе обязательного пенсионного страхования: в 1990 году по ЕС он достиг 65% и, по прогнозу Международной организации труда, не снизится до 2020 года до 60%. Коэффициент замещения утраченного заработка пенсионерами в Италии и Испании составляет 90%, в Швеции и Германии – 65%, во Франции, Японии, США – 50%.
Существенно расходятся не только эти показатели, но и абсолютные размеры пенсий. В Австрии средняя трудовая пенсия составляет 2260 евро, в Германии – 1030 евро, в Финляндии – 1155 евро, в Чили – 200 евро, в России – 82 евро.
Расчеты экономистов, отметим, уже используются в политической борьбе в России. "Пенсионная реформа себя не оправдала. Для большинства россиян выход "на заслуженный отдых" равнозначен переходу за грань бедности. Необходимо ратифицировать Конвенцию МОТ" – с такими лозунгами сегодня Ассоциация профсоюзов базовых отраслей промышленности и строительства проводит в Москве митинг. Напомним, Россией не ратифицирована Конвенция МОТ, согласно которой коэффициент замещения пенсией заработной платы не должен быть ниже 40%.
Совет Федерации принял за основу постановление о предложениях по формированию концепции федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г.
Как подчеркнул при обсуждении этого документа председатель бюджетного комитета СФ Евгений Бушмин, в этом году сенаторы начали работу по формированию концепции бюджета гораздо раньше, чем в прежние годы, поскольку уже 30 апреля с.г. правительство должно внести этот документ в Госдуму, а в июле 2007г. он должен быть принят.
Как отмечается в постановлении, проект бюджета на 3 года будет разрабатываться впервые. "Увеличение периода бюджетного планирования позволит ставить перспективные цели и задачи, предусматривая для их достижения и решения соответствующие финансовые ресурсы. Среднесрочное бюджетное планирование не только обеспечивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок, но и позволяет их корректировать в соответствии с новыми приоритетами бюджетной политики", — говорится в постановлении.
Сенаторы полагают, что в области налоговой политики важно закрепить позитивные результаты налоговой реформы. Налоговая политика должна приобретать все большую инвестиционную и инновационную направленность.
Особого внимания требует налог на добавленную стоимость в связи с необходимостью усиления контроля за его возмещением. Значительное превышение сумм его возмещения по сравнению с запланированными показателями 2006 г. подрывают устойчивость доходной части федерального бюджета, перенося эти риски на последующие годы.
По мнению СФ, все это может перевести дискуссию о замене налога на добавленную стоимость на налог с продаж в практическую плоскость.
Если здание еще не прошло государственной регистрации прав собственности, то сумму расходов по оплате услуг адвоката при рассмотрении дела по поводу здания в арбитражном суде организации следует учесть в составе первоначальной стоимости объекта основных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. (Письмо Минфина РФ от 28 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/799).
Налоговая служба утвердила правила направления и формы запросов о банковских счетах (остатках на счетах) и выписок о движении денег налогоплательщиков. (Приказ от 5.12.06 № САЭ-3-06/829, зарегистрирован Минюстом 17 января 2007 года). Напомним, что пункт 3 статьи 86 Налогового кодекса обязывает банки предоставлять налоговикам данные о счетах и операциях с деньгами. Кредитные организации должны направлять сведения в течение пяти дней со дня получения запроса из налоговой инспекции. Налоговики могут вручить такой запрос под расписку представителю банка. Тогда пять дней буду отсчитываться от даты, указанной в расписке. Если запрос будет оправлен по почте заказным письмом с уведомлением, днем получения запроса считается дата, указанная в уведомлении.
Накануне суд города Лобня (Московская область) приступил к рассмотрению по существу «пиратского» уголовного дела, приговор по которому может стать прецедентом в российской правоприменительной практике. Фактически впервые на скамье подсудимых оказался не распространитель или потребитель запрещенной законом продукции, а директор фирмы-производителя. Лишение свободы на срок до шести лет за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК) грозит директору коммерческого предприятия за несанкционированное тиражирование программного обеспечения Microsoft. В 2005 году в офисе фирмы было обнаружено 375 дисков с копиями Microsoft Windows и Microsoft Office. Ущерб, нанесенный правообладателю непосредственно директором попавшейся на «пиратстве» фирмы, оценивается в 1,9 миллиарда рублей.
Производителям и продавцам спиртных напитков и сигарет вскоре могут запретить рекламировать свою продукцию. Соответствующий законопроект депутаты планируют рассмотреть 14 февраля. Авторы эпохального документа рассчитывают, что его принятие остановит деградацию общества и улучшит демографическую ситуацию. Бизнесмены уверены в обратном. «Пытаться такими мерами заставить людей автоматически бросить вредные привычки по меньшей мере наивно. К тому же запретный плод сладок вдвойне. Пользы подобная новация не принесет никому, а вот вреда – сколько угодно, причем как еще «нераскрученным» фирмам, так и самому потребителю, о котором якобы радеют авторы законопроекта. Люди просто не будут знать, что покупают», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» замруководителя Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» Виктор Стефашин.
Поправки в закон «Об основах туристской деятельности», вызвавшие немало нареканий у представителей бизнеса, на днях одобрил Совет Федерации. Принятые изменения вводят механизм «финансового обеспечения» ответственности туроператоров перед клиентами. Согласно документу для операторов международного туризма и «совместителей» размер фингарантий составит 10 миллионов рублей. Агентствам, работающим только на внутрироссийском рынке, придется представить в качестве гарантий 500 тысяч рублей. На то, чтобы приспособиться к новым требованиям, турбизнесу дается год, в течение которого международники и «совместители» будут платить лишь половину указанных сумм. Для реализации установленных законодательством правил в проекте предусмотрено создание Единого федерального реестра туроператоров, который наряду с другими данными будет содержать сведения о договоре, подтверждающем наличие финобеспечения. Закон вступает в силу 1 июня текущего года. Переходный период продлится до 1 июня 2008-го.
Вероятно, в будущем прокуратура будет вести учет каждой проверки, которую проводят надзорные органы в отношении предприятий. Эта мера позволит минимизировать количество контрольных мероприятий, в изобилии сыплющихся на малый и средний бизнес, и ограничить возможности чиновников для вымогательства. Такой информацией поделился председатель антикоррупционной комиссии Госдумы Михаил Гришанков на заседании круглого стола «Механизмы взаимодействия государственных и гражданских институтов в борьбе с коррупцией». Парламентарий отметил, что подобная система успешно действует в Казахстане, и не исключено, что и российские власти воспользуются этим опытом. Пока же для малых предприятий депутаты подготовили специальную брошюру, призванную помочь бизнесменам пережить проверку без особого ущерба. В частности, в ней собраны законы и нормативные акты, которые необходимо знать попавшему под нее предпринимателю.