24.01.2007
У фирм–участников ВЭД нет оснований для беспокойства в связи с якобы возможным увеличением издержек при осуществлении своей деятельности, уверяют в ФТС. Напомним, что некоторое время назад бизнес-сообщество было взбудоражено сообщениями о том, что Федеральная таможенная служба намерена существенно увеличить размеры финансового обеспечения для брокеров, перевозчиков и владельцев складов временного хранения, а также ужесточить требования к их поручителям, что неминуемо приведет к взлету цен на эти услуги. «В ближайших планах Федеральной таможенной службы ничего подобного нет, так что бизнесмены могут работать спокойно», – заверили корреспондента «ФАФИ» в пресс-службе ФТС.
Вполне возможно, что указание в документах в качестве юридического адреса местожительства предпринимателя в ближайшем будущем будет означать, что в любой момент у дверей его квартиры могут возникнуть представители ФНС. Поправки, которые позволяют налоговикам проводить проверки непосредственно в жилище таких коммерсантов, разработаны в Минэкономразвития. По всей видимости, эксперты МЭРТ посчитали, что бизнесмены должны нести своего рода издержки предпринимательской деятельности. Иными словами, статьи 23 и 25 Конституции, в которых закреплено право граждан на неприкосновенность частной жизни и жилища, к ним не относятся.
23.01.2007
Надежды Минфина на повсеместное "обеление" зарплат после снижения единого социального налога (ЕСН) пока не оправдались.
Масштабная кампания по "обелению" зарплат стартовала летом прошлого года. Тогда несколько директоров фирм рассказали, что ФНС сделала упор на проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками. Руководители получили вызовы на заседания специальных комиссий при региональных управлениях ФНС, где им недвусмысленно дали понять, что лучше увеличить зарплату своим сотрудникам в добровольном порядке. В конце ноября ФНС подвела первые итоги кампании.
По словам налоговиков, им удалось добиться впечатляющих результатов. Из приведенных данных следовало, что каждый третий налогоплательщик уже побывал "на ковре", а более половины из них увеличили "белые" оклады своим сотрудникам.
Форум "Налоговое право" "Банкир.Ру" при поддержке газеты "Бизнес" выяснил, как оценивают методы работы ФНС сами налогоплательщики. Данные опроса привели в замешательство некоторых экспертов. Так, почти половина опрошенных (44,63%) считает, что в реальности масштабы уклонения от уплаты ЕСН даже выше, чем предполагает ФНС.
Бизнесмены полагают, что более трети работодателей выплачивают "серую" зарплату. 41,43% респондентов говорят, что данные налоговиков верны, и лишь 13,94% уверены, что в реальности дела обстоят лучше, чем предполагает ФНС.
Примечательно, что 78,44% участников утверждают, что в их компаниях выплачивают "белую" зарплату. "Почти 80% выплат "в белую" — слишком оптимистичный показатель. Мне кажется, он составляет не более 30%", — говорит генеральный директор ООО "Градиент-Альфа-Аудит" Светлана Тищенко.
Самый неожиданный результат исследования: 46,89% респондентов считают справедливыми действия ФНС, добавляя, что "пока иных эффективных методов заставить повысить зарплаты не существует". 25,09% полагают, что методы налоговиков "противозаконны, но справедливы". 28,02% считают, что ФНС поступает неправильно: они уверены, что это "еще один сомнительный инструмент давления на предпринимателей".
Не менее удивительно выглядят и другие данные, полученные в ходе опроса. Почти половина ответивших (43,93%) полагает, что стремление ФНС заставить предпринимателей платить зарплату не ниже "средней по отрасли" оправданно. Партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин объясняет это так: "Участники опроса — люди, которые получают "белую" зарплату, поэтому им не нравится, что другие экономят на ЕСН. Они считают, что все должны быть в равных условиях". Однако большинству эта идея не нравится: 31,99% респондентов сказали, что никто, тем более ФНС, не сможет определить "среднюю зарплату по отрасли". А 24,08% опрошенных считают, что это "государственное регулирование рынка труда". "Действительно, определить среднюю зарплату по отрасли невозможно. Таких статистических данных по многим отраслям просто нет", — говорит старший партнер ООО "Морган финанс" Сергей Семенов. "Данные опроса свидетельствуют, что респонденты одобряют действия ФНС", — подводит итог Дмитрий Костальгин.
Ситуация может измениться в том случае, если власти пойдут на очередное снижение ЕСН. По мнению 47,15% ответивших на вопросы, тогда бизнес станет платить "белую" зарплату. Сейчас это невозможно, потому что "нагрузка на фонд оплаты труда неоправданно высока", говорят они.
Впрочем, 36,83% полагают, что это не поможет: "предприниматели всегда будут экономить". 16,02% респондентов считают, что "ничего не изменится". "Это говорит о том, что выгода от риска недоплаты ЕСН для некоторых сейчас больше, чем выгода от уплаты ЕСН", — отмечает Д.Костальгин. Снижение ЕСН, безусловно, станет стимулом для вывода зарплат из тени, соглашается С.Семенов. "Сейчас совокупная нагрузка на ФОТ составляет около 40%. ЕСН можно было бы снизить до 15% с установлением единой ставки", — отмечает эксперт. "Если политика государства действительно будет нацелена на снижение ставки ЕСН, я думаю, многие предприниматели с радостью будут платить "белую" зарплату", — добавляет С.Тищенко.
Штрафные санкции в размере 494 тысяч рублей наложены на московские рынки, которые были проверены на прошлой неделе, сообщили в управлении Роспотребнадзора по столице.
По словам собеседника агентства, в период с 9 по 18 января были проведены проверки 23 рынков, расположенных на территории города, в том числе 7 сельскохозяйственных, 10 универсальных, 5 продовольственных и 1 вещевой.
В результате этих проверок было вынесено 186 постановлений о взыскании штрафов на общую сумму 494 тысячи рублей. При этом 58% от общего количества нарушений составило несоблюдение санитарного законодательства.
В ходе проверок была приостановлена реализация 796,9 килограммов различных пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Среди основных нарушений, которые были выявлены на проверенных рынках, — нарушение условий хранения, реализации, температурного режима, сроков годности пищевых товаров, хранение и реализация продуктов питания без маркировочных ярлыков на упаковке, реализация продуктов, не имеющих сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, а также оказание услуг населению работниками, не имеющими личных медицинских книжек, сообщил собеседник агентства.
ЦБ РФ отозвал в 2006 году 60 лицензий у кредитных организаций — это почти столько же, сколько было отозвано за предыдущие два года (2004 год — 30, 2005 год — 35). Наиболее распространенной причиной отзыва лицензий стали нарушения закона о борьбе с отмыванием денег.
На начало 2006 года, согласно данным ЦБ РФ, размещенным на его сайте в Интернете, действовало 1253 кредитных организации. Таким образом, за год лицензия была отозвана у 4,8% из них, или у каждой двадцатой. За три последних года всего было отозвано 125 лицензий, то есть почти у каждой десятой (9,4% из 1329 на начало 2004 года).
За 2006 год количество действующих кредитных организаций уменьшилось на 64, или на 5,1%, до 1189.
В 2005 году кредитных организаций стало меньше на 46, в 2004 — на 30. Таким образом, за три последних года их количество уменьшилось на 140, или на 10,5%, с 1329.
За 2006 год возросла доля крупных кредитных организаций. Количество кредитных организаций с уставным капиталом более 150 млн рублей увеличилось с 447 до 483. Соответственно, их доля в общем количестве российских кредитных организаций выросла с 35,7% до 40,6%.
В том числе количество банков с уставным капиталом более 300 млн рублей возросло с 243 до 266 (их доля — с 19,4% до 22,4%). За три последних года эта категория банков увеличилась почти на треть с 208 и долей в 15,6% на 1 января 2004 года.
Совокупный уставный капитал кредитных организаций в 2006 году увеличился на 27,5% — до 566,5 млрд рублей с 444,4 млрд рублей. Это больше, чем за предыдущие два года, когда этот показатель вырос на 22,8% с 362,0 млрд рублей на 1 января 2004 года (на 5,1% в 2004 году и на 16,8% в 2005 году).
Абсолютный прирост совокупного уставного капитала кредитных организаций в 2006 году, составивший 122,1 млрд рублей, сопоставим с его ростом за три предшествующих года — 144,0 млрд рублей (в 2003 году — 61,6 млрд рублей, в 2004 году — 18,5 млрд рублей, в 2005 году — 63,9 млрд рублей).
19 января в СМИ было опубликовано письмо банкира Алексея Френкеля, обвиняемого в заказном убийстве первого заместителя Центрального банка РФ Андрея Козлова. А. Френкель подверг критике регулятивную деятельность ЦБ и обвинил неназванных руководителей ЦБ в отмывании денег при банкротстве Роскомветеранбанка, Панэмстройбанка, банков «Би-Си-Ди» и «Региональная перспектива», а также во взятках, которые руководители банков якобы «заносили в ЦБ каждый месяц».
22 января в Москве прошла пресс-конференция «Письмо Френкеля»: провокация или диагноз?», участники которой попытались проанализировать письмо А. Френкеля и дать свои комментарии поднимаемым в нем вопросам.
Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков по правовым вопросам Андрей Емелин считает, что письмо А. Френкеля можно разделить на две части. Первая часть – фактическая, где анализируются пресс-релизы ЦБ, фиксируются определенные цифровые показатели.
Вторая часть – выводы автора относительно того или иного поведения ЦБ. А. Емелин пояснил, что ко второй части у него, как у юриста, возникает очень много вопросов. По его словам, любое мнение, если оно связано с попыткой инкриминировать тому или иному должностному лицу или органу какое либо противоправное поведение, требует предоставления доказательств. Однако факты, которые приведены в письме, такими доказательствами служить не могут. «Они (факты) возможно, могли бы стать косвенными подтверждениями ряда обвинений, приведенных в письме, но данные факты необходимо доказать другими, желательно документальными, способами", — подчеркнул он.
Письмо, написанное А. Френкелем, свидетельствует о том, что в правоприменительной практике Федерального закона № 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») есть целый ряд недоработок, однако доказательств мошенничества ЦБ в нем нет. «Письмо нельзя расценивать как существенное юридическое обвинение в адрес того или иного государственного органа», — резюмировал А. Емелин.
В заключение он заявил, что Ассоциация российских банков не против того, чтобы в оценке кредитной организации Центробанком присутствовало профессиональное суждение, однако Центробанк, как регулирующий орган, должен четко объяснять свои действия, особенно в тех случаях, когда применяются необоснованно суровые меры наказания.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам, член Национального банковского совета Центрального банка РФ Павел Медведев назвал письмо истерической реакцией на те беды, которые обрушились на голову А. Френкеля. «Эта реакция банальна. Так не раз бывало. Когда человек попадал за решетку, он пытался кого-то разоблачать», — заметил он.
П. Медведев сообщил собравшимся, что примерно полгода назад он и А. Френкель обсуждали проблему отзыва Центробанком лицензий у выше названных коммерческих банков. А. Френкель утверждал, что законодательство должно быть однозначным: ЦБ должен работать по определенному алгоритму, чтобы исключить волю сотрудника Центробанка для принятия решения. «Мы договорились, что если он сможет написать такие поправки, которые однозначно смогут исключить профессиональное суждение чиновника, то это может уменьшить люфт (принятия решения). Но попытаться уйти от профессионального суждения чиновника — дело безнадежное", — полагает П.Медведев.
Он также считает, что если бороться со злоупотреблениями чиновников, то письма надо посылать не в СМИ, а непосредственно в прокуратуру.
Комментируя обвинение, выдвинутое против А. Френкеля, П. Медведев заметил, что, "А.Френкелю досталось несправедливо". По его мнению, А.Френкель не мог совершить это преступление, но в сложившейся ситуации А.Френкель ведет себя неправильно. "Ему бы сейчас сотрудничать с прокуратурой, чтобы объяснить, что он не виновен, а он, наоборот, раздражает собеседника", — подчеркнул П. Медведев.
Отметим, что мнения профессионального сообщества о письме А. Френкеля разошлись кардинальным образом. Так, руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин заявил, что «вывод о том, что эта схема (описываемая в письме) может быть использована против Сбербанка, нереален – это автор написал в запале. Все остальное в письме правильно». Первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман назвал письмо «одним из способов защиты», руководитель «Проекта национального развития» Андрей Черепанов, комментируя письмо, заявил, что «единственная неправда – это информация о низкой доходности Управления валютными резервами ЦБ, просто А.Френкель не разобрался в цифрах», а адвокат А. Френкеля Игорь Трунов уверен, что закон в любом случае обязывает Генпрокуратуру проверить факты, о которых говорится в письме.
В заключение напомним, что с 26 января 2006 г. Банк России отозвал лицензию у "Роскомветеранбанка". Решение было принято ЦБ в связи с неисполнением банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов, а также неоднократными нарушениями закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В течение декабря 2005 г. банк осуществил операции по "обналичиванию" денежных средств отдельным клиентам на сумму более 35,3 млрд руб. При этом валюта баланса банка составляла менее 164 млн руб.
22 марта 2006 г. ЦБ отозвал лицензию у банка "Региональная перспектива". В деятельности банка выявлены нарушения банковского законодательства и нормативных актов Банка России в части порядка формирования и упаковки банкнот, по раздельному хранению ценностей клиентов, а также оформлению расчетных документов. В декабре 2005 г.-январе 2006 г. из кассы банка было выдано 5,7 млрд руб., в том числе по подложным документам двум физическим лицам — 138 млн долл.
Лицензия у ООО КБ "Панэмстройбанк" отозвана ЦБ 23 марта 2006 г. По данным ЦБ, данная "кредитная организация допускала нарушения по выполнению резервных требований, не направляла или направляла в Федеральную службу по финансовому мониторингу с нарушением установленного срока сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, не выполняла предписания Банка России и проч.".
У КБ "Би-Си-Ди" с 23 марта 2006 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций в связи с неисполнением им федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России. За период с 1 января 2005 г. по 1 февраля 2006 г. КБ выдал клиентам из кассы банка 14,9 млрд руб. наличных денежных средств.
Подпунктом 2.1 п. 1 ст. 268 НК установлено, что при реализации имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.
Согласно п. 2 ст. 268 НК учет для целей налогообложения прибыли убытка от реализации имущественных прав в виде превышения стоимости вклада в уставный капитал общества над доходами от его реализации не предусмотрен.
Превышение дохода от реализации над суммой вклада участника общества учитывается в составе доходов налогоплательщика от реализации с учетом расходов, непосредственно связанных с реализацией доли в уставном капитале общества. (Письмо Минфина РФ от 08/11/2006 № 03-03-04/1/735).
На регистрацию в Минюст России поступили два приказа Минфина России. Приказ от 29.12.2006 № 185н утверждает новую форму налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых.
Приказом от 09.01.2007 № 1н вносятся изменения в приказ Минфина России от 07.02.2006 № 24н, которым утверждены формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Малые предприятия игорного бизнеса нашли лазейку в законодательстве, позволяющую добиться временного понижения налоговой ставки на игровые автоматы. В конце 2005 года Законодательное собрание Пермской области повысило размер фискальных сборов с игровых автоматов с 2100 рублей до 5 000 рублей за один автомат. В течение года арбитражный суд рассмотрел несколько исков частных предпринимателей, направленных на снижение налога, приняв решение в пользу бизнесменов.
Как сообщила юрисконсульт ООО «Лас-Вегас» Наталья Масалева, законодательством для объектов малого предпринимательства предусмотрены налоговые льготы, а именно в течение 4 лет со дня основания малое предприятие имеет право уплачивать налоговые отчисления по ставке, действительной на момент создания. Так как большинство предприятий игорного бизнеса региона появилось в течение последних трех лет, многие бизнесмены после повышения ставки в 2006 году воспользовались возможностью и подали протестные иски.
«В настоящее время, — говорит Наталья Масалева, — предприниматели пытаются вернуть излишне уплаченные налоги, отчисленные до момента признания за компаниями права использовать прежнюю налоговую ставку».
Директор ООО «Тотал» Константин Радыгин сообщил, что его компании удалось вернуть часть «налоговых излишков», выплаченных после принятия новой налоговой ставки: «Мы отсудили у налоговиков Дзержинского района около 70 тысяч рублей, которые переплатили в 2006 году».
Примечательно, что повышение налогообложения игорного бизнеса было задумано законодателями региона как один из инструментов укрупнения отрасли. Ужесточая условия для малых предпринимателей, народные избранники ставили перед собой цель, направить рынок в более цивилизованное русло за счет появления крупных игроков. Однако череда судебных разбирательств 2006 года, продолжившаяся уже в 2007 году, привела к тому, что ситуация, касающаяся налогообложения, изменилась только для крупных сетевых компаний, присутствующих в Пермском крае. Малые предприятия игорного бизнеса (с численностью персонала не более 50 человек) смогли вернуть в судебном порядке прежнюю ставку.
По мнению депутата Законодательного собрания Пермского края К.Окунева (именно этот парламентарий являлся инициатором повышения налоговой ставки в 2005 году и уже в 2006 году внес предложение вновь увеличить налог до 7 тыс. рублей за один игровой автомат), то, что бизнесменам удается возвращать прежнюю налоговую ставку, — результат непонимания ситуации налоговыми органами. Окунев отмечает: «Игорный бизнес относится к совершенно отдельной статье Налогового кодекса, и нормы, действительные для другого вида предпринимательства, к нему не применяются. И если случаи возврата налогов имеют место в судебной практике региона, нам необходимо будет вносить изменения в закон, оговаривающий основные положения игорного бизнеса».
Сами представители отрасли считают, что увеличение налоговой ставки не является эффективным средством решения социальных проблем, существующих в игорной среде, таких как игромания, вовлечение в процесс игры несовершеннолетних детей.
По мнению К. Радыгина, проект закона, предусматривающего увеличение налоговой ставки на игровые автоматы до 7 тыс. рублей, также не окажет влияния на состояние малых предприятий игорного бизнеса. Однако Константин Окунев уверен, что в современных условиях самым эффективным способом контроля является налоговая сфера.
22.01.2007
В семи регионах страны предприятия смогут заниматься туристическим и сопутствующими ему видами бизнеса на льготных условиях. Правительство на прошедшем накануне заседании одобрило создание туристско-рекреационных особых экономических зон в Республике Алтай, Бурятии, Калининградской и Иркутской областях, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Напомним, что, согласно поправкам в федеральный закон об ОЭЗ, резиденты турзон в течение пяти лет не будут платить налог на имущество и земельный налог. Их также решено не ограничивать в переносе возможных убытков на будущий год.
Предоставляя временные послабления фирмам, правительство надеется на стремительное развитие туристической отрасли в России. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, успешная реализация проекта по созданию ОЭЗ позволит к 2010 году увеличить вклад туризма в структуру российского ВВП до 2 процентов, а с учетом мультипликативного эффекта – до 10 процентов. Он также сообщил, что к концу текущего года будет принято решение об отведении земли под зоны и подписаны инвестиционные соглашения, чтобы с 1 января 2008 года проекты по созданию инфраструктуры были запущены.
Вполне возможно, что за заключение договора на управление компанией с дисквалифицированным лицом фирме будут грозить куда более серьезные последствия, нежели «приговор» в виде штрафа. Поправки в КоАП, которые накануне поддержал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), предусматривают, что такая неразборчивость в кадрах станет поводом для приостановки деятельности компании. Правда, по мнению представителей делового сообщества, ужесточение ответственности за подобное нарушение оправдано только в том случае, если в Кодексе также будет прописан более легкий доступ к реестру дисквалифицированных лиц. Эксперты РСПП считают, что неплохо было бы размещать «черные списки» на бесплатных открытых информационных ресурсах сети Интернет.
Не исключено, что оптимизировать деятельность фирмы путем ее преобразования в недалеком будущем станет проще. На это нацелены законопроект «О реорганизации коммерческих организаций» и сопутствующие ему поправки в другие законодательные акты. Предложенные изменения в первую очередь затрагивают взаимоотношения организаций с ее кредиторами. Напомним, что действующее законодательство позволяет займодателям требовать от реорганизуемой фирмы досрочного погашения долга. В результате компания далеко не всегда обоснованно лишается значительной части оборотных средств. Это одна из проблем, которую намерены решить депутаты Госдумы. По их мнению, с требованием досрочного погашения долга кредитор должен обращаться непосредственно в суд. Причем его желанию не суждено будет сбыться, если служители Фемиды установят, что сами по себе преобразования никоим образом не нарушают его прав. Откажет суд в удовлетворении иска и в том случае, если реорганизуемая компания или ее правопреемники предоставят так называемое обеспечение исполнения соответствующих обязательств.
Как стало известно корреспонденту «ФАФИ», законопроект в целом получил поддержку у представителей бизнес-сообщества. Однако эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей считают, что норму об обеспечительных гарантиях все же нужно уточнить. В частности, прописать, что они должны предоставляться индивидуально кредитору, обратившемуся в суд.
Организации и предприниматели должны в феврале подать в свою налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников. Правда, это требование распространяется только на те предприятия, в которых за весь 2006 год в среднем трудилось более 250 человек. Такую обязанность на них возложил Закон от 30 декабря 2006 г. № 268-ФЗ. По общему правилу, сведения о численности нужно сдавать до 20 января текущего года. Но поскольку законодатели припозднились с принятием нового положения, в 2007 году предусмотрена поблажка. Сведения нужно сдать в течение месяца со дня вступления в силу Закона № 268-ФЗ. Как сказано в пункте 1 статьи 5 документа, он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Текст нового закона опубликован в «Российской газете» 31 декабря 2006 года. Следовательно, сведения в инспекцию нужно подать в феврале 2007 года.
Если при смене лиц в договоре добровольного медстрахования существенные условия все же остаются прежними, то взносы по нему фирма может отразить в налоговых расходах. Об этом сообщает Минфин в письме от 18 декабря 2006 г. № 03-03-04/2/260 (документ и подробный комментарий к нему опубликованы в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» № 2, 2007 г.). Под существенными условиями представители главного финансового ведомства понимают срок действия договора, количество застрахованных лиц и т. п. Таким образом, если состав застрахованных лиц поменялся, например, в связи с увольнением или приемом на работу сотрудников, но при этом их количество осталось неизменным, взносы на медстрахование признаются налоговыми расходами.
Напомним, что платежи на добровольное медстрахование компания может учесть в составе расходов на оплату труда (п.16 ст. 255 НК), если соответствующий договор заключен на срок не менее одного года. Кроме того, затраты на добровольное медицинское страхование уменьшают налогооблагаемую прибыль в ограниченном размере – не более 3 процентов от размера ФОТ.
Открывая первое в текущем году заседание Правительства России, его глава премьер-министр Михаил Фрадков сообщил, что в первом полугодии правительство подумает над совершенствованием налоговых законов, особенно в области налога на добавленную стоимость. Кроме того, в ходе работы будет решено, как с помощь налоговых льгот стимулировать инновационную деятельность.
При переезде фирма не позаботилась о том, чтобы вся корреспонденция со старого адреса приходила на новый. В результате ей пришлось заплатить штраф.
Общество представило в инспекцию декларацию по НДС за декабрь 2004 года, в которой указало 1863323 руб. налоговых вычетов и заявило к возмещению из бюджета 227215 руб. НДС.
Налоговый орган на основании статьи 93 НК РФ направил Обществу требование о представлении документов, подтверждающих сумму заявленных налоговых вычетов. Требование налогового органа было возвращено в инспекцию с отметкой отделения почтовой связи о неполучении его адресатом и истечении срока хранения почтового отправления.
Не смутившись такого расклада дел, налоговики, в связи с непредставлением фирмой затребованных документов, приняли решение об уменьшении на 227212 руб. указанного к возмещению НДС, начислении 5061 руб. пеней и привлечении заявителя к ответственности в виде взыскания 700 руб. и 31385 руб. штрафов на основании пункта 1 статьи 126 и пункта 1 статьи 122 НК РФ соответственно.
Суд зашел в тупик: в данном случае общество не могло исполнить решение налоговой, так как не получило соответствующего уведомления. Но и инспекция не могла направить письмо по нужному адресу: на момент направления требования о представлении документов инспекция еще не получила документы о переезде организации.
Поскольку фирма не обеспечила получение корреспонденции по своему юридическому адресу и не представила доказательств непоступления почтового отправления по вине отделения связи либо по другим, не зависящим от него причинам, то оно фактически уклонилось от получения требования Инспекции.
Однако Суд указал и на то, что непредставление заявителем документов, подтверждающих сумму заявленных в декларации налоговых вычетов, само по себе не свидетельствует о занижении им налоговой базы или неправильном исчислении налога, подлежащего уплате в бюджет.
В результате фирму признали виновной в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса, и потребовали заплатить штраф в размере 700 рублей, а также госпошлину в размере 2000 рублей.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2006 г. N А56-28250/2005).
Плательщики налога на игорный бизнес при заполнении налоговой декларации за январь 2007 года должны учесть изменения, внесенные в нее приказом Минфина России от 16.11.2006 № 147н. Данный приказ Минюст России зарегистрировал 15 января 2007 года.
Напомним, что подать декларацию по налогу на игорный бизнес за январь 2007 года надо до 20 февраля.
Основные изменения внесены в титульный лист декларации. В частности, из него исключены строки, в которых указывалась уточняющая информация о том, куда представляется декларация (по месту нахождения, установки объекта налогообложения либо осуществления деятельности иностранной организацией). Нет в декларации и строк, где проставлялся Основной государственный регистрационный номер организаций (ОГРН) или Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя(ОГРНИП).
Подписывать декларацию теперь должен руководитель организации либо индивидуальный предприниматель. Допускается также передача этих полномочий представителю налогоплательщика. В этом случае в налоговой декларации указывается наименование документа, подтверждающего такие полномочия. Копию этого документа необходимо приложить к декларации.
Рассматривая судебный спор, Арбитражный суд Волго-Вятского округа определил, в каком случае инспекция имеет право начислять фирме пени по ЕСН.
Если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Она подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.
В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок. В таком случае инспекция имеет права начислить ему пени за неуплату ЕСН.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2006 г. N А43-22383/2006-45-159).
Иркутские налоговики напомнили, что с 1 января 2007 года кроме индивидуальных предпринимателей и адвокатов должны платить ЕСН и нотариусы, занимающиеся частной практикой (подпункт 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ). Пункт 4 статьи 241 НК РФ устанавливал налоговые ставки ЕСН для адвокатов. Теперь он дополнен, по таким же ставкам налог будут уплачивать и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Президент РФ Владимир Путин направил письмо премьеру Михаилу Фрадкову, в котором настаивает на принятии "экстренных мер для исправления ситуации с обеспечением государственных интересов" на алкогольном рынке.
В своем письме президент распорядился подготовить ряд предложений по урегулированию кризиса на алкогольном рынке: как оптимизировать налоговую ставку акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию, ограничить розничную продажу алкоголя, ужесточить ответственность за нелегальное производство и оборот спирта и алкогольной продукции. Кроме того, президент требует определить госзаказчика ЕГАИС, источники финансирования ее доработки и ввода в эксплуатацию.
Президент написал письмо по итогам проверки деятельности федеральных органов власти и предприятий алкогольной отрасли, проведенной контрольным управлением администрации президента. В отчете по итогам проверки перечислены все этапы алкогольного кризиса 2006 года. В начале года власти ввели акцизные марки нового образца, однако достаточного количества не напечатали, что привело к остановке водочных предприятий на полтора-два месяца. А с 1 июля вступили в силу поправки к закону о госрегулировании производства и обороте этилового спирта, которые разрешили оборот алкогольной продукции исключительно через ЕГАИС. Однако первые месяцы ЕГАИС работала с многочисленными сбоями, что привело к проблемам с поставками алкоголя и остановке некоторых заводов.
В итоге ЕГАИС было решено запустить в полуавтоматическом режиме: показания счетчиков учета произведенной и отгруженной с заводов продукции заносятся в программу вручную, а не автоматически. С 1 февраля система должна заработать в автоматическом режиме, но часть заводов не успевают установить необходимое оборудование и программное обеспечение, и участники рынка ожидают нового витка алкогольного кризиса.
В минувшую пятницу также стали известны последствия алкогольного кризиса 2006 года. По данным Росстата, в 2006 году в России произвели 60,8 млн дал этилового спирта, что на 29,5% меньше показателя 2005 года, водки и ликероводочной продукции – 119 млн дал, что на 9,6% меньше показателя 2005 года. "Этот год был самым тяжелым для алкогольной отрасли в истории РФ. Вместе с тем падение производства всего на 9,6% – неплохой результат. В январе 2006 года предприятия отрасли выпускали всего 4% продукции от объема января 2005 года, по сути работая только на экспорт. Избежать большего падения производства удалось за счет ударной работы легальных предприятий в сентябре–ноябре прошлого года",– отметил пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Исходя из того, как лихорадило рынок весь год, итоговые цифры оказались не такими пугающими, особенно учитывая то, что рынок водки в объемном выражении падает в среднем на 2% в год из-за смены потребительских предпочтений, считает директор по маркетингу "Истока" Сергей Плыкин.
После получения письма президента чиновники правительства начали выполнять полученные указания. Источник в аппарате правительства рассказал, что сейчас обсуждается аннулирование льготы на спирт для технических нужд, которой пользовались производители суррогатного алкоголя. Сейчас на литр спирта, используемого в производстве водки, ставка акциза равна 162 руб., а на литр спирта для производства, например, фотопленки или красок – 23,5 руб. Но правительство смущает, что с исчезновением такой льготы цены на некоторые отечественные товары (например, фото- и кинопленку, парфюмерию и бытовую химию) вырастут примерно в пять раз. Ценовой конкуренции с импортом они не выдержат, убежден чиновник правительства. Требование об определении госзаказчика ЕГАИС, по мнению источника, выгодно Федеральной налоговой службе, которая номинально является госзаказчиком ЕГАИС, однако законодательно этот статус ведомства нигде не закреплен.
Распоряжение президента стало первым официальным документом, в котором говорится о возможном ограничении розничной торговли алкоголем. Правда, речь в нем идет лишь о местах массового скопления детей и подростков и прилегающих территориях, а также неприспособленных для продажи этой продукции.