04.09.2006
Малые инновационные фирмы могут рассчитывать на инфраструктурную и финансовую поддержку государства. Накануне правительство на очередном заседании одобрило меры по созданию и развитию технопарков в стране. Министры согласились с тем, что господдержка технопарков в сфере высоких технологий простимулирует развитие всех отраслей экономики и будет способствовать увеличению объемов экспорта инновационной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями. Кроме того, образование таких парков создаст новые возможности для развития малых фирм, которые используют высокие технологии. Согласно госпрограмме, в течение 2006–2010 годов технопарки появятся на территории Татарстана, в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, а также в Санкт-Петербурге.
На программу развития технопарков в одном лишь 2007 году из федерального бюджета правительство предполагает выделить более двух миллиардов рублей.
Прошлогодние авансовые платежи за акцизные марки, если их сумму своевременно не приняли к вычету, еще можно вернуть или зачесть в счет будущих периодов. Об этом сообщили представители ФТС в письме от 26 июля 2006 г. № 01-06/26254. Такое же правило, отметили таможенники, действует и в отношении средств, перечисленных за марки, которые так и не были получены. Импортеры также могут рассчитывать на компенсацию при возврате неиспользованных и поврежденных акцизных марок, полученных до 2006 года. Правда, таможенники вернут им лишь половину стоимости акцизных марок.
В январе-июле 2006 года в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 1 704,9 млрд рублей, что на 321,5 млрд рублей, или на 23,2%, больше, чем за соответствующий период 2005 года.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (37,1%) и НДС (31,8%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в январе-июле 2006 года составили 268,8 млрд рублей. По сравнению с январем-июлем 2005 года они выросли на 78,1 млрд рублей, или в 1,4 раза.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-июле 2006 года составили 170,2 млрд рублей и выросли по сравнению с январем-июлем 2005 года на 13,3%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-июле 2006 года составили 542,5 млрд рублей и по сравнению с январем-июлем 2005 года выросли на 15,9 млрд рублей, или на 3%.
Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в январе-июле 2006 года составили 426,1 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем в январе-июле 2005 года.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, поступило в январе-июле 2006 года 14,4 млрд рублей, что на 3,5 млрд рублей, или в 1,3 раза, больше, чем в январе-июле 2005 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-июле 2006 года 53,3 млрд рублей и выросли относительно соответствующего периода 2005 года на 17,2%.
Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе-июле 2006 года поступило в федеральный бюджет 631,8 млрд рублей, в том числе на добычу нефти – 568,3 млрд рублей, на добычу газа горючего природного – 53,5 млрд рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 4,2 млрд рублей. По сравнению с январем-июлем 2005 года поступления НДПИ выросли в 1,5 раза.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, поступило 431,4 млрд рублей, что на 25,9% больше, чем в январе-июле 2005 года, сообщает официальный
сайт ФНС.
В скором времени экспортно ориентированным малым предприятиям столицы будут компенсировать средства, потраченные на прохождение сертификации. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Москвы объявляет о проведении одноэтапного конкурса по отбору субъектов малого бизнеса, производящих товары, предназначенные на экспорт. В 2006 г. им будут предоставлены субсидии в целях компенсации части затрат. Этот конкурс является пилотным проектом, инициатором которого выступило Минэкономразвития РФ. Об этом сообщил президент НП «Национальное партнерство развития субконтрактации», глава ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства» Артем Киселев в ходе совещания сертифицирующих органов по вопросам разъяснения основных положений конкурса. Совещание состоялось в четверг в Центральном доме предпринимателя.
По словам А.Киселева, для допуска к участию в конкурсе предприятие должно быть зарегистрировано в Москве и числиться в Реестре субъектов малого предпринимательства города. Малое промышленное предприятие – это компания с численностью работников не более 100 человек и с долей юрлица в уставном капитале не менее 25%. Субсидии участникам конкурса будут предоставляться на прохождение сертификации по следующим стандартам серий: ISO 9000 (обеспечение качества); ISO 14000 (охрана окружающей среды); OHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность); SA 8000 (социальная ответственность и управление персоналом); IDEF (информационное обеспечение); МС ИСО 9001, МС ИСО 9002; GMP (Good Manufacturing Practice); формам «А», «СТ-1», «ЕОУС»; системам управления пищевой безопасности НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point). Деньги будут предоставляться по договорам, текущие обязательства по которым исполнены и оплачены.
Субсидии участникам конкурса будут предоставляться из средств городского бюджета. Максимальный размер субсидии составит 50% от общей стоимости услуг сертифицирующего органа и не сможет превысить 250 тыс. рублей. При этом одно предприятие вправе получить не более двух субсидий.
Как заверил А.Киселев, уже в текущем году около 40-50 малых предприятий смогут рассчитывать на получение компенсаций, в 2007 г., по планам, проект будет расширен.
Представителей сертифицирующих органов в ходе совещания интересовал, в частности, такой вопрос: не произойдет ли так, что они проведут широкую кампанию, а проект каким-то образом закроется? А.Киселев уверен, что такого не произойдет. «Думаю, МЭРТ не будет закрывать свой собственный пилотный проект – это нецелесообразно», — сказал он.
Участникам совещания было предложено рассмотреть проект соглашения о сотрудничестве с «Межрегиональным центром промышленной субконтрактации и партнерства». Согласно этому документу, центр обязуется проводить среди МП Москвы разъяснительную работу с целью их привлечения к прохождению сертификации по установленным стандартам; информировать руководителей малых предприятий о возможности прохождения сертификационного аудита и получения соответствующих сертификатов, используя услуги сертифицирующего органа. Сертифицирующему органу, в свою очередь, предлагается рекомендовать предприятиям, успешно осуществившим процесс прохождения сертификационного аудита, принимать участие в конкурсе на получение субсидии, а также применять систему скидок при предоставлении малому бизнесу столицы услуг по сертификации.
С конкурсной документацией можно предварительно ознакомиться в центре субконтрактации по телефону (495) 234-53-76, на сайте в Интернете или по электронной почте. Специалисты центра уже готовы консультировать предпринимателей по вопросам участия в конкурсе и подготовки соответствующих заявок.
01.09.2006
Фирмам могут запретить распоряжаться наличной выручкой по своему усмотрению. По крайней мере, именно на это направлены некоторые инициативы Центробанка. Так, в письме Главного территориального управления ЦБ по Москве от 19 июня 2006 г. № 26-13-4-1640598 прямо указано, что компании могут расходовать наличку исключительно на выплату зарплаты, социально-трудовых льгот и закупку сельхозпродукции. Во всех остальных случаях (хозрасходы, оплата командировочных, покупка ГСМ) деньги нужно сначала сдать в банк и только затем, сняв их со счета, использовать по назначению. Как стало известно корреспонденту «ФАФИ», в ближайшее время появления аналогичных инструкций ждут и в других регионах. Напомним, что сейчас предел расчетов наличными между юридическими лицами в рамках одной сделки составляет 60 тысяч рублей. На эти деньги компания может закупить все, что пожелает.
Сами участники банковского сектора от инициативы ЦБ не в восторге. «Полностью разделяем озабоченность Центробанка по поводу увеличивающегося объема наличных расчетов, но борьба с ним должна вестись легальными средствами, то есть путем внесения изменений в действующее законодательство. Рассылка же писем территориальными управлениями – один из самых неудачных способов решения проблемы, поскольку такие документы не являются нормативными актами», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» исполнительный вице-президент по правовым вопросам Ассоциации российских банков (АРБ) Андрей Емелин. В то же время представитель АРБ полагает, что многие его коллеги примут письма как руководство к действию и крайними в результате окажутся те, кто меньше всего виноват – коммерсанты, нарушившие данное распоряжение.
В начале недели все крупные российские регионы отчитались об итогах работы налоговых ведомств за семь месяцев этого года. Результаты поистине впечатляющие: план по сбору налогов превысили практически все, причем рост исчисляется в десятках процентов. Чиновники лукаво кивают на «благоприятную экономическую коньюктуру», представители же бизнеса в очередной раз сетуют на усиливающееся на них давление со стороны контролеров.
Судя по цифрам, активнее всего в этом году растут поступления по налогу на прибыль. К примеру, столичные фискалы собрали с января по июль на 67,4% больше этого налога, чем за аналогичный период прошлого года. «Действительно, этот налог собирается особенно хорошо, что связано с притоком денег в страну и увеличением прибыли компаний», – считает председатель комитета государственных заимствований города Москвы Сергей Пахомов.
Однако есть и другие серьезные причины такой динамики показателей, отмечают бизнесмены. «С прошлого года налоговики ведут активную борьбу с различными схемами оптимизации, связанными с налогом на прибыль, – рассказывает директор крупного столичного предприятия. – Прессинг на компании в этом отношении еще больше усилился с начала этого года: большинство эффективных схем применять стало слишком опасно».
Любопытно, что, несмотря на опасения налоговиков «недосчитаться» поступлений по НДС в связи с переходом на систему начисления «по отгрузке», ничего подобного не произошло. Скорее напротив: к примеру, в столице с января по июль сборы по НДС выросли на 44,1% по сравнению с прошлогодними показателями. Хорошую службу чиновникам здесь, безусловно, сослужила инфляция. «Впрочем, возможно, это связано с тем, что налоговики практически во всех случаях отказывают компаниям в возмещении НДС», – говорит директор налогового департамента ЗАО «Правовые консультации» Дмитрий Костальгин.
Заметны в текущей отчетности фискалов и первые результаты активной борьбы с «конвертными» зарплатами. Практически во всех регионах поступления ЕСН выросли, причем, как подчеркивают сами работники УФНС, во многом благодаря доначислениям, взысканным в ходе «мероприятий по проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах». К примеру, в Мурманской области за семь месяцев этого года налоговикам удалось собрать на 25,4% больше ЕСН, при этом 13,2 млн руб. из 5,33 млрд руб. общей суммы налога были получены именно в ходе контрольных рейдов.
Впрочем, «досталось» от фискалов не только организациям, но и простым гражданам. В ряде регионов существенно выросли поступления по налогу на доходы физических лиц. Самый впечатляющий пример – Питер, чьи жители с января по июль заплатили на 46,8% больше государству из своих заработков, чем за аналогичный период прошлого года. «Скорее всего, это связано с широко анонсированной в начале года кампанией правительства по возобновлению контроля за расходами граждан», – считает независимый налоговый консультант Игорь Важко.
Проверить правильность заполнения налоговых деклараций, представляемых в инспекции в электронном виде, бухгалтеры смогут с помощью новой компьютерной программы. Ссылка на программу «Tester версия 1.11», которая разработана специалистами ФНС, размещена на официальном сайте главного налогового ведомства. Новый вариант содержит доработанное программное обеспечение по проверке текстового файла в формате передачи данных. В частности, усовершенствован процесс проверки декларации по НДС по ставке 0 процентов.
Новый «софт», судя по инструкции разработчиков, очень прост в использовании. Для установки программы необходимо запустить файл tester.exe и распаковать архив. После этого следует перейти в появившуюся папку «tester» и снова запустить файл tester.exe.
Центральный банк РФ отозвал с 31 августа 2006 г. лицензии на осуществление банковских операций у КБ «Объединенный транспортный банк» (ООО «КБ «ОТБанк», г. Москва) и банка «Трансрегиональная финансовая компания» (ООО «Банк «ТФК», г. Москва). Об этом сообщил сегодня утром департамент внешних и общественных связей ЦБР.
Лицензия на осуществление банковских операций в рублях у Объединенного транспортного банка отозвана приказом от 30 августа в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов ЦБР; неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также с учетом неоднократного в течение одного года применения мер, предусмотренных ФЗ «О Центральном банке РФ».
Лицензия у банка «Трансрегиональная финансовая компания» на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте отозвана приказом от 30 августа в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов ЦБР; неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также с учетом неоднократного в течение одного года применения мер, предусмотренных ФЗ «О Центральном банке РФ».
По данным ЦБР, ОТБанк допускал нарушения законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов. В том числе банк не направлял в Федеральную службу по финансовому мониторингу сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, не соблюдал порядок представления информации в уполномоченный орган, не осуществлял в установленном порядке идентификацию клиентов. В июне-июле 2006 г. ОТБанк выдал из кассы клиентам более 16 млрд руб на покупку ценных бумаг.
В деятельности ОТБанка выявлены нарушения нормативных актов Банка России в части осуществления кассовых операций, порядка ведения бухгалтерского учета и обязательного резервирования. ОТБанк не обеспечивал сохранность денежных средств и ценностей, проводил рискованную кредитную политику. ЦБР неоднократно применял к ОТБанку за указанные нарушения предупредительные и принудительные меры воздействия.
По данным ЦБР, банк «ТФК» нарушал законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов, в том числе в части порядка и сроков направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Банк «ТФК» также допускал недосоздание резервов на возможные потери и представление недостоверной отчетности, не выполнял требования предписаний Банка России.
Нечистые на руку чиновники не упустят случая обогатиться за счет предпринимателей. Поводы для «наездов» выбираются самые разные. Так, начальник Управления Роспотребнадзора Калмыкии вымогал у хозяев коммерческой фирмы ощутимую денежную сумму за наличие в заведении… невидимой глазу пыли. Вынесенный шантажисту приговор также оставляет пищу для размышлений: восемь лет лишения свободы… условно.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в республиканской прокуратуре, в сентябре минувшего года чиновник положил глаз на местное ООО. Заявившись в офис фирмы, он открытым текстом потребовал от руководства выплачивать ему пять тысяч рублей ежемесячно, а в противном случае пообещал посодействовать закрытию заведения. Не чуявшие за собой вины предприниматели все же предпочли не обострять ситуацию и в течение нескольких месяцев исправно перечисляли вымогателю «отступные». Однако после того, как ставка была увеличена до шести тысяч, выплаты прекратились. Тогда разгневанный государственный муж снова явился в офис и заявил, что, дескать, хотел по-хорошему, но теперь «контора закрывается вплоть до особого распоряжения ввиду наличия пыли». Мифическая пыль фигурировала и в составленном на скорую руку акте. При этом инспектор снова намекнул, что «особое распоряжение» поступит только после возобновления выплат.
Поняв, что дальше играть с огнем опасно, коммерсанты все же обратились в милицию. В ходе оперативных мероприятий вымогатель был задержан с поличным. На днях Верховный Суд республики Калмыкия признал инспектора виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 290 Уголовного кодекса – «получение взятки». Правда, отправиться за решетку вымогателю не пришлось – смягчающим обстоятельством стало наличие на иждивении у обвиняемого троих несовершеннолетних детей. Правда, в довесок к условному наказанию ему предстоит выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей.
Алкогольных кризисов, подобных июльскому, больше не предвидится. Постановлением от 25 августа 2006 г. № 522 правительство, наконец, утвердило правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы. Так, несмотря ни на что вести злополучную ЕГАИС поручено Федеральной налоговой службе. В течение месяца она должна заключить соглашение об обмене информацией с Федеральной таможенной службой. Дело в том, что согласно правилам проверять информацию о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поступающую в ЕГАИС, обязаны как налоговики, так и таможенники. Технические средства, которые для них разработает структура, подведомственная ФСБ, позволят ускорить процесс обмена информацией.
Отныне таможенники могут привлечь участников ВЭД к административной ответственности и без составления протокола. Порядок уплаты штрафа непосредственно на месте совершения правонарушения утвержден письмом Федеральной таможенной службы от 11 августа 2006 г. № 01-06/28137. Так, на смену протоколу придет постановление-квитанция, которое представитель ФТС оформит в двух экземплярах. В нем указывается информация, касающаяся совершенного нарушения, и соответствующий ему размер штрафа. Отсутствие кассы (банка) не лишает возможности уплатить штраф в валюте РФ непосредственно таможеннику, но он в обязательном порядке должен поставить отметку об оплате на квитанции. Один экземпляр постановления таможня оставит себе, а второй вручит нарушителю.
Стоит отметить, что участники ВЭД могут и не согласиться признать свою вину. В этом случае сотрудникам таможни все же придется составить протокол об административном правонарушении.
Компенсационные выплаты за работу с вредными или опасными условиями труда не облагаются ЕСН и НДФЛ (п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК), причем независимо от их размера и того, с какой периодичностью они выплачиваются. Об этом сообщил Минфин в письме от 7 августа 2006 г. № 03-05-01-04/240. Как отметили финансисты, размеры компенсационных выплат должны быть установлены коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, а также трудовыми договорами.
Не исключено, что полисы ОСАГО вскоре подорожают. С предложением повысить тарифы выступил накануне глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев. По его словам, для такого шага есть экономические основания. Готов у чиновника и план, как следует это сделать. Сначала, считает руководитель Росстрахнадзора, надо разработать единый стандарт предоставления услуг и утвердить единый тариф на них. Затем компаниям можно позволить предоставлять дополнительные услуги по автострахованию и увеличивать за их счет стоимость полиса.
Напомним, что ранее свой способ наведения порядка на рынке ОСАГО предлагала Федеральная антимонопольная служба. По мнению представителей ФАС, проблему можно решить введением 20-процентного ценового коридора. В означенных пределах страховщики и могли бы уменьшать стоимость полисов «автогражданки».
Если «вмененщик», который занимается ремонтными и строительными работами, решит расширить деятельность и заняться, например, монтажом отопительных систем, ему придется вести раздельный учет. На это указал Минфин в письме от 21 июля 2006 г. № 03-11-04/3/358. Финансисты особо отметили то, что строительство жилья (в том числе настил полов, разработка проектно-сметной документации) относится к бытовым услугам. Следовательно, этот вид предпринимательской деятельности можно перевести на уплату ЕНВД. А вот монтаж систем отопления, канализации и водоснабжения, а также установка котельного оборудования относятся к коммунальным услугам. Значит, налоги с таких работ следует платить в общем режиме, резюмируют специалисты Минфина.
Правительство России продлило до 30 июня 2007 г. включительно сроки действия ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары, утвержденных ранее в отношении: отдельных видов обуви, ламп газоразрядных, за исключением ламп ультрафиолетового излучения, зерно- и силосоуборочных комбайнов, комплектующих изделий для стиральных машин, отдельных видов технологического оборудования, отдельных видов проката из черных металлов, урана природного и урана, обедненного ураном-235, отдельных видов металлов, руд и концентратов, электродов, технологического оборудования для авиационной промышленности, транспортных средств, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, отдельных видов сыров.
Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Как указывается в сообщении пресс-службы правительства, данное постановление принято в целях решения задач, связанных с вступлением в силу с 1 января 2007 г. Таможенной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ в новой редакции, предусмотренной международными обязательствами.
В кампании властей по борьбе с «серыми» зарплатными схемами может появиться новый прецедент. В отношении руководства ОАО «Автомобильный завод «Урал» (группа ГАЗ) возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов на 40 млн руб. через местную страховую компанию «Роспром».
Как рассказал замначальника ГУВД Челябинской области по экономической безопасности Владимир Павлов, возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» в отношении должностных лиц ОАО «АЗ «Урал» – участника группы ГАЗ. По версии следствия, руководство предприятия экономило на едином социальном налоге (ЕСН), «серые» зарплаты обеспечивались «схемой» через златоустовский филиал страховщика «Роспром». Работники получали ежемесячное страховое обеспечение – в десять раз больше, чем взносы. Страховщик перечислял деньги на банковские лицевые счета работников, заключивших по инициативе завода договоры страхования жизни с одинаковыми ежемесячными выплатами.
Руководство «Урала» отрицает наличие претензий к должностным лицам компании со стороны правоохранительных органов. «Никто не был привлечен в рамках этого дела»,– отметил пресс-секретарь группы ГАЗ Владимир Торин. В МВД также говорят, что персональных обвинений в чей-либо адрес не выдвинуто, но, по словам В.Павлова, следствие ищет доказательства вины менеджмента «Урала». Если вина топ-менеджеров будет доказана, им грозит до шести лет лишения свободы – это максимальный срок по статье 199 УК РФ.
Согласно сложившейся практике уголовному преследованию за использование «серых» схем подвергаются страховщики-«схемотехники». Например, в феврале 2006 года к пяти годам лишения свободы был приговорен глава нижегородского страховщика «Наша надежда» Виталий Булычев. Случаев же преследования руководителей компаний-клиентов участники страхового рынка припомнить не могут.
Но вряд ли происходящее – случайность. По словам В.Павлова, уголовное дело было возбуждено не по оперативным данным, а по результатам проверки межрайонной инспекции ФНС №1 по Челябинской области (МРИ). В МРИ же утверждают, что случай «Урала» не единичен – в инспекции сейчас занимаются несколькими крупными случаями уклонения местных компаний от налогов по страховым «серым» схемам. В МРИ пояснили, что проверки по «Уралу» проведены еще в конце 2005 года и лишь сейчас возбуждено уголовное дело.
Сумма претензий к «Уралу» невелика. «Мы проверили предприятия ОАО «АЗ «Урал» и ОАО «УралАЗ», которое признано банкротом, за период 2002-2003 годов. Было выявлено умышленное занижение налогооблагаемой базы и уклонение от уплаты ЕСН. АЗ «Урал» в 2002 году было не выплачено около 19 млн руб., а в 2003 году – около 15 млн руб. За два года УралАЗ не выплатил около 4,5 млн руб.»,– рассказала замруководителя МРИ Ольга Молодорич. По ее словам, выявить нарушения позволили обращения работников в налоговые органы, проверка страховой компании, опросы персонала и изучение документов «Урала».
Владимир Торин заявил, что холдинг не признает претензий, предъявленных предприятию налоговыми органами. Налоговики сами обратились в челябинский арбитраж с требованием взыскать неуплаченную сумму налогов и штрафы. Суд принял сторону «Урала», но решение оспорено МРИ в вышестоящей инстанции, поэтому не вступило в законную силу.
Одним из динамично развивающихся видов деятельности Внешторгбанка является финансовый лизинг. Главные тенденции взаимодействия банка с игроками этого набирающего вес сектора российской экономики проанализировал в интервью "РГ" старший вице-президент Внешторгбанка Владимир Осмоловский.
В.: Лизинг получил серьезный импульс к развитию в 2002 году, когда были внесены серьезные изменения в федеральный закон. Тем не менее лизинг пока не стал для компаний массовым инструментом привлечения инвестиций. В чем вы видите ключевые причины этого?
О.: Доля лизинга в ВВП составляет около 1 процента, в инвестициях в основные средства — 3,2 процента. При этом темпы роста объема лизинговых сделок составляют 40-50 процентов в год, что гораздо выше темпов роста инвестиций в основной капитал в целом по стране. Инвестиционные расходы лизинговых компаний составили в 2005 году около 4 миллиардов долларов. А весь объем приобретенных по лизингу основных средств, — около 7 миллиардов долларов.
Так что лизинг активно развивается и востребован предприятиями, занятыми обновлением производства. В то же время этот вопрос, безусловно, ключевой, поскольку доля лизинга в инвестициях совершенно недостаточна для инвестиционно ориентированной экономики. Достаточно сказать, что в США эта доля составляет 30 процентов, в Германии — 25 процентов, а в ряде быстро развивающихся стран Юго-Восточной Азии и вовсе зашкаливает за 50 процентов.
Что тормозит лизинг? Отмечу традиционную для России структуру финансирования инвестиций в основной капитал, где половину инвестиций составляют собственные средства, еще четверть — бюджетные средства и отчисления вышестоящих структур и лишь 7-8 процентов — заемные средства. Корень проблемы — в нехватке "длинных" денег в экономике, достаточно сказать, что ресурсы сроком более трех лет составляют около 10 процентов ресурсной базы банков.
В.: На старте в 2004 году дочерняя компания "Внешторгбанк-лизинг" заключила лизинговых договоров на 48 миллионов долларов. Каковы ориентиры на ближайшие годы?
О.: По итогам 2005 года активы выросли примерно в 4 раза, было заключено договоров на сумму порядка 250 миллионов долларов. Считаю, что этот год мы закончим с портфелем в миллиард долларов. Такие темпы роста, на мой взгляд, приемлемые. Мы растем даже несколько быстрее рынка, который прирастает на 40-50 процентов в год. Не нужно сбрасывать со счета и то, что лизинговая система финансирования находится в стадии становления. К примеру, известны проблемы формирования собственной ресурсной базы лизинговых компаний. Словом, слишком коротка история лизинга в России. Но если нынешние темпы сохраняться, то мы сможем быстро подойти к уровню высокоразвитых стран.
В.: Какие законодательные нормы нужно совершенствовать, чтобы дать дополнительный импульс развитию лизинга?
О.: В целом законодательство по организации лизинговых сделок в достаточной степени сбалансировано, оно соответствует потребностям экономики. А дополнительных льгот просить, думаю, не стоит. Однако проблема в отношении налоговых органов к лизингу, то, что принято называть налоговым администрированием.
Остановимся на проблеме уплаты НДС лизинговыми компаниями. Как известно, предприятия, в том числе и лизинговые компании, имеют право на налоговый вычет по уплаченному НДС. А налоговые органы зачастую не принимают этого во внимание, основываясь на том, что этим правом можно будет воспользоваться только в момент передачи права собственности лизингополучателю. Но ведь средний срок лизинговых сделок составляет 3-5 лет, и такой подход означает длительную иммобилизацию 18 процентов средств лизинговых компаний, направленных на инвестиции. В современных условиях эта проблема обходится лизинговым компаниям России более чем в миллиард долларов. Эти деньги могли бы пойти на новые договоры.
Есть проблема и с применением льготы, которая позволяет относить расходы лизингополучателей на себестоимость. Итак, нам нужно упорядочение практики налоговых органов — а это, безусловно, главные риски, что позволит нам выйти на намеченные рубежи.
В.: Каковы позиции на рынке и стратегические перспективы вашей дочерней лизинговой компании, недавно получившей международный рейтинг? Какие сделки стали своеобразной визитной карточкой банка?
О.: Мы работаем с крупными российскими клиентами, прежде всего с администрациями ряда российских регионов, которые для нас не просто клиенты, а класс социально значимых клиентов. Назову администрации Московской области, гг. Омска, Астрахани, Нальчика. Их число расширяется.
У нас действуют программы и по развитию лизинга со средней и малой клиентурой, и здесь мы нацелены не просто на большие объемы сделок, а на большое количество сделок, распределенных по многим регионам России. Как известно, Внешторгбанк работает во многих субъектах Федерации, и мы стремимся к повсеместному развитию лизинга. По итогам 2006 мы ставим задачу обеспечить присутствие в четырех федеральных округах, а к следующему году — во всех семи. Кроме того, сферой наших интересов в развитии лизинга являются и страны ближнего зарубежья, где есть наши дочерние банки. Наша компания "Внешторгбанк-лизинг", занимающая третье место в рейтинге лизинговых компаний страны, действительно, недавно получила международный европейский рейтинг.
В.: Чем вызвана слабая стыковка банков и лизинговых компаний, которым трудно получить доступ к кредитным линиям банков? Ряд банков, открывая собственные лизинговые компании, сворачивают сотрудничество с другими лизинговыми компаниями.
О.: Банковские кредиты являются основным источником финансирования лизинговых сделок, обеспечивая 65 процентов финансирования лизинговых сделок. Для того чтобы привлекать финансирование в достаточном объеме, лизинговым компаниям необходимо решить важную проблему — стать привлекательными в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Для этого им в первую очередь необходимо решить проблему достаточности капитала. Сегодня размер собственного капитала лизинговых компаний в целом не высок. Следует также указать и на определенные риски, связанные с ростом кредитования среднего и малого бизнеса.
Уже в настоящее время на долю среднего бизнеса приходится 41 процент объема лизинговых операций, на долю малого бизнеса — 38 процентов, крупного — 21 процент. Конечно, банки развивают свои собственные лизинговые компании. Но в то же время и кредитование других лизинговых компаний. У Внешторгбанка есть программа кредитования и предприятий среднего бизнеса недочерними лизинговыми компаниями. В ее рамках наши филиалы и дополнительные офисы оценивают по скорринговой системе финансовое состояние компании, "лизингуемость" того или иного оборудования и заключают сделки — с теми из них, которые соответствуют требованиям программы. За год мы заключили около 70 таких сделок. Я уверен, что место для подвига многих лизинговых компаний на российском рынке есть.
Сделка по продаже ИД «Коммерсантъ» была завершена в среду вечером. Покупатель — близкий к «Газпрому» предприниматель Алишер Усманов. Сумма сделки составляет $300 млн.
ИД «Коммерсантъ» активно продается уже несколько месяцев – по крайней мере, слухи о ведущихся переговорах стали распространятся после того, как в апреле нынешний владелец «Коммерсанта» Бадри Патаркацишвили заявил, что готов продать издание за $340–350 млн. Ранее Борис Березовский передал ИД вместе с другими активами своему другу Патаркацишвили. Тогда эту цена многие эксперты сочли завышенной.
В середине марта появилась информация, что к выборам ИД будет продан либо Роману Абрамовичу, либо структурам «Газпрома». Тогда была названа сумма $100 млн – разница в оценках ИД объяснялась активной торговлей, которую вели продавцы и покупатели. Например, глава «Газпром-Медиа» Николай Сенкевич говорил тогда, что цена в $350 млн явна завышена, он готов был бы купить издание за $150 млн. Однако, по его мнению, красная цена газеты – всего лишь $120 млн. В разное время в покупателях ИД ходили иногда совершенно неожиданные структуры – от РЖД до «Альфа Групп».
Судя по всему, продавцы оказались более сильными переговорщиками, чем покупатели: сумма сделки равна $300 млн. Сам факт сделки подтвердил главный редактор газеты «Коммерсантъ» Владислав Бородулин. Он сообщил, что покупателем действительно стали структуры Алишера Усманова. Официально новые инвесторы – именно так называют сейчас в ИД представителей Усманова – будут представлены сотрудникам ИД 15 сентября. При этом Бородулин сообщил, что инвесторы пока не собираются принимать кадровые решения и менять редакционную политику. Видимо, поэтому Бородулин на вопрос о его личном отношении к сделке ответил, что к ней «никак не относится, поскольку меня лично это не касается».
Игорный бизнес легко находит бреши в законодательстве С сегодняшнего дня количество игровых залов в Санкт-Петербурге сократится на 37% (с 623 до 394), а количество казино на 27% (с 26 до 19). Все это результат применения Закона "О размещении объектов игорного бизнеса на территории СПб", вступившего в силу 1 июля 2006 г.
Завтра же заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Николай Архипов обещал обнародовать список легальных объектов. Список тех, что по требованию закона должны быть закрыты к 1 сентября, пока остается в тайне. Невозможность проверить корректность исполнения закона в каждом случае закрытия игорного заведения порождает ненужные подозрения в предвзятости чиновников комитета.
Сам закон также неоднозначен. Депутаты и правительство города не представили какого-либо исследования, доказывающего вредность игорных заведений для населения или нарастания социальной напряженности в связи с их существованием. Между тем игра позволяет ряду людей снять стресс и приносит достаточное удовольствие, чтобы компенсировать потерю денег. Закон, скорее всего, увеличит стоимость игры для населения в виде снижения призового фонда. Часть людей станет играть меньше или перестанет вовсе.
Кроме того, публично не были рассмотрены другие альтернативы решения проблемы игромании, если именно эту проблему пытаются решить городские власти. Причиной игромании, как и алкоголизма, наркомании и прочих маний, может быть низкая «вертикальная мобильность» населения: очень сложно из низов выбраться в серединку и еще сложнее — в верхи.
Необходимо открывать дорогу для малого бизнеса; защитить права собственности, в том числе интеллектуальной; поддерживать частное образование так же, как государственное, и перестать вслепую экспериментировать с экономикой и населением непродуманными законами, последствия которых неизвестны, а потому могут быть еще хуже, чем те явления, бороться с которыми они призваны.
По итогам I полугодия 2006 года поступления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ оказались на 4-5% выше запланированного. Между тем по итогам 2005 года выросло количество работодателей, не уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование или уплачивающих менее 50%.
В целом по РФ эти показатели составили соответственно 90 тыс. 811 (на 13 тыс. 106 организаций, или на 16,9%, больше, чем в 2004 году) и 73 тыс. 137 (7516, или 11,5%). Всего в этих организациях числятся 6 млн 526 тыс. 406 сотрудников, сообщает пресс-служба ПФР.
С 1 января 2002 года по 15 марта 2006 года органами ПФР предъявлено должникам 5572243 требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам на сумму 98,1 млрд руб.; принято 915 тыс. 154 решения по взысканию штрафных санкций на сумму 16,7 млрд руб.; в суды направлено 1 млн 869 тыс. 206 исковых заявлений на 58,8 млрд руб.
В досудебном порядке погашены задолженности на 61,2 млрд руб. (44,2% всей суммы), по решениям судов — 11,3 млрд (8,2%).