21.08.2006
Для подтверждения расходов сотрудника, связанных с покупкой товара для нужд организации, достаточно документов об оплате, в которых указаны реквизиты поставщика. К такому выводу пришел Минфин в письме от 25 июля 2006 г. N 03-05-01-04/219. Если же в представленных документах нет данных о сумме оплаты или о поставщике, то компенсация затрат считается не чем иным, как материальной выгодой работника. Следовательно, с выплаченных ему сумм придется удержать НДФЛ.
За невозвращенный банку кредит любой гражданин, в том числе индивидуальные предприниматели, а также руководители организаций, должны нести уголовную ответственность. С таким предложением выступил на днях президент Ассоциации региональных банков России (АРБ) Александр Мурычев. Об этом корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» сообщили в пресс-службе Ассоциации.
Впрочем, представители АРБ отметили, что эта инициатива еще не оформлена в виде законопроекта, а потому и о сроках ее представления федеральным чиновникам и депутатам говорить пока преждевременно.
При несвоевременном возврате НДС налоговики обязаны начислить пени за каждый день просрочки и их суммы также перечислить фирме. Об этом напомнил ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 5 июля 2006 г. № Ф13-15592/2005-28. Арбитры отметили, что пени начисляются с первого дня задержки, в то время как налоговики настаивали, что в данном случае важен момент вступления в силу постановления суда о неправомерности отказа в возврате НДС. Но суд не поддержал их мнение, указав, что законодательство не связывает дату вступления в законную силу судебного решения с обязанностью начислять проценты (п. 4 ст. 176 НК).
Все попытки обогатиться за счет государства рано или поздно приводят к достаточно печальному концу. Так, ни строгая иерархия, ни наличие современных технических средств, ни богатый ассортимент всевозможных уловок не спасли группу ростовских контрабандистов от заслуженного наказания.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в прокуратуре Ростовской области, в 2001 году несколько знакомых между собой предпринимателей, бизнес которых шел не слишком хорошо, решили «перепрофилироваться». Результатом «совместного совещания» по данному вопросу стало появление организованной группы, состоящей из семи человек, которая занялась незаконным ввозом в Россию с территории Украины различных товаров народного потребления (преимущественно одежды и обуви), которые затем реализовывались по соответствующим каналам. Дело было поставлено на широкую ногу: у злоумышленников имелись собственные складские помещения, а также шесть грузовиков повышенной проходимости. Машины, правда, не были зарегистрированы в ГИБДД, зато на лобовом стекле каждой красовался знак «глухой за рулем». Кроме того, на них были установлены стационарные радиостанции (опять же незарегистрированные), позволявшие преступникам не только переговариваться, но и прослушивать переговоры сотрудников милиции. В целях конспирации контрабандисты разработали свой язык из условных обозначений и кодовых выражений, которые применялись при переговорах. Частоты, на которых общались преступники, еженедельно менялись. Словом, ни дать ни взять, шпионская группировка.
Но, несмотря на все предосторожности злоумышленников, в марте 2005 года деятельность преступной группы была пресечена. На днях суд, в соответствии с ч. 4 ст. 188 Уголовного кодекса – «контрабанда» – приговорил идейного вдохновителя банды к десяти годам лишения свободы, его подельники получили от трех до семи лет.
Существующая система поддержки экспортеров, действующая в России с 2004 года, фактически не работает, констатировал на заседании правительства глава Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Герман Греф. В МЭРТ готовят комплексную стратегию поддержки российских экспортеров, которая будет включать обширный набор мер господдержки – от изменения системы гарантирования экспорта до субсидирования транспортных расходов.
На сегодняшний день в России существуют два основных инструмента поддержки экспорта российской промышленной продукции – предоставление экспортных госгарантий и субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам. И, как признают в МЭРТ, оба этих инструмента не очень эффективны: по словам главы МЭРТа Германа Грефа, механизмы в нынешнем виде фактически не востребованы экспортерами.
В 2005 году на субсидирование ставок по экспортным кредитам было направлено 3 млрд руб. (столько же и в 2006 году), но, по словам министра, в 2005 году "были выбраны лишь 15% от установленного лимита субсидирования, а в первом полугодии 2006 года – лишь 7% от годового лимита". При этом около 80% использованных денег приходится на предприятия Центрального федерального округа – в других регионах этот инструмент просто недоступен.
Более того, как рассказал замдиректора департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности МЭРТ Вадим Зингман, экспортными субсидиями пользуются в основном предприятия оборонной промышленности.
Малоэффективна также система гарантирования экспорта. Она была введена с 2004 года и, как признают в МЭРТ, работает только для крупных экспортеров. "Механизм госгарантий очень сложный и требует очень больших временных издержек, – говорит Вадим Зингман,– за $1 млн гарантий обращаться просто бессмысленно".
В 2005 году из $600 млн бюджетных денег, предусмотренных на экспортные гарантии, израсходовали только $215 млн, а из $1 млрд в 2006 году, по оценкам МЭРТ и Минфина, будет востребовано не более $600 млн на гарантирование крупных контрактов.
В ведомстве Германа Грефа готовы решать проблему невостребованности экспортных субсидий радикально – планируется передать инструмент в регионы. "Регионы сами знают, кого поддерживать, и мы планируем выделять деньги на субсидирование ставок по конкурсу при наличии долевого финансирования со стороны местных властей", – говорит господин Зингман. Однако пока не решено, на основе каких критериев деньги будут предоставляться регионам.
Критерии, как предполагается, будут частью комплексной стратегии поддержки российских экспортеров, которую, по словам господина Грефа, сейчас разрабатывают в МЭРТ.
"В документе предполагается формализовать все элементы поддержки экспорта, в том числе политическую поддержку", – отметил министр. По словам Вадима Зингмана, работа над стратегией фактически завершена и в сентябре МЭРТ передаст ее на рассмотрение правительства и совета по конкурентоспособности.
Уже сейчас с большой долей вероятности можно говорить о том, что экспортную стратегию МЭРТ ждет нелегкая судьба – ведь она предполагает очередной рост госрасходов. По словам господина Зингмана, МЭРТ намерен зафиксировать в экспортной стратегии ежегодный фиксированный процент на поддержку экспорта.
Основной тенденцией рынка в ближайшие годы станет процесс упорядочивания структур банковских групп, сказал президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев. «Кому-то придется сменить бренд, кому-то — нишу рынка, а кто-то лишится самостоятельности», — добавил он.
Учитывая нарастающий процесс консолидации, по мнению Ассоциации «Россия», необходимо упростить действующий порядок, связанный с процессом реорганизации кредитных организаций, разработав и утвердив единый нормативный акт, исключающий противоречия, имеющие место сейчас в нормативных документах Банка России, ФАС и ФНС. Уже в текущем году ЦБ планирует упростить процедуру банковских слияний, в частности, отменить требование сообщать индивидуально каждому кредитору о готовящейся сделке. Это может подхлестнуть процесс слияний, особенно в преддверии ожидаемого передела рынка, считает А.Мурычев.
Однако он заявил: «Я бы не стал доверять прогнозам о неминуемой глобализации российского финансового рынка и исчезновении с банковской карты всех небольших региональных кредитных организаций». По его мнению, региональные банки находят свое место на рынке банковских услуг и во многих случаях являются едва ли не единственной конкурентной альтернативой Сбербанку. С другой стороны, на примере региональных банков особенно заметны основные недостатки, присущие российскому банковскому сектору: слабая капитализация, нехватка ресурсной базы и, как следствие, невозможность удовлетворить возрастающие интересы клиентуры по разнообразию и объемам услуг.
При этом региональные банки реально показывают свое стремление к динамичному развитию: рост вкладов населения в регионах в истекшем году составил 137,3%; на 44,5% выросли кредитные вложения в реальную экономику.
Прошлогодняя эпопея с замораживанием цен на бензин может повториться этой осенью. В четверг нефтяникам это дал понять глава Минэкономразвития Герман Греф. Поводом стал рост цен на бензин за две недели августа на 4,3%. Но участники рынка считают договоренности с властями временным решением и настаивают на снижении налогов.
Среднерыночная оптовая цена на бензин марки Аи-92 с января по август выросла на 36,8%, марки Аи-95 – на 27,5%. Розничные же цены включительно по июль отставали. С января по июль цены на АЗС на эти марки бензинов повысились всего на 3,0% и на 2,8% соответственно. Так долго продолжаться не могло, и уже за первые недели августа розничные цены на бензин марки Аи-92 подскочили до 4,3%. По данным Московской топливной ассоциации, в настоящее время средняя цена бензина Аи-92 на автозаправках столицы достигла 18,41 руб. за литр, Аи-95 – 19,39 руб. за литр.
Герман Греф предложил «отфиксировать» ситуацию, встретившись в прошлогоднем составе в Минпромэнерго. Министр заручился поддержкой премьер-министра Михаила Фрадкова, который разрешил в случае проблем использовать средства, имеющиеся в распоряжении антимонопольной службы.
Аналитики полагают, что правительство сможет приостановить рост цен на бензин. Но представитель одной из крупных нефтяных компаний прогнозирует, что переговоры по существу вряд ли стартуют раньше сентября, когда закончится сезон отпусков в компаниях и министерствах. А на сентябрь-октябрь как раз приходится пик роста цен, и к тому моменту, как чиновники и нефтяники договорятся, цены уже стабилизируются или начнут сезонное снижение. То есть полностью повторится прошлогодняя ситуация, когда «заморозка» цен на горючее произошла на максимальном уровне и носила по большей части пропагандистский характер.
Эксперты и участники рынка считают, что одними административными рычагами рост цен на топливо не остановить. Нефтяники надеются выторговать для себя уступки от властей в ответ на лояльность. Представитель ЛУКОЙЛа Владимир Семаков отмечает, что 54% розничной цены на бензин сейчас составляют налоги, а прибыль компании от продажи топлива – всего 8%. По его мнению, снизить цены на бензин можно за счет ослабления налогового бремени, в частности если отвязать для внутреннего рынка НДПИ, составляющее до 30% цены бензина, от постоянно растущих мировых цен на нефть, или же ввести понижательный коэффициент к ставке налога для нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке.
Наблюдатели скептически относятся к подобным инициативам. Политолог Дмитрий Орешкин сомневается, что для снижения темпов роста цен на бензин нефтяникам облегчат налоговое бремя. «Скорее всего, их просто попросят снизить цену без всяких условий», – полагает он.
Возмещение НДС по экспорту позволит экспортно ориентированным предприятиям в 2007 году сохранить 140 млрд руб. Об этом 17 августа по итогам обсуждения в правительстве проекта федерального бюджета на 2007 год журналистам сообщил министр финансов Алексей Кудрин.
"Возмещение НДС — это главная мера Правительства по поддержке экспорта", — заявил А.Кудрин, отметив вместе в тем, что "эта сумма (140 млрд руб.) станет выпадающей для федерального бюджета 2007 года.
Среди факторов, снижающих поступления НДС в 2008 году он назвал переход от помесячной на поквартальную систему уплаты этого налога. Выпадающие доходы бюджета от этого составят 260 млрд руб. Однако, подчеркнул А.Кудрин, "на эту сумму увеличатся оборотные средства предприятий".
Министр напомнил, что поступления от уплаты НДС не зависят от цен на нефть и являются основным источником формирования не нефтегазового бюджета.
По оценке Минфина, поступления от НДС в федеральный бюджет 2006 года составят 1.535 трлн руб, или 24.9% доходов бюджета. В 2007 году поступления НДС в федеральный бюджет составят 2.072 трлн руб, или 29.7% доходной части бюджета, в 2008 году — 2.347 трлн руб., или 34% доходов бюджета, а в 2009 году — 3.019 трлн руб., или 40.5% доходов бюджета.
Министр финансов также высказал мнение, что расходы федерального бюджета на 2007 год "могли бы быть меньше".
Вместе с тем, министр отметил, что "финансовая политика государства в настоящий момент базируется на предельных решениях". Он подчеркнул, что "в любом случае бюджет должен быть бюджетом инвестиций в человека".
Однако, отметил А.Кудрин, Минфин, Минэкономразвития и Банк России должны разработать "тот максимальный вариант объема нефтяных расходов, которые мы можем тратить для решения ключевых задач государства". Нефтяные расходы, которые могут войти в расходную часть бюджета, не должны превышать 2.8% ВВП, сказал А.Кудрин. "Но это мое личное мнение", — подчеркнул министр.
18.08.2006
23 августа журнал "Московский бухгалтер" проводит "Горячую линию" на тему: "Наиболее сложные вопросы исчисления и уплаты ЕСН"
ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ можно с 11 до 13 часов по телефону (495)363- 95-42. На вопросы ответит руководитель отдела ЕСН Управления ФНС по г. Москве Любовь Викторовна Константинова.
До 22 августа вопросы можно присылать на e-mail:
[email protected]
Дальневосточные налоговики повсеместно открывают телефоны доверия для тех, кто получает "серые" зарплаты. В Хабаровске по телефону 32-49-04 можно "сдать" предпринимателя, который утаивает часть налогов, выдавая работникам зарплату в конвертах.
В Магаданской области около 800 работодателей уклоняются от налогов, предпочитая выплачивать своим работникам "серые" зарплаты, когда меньшая часть заработанных денег выплачивается официально, а большая — в конверте. Как сообщила исполняющая обязанности начальника отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Магаданской области Вера Диденко, такую схему ухода от налогов активно используют руководители предприятий торговли, транспорта. Есть в "черном" списке уклоняющихся от налогов и десять предприятий золотодобычи.
Вопросы легализации зарплаты магаданские налоговики регулярно выносят на заседания межведомственной комиссии с участием правоохранительных и надзорных органов, внебюджетных фондов. За шесть месяцев текущего года на комиссии были заслушаны 133 работодателя, нарушающих налоговое законодательство.
По данным Управления федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, основной массой вышеуказанных организаций и индивидуальных предпринимателей заработная плата своим работникам выплачивается в размере от 700 до 3800 рублей. "Это позволяет сделать косвенные выводы о том, что в данных организациях часть заработной платы выплачивается без отражения данных сумм в бухгалтерском учете предприятий, иными словами, осуществляется выплата "в конвертах", — говорит Александр Печерица, руководитель УФНС по Хабаровскому краю.
По его данным, на 1 июня 2006 года налоговыми органами края выявлены 4230 организаций и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, из них 1978 организаций и 2252 индивидуальных предпринимателя-работодателя.
В мае налоговой инспекцией по Индустриальному району Хабаровска закончена выездная налоговая проверка одного из предприятий, у которого изъяты документы, подтверждающие факт ведения двойной бухгалтерии. По результатам проверки дополнительно начислено взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом пени и штрафов около 600 тысяч рублей. Предприятию предложено исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц, а также штрафы и пени по результатам проверки в размере более 780 тысяч рублей. Итого по результатам проверки дополнительно начислено больше миллиона рублей штрафов.
Сегодня существует масса схем, позволяющих не доплатить ЕСН. Почти все они нелегальны. Разница лишь в оттенке "серости", то есть в степени соответствия схемы законодательству. Как вывести "серую" зарплату на чистую воду? В Управлении по налогам и сборам по Хабаровскому краю и во всех 13-ти инспекциях края в мае 2006 года созданы и работают межведомственные комиссии по легализации теневой заработной платы.
“На заседаниях комиссий с руководителями предприятий и организаций беседуют: почему столь низка заработная плата работников и есть ли возможность ее повышения первоначально — до прожиточного минимума, установленного на территории края, а затем — до среднеотраслевых показателей заработной платы, — говорит Александр Печерица. — В итоге 383 организации и индивидуальных предпринимателя (46,2 процента от количества заслушанных на комиссиях) увеличили средний размер оплаты труда до величины прожиточного минимума, 128 организаций и предпринимателей согласились ее повысить с августа, а в отдельных случаях — с сентября-ноября 2006 года”.
На заседания комиссий по легализации теневой заработной платы планируется пригласить всех руководителей и индивидуальных предпринимателей-работодателей, выплачивающих заработную плату своим работникам ниже прожиточного минимума.
Совершенствовать систему сбора налогов чиновники намерены и в следующем году. Такой вывод позволяет сделать доклад «Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 год», подготовленный Минфином к заседанию правительства. Представители главного финансового ведомства страны считают, что настало время уделить должное внимание механизмам трансфертного ценообразования, которые фирмы используют для минимизации налогообложения, а также продолжить борьбу с уклонением от уплаты НДС. Однако, как отмечают финансисты, не мешало бы выяснить, на каких условиях предприниматели сами готовы выйти «из тени». По их мнению, это возможно сделать, если регулярно проводить встречи членов правительства с бизнес-сообществом.
Специалисты Минфина уверены, что усовершенствование законодательства в итоге должно снять самые болезненные вопросы, связанные с налоговыми проверками, а также повысить защищенность фирм от неправомерных требований налоговых органов.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет повышен с 1 сентября 2007 года с 1100 до 1400 руб в месяц. Соответствующий законопроект Минфин внес в правительство вместе с проектом федерального бюджет на 2007 год.
Как сообщили в правительстве, изменения, связанные с повышением МРОТ, обусловлены индексацией этого показателя. Намечаемое повышение минимального размера оплаты труда на 27% превышает прогнозируемые показатели инфляции в 2007 году (6,5-8%) и обеспечивает приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму,
Фирмы, торгующие духами и другой парфюмерной продукцией, в скором времени вздохнут с облегчением. Законодатели обещают освободить их от обязательного лицензирования и подключения к ЕГАИС. Соответствующий законопроект депутаты намерены рассмотреть в осеннюю сессию.
Напомним, что, в соответствии с положением закона № 102-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля, вся спиртосодержащая косметика и парфюмерия была фактически приравнена к алкогольной продукции со всеми вытекающими отсюда последствиями для ее производителей. Парфюмеры должны получить лицензию для работы со спиртосодержащей продукцией (250 тысяч рублей), а также ввести у себя на предприятиях единую государственную автоматизированную информационную систему (около 6 тысяч долларов). Теперь же депутаты намерены вывести из-под действия закона несколько категорий: аэрозольная косметика, крема, средства гигиены полости рта, косметика с механическим распылителем на упаковке, продукция весом менее 5 г или объемом менее 5 мл, а также духи емкостью не более 50 мл.
Бизнес инициативу поддерживает. «Безусловно, наводить порядок в сфере производства этилового спирта необходимо, с этим никто не спорит. Но, приравняв весь спиртосодержащий парфюм к алкоголю, государство действовало по принципу «лес рубят – щепки летят». В результате «щепками» уже оказались свыше трех тысяч парфюмерных предприятий оптового звена, которые терпят значительные убытки и вынуждены перепрофилироваться», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Владимир Салев. По его мнению, в буквальном смысле спасать от этого закона нужно все предприятия, задействованные в обороте той парфюмерно-косметической продукции, которая заведомо не может быть использована в качестве питьевых суррогатов.
Возможно, скоро малые фирмы смогут присоединяться к электросетям без существенных затрат и бюрократических проволочек. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе «ОПОРЫ России», на днях руководство Комиссии этой организации по строительству и девелопменту обратилась к ФАС и правительству с просьбой решить проблему энергоснабжения вновь сооружаемых и расширяемых предприятий. «Зачастую сроки строительства или реконструкции предприятий опережают сроки технологического присоединения. В первую очередь, это сказывается на работе малых и средних фирм, небольшие возможности которых становятся еще меньше из-за высокой стоимости присоединения и затянутости процесса», – отмечается в обращении. Решить проблему, по мнению представителей «ОПОРЫ», можно лишь за счет формирования простой и понятной бизнесу процедуры технологического присоединения, а также путем осуществления жесткого контроля за деятельностью сетевых компаний со стороны надзорных органов.
Для фирм, специализирующихся на производстве и доставке готовых блюд, могут наступить тяжелые времена. Не исключено, что представители Роспотребнадзора получат право проверять их не один раз в два года, как сейчас, а ежемесячно. Такое предложение высказал главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Как пояснили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе Роспотребнадзора, это новшество потребует внесения изменений в Федеральный закон №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Однако к разработке таких поправок в федеральной службе пока не приступили. Таким образом, пока основания для беспокойства есть только у заведомо «неблагонадежных» предприятий, на которые поступают жалобы от населения.
Министерство финансов в очередной раз дало понять, что снижения ставок основных налогов до 2009 года не произойдет. Об этом говорится в докладе, посвященном основным направлениям бюджетной и налоговой политики на следующий год и среднесрочную перспективу. Чиновники объяснили, что снижать налоги в ближайшие годы не позволят растущие расходы бюджета на социальную политику, стимулирование механизма частно-государственного партнерства и реализацию национальных проектов. Представители Минфина не упустили случая заметить, что в России уровень налогообложения по размеру ставок и так один из самых низких.
Если ведомство Кудрина до 2009 года и пойдет на снижение каких-то налогов, то оно, как сказано в докладе, должно максимально способствовать обеспечению высоких темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности.
Федеральная налоговая служба приступила к формированию справочников импортной алкогольной продукции. Об этом накануне сообщила пресс-служба ФНС. Чтобы в итоге они получились полными, да и сам процесс их составления не затянулся, налоговики предлагают фирмам, торгующим импортным спиртным, принять в нем активное участие. Для этого, поясняют сотрудники налогового ведомства, нужно лишь представить в региональные центры управления и контроля ЕГАИС (РЦУК ЕГАИС) сведения о наименованиях ввозимой из-за рубежа алкогольной продукции. По словам представителей ФНС, такая информация необходима для утверждения «кодов АП».
Индивидуальные предприниматели вправе уменьшить базу по НДФЛ как на суммы уплаченных авансовых платежей по ЕСН, так и доплату по соцналогу за предыдущий год. Однако при заполнении строки 200 декларации по ЕСН эти суммы нельзя включить в состав расходов, связанных с извлечением доходов. Такой информацией поделился Минфин в письме от 28 июля 2006 г. № 03-05-01-05/169.
Для фирм и предпринимателей, владеющих несколькими земельными участками, предусмотрен особый порядок применения льгот по земельному налогу. Об этом напомнил Минфин в письме от 1 августа 2006 г. № 03-06-02-02/102. Уменьшить базу на сумму, не облагаемую налогом, по каждому из них можно лишь в случае, если участки расположены на территории разных муниципальных образований. Если же они находятся в одном городе или поселке, воспользоваться льготой удастся только по одному из них, указали финансисты. За какой именно участок в такой ситуации платить льготный налог, организация вправе выбрать сама. Главное, не забыть уведомить о принятом решении свою инспекцию. Естественно, к заявлению необходимо приложить документы, которые подтвердят право на льготу.
Налогоплательщики Пермского края смогут наблюдать за состоянием собственных лицевых счетов в режиме on-line. Для этого будет достаточно зайти в специальный раздел на сайте регионального управления ФНС и вести свой логин и пароль. Зарегистрированный пользователь сможет следить за состоянием расчетов с бюджетом, своевременно выявлять ошибки — свои и налогового органа. Такая услуга пройдет опытную эксплуатацию в IV квартале 2006 года, а с 2007 она станет доступной для всех налогоплательщиков региона. Введение этой услуги станет очередным этапом перехода взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками на электронный документооборот.
Как отмечают в Управлении ФНС России по Пермскому краю, проблема архивирования и хранения информации действительно существует. Это связано с огромным объемом поступающей в инспекции информации. К примеру, в налоговые органы региона в I полугодии 2006 года поступило 700 тысяч деклараций, не считая бухгалтерской отчетности и других документов.
Как рассказал руководитель пресс-службы Управления ФНС по Пермскому краю Валерий Аникин, в настоящее время все налоговые органы региона готовы принимать налоговую и бухгалтерскую отчетность налогоплательщиков в электронном виде по интернету. Среди налогоплательщиков организаций Пермского края, представляющих ненулевую отчетность, такой способ отчетности использует каждое десятое предприятие. Ведущие позиции в регионе по этому показателю занимает Березниковская межрайонная инспекция №2: по каналам связи здесь предоставляют отчеты 16,43% организаций, в межрайонной инспекции №11 (Соликамск) — 10,42% организаций. Оба показателя выше краевых, последний составляет 9,43%.
Главное достоинство технологии предоставления отчетности по каналам связи — быстрая, корректная обработка и ввод информации, поступившей от налогоплательщика, в электронную систему инспекции. Это позволяет оперативно обновлять формы налоговых деклараций, проводить контроль и сверку по платежам, получать из инспекций области информационный пакет документов об изменениях налогового законодательства, а также информацию о состоянии расчетов с бюджетом. Кроме того, электронный документооборот позволит налоговикам решить проблемы, связанные с сохранностью конфиденциальной информации, представленной в «бумажном» виде.
Налогоплательщики беспокоятся, что введение электронной архивации документов лишит их гарантий, что содержащиеся в документах данные не будут изменены. По мнению В.Аникина, информация в электронном виде защищена гораздо лучше, чем это возможно при использовании бумажных носителей: «В применяемой технологии используется электронно-цифровая подпись, современные системы криптозащиты, особый режим допуска персонала к работе с документами и электронными носителями. При этом обеспечением безопасности информации занимаются специально созданные для этой цели подразделения. В настоящее время факты утечки информации в Пермском крае не зафиксированы».