05.10.2006
Налогоплательщики обязаны уплачивать НДПИ по месту нахождения каждого участка недр. Местом нахождения таких участков признается территория субъекта Российской Федерации. Исчислять и уплачивать НДПИ по отдельным поселениям, входящим в регион, налогоплательщики не обязаны. Соответствующие разъяснения Минфина России налоговая служба довела до сведения налогоплательщиков письмом от 17.08.2006 № ММ-6-21/820@.
Если компания по поручению продавца оплатила товар физическому лицу, это не помешает принять к вычету «входной» НДС. Суть спора такова. Компания по просьбе поставщиков произвела оплату товара на счета, указанных поставщиком физических лиц. Налоговики на этом основании отказались принимать вычет по «входному» НДС. Однако суд встал на сторону компании. Судьи указали: в Кодеке нет требования, что вычет можно применять только если покупатель перечислил оплату именно на счет продавца. А распоряжение продавца перечислить оплату на счет физического лица не противоречит гражданскому законодательству.
Кроме того судьи отклонили еще один довод налоговиков. Те ссылались на то, что не обнаружили поставщиков в реестре налогоплательщиков. Но суд отметил, что отсутствие поставщиков в реестре налогоплательщиков еще не означает, что компании не зарегистрированы в ЕГРЮЛ. В итоге судьи пришли к выводу что налоговики не доказали, что компания действовала недобросовестно. Решение об отказе в возмещении налога было признано недействительным.
Источник: постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.09.06 № Ф04-8415/2005(25961-А27-42).
Суд признал законными претезии фирмы о признании недействительным требования ИФНС в части включения в него недоимки по ЕСН и пеней. Компания оплатила текущий платёж по ЕСН, однако налоговая инспекция зачислила его в счёт недоимки. Суд указал, что платежные документы на уплату налога были составлены в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для зачета спорной суммы налога в счет недоимки, а не в счет текущих платежей. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 по делу N А66-559/2006).
Поправки, касающиеся проведения банковских операций и почтовых переводов, будут внесены в закон о нацбезопасности России, сообщил спикер Госдумы Борис Грызлов. «Закон об изменении подхода к возможностям проведения банковских операций, почтовых переводов необходим», — заявил спикер Госдумы Борис Грызлов журналистам по окончании встречи президента с лидерами думских фракций. «Мы согласовали, что данные поправки будут внесены в закон, который обеспечивает национальную безопасность, где президенту предоставляется право вводить определенные ограничения в отношении стран и территорий, которые представляют угрозу национальной безопасности России», — сказал Грызлов.
При снижении ставки единого социального налога (ЕСН) до 13-14% бизнес должен будет кратно повысить зарплаты. Такое мнение высказал заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов в прямом эфире телеканала РБК. По его словам, для достижения тех сборов, которые присутствуют на данный момент, средний уровень заработной платы на одного работника должен быть около 2-2,5 тыс. долл. в месяц. Иначе необходимо будет определять те источники, которые компенсируют выпадающие доходы.
Кроме того, он отметил, что при снижении ставки ЕСН до 26% ожидалось увеличение объемов легальных выплат заработной платы. По итогам 2005г. бюджет и Пенсионный фонд недополучили около 295 млрд руб. по сравнению с теми результатами, которые были бы, если бы ставки не менялись. С.Шаталов указал, что в дальнейшем данная разница будет сокращаться, и в 2009г. она выйдет на уровень 140 млрд руб. По его словам, расширение налогооблагаемой базы произошло в очень незначительной степени. За счет снижения ЕСН дополнительной легализации пока не наблюдается: в целом объем "теневой" заработной платы, а также использование разнообразных схем ухода от налогообложения остались на том же уровне. Порядка 30-35% заработной платы в России до сих пор выплачивается "вчерную", подчеркнул замминистра финансов.
04.10.2006
С 1 января 2007 года в России вводится новая грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (ГТД/ТД).
Грузовая таможенная декларация была введена в практику таможенного оформления товаров в России в 1989 году. Ее прообразом был единый административный документ (ЕАД), введенный в Европейском союзе (ЕС) и странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
В 1994 году Россия и ее основной торговый партнер Европейский союз подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривает, в числе прочего, гармонизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление взаимосвязи между транзитными системами ЕС и России.
С этой целью в ФТС России была разработана значительно упрощающая таможенные формальности новая грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, соответствующая форме единого административного документа ЕС. Она позволяет использовать единый комплект бланков ГТД/ТД, в отличие от применяемых в настоящее время отдельных бланков ГТД и бланков транзитной декларации.
При процедурах основного таможенного оформления и при транзитных перевозках товаров новая ГТД/ТД будет использоваться с 1 января 2007 года.
Таким образом, российский аналог ЕАД будет сопровождать товары как от момента их ввоза на таможенную территорию РФ до таможни назначения, так и от момента выдачи российской таможней отправления разрешения на вывоз товаров до их фактического убытия с таможенной территории России.
Каждый комплект бланков новой ГТД/ТД состоит из пяти сброшюрованных листов, правила заполнения которых различаются в зависимости от таможенного режима, под который помещается перемещаемый товар.
В связи с необходимостью учета конвенциальных норм эти правила претерпели некоторые изменения.
Например, в связи с тем, что в соответствии с Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года графа 7 ЕАД – “графа декларанта” – заполняется по желанию пользователей и может содержать любой справочный номер, присвоенный данной партии товаров заинтересованным лицом, регистрационный номер грузовой таможенной декларации и транзитной декларации с 01.01.2007 будет проставляться в графе “А” – “графе таможенного органа”.
Поскольку в соответствии с указанной Конвенцией графа 50 ЕАД подлежит заполнению лишь при оформлении процедуры таможенного транзита, данное положение нашло свое отражение в новых правилах: сведения, ранее заявляемые в графе 50 ГТД, подлежат заявлению с 01.01.2007 в графе 44.
Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года не предусмотрено также заполнение графы 45 ЕАД при производстве формальностей в стране экспорта. В связи с этим в соответствии с новыми правилами заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, графа 45 также не заполняется.
Введение новой ГТД/ТД является промежуточным шагом в деле подготовки России к интеграции в общеевропейскую процедуру транзита, регламентированную подписанной в 1987 году Евросоюзом и государствами – членами ЕАСТ Конвенцией о процедуре общего транзита. В настоящее время ее применяют уже 32 страны.
В ближайшее время в Российской таможенной академии и Национальной ассоциации таможенных брокеров начнется обучение таможенных брокеров и декларантов работе с новым документом.
Министерство финансов ищет новые способы повысить эффективность администрирования налога на добавленную стоимость. На фоне участившихся разговоров о возможной замене НДС налогом с продаж заместитель министра финансов Сергей Шаталов сделал несколько заявлений о том, как финансовое ведомство собирается сделать этот налог более эффективным. Отметим, что за последнее время соотношение между сбором налога и возмещением НДС изменилось не в пользу бюджета.
На минувшей неделе Сергей Шаталов рассказал, как Минфин собирается с этим бороться. "Есть два механизма, которые мы хотим реализовать, — заявил заместитель министра финансов. — И первый из них — введение информационной системы, которая позволит видеть все платежи по НДС, которые осуществляются налогоплательщиками в расчетах со своими контрагентами и государством".
Речь идет о том, чтобы в платежках указывать сумму НДС не во вспомогательном, как сейчас, а в основном поле. Тогда сумма налога будет видна при банковских проводках и доступна для контроля налоговиков.
Отметим, что эта идея не нова, и подобные предложения уже не раз звучали из уст государственных чиновников. Однако она наталкивалась на сопротивление банкиров, которым, по сути, предстоит делать дополнительную работу.
"Сальдируя эти суммы по всем операциям в течение какого-то периода, можно отследить разницу и, таким образом, "поставить метку" у налогового органа", — сказал Сергей Шаталов. Если расхождения велики, то у налоговиков появится повод назначить налоговую проверку. Конкретные сроки запуска нового механизма заместитель министра финансов не назвал.
Сейчас эта идея обсуждается с ФНС, Центробанком и Минэкономразвития. "В принципе все участники оценивают идею позитивно, но требуется решить ряд сопутствующих вопросов, связанных и с банковской тайной, и с организацией этого процесса, и с программным обеспечением", — заявил Сергей Шаталов.
Эксперты в целом позитивно оценивают идею Минфина. Переориентация работы налоговых органов со сплошных проверок (проверок всех налогоплательщиков) на работу с компаниями группы риска, то есть компаниями, имеющими подозрительные показатели, является правильным подходом, подчеркивает Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит". Это позволяет налоговикам сконцентрироваться на проблемных налогоплательщиках, а не выколачивать хоть что-нибудь из вполне добросовестных организаций.
Для реализации этого предложения потребуется усиление аналитических подразделений налоговых органов и оснащение их дополнительным программным обеспечением для обработки информации, связанной с перечислениями НДС.
Кто же попадет "под колпак" ФНС? По мнению Эдуарда Кучерова, с большой долей вероятности можно предполагать, что будут подлежать проверке те, "входящий" НДС которых превышает полученный НДС, или те, полученный НДС которыми незначительно превышает НДС уплаченный. Возможно, что контролироваться также будут компании, которые слишком много уплачивают НДС за различного рода услуги, и те, поставщики которых не уплачивают НДС в бюджет. В этой связи нельзя исключить, что под контроль попадут также компании, которые осуществляют крупные инвестиции в объекты капитальных вложений и формируют большой "входящий" НДС, однако их ситуация по сравнению с нынешней ситуацией принципиально не изменится.
Однако чем больше информации в руках налоговиков, тем больше риск, что она может оказаться в общем доступе: печальный опыт появления на рынке баз данных из государственных органов, к сожалению, не единичный. Поэтому в случае внедрения подобной системы следует ограничить количество ее пользователей центральным аппаратом ФНС, региональными управлениями и межрегиональными инспекциями, отметил Эдуард Кучеров.
Банк России готовит новые предложения, направленные на еще большее ужесточение контроля над операциями по обналичиванию денежных средств. ЦБ предлагает создать два спецподразделения, у себя и в ФНС, которые займутся контролем над обналичкой и фактически будут дублировать часть функций финразведки.
Информация о новых инициативах ЦБ держится в секрете, поскольку это не более чем домашняя заготовка. Предложение по созданию спецподразделения рассматривается как потенциальная возможность облегчить работу ФСФМ. По данным ФСФМ, в течение года к ним поступает порядка 8 млн сообщений, однако на основании этих сведений возбуждается не более двух десятков уголовных дел.
Также ЦБ предполагает выработать четкие критерии, которые позволили бы спецподразделениям автоматически определять круг лиц, подпадающих под тотальную проверку. В частности, в группе риска могут оказаться индивидуальные частные предприниматели, чьи наличные обороты через банк в течение года превысят 500 млн руб.
Кроме того, по имеющейся информации, ЦБ собирается ежемесячно отслеживать объемы наличных денежных средств, которые юридические лица вносят на свои расчетные счета или снимают с них. Сбор информации будут вести раздельно — в зависимости от организационно-правовой формы компании (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.). Для каждой группы могут быть установлены свои лимиты, превышение которых грозит юрлицам серьезными неприятностями со стороны налоговиков и силовых структур.
По имеющейся информации, подозрение у спецподразделений будут вызвать операции по внесению либо снятию со счета суммы, которая на 10% больше той, что была снята или положена в предыдущем месяце. Причем не важно, разбита сумма на несколько платежей или нет. В настоящее время в поле зрения ФСФМ попадают только единовременные крупные операции.
Причем, неважно, разбита сумма на несколько платежей, или нет. В настоящее время ФСФМ обращает внимание только на единовременные крупные операции. Особое внимание спецподраздление должно обратить на банковские операции, которые классифицируются как «прочие расходы» банков.
«На мой взгляд, эти меры вряд ли что-то изменят, поскольку обналичивание денежных средств совершенно законная операция, — сказал первый зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. — По закону, каждый может распоряжаться своей собственностью, в том числе деньгами, по своему усмотрению, лишь бы эти действия не подпадали под статьи об отмывании средств и финансированию терроризм. Я думаю, если эти предложения поступят в Госдуму в виде законопроекта, вряд ли они надут поддержку».
Если импортер приобрел товар не лично, а через доверенных лиц, это еще не означает, что он потерял право на вычет по НДС. К такому выводу пришли судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 1 сентября 2006 г. № А56-6064/2005. Арбитры не нашли в российском законодательстве обязанности предпринимателей в обязательном порядке присутствовать при приобретении товара. Все документы, подтверждающие, что машины на таможенную территорию страны ввезены, оприходованы, проданы и, соответственно, налог уплачен, в рассматриваемом деле бизнесмен представил. Поскольку других требований статьи 171, 172 Налогового кодекса не содержат, у контролеров нет оснований для отказа в предоставлении вычета, подытожили судьи.
За несвоевременное оповещение налоговой об изменении своих паспортных данных предприниматель вполне может отделаться простым предупреждением. ФАС Западно-Сибирского округа постановлением от 12 сентября 2006 г. № Ф04-5773/2006(26147-А46-7) отменил решение инспекции, оштрафовавшей бизнесмена за опоздание с подачей сведений на 5 тысяч рублей. Арбитры указали на несоразмерность наказания и нарушения. Ни к каким серьезным последствиям оно в принципе привести не может, к тому же предприниматель совершил его впервые, подчеркнули судьи.
Требования банков к благонадежности своих клиентов могут возрасти до заоблачных высот. В ближайшее время депутаты намерены рассмотреть поправки, предусматривающие обязательный отзыв банковской лицензии в случае двукратного нарушения банком антиотмывочного законодательства.
Самих банкиров прежде всего смущает, что в законопроекте не указано, о каких именно нарушениях идет речь. Если в их разряд попадут и «технические» огрехи, неминуемые при большом ежедневном количестве операций, то рынок покинет большая часть банков, пояснили корреспонденту «ФАФИ» в Ассоциации региональных банков России. Что касается серьезных нарушений, отметил собеседник «ФАФИ», то на сегодняшний день у банковского сообщества нет реальных рычагов борьбы с отмыванием. На отсутствие антиотмывочного инструментария жалуются и в Ассоциации российских банков (АРБ): «Механизмов влияния на недобросовестных клиентов в целях своевременного предотвращения недопустимых операций, права отказа от совершения сомнительных операций ни законодательство, ни акты Банка России не предусматривают».
Фирмам, имеющим деловых партнеров в других странах, стоит попристальнее следить за политической ситуацией на международной арене. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, уже завтра депутаты намерены рассмотреть ряд поправок, которые позволят правительству блокировать банковские операции, а также денежные и почтовые переводы с отдельными странами и регионами. Основная цель законопроекта – борьба с отмыванием. Эксперты же напрямую увязывают нововведение с обострением российско-грузинских отношений. Напомним, что накануне о приостановке обмена денежными переводами с Грузией объявила «Почта России».
В бизнес-сообществе не исключают, что возможность приостановить легальное денежное сообщение может сильно ударить по фирмам, ведущим дела в этой стране, но тем не менее относятся к инициативе депутатов с пониманием. «Если у правительства будет достаточно аргументов, чтобы ввести в действие это положение для защиты интересов страны, то это факт безусловно положительный. Можно сколько угодно кричать, что бедную маленькую Грузию обижают, но не надо забывать, что она граничит с очень неспокойным российским регионом. И если мы сейчас дадим ей возможность контролировать эту территорию, не будем препятствовать теневому обороту, то очень скоро заплатим огромную цену», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» эксперт «Деловой России» Андрей Неведеев.
Уволить сотрудника, который по неизвестным причинам длительное время не ходит на работу, не так уж и просто. Такой вывод напрашивается из письма Федеральной службы по труду и занятости от 5 сентября 2006 г. № 1552-6. Дело в том, что пункт 6 статьи 83 Трудового кодекса позволяет прекратить трудовой договор лишь в случае смерти работника либо если суд признает его умершим или без вести пропавшим. Но что делать, если фирма не располагает документами, которые подтвердили бы сей плачевный факт? По мнению представителей Роструда, в подобной ситуации работодатель, руководствуясь пунктом 1 статьи 59 Трудового кодекса, вправе заключить срочный договор с другим сотрудником, который будет выполнять обязанности пропавшего.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года не повлияет на расчет земельного налога за этот период. Такую позицию Минфина доводит до сведения налогоплательщиков ФНС своим письмом от 22 сентября 2006 г. № ГВ-6-21/952. Представители финансового ведомства отметили, что база по земельному налогу действительно зависит от кадастровой стоимости земельного участка, но определяется она на конкретную дату, а именно на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК). Следовательно, такие перемены, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования участка, которые, безусловно, влияют на величину кадастровой стоимости объекта, нужно учитывать при расчете налога лишь в следующем налоговом периоде.
Минфин России в письме от 16.08.2006 № 03-03-04/1/629 разъяснил, как должна облагаться налогом на прибыль деятельность по организации в Интернете игр, имитирующих работу на международном валютном рынке FOREX.
По мнению финансового ведомтсва, поскольку отсутствует специальная законодательная база по этому поводу, такая детятельность подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
При этом в налоговую базу организации, которая занимается организацией таких игр, включаются не только суммы проигрышей игроков, но и все остальные доходы от этой деятельности (комиссионные вознаграждения, прибыль от операций с ценными бумагами, проценты за предоставленные участникам игр займы (кредиты), процентные надбавки (скидки) к сумме залога, курсовые разницы и т.д.).
Налогоплательщик может получить имущественный вычет по расходам на приобретение недостроенного жилого дома, а также на проведение отделочных и инженерных работ. При этом на расходы по приобретению земельного участка имущественный вычет не распространяется. Об этом Минфин России сообщает в письме от 08.08.2006 № 03-05-01-04/243.
Передача сторонней организации техники, временно ввезенной в страну, может остаться для фирмы без нежелательных последствий. Подтверждение тому – постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2006 г. № А26-356/2006-22. Суть претензий, предъявленных компании таможенной службой, заключалась в том, что организация передала оборудование, находящееся под режимом временного ввоза, другим фирмам, не потрудившись уведомить об этом таможенников. За такое самоуправство сотрудники ФТС незамедлительно выписали штраф. Однако рассмотрев все обстоятельства дела, судьи решение таможенников не поддержали. Как выяснилось, технику действительно передавали на время сторонней фирме, однако исключительно для ее ремонта и техобслуживания. Это допустимо и никакого криминала тут нет, отметили служители закона, сославшись на пункт 3 статьи 211 Таможенного кодекса. Не нашли арбитры вины налогоплательщика и в том, что указанное оборудование после ремонта использовала в работе еще одна организация. Ведь единственным доказательством, на которое опирались таможенники, было письмо, подписанное некими работниками, которые хоть и трудились в попавшей в немилость компании, но вовсе не уполномочены распоряжаться ее имуществом. Таким образом, фирма смогла выйти из злополучной истории без потерь, поскольку, по мнению судей, она вовсе не нарушала таможенный режим.
Руководителям многих фирм впору уже сейчас подумать о переименовании своих предприятий – не исключено, что через год им придется распрощаться с уже раскрученными брендами. К этому коммерсантов обяжет часть 4 Гражданского кодекса, проект которой депутаты одобрили в первом чтении неделю назад.
Согласно этому документу, наименование коммерческой организации не должно включать в себя полное или сокращенное официальное название государства, его субъектов, иностранных государств, а также производных от таких слов. Нельзя использовать также полные или сокращенные официальные названия органов государственной власти и местного самоуправления, международных и межправительственных организаций, общественных объединений. Исключительное право останется лишь за компаниями, не менее 75 процентов акций которых принадлежат государству или его субъекту.
Фирмы, занимающиеся производством, использованием и оборотом алкогольной продукции, для сдачи отчетности в электронном виде могут воспользоваться новыми форматами деклараций. Они утверждены приказом ФНС от 27 сентября 2006 г. № САЭ-3-13/633. Версию 3.01 этих документов можно «скачать» непосредственно с сайта налоговой службы. Использовать их нужно для подготовки отчетности, представляемой в налоговую инспекцию с 1 октября текущего года.
Расходы на празднование юбилея фирмы нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Об этом Минфин сообщает в письме от 11 сентября 2006 г. № 03-03-04/2/206. По мнению представителей главного финансового ведомства, данные расходы никак нельзя назвать обоснованными, поскольку они явно не направлены на получение дохода. Нельзя отнести подобные затраты и к расходам на рекламу, поскольку они не отвечают требованиям пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса, да и самому понятию «реклама», установленному Законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ.