11.08.2006
В Москве состоялось первое совещание руководителей компаний новой аудиторской сети "Нексиа CIS".
Семь компаний ( ООО "Нексиа Пачоли" г. Москва, ООО "Аудиторская компания "Мауэр-Аудит" г. Ростов-на-Дону, ООО фирма "Аудит ТД" г. Набережные Челны, Аудиторско-консалтинговая группа "Финансы" г. Москва, ООО "Глобал консалтинг" г. Москва, ООО "Консультационно-аудиторская фирма "Приоритет" г. Ярославль, HOLIS GURUH Узбекистан), предоставляющих услуги в области аудита, оценки и консалтинга, приняли решение объединить свои ресурсы для значительного повышения качества обслуживания и работы с крупными клиентами. Достижение этой цели потребует от компаний введения единых стандартов, предоставленных одной из крупнейших международных аудиторских сетей "Nexia International".
Сеть будет ориентирована на компании средних размеров, и в начале будет работать в России. В ближайшее время к сети планируют присоединиться ещё три российских компании.
В дальнейшем "Нексиа CIS" намерена выйти на перспективные рынки стран СНГ.
"Нексиа Си Ай Эс" видит свое отличие от более крупных аудиторских сетей в том, что сможет предложить клиентам среднего размера более высокий уровень сервиса, в том числе по международным стандартам финансовой отчетности.
С инициативой создания сети выступила аудиторская компания "Нексиа Пачоли". С 1996 года ООО "Нексиа Пачоли" входит в международную ассоциацию аудиторских и консалтинговых компаний "Nexia International" (штаб квартира — г. Лондон, Великобритания), объединяющую на настоящий момент более 300 аудиторских организаций из 92 стран мира с совокупным оборотом за 2005 год 1,6 млрд. долл.
Международная сеть аудиторских и консалтинговых компаний "Nexia International" входит в первую десятку крупнейших аудиторских объединений мира. "Нексиа CIS" является эксклюзивным представителем "Nexia International" в России и странах СНГ.
10.08.2006
Московские оперативники перекрыли канал незаконного обналичивания денежных средств по фиктивным договорам. В преступную схему было вовлечено более ста фирм-«однодневок», действовавших под прикрытием коммерческого банка.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе ГУ МВД России по Центральному федеральному округу, раскручивать этот сложный клубок махинаций сотрудники ОБЭП начали в апреле текущего года. Тогда же удалось выйти на идейных вдохновителей аферы – сотрудников отдела привлечения клиентов одного из столичных банков. Началось все с того, что год назад несколько предприимчивых менеджеров среднего звена зарегистрировали по поддельным документам фирму и стали втихомолку предоставлять различным организациям услуги по обналичке. После каждой такой операции в карманах махинаторов оседало 4–5 процентов от перечисленных сумм. Никакой отчетности о своей деятельности данная фирма не представляла, налогов соответственно не платила. Но мошенники не желали довольствоваться малым: через некоторое время появилось еще с десяток «липовых» компаний, потом еще. В результате госбюджет недосчитался более семи с половиной миллионов рублей.
Недавно оперативники задержали одну из сотрудниц отдела по привлечению клиентов. На допросах она рассказала обо всех аферах, в которых ее вынуждали участвовать за время работы в банке. Установлен также ряд лиц, пользовавшихся услугами фирм-«однодневок». «С ними мы сейчас работаем. Уже можно сказать, что цепочки тянутся ко многим крупным столичным и региональным компаниям и банкам», – отметил собеседник «ФАФИ».
Независимо от того, какой конкретно реквизит счета-фактуры указан неверно или вовсе отсутствует, необходимо произвести запись о его аннулировании в дополнительном листе книги покупок. На этом настаивает Минфин в письме от 27 июля 2006 г. № 03-04-09/14. Финансисты напомнили, что ошибки в реквизитах счета-фактуры служат основанием для отказа в вычете НДС (п. 2 ст. 169 НК) даже в том случае, если сумма налога в нем указана верно.
В недалеком будущем фирмы будут избавлены от необходимости по нескольку раз представлять в инспекции одни и те же документы. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе ФНС, уже в конце текущего года налоговое ведомство собирается приступить к созданию электронных архивов с оперативным доступом. Напомним, что с 1 января 2010 года налоговикам запрещается требовать у фирм документы, которые они уже представляли им ранее. Впрочем, в ФНС объясняют введение «виртуального архивирования» иными причинами. Дело в том, что в архив дела передаются только через три года после проверки, однако потребность в повторном обращении к декларациям и отчетности возникает у инспекторов именно в эти три года.
Минимальная стоимость 1 квт.ч электроэнергии для населения в Москве в 2007 году составит 2 рубля 6 копеек, максимальная — 2 рубля 8 копеек, говорится в приказе Федеральной службы по тарифам РФ. Промышленные потребители Москвы в 2007 году будут платить от 1 рубля 35 копеек до 1 рубля 43 копеек за 1 квт.ч. В Московской области стоимость электроэнергии составит 1,76-1,8 рубля за 1 квт.ч для населения и 1,42-1,47 рубля 1 квт.ч для промышленности.
Для жителей Санкт-Петербурга тариф утвержден в размере 1,41-1,44 рубля за 1 квт.ч, для промышленных потребителей города — 1,31-1,41 рубля. Москва занимает пятое место среди субъектов РФ по стоимости электроэнергии для населения. Больше, чем в Москве, придется платить гражданам Камчатки (2,7-2,82 рубля), Корякии (2,92-2,99 рубля), Чукотки (3,0-3,08 рубля) и Сахалинской области (3,05-3,13 рубля за 1 квт.ч). Минимальный энерготариф установлен для жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО: 0,38-0,41 копейки за 1 квт.ч. Максимальный тариф для промышленных потребителей ФСТ установила в Ненецком автономном округе — 2,91-3,23 рубля за 1 квт.ч. Минимальный тариф установлен в Дагестане — 0,74-0,75 рубля за 1 квт.ч.
Кроме того, ФСТ установила стоимость тепловой энергии, производимой электростанциями в комбинированном режиме. Для Москвы цена 1 гКал тепла составит 305,4-305,8 рубля, для области — 424,5-426,3 рубля, для Санкт-Петербурга — 331,0-346,7 рубля.
Объем информации, которую банкиры в настоящее время обязаны сообщать о своих клиентах в контролирующие инстанции, может быть значительно сокращен. Как рассказал корреспонденту «ФАФИ» исполнительный вице-президент по правовым вопросам Ассоциации российских банков (АРБ) Андрей Емелин, ЦБ совместно с Росфинмониторингом готовит поправки в закон о противодействии легализации преступных доходов. В частности, банкам не надо будет информировать ФСФМ об операциях по зачислению или переводу средств, если один из контрагентов имеет счет в банке страны, не участвующей в сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных доходов.
По словам Емелина, участники АРБ целиком поддерживают инициативу вышеозначенных ведомств и со своей стороны уже предложили ряд более радикальных изменений. Возможно, они появятся в виде отдельного законопроекта. В первую очередь, пояснил вице-президент, необходимо фактически полностью переписать статью, содержащую перечень подконтрольных операций. «Крайняя нечеткость терминологии, которая там имеет место, создает на практике массу сложностей. В одном абзаце фигурируют «операции», в другом «сделки»… В результате непонятно, кто, куда и о чем должен сообщать», – сетует представитель АРБ. Кроме того, продолжил он, сейчас банк могут лишить лицензии за два любых нарушения этого закона, причем под нарушением понимается и опоздание на один день с передачей информации. «Но сколько может продержаться без ошибок крупный банк, совершающий несколько тысяч операций в день? Неделю, полторы…», – недоумевает Емелин.
О том, что объем предоставляемой банками информации явно завышен, а способы ее сбора толком не прописаны, сказано уже немало. Но самое главное, сейчас ни один госорган не имеет права давать официальные толкования этого закона. «В результате мы работаем по разным информационным письмам ЦБ непонятной юридической силы. Причем эти письма начинаются со слов “мы не имеем права разъяснять, но все же…”. Ну это же абсурд, и с абсурдом этим надо разбираться как можно скорее», – заключил Емелин.
Не исключено, что страховщикам разрешат самостоятельно устанавливать тарифы на полисы ОСАГО. С таким предложением Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обратилась в Минфин. Об этом на прошедшей накануне пресс-конференции сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев. «В результате возникшей ценовой конкуренции выиграет тот, кто наладил работу с клиентами, развивал свою систему услуг. Даже маленькая компания сможет выиграть конкурентную борьбу за счет снижения стоимости договоров страхования», – уверен глава ФАС. Однако в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» он отметил, что обязательно должна быть установлена нижняя планка стоимости полисов. «В противном случае некоторые недобросовестные компании начнут неоправданно занижать стоимость своих услуг, после чего рухнут и оставят клиентов с носом», – заявил Артемьев. Он надеется, что уже к середине следующего года предложение ФАС будет одобрено и начнет работать.
Напомним, что в настоящее время тарифы на «автогражданку» определены постановлением Правительства от 8 декабря 2005 г. № 739.
Приобретая долю организации у физического лица, с выплаченных ему сумм фирма обязана удержать НДФЛ. Об этом Минфин сообщает в письме от 13 июня 2006 г. № 03-05-01-04/156. Финансисты обращают внимание на то, что в подобных ситуациях налоговый агент не вправе уменьшить базу по НДФЛ на расходы продавца, связанные с приобретением указанной доли. Дело в том, что такая возможность не предусмотрена статьей 220 Налогового кодекса. Следовательно, фирме необходимо уплатить налог со всей стоимости доли, а свои расходы продавец сможет учесть при подаче налоговой декларации.
Расходы на обучение сотрудников не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН, если повышение квалификации производится в интересах фирмы. Об этом Минфин сообщает в письме от 18 июля 2006 г. № 03-05-02-04/111. Финансисты учли, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, согласно статье 196 Трудового кодекса, определяет работодатель. Он же и организует процесс обновления «знаний» сотрудников. Причем неважно, как он это сделает: заключит договор с преподавателем – физическим лицом или с каким-либо образовательным учреждением. Главное, чтобы условия и порядок обучения были закреплены в трудовом или коллективном договоре. Единственное, на что обращают внимание представители главного финансового ведомства: такие выплаты в соответствии с пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса не должны относиться к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль в текущем периоде.
Напомним, что ранее Минфин утверждал, что удерживать НДФЛ не нужно, только если обучение проходит в лицензированном образовательном учреждении (письмо от 2 августа 2005 г. № 03-03-04/2/35).
Стоимость лицензии на открытие игорного заведения, возможно, резко возрастет. На этом по крайней мере настаивают представители Общественной палаты. Сейчас предприниматели, желающие открыть казино или зал игровых автоматов, должны выложить за лицензию три тысячи рублей. Директор Института прав человека Камилжан Каландаров на прошедшем накануне заседании Комиссии по вопросам развития культуры предложил увеличить плату за лицензию, ни много ни мало, в один миллион раз. По мнению правозащитника, это сократит число желающих заниматься игорным бизнесом.
Напомним, что в начале этого года депутаты Госдумы уже выступали с подобным предложением. Однако их требования к бизнесу на фоне инициатив Общественной палаты выглядели скромно. Размер госпошлины за лицензирование, считали законодатели, должен составлять тридцать миллионов рублей.
Несмотря на ужесточение законодательства в сфере оборота спиртосодержащей продукции, 90% алкоголя в Петербурге по-прежнему продается с нарушениями. Поддельные марки появляются быстрее легальных.
Об этом свидетельствуют результаты проверки Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли СПб (КЭРППиТ). Поводом для нее послужило вступление в силу с 1 июля 2006г. отдельных положений федерального закона об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции (в частности, введен запрет на реализацию бутылок с акцизными и специальными марками старого образца).
За июль было проведено 120 рейдов по торговым точкам. Нарушения выявлены в 90% случаев. Рейды показали, что народные умельцы уже наладили производство поддельных акцизных марок, которыми должны оклеивать бутылки производители и импортеры спиртного. Так, в магазине на Двинской улице торговали водкой с новыми федеральными специальными марками с одинаковыми порядковыми номерами, на которых отсутствовали сведения о производителе и наименовании алкогольной продукции. Там же на 0,25-литровые бутылки были нанесены марки, предназначенные для бутылок емкостью 0,5 л.
"Проблемы с ЕГАИС дали возможность нелегальному алкоголю проникнуть в те магазины, которые раньше им не торговали. В ситуации, когда легального алкоголя не было вообще, магазины, чтобы не терять выручку, продавали контрафакт", — уверяет директор по продажам ООО "Торал" Михаил Денисов.
"В связи с тем, что не была запущена ЕГАИС, в первых числах июля был зарегистрирован всплеск роста доли контрафактного алкоголя в Петербурге с 40-50 до 65%. Сегодня ситуация начинает стабилизироваться благодаря тому, что хотя бы в тестовом, ручном режиме все больше игроков рынка начинают подключаться к ЕГАИС", — говорит Вениамин Грабар, генеральный директор Холдинговой компании "Ладога".
За последний месяц проявился еще один нюанс. Старые марки было невозможно использовать повторно: их клеили на горлышко бутылки и при открытии бумага рвалась. Новые марки приклеиваются сбоку, и в некоторых пунктах приема стеклотары бутылки с новыми марками начали принимать по завышенной цене. "Ни один завод не работает на вторичной стеклотаре. Охотятся именно за такими бутылками только для нелегального производства", — комментирует президент Ассоциации "Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса "АЛБИ" Игорь Попов.
Самые распространенные нарушения: в 77,4% случаев продавцы не могли предъявить документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкоголя; у 75,5% проверяемых отсутствовал полный пакет правоустанавливающих документов (свидетельство о госрегистрации, договор аренды, лицензия, санкнижка и т.д.); 67,6% спиртных напитков по-прежнему реализуется индивидуальными предпринимателями, хотя федеральный закон это запрещает; 6,5% торговых точек продают крепкий алкоголь после 23 часов.
С вчерашнего дня страховое возмещение по банковским вкладам увеличивается почти в 2 раза — со 100 тыс. до 190 тыс. рублей. И это далеко не предел. Во вторник глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов заявил, что в течение 2007 года размер компенсации может быть повышен до 300 тыс. рублей. А в 2010-2012 годах вообще планируется выйти на европейский уровень, доведя страховку до 20 тыс. евро.
Правда, непонятно, зачем нужна такая спешка. Ведь пока россияне вообще не слишком обращают внимание на страховку.
Утверждали, что количество людей, хранящих деньги на депозитах, значительно увеличится. А почему-то народ в банки активнее не побежал. Более того, налицо снижение темпов прироста вкладов.
Так, если за первые 6 месяцев прошлого года количество депозитов выросло на 16.5%, то в этом году — всего на 13.8%. С другой стороны, сейчас более 98% всех вкладов не превышает сумму 100 тыс. рублей, то есть подпадает под страховку, которая действовала до 9 августа.
Пока страховой фонд АСВ, из которого производятся выплаты вкладчикам обанкротившихся банков, вряд ли можно назвать большим. По общемировой практике фонд считается достаточным, если его размер составляет не менее 5% от количества застрахованных средств. В связи с увеличением страхового возмещения со 100 тыс. до 190 тыс. рублей размер ответственности АСВ оценивается в 1944.3 млрд. рублей. А в фонде сейчас 29.2 млрд. рублей. Как ни крути, а это всего 1.5%.
По расчетам АСВ, сейчас средств фонда достаточно для выплат вкладчикам любого частного банка в случае его банкротства. А если таких организаций будет несколько? По мнению многих экспертов, сейчас лучше не спешить с повышением страхового покрытия, а подождать пару лет, пока в фонде накопится достаточных средств.
Тем более на данный момент по размеру страховки по вкладам мы и так впереди других стран СНГ. Если у нас возмещение составляет примерно $7 тыс., то в Армении — $5 тыс., Казахстане — $3 тыс., на Украине — $1600.
За 1-е полугодие 2006 года столичное налоговое управление мобилизовало в бюджетную систему 503,7 млрд руб., что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как удалось достичь столь высоких показателей? Какие методы контрольной работы применяют в столице? Об этом рассказала руководитель Управления ФНС России по г. Москве Н. Синикова.
В: С чем связаны столь высокие темпы роста налоговых поступлений?
О: Я считаю, что на темпы роста повлияло несколько факторов. И прежде всего — высокий уровень развития экономики Москвы. Так, в январе — мае индекс производства в столице составил 121,4% к аналогичному периоду прошлого года. Если говорить о росте поступлений отдельных налогов, нужно принимать во внимание и другой фактор. Например, рост поступлений налога на прибыль во многом связан с ростом доходности банковского сектора столицы, а также с разовыми платежами при реализации ценных бумаг. А это ни много ни мало 8,8 млрд руб. Ну и, наконец, еще один фактор — повышение уровня контрольной работы налоговой службы Москвы.
В: Какова статистика поступлений НДС?
О: Наше управление обеспечивает 60,7% поступлений НДС в федеральный бюджет. Индикативные показатели по мобилизации налога, установленные на 1-е полугодие, выполнены на 104,2%. В абсолютных цифрах это 132,5 млрд руб., что на 43,8% больше, чем в 1-м полугодии прошлого года.
В: С какими проблемами сегодня сталкиваются налоговые органы при администрировании НДС?
О: Одна из главных проблем — неправомерное возмещение НДС. Наша задача — полностью исключить такие факты. Это касается не только экспортеров. Мы сталкиваемся и со случаями неправомерного возмещения НДС по операциям, совершаемым на внутреннем рынке.
Если же говорить об экспортерах, то мы администрируем 4,5 тыс. таких налогоплательщиков. По состоянию на 1 июня 2006 года общая сумма НДС, которую налогоплательщики предъявили к возмещению, составила 27,8 млрд руб. Это на 14% больше аналогичного показателя 2005 года. Налоговые органы Москвы рассмотрели заявлений на сумму 18,2 млрд. руб. Только 60% этой суммы подтверждено налоговыми органами.
В: Какова основная причина отказов?
О: Налогоплательщики необоснованно заявляют НДС к вычету или не подтверждают документально право на вычет. Замечу, что названные мною показатели свидетельствуют о масштабности и трудоемкости той работы, которая связана с рассмотрением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. Нередко нам приходится проводить углубленные проверки поставщиков по цепочке, пока мы не выявим производителя экспортируемого товара. Мы также тщательно изучаем схемы движения товарно-денежных потоков.
Обработать вручную такой объем поступающей информации нереально. Поэтому при проведении мероприятий налогового контроля мы используем информационно-поисковую систему «Схемы ухода от налогообложения», а также программно-информационный комплекс «НДС».
В: Контролируете ли вы работу инспекций?
О: Безусловно. В управлении уже два года работают комиссии по рассмотрению вопросов полноты и качества проведения инспекциями мероприятий налогового контроля. В текущем году состоялось около 80 заседаний комиссии, рассмотрено 949 налоговых деклараций на общую сумму около 22 млрд руб.
В: Изменились ли методы налогового контроля в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ?
О: Да, вступление этого закона в силу изменило формы и методы контроля за обоснованностью возмещения НДС. В настоящее время у нас нет возможности подтвердить достоверность сведений, указанных налогоплательщиками в счетах-фактурах, через кредитные учреждения.
Наше управление располагает достаточными административно-организационными ресурсами и информационно-аналитическими инструментами для проверки обоснованности возмещения НДС. Один из них — встречные проверки контрагентов налогоплательщика. В 2006 году отделы встречных проверок созданы во всех инспекциях Москвы.
В контрольной работе мы используем комплексную систему сведений о налогоплательщиках (КСНП). С помощью такой базы данных нам удается предотвращать реализацию криминальных схем, связанных с незаконным возмещением и зачетом в бюджет неуплаченного НДС.
Этот информационный ресурс дает возможность проанализировать деятельность контрагентов проверяемого налогоплательщика и по прямым и косвенным признакам определить его добросовестность. Так, с помощью КСНП мы устанавливаем факт регистрации партнеров налогоплательщика, соответствие реквизитов (ИНН, фамилии руководителей организации) и, как следствие, обоснованность подписания ими финансовых документов, счетов-фактур. Анализируем состояние лицевого счета организации. Проверяем, например, сдает ли она вовремя и в полном объеме налоговую отчетность.
Хочу отметить, что управление в конце прошлого года провело инвентаризацию всей представленной налоговой отчетности. Данные по всем строкам деклараций, полученных от налогоплательщиков, внесены в информационный ресурс «АИС-Налог». Текущую налоговую отчетность инспекции вводят своевременно.
Иными словами, мы поддерживаем базу данных КСНП в актуальном состоянии. Кроме того, мы используем базу данных по утерянным паспортам, что позволяет уже на начальном этапе проверочной работы выявлять недобросовестных налогоплательщиков.
В: Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с администрированием налога на прибыль организаций.
О: За 1-е полугодие установленные бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций значительно перевыполнены: в федеральный бюджет — на 26,2%, в бюджет города — на 38,3%. Темп роста поступлений налога в консолидированный бюджет составил относительно 1-го полугодия 2005 года 182%.
Установленные бюджетные назначения поступления налога на прибыль в федеральный бюджет за полугодие перевыполнены на 10,8 млрд руб., обеспечен темп роста к аналогичному периоду прошлого года — 195,4%. На рост поступлений этого налога помимо макроэкономических факторов повлияло усиление налогового контроля. Так, в результате контрольных мероприятий только за 1-е полугодие 2006 года доначислено 10,4 млрд руб.
В: На что вы ориентируете инспекторов при проведении проверок?
О: Если говорить о камеральных проверках, то начиная с 2006 года мы ориентируем инспекторов на уменьшение объемов запрашиваемых документов. Мы считаем, что объекты для камеральной проверки нужно выявлять на основе экономического анализа бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль.
Как показывает практика контрольной работы, схемы минимизации налога на прибыль связаны с необоснованным учетом документально не подтвержденных расходов. Так, зачастую мы устанавливаем факты совершения налогоплательщиками сделок по фиктивным документам.
В: Как выявляются такие факты?
О: Мы проводим встречные проверки организаций — контрагентов налогоплательщика, в частности поставщиков приобретаемого имущества, подрядчиков и исполнителей работ, услуг, а также опросы руководителей и учредителей этих организаций. Кроме того, мы проводим осмотры мест, где организации ведут деятельность. Анализируем информацию из внешних источников. Все это позволяет установить факты и обстоятельства, свидетельствующие о том, что представленные документы не подтверждают реальных сделок и финансово-хозяйственных операций.
В: Московский регион от большинства регионов России отличает высокая средняя заработная плата — около 17 тыс. руб. Соответственно столица обеспечивает поступление значительных сумм ЕСН, страховых взносов во внебюджетные фонды и НДФЛ. Однако именно ваше управление стало одним из инициаторов активной борьбы с «теневой» зарплатой…
О: За год — с 1 июня 2005 года по 1 июня 2006 года — удельный вес управления в поступлении ЕСН в федеральный бюджет возрос на 2,5 процентных пункта и составил 18,4%, в государственные внебюджетные фонды — 17,1%. Но эти показатели могут быть выше, если вывести зарплату из «тени». Поэтому проверки налогоплательщиков с признаками ухода от налогообложения путем выплаты «серой» заработной платы — одно из приоритетных направлений нашей работы.
В апреле 2006 года в управлении создана комиссия, в рамках которой в территориальных инспекциях функционируют 42 рабочие группы. Они взаимодействуют с налогоплательщиками, выплачивающими зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в Москве. Таких организаций насчитывается около 60 тысяч. Мы их распределили на четыре группы в зависимости от средней суммы выплат на одного сотрудника.
В: Как вы воздействуете на таких налогоплательщиков?
О: Мы проводим углубленный анализ их деятельности, а затем приглашаем их на заседания рабочих групп Комиссии при Управлении ФНС России по г. Москве или на заседания созданных рабочих групп при каждой инспекции. Всего с апреля 2006 года проведено 536 заседаний рабочих групп и 10 заседаний комиссии, заслушаны представители почти 11 тыс. организаций. Из них примерно 9,5 тыс. согласились с доводами комиссии и рабочих групп и приняли меры для повышения заработной платы. Причем почти каждая вторая фирма сделала это самостоятельно, не дожидаясь рассмотрения материалов налоговыми органами.
В: А как вы работаете с теми, кто не согласился с доводами комиссии?
О: Эти организации мы включили в планы комплексных выездных налоговых проверок на III квартал 2006 года. Кстати, работа налоговых органов по легализации заработной платы положительно сказывается и на администрировании другого «зарплатного» налога — НДФЛ. Его поступления в консолидированный бюджет Москвы возросли за 1-е полугодие на 44,7%.
В: Расскажите, пожалуйста, как меняются подходы к проведению выездных налоговых проверок.
О: Сегодня можно говорить о новой идеологии и концепции выездных налоговых проверок. Эта концепция реализована в Регламенте планирования и подготовки выездных проверок, который утвержден в 2006 году. Документ предусматривает использование всего комплекса процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщике, и позволяет усилить контроль уже на стадии формирования плана проверок. При этом основной акцент сделан на информационно-аналитическое обеспечение и тщательный предпроверочный анализ.
Так, мы очень внимательно подходим к выбору объекта проверки, выявляя с помощью программных средств наиболее вероятные «зоны риска». Я имею в виду случаи нарушения налогового законодательства. Во время проверок мы также активно используем специальный программный комплекс. Он позволяет в режиме реального времени контролировать ход проверки и одновременно отслеживать поступления в бюджет доначисленных сумм.
Еще один важный момент: мы уходим от практики проведения проверок по отдельным налогам. Комплексные проверки, когда в поле зрения проверяющих попадают все налоги сразу, гораздо эффективнее.
И, пожалуй, самое главное. Мы установили приоритет качества контрольной работы над количественными показателями.
В: Можно ли оценить эффективность новых методов в цифрах?
О: Конечно. Выбранные нами методы контрольной работы дают весьма ощутимые результаты. Так, за 6 месяцев 2006 года налоговые органы столицы дополнительно начислили 35,9 млрд руб. платежей, что на 9 млрд руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти 42% доначислений, или 15 млрд руб., обеспечили выездные налоговые проверки.
В: Расскажите об основных методах борьбы с фирмами-однодневками.
О: Одной из важных задач организации контрольной работы является работа по пресечению и профилактике деятельности фирм-однодневок в соответствии с Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок. Для более эффективного решения этой проблемы на региональном уровне формируется Единая база организаций с признаками фирм-однодневок. В перспективе такая база должна быть создана и на федеральном уровне.
В: Какая роль в этой работе отводится правоохранительным органам?
О: Достаточно высокая результативность мероприятий, проводимых совместно с правоохранительными органами, предопределила необходимость дальнейшего расширения форм и методов этого взаимодействия. В июне 2006 года создана рабочая группа из представителей УФНС России по г. Москве и ГУВД Москвы. В рамках ее деятельности уточнен порядок взаимодействия налоговых инспекций и отделов управления по налоговым преступлениям ГУВД. В частности, мы подготовили план совместных мероприятий. В ходе его осуществления были проверены 20 фирм-однодневок. Объектами совместных проверок стали также девять организаций — фактических исполнителей упомянутых схем.
Дальнейшая работа в данном направлении позволит исключить из экономической деятельности значительное число создаваемых фирм-однодневок, а также разработать механизм эффективного противодействия злоупотреблениям недобросовестных юридических лиц при госрегистрации.
В: Вы оценивали, как много создается фирм-однодневок?
О: В Москве в 2006 году 40% всех зарегистрированных юридических лиц имеют признаки фирм-однодневок. Сведения о таких фирмах мы направляем в налоговые инспекции и банки для проведения мероприятий, предусмотренных Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок.
В: Как часто фирмам с признаками однодневок отказывают в госрегистрации?
О: Решения об отказе в госрегистрации выносятся практически по каждой третьей фирме с признаками однодневки.
Кстати, в ходе контрольных мероприятий нам удалось выявить большое число подставных лиц, задействованных при создании фирм-однодневок. В настоящее время мы привлекаем этих лиц к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.
Законодательные ограничения объема телерекламы привели к тому, что расценки на нее у ведущих российских телеканалов в 2007 году вырастут на треть. Крупнейший продавец рекламного эфира группа "Видео Интернешнл" (ВИ) разослала в рекламные агентства прайс-лист на 2007 год. По оценкам экспертов, в нем заложено более чем 30-процентное увеличение цены рекламного эфира, при этом прайм-тайм дорожает на 80-110%. Рекламодатели недовольны столь резким ростом стоимости телерекламы, однако согласны платить больше: свои рекламные расходы готовы увеличивать даже небольшие производители.
Продавец телерекламы попытался замаскировать размеры медиаинфляции в 2007 году. Базовые тарифы на рекламу "Видео Интернешнл" подняла незначительно, а на некоторых каналах, например "Первом" и "России", и вовсе оставила неизменными. При этом компания сообщила, что с будущего года базовая цена одного пункта рейтинга (GRP, условная единица при продаже телерекламы) на всех каналах приводится без учета налогов.
"До сих пор ВИ всегда включала НДС в стоимость",– отмечает содиректор компании Opera Николай Ануфриев. Получается, что на "Первом" и "России" цена автоматически растет минимум на размер сегодняшней ставки НДС (18%). С учетом же содержащейся в прайс-листе системы наценок и скидок телереклама на центральных каналах в 2007 году подорожает примерно на треть. Наиболее заметным будет подорожание коммерческих каналов – СТС и Ren TV.
Сильнее всего в 2007 году вырастет стоимость рекламы в прайм-тайм. По оценке гендиректора агентства MPG Бориса Карасева, "в зависимости от качественных параметров прайм-тайм дорожает на 80-110%".
Рекламодателей темпы роста цен не смущают. О приоритетности ТВ в своих коммуникациях сказали все опрошенные компании. Эту точку зрения разделяют и в рекламных агентствах. Уходить с телевидения не планируют даже компании, у которых объем закупаемой телерекламы невелик. В компании Essen Production, чей рекламный бюджет в этом году рассчитан по покупку всего 5 тыс. GRP на ТВ (для сравнения: крупнейшие компании закупают более 20 тыс. пунктов рейтинга), намерены закупить такой же объем и в 2007 году. "Будем изыскивать дополнительные средства, возможно, откажемся от спонсорства в пользу стандартного размещения",– рассуждает заместитель гендиректора по маркетингу Essen Production Айдар Авхадиев.
Эксперты объясняют желание рекламодателей во что бы то ни стало остаться на ТВ тем, что, несмотря на подорожание, телевидение продолжает оставаться одним из самых дешевых рекламоносителей. Согласно последнему отчету "Media Cost and Inflation Report" сетевого агентства Initiative Worldwide, стоимость тысячи контактов с аудиторией в 2005 году в России на ТВ и наружной рекламе равнялась $1,02 и $0,65 соответственно. Для сравнения: на радио этот показатель составил $4,4, в газетах – $6,04, в журналах – $12,9.
В 2006 г. Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ взяло на себя финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, связанных с вредным или опасным производством. О том, как это будет происходить, рассказал заместитель председателя Комитета общественных связей Москвы, главный государственный эксперт по условиям труда Владимир Романов.
По его словам, данная акция проводится в рамках реализации национального проекта «Здоровье». Для ее финансирования медицинская организация представляет в филиал регионального отделения (страхователя) копию договора с работодателем на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников с приложением поименного списка работников страхователя. Эти списки должны быть согласованы с органом территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу и содержать сведения о дате рождения и профессии работников. В соответствии с договорами региональные отделения Фонда перечисляют средства на оплату дополнительных медицинских осмотров работников медицинским организациям, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Московское региональное отделение Фонда финансирует дополнительные медицинские осмотры работников из расчета 535 рублей за осмотр одного человека. На такие осмотры могут рассчитывать и работники малых предприятий, имеющих вредные и опасные производства.
Каковы объемы осмотра? Прежде всего, врачи-специалисты: терапевт, эндокринолог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог (для мужчин). Далее – лабораторные и функциональные исследования: клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина и сахара в крови, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (для женщин в возрасте 40 – 55 лет – 1 раз в 2 года) или УЗИ молочных желез, ультразвуковое исследование предстательной железы (по медицинским показаниям).
«Напомню, что по результатам проведения дополнительных осмотров медицинские организации ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, представляют в региональные отделения Фонда счет за оплату проведенных медицинских осмотров и реестр, содержащий сведения об их результатах. Региональные отделения производят оплату этих счетов по безналичному расчету в течение десяти рабочих дней со времени получения счета», — добавил В.Романов.
Всю дополнительную информацию можно узнать в филиалах отделения Фонда по месту регистрации страхователя (работодателя).
В конце минувшего месяца ФАС направила операторам сотовой связи запрос о причинах и правовых основаниях введения платы за телефонные соединения. Такую плату решили ввести операторы «большой тройки» — ОАО «МТС», ОАО «Вымпелком» и ОАО «Мегафон» — в ответ на принятие нового федерального закона, реализующего принцип «платит звонящий».
Как заявил в среду, 9 августа, руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, пока в картельном сговоре сотовых операторов никто не обвиняет, так как только начато расследование и были направлены запросы в эти компании. Однако он считает крайне маловероятным, чтобы три компании, не обсуждая друг с другом, одновременно решили одинаковым способом компенсировать свои потери, вводя плату за соединение. «Если они сговаривались, имеет место картельный сговор, согласованные действия, то есть грубейшее нарушение антимонопольного законодательства», — пояснил руководитель ФАС.
Он рассказал, что на сегодняшний день уже две компании (МТС и Билайн) отказались от взимания платы за соединение и применяют альтернативное решение – повышают плату за первую минуту разговора.
И.Артемьев отметил, что рассмотрение данного дела ведется по нормам старого закона о защите конкуренции, согласно которым доказать сговор между компаниями можно только при наличии письменного договора между ними. «Чтобы доказать картель, нужно представить письменное соглашение, но я думаю, что его нет», — пояснил он. Однако благодаря новому закону о защите конкуренции, который вступит в силу с 26 октября текущего года, такие согласованные действия компаний доказывать можно будет гораздо легче. Сейчас же важно предотвратить незаконные действия мобильных операторов и защитить права потребителей, подчеркнул руководитель ФАС.
Он считает, что при желании сотовые компании вполне смогут придумать какие-либо новые экономические уловки, чтобы повысить прибыль, однако полагает, что «не в интересах компаний мобильной связи устраивать такие акции».
Как стало известно, Райффайзенбанк испытывает затруднения с интеграцией в свою структуру купленного еще весной российского Импэксбанка. Из-за внедрения западных стандартов управления рисками российский банк может потерять до 75% заемщиков – в первую очередь физических лиц, малых и средних предприятий.
В июне Райффайзенбанк сделал первые шаги по интеграции Импэксбанка в свою структуру, начав внедрять в нем собственную схему оценки заемщиков. В частности, в банке был создан департамент риск-менеджмента. Однако разница между российским и западным подходами к оценке рисков привела к несоответствию значительной части клиентов Импэксбанка австрийским стандартам.
Как рассказал источник, близкий к Райффайзенбанку, для оптимизации кредитных рисков менеджменту "Импэкса" дано указание не возобновлять кредиты заемщикам, не соответствующим новым стандартам платежеспособности.
Эту информацию подтвердили и бывшие сотрудники Импэксбанка. По их словам, после начала интеграции банк вынужден отказывать в рефинансировании заемщикам из числа малых и средних предприятий, с которыми работал в предыдущие несколько лет. Об этом же говорят клиенты Импэксбанка в своих жалобах на банковских интернет-форумах.
В Райффайзенбанке подтвердили переход Импэксбанка на единые стандарты оценки рисков. Предправления Райффайзенбанка Йохан Йонах при этом опроверг "ссылки на возможное несоответствие клиентов Импэксбанка стандартам группы". В то же время он подчеркнул, что "любой клиент ищет тот банк, который наиболее соответствует его потребностям", и отметил, что теперь приоритеты Импэксбанка лежат в области кредитования крупного и среднего бизнеса.
По словам старшего вице-президента Промсвязьбанка Валерия Кардашова, ранее работавшего в Импэксбанке, если Райффайзенбанк не сделает более гибкой систему риск-менеджмента, потери клиентской базы "Импэкса" по малому и среднему бизнесу и физическим лицам могут достигнуть 75%, а по крупным клиентам – 30-40%.
Проводимая Райффайзенбанком политика заставила экспертов поставить под сомнение целесообразность приобретения "Импэкса" за $550 млн весной этого года. На тот момент Импэксбанк, владеющий 189 отделениями в 44 регионах России, выдал кредитов физическим лицам на 12,4 млрд руб. (по данным на 1 января 2006 года) и кредитов малому и среднему бизнесу на 7,6 млрд руб. Его клиентская база составляла более 3000 малых и средних предприятий.
Участники рынка полагают, что если Райффайзенбанк не смягчит требования к оценке заемщиков, вместо активной региональной экспансии он рискует получить полупустую филиальную сеть стоимостью $550 млн.
Центральный банк России отозвал в 2006 году лицензии у 30 кредитных организаций за нарушение законодательства по противодействию легализации преступных денежных средств. Об этом сообщил 8 августа на межведомственном совещании в Иркутске глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков. По его словам, «система противодействия отмыванию преступным путем приобретенных доходов и финансированию терроризма устойчиво развивается и совершенствуется».
В Иркутской области в 2006 году зарегистрированы 4690 преступлений с налогами и коррупцией. Для обеспечения прозрачности при расходовании бюджетных средств в регионе создано агентство по госзакупкам, деятельность которого находится в поле зрения областной контрольно-счетной палаты.
Зубков отметил, что, кроме Иркутска, подобные совещания прошли в Ставрополе и Воронеже, и их результатом стало «ослабление влияния на финансовом рынке криминогенных процессов».
Федеральная налоговая служба (ФНС) России в текущем году планирует приступить к созданию электронных архивов, которые избавят налогоплательщика от необходимости представлять одни и те же документы по нескольку раз в инспекцию, а налоговикам позволят решить проблему нехватки площадей для хранения бумаг.
"В 2006 году начнутся работы по автоматизации объединенных архивохранилищ (включая сканирование документов). В настоящее время готовится конкурсная документация", — сообщили в ФНС в ответ на запрос.
Налоговики сообщили, что в соответствии с законодательством управлениям ФНС России по субъектам Федерации поручено подготовить предложения по организации архивных хранилищ.
Ранее сообщалось, что по Налоговому кодексу с 1 января 2010 года налоговым органам запрещается требовать у налогоплательщика документы, которые он уже представлял в налоговую службу. Предполагается, что за три года (оставшиеся до вступления в силу этой нормы) налоговики должны решить вопрос с хранением документов и оперативным доступом к ним. Как отмечал ранее замминистра финансов Сергей Шаталов, Минфин планирует к осени изучить возможность финансирования создания архивов из бюджета.
Как объяснили в службе, в настоящее время из-за нехватки площадей и отсутствия дополнительной численности в инспекциях ФНС России остро стоит вопрос хранения документов. В первую очередь речь идет о регистрационных делах, учетных делах, налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, а также о так называемых "досье налогоплательщика" — решения по результатам налоговых проверок, акты выездных налоговых проверок, письма, запросы налогоплательщика и копии ответов на них, объяснили в ФНС. Кроме того, отметили налоговики, в архив дела передаются только через три года, однако потребность в доступе к декларациям и отчетности возникает в первые три года.
Оперативно получать сведения налоговики могут, если все бумаги хранятся либо в самой инспекции, либо в архивохранилищах, объединяющих документы нескольких инспекций.
"Но такой способ не подходит для больших по территории регионов. В данном случае актуально использование сканирования документов и обеспечение доступа к их электронным образам. В данном случае потребность получения бумажных документов из объединенного архивохранилища резко сокращается", — отмечается в письме.
"Аутсорсинг, то есть обработка и хранение документов в других организациях, в том числе частных, возможен, но в настоящее время данная технология органами государственной власти не используется", — также отметили в ФНС.
Слово «лизинг» появилось в русском языке в середине 1990-х. Бизнесмены довольно скоро оценили налоговые преимущества, которые можно получать, используя лизинговые схемы. До кризиса 1998-го лизинг по большей части работал примерно так: компания покупала у поставщика на свои средства необходимую технику или оборудование, обращалась в лизинговую компанию, оформляла приобретенное имущество на балансе лизингодателя и пользовалась вполне законными методами снижения налога на имущество и прибыль. С момента введения в действие закона о лизинге в 1998 году рынок лизинговых услуг стал приобретать цивилизованный характер.
Как отметил директор по развитию бизнеса ЛК Europlan Александр Михайлов, «в настоящее время мы не видим каких-либо проблем, связанных с законодательной базой и налоговым учетом по вопросам финансовой аренды как для лизингодателя, так и для лизингополучателя». Депутат Госдумы РФ Геннадий Аксаков, один из разработчиков закона о лизинге, считает, что самые сильные стороны закона — возможность применения ускоренной амортизации с использованием коэффициента «3», учет предмета лизинга на балансе лизингодателя или лизингополучателя. Кроме того, предмет лизинга может выступать естественным залогом, что является дополнительной гарантией возврата вложенных средств.
Действует лизинг так. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает на свои средства необходимое оборудование, которое потом сдает в финансовую аренду клиенту. К концу действия лизингового договора клиент выплачивает всю стоимость оборудования и получает его в собственность. Сейчас активно развивается и так называемый возвратный лизинг, когда клиент возвращает по окончании срока договора предмет лизинга, а лизингодатель продает предмет лизинга третьему лицу или возвращает поставщику. Такая схема применяется, например, на рынке грузовых автомобилей, а также спецтехники, хотя это уже выходит за рамки лизинга.
Лизинг – это довольно эффективная форма привлечения инвестиций, возможность без крупных вложений средств осуществить обновление основных фондов, а также это практически единственный доступный путь развития производства для малого и среднего бизнеса. Планка вхождения в лизинг неуклонно снижается. Если несколько лет назад лизинговый минимум составлял в среднем $100 тыс., то сейчас компании готовы поставить по договору лизинга и один недорогой автомобиль. В среднем же минимальный договор лизинга составляется на сумму около $30 тыс.
Сейчас на рынке сформировалась тенденция к переходу от малочисленных, но крупных сделок к небольшим, но массовым. Все это требует стандартизации формата лизинга и введения скоринговых программ. Уже сейчас у многих лизингодателей срок рассмотрения заявок снизился до 1-3 дней, а по небольшим заказам и до получаса. Сам же срок действия лизингового договора стал, наоборот, длиннее. Если несколько лет назад он составлял 1-3 года, то сейчас можно говорить о длинных деньгах в 3-5 лет, а по сделкам с недвижимостью и до 7-10 лет.
Послабления в отношении клиентов вызваны прежде всего обострившейся последние годы конкуренцией среди лизинговых компаний и ростом самого рынка. Сейчас в России примерно 150 стабильно работающих лизинговых компаний, сумма заключенных договоров лизинга примерно $12 млрд, из них около $7 млрд — договоры 2005 года.
Структура распределения инвестиционного портфеля заключенных лизинговых договоров в целом такова: автотранспорт — почти 50%, оборудование для всех видов промышленности — около 40%, остальное приходится на лизинг недвижимости, а также таких специфических объектов, как авиационная техника, железнодорожный транспорт и т. д. По прогнозам участников рынка, доля лизинга автотранспорта будет только расти.