15.09.2006
Минфин России против замены налога на добавленную стоимость налогом с продаж. Как отметил сегодня заместитель министра РФ С.Д. Шаталов, выступая на II Экономический форум «Феномен новой экономики: макроэкономические и налоговые факторы роста», такая замена приведет к существенному выпадению доходов федерального бюджета. Доходов хватит лишь на покрытие расходов Пенсионного Фонда России, финансировать ФСС и ФОМС будет не из чего, отметил он.
Напомним, что на замене с 2009-2011 годов налога на добавленную стоимость налогом с продаж в размере 10% настаивает начальник экспертного управления президента А.В. Дворкович.
Суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные за счет средств компаний, уменьшают ЕНВД с учетом налога на доходы физических лиц. То есть под выплаченными пособиями, которые пункт 2 статьи 346.32 Налогового кодекса требует учитывать при расчете единого налога, Минфин понимает начисленные пособия. Источник: письмо Минфина России от 23.08.06 № 03-11-04/3/381.
В среду начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович, выступая перед студентами Международного университета, заговорил о снижении ставки ЕСН до 13-14%. До сих пор никто из чиновников не говорил всерьез о возможности такого радикального снижения налога.
ЕСН должен быть снижен с 26%, до 13-14% — Аркадий Дворкович назвал такой уровень налога «эффективным» и заявил, что он позволит государству обеспечить выполнение основных социальных обязательств. Таких, к примеру, как выплата базовой части пенсии и минимальных гарантий в медицинской сфере. Остальную часть налога, по его мнению, можно перевести во взносы в обязательное медицинское страхование, а затем и в добровольное.
Заявление Дворковича вызвало недоумение у большинства экспертов. Многие уверены, что столь радикальные перемены приведут к крайне негативным последствиям в экономике. «Снижение ставки ЕСН до 13-14% фактически приведет к тому, что такого налога в федеральном бюджете просто не станет, — считает менеджер компании AGA Management Николай Фрейтак. — Федеральная часть ЕСН уменьшается на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд — 14%. Трудно себе представить, что государство готово отказаться от этих налоговых поступлений. Поэтому предложение Аркадия Дворковича можно рассматривать лишь как достаточно агрессивный взгляд эксперта на дальнейшее развитие налоговой системы России».
Независимый налоговый эксперт Артем Родионов считает, что снижение ставки до 14%, скорее всего, произойдет за счет отчислений в Пенсионный фонд. В таком случае, подчеркивает он, есть несколько вариантов развития событий. Либо все поступления будут идти на пенсии, а от обязательств по социальному страхованию и здравоохранению государство откажется. «Такой вариант существует, к примеру, в Китае, где он стал одной из причин дешевизны местной рабочей силы», — говорит эксперт. Вариант, когда собираемых от такого налога денег хватит и на обеспечение соцобязательств и на пенсии, возможен, по мнению Артема Родионова, только при очень благоприятном стечении обстоятельств — существенном росте зарплат, собираемости налогов и увеличении эффективности Пенсионного фонда.
При этом радикальное снижение ставки ЕСН вряд ли будет способствовать дальнейшему выводу зарплатных фондов из тени. «Проблему «обеления» заработных плат сложно решить с помощью снижения налога, что уже показала практика», — говорит президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник. Правда, по мнению директора Банковского института Василия Солодкова, ставку ЕСН все-таки нужно снижать. Существующий высокий уровень негативно сказывается на конкуренции российских товаров. «Для российской экономики с ее высоким уровнем инфляции и постоянно укрепляющимся рублем 26% — это слишком много, — сказал он. — Все вышеперечисленные факторы и так ведут к серьезному снижению конкурентоспособности российских товаров, высокие же ставки соцналога только усугубляют положение».
Общее заключение специалистов сводится к тому, что дискуссия вокруг снижения ставки социального налога, судя по всему, вновь возобновилась в высоких кругах. Однако заявление Аркадия Дворковича стоит воспринимать лишь как «начало торга» по этому вопросу.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов считает целесообразным введение в России почасовой оплаты труда вместо сохранения ее минимального размера /МРОТ/. Как сообщает ИТАР-ТАСС, такое мнение он высказал сегодня на встрече в городе Елец Липецкой области с рабочими местных предприятий.
По словам С.Миронова, "необходимо ввести такую почасовую оплату, ниже которой предприниматели не смогут опускаться, к примеру, 30 рублей". При этом на определенных рабочих местах должны вводиться специальные коэффициенты и надбавки, в зависимости от условий труда, времени работы и др.
Это позволит отказаться от МРОТ, который является "обезличенным" и, по сути, "не оценивает уровень квалификации работника", а также время, которое он затрачивает на выполнение своих обязанностей.
Такую почасовую оплату труда необходимо вводить на предприятиях всех форм собственности, считает С.Миронов.
Отныне при проведении аудита аудиторы должны будут обязательно учитывать результаты проверки предыдущего года. И это придаст аудиторскому заключению большую объективность и достоверность.
Такое требование содержится в постановлении правительства РФ, которое вводит восемь новых стандартов аудиторской деятельности.
Как рассказала заместитель председателя комитета по контролю качества аудита Института профессиональных аудиторов Ирэн Городецкая, появление новых требований объясняется тем, что российские стандарты аудиторской деятельности, а на сегодняшний день с учетом последних новаций принят 31 стандарт, постепенно приближаются к международной системе, которая, в свою очередь, тоже постоянно изменяется и дополняется. Новые стандарты, по словам Городецкой, задают более жесткие требования к проведению аудиторской работы и выдаче заключений. Так, например, анализ работы предыдущего аудитора позволяет выявить, насколько были учтены прежние замечания. Кроме того, если не принимать во внимание недостатки в финансовой отчетности прошлого года, то возникают перекосы при сопоставлении данных за прошлый и текущий годы. Но теперь эта коллизия устранена.
Еще одно существенное дополнение касается так называемых сопутствующих аудиторских услуг. В новых стандартах четко определены виды услуг, на которые распространяются специальные требования в части осуществления аудиторских услуг: обзорные проверки отчетности, компиляция финансовой информации, согласованные процедуры.
В то же время консультационные услуги — по бухгалтерскому аудиту, составлению бизнес-планов и другие — под эти требования не попадают. Для их осуществления достаточно соблюдать требования к качеству.
В новых стандартах еще раз обращается внимание и на то, что аудиторы обязаны пользоваться при экспертизе не только бухгалтерской отчетностью, но и прочей информацией — отчетами в СМИ, внутренними отчетами совета директоров компании. Но при этом такие данные необходимо сопоставлять с материалами финансовой отчетности и следить за тем, чтобы в результате общая картина деятельности предприятия была достоверной. Это особенно важно для так называемых внешних пользователей — учредителей и участников организаций, юридических и физических лиц.
Однако работа над стандартами для аудиторов далека от завершения. Дело в том, что эти правила принимались "пакетами" начиная с 2002 года, но за последние три года международные стандарты финансовой отчетности подверглись существенным изменениям. И потому многие требования к аудиторской деятельности тоже нуждаются в корректировке.
Необходимо вносить изменения и на законодательном уровне. Как рассказала Городецкая, речь идет о том, чтобы в соответствии с международными нормами закрепить в базовом законе требование к аудиторским организациям об обязательном прохождении внешнего контроля качества аудиторских организаций и отдельных аудиторов. Он должен включать как контроль за условиями, которые обеспечивают выполнение аудиторских заданий, так и контроль за выполнением заданий. Аналог этой процедуры существует в промышленности, где для получения международного сертификата качества предприятие обязано пройти сертификацию всех рабочих мест, технологического процесса, кадров и так далее. К аудиторам должны предъявляться схожие требования: организация не может проводить качественную экспертизу, если у нее нет постоянно обновляемой информационной базы, подготовленных кадров, если она неверно планирует аудит. Уже сейчас многие аудиторские фирмы добровольно стараются пройти такой контроль, поскольку он дает им преимущества при выходе на рынок, в том числе и международный. Его проводят профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные при минфине.
Что же касается недавнего предложения Центробанка о фактической отмене аудиторской тайны — требовании к аудиторам информировать о выявленных нарушениях при проверке коммерческих банков соответствующие органы, — то его в экспертном сообществе комментируют осторожно. "Во-первых, уже существуют законодательные нормы, когда при выявлении особо серьезных нарушений мы обязаны информировать регулятора, — пояснила корреспонденту "РГ" Городецкая. — Но, с другой стороны, аудиторская тайна — это требование международных стандартов. Кроме того, отмена аудиторской тайны подорвет доверие наших клиентов, а в итоге пострадает и качество нашей работы".
Против "отмены" аудиторской тайны высказался и председатель Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник. По его словам, нет оснований для того, чтобы "размывать" понятие банковской и аудиторской тайны и перекладывать функции надзора на тех, кому они несвойственны. Отслеживанием сомнительных операций, считает Резник, должен заниматься Росфинмониторинг, а "аудиторы должны заниматься аудитом".
Мосгордума на заседании в среду приняла постановление о поправках к проекту федерального закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
На заседании председатель думской комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов напомнил, что законопроектом запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в жилых помещениях.
"Мы же предлагаем ужесточить эту норму и запретить осуществление деятельности по организации азартных игр и пари и в жилых помещениях, и в нежилых помещениях, расположенных в жилых домах", — сказал Е.Герасимов.
Он отметил, что в настоящее время в Москве, по разным оценкам, не менее 33 тыс. человек страдают игроманией. "Это настоящая болезнь, сродни алкоголизму или курению", — подчеркнул Е.Герасимов.
14.09.2006
Превышение кассового лимита не наказывается штрафом, если «излишек» денег возникает из-за особенностей договора, заключенного с банком. Такой вывод сделали судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15 августа 2006 г. № А56-28050/2005. Арбитры указали, что порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются банками для каждого предприятия по согласованию с их руководителями (п. 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 05 января 1998 № 14-П). Следовательно, тот факт, что выручку предыдущего дня фирма сдавала до 12 часов дня текущего, не является нарушением. Ведь такое условие предусмотрено в договоре о расчетно-кассовом обслуживании, а выявленный проверяющими «сверхлимитный» остаток и был выручкой предыдущего дня. Кроме того, при согласии банка дневную выручку можно расходовать на выдачу зарплаты и прочие нужды, подтвердили судьи.
Еще один чиновник пойман за руку при попытке решить свои финансовые проблемы за счет предпринимателей. На днях Верховный суд Татарстана вынес приговор бывшему заместителю главы администрации Чистопольского района, обложившему местных представителей бизнеса непомерной данью.
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в республиканской прокуратуре, в апреле 2005 года один из местных коммерсантов обратился в милицию с заявлением о том, что чиновник вымогает у него 250 тысяч. Кроме того, незадачливый бизнесмен признался, что уже в течение нескольких лет ежемесячно перечисляет своему «опекуну» по 10–20 тысяч рублей за общее покровительство. Но четверть миллиона – это, дескать, уже перебор. Через пару дней вымогатель был задержан с поличным, и тут пошла цепная реакция: в милицию одно за одним стали поступать новые заявления от обиженных крутым чиновником бизнесменов. Один сообщал, что жадный до подношений чиновник ежемесячно забирал у него 300–400 литров бензина. Бесплатно, разумеется. Другому бедолаге пришлось оплатить обучение сына замглавы в университете. Третьему – включить родственницу чиновника в состав учредителей своей фирмы. Все эти факты подтвердились. Суд над высокопоставленным шантажистом начался еще в апреле. Тот сначала категорически отвергал все обвинения, роковые 250 тысяч квалифицировал как «возврат долга», а затем и вовсе «включил дурака». В результате ему была назначена стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. Никаких отклонений медики не обнаружили. В конце концов судьи признали вину корыстолюбивого чиновника доказанной и приговорили его к пяти годам лишения свободы условно с трехлетним испытательным сроком.
Если фирму неоднократно привлекали к ответственности за налоговые нарушения, это еще не значит, что в очередной раз с нее взыщут штраф в максимально возможном размере. Такой вывод следует из постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 августа 2006 г. № 13-1652/2005-28. В рассмотренном деле инспекция требовала наказать фирму по всей строгости закона за неоднократную неуплату НДС. Но как выяснилось в ходе разбирательства, компания сама выявила и устранила ошибки, которые стали этому причиной. Кроме того, фирма представила документы, подтверждающие, что она находится в тяжелом финансовом положении. Принимая решение, судьи отметили, что повторение аналогичного нарушения налогового законодательства, безусловно, является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст. 112 НК). Однако, указали они, это не мешает учесть и смягчающие вину обстоятельства, изложенные в п. 3 ст. 114 НК. Оценив все факторы в совокупности, арбитры уменьшили сумму штрафа вдвое.
Руководителям ликвидируемых организаций не придется представлять в регистрационное ведомство справку о передаче документов фирмы в государственный архив. Напомним, что ввести такую обязанность хотели представители Совета Федерации, которые и внесли соответствующий законопроект в Государственную Думу. По их мнению, ныне действующих законов недостаточно, чтобы фирма или индивидуальный предприниматель непременно сдали дела в архив перед тем как исчезнуть. Однако депутаты инициативу сенаторов не поддержали и отклонили в первом чтении предложенные поправки в Гражданский кодекс и в Закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По мнению представителей нижней палаты парламента, такое нововведение лишь усложнило бы законодательство.
Роспотребнадзор предложил предпринимателям работать вместе над новыми техническими регламентами по производству продовольственного сырья и пищевых продуктов. Приказ об усилении взаимодействия с бизнесом дал своим подчиненным Главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко в постановлении от 28 августа 2006 г. № 28. Впрочем, отдельным фирмам и индивидуальным предпринимателям в Роспотребнадзор со своими идеями об улучшении качества товаров обращаться не стоит. Как говорится в документе, госведомство намерено принимать предложения лишь от саморегулируемых организаций – ассоциаций, гильдий и союзов. Пока новые стандарты качества не появились, всем компаниям, которые заняты изготовлением продовольственной продукции, Онищенко рекомендует наладить производственный контроль за качеством и безопасностью выпускаемого ими товара согласно действующим ГОСТам.
Если по тем или иным причинам организация своевременно не зарегистрировала в книге покупок давно полученный счет-фактуру, по которому положен вычет за предыдущие налоговые периоды, то заполнения дополнительного листа ей не избежать. Такой вывод следует из письма ФНС от 6 сентября 2006 г. № ММ-6-03/896. Налоговики считают, что данные не учтенного ранее счета-фактуры следует прибавить к числу в строке «Итого» корректирующего листа и результат показать по строке «Всего». После этой процедуры полученные сведения переносят в уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором счет-фактура должен был быть зарегистрирован первоначально.
В скором времени фирмам не придется вставать на учет в ИФНС по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Так, если «обособленцы» расположены в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, то регистрировать компанию можно будет по местонахождению одного из них. Такой информацией поделился Минфин в письме от 22 августа 2006 г. № 03-02-07/1-227. Изменения связаны со вступлением 1 января 2007 года в силу Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. Однако финансисты обращают внимание на то, что до тех пор, пока поправки не обретут законную силу, фирмы обязаны регистрироваться в налоговой по месту нахождения каждого вновь созданного «обособлеца», даже если он расположен на одной территории с другими подразделениями организации.
Факт расторжения трудового договора еще не означает, что организация перестает быть налоговым агентом своего, правда уже бывшего, работника. Таким образом, вернуть ему излишне удержанный НДФЛ фирме все же придется. Об этом сообщает Минфин в письме от 25 августа 2006 г. № 03-05-01-04/251. Финансисты рассмотрели довольно распространенную ситуацию, когда компанию покидает сотрудник-иностранец. Как известно, до тех пор, пока его пребывание на территории нашей страны составляет менее 183 дней, налог с его доходов удерживается по ставке 30 процентов. Оставшись трудиться в стране на более длительный срок, иностранец автоматически становится налоговым резидентом и имеет полное право на перерасчет НДФЛ исходя из ставки 13 процентов. По мнению представителей финансового ведомства, в таких ситуациях возвращать налог обязан именно тот работодатель, который его излишне удержал. Иностранец же в свою очередь помимо заявления по месту прежней работы должен представить документы, подтверждающие время его фактического пребывания в стране. Ими могут быть справки с места работы или из гостиниц, где он проживал.
13.09.2006
Датой получения дохода «упрощенца», принимающего платежи за мобильную связь через автоматы самообслуживания, считается день поступления денег в автомат. Причем этим правилом должны руководствоваться фирмы, даже в том случае, если выемка денег из терминалов и оприходование их в кассе происходит не ежедневно, а, например, два раза в неделю. К такому выводу пришел Минфин в письме от 24 августа 2006 г. № 03-11-04/2/178. Представителей финансового ведомства не смутил тот факт, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса «упрощенцы» признают доходы кассовым методом, т. е. в момент поступления средств непосредственно в кассу или на расчетный счет организации. Свое решение финансисты скромно объясняют спецификой деятельности по приему платежей через автомат.
Минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 года, скорее всего, составит 1400 рублей в месяц. Накануне налоговый комитет Госдумы рекомендовал принять в первом чтении поправку в Закон «О минимальном размере оплаты труда», предусматривающую повышение МРОТ на 300 рублей. Как стало известно корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации», средства на такое увеличение МРОТ уже запланированы в проекте Закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
В Калининграде создан очередной прецедент борьбы с недоплатами в бюджет подоходного налога. В официальном сообщении, распространенном областным управлением Федеральной налоговой службы говорится, что если подоходный налог не был уплачен вовремя и в полном объеме, с банковских счетов компаний в принудительном порядке будут списываться пени. А при отсутствии денег может быть конфисковано имущество.
Величина пени, о которой идет речь, сравнительно невелика. На сегодняшний день это 0,038 процента от суммы налога за каждый день просрочки. Однако если налоговики начнут таким образом пополнять бюджет, их трудно будет остановить, говорят эксперты.
В своем решении налоговики опираются на постановление Президиума Высшего арбитражного суда, касающегося случаев "неправомерного неперечисления в бюджет налоговыми агентами налога на доходы физических лиц". В нем речь идет о том, что с провинившейся компании нужно взыскивать не только штраф, но и пеню. При этом "пени являются способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов".
В случае с подоходным налогом предприятие является "налоговом агентом", то есть связующим звеном между налоговыми органами и налогоплательщиком — физическим лицом. Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в России, у которых налогоплательщик получал доходы (речь идет не только о зарплате, но и о премиях, гонорарах и т.д), обязаны рассчитать, удержать у налогоплательщика и перечислить подоходный налог в бюджет.
Если эта обязанность вовремя и в полном объеме не исполнена, то отвечать должны, по мнению калининградских налоговиков, именно налоговые агенты, то есть предприятия. Поскольку обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом, подчеркивается в информационном сообщении. Только таким образом, по их мнению, может быть возмещен ущерб, нанесенный государству.
В этом деле налоговикам поможет активное взаимодействие с кредитными организациями. В случае выявления нарушения налоговики могут добраться до счета налогоплательщика. По решению налогового органа в банк может быть направлено инкассовое поручение (то есть распоряжение) на списание и перечисление в бюджет или соответствующие внебюджетные фонды денежных средств со счета налогоплательщика.
Усиление контроля за правильностью уплаты подоходного налога, по мнению экспертов, направлено и против "серых выплат". Полгода назад в Калининградской области, где сегодня за неправильную уплату подоходного налога собираются брать пени, была создана комиссия по легализации зарплат, которую возглавил губернатор Георгий Боос, в свое время работавший в должности министра по налогам и сборам.
Сейчас подобные комиссии создаются уже по всей России. В их состав входят представители ФНС, социальных фондов, а также региональных управлений по налоговым преступлениям УВД и прокуратуры. Хотя некоторые эксперты говорят, что размер "серых выплат" сократился, объем укрывательства еще достаточно велик. Руководитель экспертного Совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, считает, что у малых и средних компаний до 60 процентов выплат находится в тени. Для крупных компаний эта доля существенно меньше.
Они более прозрачные, к ним и приковано внимание налоговиков. Так, в ФНС уже давно созданы специальные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Кроме того, в крупных компаниях значительно больше сотрудников, и оставлять "конвертные схемы" втайне там значительно сложнее, чем в малом и среднем бизнесе, отмечает Данилов-Данильян.
Однако непонятно, кто и как будет определять, в полной мере или нет компания перечислила подоходный налог. Если со сроками более или менее понятно: задержал платежи в бюджет — плати пени и штрафы, то как быть с полнотой уплаты налога в казну? Вопрос остается открытым. Возможно, вопрос придется решать судам.
Фирма не теряет права на применение нулевой ставки по НДС, даже если налоговики отказали ей в возмещении налога из-за нарушений в оформлении документов. Компания может исправить допущенные недочеты и снова представить бумаги в инспекцию. Правда, это надо успеть сделать до того как истекут 180 дней, установленные законодательством, сообщила ФНС в письме от 9 августа 2006 г. № ШТ-6-03/786.
В недалеком будущем банки смогут отказать фирме в открытии счета или в одностороннем порядке расторгнуть договор без объяснения причин. Поводом может послужить тот факт, что клиент не представил документы, необходимые для идентификации и объясняющие источники поступления денежных средств на будущий счет, а также просто малейшее подозрение в законности операции. Как стало известно корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации», законопроект, предоставляющий банкирам такие права, в ближайшее время может быть внесен в Госдуму.
Что касается потенциальной «проходимости» документа — за всех законодателей ручаться, конечно, нельзя, но некоторые депутаты настроены весьма критически. «Налицо попытка решить серьезную проблему несерьезными методами, по принципу «что-то у тебя глаза косят, наверно, замышляешь что-то, я тебе счет не открою», – заметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» первый заместитель председателя Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. По его мнению, основное юридическое препятствие для принятия законопроекта состоит в том, что его авторы фактически предлагают наделить банки функциями судей, что противоречит Конституции. Присутствует в документе, считает депутат, и содержательная нелепость. «По логике, заподозрив человека в неблаговидном поступке, нужно схватить его за руку, вызвать милицию. Банкирам же предлагают фактически предупреждать его о том, что он плохо скрыл свое подлинное лицо. Дескать, беги скорей, прячься, а потом приходи в другой банк, там, может быть, не заметят, что ты жулик», – заключил Медведев.
Порядок ведения кассовых операций со всеми вытекающими отсюда последствиями, а также ограничение по наличным расчетам распространяются не только на фирмы, но и на индивидуальных предпринимателей. Такой вывод следует из письма ФНС от 30 августа 2006 г. № ММ-6-06/869, которое главное налоговое ведомство разослало своим подчиненным. В нем четко сказано, что в соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса, к ПБОЮЛам применяются те же правила, что и к коммерческим организациям.
Лимит расчетов наличными по одной сделке в настоящее время составляет 60 тысяч рублей (указание Банка России от 14 ноября 2001 г. № 1050-У). Порядок ведения кассовых операций для организаций утвержден решением совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40.