27.04.2006
Несмотря на очевидную важность развития малого бизнеса в России, отечественные банки лишь с прошлого года стали активно кредитовать этот сектор экономики. По мнению члена правления Внешторгбанка 24 Сергея Сучкова, впереди настоящий бум кредитования малого бизнеса. В ближайшие два года банки будут выдавать займов небольшим предприятиям больше, чем населению.
В.: В последний год многие российские банки стали активно анонсировать свои программы по развитию малого бизнеса. И тем не менее сами предприниматели жалуются на недостаток внимания со стороны кредитных организаций. Какой должен быть объем финансирования, чтобы полностью удовлетворить спрос на заемные ресурсы со стороны малых предприятий?
О.: По разным оценкам, потребность малого бизнеса сейчас оставляет 25-30 млрд долл., в то время как банки выдали кредитов на сумму 6-7 млрд долл. Так что проблема финансирования малого бизнеса действительно очень актуальна. С недавнего времени многие банки действительно стали развивать проекты по финансированию небольших компаний. Однако еще год назад ситуация на рынке была совсем другой. Большинство банков не понимали перспективы этого бизнеса, у них отсутствовали технологии финансового анализа подобных заемщиков. Кроме того, были еще и завышенные требования к оценке рисков. Это миф, что кредитование малого бизнеса является более рискованным, чем обслуживание средних и крупных корпоративных клиентов.
Сейчас ситуация меняется: банки постепенно осознают, насколько им выгодно заниматься малым бизнесом. Поэтому и появляется реклама таких программ. Но пока предложения по кредитованию распространены в Москве, Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах-миллионниках. А вот в небольших региональных городах получить кредит малым предприятиям довольно сложно.
В.: Как, по-Вашему мнению, будет расти объем кредитования малого бизнеса?
О.: По оценкам экспертов рынка, по темпам получения займов малые предприятия в ближайшие два года обгонят население. Хотя, как известно, сейчас потребительское кредитование переживает настоящий бум. При этом финансирование малых предприятий значительно менее рискованное, чем кредитование физических лиц. Прежде всего это связано с тем, что при оценке платежеспособности предприятий мы используем индивидуальный финансовый анализ заемщика, в то время как основной способ оценки кредитоспособности частника — это скорринговая система, базирующаяся на статистических моделях анализа риска. А это подразумевает готовность принимать повышенные риски, хотя тут есть свои преимущества — скорость и простота принятия решения. В результате среднерыночный объем «плохих долгов» по малому бизнесу — 1-3%, по потребительскому кредитованию — 5-7%.
В.: Вы говорите, что в целом рынок привлек банковских кредитов на сумму 6-7 млрд долл., а какова доля ВТБ-24?
О.: Сейчас наш кредитный портфель составляет 6 млрд руб., то есть около 220 млн долл. Получается, что на ВТБ-24 приходится около 4% рынка. Этого результата мы достигли меньше чем за два года работы Программы кредитования малого бизнеса, которая стартовала во Внешторгбанке в июле 2004 года и продолжила свое развитие с конца 2005 года во Внешторгбанке 24. На текущий момент мы прокредитовали более 3 тыс. предприятий. И до конца года наш портфель увеличится до 12-13 млрд руб. Стратегической задачей ВТБ-24 является завоевание не менее 10% в каждом сегменте розничного банковского рынка. Я думаю, что в отношении малого бизнеса мы можем даже превысить этот показатель.
В.: Изменился ли принцип кредитования малого бизнеса после того, как программа была переведена в ВТБ-24?
О.: Для группы ВТБ малый бизнес изначально был важным направлением деятельности, тем сегментом рынка, где мы хотим стать лидером. После того как мы стали продвигать наш проект в ВТБ-24, более чем в два раза — с 20 до 43 — увеличилось число отделов кредитования малого бизнеса, расположенных в региональных филиалах и дополнительных офисах ВТБ-24 Мы очень интенсивно расширяем присутствие по стране, открываем специализированные отделения в филиалах. Мы уже представлены во всех федеральных округах. До конца нынешнего года у нас будет уже 60 точек продаж.
Если говорить о наших конкретных продуктах, то условия кредитования остались прежними. Требуем от клиента лишь самые необходимые данные, например, о регистрации предприятия. Далее наши сотрудники сами выезжают к потенциальному заемщику и собирают всю информацию, которая затем понадобится кредитному комитету для принятия решения.
Наша программа предусматривает выдачу кредитов двух типов: микрокредитов на сумму до 900 тыс. руб. сроком на два года и кредитов на развитие бизнеса на сумму до 30 млн руб. Тут срок был увеличен с трех до пяти лет. Еще одно нововведение — мы сейчас запускаем пилотную программу по кредитованию стартового проекта в Ленинградской области. В этом сегменте риски, конечно, очень высокие, поскольку еще неизвестно, будет ли успешным бизнес или нет. Здесь мы сотрудничаем вместе с государственным фондом, который выдает поручительства для предприятий малого бизнеса. Посмотрим, что из этого получится. Надеюсь, что сможем запустить финансирование подобных проектов. Объем кредита составит до 600 тыс. рублей.
В.: А какова будет процентная ставка по таким кредитам?
О.: У нас по всем программам рыночные конкурентные ставки. Если говорить непосредственно об этом проекте, то доходность составляет 15-18%. Кроме того, не забывайте, что существует федеральная программа по компенсации процентных ставок. Так что кредит для заемщиков может оказаться дешевле. Исходя из личного опыта общения с предпринимателями могу сказать, что обычно процентная ставка не является единственно важным условием для заемщиков. Малый бизнес, как правило, весьма рентабельный, его доходы достаточно высоки. В первую очередь компании интересуются оперативностью, качеством обслуживания, грамотными консультациями менеджеров.
В.: А на каких основаниях Вы отказываете предприятиям в кредите?
О.: Прежде всего это неудовлетворительное финансовое состояние. Таких отказов немного — около 10%. Часть заявок мы отсекаем еще на этапе рассмотрения заявок, например, когда предприятие работает на рынке менее полугода.
В.: Принято считать, что большая часть предприятий малого бизнеса работает «в тени». Как Вы решаете эту проблему?
Действительно, нынешние реалии таковы, что многие предприниматели работают в так называемой «серой зоне». Подавляющее большинство наших клиентов — это компании, которые прежде не пользовались банковскими кредитами. Мы способствуем повышению прозрачности наших заемщиков, т.к. кредит, полученный в банке повышает «белую» составляющую деятельности фирмы.
Интернет-пиратство – это один из самых развивающихся видов нелегального распространения интеллектуальной собственности в России. Такое мнение прозвучало на заседании Экспертного совета Госдумы по правовому урегулированию и защите интеллектуальной собственности на тему «Противодействие незаконному распространению интеллектуальной собственности в среде Интернет», прошедшего во вторник. Как отметили участники круглого стола, развитию пиратства способствуют пробелы в законодательстве и недостаточное внимание к этой проблеме со стороны правоохранительных органов.
Например, Аслан Юсуфов, старший прокурор Управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ, отметил: «Никто не складывал с нас обязанности защищать права правообладателей и обеспечивать свободу творчества всеми имеющимися средствами. Но есть факторы, подстегивающие высокий уровень пиратства. Такие, как отсутствие нормального законодательства, которое регулировало бы правоотношения в сети Интернет».
В ходе обсуждения был затронут вопрос о трудности подсчета материального ущерба, нанесенного интернет-пиратами правообладателям или владельцам товарных знаков. Однако Марина Карелина, начальник лаборатории судебной защиты интеллектуальной собственности Российской академии правосудия, заметила, что определению ущерба может помочь статистика обращения пользователей к сайту и размещенным там файлам.
Среди других причин, по которым возникают проблемы борьбы с интернет-пиратством, была названа анонимность, предоставляемая преступникам техническими средствами сети. «Очень тяжело выйти на конкретных исполнителей», — посетовал А. Юсуфов. С ним согласился и Виталий Калятин, преподаватель Российской школы частного права: «Идентифицировать нарушителя в Интернете гораздо труднее, чем в реальном мире. Иногда единственным возможным методом борьбы является перенесение ответственности с конкретного лица, которое разместило объект в Интернете, на провайдера, который этот объект поддерживает». В то же время участники подчеркнули, что законодательство должно предусматривать многочисленные условия, когда и в каких формах эта вина должна возлагаться.
Так, Марина Карелина, начальник лаборатории судебной защиты интеллектуальной собственности Российской академии правосудия, заметила: «Провайдер в принципе не может отвечать за контент. Но если у него есть информация о том, что кто-то, с кем он находится в договорных отношениях и предоставляет ему дисковое пространство, занимается контрафактом, то у провайдера должна возникать ответственность. Если он об этом проинформирован, то обязан предпринять действия, что и должен установить закон».
Среди других проблем борьбы с контрафактом в Интернете Дмитрий Соколов, директор Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов назвал отсутствие достаточного количества специалистов этой сферы в правоохранительных органах. «На сегодняшний момент в МВД за подобного типа вопросы отвечает специальное управление «К», но, на наш взгляд, штата этого подразделения недостаточно. А объем работ таков, что чисто физически справиться с ней сложно. Если в МВД удастся в рамках штатных мероприятий перераспределять численность сотрудников, думаю, что сдвиги будут существенные».
Условия лизинговой сделки для предприятий разного масштаба деятельности и разного размера зависят от специализации лизинговой компании. Специализирующаяся на крупных сделках компания считает лизинг для малых предприятий рисковым и повышает ставки, ориентирующаяся на малый и средний бизнес — не рискует играть по-крупному, а предпочитает зарабатывать количеством сделок.
Компании, работающие в "недорогом" (до $200 тыс.) сегменте лизингового рынка, привлекают малые и средние предприятия упрощенными схемами, в то время как более крупных клиентов пропускают через стандартную процедуру проведения сделки. "Основу нашего портфеля составляет огромное количество малых и средних компаний", — говорит Сергей Иванов, кредитный эксперт ЗАО "Европлан". Лизинг для средних и малых предприятий — более перспективная ниша, так как позволяет минимизировать риски. Кроме того, небольших компаний, нуждающихся в финансировании, на рынке больше. Разница между сделками с предприятиями крупного, среднего и малого бизнеса заключается в простоте принятия решения и схеме проведения сделки. Однако имеет значение предмет лизинга. Если в лизинг предполагается взять какое-то эксклюзивное оборудование, то сроки лизинга могут быть сокращены, а размер аванса увеличен.
Многие лизинговые компании, незаинтересованные в заключении "недорогих" сделок, повышают процентные ставки за риск. Как правило, малые предприятия не столь прозрачны, как средний и крупный бизнес, официальная финансовая отчетность часто оказывается инвестиционно непривлекательной, приходится рассматривать управленческую. Повышение рисков приводит к увеличению ставок. Если лизингополучателем становится вновь созданная компания, то компания просит в качестве обеспечения по лизингу поручительство другой, работающей, поясняет Алексей Кукушкин, генеральный директор ООО "Лизинговая компания "Скандинавия".
В компаниях, которые ориентируются на крупного клиента и устанавливают высокий порог вхождения в лизинговую программу, говорят, что сделка с известной на рынке фирмой с хорошей кредитной историей, с высоким клиентским рейтингом гораздо менее рисковая. "С малыми предприятиями мы не работаем, так как минимально возможная сумма сделки в нашей компании составляет $300 тыс., — говорит Татьяна Шленова, директор представительства в СПб ООО "Райффайзен-Лизинг". — Такой порог вхождения связан с целью минимизировать риски. Крупные сделки мы тщательно прорабатываем по многим параметрам, что практически исключает возможность потерь".
26.04.2006
В обозримой перспективе налоговики смогут осуществлять только два типа проверок: камеральную и выездную. Ни о каких «встречных» проверках, по крайней мере в привычном для инспекторов понимании, и речи быть не может. Об этом в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» сообщила председатель налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина.
Она напомнила, что термин «встречная проверка» присутствует в ст. 87 Налогового кодекса. Согласно енорме закона налоговики могут потребовать у контрагентов организации, которую они проверяют, документы, напрямую относящиеся к ее деятельности. «Кто-то поставил товар проверяемому лицу, я могу запросить, правда ли это, на какую сумму, словом, узнать о деталях этой сделки. То есть это даже не проверка, а всего лишь подтверждение качества информации, полученной от налогоплательщика», – пояснила Бурыкина. В то же время налоговики трактуют этот термин весьма своеобразно – требуют от компании представить какие угодно документы о своей хозяйственной деятельности, после чего неожиданно штрафуют и доначисляют налоги. По словам депутата, работая над законопроектом о налоговом администрировании, законодатели намерены «упорядочить эту двусмысленную ситуацию с точки зрения логики». «В предлагаемом нами варианте никто не отнимает у налоговиков права запросить информацию о проверяемом лице у его контрагентов, но только ту, которая касается лишь сомнительной операции. Встречной проверки как самостоятельного вида не будет», — заключила председатель налогового подкомитета Думы.
Компания, которая в течение целого квартала не вела «вмененную» деятельность, может не сдавать декларацию за этот период. Обосновать же такие действия поможет постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 марта 2006 г. № А82-8252/2005-14. Судьи указали на основу основ: отчитывается фирма лишь по тем налогам, которые обязана уплачивать (п. 1 ст. 80 НК). В то же время компания не платит ЕНВД за те периоды, в которых не занималась «вмененной» деятельностью.
Сегодня малый бизнес ютится в помещениях НИИ, лабораторных корпусах и на первых этажах жилых домов. Столичные власти обещают построить для небольших компаний деловые центры в разных районах Москвы. Но вероятность, что они смогут в них "поселиться", невелика, а с первых этажей "малышей" грозит вытеснить более крупный бизнес.
В Москве спрос на нежилые помещения для малого бизнеса в разы превышает предложение. Причина — дефицит свободных площадей и дороговизна аренды. "Главное требование малого бизнеса — низкая арендная ставка ($250-300 за кв.м в год) и транспортная доступность", — говорит Виктор Козлов, коммерческий директор компании "Авгур Эстейт". Чтобы решить эту проблему, столичные власти до 2010 года обещают построить в Москве 50 деловых центров для малого бизнеса.
"Если все, что обещают московские власти, будет исполнено в точности, ситуация с нехваткой помещений для малого бизнеса во многом изменится к лучшему. Однако у нас есть большие опасения, что до предприятий малого бизнеса строящиеся в рамках программы объекты могут и не дойти», — говорит Владимир Кечин, директор по продажам United Realty Group. Во-первых, есть вероятность, что из-за административных барьеров преимущества при выкупе площадей получат компании, имеющие налаженные связи с чиновниками. Во-вторых, пока непонятно, в каких объемах компании смогут выкупать помещения и каковы гарантии того, что эти помещения не будут перепрофилированы или перепроданы. В-третьих, уже сейчас понятно, что выкупить помещения в деловых центрах класса "В" будет под силу более развитым компаниям. Кроме того, помещения могут попасть в руки к спекулянтам, которые специализируются на перепродаже недвижимости.
А Сергей Блохин, ведущий консультант отдела брокериджа управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании "МИЭЛЬ-Недвижимость" напоминает, что у строителей бизнес-центров свои интересы. "И если учитывать их затраты при возведении здания, средняя стоимость аренды окажется не ниже $400-450 за кв. м. При этом здание может оказаться незаполненным предприятиями малого бизнеса, так как площади снимут средние или крупные компании", — говорит он.
Программа правительства Москвы по строительству офисов для малого бизнеса вызывает много вопросов и у Виктора Козлова. "В частности, остается неясным, что станет критерием в определении границ между малым и средним бизнесом, а также каким образом власти будут ограничивать размещение малого бизнеса в офисах этого класса, — говорит он.
С первых этажей жилых зданий малый бизнес тоже могут "попросить". Дело в том, что владельцам помещений намного выгоднее иметь дело с более крупными и надежными арендаторами. Малый бизнес входит в группу риска — финансовый "запас прочности" небольшой, и многие мелкие компании, как показывает практика, прекращают свое существование на первом году жизни, говорит Александр Скобкин, ведущий аналитик департамента маркетинга агентства недвижимости DOKI. Так что если малая фирма создалась недавно, то риск досрочного прекращения арендных отношений достаточно велик.
Но и у малого предприятия, которое не развалилось в первый год, могут возникнуть финансовые проблемы, а они арендодателю ни к чему. У предприятий малого бизнеса незначительные финансовые средства, они сильно зависят от своего коммерческого оборота и заказчиков, так что даже небольшие задержки платежей по бизнесу могут привести к задержкам платежей по аренде, возникновению штрафных санкций, объясняет Сергей Блохин.- Такая ситуация существенно влияет на недополучение арендодателем запланированного рентного дохода. Другая проблема собственника — необходимость содержать большой штат собственных сотрудников, чтобы отслеживать полностью весь процесс взаимоотношений с большим количеством мелких арендаторов, обрабатывать колоссальный объем договоров с ними.
Понятно, что собственникам выгоднее и удобнее иметь дело с более крупными и стабильными компаниями, которые по мере развития начинают интересоваться помещениями на первых этажах жилых домов. "Небольшие помещения представляют интерес для филиалов средних компаний, — говорит Александр Скобкин. — Особенно это касается помещений на первых этажах с отдельным входом. Среди потенциальных арендаторов — банки, агентства недвижимости, турфирмы и все компании, ориентированные на потребителя".
Максимальный размер социальных налоговых вычетов на обучение и лечение, скорее всего, будет увеличен уже с начала 2007 года. О работе над соответствующими поправками в Налоговый кодекс накануне сообщил вице-премьер правительства Александр Жуков, выступая на встрече президента с членами правительства.
Напомним, что установленный в настоящее время предельный размер каждого из этих вычетов в 38 тысяч рублей не менялся с 2004 года. В Минфине наконец пришли к выводу, что пора бы его немного повысить. По последним данным, в главном финансовом ведомстве все больше склоняются к увеличению вычетов как минимум до 50 тысяч рублей.
Возможно, вскоре фирмы получат возможность включать в состав расходов отчетного периода деньги, потраченные на реконструкцию основных средств. Соответствующую поправку в пункт 1.1 статьи 259 Налогового кодекса предлагает внести Рабочая группа по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики российской ТПП. Напомним, что действующая редакция названной статьи позволяет учесть в расходах на капвложения 10 процентов затраты на достройку, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию ОС. На реконструкцию подобная «льгота» не распространяется. Эту несправедливость следует устранить, считают авторы поправок, и в ближайшее время представят свой законопроект на рассмотрение правительства.
Взяточники, несмотря на различные антикоррупционные меры, не сдают позиций. Причем во многих организациях мздоимство, что называется, поставлено на поток. На днях курские оперативники задержали высокопоставленных руководителей дружного коллектива вымогателей в погонах.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в прокуратуре Курской области, 10 апреля заместитель начальника отдела местного управления государственного противопожарного надзора ГУ ГО ЧС был задержан сотрудниками милиции при получении взятки в размере 50 тысяч рублей от коммерческого директора одной из фирм. Именно в такую сумму подполковник оценил свои услуги по ускорению выдачи лицензии на эксплуатацию пожароопасных объектов. Взятый с поличным, огнеборец сразу же чистосердечно раскаялся, однако уточнил, что на сие противоправное действо его и еще нескольких сотрудников подбил замруководителя Научно-исследовательского центра государственной противопожарной службы. Последний пребывал в звании полковника и отказать старшему по званию было весьма проблематично. Итак, якобы в ходе Всероссийского семинара МЧС, проходившего в сентябре минувшего года, полковник собрал своих коллег в кабинете и недвусмысленно намекнул им на «явные перебои со спонсорской помощью». С тех пор взяточничество было поставлено на поток. Средняя ставка колебалась от 10 до 20 тысяч рублей за лицензию.
Оперативники снабдили «совращенного» пожарного мечеными купюрами и отправили в Москву на встречу с высокопоставленным коллегой. 13 апреля, аккурат возле здания МЧС, подполковник передал ему, согласно предварительной договоренности, 153 тысячи рублей. Процесс передачи денег снимался на видеокамеру. При задержании полковник уронил деньги на мостовую и сделал вид, что не знает, откуда они взялись. Тем не менее оперативники доставили его в курский СИЗО. Обоим предъявлено обвинение во взяточничестве. В случае если их вина будет доказана, им грозит до 12 лет лишения свободы.
Высший Арбитражный Суд направил на доработку проект информационного письма, в котором определяются признаки недобросовестности налогоплательщика. Документ, в котором арбитры пытаются обобщить правоприменительную практику, породил множество кривотолков в бизнес-кругах. На заседании президиума ВАС, посвященного обсуждению этого проекта, приглашенные эксперты высказали целый ряд критических замечаний. В частности, зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров призвал вообще отказаться от термина «недобросовестность» (в предложенном варианте письма он употребляется неоднократно).
«Читая письмо, мы несколько раз наталкиваемся на словосочетание «сомнения в добросовестности», но не понимаем, нарушил все-таки налогоплательщик закон или исполнил его», – недоумевает Макаров. Его поддержал и представитель Конституционного Суда Гадис Гаджиев. «То, что мы использовали это понятие ранее, было привязано к конкретной ситуации, но оперировать им в дальнейшем нецелесообразно», – считает он.
Не остались в стороне и представители РСПП. «Необходимо отказаться от термина «недобросовестность», а вместо этого как можно более подробно раскрыть понятие «деловая цель». Ведь если сделка направлена исключительно на уменьшение налогового бремени, то она действительно может подвергаться сомнению», – отметил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков.
По словам главы ВАС Антона Иванова, на доработку информационного письма уйдет, скорее всего, не менее месяца.
Возможно, предпринимателям станет проще получить деньги на открытие и развитие своего дела. На днях министр экономического развития и торговли Герман Греф своим приказом № 103 от 20 апреля 2006 года утвердил создание Совета по развитию кредитования малого бизнеса и микрофинансирования при Минэкономразвития. В его состав включены как представители государственной власти, члены общественных объединений, руководители кредитных организаций, так и предприниматели.
Основная задача Совета, как сказано в приказе, выработка законодательных инициатив в области кредитования малого бизнеса. Помимо этого, он должен способствовать созданию благоприятных условий для микрофинансирования в регионах, привлекать к нему крупные финансовые компании, а также иностранные и российские банки.
Если в инвентаризационных документах сказано, что используемое организацией помещение не предназначено для ведения торговли, это еще не означает, что ЕНВД она вправе уплачивать за торговое место. Такой вывод следует из письма Минфина от 21 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/128. Финансисты рассмотрели ситуацию, когда фирма переоборудует помещение для того, чтобы продавать в нем товары. По их мнению, по окончании такой подготовки компании следует пригласить сотрудников Госкомитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу для проведения технической инвентаризации. И уже от решения представителей этого ведомства будет зависеть, сможет ли организация рассчитывать ЕНВД с торгового места, или же ей придется платить «вмененный» налог с каждого метра площади.
В Санкт-Петербурге власти продолжают борьбу с незаконными игровыми "столбиками". Причем устанавливать их местоположение призваны не только сотрудники специальных контрольных органов, но и непосредственно петербуржцы, которые могут обращаться на специальную "горячую" линию, созданную при городском Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли.
Как сообщили в пресс-службе комитета, по поступившим обращениям проводятся консультации и принимаются оперативные меры в рамках действующего законодательства. В основном новые незаконно установленные объекты игорного бизнеса появляются на территориях, которые не принадлежат городу. Налицо тенденция перемещения "столбиков" на объекты частной собственности.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге демонтировано 1 887 объектов игорного бизнеса, в том числе на объектах недвижимости Санкт-Петербурга — 1 496, установленных с нарушением действующего законодательства, из них 188 залов и 1 308 отдельно стоящих объектов игорного бизнеса ("столбики" и "ромашки"). По состоянию на 1 апреля 2006 года все отдельно стоящие игровые автоматы убраны с земельных участков, находящихся в собственности города. Однако по информации, поступающей по телефону "горячей линии", в настоящее время на территории города функционирует порядка 550 залов игровых автоматов и более 500 отдельно стоящих игровых автоматов, размещенных на объектах частной собственности.
Во вторник в Московской городской думе состоялось совместное заседание комиссий по безопасности и по межнациональным и межконфессиональным отношениям, на котором был рассмотрен проект Федерального Закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Как сообщила председатель комиссии по безопасности депутат Инна Святенко (фракция «Единая Россия»), законопроектом, принятым Государственной думой РФ в первом чтении, предлагается упрощенная система регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации.
В законопроекте дан перечень персональных сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства, фиксируемых при миграционном учете в информационно-миграционном банке данных, создание которого предусматривается проектом. Порядок защиты, пополнения, доступа и использования информационно-миграционного банка данных отнесен к ведению Правительства РФ. Документом предусматривается распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области миграционного учета.
В законопроекте закрепляется уведомительный характер миграционного учета. Разрешительный порядок регистрации по официальному месту жительства и учета по месту пребывания допускается только в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия. Для различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрены гибкие модели миграционного учета в зависимости от их иммиграционного статуса на территории России – регистрация по официальному месту жительства или учет по месту пребывания. Законопроект прекращает практику ежегодной перерегистрации иностранных граждан и в максимальной степени упрощает для них административные процедуры постановки на учет по месту пребывания и снятия с учета, вплоть до использования почтового уведомления.
По словам представителя Управления Федеральной службы миграции по городу Москве Евгения Варшавского, проектом закона не только упрощается порядок регистрации и учета иностранцев, но и усиливается ответственность приглашающей стороны. По мнению же заместителя начальника ГУВД города Москвы Владимира Попова, нельзя отменять существующий порядок регистрации, так как уведомительный характер регистрации не только не позволит упорядочить процесс миграции, а приведет к трудовому демпингу и усилению межнациональных конфликтов.
На заседании был также обсужден проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившим силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которым предусматривается упрощение процедур для выдачи разрешений на временное проживание в Российской Федерации и разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Россию, в порядке, не требующем получения визы. Новое регулирование затронет в первую очередь граждан государств СНГ, составляющих самое значительное число как законных, так и нелегальных иммигрантов.
Документом предлагается установить возможность получения иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию, в порядке, не требующем получения визы, разрешений на временное проживание без учета квот на основании заявления с последующим, в течение месяца, предоставлением других необходимых документов. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в России как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан.
Документом вводится более детальная система квотирования: новые миграционные квоты учитывают не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов.
По словам депутата Михаила Москвина-Тарханова (фракция «Единая Россия»), принятие этих законопроектов приведет к отсутствию достоверной информации и потере контроля над миграционными процессами. Как заметил депутат, «нужен организованный набор рабочей силы». В результате обсуждения члены комиссий решили направить отрицательные отзывы на оба законопроекта.
Программа поддержки малого бизнеса Петербурга на текущий год до сих пор не принята правительством и не утверждена в качестве закона. Об этом сообщил председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе СПб Сергей Федоров. Сейчас проект программы находится на согласовании в Комитете финансов СПб, процедура согласований и рассмотрений затянется еще на несколько месяцев. Тендеры на освоение бюджетных средств (50 млн рублей на 2006 г.) пройдут только в сентябре-октябре.
Такая длительная процедура согласований связана с тем, что программа поддержки рассчитана на 3 года (2006-2008 гг.), и в следующих годах проволочек, как обещают, не будет. Однако и структурам поддержки придется опять спешно осваивать их, чтобы отчитаться за распределение бюджетных средств в текущем году.
Закрытие до 75% игорных заведений, криминализация отрасли и рост числа взяток на $50 млн за полгода — к таким последствиям может привести принятие законопроекта «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари», подсчитали эксперты Фонда поддержки законодательных инициатив (ФПЗИ). Участники рынка согласны с выводами исследования, а самая одиозная идея законопроекта — квотирование числа игорных заведений — уже беспокоит даже авторов закона.
Законопроект «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари» Госдума приняла в первом чтении 24 марта этого года. Этот документ вводит серьезные ограничения игорного бизнеса. В частности, чистые активы организатора игорного заведения должны были быть не менее 600 млн руб., минимальная площадь игрового зала казино определялась в 800 кв. м, зала игровых автоматов— в 100 кв. м. На прошлой неделе группа депутатов от «Единой России» внесла в законопроект поправки, предлагающие увеличить минимальный размер чистых активов до 1 млрд руб., минимальный размер площади казино — до 1 тыс. кв. м, для залов игровых автоматов — до 200 кв. м. Больше всего споров на рынке вызвало введение квотирования числа игорных заведений в зависимости от населения региона: одно казино на 200 тыс. человек, один слот-салон — на 20 тыс. человек.
По данным ФПЗИ, сейчас в России установлено 400 тыс. игровых автоматов, на которые в 2005 году пришлось 86% суммарного оборота отрасли. Эксперты ФПЗИ считают, что новые требования законодательства поставят под вопрос легальное существование до 300 тыс. игровых автоматов. «Единовременное прекращение функционирования 300 тыс. игровых автоматов соответствует суммарной упущенной выгоде более $10 млн в день»,— говорится в докладе ФПЗИ.
Кроме того, эксперты фонда считают, что введение квот приведет к резкому увеличению коррупции на рынке. В законодательстве не определены основания, по которым орган власти может отказаться от распределения квот, не определены правила учета предложений о распределении разрешений, кроме того, новые правила приведут к возникновению спекулятивного рынка уже полученных разрешений, поскольку в законопроекте не отражены ограничения на продажу самих юридических лиц, получивших такие разрешения, пишут эксперты ФПЗИ. «Распределение квот на усмотрение чиновников может привести к сговору с недобросовестными представителями бизнеса, что приведет к серьезному росту коррупции»,— считает президент ФПЗИ Григорий Томчин.
Кроме того, эксперты фонда указывают, что законопроект устанавливает шестимесячный срок для приведения игорных заведений в соответствие с новыми требованиями. Учитывая срок окупаемости вложенных в развитие игорного бизнеса средств, составляющий от двух лет для игровых автоматов и до пяти лет для казино, установленные законопроектом сроки адаптации толкают большинство компаний отрасли к уходу из легального бизнеса, говорится в докладе. Эксперты ФПЗИ подсчитали, что общий объем взяток в отрасли после введения новых правил может вырасти почти на $50 млн, «если предположить, что владельцы 10% игровых залов захотят остаться в легальном бизнесе и отдадут четвертую часть своих восстановленных доходов чиновникам с целью продлить срок адаптации к требованиям закона еще на полгода».
Участники рынка согласны с выводами исследования ФПЗИ. Председатель правления компании Rosgame (владеет сетью слот-салонов «R-клуб») Евгений Матвейчук предполагает, что в нелегальный статус могут перейти даже больше чем 300 тыс. игровых автоматов, как указано в исследовании. «Правовое регулирование игорного бизнеса изменится на 360 градусов, фактически те требования, которые ранее предъявлялись к открытию игровых залов, теперь практически одномоментно станут вне закона. Данная редакция закона будет только способствовать развитию нелегального бизнеса, особенно в первые год-два»,— говорит Матвейчук.— Это может стать причиной возникновения теневого рынка, особенно в регионах». После ухода в тень игровую индустрию уже будет трудно вернуть обратно в легальный бизнес, предупреждает пресс-секретарь Ritzio Entertainment Group (владеет сетью «Вулкан») Лариса Шишкина.
Участники рынка также согласны, что квотирование числа игорных заведений действительно может привести к росту коррупции. «Квотирование имеет право на существование, но оно должно основываться на реальных долях и цифрах. Кто сегодня может гарантировать, что квоты будут выдаваться честно и квотирование не приведет к коррупции в стане чиновников?»— считает Антон Коломин. С ним согласен Евгений Матвейчук. «В законопроекте не прописаны четко ни механизм проведения аукционов, ни схема определения „достойных” получения разрешений компаний, что, безусловно, может стать причиной коррупции»,— уверен пресс-секретарь «Шторм Интернэшнл» (владеет сетью игровых клубов «Супер Слотс») Лаврентий Губин.
С тем, что закон получился чересчур жестким, согласны даже его авторы. «Ряд норм закона нуждается в либерализации, например квоты уже поставлены под вопрос как коррупционный механизм»,— признает один из авторов законопроекта, председатель комитета по экономполитике Госдумы Валерий Драганов. По его словам, сейчас примерно две трети игровых залов не платят налогов, притом что в 2005 году игорный бизнес заплатил в казну около 20 млрд руб. «Налоги сейчас платит в основном крупный бизнес, теневой рынок должен уйти вместе с малым бизнесом»,— обещает Драганов.
Ведущие российские интернет-компании — Маil.ru, "Рамблер", "РосБизнесКонсалтинг" и "Яндекс" — намерены создать профессиональную отраслевую ассоциацию. Инициативная группа, состоящая из сотрудников этих компаний, подготовит проект уставных документов, которые затем будут направлены другим представителям отрасли. Инициаторы предполагают, что отраслевая ассоциация объединит фирмы, специализирующиеся на интернет-контенте и интернет-сервисах, а также те компании, чья деятельность тесно связана с функционированием глобальной сети.
Главной целью ассоциации будет формирование единой позиции отрасли по различным вопросам в области бизнеса в интернете, а также в сфере взаимодействия с государственными, общественными организациями и с другими отраслями. Постоянными задачами ассоциации также могут стать сотрудничество с органами законодательной и исполнительной власти, продвижение интернета как рекламной площадки и другие инициативы, в том числе организация отраслевых конференций.
Компании-организаторы планируют провести учредительное собрание ассоциации перед началом осеннего бизнес-сезона. Доступ в организацию будет открыт широкому кругу игроков интернет-рынка. Участниками объединения смогут стать компании, создающие различные интернет-сервисы, интернет-СМИ, интернет-магазины, дизайнерские студии, рекламные агентства, размещающие рекламу в интернете, провайдеры доступа, интернет-телефонии и IP-телевидения, платежные системы, юридические и любые другие консалтинговые компании, работающие с интернетом.
Ассоциация планирует тесно сотрудничать, а в отдельных случаях и становиться коллективным членом смежных профессиональных объединений: представителей телекоммуникационной и компьютерной индустрии (АДЭ и АП КИТ), рекламистов (АКАР), а также журналистов, производителей контента (ГИС, ЭЛБИ, НФПФ) и других.
25.04.2006
Продолжается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ, с 1 мая он будет составлять 1100 рублей. Напомним, что предыдущее увеличение МРОТ было в сентябре прошлого года – тогда он повысился с 720 до 800 рублей. По замыслу чиновников, в начале 2008 года размер минимальной зарплаты вплотную приблизится к размеру прожиточного минимума.
На уплату единого шестипроцентного налога с прибыли смогут перейти небольшие фирмы, работающие в сфере компьютерных технологий. Напомним, что недавно законопроект о введении специального налогового режима для компаний, производящих программные продукты, предложили рассмотреть депутаты Госдумы. В тексте законопроекта, однако, указано, что воспользоваться льготными условиями смогут лишь фирмы, чья среднесписочная численность превышает 100 человек. С этим положением не согласились члены рабочей группы по вопросам совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате России. По их мнению, нынешний вариант законопроекта создаст существенные преференции для развития крупному и среднему IT-бизнесу в ущерб малому. На прошедшем на днях заседании они вступились за малый бизнес, предложив снизить критерий численности работников до 50 человек. «Следует также иметь в виду, что малый бизнес в сфере информационных технологий не может пользоваться «упрощенкой». Дело в том, что доход от реализации в двадцать миллионов рублей «набирается» организациями, работающими в этой сфере, очень быстро, и они вынуждены возвращаться на общий режим», – подытожили свои претензии к документу представители ТПП.
О снижении в ближайшее время ставки единого социального налога фирмам придется забыть. На днях в ходе заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина Александр Иванеев заявил, что в его ведомстве эту меру считают нецелесообразной. Он напомнил, что с прошлого года ЕСН был снижен с 35,6 до 26 процентов, однако массового выхода фирм «из тени», на который надеялись чиновники, так и не произошло. И все-таки эффект от прошлогоднего уменьшения ставки единого соцналога, по его мнению, будет, но ожидать его следует не раньше чем через год-другой. Сейчас же главное финансовое ведомство страны намерено заняться преодолением трудностей со сбором этого налога, отметил Иванеев.