18.11.2004
Президент России В.В. Путин выступил против снижения ставки ЕСН до 15% и покрытия в связи с этим социальных расходов за счет Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов Центрального банка РФ. С предложением о снижении ставки ЕСН выступила сегодня на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей Президент Конфедерации промышленников и предпринимателей Москвы Елена Панина.
Кроме того, в своем выступлении Президент РФ подтвердил отрицательную позицию в отношении вторичного выкупа земли под предприятиями. Он и ранее высказывал мнение о том, что продажа земли под приватизированными предприятиями — это вторичная продажа.
Предпринимателям и организациям, занимающимся размещением наружной рекламы, будет интересно письмо Федеральной налоговой службы
от 10.11.2004 № 22-0-10/1760@. В нем говорится, что ЕНВД применяется к рекламной деятельности только в случае использования для размещения или распространения информации стационарных технических средств наружной рекламы. ФНС России напоминает, что стационарными являются средства, размещенные на объектах недвижимого имущества и непосредственно связанные с ними. Например, щиты, наземные и настенные панно, афишные тумбы, электронные табло и т. п.
17.11.2004
Подтверждать резидентство в РФ физических и юридических лиц, а также международных организаций будет Управление международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России. Об этом налоговая служба информирует в письме
от 10.11.2004 № 26-3-04/9339.
При возврате подотчетных сумм и беспроцентных займов в наличной форме не нужно применять ККТ. Об этом сказано в письме МНС России
от 02.11.2004 № 33-0-09/691. Получение безвозмездной помощи также не предполагает применение ККТ, если она не подразумевает обязанность ее получателя выполнить для передающего лица работы или услуги.
Бухгалтер фирмы-покупателя может претендовать на возмещение НДС по исправленному счету-фактуре после подачи уточненной декларации. УМНС по г. Москве разъясняет этот вопрос в письме от 20 октября 2004 г. № 24-11/68942.
Счет-фактуру, составленный продавцом с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса, нельзя зарегистрировать в книге покупок. Следовательно, этот документ не может быть основанием для принятия НДС к зачету. Налогоплательщик должен внести изменения в декларацию при обнаружении ошибок, приводящих к искажению суммы налога (п. 1 ст. 81 НК).
После того как продавец исправит счет-фактуру, покупатель представляет уточненную декларацию.
Половина малых и средних предприятий не рассчитывает на получение кредитов и ни к кому не обращается в поисках финансовых средств. Такие данные приведены в материалах, подготовленных к конференции «Опыт кредитования малого бизнеса в России».
За год, предшествующий опросу, 30 процентов предпринимателей обращались за кредитами в банки, и половине из них удалось получить необходимые финансовые средства. 20 процентов бизнесменов искали финансовой помощи у частных лиц.
Следовательно, предприниматели больше рассчитывают на собственные силы, чем на помощь со стороны.
Астраханским бухгалтерам фирм и индивидуальным предпринимателям будет недостаточно обычного перечня документов, чтобы получить торговое место на рынке. К нему может добавиться справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
В настоящее время такая справка не нужна. Но торговля при наличии долгов по уплате налогов снижает бюджетные доходы. Кроме того, ущемлены наемные работники, за которых работодатели не уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, администрация области разработала соответствующий законопроект.
Документ будет рассмотрен 16 ноября 2004 года на заседании комитета по промышленной политике Астраханской областной думы.
ФНС России в письме
от 01.11.2004 № 10-4-03/5228@ опубликовала таблицу соответствия КБК, действующих в 2004 году, кодам, которые вводятся с 2005 года.
Необходимо отметить, что первые три цифры КБК, обозначающие код службы, администрирующей соответствующий вид доходов бюджета, до сих пор не утверждены поправками в закон о бюджетной классификации.
После принятия закона о внесении изменений в бюджетную классификацию РФ таблица будет опубликована в РНК.
Бывают ситуации, когда налогоплательщик уже зарегистрировал счет-фактуру, а продавец после этого вносит в него изменения. В данном случае покупателю-налогоплательщику необходимо представить в инспекцию уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором были допущены ошибки.
При этом показатели исправленного счета-фактуры отражаются в налоговой декларации за текущий налоговый период (на дату внесения изменений). Об этом напоминается в письме УМНС по г. Москве от 20 октября 2004 года №24-11/68942.
Бухгалтеры фирм, которые собираются брать кредит в банке, иногда задаются вопросом, что может послужить в качестве залога для получения кредита. Почти все банки считают приемлемым залог в виде товарно-материальных ценностей. 1/3 банков признает в виде обеспечения недвижимость. 8 процентов при выдаче кредита может ориентироваться на гарантии властных структур. Для 7 процентов банков в качестве приемлемого обеспечения выступают ценные бумаги, и только для 3 процентов– денежные средства.
На решение о выдаче кредита в первую очередь влияют финансовое положение предприятия, залог и кредитная история. Только 10 процентов банков отметило обязательным условием для заемщиков наличие счета в этом банке. Для получения кредита обычно требуется, чтобы часть проекта, на который запрашиваются средства, была профинансирована самой организацией. Такие данные прозвучали на конференции «Опыт кредитования малого бизнеса в России».
16 ноября, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, Президент РФ В.В. Путин призвал бизнесменов платить налоги, а не уклоняться от них. По его словам, налоги в казну уплачиваются в общественных интересах, в том числе в интересах самих предпринимателей.
Недавно мы приводили дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, в котором женщина отсудила у Фонда социального страхования возмещение пособия по беременности и родам. Теперь же рассмотрим другой случай, когда судьи встали уже на сторону ФСС. Предприниматель Котельников И.И. принял на работу Котельникову Л.Е кладовщиком. Женщина проработала три недели и ушла в отпуск. Предприниматель заплатил работнице все причитающиеся по закону деньги и обратился в фонд за их возмещением. Однако сотрудники фонда провели проверку фирмы и посчитали сумму к возмещению необоснованной. Доводы были следующие: до приема на работу и после ухода в отпуск кладовщицы никто не трудился в этой должности. Кроме того, Котельниковой был установлен повышенный оклад по сравнению с окладами продавцов.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Карелия. Судьи согласились с аргументами фонда. «Страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, если они произведены с нарушением законодательства (подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ)», – констатировали они. Также судом было установлено, что Котельникова не могла работать с продовольственными товарами, поскольку не проходила предварительный медицинский осмотр.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о преднамеренном трудоустройстве Котельниковой. Федеральный арбитражный суд пришел к такому же выводу (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 сентября 2004 г. № А26-859/04-211).
Налогоплательщикам сыграло на руку то, что определение Конституционного Суда от 8 апреля 2004 г. № 169-О не было опубликовано. По уточненной декларации за сентябрь 2003 года ООО «Петроснаб» заявило к возмещению НДС на сумму более двух миллионов рублей. Налоговики тут же провели камеральную налоговую проверку и выявили, что деньги поставщикам были выплачены за счет заемных средств. Они доначислили налог, пени и штраф за его неуплату.
Общество обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Решение и постановление апелляционной инстанции суда были вынесены в пользу налогоплательщика. Но инспекторы настаивали, что НДС смогут возместить только после завершения расчетов с заимодавцем. Они ссылались на вышеназванное постановление Конституционного Суда. Налоговики обратились с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. Однако не нашли там поддержки. Судьи сослались на Конституцию, в которой написано, что применить можно только опубликованные акты (ч. 3 ст. 15). Между тем упоминаемое определение до настоящего времени официально не опубликовано. В соответствии с Налоговым кодексом действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Доказать обратное налоговикам не удалось. Кассационная инстанция признала недействительным решение инспекции о начислении штрафов и пеней (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 октября 2004 г. № А56-8935/04).
Бухгалтеры Новгородской области получат возможность ознакомиться и принять на вооружение последние достижения в области информационных технологий. Регион стал вторым после Санкт-Петербурга участником крупного
проекта Европейского союза «ТАСИС» – «Электронные навыки для российских
малых и средних предприятий».
Критерием выбора для участия в программе одного из регионов Северо-Запада была позитивная политика властей в сфере малого и среднего бизнеса. С российской стороны заказчиком проекта выступает Северо-Западный центр поддержки малого и среднего бизнеса. Новгородская область играет активную роль в его деятельности. Проект нацелен на усиление конкурентоспособности малых и средних фирм региона. С помощью оптимизации использования информационно-коммуникационных технологий деятельность компаний станет эффективнее.
Все схемы сокращения налоговых платежей, с которыми последние три года шумно борются чиновники, ими же в свое время и были созданы. Началось все с ЗАТО – закрытых административно-территориальных образований. Все 1990-е годы они имели право оставлять у себя собираемые налоги и бесконтрольно раздавать льготы по ним. Наибольшую известность получила так называемая байконурская схема (город Байконур по статусу был приравнен к ЗАТО). Городская администрация освобождала от уплаты федеральных налогов компании-однодневки, которые формально брали в аренду мощности лукойловских и башкирских НПЗ, поставляли на них нефть и становились собственниками полученного бензина. В конце 2001 года постановлением правительства офшор был прикрыт. В 2001 году налоговый рай закончился и для остальных ЗАТО. По данным Минфина, отмена налоговых льгот для ЗАТО и Байконура увеличила доходы бюджета на 1,6% ВВП.
Немногим дольше прожили другие внутренние офшоры. 1 июля 2001 года российские регионы лишились права освобождать налогоплательщиков от своей части налога на прибыль, то есть снижать для них действовавшую на этот момент ставку налога с 35 до 11%. Впрочем, благодаря особенностям законодательства три офшора просуществовали вплоть до 1 января 2004 года. Это Мордовия (где льготами пользовались нефтетрейдеры ЮКОСа), Чукотка (там налоги оптимизировали связанные с "Сибнефтью" компании) и Калмыкия, получившая статус "народного офшора" (зарегистрированную в Элисте низконалоговую компанию мог купить любой желающий), где льготники в обмен на небольшие инвестиции в регион могли уплачивать только федеральную часть ставки налога на прибыль – 6 из 24%). По подсчетам Минфина, эти три региона только за первую половину 2003 года предоставили льгот почти на $1 млрд.
Был отменен и еще один способ минимизации налогов нефтяниками – использование трансфертных (внутрикорпоративных цен). До 2002 года налоги при добыче нефти уплачивались в зависимости от ее цены. Это провоцировало нефтяные холдинги продавать добытое сырье "своим" компаниям по заниженным ценам. Однако с введением фиксированной рублевой ставки налога на добычу нефти применение таких схем утратило смысл.
Нынешние способы сокращения налогов – использование компаний малого бизнеса, имеющих право на льготную систему налогообложения, создание центров прибыли за пределами России, поглощение организаций с большими убытками – нефтяные компании если и применяют, то с опаской. В отличие от ситуации с внутренними офшорами, такие сделки трудоемки, и на поток их не поставишь. Поэтому налоговики и проверяют бухгалтерию нефтяников именно за 2001 год, когда все вышеперечисленные схемы еще применялись.
Получила известность и так называемая "фильмовая" схема. В прошлом году МВД обвинило "некоторые крупнейшие предприятия сырьевого сектора экономики" в том, что в 2000-2001 годах они финансировали съемки фильмов с умыслом уйти от уплаты налогов: тогда такие суммы налогом на прибыль не облагались. Кино при этом не снималось, а деньги обналичивались или тратились киностудиями на покупку товаров, не имеющих отношения к кинопроизводству. Была названа и сумма недоплаченного налога на прибыль – 103 млн руб.
Количество схем сокращения налоговых платежей, изобретенных налогоплательщиками, исчисляется десятками. Назовем еще несколько: создание офшорных компаний с номинальными владельцами и менеджерами для проведения экспортно-импортных операций; занижение цены нефти в экспортных контрактах и завышение цены оборудования и других видов продукции в импортных контрактах; включение штрафных санкций в экспортно-импортные контракты для вывода денег в офшоры; использование кредитных соглашений для тех же целей; использование фирм-однодневок для реализации партий нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке.
16.11.2004
Инспекция МНС России № 33 по СЗАО г. Москвы сообщает, что 24 ноября этого года будет проведен семинар с налогоплательщиками по теме: "Система сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи и порядке подключения к ней".
Начнется он в 11.00 в помещении инспекции по адресу: Походный проезд, вл.3, корпус «В», 3 этаж, зал совещаний. Такая информация опубликована на сайте УМНС по г. Москве.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет НДС, уплаченного по товарам, использованным при производстве и реализации товаров для внутреннего рынка и на экспорт. Таков смысл письма Минфина России
от 19.08.2004 № 03-04-08/51. В нем отмечается, что порядок ведения такого раздельного учета в Налоговом кодексе РФ не установлен, и поэтому налогоплательщик может определить его самостоятельно, отразив его в приказе об учетной политике.
Финансовое ведомство напоминает, что возмещение НДС с товаров, использованных для производства и реализации экспортируемых товаров, а также НДС с авансов, перечисленных в счет предстоящих экспортных поставок, производится только по решению налогового органа на основании отдельной налоговой проверки.
Налогоплательщикам, осуществляющим операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, будет интересно письмо МНС России
от 21.06.2004 № 02-5-11/111@. В нем разъясняется, каким образом они должны учитывать «входной» НДС.
Если предприятие осуществляет деятельность, не облагаемую НДС, «входной» НДС по товарам, использованным в такой деятельности, включается в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Аналогичный порядок учета «входного» НДС распространяется на предприятия, которые рассчитываются со своими поставщиками векселями третьих лиц.
Условиями для включения сумм НДС в расходы являются раздельный учет «входного» НДС и экономическая оправданность затрат.
Предприятие, не выполнившее указанные условия, не вправе включить «входной» НДС ни в налоговые вычеты, ни в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
Адвокаты не вправе требовать от налоговых органов информацию о банковских счетах и имуществе налогоплательщика. К такому выводу пришел Конституционный суд РФ (КС РФ) в Определении
от 30.09.2004 № 317-О.
В своей жалобе в КС РФ адвокат указал на то, что положения пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ необоснованно относят любые сведения о налогоплательщике к налоговой тайне и тем самым ограничивают его конституционное право свободно искать и получать информацию любым законным способом для осуществления юридической помощи доверителю.
Напомним, что к налоговой тайне относятся любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом. Исключение составляют: ИНН, сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах, сведения, предоставляемые международными соглашениями о сотрудничестве налоговых органов.
Однако суд не согласился с мнением заявителя. Он отметил, что в пункте 3 статьи 102 приведен исчерпывающий перечень органов, которые вправе запрашивать сведения, относящиеся к налоговой тайне. Адвокаты в данный перечень не входят
Наследники первой и второй очереди, принявшие имущество по завещанию, не должны платить налог на наследство по максимальным ставкам. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Определении
от 30.09.2004 № 316-О.
Напомним, что Закон РФ от 12.12.91 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» делит наследников на три категории: наследники первой очереди, наследники второй очереди и другие наследники. При этом для «других наследников» предусмотрены максимальные ставки налогообложения. До выхода Определения № 316-О позиция налоговых органов заключалась в том, чтобы начислять налог на наследство, принятое по завещанию, именно по максимальной ставке. Степень родства завещателя и наследника при этом не учитывалась. Такая позиция ФНС России ставила наследников по завещанию и наследников по закону в неравное положение. Например, наследник первой очереди, то есть близкий родственник, с имущества стоимостью 100 000 руб. по закону должен был заплатить 5 000 руб., а по завещанию – 20 000 руб.
КС РФ в своем Определении указал, что такая позиция налоговых органов ущемляет права наследников по завещанию и наследников по закону.