27.03.2004
На территории России в 2003 году работали около 378 тыс. иностранцев из 127 государств мира. Такие данные привел на брифинге начальник Федеральной миграционной службе (ФМС) МВД России генерал-полковник милиции Александр Чекалин.
При этом около 50% рабочих составили граждане стран СНГ, а на долю приезжих из Украины приходится 28%. По данным ФМС, 41% мигрантов, приехавших в Россию на заработки, было занято в строительстве, 21.7% - в торговле и общественном питании, 12.9% - в промышленности.
А.Чекалин отметил, что по сравнению с 2002 годом количество выданных работодателям разрешений увеличилось более чем в 4.5 раза, что свидетельствует о заинтересованности работодателей в легализации привлекаемой ими иностранной рабочей силы. "В текущем году, по экспертным оценкам, ожидается привлечение порядка 450 тыс. - полумиллиона иностранных работников", - сказал А.Чекалин.
Как сообщил А.Чекалин, в настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России разрабатывает систему "одного окна". "Эта форма работы позволит значительно сократить затраты времени работодателей при оформлении разрешений. Сдав все необходимые документы единовременно представителю ФМС, работодатели через установленный промежуток времени получат готовые разрешения. Все необходимые согласования возьмут на себя сотрудники службы", - подчеркнул А.Чекалин.
В 2003 году иммиграционными инспекциями в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий выявлено свыше 120 тыс. административных правонарушений, отметил А.Чекалин. Только в Москве иммиграционной инспекцией проверен 2931 работодатель, привлекающий и использующий иностранную рабочую силу. Выявлено 1574 факта нарушений правил привлечения иностранной рабочей силы работодателями, что составляет 52.2% от общего числа проверенных.
Минэкономразвития РФ предлагает обязать чиновников доказывать законность доходов и имущества, приобретенных ими за время нахождения на госслужбе. Об этом сообщил в пятницу первый замглавы МЭРТ России Михаил Дмитриев.
"В уголовное право необходимо ввести понятие презумпции незаконного обогащения", - сказал Дмитриев.
"Это означает, что чиновник должен доказать, что все доходы и имущество, которые он приобрел во время госслужбы, он получил законным путем", - пояснил первый замминистра.
По его словам, такая норма есть во многих странах, и она особенно оправдывает себя в странах юго-восточного региона, например в Сингапуре.
Понятие презумпции незаконного обогащения есть и в международных конвенциях, которые уже подписала, но пока не ратифицировала Россия, напомнил Дмитриев. Это Европейская конвенция об уголовном преследовании коррупции и Конвенция против коррупции ООН.
"Ратифицикация этих документов - технический момент", - сказал первый замминистра.
Он подчеркнул, что вся административная реформа направлена на предупреждение коррупции. "Борьба с коррупцией является сквозной темой административной реформы", - сказал Дмитриев.
На это, по его словам, направлено повышение оплаты труда чиновников, повышение транспарентности, открытости и доступности органов власти и легкость процедур обжалования решений чиновников.
В конце марта власти Узбекистана планируют запустить новый государственный проект «Содействие в повышении экономического статуса женщин в Узбекистане». Проект направлен на оказание поддержки начинающим предпринимателям – женщинам.
Для них проведут бизнес-тренинги и обучат основам менеджмента и маркетинга, чтобы они могли вести свой бизнес нее только внутри страны, но и на международном рынке. Предполагается, что первыми курс обучения пройдут 50 женщин из пяти регионов страны.
Российский экспорт за 2 месяца 2004 г вырос на 17 проц до 22,7 млрд долл, импорт - на 15,1 проц до 11,4 млрд долл. Эти данные приводятся в докладе Минэкономразвития РФ о социально-экономическом развитии РФ в январе-феврале 2004 г. Положительное сальдо увеличилось на 18,9 проц до 11,3 млрд долл.
26.03.2004
Госкомстат России утвердил новые унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Они приведены в недавно обнародованном постановлении от 05.01.2004 № 1. На днях Минюст признал документ не нуждающимся в государственной регистрации.
Как сообщили нам в Госкомстате, изменения в формах связаны с Трудовым кодексом, вступившим в силу 1 февраля 2002 года. Подробнее читайте в ближайшем номере журнала «Российский налоговый курьер».
Налогоплательщики вправе применять модели контрольно-кассовой техники, указанные в разделе II протокола № 3/75-200 решения ГМЭК от 03.09.2003. Такой вывод следует из письма МНС России
от 06.02.2004 № 33-0-11/105.
Напомним, что с вступлением в силу нового закона о ККТ от 22.05.2003 № 54-ФЗ ГМЭК была ликвидирована. Но, как отмечается в документе, названное решение ГМЭК действует до принятия Правительством постановления о государственном органе, который заменит ГМЭК.
МНС выпустило письмо
от 18.02.2004 № 22-2-14/272, где ответило на ряд вопросов, связанных с применением упрощенной системы.
В частности, разъяснено, что адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты вправе применять упрощенную систему налогообложения. Также могут ее применять организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие частную сыскную или охранную деятельность.
Кроме того, напоминается, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить доходы на расходы, в том числе на арендные и лизинговые платежи. Однако если сделки, связанные с арендой имущества, совершены с нарушением законодательства, затраты по ним не могут быть включены в состав расходов.
При определении ставки НДС в переходный период налоговые агенты должны ориентироваться на дату перечисления денег налогоплательщику, а не на дату отгрузки товара. Такое разъяснение содержится в письме МНС России от 19.03.2004 № 03-1-08/729/15, оказавшемся в распоряжении журнала «Российский налоговый курьер».
В документе напоминается, что налоговые агенты рассчитывают НДС на дату перечисления денежных средств налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком. Поэтому налоговые агенты должны применять ту ставку НДС, которая действовала на дату перечисления денег.
Например, деньги перечисляются после 1 января 2004 года за товары, отгруженные до этой даты. В таком случае применяется ставка 18/118, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров. Если же деньги были перечислены до 1 января 2004 года, а товары отгружены после 1 января, должна была применяться ставка 20/120. Дата принятия к учету этих товаров также не берется в расчет и налог в 2004 году не пересчитывается.
В письме также отмечается, что исчисленную сумму НДС нужно указывать в первичных документах. А при необходимости следует вносить изменения в договоры на реализацию товаров (оказание услуг, выполнение работ).
Минэкономразвития разработало Концепцию учета и отчетности на среднесрочную перспективу. Этим документом предусмотрено, что отчетность предприятий станет проще и понятней, а расходы на ведение учета сократятся.
Функции по регулированию бухучета и отчетности чиновники планируют передать саморегулируемым организациям. Чиновники оставят за собой право устанавливать правила составления статистической и налоговой отчетности.
Кроме того, Концепция предусматривает три этапа перехода российских предприятий на МСФО. Первыми сдавать отчетность по международным стандартам будут банки и акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке. Затем на международные стандарты перейдут государственные предприятия и страховые компании. На третьем этапе МСФО освоят другие «общественно значимые» предприятия.
Минэкономразвития, скорее всего, попросит у правительства продлить сроки разработки законопроекта об обязательном медицинском страховании. Проект должен быть готов к 30 марта этого года, но чиновникам пока не удалось согласовать его с Минфином.
Первое разногласие между ведомствами касается перестрахования медицинских рисков, связанных с катастрофическими ситуациями. Минфин просит отказаться от него, а Минэкономразвития считает, что оно необходимо для покрытия всех расходов в случае эпидемий или аварий.
Второе разногласие связано с добровольным медицинским страхованием. В Минфине считают, что компании, участвующие в обязательном страховании, могут заключать и договоры по добровольному страхованию. Минэкономразвития предлагает эту норму не вводить.
Минэкономразвития предложило упразднить федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства. Опрос, проведенный министерством, показал, что услугами Фонда пользуются только 5 процентов российских предпринимателей. При этом только 2 процента их них признали работу Фонда удовлетворительной.
Напомним, что Фонд по поддержке малого предпринимательства существует с 1995 года. Деньги на поддержку малых предприятий он получает из госбюджета и распределяет между региональными подразделениями, которые распоряжаются ими по своему усмотрению.
На подмосковном таможенном посту «Бородкинский» введена система предварительного электронного декларирования товаров. Она позволят сократить процедуру таможенного оформления в 10 раз.
Пока на электронное декларирование перешли только 40 процентов крупных экспортеров и 10 процентов импортеров, которых обслуживает этот пост. Оформление их товаров теперь занимает не три дня, как раньше, а несколько часов.
Соцстрах разъяснил расчет пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в 2004 году сотрудникам, работающим не на полную ставку и имеющим при этом работу по совместительству. Об этом письмо
от 17.02.2004 № 02-18/07-1034.
По мнению ФСС, при расчете таких пособий следует учитывать весь заработок по месту основной работы, включая заработную плату за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства. Совместительство на других предприятиях не учитывается.
Минтруд постановлением
от 05.03.2004 № 28 утвердил перечень предупредительных мер на 2004 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Напомним, проводя эти меры, можно частично уменьшать страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Перечень почти не изменился по сравнению с прошлогодним. Из него исключили только приобретение приборов контроля за состоянием условий труда. Но зато включили оплату профилактического лечения. Раньше разрешалось оплачивать только стоимость путевок на оздоровление.
При расчете пенсии в общем трудовом стаже будут учитывать периоды службы в армии и отпуск по уходу за ребенком. О подготовке такого постановления заявил министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов.
Напомним, что депутаты Госдумы не раз предлагали включать в трудовой стаж «нестраховые периоды»: уход за инвалидом, престарелым родственником или ребенком до трех лет, годы учебы в вузе и службы в армии. Однако Пенсионный фонд был против таких нововведений, так они потребуют дополнительных расходов. Теперь чиновники решили частично выполнить требование депутатов.
Дополнительную компенсацию в размере 50 рублей матерям на детей до трех лет предприятия должны выплачивать за счет средств, направляемых на оплату труда. Такое решение принял Президиум Верховного Суда РФ в недавно обнародованном определении
от 24.12.2003 № 56пв-03.
Президиум Верховного Суда отменил решение предыдущей судебной инстанции, которым был признан недействующим пункт 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан. Этот пункт предусматривал, что «ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм».
Президиум Верховного Суда указал, что согласно Трудовому кодексу при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Кроме того, суд посчитал, что из-за отмены названного пункта часть граждан утратила «право на одну из социальных гарантий - компенсационную выплату…». Ведь она сохраняется на предприятиях, финансируемых из бюджетов. Кстати, право на такую выплату имеют и другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком.
25.03.2004
Чиновники Минфина планируют обязать упрощенцев платить ЕСН в полном объеме. Взамен предпринимателям снизят сумму основного налога. Соответствующие поправки в законодательство будут готовы к концу апреля.
Сейчас фирмы, работающие по упрощенке, платят в Пенсионный фонд 14 процентов от фонда оплаты труда. Взносы индивидуальных предпринимателей составляют 150 рублей в месяц. По заверениям чиновников, после увеличения платежей в фонды, совокупная налоговая нагрузка на них не возрастет.
Таким образом, ведомство пытается закрыть «лазейку» для крупных компаний, которые с помощью упрощенки экономят на налогах.
Минэкономразвития поставило задачу как можно лучше удовлетворять потребности пользователей финансовой, статистической и налоговой отчетности, но сократить при этом расходы предприятий на их ведение. Для этого разработана Концепция учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу.
В частности, в концепции предлагается исключить из законодательства ненужные и дублирующиеся требования по учету и отчетности. Но оставшиеся требования должны быть модифицированы для более полного удовлетворения интересов кредиторов, инвесторов, государственных органов по налогам, статистике и финансовым рынкам.
Функции по регулированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности должны быть переданы на негосударственный уровень. При этом правила составления статистической и налоговой отчетности должны разрабатываться федеральными органами исполнительной власти и утверждаться Правительством РФ.
Предусматриваются три этапа реализации концепции. На каждом из них круг организаций, применяющих международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) должен расширяться. А государство должно все меньше регулировать финансовую отчетность.
На первом этапе перейдут на МСФО организации, ценные бумаги которых торгуются на рынке, банковский сектор и профучастники рынка ценных бумаг. Регулированием бухгалтерской профессии и согласованием нормативных документов в сфере бухучета займутся негосударственные организации.
Второй этап предусматривает обязательный переход на МСФО государственных унитарных предприятий и организаций страховой отрасли. Тогда же негосударственные организации должны заняться методологией бухучета, а также разработкой национальных стандартов финансовой отчетности.
Третий этап включает в себя обязательный переход на МСФО всех остальных общественно значимых организаций, в том числе тех, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках зарубежных стран и тех, кто составляет финансовую отчетность в соответствии с другими международно-признанными стандартами.
ФСС России ответил на 18 вопросов, связанных с начислением больничных (
письмо ФСС России № 02-18/07-1202). В частности фонд указал, что определять общий стаж новых сотрудников надо из их трудовых книжек, а не требовать от человека справку с прошлого места работы, как поступают на некоторых предприятиях. Также специалисты фонда пояснили, что если в течение расчетного периода выплачиваются две (или более) премии за один и тот же показатель, то при расчете больничного можно учесть только одну из них. Конечно, две премии за одну и ту же работу никто не даст, но может быть такая ситуация, что в течение 12 месяцев будет начислено 5 квартальных премий (к примеру, в 2004 году начислены 4 премии за 4 квартала текущего года и одна за четвертый квартал 2003 года). В этом случае, определяя средний заработок и больничный, фирма вправе учесть только четыре премии, а какие именно – она определяет сама. Мы считаем, что этот выбор должен быть подтвержден в коллективном договоре организации и сотрудников или в ее приказе.
ФСС России уточняет, что не всегда предприятия может выбирать правила начисления больничного. Например, средний заработок всегда будет исчисляться за 12 месяцев, вне зависимости от того, что записано в документах фирмы.
Для упрощенной ликвидации фирм, которые не внесли сведения о себе в Госреестр и не сдают отчетность, налоговики решили создать новое печатное издание.
В нем будут публиковаться сообщения о намерении налоговиков ликвидировать ту или иную фирму. Если в течение полугода после публикации учредители или кредиторы фирмы не заявят о себе, она будет закрыта без судебного разбирательства.
Предложение о введении упрощенной процедуры ликвидации фирм скоро будет передано на рассмотрение в правительство.