22.08.2003
ГТК решил помочь экспортерам в возврате НДС. Во всяком случае, это следует из нового порядка работы таможни, который изложен в приказе ГТК от 21 июля 2003 г. № 806. Недавно его зарегистрировал Минюст.
Теперь если документы, которые требуются для подтверждения вывоза товара, по каким-то причинам представить невозможно, таможенники могут изготовить для фирмы копии деклараций, транспортных и товаросопроводительных документов, используя данные своего архива.
Более того, по просьбе фирмы таможня готова замолвить словечко налоговикам от своего имени, подтвердив, что товар «ушел» за границу. Нужно только указать пограничникам номер своей налоговой и передать им почтовый конверт с маркой и адресом инспекции. Правда, неизвестно, как на это письмо отреагируют налоговики.
Приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам Г.И.Букаева от 8 августа 2003 года руководителем Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам №7 назначен Алексей Николаевич Климов.
А.Н.Климов родился в 1974 году в пос.Черкизово Пушкинского района Московской области. Образование высшее. В 1999 году окончил Московскую государственную юридическую академию, в 2000 году - Московский государственный университет сервиса. Специальности по образованию - юрист, менеджер. Кандидат экономических наук.
С 1994 г. по 1996 г. - учащийся Колледжа управления и права г. Москвы.
С 1996 г. по 1997 г. - юрисконсульт 1-й категории Юридического отдела Госналогинспекции № 7 Центрального округа г. Москвы.
С 1997 г. по 1998 г. - ведущий юрисконсульт Юридического отдела Госналогинспекции № 7 Центрального административного округа г. Москвы.
С 1998 г. по 1999 г. - начальник отдела по организации работы по взысканию недоимки по налогам и сборам Госналогинспекции № 7 Центрального административного округа г. Москвы.
С 1999 г. по 2001 г. - начальник отдела по принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 7 по Центральному административному округу г. Москвы.
С 2001 г. по 2003 г. - заместитель руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 7 по Центральному административному округу г. Москвы.
Управление организации работы с налогоплательщиками и СМИ
Закончилось подведение итогов декларационной кампании о доходах физических лиц за 2002 год. Общее количество поданных деклараций составило 91672 шт.
Сумма доначисленного налога на 1 июля сего года составила 3647 млн. руб. против 3512 млн. руб. в прошлом году, или 103,8%. В расчете на одну декларацию сумма доначислений на 01.07.2003г. составила 39,78 тыс. руб. против 36,4 тыс. руб. в прошлом году, или 109,2 %.
Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета - 418,5 млн. руб.
Количество налогоплательщиков, которым были предоставлены налоговые вычеты составило 36041 человек, в том числе: социальные - 14469 человек, имущественные - 21572 человека. Размер предоставленных социальных и имущественных налоговых вычетов составил 42420,4 млн. руб., в том числе социального - 271,8 млн. руб., имущественного - 42148,6 млн. руб.
Также налоговыми органами г. Москвы проводилась контрольная работа за соблюдением налоговыми агентами порядка и срокам предоставления сведений о доходах физических лиц за 2002 год. По состоянию на 1 августа 2003г. налоговыми органами г. Москвы получено от налоговых агентов 9105425 справок о доходах физических лиц за 2002 год по форме 2-НДФЛ. По результатам контрольной работы привлечено к налоговой ответственности 1649 налоговых агентов, сумма предъявленных штрафных санкций составила 1,8 млн. рублей, из которых поступило в бюджет 1,4 млн. руб.
Минэкономразвития предлагает усовершенствовать законодательство об обществах с ограниченной ответственностью. К концу года оно намерено внести в правительство соответствующий законопроект.
По словам заместителя руководителя департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития РФ Андрея Ивакина, форма ООО «станет более простой и приближенной к открытым акционерным обществам». Предполагается снизить риски участников ООО, усовершенствовав нормы по выходу участников из обществ и по обороту долей. Кроме того, законопроект устраняет двойственность учредительных документов ООО: предлагается отказаться либо от учредительного договора, либо от устава.
А. Ивакин заметил, что законопроект позволит многим ОАО преобразоваться в ООО. Это освободит их от предъявляемых к открытым обществам жестких требований по раскрытию информации. А. Ивакин также сообщил, что в Минэкономразвития прорабатывается идея отказаться от существующей сегодня формы закрытых акционерных обществ, преобразовав ЗАО в ООО.
Минфин России выпустил разъяснения для налогоплательщиков, переведенных на уплату ЕНВД. Они приведены в письме от 03.06.2003 № 04-05-12/60.
По мнению министерства, торговля товарами по безналичному расчету не является розничной торговлей и должна облагаться налогами в общеустановленном порядке. Поэтому плательщикам ЕНВД, реализующим товары как за наличный, так и безналичный расчет, следует вести раздельный учет имущества. К нему относятся сами товары и имущество, используемое для их реализации. Например, помещения магазина, весы, контрольно-кассовые машины, транспортные средства и т.д.
Что же делать, если при продаже товаров за наличный и безналичный расчет используется одно и то же имущество, и раздельный учет вести невозможно? В таких случаях, по мнению Минфина, нужно определять стоимость имущества пропорционально сумме выручки от реализации продукции.
Дополнительные хлопоты предстоят бюджетным учреждениям и организациям, получающим финансирование из бюджета. Начиная с 9 месяцев 2003 года перед представлением сводной бухгалтерской отчетности в Минфин России, распорядителям и получателям средств бюджета необходимо согласовывать форму 2 также и с отделом доходов территориального органа федерального казначейства в части возврата ссуд. Об этом сообщается в письме Минфина России от 13.08.2003 № 03-01-01/08-238.
Ряд поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы были одобрены сегодня на заседании Правительства. Поправками вводится новый порядок распределения налоговых доходов за уровнями бюджетной системы в 2005 году.
В частности, в бюджеты субъектов РФ передаются 30% поступлений от ЕНВД, «упрощенки» и единого сельскохозяйственного налога. За местными бюджетами закрепляется 60% подобных поступлений.
В региональные бюджет будут перечисляться 100% поступлений от налога на имущество организаций и налога на игорный бизнес. Местные налоги в полном размере передаются в местные бюджеты. В бюджеты муниципальных районов будут направляться средства от транспортного налога и торгового сбора. Кроме того, за бюджетами субъектов РФ закрепляется 5% доходов от налога на добычу полезных ископаемых.
Предполагается, что Госдума рассмотрит эти поправки в первом чтении в ходе осенней сессии 2003 года. Окончательно их планируется принять только в 2004 году.
21.08.2003
Комитет по финансовому мониторингу намерен ужесточить контроль за отечественными фирмами. Для этого он планирует расширить круг лиц, которые обязаны сообщать в комитет о подозрительных сделках клиентов. По замыслу разработчиков, в него войдут продавцы драгоценных камней и металлов, юристы, нотариусы, аудиторы и даже бухгалтеры.
Кроме того, КФМ хочет предусмотреть уголовное наказание за легализацию преступных денег до 200 тысяч рублей. Правда, скорее всего, в этом случае разработчики ограничатся штрафами. За отмывание «левых» доходов свыше этой суммы по-прежнему «светит» тюрьма.
Как пообещал недавно председатель комитета Виктор Зубков, все новшества Госдума примет к лету следующего года.
Министерство по антимонопольной политике (МАП) внесло в Правительство законопроект, который полностью запрещает коммерческую деятельность структурам, находящимся в государственном, региональном и муниципальном подчинении. МАП объясняет необходимость такого запрета тем, что в законе о конкуренции стало слишком много исключений. В основном они касались таких контролирующих инстанций, как органы Санэпиднадзора, Госпожнадзора, МВД. Органы исполнительной власти не должны конкурировать на рынке с частным сектором, им вполне достаточно своих функций, считает МАП.
Теперь, чтобы обойти этот запрет, руководству надзорных органов придется открывать специализированные фирмы, регистрируя их, например, на своих родственников. Возможно, это позволит чиновникам лучше почувствовать все «прелести» проверок от своих же коллег.
То, что Министерство по налогам и сборам способно менять свои решения за считанные часы, доказала история с перерегистрацией инофирм. Не так давно МНС отменило свой приказ № БГ-3-09/425 от 18 июня 2003 года, предписывающий всем иностранным фирмам на территории России получить новые свидетельства о постановке на налоговый учет и ИНН.
Эту акцию планировалось начать с 1 октября и завершить до начала 2005 года. В этот же день налоговики одумались и выпустили вдогонку второй приказ (№ БГ-3-09/326), который заново предписывал заграничным фирмам обменять необходимые документы в тот же срок.
Минэкономразвития наконец-то согласовало с министерствами часть функций, которые те готовы упразднить в рамках административной реформы. Пока согласовано 6 из предложенных 23 функций. МВД, например, согласилось отказаться от права приостановления деятельности торговых точек в случае выявления в них нарушений, а также от права регистрации средств цветного копирования. А МАП, согласившись ликвидировать три функции, пока не может договориться насчет упразднения возможности выступать в качестве истца в судах «в интересах неопределенного круга потребителей». МЭРТ предлагает оставить это право обществам по защите прав потребителей. Согласованные предложения уже внесены в Правительство.
Однако административная реформа проходит в темпе, явно далеком от желаемого. Мало того, что согласование уже представленных министерствами «лишних» функций проходит в многочасовых совещаниях, вдобавок только 26 из 57 ведомств проанализировали свои функции с целью установить избыточные, хотя такое указание было дано Правительством еще в июне.
Российская таможня утвердила новый порядок, в соответствии с которым экспортеры смогут подтвердить вывоз товаров, а значит, и свое право на нулевую ставку по НДС и акцизам. Он приведен в приказе ГТК России от 21.07.2003 № 806, зарегистрированном в Минюсте 14 августа.
Для подтверждения вывоза нужно подать в таможенный орган обращение вместе с копиями таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подписанными руководителем или уполномоченным лицом предприятия и заверенными печатью. При этом можно попросить таможенный орган направить информацию о подтверждении вывоза в налоговую инспекцию. Для этого фирма должна указать ее в заявлении и приложить почтовый конверт с маркой и адресом инспекции.
Подробнее порядок подтверждения вывоза товаров изложен в документе. Для случаев, когда товар был вывезен через границу с государством, на территории которого таможенный контроль отменен, предусмотрен особый порядок.
Если представить документы, необходимые для подтверждения вывоза (ввоза) товаров, невозможно, таможенные органы могут изготовить их копии, используя свои архивы. В этом случае срок ответа заявителю увеличивается на время, необходимое для изготовления копий, но не более чем до 45 дней с даты обращения.
МНС России обнародовало данные о количестве организаций-налогоплательщиков. Несмотря на опасения, что после передачи налоговым органам функции регистрации юрлиц организаций станет меньше (налоговики предрекали выход из игры фирм-однодневок и фирм, не сдающих отчетность), количество предприятий, состоящих на учете в налоговых инспекциях, незначительно, но выросло.
В первом полугодии 2003 года их количество выросло на 148 тыс. и составило 3 млн. 464 тыс. На первом месте среди субъектов РФ по числу налогоплательщиков по-прежнему остается Москва, в которой сосредоточено 774 тыс. 898 предприятий или 22,36% от общего количества по стране.
Финансовая разведка страны определила, кто из ее сотрудников имеет право составлять протоколы об административных нарушениях. Список этих лиц утвержден приказом КФМ России от 30.07.2003 № 94 и зарегистрирован в Минюсте 15 августа.
В список вошли:
- председатель КФМ России, его заместители;
- начальник Управления надзорной деятельности КФМ России, его заместители;
- начальники отделов Управления надзорной деятельности КФМ России, их заместители;
- руководители межрегиональных управлений КФМ России, их заместители;
- начальники отделов межрегиональных управлений КФМ России, их заместители;
- иные должностные лица Управления надзорной деятельности КФМ России и межрегиональных управлений КФМ России, специально уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Минфин РФ предлагает ввести новый расчет налоговых доходов с 2005г. Об этом говорится в разработанных Минфином РФ поправках в Налоговый и Бюджетный кодексы в связи с реформой федеральных отношений и местного самоуправления, которые будут рассмотрены на заседании правительства 21 августа.
Как отмечается в документах Минфина, в настоящее время действуют следующие расходные обязательства: федеральный бюджет - 2,8 трлн руб.; в бюджеты субъектов - 1,43 трлн руб.; местные бюджеты - 1,28 трлн руб. В новых условиях, по прогнозам Минфина, расходные обязательства должны составить: федерального бюджета - 2,81 трлн руб.; бюджетов субъектов - 1,73 трлн руб.; местных бюджетов - 0,96 трлн руб.
Поправками вводится новый порядок закрепления налоговых доходов за уровнями бюджетной системы в условиях 2005г. В частности, за бюджетами субъектов РФ закрепляется 30% поступлений единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельхозналога. За местными бюджетами закрепляется 60% подобных поступлений.
Кроме того, за бюджетами субъектов РФ закрепляется 100% поступлений от региональных налогов (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес). За местными бюджетами закрепляется 100% поступлений от местных налогов. В том числе земельный налог и налог на имущество физических лиц закрепляется за бюджетами поселений, транспортный налог и торговый сбор - за бюджетами муниципальных районов. Также за бюджетами субъектов РФ закрепляется 5% доходов от налога на добычу полезных ископаемых.
Отметим, что с 1 января 2003г. предприятия малого бизнеса могли перейти на упрощенную систему налогообложения. Однако, как отметило "Время новостей", этим правом удалось воспользоваться лишь самым юрким и быстрым представителям малого предпринимательства. Только те, кто успел подать заявление о переходе на новую систему налогообложения в течение последних двух месяцев прошлого года смогли воспользоваться упрощенной системой. В соответствии с упрощением, пять основных налогов (на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество, НДС и налог с продаж) были заменены единым налогом. Ставка налога установлена в размере 6% (если он исчисляется из полной суммы доходов) или 15 % (в случае расчета по принципу доходы минус расходы). Министерство не сообщало, сколько предприятий в целом по стране перешло на упрощенный порядок. Так же как и не говорит, почему для перехода на "упрощенку" были поставлены столь жесткие сроки.
20.08.2003
Минэкономразвития разрабатывает новый законопроект, призванный защитить экономику от чиновников. И планирует в сентябре внести его на рассмотрение в правительство.
Суть его в том, что ведомствам придется обосновывать необходимость каждой выполняемой ими функции. Проводить оценку не только «доказательств», но и всех нормативных актов и новаций по госрегулированию будет новое независимое ведомство. Отчитываться оно будет только перед парламентом. Пока не ясно, как будут отбираться эксперты, и по каким критериям будут оцениваться функции ведомств. Кроме того, в Минэкономразвития остался неучтенным и объем работы экспертов, ведь каждое ведомство ежедневно издает десятки нормативных документов.
УМНС России по г. Москве напоминает, что налогоплательщики-юридические лица могут воспользоваться системой безбумажной сдачи налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В настоящее время все инспекции города Москвы подключены к системе безбумажной технологии. В рамках этой системы налогоплательщик получает возможности заполнения форм бухгалтерской и налоговой отчетности, автоматического контроля за правильностью заполнения форм и доставки в налоговую инспекцию в виде зашифрованных файлов. Такой порядок работы исключает потерю времени на стояние в очередях в налоговой инспекции, а также расширяет временные рамки сдачи налоговой отчетности, поскольку бухгалтер может отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи отчетности. Присланные налогоплательщиком данные проходят входной контроль и разносятся на лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации.
Согласно положениям Налогового Кодекса РФ формы налоговой и бухгалтерской отчетности, передаваемые в налоговые органы по безбумажной технологии, должны соответствовать утвержденному МНС России формату представления. В настоящий момент времени утверждено 59 форматов представления налоговой отчетности через сеть Интернет.
Указанные форматы используются налоговыми органами и специализированными операторами связи, а также могут использоваться разработчиками бухгалтерского программного обеспечения для автоматизированного формирования отчетности для представления в налоговые органы по каналам связи.
Высший арбитражный суд России Постановлением от 31 июля 2003 года №16 разъяснил, как стоит понимать статью 14.5 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность за нарушении правил продажи отдельных видов товаров, в свете нового закона о применении контрольно-кассовой техники. Под неприменением ККМ ВАС РФ понимает (кроме фактического неиспользования контрольно-кассового аппарата) использование машины, не зарегистрированной в налоговых органах или не включенной в Государственный реестр, использование машины без фискальной памяти, с фискальной памятью, но в нефискальном режиме либо с вышедшим из строя блоком фискальной памяти. Кроме того, к неиспользованию ККМ ВАС также относит использование неопломбированной (или с поврежденной пломбой) машины, а также пробитие чека с суммой менее уплаченной покупателем.
Под расчетами с населением ВАС РФ, кроме непосредственно расчетов с гражданами, понимает и расчеты с ПБОЮЛами. Соответственно, на них распространяются и правила расчетов с населением без применения ККМ с условием выдачи бланков строгой отчетности.
По мнению ВАС РФ, при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к ответственности за неприменение ККМ при продаже гражданам алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо иметь в виду, что указанное нарушение влечет применение ответственности, предусмотренной статьей 14.5 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров», а не пункта 3 статьи 14.6 «Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции». Правда, сумма административного штрафа в обоих случаях одинакова.
В сферу компетенции Комитета по финансовому мониторингу, оказывается, не входит применение мер принуждения к кредитным организациям, нарушающим Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Этим должен заниматься Центробанк.
Такая мысль содержится в Письме ЦБР от 11 августа. В случае применения мер принуждения территориальные органы Центробанка должны руководствоваться Инструкцией «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности», утвержденной Банком России 31 марта 1997 года. КФМ не возражает.
Госкомстат постановлением от 27.06.2003 № 62 утвердил целый ряд форм статистического наблюдения за ценами и финансами на 2004 год. Представлять их нужно юридическим лицам и их обособленным подразделениям, кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций.
Но представлять формы будут не все фирмы, а только те, которых определят территориальные органы статистики. Именно там нужно узнать, придется ли вашей организации заполнять эти формы в следующем году.