12.08.2003
Иностранным фирмам, работающим в России, не придется после 1 октября этого года получать новые ИНН и свидетельства о постановке на налоговый учет. Налоговики отменили свой приказ от 18.06.03 №БГ–3-09/325.
В этом документе Министерство по налогам и сборам объявило, что с 1 января 2005 года старые документы зарубежных компаний станут недействительными. Фирмы уже готовились пройти перерегистрацию, но налоговики вдруг изменили свое решение.
Реальный доход своим владельцам второй месяц подряд принесли только рублевые вклады. Доходность по депозитам в евро и долларах по итогам июля оказалась отрицательной - в пределах от -0.51 до -0.75%, говорится в отчете Центра макроэкономических исследований компании "БДО ЮниконРуф".
Эксперты по-прежнему считают рубль наиболее привлекательной валютой для размещения в банке, а ситуация на рынке банковских депозитов как никогда благоприятствует дедолларизации экономики, о которой в июне объявил председатель Центробанка Сергей Игнатьев, пишет газета "Время новостей".
"На фоне снижения инфляции до 0.7% в июле реальная доходность рублевых вкладов населения, открытых на срок от 181 дня и выше, выросла до 0.18-0.24%", - гласит отчет ЦМЭИ. По словам гендиректора центра Елены Матросовой, "большинство банков держит ставки на уровне, сопоставимом с инфляцией, и в последние месяцы национальная валюта - единственная, приносящая реальный доход держателям депозитов". Ставки по наиболее популярным годовым рублевым вкладам колеблются в диапазоне 10-13% годовых, пишет ЦМЭИ, а правительственный ориентир по инфляции - 12% по итогам года.
От былой доходности евро (по итогам 2002 года реальная доходность сбережений в этой валюте составила 8.6%, а депозитов - 14.6%) не осталось и следа. "Второй месяц подряд сбережения в евро приносят убытки своим владельцам. Данная тенденция связана с ослаблением позиций европейской валюты по отношению к рублю. Реальная рублевая доходность вкладов в евро составила от -0.53 до -0.73% в зависимости от срока". Также нерентабельными остаются и долларовые депозиты - их реальная рублевая доходность колеблется от -0.51 до -0.75%.
Комитет по регулированию финансовой отчетности Европейского сообщества одобрил Международные стандарты финансовой отчетности. Многие европейские компании должны перейти на МСФО к началу 2005 года.
Правда, некоторые стандарты, касающиеся отражения в отчетности финансовых инструментов, Комитет планирует изменить. Ожидается, что новый вариант этих статей будет принят в 2005 году.
По итогам полугодия, потребкооперация Ленинградской области заняла первое место в России. Таких успехов предпринимателям удалось достичь благодаря поддержке областного правительства.
В нынешнем году на реализацию своих программ потребкооперация получила льготный кредит из областного бюджета. На эти деньги открылись новые цеха переработки и 30 заготовительных пунктов скупки у населения ягод, грибов, овощей и фруктов. Кроме того, расширяется снабжение населения с использованием автомагазинов. В этом году профсоюз области выпустил около 2 млн тонн колбасы и 3,7 тонн хлеба.
С 1 января многим российским таможенным брокерам скорее всего придется свернуть бизнес. По новому Таможенному кодексу для продолжения работы они должны будут предоставить ГТК обеспечение на 50 млн руб. Аналитики и участники рынка считают, что на это способны лишь 10 - 15 крупнейших брокеров, которые затем поделят рынок таможенного оформления и поднимут цены.
Сейчас каждый таможенный брокер должен получать в ГТК лицензию на работу. С 1 января, когда вступает в действие новый Таможенный кодекс, регистрация брокеров станет уведомительной. Но согласно статьям 140 и 339 кодекса для внесения в соответствующий реестр компания должна предоставить обеспечение в размере 50 млн руб. в форме банковской гарантии, денежного депозита, залога имущества или поручительства. По данным на первое полугодие 2003 г. , в России было около 1400 лицензированных таможенных брокеров.
"Наша компания не найдет таких средств или поручителей на такие суммы, как и любой обычный таможенный брокер, потому что это совсем не крупный бизнес. Брокер - это человек, который, по сути, просто подает за экспортера или импортера декларацию на таможне", - говорит начальник отдела декларирования "Калининградвнешторгсервиса" Алексей Зернов. По оценке замдиректора оренбургского таможенного агентства "Интертранссервис" Дениса Кузоваткина, в результате нововведения в России останется 10 - 15 крупнейших таможенных брокеров. "Это очень сильно ударит по рынку", - констатирует Кузоваткин.
Аналитики разделяют мнение брокеров. "Ни о какой конкуренции в рядах таможенных брокеров говорить не придется, - считает консультант компании ЕМСТС Елена Муравенко. - Останется десяток монополистов-гигантов, которые будут диктовать на рынке и цены, и качество услуг ". По мнению Юрия Волкова из Deloitte & Touche, изменение регулирования работы брокеров "убьет этот бизнес на корню". "Формально закон [новый Таможенный кодекс] сохраняет за действующими брокерами право работы по уже выданным лицензиям, - отмечает Волков, - но опять же при условии предоставления ими обеспечения".
Для импортеров и экспортеров новация может обернуться ростом расходов на оформление. "Оставшиеся брокеры непременно поднимут цены, - считает Волков из Deloitte & Touche. - Стоимость их услуг серьезно подорожает". По оценке Зернова из "Калининградвнешторгсервиса", речь может идти о 10-кратном увеличении расценок. "Сейчас оформление одной таможенной декларации у нас стоит $23, а крупнейшие компании, по моим сведениям, уже формируют новые ценники на $200, - отмечает брокер. - Ведь по новому [Таможенному] кодексу оформить груз сможет либо таможенный брокер, либо непосредственно представитель компании. Доверенность на другое лицо выдать невозможно, а командировка сотрудника может обойтись намного дороже, чем $200". Крупные компании - участники ВЭД, как говорит Муравенко из ЕМСТС, обычно имеют в штате специалиста по таможенному оформлению. Но, по мнению Кузоваткина, это выгодно только при постоянном грузопотоке, а на разовые контракты дешевле договариваться с брокерами.
Правда, ГТК оставил рядовым брокерам небольшую надежду. "В случаях, установленных федеральным органом исполнительной власти", отвечающим за таможенное регулирование (т. е. самим ГТК) , в качестве обеспечения может приниматься договор страхования ответственности на те же 50 млн руб. "Если получится [договориться с ГТК], мы оформим обеспечение именно так, - сообщил на условиях анонимности один из таможенных брокеров. - Это лучше, чем кредитовать неизвестно кого на 50 млн руб. ".
Комментарии в ГТК на этот счет получить не удалось, а в Минэкономразвития уже озаботились проблемами брокеров. "При такой огромной сумме обеспечения рынок будет монополизирован несколькими таможенными брокерами, у которых есть эти деньги, и стоит задуматься, нужна ли такая система [обеспечения] вовсе, - говорит высокопоставленный источник в министерстве. - Мы поставили этот вопрос перед правительством". Однако, по мнению председателя думского подкомитета по таможенным вопросам Валерия Драганова, необходимые для изменения ситуации поправки в Таможенный кодекс вряд ли могут быть приняты до его вступления в действие.
Сегодня были обнародованы, нормы расхода топлив и смазочных материалов, утвержденные постановлением Минтранса от 29.04.2003 г. Ранее этот документ был согласован с МНС России.
Согласно документу, установленные нормы расходов предназначены, в том числе, для «расчетов по налогообложению предприятий». В нем приведены базовые нормы расхода топлива, масла и смазок, для легковых автомобилей отечественного и иностранного производства, автобусов, грузовиков и т.д. Причем, документ определяет нормы расхода топлива отдельно для каждой конкретной модели и марке транспортного средства.
Кроме того, в документе отмечается, что для машин, которые не вошли в перечни указанные в постановлении, нормы, разрабатываемые Федеральным Государственным Унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (ФГУП НИИАТ), могут устанавливать руководители местных администраций регионов. Действие документа распространено до 1 января 2008 года.
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга представил новую автоматизированную систему распределения государственного заказа. Теперь поставщики смогут направлять свои документы на участия в конкурсах в электронном виде.
По мнению властей, электронный документооборот позволить снизить уровень коррупции в администрации города. Чиновникам будет сложно злоупотребить своим служебным положением, так как система фиксирует время просмотра документов. Для доступа к документам сотрудников администрации снабдят электронными цифровыми подписями.
11.08.2003
МНС России очень заботят проблемы, возникшие в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Беспокойство министерства не напрасно - закон действует уже c 28 июня 2003 года, но ни одного из актов, принятия которых он требует от Правительства РФ, ЦБ РФ и субъектов РФ, пока что нет. В связи с этим в письме от 23 июля 2003 г. № БГ-10-22/406 МНС России сформулировало свои предложения по скорейшей реализации Закона № 54-ФЗ.
Фискальное ведомство настаивает на том, чтобы подготовить все необходимые акты (перечень которых приведен в письме) уже к 2004 году. На тот период, пока таких актов нет, министерство предлагает руководствоваться «старыми» нормативными актами в той части, в которой они не противоречат Закону № 54-ФЗ. В частности, по мнению министерства, надо сохранить сложившийся порядок внесения кассовых аппаратов в Госреестр.
При правительстве Вологодской области будет создана экспертная группа для оказания помощи предпринимателям.
Она должна выработать предложения, которые войдут в стратегический план развития малого бизнеса области на ближайшие 2 – 3 года. Также экспертная группа займется поиском крупных промышленных предприятий и коммерческих банков, которые могли бы оказывать малому бизнесу финансовую поддержку.
Напомним, что 75 процентов предприятий области – это малый бизнес. А доля поступлений от малых предприятий в бюджет области составила 14 процентов.
Московское правительство приравняло иногородних россиян к иностранцам. Чтобы нанять на работу немосквича, работодатель должен получить специальное разрешение от городских властей, гласит новое постановление столичных властей. Работодатели ищут способы обойти это требование, а юристы уверяют, что оно незаконно.
Постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. издано в связи с вступлением в силу федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Но в тексте постановления и приложений к нему к слову "иностранные" добавили "иногородние", распространив все ограничительные нормы на россиян-немосквичей. Заместитель руководителя департамента миграционной службы Министерства внутренних дел Игорь Юнаш говорит, что по официальным оценкам сейчас в Москве работает около 1 млн иногородних граждан - т. е. примерно 17% всей рабочей силы в столице.
Теперь, прежде чем нанять на работу соотечественника без московской прописки, руководитель компании обязан обратиться с ходатайством в специальную межведомственную комиссию и представить ей 11 справок: копию свидетельства о постановке на учет в МНС, годовой баланс с отметкой налоговой инспекции, справку о среднемесячной заработной плате, сложившейся на предприятии, и т. д. Работодателю придется принести и документы о том, что нанимаемый работник живет в условиях, отвечающих нормам Госсанэпиднадзора. Межведомственная комиссия под руководством вице-мэра Москвы Валерия Шанцева в 15-дневный срок решит, может ли компания нанять иногороднего или ей придется взять на работу москвича.
Советник управления экономической политики правительства Москвы Людмила Антонова заявила "Ведомостям", что постановление изначально готовилось, чтобы регулировать привлечение на работу в столицу не только иностранцев, но и иногородних. А пресс-секретарь Шанцева Алексей Лацейко добавил, что за неисполнение норм трудового законодательства Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штрафы от 5 до 10 МРОТ (500 - 1000 руб. ) , а если руководитель предприятия повторно нарушит правила найма, его ждет запрет занимать руководящую должность на срок от одного до трех лет.
Генеральный директор строительной компании "Капитал Групп" Алексей Белоусов говорит, что для строительной отрасли постановление правительства Москвы создаст большие проблемы. "Самый простой способ оптимизировать стоимость строительства - набрать иногородних рабочих, - рассказывает предприниматель. - Утром машина приехала, а вечером эти люди уже не работают". Хотя его компания пользуется услугами турецких рабочих.
Владелица кафе, не пожелавшая назвать свое имя в печати, собирается откупаться штрафами: "Это проще, чем собирать справки". А финансовый директор компании "Союзгидроспецстрой" Станислав Воскресенский говорит, что его компания "из принципиальных соображений" не будет обращаться за разрешением, чтобы нанять иногороднего сотрудника. "Чиновники пытаются дискредитировать одну из основ рыночной экономики - свободное перемещение рабочей силы", - считает предприниматель. Его поддерживает генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России Олег Еремеев. "Либерализация рынка рабочей силы - одно из требований ВТО", - напоминает он.
Юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Анна-Стефания Чепик убеждена, что у работодателей есть все основания выиграть судебный спор с правительством Москвы. "Жители других городов являются гражданами РФ и не подпадают под действие закона "О правовом положении иностранных граждан". Поэтому московские власти установили разрешительный порядок привлечения иногородних граждан совершенно незаконно", - полагает юрист. Она также напоминает, что статья 64 Трудового кодекса "прямо запрещает отказывать в заключении трудового договора в зависимости от происхождения, места жительства, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства".
Правительство одобрило проведение модернизации информационной системы таможенников за счет кредита Всемирного банка. Заем составит 140 млн долларов сроком на 17 лет с пятилетним льготным периодом.
Реформирование информационной системы таможенных служб позволит сделать процедуры таможенного оформления товаров более прозрачными и быстрыми. Кроме того, современные технологии помогут таможенникам снизить потери от занижения таможенной стоимости и недоставки товаров.
В Архангельске появился журнал «Сальдо-плюс», посвященный вопросам налоговой сферы. Ранее он был приложением к журналу «Бизнес Севера». Сейчас же он представляет собой издание в 32 страницы.
На его презентации присутствовали представители налоговой инспекции, аудиторских фирм, социальных фондов, центра переподготовки кадров.
Власти Москвы утвердили величину прожиточного минимума за второй квартал этого года. Средний показатель составил 3 209,01 рубля на душу населения.
Прожиточный минимум для работающих граждан установлен в размере 3 629,49 рубля, для пенсионеров – 2 287,73 рубля, для детей – 3 031,76 рубля. Напомним, что в первом квартале общероссийский минимум составлял 2047 рублей.
Налоговики Архангельской области и Ненецкого автономного округа с сентября этого года начнут принимать отчетность предприятий в электронном виде. В УМНС региона прошла встреча с руководителями крупнейших предприятий, на которой обсудили внедрение этой системы.
Всем налогоплательщикам, которые приняли участие в этой встрече, налоговики бесплатно предложили сертифицированный программный продукт и услуги по его установке.
Минфин неожиданно решил отложить либерализацию таможенного законодательства. Внесенный в правительство проект бюджета на следующий год приостанавливает действие норм кодекса, отменяющих таможенные сборы за оформление и сопровождение товара. Таким образом ведомство Алексея Кудрина рассчитывает взыскать в казну с экспортеров и импортеров около 10 - 12 млрд руб. Этот план возмутил и чиновников других ведомств, и депутатов, и участников рынка.
По действующему Таможенному кодексу (ТК) за оформление товара таможне причитается 0,15% его таможенной стоимости. От уплаты сбора освобождаются только товары, стоимость которых меньше 100 евро, а также гуманитарная помощь, временно вывозимые экспонаты музеев и библиотек и др. Это положение не раз становилось предметом претензий к России со стороны Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации (ВТО). Дело в том, что нормы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) требуют, чтобы размер таможенных платежей примерно соответствовал стоимости оказываемых услуг. Увязка сборов с таможенной стоимостью товара удивляла и российских чиновников. "Не понимаю, какая разница для таможенных органов, оформляют они груз на $100 или $100 000, ведь работа с их стороны одна и та же", - говорил "Ведомостям" еще осенью 2002 г. замминистра экономического развития и торговли Максим Медведков.
Принятый весной новый ТК отменил злополучное положение с 1 января 2004 г. , когда кодекс вступает в действие. Но неожиданно для всех коррективы в эти планы внес Минфин. Статья 26 проекта бюджета на следующий год, внесенного в субботу в правительство, приостанавливает на год действие статьи ТК, отменившей сборы. Вместо нее будут работать статьи старого кодекса, устанавливающие платежи за оформление товара в размере 0,15% стоимости. "Бюджет будущего года особенный: с одной стороны, мы вынуждены сдерживать рост расходов, с другой - он принимается накануне думских выборов и будет действовать в год президентских выборов, и тут надо быть реалистами, - поясняет логику чиновников источник в Минфине. - Таможенные сборы в следующем году необходимы, чтобы ГТК мог выполнить план по сбору доходов в бюджет". По оценке министра экономического развития Германа Грефа, речь идет о 10 - 12 млрд руб. , которые импортеры и экспортеры будут вынуждены перечислить в казну.
Идея Минфина удивила и чиновников, и депутатов, и бизнесменов. "Это скандал! - возмущается глава думского подкомитета по таможенной политике Валерий Драганов. - Я сомневаюсь, что правительству удастся убедить депутатов в объективности такого шага, когда речь идет о каких-то 10 млрд руб. Что эти деньги для бюджета? " По мнению источника в департаменте тарифного регулирования Минэкономразвития, предлагаемое финансовым ведомством сохранение платежей в действующей форме приведет к "очередным проблемам на переговорах с ВТО".
Пресс-секретарь холдинга "Новое содружество" Александр Савостьянов сетует, что "в России, как всегда, если принимается хорошее решение, то вслед за ним обязательно надо ждать чего-то плохого". Объем экспортно-импортных операций холдинга в 2002 г. достиг около $45 млн, а объем выплат за таможенное оформление - примерно $67 500. "Не могу сказать, что [в результате сохранения таможенных сборов] мы понесем финансовые убытки, скорее речь идет о недополученной выгоде", - говорит Савостьянов. А по мнению председателя правления российского Союза экспортеров металлопродукции Светланы Степановой, "[идея Минфина] это вообще нонсенс, когда государство озабочено поддержкой экспортеров".
Аналитики не исключают, что компании могут попытаться оспорить сохранение таможенных сборов. "Эти платежи - скрытая форма налога, и по Налоговому кодексу они должны быть сборами, которые я плачу госчиновникам за совершение юридически значимых действий, - отмечает на условиях анонимности аналитик Price-waterhouseCoopers. - Есть сомнения в том, что таким действием можно считать выпуск таможней товара, если после выпуска она может посчитать, что я неправильно заполнил декларацию, и завести на меня дело". Алексей Зеленков из "Делойт энд Туш СНГ" прогнозирует, что "сомнения в правомерности уплаты таможенных сборов должны появиться, поскольку эти, по сути, налоговые платежи выводятся [Минфином] за рамки Налогового кодекса, а также непонятно, как могут сосуществовать новый Таможенный кодекс и эта маленькая часть старого Таможенного кодекса".
Не менее 15 различных подзаконных нормативных актов требуется принять в кратчайшие сроки, чтобы обеспечить реальный контроль за применением контрольно-кассовой техники. Об этом отмечается в обнародованном сегодня письме МНС России от 23.07.2003 г. № БГ-10-22/406.
В документе министерством даны предложения о мерах, необходимых для реализации Федерального закона от 22.05.2003 N54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)расчетов с использованием платежных карт». МНС, в частности, отмечает, что для реализации закона, Правительству нужно разработать и принять порядок осуществления наличных расчетов при условии выдачи бланков строгой отчетности, порядок утверждения этих бланков, порядок ведения Государственного реестра контрольно-кассовых машин, назначить государственный орган, ответственных за ведении реестра и т.д. Кроме того, не менее трех документов должен принять Банк России.
МНС также отмечает, что в стране уже зарегистрированы более 2,2 кассовых аппаратов. Только в результате нарушений работы на них федеральный бюджет ежегодно теряет более 100 млрд.руб. Поэтому утвердить все выше перечисленные документы необходимо в кратчайшие сроки - не позже следующего года.
Вместе с тем, чтобы не потерять контроль за применением ККТ до принятия необходимых документов, МНС предлагает оставить в силе, утвержденные ранее правила. Разумеется, в части не противоречащей закону № 54-ФЗ.
08.08.2003
По наблюдениям налоговиков, многие налогоплательщики стали более ответственно относиться к своим обязанностям. В этом году процент добровольного погашения налоговой задолженности почти в два раза превышает прошлогодний. Причем расплачиваться быстрее стали даже те, кто копил долги годами.
Такую сознательность налогоплательщиков налоговики объясняют тем, что активнее стали применяться меры принудительного взыскания. Выставление требование об уплате налогов теперь происходит в течение 15 дней, а не нескольких месяцев, как раньше.
С 1 сентября в Алтайском крае начнется акция «Честный бизнес».
Налоговики края будут проводить ее ровно месяц – до 1 октября. Главная цель акции – вывести из тени тех, кто уклонялся от уплаты налогов или не был зарегистрирован. Недобросовестные предприниматели могут в кратчайшие сроки пройти регистрацию и бесплатно получить справочное пособие по ведению бизнеса. Их также проконсультируют по любым вопросам налогообложения.
Жители края тоже могут внести свой вклад в акцию. Они смогут позвонить в налоговую инспекцию по телефону доверия и сообщить о налоговых нарушениях.
Министерство труда и социального развития подготовило 861 поправку в Трудовой кодекс. Депутаты Госдумы уже одобрили в первом чтении 132 из них, остальные изменения будут рассмотрены на осенней сессии.
В частности, чиновники предлагают лишить некоторых полномочий трудовые инспекции. А работодателей, возможно, обяжут проводить обязательную аттестацию рабочих мест на их соответствие нормальным условиям труда. Кроме того, после принятия поправок рассчитывать средний заработок для начисления отпускных нужно будет исходя из периода в календарный год, а не три месяца.
По Плану законопроектной деятельности на 2003 год Министерство Российской Федерации по налогам и сборам являлось ответственным исполнителем по Федеральному закону "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" 22.05.2003 N54-ФЗ (о совершенствовании государственного контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением).
Как сообщает Департамент налоговой политики, в законе предусмотрен новый принцип формирования Государственного реестра контрольно-кассовых машин, в соответствии с которым на территории Российской Федерации допускаются к использованию только те модели, которые внесены в этот реестр. Ответственный за ведение реестра определяется Правительством Российской Федерации.
Ранее действовавшая Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам упраздняется.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу 27 июня 2003 года.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам подготовило и направило в Правительство Российской Федерации письмом от 21.06.2003 NБГ-13-22/161 проект постановления Правительства Российской Федерации "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники", письмом от 23.06.2003 NБГ-10-22/406 предложения по реализации положений вышеуказанного Федерального закона. В настоящее время работа продолжается.
В отчетном периоде Министерство, в качестве соисполнителя, принимало активное участие в работе над законопроектами, направленными на реформирование налоговой системы.
Федеральные законы, подписанные Президентом Российской Федерации:
"О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 22.05.2003 N55-ФЗ (в части налогообложения процентных доходов физических лиц по вкладам в банках).
Федеральный закон принимает норму, в соответствии с которой налогообложение производится в отношении процентов по вкладам в части превышения сумм, исчисленных из полной ставки рефинансирования Банка России. При этом сохраняется действующая в настоящее время налоговая ставка: общая ставка в размере 35 процентов и ставка по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, в размере 13 процентов.
Закон вступил в силу с 26 июня 2003 года. Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с первого января 2003 года.
"О внесении дополнения в статьи 214.1 и 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 06.05.2003 N51-ФЗ.
Закон распространяет право на получение социальных налоговых вычетов налогоплательщикам-опекунам, а не только родителям.
Федеральный закон вступил в силу 8 июня 2003 года. Настоящий Федеральный закон распространяется на правоотношения возникшие с 1 января 2003 года.
;"О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" 06.06.2003 N65-ФЗ (глава "Система налогообложения при разделе продукции")
Закон дополняет Налоговый кодекс новой главой, предусматривающей специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции.
Установленный настоящей главой специальный налоговый режим предусматривает замену совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции.
При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
налог на добавленную стоимость;
налог на прибыль организаций;
единый социальный налог;
налог на добычу полезных ископаемых;
платежи за пользование природными ресурсами;
плату за негативное воздействие на окружающую среду;
плату за пользование водными объектами;
государственную пошлину;
таможенные сборы;
земельный налог;
акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье.
Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями настоящей главы.
В случае, если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 10 июня 2003 года.
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" 23.06.2003 N76-ФЗ (в части установления порядка регистрации индивидуальных предпринимателей).
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с первого января 2004 года, за исключением части второй настоящей статьи, которая вступила в силу 25 июня 2003 года.
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 09.06.2003 N69-ФЗ (о решении некоторых проблем, возникших в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
"О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 07.07.2003 N105-ФЗ (о возможности предоставления физическим лицам стандартного налогового вычета любым налоговым агентом).
Закон направлен на упрощение процедуры по предоставлению стандартных налоговых вычетов лицам, получающим материальную помощь от благотворительных и иных организаций.
Он предусматривает также порядок, в соответствии с которым стандартные налоговые вычеты предоставляются в течение налогового периода одним из налоговых агентов, осуществляющих выплату доходов, на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Закон устанавливает, что стандартные налоговые вычеты предоставляются физическим лицам одному из налоговых агентов, а не только работодателями.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц. Действие Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с первого января 2002 года.
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 07.07.2003 N117-ФЗ, (об отмене акциза на природный газ и увеличении ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, а также об индексации ставок акцизов).
Закон предусматривает отмену акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа.
Вводится единый подход к налогообложению газового конденсата - установлена налоговая ставка 17,5 процента при добыче газового конденсата из их всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующих ставок -340 рублей за 1 тонну газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений и 16,5 процента при добыче газового конденсата из других видов месторождений).
Закон снижает размер ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов.
В связи с отменой акциза на природный газ вносятся изменения в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации: в части исключения норм, касающихся акцизов на минеральное сырье. А также предусматривается индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам на 10%, за исключением сигарет (20%).Аналогично производится индексация ставок земельного налога, кроме сельскохозяйственных угодий.
Вносятся изменения в статьи 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающие признание утратившими силу ряда региональных и местных налогов, которые обеспечивают минимальные суммы поступлений. В частности, отменяются сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, сбор с владельцев собак, сбор за парковку автотранспорта и некоторые другие.
Внесены изменения в главу 25, "Налог на прибыль", освобождаются от налога на прибыль средства, которые направляются на научные исследования в российские и отраслевые фонды содействия развития науки. Изменены ставки налога на прибыль, его расщепление по уровням бюджетной системы.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с первого января 2004 года.
"О внесении изменения в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 07.07.2003 N110-ФЗ, внесен Правительством Российской Федерации.
Закон предусматривает увеличение размера имущественного налогового вычета до 1 млн. рублей.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с первого января 2004 года.
"О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц" от 07.07.2003 N104-ФЗ, внесен Правительством Российской Федерации.
Закон упраздняет налоговый контроль за расходами физического лица по всем сделкам, в связи с чем статьи 86.1, 86.2 и 86.3 Налогового кодекса Российской Федерации признать утратившими силу.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Кроме законопроектов, касающихся вопросов налогообложения, МНС России осуществляло сопровождение Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", 06.05.2003 N 53-ФЗ.
Данный Закон подготовлен во исполнение статьи 12 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" и статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предполагает уточнение всех составляющих действующего закона в связи с произошедшими изменениями в налоговом законодательстве, структуре функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджета, а также содержит все необходимые изменения и дополнения для перехода бюджетов государственных внебюджетных фондов на единую бюджетную классификацию.
Внесение изменений в классификацию доходов осуществлено по трем основаниям:
- изменение налогового законодательства;
- переход бюджетов государственных внебюджетных фондов на единую бюджетную классификацию;
- дополнение отдельными статьями существующей классификации для обеспечения обособленного учета и автоматизированного распределения органами федерального казначейства поступающих на Единый счет органов федерального казначейства налоговых и неналоговых доходов бюджетов Российской Федерации.
Основные изменения, затрагивающие целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации связаны, в первую очередь, с финансированием расходов по нормативным правовым актам, принятым органами государственной власти Российской Федерации, а также финансированием отдельных государственных
полномочий, переданных другим уровням власти.
Федеральный закон вступил в силу с 13 мая 2003 года. Действия настоящего Федерального закона распространяются на отношения возникающие при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с первого января 2003 года.
Также МНС России в период весенней сессии осуществляло сопровождение законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации:
Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 20.06.2003 принят Государственной Думой во втором чтении.
Изменения, внесенные вышеуказанными законами потребуют перераспределения доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами с целью приведениях в соответствие с расходными обязательствами органов власти разных уровней, которые в свою очередь будут отражены в изменениях и дополнениях к Бюджетному кодексу Российской Федерации и Налоговому кодексу Российской Федерации. В настоящее время уже подготовлены проекты федеральных законов для внесения в Государственную Думу, в случае принятия законов, они вступят в действие с 1 января 2005 года.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления его в силу.
Законопроекты принятые Государственной Думой в первом чтении.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", внесенный Правительством Российской Федерации, принят в первом чтении 4 апреля. Законопроект предполагает снизить минимальные и максимальные ставки платы для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, с 4-20 руб. до 1-8 руб. за 1 тыс. кВт. Одновременно предлагается предусмотреть норму, в соответствии с которой возмещение в 2003 г. выпадающих доходов региональных бюджетов в связи со снижением ставок платы за пользование водными объектами может быть осуществлено в пределах утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" размера дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов.
15 мая в первом чтении принят проект федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", внесенный Правительством Российской Федерации. Законопроект дополняет Налоговый кодекс новой главой, предусматривающей введение водного налога. Данный налог предусмотрен частью первой Налогового кодекса. Он должен заменить взимаемую сегодня плату за пользование водными объектами. В законопроекте определены плательщики налога, перечень которых несколько расширен.
Существенные изменения коснулись порядка установления налоговых ставок. Во-первых, предусмотрено установление на законодательном уровне конкретных ставок, а не минимальных и максимальных их размеров. Во-вторых, предлагается исключить право Правительства Российской Федерации устанавливать минимальные и максимальные размеры ставок для различных регионов. Ставки для каждого региона закрепляются законодательно. В-третьих, исключается право субъектов Российской Федерации устанавливать конкретные налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков. В законопроекте это предусмотрено осуществлять на федеральном уровне. Указанные изменения позволят уравнять в правах налогоплательщиков различных регионов России.
Для некоторых видов операций введена нулевая налоговая ставка. С одной стороны, налогоплательщики будут освобождены от уплаты налога, а с другой - данный подход позволит просчитать количество потребляемой воды.
Положительный эффект будет иметь установление налогового периода, равного для всех налогоплательщиков. Это упростит как обязанности налогоплательщиков, так и работу налоговых органов.
"О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации", внесен Правительством Российской Федерации. 11 июня 2003 года принят Государственной Думой в первом чтении.
Законопроектом предусматривается изменить действующий порядок применения нулевой ставки по перевозкам экспортируемых и импортируемых товаров.
"О внесении дополнения в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в части налогов и сборов" (глава 25(1) "Налог на наследование или дарение"), внесен Правительством Российской Федерации, 6 июня 2003 года принят Государственной Думой в первом чтении.
В качестве налогоплательщиков признаются физические лица, получающие от других физических лиц в собственность в порядке наследования или дарения определенное имущество.
Объектом налогообложения признается полученное в собственность в порядке наследования (по закону или по завещанию) либо по договору дарения недвижимое имущество и транспортные средства, имеющие местонахождение в России.
Налоговая база определяется как стоимость имущества, полученного в порядке наследования или дарения. Стоимостью недвижимого имущества (кроме земельного участка), полученного в собственность в порядке наследования или дарения, признается инвентаризационная стоимость данного имущества. Стоимостью земельного участка признается кадастровая стоимость, в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации.
В законопроекте определено имущество, которое не облагается налогом на наследование или дарение.
Налогообложение стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, будет осуществляться не с первого рубля, а будет уменьшаться на необлагаемую налогом сумму, которая составляет при наследовании 200 тыс. руб., а при дарении - 20 тыс. руб.
По сравнению с действующим законодательством максимальные ставки налога на наследование или дарение снижены с 40% до 13%. Налоговые ставки дифференцированы только в зависимости от степени родства, без учета стоимости наследуемого или даримого имущества.
Законопроект вводит главу 25.1 "Налог на наследование или дарение", которая заменит Закон Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Указанный налог являясь федеральным, будет зачисляться в местный бюджет.
Исчисление налога будет производиться налоговым органом при наследовании - по месту открытия наследства, при дарении недвижимого имущества - по месту его нахождения, движимого имущества - по месту заключения договора дарения движимого имущества;
"О внесении изменений в статью 241 Налогового кодекса Российской Федерации", внесен депутатами И.Ю.Артемьевым, А.Д.Жуковым, М.М.Задорновым, С.В.Иваненко, В.М.Резником, С.И.Штогриным,6 июня 2003 года принят Государственной Думой в первом чтении.
Законопроектом предусмотрен ряд мер по снижению налоговой нагрузки в части единого социального налога. Предлагается снизить размеры базовых налоговых ставок единого социального налога для различных категорий налогоплательщиков и изменить шкалу регрессии. В частности, для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, предлагается установить следующую шкалу налоговых ставок:
при величине выплат до 50 тыс. рублей в год - 30%;
при величине выплат от 50 001 до 600 000 рублей в год - 15%;
при величине выплат свыше 600 000 рублей в год -5%.
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", внесен депутатами В.А.Пехтиным, В.В.Володиным, О.В.Морозовым, Г.И.Райковым, Г.В.Куликом, В.А.Семеновым, И.Н.Руденским, А.М.Подгурским. 6 июня 2003 года принят Государственной Думой в первом чтении.
В соответствии с законопроектом налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбную продукцию и реализующие эту продукцию.
В качестве объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу определена величина, рассчитываемая как доход, уменьшенный на фактические расходы налогоплательщика в текущем налоговом периоде. Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу установлена в размере 6%. В качестве налогового периода определен календарный год, по итогам которого уплачивается единый сельскохозяйственный налог.
Законопроектом предусмотрен порядок распределения сумм единого сельскохозяйственного налога по уровням бюджетной системы путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Предлагается также упростить системы налогового и бухгалтерского учета для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, внеся соответствующие поправки в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
Законопроектом установлена поэтапная дифференциация налоговых ставок по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не подпадающих под критерии, позволяющие перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.
Уплата единого сельскохозяйственного налога должна заменить собой уплату налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц (за исключением имущества жилого назначения), налога с продаж (в случае его сохранения), транспортного налога и налога на добавленную стоимость.
Законопроектом предлагается изложить главу 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции, внеся в нее концептуальные изменения.
Принят Государственной Думой во втором чтении.
"О внесении дополнения в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" внесенный Правительством Российской Федерации, дополняет Налоговый кодекс новой главой - "Налог на имущество организаций", 20 июня 2003 года принят Государственной Думой во втором чтении.
Налог на имущество организаций устанавливается в качестве регионального налога и будет вводиться в действие законами субъектов Российской Федерации. При установлении данного налога законодательные (представительные) органы субъектов Федерации могут самостоятельно определять ряд элементов налогообложения, в частности, налоговые ставки в пределах установленных данной главой, а также порядок и сроки его уплаты. Правительство предлагает увеличить максимальную ставку налога на имущество организаций с 2% до 2,6% от налоговой базы.
Объектом налогообложения признаются объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к основным средствам (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, а также внесенные в совместную деятельность с целью получения дохода в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами).
Налоговой базой устанавливается среднегодовая стоимость имущества, определяемая, исходя из остаточной стоимости имущества. Во избежание неоднозначного толкования норм закона в случае передачи имущества в совместную деятельность или доверительное управление установлен отдельный порядок определения налоговой базы.
Для иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории России, но не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, в качестве налоговой базы определена инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая, что налог на имущество организаций является региональным, перечень исключений из объектов налогообложения и налоговых льгот является ограниченным и будет распространяться лишь на узкий круг имущества организаций. Право на установление дополнительных налоговых льгот отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Уплата налога должна производиться в бюджет того региона, на территории которого находится имущество организации.
Предусматривается определенное сужение объектов налогообложения по сравнению с действующим законодательством за счет таких статей баланса, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие, с целью стимулирования развития производства и подготовки к введению налога на недвижимость.
Отклонен Советом Федерации Федеральный закон, с созданием согласительной комиссии:
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу законодательного акта РСФСР" (в части обеспечения реализации порядка регистрации индивидуальных предпринимателей).
Принятие указанных законопроектов, разрабатываемых в рамках реализации реформирования налоговой системы, позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов.