14.08.2003
Исполняющий обязанности прокурора Москвы Анатолий Зуев внес в администрацию города протест на постановление столичного правительства "О порядке привлечения и использования иностранных работников в г.Москва" и положение межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников, утвержденное этим постановлением.
Как сообщили РБК в пресс-службе прокуратуры, в ходе проверки прокуратура установила несоответствие действующему федеральному законодательству пункта 7 постановления и подпунктов 1 и 2.1 положения. В частности, эти положения противоречат нормам Конституции, Трудового кодекса РФ, федеральному закону "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ". В протесте А.Зуев предложил мэру отменить не соответствующие законодательству пункты документов.
Напомним, документ московских властей предписывает работодателям получать разрешение на привлечение к работе в Москве не только иностранных, но и иногородних граждан.
По заявлению вице-мэра Москвы В.Шанцева, которое он сделал газете «Известия», данное постановление касается лишь тех работодателей, которые проводят массовые целенаправленные подборы иногородних кадров для работы в столице.
При этом В.Шанцев отметил, что межведомственные комиссии, контролирующие использование рабочей силы работают уже больше пяти лет и никаких трудностей у работодателей до сих пор не возникало. «Все, кто хочет привлечь большое количество рабочих в Москву, обращаются к нам и получают разрешение на то количество сотрудников, которое они хотят привезти, отмечает столичный чиновник. - Подчеркиваю, эта комиссия никогда не занималась поименными списками людей. Мы давали квоту, и работодатель сам решал вопросы привлечения иногородних».
Как заявил вице-мэр, раньше последнее слово в приеме на работу иногородних служащих действительно было за городом. Но теперь разрешения выдают местные управления по делам миграции ГУВД по заключению территориального департамента занятости. По словам В.Шанцева, столичное правительство договорилось с ГУВД, что фирмы, которые обращаются в миграционное управление, будут представлять и чиновникам свои документы.
«Организации могут не обращаться в наш комитет и идти напролом в миграционные службы. И им, возможно, дадут разрешение и без учета мнения города. Но сразу за этим начнутся проверки - милиции и миграционных служб, - предупреждает вице-мэр. - Честные работодатели нас не боятся".
Налоговая нагрузка в 2004г. снизится на 2 процентных пункта ВВП.
Об этом сообщил сегодня премьер-министр Михаил Касьянов, открывая заседание правительства РФ, которое посвящено рассмотрению основных финансовых документов на будущий год. По данным Минфина в настоящее время в РФ налоговая нагрузка составляет 30,7% ВВП.
По мнению М.Касьянова, снижение скажется на развитии экономики страны. По его словам, это позволит также обеспечить в будущем году положительные сдвиги в обрабатывающей отрасли, в социальной сфере и сфере услуг. По словам премьера, правительство рассчитывает удержать в будущем году высокие темпы экономического роста.
Говоря об основных направлениях бюджетной политики на следующий год, премьер подчеркнул, что в следующем году необходимо пересмотреть неэффективные госрасходы. А за счет сэкономленных таким образом средств будут финансироваться приоритетные для правительства социальная сфера и производственная инфраструктура. Они, в свою очередь, позволят обеспечить развитие предпринимательства и собственности в рыночных условиях.
Кроме того, приоритетными на 2004г. М.Касьянов считает сферу российских космических проектов, а также укрепление обороны и безопасности.
Также одной из задач правительства в 2004г. премьер назвал постепенное снижение уровня инфляции. В 2004г. этот показатель не должен превысить 10%, считает он.
В целом, касаясь темы бюджета на следующий год, глава правительства заявил, что в 2004г. будут обеспечены темпы роста экономики на уровне 5,2%, что несколько ниже показателя текущего года, который прогнозируется на уровне до 6%.
Кроме того, одним из рассматриваемых сегодня на заседании правительства вопросов является индексация и рост тарифов на услуги естественных монополий в 2004г. Как подчеркнул М.Касьнов, все расчеты предлагаемого уровня роста этих тарифов обоснованы, объективны и позволят принять сегодня соответствующее решение.
Напомним, что по расчетам ФЭК в 2004г. прирост среднего предельного тарифа на электроэнергию для всех категорий потребителей в среднем по стране составит 13,1%. Увеличение тарифа для населения составит в среднем не более 15%. Кроме того, предполагается провести индексацию оптовой цены на газ на 20%, железнодорожных и грузовых перевозок - на 12%. Также планируется повышение тарифа на услуги связи на 10%.
В Министерстве по налогам и сборам появилось новое подразделение – межрегиональная налоговая инспекция по федеральному округу.
Сотрудники этой службы проконтролируют работу управлений министерства в различных регионах страны. Ревизоры будут проводить комплексные и тематические проверки инспекций, и рассматривать жалобы граждан и фирм на работу налоговиков. Кроме того, межрегиональная инспекция будет помогать налоговикам при рассмотрении дел в арбитражном суде.
Городской суд Санкт-Петербурга приговорил двух налоговиков к семи годам лишения свободы условно за получение взяток.
Сотрудники отдела по контролю за предприятиями торговли и наличным денежным обращением вымогали мзду с предпринимателей за нарушения в использовании касс. Например, не получив чека в магазине, торгующем сотовыми телефонами, налоговики пообещали директору не давать ход делу в обмен на новый мобильный аппарат.
За авторством руководителя Департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС России, В.М. Акимовой, вышла книга «Налог на доходы физических лиц». Книга содержит постатейный комментарий к главе 23 Налогового кодекса РФ.
В книге учтены последние изменения о порядке предоставления стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов и др. Также приведены примеры и бухгалтерские проводки, помогающие разобраться в сложных ситуациях. Кроме того, в комментарии проведен сравнительный анализ правил налогообложения НДФЛ в 2002 и 2003 годах.
Из-за правового казуса в новом таможенном законодательстве частный ввоз иномарок с Нового года может потерять всякий смысл. Согласно букве Таможенного кодекса, частникам придется растаможивать машины по более сложным правилам, а ставки пошлин для них могут быть существенно повышены. Однако тот же кодекс, по мнению аналитиков, дает возможность оспорить в суде любое решение правительства насчет пошлин.
По данным Государственного таможенного комитета, в 2002 г. в Россию было ввезено около 629 000 легковых автомашин иностранного производства (+20% к 2001 г. ). По данным агентства "Гортис - маркетинговые исследования, консалтинг ", общий объем первичного сегмента автомобильного рынка (продажи новых иномарок, подержанных ввезенных иномарок и новых отечественных машин) составил в 2002 г. $12 млрд, в том числе $2,1 - 2,3 млрд (110 000 - 120 000 машин) пришлось на новые зарубежные авто. На физических лиц оформляется около 80% российского импорта подержанных иномарок.
Сейчас физические лица при ввозе автомобиля платят только единый таможенный сбор, зависящий от объема двигателя. Для самой популярной категории - 3 - 7-летних машин - ставки сбора составляют от 0,85 евро до 2,3 евро за кубический сантиметр. А вот платежи юридических лиц в основном зависят от декларируемой стоимости автомобиля: таможенная пошлина (25% для авто моложе семи лет и 35% для более старых иномарок) , таможенный сбор (0,15% от стоимости) , НДС (20% ) и акциз (от 0 до 129 руб. за лошадиную силу мощности двигателя).
Но по новому Таможенному кодексу (ТК) , который начнет действовать с 1 января 2004 г. , вместо единого сбора "частники" тоже должны будут платить пошлину, налоги и акциз, причем по неким "единым ставкам". "Порядок применения" ставок определит правительство, "исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами".
Каким именно будет описанный ТК "порядок применения", не понимают пока ни чиновники, ни юристы. "Для нас загадка, что все это значит", - говорит сотрудник департамента тарифного регулирования Минэкономразвития. В письме министра Германа Грефа, направленном в правительство, констатируется, что с 1 января любой частный импортер, который "везет лекарства, шубу, носки, бриллианты и электродрель", может платить за весь импорт по одинаковой средней ставке пошлины, НДС и акциза. Те же правила, по словам главы департамента тарифного регулирования Андрея Кушниренко, могут действовать и для автомобилей. "Но возможно и множество [других] вариантов [толкования] этой нормы, - сетует Кушниренко. - Совершенно непонятно, что должно выбрать правительство".
В правительстве тоже не знают, как выполнить требования ТК. "Когда мы получили письмо [Минэкономразвития о Таможенном кодексе], у нас у самих волосы дыбом встали, - признался "Ведомостям" источник в аппарате правительства. - Сейчас над проблемой работают эксперты, результаты предположительно появятся к концу этой недели".
По мнению опрошенных "Ведомостями" аналитиков, однозначно понять злополучную статью кодекса в принципе невозможно, так что разброс будущих пошлин на иномарки для частников колеблется от 8% до 28,6% , ставка НДС - от 9% до 18% , а акциз - от долей процента до 10%. "Положение кодекса написано совершенно непонятно, - отмечает аналитик Deloitte & Touche Юрий Волков. - К тому же "порядок применения" нельзя определить исходя из средних ставок - так можно высчитать только новую ставку, так что правительство может сыграть с этим "средним размером", как ему будет угодно". По словам Александра Агибалова из "Атона", в самом минимальном варианте импортный автомобиль прибавит в цене на таможне около 27%. "Это примерно то, что сейчас платят физлица при ввозе машин моложе семи лет, но значительно дешевле, чем обходится импорт более старых иномарок", - отмечает он. Зато по максимуму ввоз машины обойдется в 46,6%.
Впрочем, по мнению юриста компании "Объединенные консультанты ФДП" Вадима Зарипова, у частников есть шанс добиться в суде наиболее выгодного для себя толкования ТК. "Таможенные платежи относятся к налоговым сборам, а согласно Налоговому кодексу все сомнения и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика", - объясняет эксперт.
13.08.2003
В следующем году зарплата во всех регионах России будет выплачиваться своевременно. Об этом заявил сегодня вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин по итогам заседания трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений. В группу входят представители правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации.
Комиссия одобрила все предложенные правительством подходы, связанные с межбюджетными отношениями, заложенные в проектировки федерального бюджета на 2004 год, сказал Кудрин. По его словам, в следующем году "бюджеты субъектов Федерации будут сбалансированными". Средства на компенсацию потерь регионов, связанных с налоговой реформой, будут своевременно направлены из федерального центра, отметил он. Это позволит в числе прочего обеспечить своевременную выплату зарплат в регионах.
Согласно материалам, представленным к заседанию рабочей группы, дотации федерального центра субъектам РФ на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов планируется в следующем году увеличить более чем в пять раз по сравнению с текущим годом - с 4.1 млрд. руб. до 21.1 млрд. руб., передает РИА "Новости".
Сегодня Кудрин также будет участвовать в совещании премьер-министра Михаила Касьянова с представителями центристских объединений Госдумы по проекту федерального бюджета на 2004 года. Отправляясь на встречу, Кудрин заявил журналистам, что она станет "итогом очередного этапа согласительных процедур по бюджету, которые проводились с Госдумой". "После сегодняшней встречи мы сделаем окончательные выводы для принятия бюджета на следующий год на заседании правительства в четверг", - сказал вице-премьер.
Власти Москвы своим постановлением от 22.07.03 №568-ПП ввели новых проверяющих для столичных предприятий. Экологические аудиторы будут проверять документы по природоохранной деятельности фирм.
Экологический аудит проходить не обязательно, но его желательно провести фирмам, задействованным в городских программах. Кроме того, пройти проверку смогут компании, желающие привлечь иностранных инвесторов или кредиторов
Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина разъяснил, что составлять баланс за девять месяцев этого года можно по старым формам.
Дело в том, что ведомство своим приказом от 22.07.2003 № 67н утвердило новые бланки бухгалтерской отчетности. Обязательно применять их нужно будет, начиная со следующего года.
Напомним, что по документу Минфина бухгалтерский баланс станет гораздо менее объемным. Изменится структура отчетов о прибылях и убытках, об изменениях капитала и о движении денежных средств.
Налоговики Республики Карелия во втором квартале этого года перевыполнили план по сбору налогов в федеральный бюджет на 4,6 процента. Общая сумма поступлений составила 223, 748 млн рублей.
Правда, доходы регионального бюджета республики в первом полугодии составили только 99 процентов от плана. Невыполнение прогноза связано с тем, что налоговикам пришлось вернуть платежи по налогу на прибыль некоторым крупным налогоплательщикам. Предприятия получили меньшую прибыль, чем планировали, из-за низкого уровня цен на их продукцию на мировом рынке.
Правительство установило прожиточный минимум за второй квартал этого года в размере 2137 рублей на душу населения.
Для трудоспособных граждан этот показатель установлен на уровне 2328 рублей, для пенсионеров – 1629 рублей, для детей – 2119 рублей.
Напомним, что прожиточный минимум за первый квартал нынешнего года составлял 2047 рублей на душу населения.
Правительство будет самостоятельно устанавливать сроки вступления в силу повышенных ставок таможенных пошлин. Из Постановления от 22 октября 1997 года №1347 исключен пункт о том, что новые ставки начинают действовать только через 180 дней после их официального опубликования.
Таким образом, решать, когда вступят в силу пошлины, Правительтво будет отдельно по каждому конкретному случаю.
Банки имеют право не предоставлять сведения о счетах своих клиентов по запросам Министерства по антимонопольной политике (МАП). Об этом говорится в обнародованном сегодня письме Банка России от 30.06.2003 г. № 99-Т.
Как отмечается в документе, по статье 857 Гражданского кодекса, банки обязаны гарантировать своим клиентам тайну счета, банковского вклада и сведений об операциях на счетах. Кроме того, они не имеют права разглашать информацию о самом владельце счета.
Передавать хранящиеся у них данные они обязаны лишь тем органам, которые указаны в статье 26 закона РФ от 2.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Раскрывать информацию о движении денег они обязаны судам, Счетной палате РФ, налоговым органам, таможне, а также органам предварительного следствия, по возбужденным уголовным делам.
Как отмечает Банк России, органы МАПа в этот перечень не вошли. В связи с этим банки не обязаны отвечать на запросы антимонопольного органа о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну.
Таким образом, говорится в документе, банк может предоставить запрашиваемые данные МАПу только с согласия владельца счета.
Частные пенсионные фонды, которым со следующего года предстоит бороться с Пенсионным фондом России за накопления соотечественников, не забывают и о добровольном пенсионном обеспечении своих клиентов. Каждые три месяца с начала этого года резервы НПФ вырастают почти на 10%. Участники рынка полагают, что такая тенденция сохранится и во втором полугодии, а к концу года темпы прироста могут даже увеличиться.
Во II квартале, по данным Инспекции НПФ при Минтруде, фондам удалось сохранить ударные темпы роста своих основных показателей. За апрель - июнь пенсионные резервы НПФ выросли на 9% до 61 млрд руб. , а собственное имущество - на 7% до 87 млрд (в I квартале рост составил 8,5% и 27% соответственно). Пенсионные взносы с начала года составили 8 млрд руб. , а число участников системы на 1 июля достигло 4,9 млн человек.
Доля двадцатки в общем объеме резервов почти не изменилась: в I квартале на нее приходилось 86,5% всех сборов, а во II квартале - 86,1%. Незначительно изменился и расклад сил внутри двадцатки: из нее выпал лишь НПФ АО "АвтоВАЗ", резервы которого съежились почти на 50 млн руб. Ряды лидеров пополнил НПФ "Санкт-Петербург ", обслуживающий, по словам его гендиректора Юрия Задорина, в основном предприятия лесопромышленного комплекса. А вот крупнейший игрок - НПФ "Газфонд" за это время лишился почти 2% рынка и теперь обслуживает только 47% пенсионных отчислений россиян.
"Популярность дополнительного пенсионного обеспечения растет с прошлого года", - отмечает Задорин. Он объясняет успехи фонда приходом новых предприятий-вкладчиков. На увеличение клиентуры указывает и президент НПФ "Шексна-Гефест" Андрей Никитченко, добавляя, что для привлечения клиентов требуется кропотливая работа. "Ростелеком-Гарантия", по словам гендиректора фонда Аркадия Недбая, готовится к слиянию с "Телеком-Союзом". "Сейчас мы не тратим силы на завоевание рынка", - объясняет он более скромные по сравнению с конкурентами показатели своего НПФ.
Недбай отмечает, что пенсионные фонды для сотрудников сейчас ищут многие корпорации. По его мнению, побудительным моментом для них служит допуск НПФ к пенсионным накоплениям россиян, который они получат со следующего года. "К тому же банковский бизнес утратил привлекательность, а пенсионные фонды - более свежая идея", - размышляет Недбай. Он убежден, что к концу года активность работодателей повысится. Никитченко согласен с тем, что спрос на услуги НПФ будет расти, но всплеска со стороны вкладчиков он не ожидает.
По оценкам Минэкономразвития, в накопительную систему в 2004 г. поступит $2,4 млрд. Из них, как считают аналитики "Тройки Диалог ", частному сектору достанется не более 10%. Председатель совета НПФ "ГЛОБЭКС" Евгений Якушев полагает, что по договорам добровольного страхования в следующем году фонды смогут собрать порядка 20 - 25 млрд руб. , а емкость этого рынка к 2005 г. может составить примерно 400 млрд.
Банкам доначисляют налоги за трансфертные цены
Оружие, придуманное для борьбы фискалов с нефтяниками, теперь обернулось и против банкиров. Требования к банкам доплатить налог на прибыль теперь обосновываются статьей Налогового кодекса о трансфертных ценах. Суды пока в основном на стороне банков, но МНС постоянно совершенствует формы претензий.
В последние несколько месяцев налоговые инспекции все чаще начисляют дополнительные суммы налога на прибыль банков, используя ст. 40 Налогового кодекса, говорят опрошенные "Ведомостями" налоговые консультанты. Эта статья была придумана для борьбы с популярными в середине 90-х трансфертными ценами, которыми пользовались нефтяники для оптимизации налогообложения. В ней говорится, что, если заявленная налогоплательщиками цена товара отличается от рыночной более чем на 20% , налоговики имеют право начислять налог на разницу между фактической и рыночной ценой.
По словам партнера компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Дениса Щекина, количество судебных споров по 40-й статье "измеряется десятками, практика огромная", а суммы доначислений обычно составляют сотни тысяч долларов. Налоговые консультанты отказываются назвать банки-клиенты, ссылаясь на обязательства конфиденциальности, но охотно рассказывают об инициативах налоговиков. "Одному банку налоговая инспекция доначислила налог на прибыль из-за того, что банк предоставлял межбанковские кредиты по ставкам, которые в течение дня колебались более чем на 20% ", - рассказывает партнер компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. "Причем в качестве рыночной цены на межбанковские кредиты налоговый орган взял средний показатель ставок за один день, - возмущается юрист. - Всем известно, что на финансовых рынках колебания нередко превышают 20% , но это не повод для дополнительного взыскания налога".
По рассказу Шаповалова, в другом банке налоговики обнаружили слишком высокую, по их мнению, ставку по депозиту. Разницу между "справедливой рыночной" ставкой и якобы завышенной налоговая инспекция посчитала доходом банка и взыскала с нее 24% -ный налог на прибыль, пени и штрафы за несвоевременную уплату.
"Особенно уязвима позиция банка, когда речь идет о ставках по кредитам, особенно для физических лиц, - рассказывает старший менеджер компании Energy Consulting Константин Пелевич. - Нередко банки выдают кредиты своим сотрудникам по более низким ставкам, а налоговая инспекция учитывает разницу как недополученный доход и начисляет на него налог ".
Консультанты утверждают, что МНС даже разработало специальную инструкцию по использованию ст. 40 НК против банков. Руководитель департамента налогообложения прибыли МНС Карен Оганян существование такой инструкции отрицает, но признает, что министерство постоянно анализирует судебную практику и рекомендует инспекциям тщательнее обосновывать свои претензии к банкам. "Все зависит от качества подготовки", - говорит чиновник. По его словам, суды "достаточно часто" выносят решения в пользу налоговиков.
Однако налоговые консультанты утверждают, что судебная практика пока в пользу банкиров. Пелевич говорит, что два его клиента выиграли иски к налоговой инспекции. Правда, суммы в обоих случаях не превышали $300 000 и отсудить их для банков было скорее делом престижа. Партнер компании ФБК Алексей Терехов припомнил только один случай победы налоговой инспекции. "В случае с межбанковскими кредитами легко доказать, что НК требует в качестве "рыночной" брать цену, примененную налогоплательщиком, а не среднеарифметическую", - говорит Щекин. "Проценты по депозитам не являются ни работой, ни услугой налогоплательщика. Это клиент оказывает банку услугу, отдавая ему на время деньги. Поэтому применять ст. 40 в этом случае нельзя", - уверен Шаповалов. А Терехов советует банкам заранее подстраховаться и заключать с "особенными" клиентами комплексные сделки. "Когда банк бесплатно обслуживает расчетный счет, но при этом еще и кредитует своего заемщика, можно доказать, что он компенсирует свои потери за счет второй услуги и ст. 40 к нему неприменима", - говорит эксперт.
12.08.2003
Российский рубль станет единственной валютой в Белоруссии с 1 января 2005 года.
Выпускать рубли будет только Центробанк РФ. Для Нацбанка Белоруссии будет открыта кредитная линия на сумму до 20 млрд. рублей. Ни на что, кроме пополнения средств на корсчете Нацбанка, эти деньги использоваться не будут. Для обмена денег Центробанк России предоставит Нацбанку Белоруссии беспроцентный и бессрочный кредит. На 100 белорусских рублей будет выдано 130 российских.
А.Улюкаев, первый замминистра финансов РФ, считает, что инфляции от эмиссии дополнительных рублей не будет.
В сентябре в России появится оригинальный электронный справочник отечественных предприятий.
В справочник войдет общая информация о фирмах, участвующих в проекте. Пополняться он будет через интернет за счет публикаций фирмами своих сообщений, прайс-листов, рекламных акций. Подписчики смогут обновлять содержимое с помощью специальной программы UNIC. Информация, автоматически отсортированная по темам, будет храниться на компьютере подписчика.
Точно такой же справочник будет разработан и по предприятиям Казахстана.
Одной из главных новостей для бухгалтеров на этой неделе будет документ, недавно оказавшийся в нашем распоряжении. Речь идет о приказе Минфина от 22.07.2003 г. №67н, который утвердил новые формы бухгалтерской отчетности.
Новый документ отменяет прежний приказ Минфина России от 13.01.2000 № 4н, которым утверждены пока еще использующиеся формы отчетности. Нынешние формы просуществуют до конца этого года.
Как сообщили нам в Департаменте методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в новых формах нужно будет отражать итоги работы за 2003 год. Баланс за девять месяцев этого года составлять по новым формам не обязательно.
Одно из главных изменений коснулось самой формы баланса. Он стал заметно меньше. Из баланса убраны расшифровки статей по внеоборотным активам. Из раздела «Капиталы и резервы» исчезли строчки с 440-й по 465-ю. Также убраны расшифровки по займам и кредитам.
Часть нововведений связана с ПБУ 18/02. Так, например, в балансе появились строки «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства».
Президент Украины наложил вето на закон о снижении НДС.
Напомним, что парламент страны в конце июня одобрил уменьшение ставки НДС с 20 до 17 процентов. Кроме того, депутаты проголосовали за отмену многих льгот по этому налогу. Однако глава государства считает, что прежде, чем снижать ставки, необходимо увеличить налогооблагаемую базу по НДС.
По подсчетам налоговиков, из-за нарушений, которые допускают предприниматели при работе с ККМ, бюджет страны ежегодно недосчитывается более 100 млрд рублей.
Некоторые положения нового закона о контрольно-кассовой технике до сих пор не действуют. Дело в том, что для этого в дополнение к закону необходимо принять около 15 постановлений правительства. Напомним, что документ, вступивший в силу 28 июня этого года, обязывает применять кассы все организации, которые торгуют за наличные.