19.05.2003
Правительство РФ с 1 июня 2003г. вводит новые ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, и товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашения о Таможенном союзе. Как сообщает ДПИ, соответствующее постановление от 16 мая 2003г. N289 подписал председатель правительства РФ Михаил Касьянов.
Так, экспортная пошлина на нефть с 1 июня с.г. снижается с 40,3 долл. до 26,8 долл. за тонну, на нефтепродукты - с 36,3 долл. до 24,1 долл. за тонну. Ставка вывозной таможенной пошлины на бензол, толуол, ксилол, масла смазочные, масла прочие, отработанные нефтепродукты, пропан, бутан, этилен, пропилен, бутилен, бутадиен и прочие сжиженные газы за 1000 кг снижается с 36,3 долл. до 24,1 долл.
Ставка вывозной таможенной пошлины (за 1000 кг) на вазелин нефтяной, парафин, воск нефтяной микрокристаллический, гач парафиновый, озокерит, воск буроугольный, воск торфяной, прочие минеральные воски и аналогичные продукты, полученные в результате синтеза или других процессов, окрашенные или неокрашенные, установлена в размере 24,1 долл.
Кроме этого, на кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти, на бензол и толуол ставка таможенной пошлины установлена в размере 24,1 долл. за тонну.
Налоговым инспекциям нужно уточнить состав реструктурированных сумм у организаций, воспользовавшихся правом на реструктуризацию. Дополнительные платежи по налогу на прибыль должны относиться не к задолженности по пеням и штрафам, а к задолженности по налоговым платежам. Об этом сообщается в письме МНС России от 12.05.2003 №
АС-6-29/536.
Если эти платежи по ошибке учтены в составе реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, то графики погашения нужно исправить. Эти суммы следует внести в график погашения задолженности по налоговым платежам. Распределить их нужно поквартально, начиная с I квартала 2003 года.
У организаций, получивших право на реструктуризацию задолженности только по пеням и штрафам сроком на десять лет, графики погашения должны быть скорректированы по-другому. Дополнительные платежи по налогу на прибыль нужно распределить поквартально и учесть при этом, что на погашение налоговой задолженности отводится шесть, а не десять лет. Суммы пеней и штрафов следует распределить на оставшиеся 4 года.
Платежи, ошибочно учтенные в составе задолженности по пеням и штрафам, не могут быть списаны вместе с ними. Налогоплательщикам, погасившим налоговую задолженность досрочно и получившим право на списание пеней и штрафов, придется заплатить эту сумму. Но это относится только к тем должникам, у которых платежи по прибыли были ошибочно включены в состав задолженности по налоговым санкциям.
Управление МНС России по г. Москве сообщает, что организации, сдающие в аренду площади для осуществления торговой деятельности, и организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, а также центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин, за исключением организаций - крупнейших налогоплательщиков, будут переводится на налоговый учет в межрайонную инспекцию МНС России N42 по г. Москве.
Устанавливаются следующие критерии для организаций, подлежащих передаче и постановке на налоговый учет в МИ МНС России N 42 по г. Москве:
организации, у которых выручка от сдачи в аренду площадей для осуществления торговой деятельности составляет более 50% от общей выручки организации;
организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса и имеющие в своем составе казино, тотализаторы, букмекерские конторы, залы игровых автоматов и имеющие лицензию на этот вид деятельности;
организации и их обособленные подразделения (филиалы), оказывающие услуги по подготовке контрольно-кассовых машин к эксплуатации, их техническому обслуживанию и ремонту и зарегистрированные в Департаменте потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы как Центры технического обслуживания.
(Основание: Приказ УМНС России по г. Москве от 29.04.2003г. N 119)
Президент РФ Владимир Путин обсудил с Министром внутренних дел Борисом Грызловым вопросы, связанные с переходом бывших сотрудников налоговой полиции в систему МВД. Об этом сообщает пресс-служба Президента.
Б. Грызлов рассказал о создании службы по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, в которую войдут бывшие сотрудники ФСНП и Управления по борьбе с экономическими преступлениями. Необходимость создания такой службы вызвана тем, что экономические преступления чаще всего относятся к сфере налогов.
По словам Б. Грызлова, МВД планирует принять в свой штат 14 тыс. бывших сотрудников ФСНП. Сейчас решается вопрос об уравнивании социальных гарантий, которые были у этих сотрудников при работе в ФСНП, с теми, которые они будут получать в структуре МВД. Работа по переводу бывших сотрудников налоговой полиции в систему МВД идет по графику и должна закончиться к 1 июля текущего года.
В систему Министерства внутренних дел будет также передана Академия налоговой полиции. На ее основе предполагается создать Академию экономической безопасности, которая будет иметь более широкий профиль.
Б. Грызлов также отметил, что есть ряд вопросов с размещением сотрудников вновь создаваемой структуры по борьбе с экономическими преступлениями в регионах. Однако, по словам министра, эта проблема совместно с губернаторами решается успешно.
Предприниматели с чистой совестью могут не платить экологический сбор. А также пени и штрафы, наложенные чиновниками за его неуплату. В настоящее время нет ни одного нормативного акта, который бы регулировал экологические платежи. Кассационная коллегия отклонила жалобу правительства, оставив без изменений решение Верховного Суда.
Напомним, что 12 февраля 2003 года Верховный Суд России признал недействующим пункт 2 постановления правительства от 28.08.1992 № 632, который определял порядок расчета и внесения экологической платы в бюджет. Верховный Суд согласился с истцом – Кольской Горно-Металлургической компанией в том, что правительство не имело права передавать Минприроды полномочия по установлению и изменению ставок платы за загрязнение окружающей среды.
Конституционный суд обязал банкиров предоставлять судебным приставам информацию о наличии денег на счетах вкладчика.
До сих пор клерки отказывались раскрывать банковскую тайну, ссылаясь на закон о банковской деятельности. В то же время закон о судебных приставах дает слугам закона право требовать любую информацию, которая необходима для исполнения решения суда.
Чтобы исправить ситуацию Конституционный суд указал чиновникам устранить несоответствия между этими двумя законами. При этом судьи решили, что действия судебных приставов больше соответствуют Конституции, чем отговорки банкиров.
Пенсионный фонд сообщил о завершении подготовительного этапа пенсионной реформы. Почти все поступления в фонд распределены по индивидуальным счетам граждан. Только незначительная часть денег не нашла своих хозяев и будет возвращена в бюджет.
До 1 июля Пенсионный фонд разошлет россиянам выписки со счетов, и каждый гражданин сможет увидеть сумму своих сбережений на старость. Кроме того, на счета уже зачислен инвестиционный доход, который составил 12,17 процента. Теперь граждане смогут переводить свои накопления в частные управляющие компании. Кстати, около 20 млн трудящихся денег на счетах не обнаружат из-за халатности своих работодателей.
Предпринимателям, возможно, удастся вернуть из бюджета НДС, заплаченный за два прошлых года. Налоговики заставляли платить этот налог, невзирая на закон о господдержке малого бизнеса – он позволяет «малышам» не применять в первые четыре года деятельности ухудшающие их положение налоговые законы. По мнению налоговиков, НДС все равно платит конечный потребитель товаров или услуг, поэтому положение предпринимателей ухудшиться не могло. Чиновников поддержал Высший Арбитражный Суд.
Предприниматели сочли, что их права нарушены, и решили искать защиты в Конституционном Суде. На заседании «пострадавшие» обратили внимание, что, во-первых, не всегда можно увеличить цену товара на ставку НДС, и тогда платить его приходится из своего кармана. Во-вторых, их положение ухудшила сама необходимость составлять отчетность по этому налогу.
Решение Конституционный Суд должен вынести уже в начале июня.
16.05.2003
В половине московских налоговых инспекций уже установлена новая автоматизированная информационная система «Налог-2 Москва». Эта программа почти полностью автоматизирует работу налоговиков. С ее помощью можно не только вести учет налогоплательщиков, их счетов и рассчитывать налоги, но и проводить камеральные проверки.
Система на основании данных налогоплательщиков и инспекторов находит ошибки в уплате налогов и автоматически доначисляет платежи.
Правительство установило прожиточный минимум в целом по России за I квартал этого года в размере 2047 рублей на человека в месяц. Для трудоспособных граждан этот показатель равен 2228 рублей, для пенсионеров – 1554 рубля, для детей – 2039 рублей.
В последнем квартале прошлого года прожиточный минимум был установлен на уровне 1893 рублей, так что нынешний показатель по сравнению с предыдущим вырос примерно на 8 процентов.
Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о защите прав организаций и предпринимателей при проведении государственного контроля. Этот документ запрещает ревизорам проверять малое предприятие первые три года его существования.
Правда, внеплановые ревизии инспекторы проводить могут. Нежданные гости наведаются к тем, кто нарушает требования по обеспечению безопасности.
Руководители налоговых инспекций могут рассматривать дела о нарушениях валютного законодательства. Об этом МНС России сообщило в письме от 01.04.2003 № ШС-6-24/380@. В документе налоговым органам разъяснено, какие наказания за нарушение валютного законодательства предусмотрены в статье 15.25 КоАПа.
В частности, административный штраф грозит тем, кто без соответствующих разрешений Банка России осуществляет валютные операции, связанные с движением капитала. Если разрешения есть, но выданы они не по правилам, то ответственности тоже не избежать. Она выльется в штраф в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Столько же заплатят нарушители порядка проведения валютных операций, установленного разрешением Банка России. Такое наказание предусмотрено и для тех, кто, оперируя с валютой, использует счета резидентов в иностранных банках, открытые с нарушениями.
От пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда должностным лицам придется отдать государству в качестве штрафа за несоблюдение порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям. На юридические лица за это же правонарушение наложат штраф от четырехсот до пятисот МРОТ.
Как отмечается в документе, нормы КоАПа также разрешают налоговикам составлять и передавать таможенникам протоколы о неисполнении требований таможенного режима экспорта. В соответствии со ст. 16.17 КоАПа неисполнение требований наказывается административным штрафом в размере от одного до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения.
Товары и услуги для дипломатов из США, Азербайджана, Польши, Швейцарии, Мексики и еще более 60 стран, облагаются НДС по нулевой ставке. Недавно об этом сообщило Министерство по налогам и сборам России.
В своем письме от 1 апреля 2003 года (№ РД-6-23/382) налоговики напомнили, что по Налоговому кодексу, нулевая ставка НДС применяется при реализация товаров и услуг для «официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами».А также товаров «личного пользования дипломатическим и административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей». Этот порядок распространяется, на страны, в которых установлен аналогичный режим налогообложения для российских посольств, консульств и других дипломатических представительств.
В письме указан перечень стран продажа товаров, которым освобождена от НДС в полном объеме. Также в документе содержаться перечень стран, по которым нулевая ставка налога применяется в зависимости от видов товаров. Согласно письму льготная ставка не применяется только для товаров и услуг, реализуемых дипломатам Республики Ангола и Мавритании.
15.05.2003
Постановкой юрлиц на учет в Пенсионном фонде РФ (ПФР) и в Фонде социального страхования будет заниматься Министерство РФ по налогам и сборам (МНС). Как сообщил журналистам замминистра экономического развития и торговли РФ Александр Маслов, такой порядок будет предусмотрен в новой редакции закона о регистрации юрлиц, подготовленной МНС. Замминистра напомнил, что, по действующему российскому законодательству, учредители юрлиц должны лично заниматься постановкой на учет своих компаний в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования. После принятия подготовленных МНС поправок такой порядок будет устранен. Все необходимые сведения будут представляться в МНС, которое будет передавать эту информацию в фонды.
По словам А.Маслова, данный законопроект имеет поддержку депутатов, и есть твердая уверенность, что он будет принят Госдумой в период осенней сессии.
Замминистра сообщил также, что планируется объединить процесс регистрации юрлиц и их постановку на налоговый учет "в одном окне". Соответствующие поправки в Налоговый кодекс также планируется подготовить к осени текущего года.
А.Маслов сообщил, что в ходе заседания Правительства было уделено внимание срокам, необходимым для осуществления всей процедуры регистрации юрлица. По его словам, установленные сейчас законодательством сжатые сроки для регистрации на практике не соблюдаются. Замминистра отметил, что этой проблеме уделяется постоянное внимание, и МНС к концу года надеется решить эту проблему.
Госдума на заседании 15 мая 2003 года отклонила в первом чтении законопроект, внесенный депутатом Сергеем Колесниковым, "О внесении изменений в статью 255 части второй Налогового кодекса РФ".
Законопроект предусматривает предоставление работодателям возможности самостоятельно определять в пределах совокупной суммы платежей, составляющей до 15% от суммы расходов на оплату труда, объемы средств, направляемые на те или иные цели добровольного страхования. При этом допускается возможность направления всей совокупной суммы платежей на один вид добровольного страхования.
Как отмечается в заключении Правительства РФ на законопроект, предлагаемые поправки ставят под сомнение реализацию основных принципов пенсионной реформы, предусматривающей создание системы, при которой трудовая пенсия будет складываться из базовой, страховой и накопительной частей. Правительство считает целесообразным сохранить твердо установленные предельные размеры отчислений, принимаемые к вычету из налоговой базы отдельно по пенсионному страхованию и по медицинскому страхованию.
Госдума на заседании 15 мая 2003 года приняла в первом чтении законопроект, внесенный Правительством РФ, "О внесении дополнения в Налоговый кодекс РФ (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившим силу федерального закона "О плате за пользование водными объектами".
Целью законопроекта является приведение законодательства о плате за пользование водными объектами в соответствие с НК РФ. Согласно документу, плата за пользование водными объектами заменяется водным налогом.
Законопроект устанавливает твердые специфические ставки налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод. При этом, одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод. Сумма водного налога будет в полном объеме зачисляться в доход бюджетов субъектов РФ. В настоящее время плата за пользование водными объектами зачисляется в размере 40% в федеральный бюджет, 60% - в бюджеты субъектов РФ. Законопроект составлен с учетом ранее внесенного правительственного документа, предусматривающего снижение действующих ставок платы для объектов гидроэнергетики с 1 января 2003 года для целей гидроэнергетики с 4-20 руб. до 1-8 руб. за 1000 кВт ч вырабатываемой электроэнергии на ГЭС.
Размеры ставок водного налога рассчитаны, исходя из предполагаемого индекса инфляции на 2004 год в размере 1.17 и объемов поступлений от платы за пользование водными объектами в 2003 году. Поступления от водного налога в 2004 году после введения в действие главы "Водный налог" составит 8.4 млрд. руб.
Госдума на заседании 15 мая 2003 года приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда". В соответствии с документом, с 1 октября 2003 года МРОТ устанавливается в сумме 600 руб. в месяц, сейчас МРОТ определен в 450 руб.
Законодательные органы субъектов могут принимать законы, устанавливающие более высокий размер минимальной заработной платы в субъекте РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Московские налоговики объявили о завершении подключения столичных инспекций к системе электронной отчетности. Теперь любой московский бухгалтер может избавить себя от бесконечных очередей в налоговой – фирме нужно обеспечить выход в интернет и купить необходимое программное обеспечение. Кстати, пересылать документы по такой системе можно будет вплоть до полуночи последнего дня их сдачи.
Пока договоры на передачу «виртуальных» деклараций заключила только 3971 фирма из 700 тыс. московских организаций.
МНС в
письме от 01.04.2003 № ШС-6-24/380 разъяснило, в каких случаях налоговики могут применять административную ответственность за нарушения валютного законодательства.
В частности, эти чиновники могут оштрафовать организацию (или предпринимателя), если та (или тот) ведет расчеты в валюте, не имея разрешения Центробанка. Причем сумма штрафа может равняться стоимости сделки.
Второе нарушение – невозвращение валюты из-за границы при срыве сделок по импорту товаров. Третье – непредставление или нарушение правил представления отчетности о движении денежных средств на заграничных счетах. И, наконец, четвертое, за что спросят налоговики, – нарушение установленного порядка зачисления экспортной выручки.
Министерство обращает внимание, что рассматривать дела по статье 15.25 Административного кодекса могут налоговики рангом не ниже руководителя регионального управления МНС.