22.04.2003
Налоговики намерены взыскивать недоимки строже, чем раньше. МНС приказом № БГ-3-29/159 утвердило правила направления должникам бюджета требований об уплате не перечисленных вовремя налогов.
Приказ предписывает инспекторам направлять недоимщикам такие требования не позднее 15 дней после того, как истек срок уплаты налога. Требования будут вручаться лично руководителю фирмы или его представителю. Если они уклоняются от его получения, инспектор пошлет требование по почте заказным письмом. Оно считается полученным по истечении 6 дней.
Требование нужно исполнить в течение 10 дней с момента его получения. Если срок прошел, а налог так и не уплачен, налоговики в течение 30 дней примут решение о списании недоимки с банковских счетов должника. Одновременно будут приостановлены операции по этим счетам. Если денег на них недостаточно, налоги будут взиматься за счет продажи имущества недоимщика с молотка.
Узнать о деловом партнере теперь можно у налоговиков. Об этом со сообщает в письме № ФС-6-09/345@ МНС РФ.
Получить из инспекции можно любые сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц: данные об учредителях фирмы, ее уставном капитале, наличии лицензий и т.д. Исключение составляют паспортные данные учредителей – физических лиц и руководителей фирмы и их ИНН.
Чтобы получить информацию, нужно направить письменный запрос в налоговую инспекцию. Обращаться можно как в свою инспекцию, так и в ту, в которой состоит на учете контрагент. В последнем случае ответ придет быстрее.
За каждый вид запрашиваемой информации придется заплатить 200 рублей. Если она нужна срочно, сумма оплаты возрастет до 400 рублей.
21.04.2003
Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала ввести сроком на девять месяцев специфическую составляющую таможенной пошлины на все виды импортируемого в РФ риса в размере 0.3 евро за 1 кг. Об этом сообщил журналистам Геннадий Ежов - пресс-секретарь вице-премьера РФ Алексея Кудрина, возглавляющего комиссию. Адвалорная ставка пошлины (рассчитываемая в процентах от стоимости) останется прежней - 10%. Таким образом, импортеры, ввозя в Россию рис, должны будут платить пошлину в размере 10% от его стоимости, но не менее 0.3 евро за 1 кг.
Новая ставка пошлины вступит в действие через месяц после опубликования соответствующего постановления Правительства РФ.
Правительственная комиссия по защитным мерам во внешне торговле и таможенно-тарифной политике на заседании 19 апреля рекомендовала установить единые для физических и юридических лиц ставки импортных таможенных пошлин на подержанные легковые автомобили со сроком эксплуатации 3-7 лет. Об этом сообщил журналистам Геннадий Ежов - пресс-секретарь вице-премьера РФ Алексея Кудрина, возглавляющего комиссию.
По его словам, комиссия рекомендовала ввести следующую шкалу единых ставок совмещенных таможенных платежей (пошлин и налогов) для физических и юридических лиц: для автомобилей с объемом двигателя до 1 тыс. куб. см. - 0.85 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя, для 1-1.5 тыс. куб. см. - 1 евро, для 1.5-1.8 тыс. куб. см. - 1.5 евро, 1.8-2.3 тыс. куб. см. - 1.75 евро, для 2.3-3 тыс. куб. см. - 2 евро, более 3 тыс. куб. см. - 2.25 евро.
Сейчас юрлица, ввозя в Россию подержанные иномарки в возрасте 3-7 лет, платят таможенную пошлину в размере 25% от стоимости автомобиля, но не менее 1-2.35 евро за 1 куб. см. двигателя в зависимости от его объема, а также таможенный сбор в размере 0.15% от стоимости, акциз (от 10 руб. за 1 лошадиную силу) и НДС в размере 20%. Физлица платят пошлину в размере 0.85 евро за 1 куб. см. при объеме двигателя автомобиля до 2.5 тыс. куб. см и 1.4 евро при двигателе с объемом более 2.5 тыс. куб. см.
Как отметил Г.Ежов, данные экспертов свидетельствуют, что при сложившейся системе таможенных платежей до 80% иномарок в возрасте 3-7 лет, импортируемых в Россию, оформляются как ввозимые физлицами. Таким образом импортеры-юрлица уходят от налогообложения. Кроме того, действующая система препятствует созданию в России СП для производства автомобилей в ценовой категории $6-9 тыс.
Пресс-секретарь Минэкономразвития Константин Богданов сообщил журналистам, что комиссия рекомендовала также ввести в ТН ВЭД России отдельные коды для подержанных грузовых автомобилей со сроком эксплуатации 3-7 лет и более 7 лет. Сейчас все они объединены в категорию "бывшие в эксплуатации" и имеют общие коды. Вопрос о ставках ввозных пошлин на разные категории грузовых автомобилей будет проработан дополнительно.
Минфин может вернуться к рассмотрению вопроса о введении единой ставки НДС в размере 16% с 2006 года. Об этом на брифинге сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Вместе с тем, по его словам, этот вопрос требует отдельной проработки. "Переход на единую ставку НДС с отменой льготных позиций - мера позитивная, но может оказаться социально острой", - отметил он.
Минфин предлагает с 2005 года снизить базовую ставку ЕСН с нынешних 35.6% до 26% в отношении доходов до 300 тыс. руб. Об этом на брифинге сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. С 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб. предлагается установить ставку в размере 10%, на доходы свыше 600 тыс. руб. - 2%. По оценкам Минфина, предлагаемые меры приведут к выпадению налоговых доходов в 2005 году в размере 200 млрд. руб.
А.Кудрин отметил, что снижение ЕСН в меньшей степени влияет на инвестиционные возможности предприятий и экономический рост. Эти меры не приводят к существенной легализации заработной платы в первые год-два после принятия. "Это процесс постепенного выхода зарплат из тени", - подчеркнул он.
А.Кудрин также отметил, что снижение ЕСН нужно проводить одновременно с реформой системы внебюджетных фондов, а также с пересмотром распределения расходных и доходных полномочий по уровню бюджетной системы.
Минфин РФ 18 апреля 2003 года внес в Правительство уточненные предложения по налоговой реформе на 2004 год. Об этом на пресс-конференции сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Согласно предложениям Минфина, согласованным с Минэкономразвития, с 2004 года предполагается отменить налог с продаж. Как отметил А.Кудрин, выпадающие доходы оцениваются в 0.4% ВВП. Кроме того, предлагается снизить ставку НДС на 2% с сохранением действующей льготной 10-процентной ставки на товары первоочередной значимости. Это приведет к снижению налоговой нагрузки на 0.7% ВВП. Минфин также предлагает ускорить возврат НДС застройщикам по капитальному строительству и обеспечить действие нулевой ставки НДС экспортерам. Это приведет к выпадению доходов бюджетов всех уровней в размере 0.4% ВВП. Среди других мер налоговой реформы - отмена контроля за крупными расходами граждан, увеличение налоговых вычетов на приобретение жилья с 600 тыс. руб. до 1 млн. руб. и некоторые другие меры.
Кроме того, предполагается увеличить ставки НДПИ при добыче нефти с 340 руб. до 357 руб. за т, ставки НДПИ на газ будут повышены до 193 руб. за 1 тыс. куб. м. Кроме того, будет повышена экспортная пошлина на газ с $5 до $20. Одновременно предполагается отказаться от акциза на газ.
Как отметил А.Кудрин, суммарный объем выпадающих доходов бюджетов всех уровней в 2004 году оценивается в 2% ВВП (около 300 млрд. руб.).
Госдума на заседании 18 апреля 2003 года приняла во втором чтении новую редакцию Таможенного кодекса РФ. Как отметил заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Валерий Драганов, законопроект является документом прямого действия, где четко прописаны функции Правительства и таможенных органов.
Согласно документу, продукты переработки при вывозе с таможенной территории РФ не облагаются таможенными пошлинами. Таким образом, в документе сохранился действующий порядок применения толлинговой схемы.
Документ предусматривает, что таможенное оформление товаров начинается при их ввозе в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации, а в некоторых случаях в соответствии с устным заявлением о намерении осуществить таможенное оформление. При вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации.
Документ предоставляет режим свободного ввоза оборудования на условиях лизинга на территорию РФ с целью дальнейшего его обложения таможенными платежами по остаточной стоимости оборудования через три года с момента ввоза.
Госдума на заседании 18 апреля 2003 года приняла в третьем чтении законопроект "О внесении дополнений в статьи 214 и 219 части второй Налогового кодекса РФ". Согласно законопроекту, право на получение социального налогового вычета предоставляется налогоплательщикам, осуществляющим обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, в случаях оплаты их обучения до достижения 24 лет и находящихся на дневной форме обучения в образовательных учреждениях.
Поправка в статью 214 предусматривает, что если налогоплательщиком были приобретены в собственность (в том числе, получены на безвозмездной основе или с частичной оплатой) ценные бумаги, при налогообложении доходов по операциям купли-продажи ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение этих ценных бумаг учитываются также суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении данных ценных бумаг. Закон вступает в силу с 1 января 2003 года.
Со второй декады мая УМНС по городу Москве вводит новый порядок регистрации предприятий в Межрайонной инспекции МНС России № 39.
Первичная регистрация с одновременной постановкой на налоговый учет будет осуществляться для организаций, местом нахождения которых являются адреса, обслуживаемые инспекциями МНС №№ 13, 14, 33, 34, 43 по Северному и Северо-Западному округам. А внесение изменений, реорганизация и ликвидация будут по-прежнему производиться в налоговых инспекциях по месту нахождения фирм.
Более подробную информацию можно узнать в МИМНС № 39 по тел. 785-98-00.
Возможно, уже к концу апреля в Нижегородской области появится электронная база вновь регистрируемых предприятий. Когда ее разработают, власти региона смогут оперативно получать сведения из единого государственного реестра. При этом самым основным вопросом для разработчиков является конфиденциальность предоставления сведений.
Сейчас вся информация о новых предприятиях поступает в Министерство экономики и развития предпринимательства области на бумаге.
Депутаты Вологодской области обсуждают вопрос предоставления льгот по транспортному налогу. Народные избранники хотят сделать поблажки инвалидам, фермерам и владельцам моторных лодок. Однако губернатор области выступает решительно против подобных поправок в законодательство.
Глава региона считает, что льготами часто пользуются мошенники. Кроме того, бюджет территориального дорожного фонда из-за изменений в налоговой системе в этом году потеряет 2,5 млрд рублей, а при введении льгот – еще 17,5 млн рублей.
УМНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу объявило о создании системы предоставления налоговой отчетности в электронном виде.
Система включает в себя налогоплательщиков, налоговые службы и операторов связи. Все фирмы, которые пожелали стать участниками этой программы, должны были до 18 апреля 2003 года обратиться в областную налоговую.
За первый квартал текущего года налоговики приостановили лицензии на производство алкоголя у 100 предприятий. За весь 2002 год права на производство спиртных напитков лишились 200 компаний.
Сейчас Минсельхоз, МНС, Минэкономразвития и Госстандарт разрабатывают новую редакцию закона об обороте алкогольной продукции. В этом документе чиновники четко пропишут условия получения таких разрешений. Планируется, что лицензии не будут выдавать предприятиям с плохой налоговой историей.
За прошлый год налоговикам удалось сократить недоимку по акцизам на алкогольную продукцию на 1 млрд рублей. Сейчас этот показатель составляет 4 млрд рублей.
По мнению налоговиков, уменьшение недоимки связано с тем, что большинство предприятий заключили соглашения о реструктуризации задолженности.
В этом году налоговики должны собрать в федеральный бюджет 30 млрд рублей акцизов с алкоголя, что на 26 процентов больше прошлогоднего показателя. При этом поступления от этого сбора во все бюджеты государства должны составить 60 млрд рублей. Плановое задание для налоговиков по акцизам на табачные изделия в 2003 году составляет около 20 млрд рублей.
В прошлом году в бюджетную систему страны поступило 54 млрд рублей акцизов на алкоголь, из них в доход федерального бюджета было перечислено 24,5 млрд рублей, что на 15,1 процента больше, чем в 2001 году. По мнению чиновников, в прошлом году большой объем алкогольной продукции был легализован в связи с вводом системы акцизных складов.
18.04.2003
Председатель правительства РФ подписал постановление "О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства". Об этом сообщает департамент правительственной информации.
Согласно положению, в случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленном законом о банкротстве налоговые или таможенные органы не позднее 3 месяцев с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника направляют в адрес ФСФО уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам.
В отношении должников, размер внеоборотных активов которых по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 5 млрд рублей либо являющихся стратегическими организациями, а также должников, в отношении которых президентом РФ или правительством РФ дано поручение о рассмотрении вопроса о подаче заявления о признании их банкротами (должники категории А), решение о подаче заявления о признании должника банкротом принимается правительством, премьер-министром или по его поручению вице-премьером
В отношении должников, размер внеоборотных активов которых по состоянию на последнюю отчетную дату составляет от 1 до 5 млрд рублей, а решение о подаче заявления о признании должника банкротом принимается на федеральном уровне (должники категории Б), должников, размер внеоборотных активов которых по состоянию на последнюю отчетную дату составляет от 300 млн до 1 млрд рублей, а решение о подаче заявления о признании должника банкротом принимается на межрегиональном уровне (должники категории В), а также иных должников, не относящихся к категориям А, Б и В (должники категории Г), решение о подаче заявления о признании должника банкротом в соответствии с положением принимается уполномоченным органом.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании 16 апреля 2003 года рекомендовал принять в первом чтении законопроект, внесенный депутатом Оксаной Дмитриевой, "О внесении дополнения в часть 2 Налогового кодекса РФ".
Законопроектом вместо действующего закона "О налоге на имущество предприятий" вносится новая глава 28 НК РФ. Законопроект сохраняет действующий в настоящее время порядок исчисления налога на имущество предприятий. В частности, сохранены предельная ставка налога - 2% от объекта налогообложения и права законодательных органов субъектов РФ на установление конкретных ставок налога и налоговых льгот.
В качестве объекта налогообложения определены основные средства, капитализируемые затраты (за исключение затрат на освоение природных ресурсов и затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки) и затраты на строительство и приобретение объектов основных средств. Из-под налогообложения выводятся нематериальные активы, готовая продукция, сырье, материалы и некоторые другие статьи баланса.
Документом вводятся корректировки в перечень действующих в настоящее время льгот, исключаются льготы для коллегий адвокатов и фондов имущества. Налог должен уплачиваться в бюджет субъекта РФ, на территории которого находится имущество организации, в отличие от действующего порядка уплаты по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений.
Унифицированные ставки ввозных таможенных пошлин на легковые иномарки 3-7 лет для физических и юридических лиц будут ниже действующих пошлин для юрлиц. Вопрос о выравнивании условий ввоза легковых автомобилей на территории РФ для юридических и физических лиц будет рассмотрен на заседании правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике 17 или 18 апреля 2003 года (дата еще уточняется), сообщил АК&М источник в комиссии.
По словам источника, предлагается ввести следующую универсальную шкалу таможенных пошлин на ввоз в РФ иномарок 3-7 лет физическими и юридическими лицами: для автомобилей с объемом двигателя менее 1 л - 0.85 евро за 1 куб. см двигателя, для 1-1.5 л - 1 евро за куб. см, для 1.5-1.8 л - 1.5 евро за куб. см, для 1.8-2.3 л - 1.8 евро за куб. см, для 2.3-3 л - 2 евро за куб. см, более 3 л - 2.3 евро за куб. см. В настоящее время физлица, ввозя в РФ иномарки 3-7 лет, платят пошлину в размере от 0.85 до 1.4 евро за см. куб. в зависимости от объема двигателя, юрлица - от 1 до 2.35 евро за куб. см.
Кроме того, комиссия рассмотрит вопрос о корректировке ввозных таможенных пошлин на грузовые автомобили со сроком эксплуатации более 7 лет. Для тягачей седельных старше 7 лет предлагается ввести пошлину в размере 2.5 евро за 1 см. куб. двигателя, для подержанных тягачей со сроком эксплуатации менее 7 лет предлагается сохранить пошлину в размере 5%. Для автосамосвалов старше 7 лет предлагается пошлина в размере 2 евро за 1 см. куб., подержанных меньше 7 лет - 10%. Для различных видов грузовых автомобилей старше 7 лет предлагается установить пошлину в размере 2-2.5 евро за 1 куб. см двигателя. Для подержанных грузовиков, эксплуатируемых менее 7 лет, пошлина должна остаться на уровне 10-15%.
Кроме того, в повестку дня заседания комиссии включено рассмотрение вопроса о корректировке импортных пошлин на дрожжи и соевые бобы, а также вопроса о внесении изменений в постановления Правительства РФ от 23 января 2003 года N 48, 49, 50 о квотах на 2003 год на импорт в РФ говядины, свинины и мяса птицы.
Помимо этого комиссия намерена заслушать доклад о проблемах вывоза из РФ лома и отходов черных металлов.
Также будет рассмотрен вопрос о корректировке ставок вывозных таможенных пошлин в 2003 году и об экспортных пошлинах на газетную бумагу, капролактам и фосфоросодержащие минеральные удобрения. Кроме того, будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в ТН-ВЭД России в части уточнения кодов на отдельные виды изделий из янтаря и поливинилхлоридную смолу.
Правительство одобрило предложенное Министерством промышленности, науки и технологий РФ снижение уровня ввозных таможенных пошлин на высокотехнологическое оборудование для легкой промышленности, не производимое в РФ, реализацию мер нетарифного регулирования для пресечения на потребительском рынке неучтенных импортных товаров и создания условий для развития малых предприятий в легкой промышленности. Как сообщает Департамент правительственно информации, соответствующее решение было принято сегодня. 17 апреля 2003 года на заседании Правительства РФ, на котором рассматривался вопрос о мерах по развитию легкой промышленности.
Кроме того, правительство РФ поручило Минпромнауки, Минэкономразвития, Минфину, МНС, МВД, МАП, ГТК совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 июня 2003 года доработать представленные Минпромнауки материалы с учетом высказанных на заседании замечаний. Особое внимание поручено уделить обеспечению соответствия предлагаемого комплекса мер основным положениям программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, созданию условий для использования в отрасли аренды (лизинга) оборудования, определению форм господдержки экспорта продукции легкой промышленности, совершенствование правовых основ в области стандартизации и сертификации продукции легкой промышленности в целях приведения их в соответствие с международными нормами и правилами, осуществление контроля за качеством и безопасностью продукции легкой промышленности на потребительском рынке, обеспечение подготовки специалистов легкой промышленности в учреждениях начального и среднего профессиональног о образования.
Правительство также намерено дополнительно проработать вопрос об использовании механизма субсидирования процентных ставок за кредиты, получаемые организациями легкой промышленности для закупки сырья и материалов. Напомним, что Минпромнауки предлагает продолжить как минимум до 2006 года субсидирование 1/2 ставки рефинансирования ЦБ по кредитам предприятиям легпрома для закупки сырья и материалов российским предприятиям легкой промышленности не была поддержана Минэкономразвития и Минфином.
Кроме того, Минтруду России совместно с Минэкономразвития России поручено представить предложения по решению проблем занятости в легкой промышленности.
Правительство поручило Минэкономразвития, Минпромнауки, Минимуществу, ГТК, Российскому фонду федерального имущества с участием Внешэкономбанка проработать вопрос о вовлечении в хозяйственный оборот технологического оборудования для легкой промышленности, закупленного за счет иностранных кредитов под гарантии Правительства РФ. О принятых мерах необходимо доложить в Правительство до 1 сентября 2003 года.
Минэкономразвития, МИДу, Минпромнауки при проведении переговоров по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, в том числе в рамках заседаний межправительственных комиссий, поручено предусматривать, при возможности, обсуждение вопросов о поставках товаров легкой промышленности РФ, а также сырья и материалов для их производства.
Правительство также поручило Минэкономразвития, Минобороны, МВД, Минпромнауки с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти принять меры по совершенствованию порядка формирования государственного заказа на поставку вещевого имущества военным и приравненным к ним потребителям в части повышения эффективности размещения государственного заказа, а также повышения качества закупаемой продукции. Результаты проведенной работы должны быть представлены в Правительство Российской Федерации до 1 августа 2003 года.