19.11.2002
В Ленинградской области при комитете по развитию малого бизнеса создается специализированная организация, которая будет предоставлять гарантии по кредитам. В новую структуру войдут представители власти, крупных банков и кредитных союзов. Таким образом, малые предприятия, которые заслуживают доверия, смогут получать две гарантии по кредиту одновременно – бюджетную и банковскую. Подобное обеспечение повысит их надежность в глазах кредиторов и даст возможность взять заем на льготных условиях.
Правда, предпринимателям придется заплатить за гарантию государства, но даже после этого общая стоимость кредита останется значительно ниже рыночной.
Налоговики выпустили новую декларацию по единому социальному налогу. Ее форма утверждена приказом МНС от 09.10.2002 № БГ-3-05/550. Прежняя декларация устарела из-за многочисленных поправок, которые законодатели внесли в этом году в главу Налогового кодекса о ЕСН. Больше всего изменений связано с введением с 1 января 2002 года налогового вычета в виде взносов на пенсионное страхование.
Вместе с декларацией налоговики утвердили инструкцию по ее заполнению.
Налоговики внесли небольшое дополнение в порядок заполнения расчета по авансовым платежам взносов на пенсионное страхование. В приказе от 15.10.2002 № БГ-3-05/570 они уточнили, как должны определять базу для начисления взносов фирмы и предприниматели, которые наряду с деятельностью, за которую платят единый налог на вмененный доход, ведут другой бизнес.
Напомним, что сам Порядок был утвержден приказом МНС от 28.03.2002 № БГ-3-05/153.
Таможенникам пришлось отменить список товаров, при ввозе которых на территорию России необходимо представить доказательства, что они прошли обязательную сертификацию. В списке этих товаров числились мясо, рыба и морепродукты, молочная продукция, яйца, масло, табак, бензин, лекарства, моющие средства, посуда, одежда, обувь и т. д.
Список отменен, так как Минюст отказался его регистрировать.
Страховые компании уже начали беспокоиться о том, как идет подготовка к введению закона об обязательном страховании ответственности владельцев автомобилей. В Российском союзе автостраховщиков считают, что власти явно не успевают подготовиться к этому нововведению.
Так, в частности, еще не разработаны тарифы и правила страхования, а чиновники постоянно откладывают сроки их рассмотрения. Также до сих пор не подготовлен такой важный документ, как положение о независимой экспертизе. Более того, закон не заработает, пока все подразделения ГАИ не подключат к специальной информационной системе. А на разработку программного обеспечения и установку системы нужно около 700 млн рублей. Следовательно, появляется еще одна проблема, так как в бюджете на следующий год эти расходы не предусмотрены.
Поэтому страховщики решили поделиться своими волнениями с Президентом и изложили их в открытом письме к главе государства.
Напомним, что, закон об обязательном страховании ответственности владельцев автомобилей начнет действовать в июле 2003 года.
Экспортерам будет проще возместить НДС. Им больше не придется собирать огромное количество документов, а потом долго ждать решения налоговиков. Дело в том, что чиновники Минэкономразвития решили сократить перечень необходимых для этого бумаг, а также перенести налоговые проверки экспортных операций на более ранние сроки. Все это должно помочь быстрее вернуть НДС тем компаниям, которые уже выполнили свои обязательства перед государством.
С февраля 2003 года организации будут решать все споры между собой исключительно в арбитражных судах. Кроме того, прокуратура не сможет вмешиваться и в конфликты между фирмами и гражданами. Такой порядок установлен в новом Гражданском процессуальном кодексе, который в конце прошлой недели подписал Президент Владимир Путин.
Споры с налоговиками граждане тоже будут решать в арбитражном суде. А в случае разногласий с работодателем или при имущественном споре, когда сумма иска не превышает 50 тыс. рублей, можно будет обращаться за помощью к мировому судье.
Напомним, что предыдущий Гражданский процессуальный кодекс действовал с 1964 года.
18.11.2002
67% подоходного налога, 38% налога на прибыль, 50% собираемых налогов за аренду земли, а также 100% налога на имущество будут поступать в бюджет города. Об этом в понедельник, 18 ноября, на городском оперативном совещании сообщил первый заместитель главы города Александр Мелешкин.
Он напомнил, что 14 ноября депутаты Законодательного собрания Нижегородской области приняли в первом чтении проект бюджета области на 2003 год. Нижнему Новгороду было выделено 6 миллиардов 300 миллионов рублей.
Александр Мелешкин отдал распоряжение сотрудникам департамента финансов до 28 ноября уточнить цифры по заработной плате, коммунальным услугам и не налоговым поступлениям, таким как аренда нежилых помещений, аренда земли. По его словам, это связано с тем, что существуют расхождения по цифрам с данными профильных департаментов областного бюджета.
Также первый заместитель мэра распорядился начать работать над повышением доходов бюджета от поступлений налога на имущество. Он напомнил, что в настоящий момент налог на имущество составляет 0,5%, что в 4 раза меньше размера максимальной ставки. При этом в городской бюджет не поступают значительные финансовые средства от владельцев больших зданий и особняков, поясняет "Нижегородское телеграфное агентство".
Кроме того, Мелешкин отдал распоряжение Департаменту транспорта начать совместно с Главным управлением Дорожного хозяйства разработку механизма использования средств на содержание городских магистралей и мостов: "Сначала необходимо разработать согласованный механизм использования средств, а затем определить цифры", – пояснил он.
18 ноября на совместном заседании двух комиссий Мосгордумы - по социальной политике и по образованию - было обсуждено обращение в Думу Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Москвы и Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Об этом "Regions.Ru" сообщили в пресс-центре Мосгордумы.
Суть обращения - просьба разобраться в ситуации, сложившейся после принятия правительством Москвы в сентябре нынешнего года постановления N791-ПП, в соответствии с которым многократно повышается арендная плата за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города. По мнению авторов обращения, такой шаг будет иметь катастрофические последствия для сектора негосударственного образования Москвы, в том числе - учреждений религиозного образования.
Как отметил председатель Комиссии МГД по образованию, депутат Евгений Бунимович, негосударственное образование, зародившееся в начале 1990-х годов, сегодня превратилось в стабильно функционирующую часть всей образовательной системы. При этом в Москве сосредоточена почти половина всех негосударственных образовательных учреждений страны. Их в столице двести сорок - с самой разной направленностью, позволяющей родителям и детям выбрать собственную "образовательную траекторию". Из них только 10% имеют помещения в собственности - остальные арендуют их у города.
Согласно закону "О развитии образования в г.Москве", столица обязана оказывать поддержку своим негосударственным школам: речь, в частности, идет именно о льготах по аренде. Непредоставление таких льгот, а значит фактическое приравнивание образовательных учреждений к любым другим арендаторам (например, казино или банкам) приведет к вынужденному повышению платы за обучение, что сделает его недоступным для большинства учащихся. Ситуация осложняется еще и тем, что, согласно этому постановлению московского правительства, 16 негосударственных образовательных учреждений по непонятным причинам все-таки вошли в льготируемую категорию - при том, что все негосударственные школы, прошедшие аккредитацию и имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности, имеют равные права.
Члены комиссий МГД по социальной политике и по образованию приняли решение обратиться к мэру Москвы с просьбой не допустить ликвидации негосударственного образовательного сектора московского образования и внести изменения в соответствующие нормативные акты. В частности, члены комиссии предлагают предоставить льготы по арендной плате всем лицензированным негосударственным образовательным учреждениям, а арендный договор заключать на срок не менее пяти лет.
Правительство РФ поручило Министерству труда и социального развития разработать и утвердить до 1 января 2003 г перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, а также типовую форму договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
В соответствии с постановлением от 14 ноября N823, в тот же срок Минтруд должен утвердить перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная /бригадная/ материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, а также типовую форму договора о полной коллективной /бригадной/ материальной ответственности.
В дальнейшем Минтруд будет давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с применением указанных перечней, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности.
Постановление принято в соответствии со статьей 244 Трудового кодекса РФ.
Комитет Госдумы по экологии подготовил к первому чтению законопроект "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", внесенный Владимиром Грачевым, сообщает пресс-служба Госдумы. Законопроект закрепляет правовые основы компенсации за причинение вреда окружающей среде в результате деятельности хозяйствующих субъектов.
В законопроекте определены меры стимулирования плательщиков к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Плательщики освобождаются от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере фактически произведенных расходов на природоохранные мероприятия, в результате которых достигнуто снижение негативного воздействия на окружающую среду, но не превышающем 80 проц. от суммы, начисленной за отчетный период.
Плательщик должен предоставить в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль в области охраны окружающей среды заявление и документы, подтверждающие его право на такое освобождение. В числе таких документов - расчет по плате за негативное воздействие на окружающую среду; план реализации природоохранных мероприятий в соответствии с перечнем природоохранных мероприятий, установленным правительством РФ; финансовые документы, подтверждающие расходы плательщика на реализацию природоохранных мероприятий в отчетном периоде.
18 ноября в Ассоциации российских банков состоялся "круглый стол" на тему: "Налогообложение результатов переоценки средств в иностранной валюте, внесенных в оплату уставного капитала банков". В ходе заседания представители банковского сообщества выразили озабоченность позицией МНС по порядку определения переоценок средств в иностранной валюте, внесенных в оплату уставного капитала в целях налогообложения.
По мнению участников "круглого стола", эта позиция существенно сужает нормы Налогового кодекса РФ по рассмотренному вопросу, что приведет к снижению валютных поступлений в уставные капиталы банков и будет тормозить развитие банковской системы.
Представители банковского сообщества приняли решение обратиться с письмом к министру по налогам и сборам Геннадию Букаеву с предложениями по выработке согласованной позиции. Об этом сообщает дпартамент общественных связей АРБ.
Михаил Касьянов подписал распоряжение, касающееся отражения в бухгалтерской отчетности реальной стоимости основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, в том числе находящихся в федеральной собственности за рубежом. Об этом сообщает департамент правительственной информации.
Бюджетные учреждения должны осуществить по состоянию на 1 января 2003 г. переоценку основных средств и нематериальных активов, действующих, находящихся на консервации и в резерве, подготовленных к списанию, но не оформленных в установленном порядке соответствующими актами, объектов, не завершенных строительством, а также приобретенного оборудования, предназначенного к установке.
Бюджетные учреждения также должны осуществить переоценку основных средств и нематериальных активов путем индексации балансовой стоимости объектов с использованием коэффициентов, применяемых для переоценки основных средств и нематериальных активов.
Кроме того, бюджетным учреждениям необходимо учитывать и отражать результаты переоценки основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 января 2003 г. в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2003 г.
Госкомстату России поручено разработать и до 1 декабря 2002 г. опубликовать в установленном порядке коэффициенты, применяемые для переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений.
Минэкономразвития, Минфину, Минимущества и Госкомстату России поручено разработать и утвердить в IV квартале 2002 г. порядок переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, предусматривающий механизм и периодичность проведения переоценки.
С 21 ноября 2002 г. Национальный банк Белоруссии снижает ставку рефинансирования с 39 до 38 проц. годовых. Последний раз ставка рефинансирования была снижена Нацбанком Белоруссии с 21 октября - с 40 до 39 проц. годовых.
Многие шведские фирмы, предпочитающие вести бизнес в Эстонии, в скором времени, вероятно, переместятся в другие прибалтийские государства. Это связано с тем, что власти Швеции намерены внести Эстонию в список оффшоров, и шведским бизнесменам придется платить налоги по ставкам, принятым у них на родине. Кроме того, в некоторых случаях они могут попасть под двойное налогообложение.
Эстония до сих пор считалась неким налоговым раем для западных компаний из-за того, что в стране действует нулевой налог на прибыль, если она идет на развитие производства. Этот вопрос не раз обсуждался европейскими чиновниками на переговорах о вступлении Эстонии в ЕС. Для того, чтобы угодить европейцам, прибалтийскому государству однажды пришлось в одностороннем порядке прервать договор об избежании двойного налогообложения с одним из соседей. Теперь министерство финансов Швеции будет самостоятельно определять условия работы своих предприятий на территории страны.
Белорусские власти хотят, чтобы все торговые площади, кроме магазинов, сдавались в аренду через аукцион. Это значит, что желающие снять палатку, киоск или мини-кафе должны будут принять участие в торгах. А арендатором станет тот, кто предложит собственнику большую арендную плату.
На первый взгляд, все справедливо. Однако есть мнения, что это нарушит права и арендодателей и арендаторов. Например, законы дают собственнику право самому решать, кому и за какую плату сдавать имущество. Если же арендодателей все-таки обяжут проводить торги, то неизвестно, кто возместит убытки нынешним арендаторам, которых придется просто выгнать.
Депутаты всех регионов России должны до1 декабря 2002 года принять закон о транспортном налоге. МНС заявило, что в противном случае он не сможет вступить в силу. В данный момент транспортный налог узаконен только в Москве и Санкт-Петербурге, и еще в 51 регионе есть соответствующие законопроекты.
Возможно, такая медлительность местных депутатов связана с тем, что 28 глава Налогового кодекса дает возможность немного «пофантазировать» со ставкой налога. Например, с маломощных машин можно брать от 1 до 25 рублей за лошадиную силу. Кроме того, законодатели имеют право учитывать не только мощность, но и возраст транспорта.
МНС надеется, что к декабрю «творчество» местных депутатов все-таки обретет статус региональных законов о транспортном налоге.
Правительство России повысило ставки таможенных пошлин на ввоз автобусов старше семи лет. Теперь за каждый кубический сантиметр двигателя крупногабаритного автобуса, который к тому же побывал в эксплуатации, придется при ввозе заплатить 3 евро.
Таким образом власти хотят создать благоприятные условия для российских производителей и повысить популярность отечественных автобусов вместимостью более 120 человек. Ранее ввозная пошлина для такого транспорта составляла 10 процентов от стоимости.
Наконец-то, проекты законов о валютном регулировании и о страховании банковских вкладов физических лиц одобрило Правительство. Более того, уже 28 ноября оно планирует утвердить их и направить в Госдуму.
Напомним, что законопроект о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает 30-процентную норму обязательной продажи валютной выручки для экспортеров при базовом сроке возврата 180 дней. А если депутаты одобрят закон о страховании вкладов, то все потерянные по вине банков денежки населению возместят из государственного фонда страхования. Первый взнос в этот фонд государство сделает за счет средств АРКО.
Правительство надеется, что закон о гарантировании вкладов вступит в силу уже в апреле 2003 года.
15.11.2002
Закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации будет предположительно принят в начале 2003 г. Об этом сообщил журналистам на брифинге заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думы Российской Федерации Павел Медведев.
По его словам, на сегодняшнем рассмотрении законопроекта в Госдуме проект был по существу принят, и осталось внести только несколько поправок, которые должны быть "правильно написаны на бумаге".
Как отметил П.Медведев, большинство поправок будет технического характера. Они будут связаны с требованием МАП осуществлять руководство конкурсом по включению банков в страховую систему.
Также, по его словам, "было несколько вопросов, связанных с переходным процессом, какие банки и каким образом должны быть включены в систему страхования". Критериев, по которым будут отбираться банки должно быть 5, и 3 из них качественные. Как отметил П.Медведев, прозвучало опасение, что "качественные критерии будут почвой для коррупции".
По словам П.Медведева, неясность также заключается в том, должны ли страховые взносы Сбербанка (SBER) поступать в ту же страховую корзину, что и взносы других банков. На самом деле Сбербанк обладает наиболее крупными средствами в Российской Федерации и может по существу размыть вклады других банков.
П.Медведев отметил, что первоначальные взносы граждан в размере 20 тыс руб будут застрахованы на 100 проц, первый вклад в размере 100 тыс руб застрахован на 75 проц.
По словам П.Медведева, переходный период займет 1 год и 9 месяцев. В течение этого времени банки будут вступать в систему страхования. Рассматривать вступающие в систему банки, и контроль за ними берет на себя Центральный банк России.
Первоначальный взнос государства в страховую систему будет составлять около 3 млрд руб. В течение 4 лет будут соблюдены две гарантии: гарантии государства и гарантии страховые. По истечение 4 лет гарантии будут предоставлены только системой страхования.