22.11.2002
ФКЦБ совместно с Минфином, МНС и Минэкономразвития до 1 февраля 2003 года представят в Правительство предложения по совершенствованию законодательства в части налогообложения профучастников рынка ценных бумаг и операций на рынке ценных бумаг. Об этом говорится в сообщении Правительства по итогам прошедшего вчера, 21 ноября, заседания, на котором обсуждались меры по регулированию фондового рынка.
Напомним, что указанные предложения призваны облегчить налоговый режим для участников фондового рынка. В частности, планируется вывести из-под налогооблагаемой базы расходов, направляемых профессиональными участниками на создание страховых, компенсационных и резервных фондов.
В России, как и во всем мире, экспортеры освобождены от уплаты НДС. Иначе их продукция будет облагаться НДС дважды - дома и в стране назначения, что сделает ее неконкурентоспособной. Однако, пишут "Ведомости", на практике процедура возврата НДС в России крайне сложна. Сначала экспортер должен доказать налоговикам, что он продал товар за границу, а значит, имеет право на нулевую ставку. Руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов считает, что для подтверждения нулевой ставки достаточно одного документа - грузовой таможенной декларации.
Потом экспортер должен подтвердить факт уплаты "входящего" НДС (при покупке товара или услуг) и наконец получить его назад или зачесть. Чтобы получить вычет "входящего" налога, нужно представить в инспекцию документы, подтверждающие его уплату: счета-фактуры, платежки, а также "иные документы". От последнего Минэкономразвития предлагает отказаться, поскольку под "иными документами" можно подразумевать все, что угодно.
Экспортеры поставлены в неравные условия с производителями, продающими свой товар на внутреннем рынке. При поставках на внутренний рынок "входящий" НДС вычитается из "исходящего" в режиме реального времени. А экспортеры вынуждены дожидаться вычета три месяца после предоставления в инспекцию всего пакета документов. Орлов называет эту конструкцию крайне неудачной: она на несколько месяцев лишает налогоплательщиков оборотных средств, а налоговые органы - информации об экспортных поставках. Поэтому Минэкономразвития предлагает применять к экспорту общий порядок вычетов. То есть "исходящий" НДС можно будет в режиме реального времени зачесть против "входящего", который компания платит при внутренних поставках.
Думский комитет по бюджету и налогам рекомендовал Госдуме принять во втором чтении законопроект об отмене налога на покупку валюты, сообщает газета "Время новостей". Закон предусматривает отмену налога на покупку валюты с 1 января 2003 года.
В настоящее время налог на покупку валюты составляет 1 проц. от суммы сделки, в федеральный бюджет в 2001 году от этого налога поступило 1,6 млрд руб.
21.11.2002
В среду проект был официально представлен законопроект о валютном регулировании и валютном контроле, подготовленный депутатами Госдумы совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, сообщают "Известия".
Законопроект предусматривает отмену обязательной продажи валютной выручки с 1 января 2005 года - в отличие от правительственного варианта, который закрепляет обязательную продажу 30 проц. выручки до 2007 года. По депутатскому проекту на отмену обязательной продажи отведен гораздо более короткий срок: в течение 2003 года - 30 проц., а в 2004-м - 15 проц. При этом срок репатриации валюты за экспортную продукцию устанавливается в 180 дней (для нефтепродуктов - до 90 дней), а объем репатриируемой валюты - в размере ее обязательной продажи. Думский законопроект, в отличие от правительственного варианта, избегает также понятия кризисной ситуации и не предоставляет каких-либо полномочий правительству и ЦБ по ее определению. Депутаты полагают, что законопроект будет рассмотрен на пленарном заседании уже в январе.
Однако у правительственного законопроекта остаются большие шансы на победу. Как сказал "Известиям" источник в одном из экономических комитетов, депутатский "проект настолько либерален, что правительство сделает все, чтобы его не допустить".
20 ноября Госдума в первом чтении приняла правительственные поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогообложения малого бизнеса. Без их принятия новая система налогообложения малых предприятий, которая должна заработать 1 января 2003 года, на практике применяться не сможет. С 1 января 2003 года в России должна заработать новая система налогообложения малого бизнеса. Придумана она правительством, как утверждается, с целью облегчения налогового бремени для малых предприятий и существенного упрощения порядка уплаты ими налогов. В Госдуме и Совете федерации правительственная концепция реформы вызвала массу споров и нареканий. И все-таки под давлением Белого дома летом 2002 года законодатели за нее проголосовали, отказавшись вносить в правительственный законопроект какие-либо собственные правки. Чтобы не делить с правительством ответственность за последствия. Для того чтобы новая система налогообложения малых предприятий заработала в регионах уже 1 января 2003 года, субъекты федерации должны принять свои собственные законы, ее вводящие, до 1 декабря 2002 года. Причем руководствуясь уже принятым федеральным законодательством. Однако до 1 декабря 2003 года законодатели вряд ли успеют принять, а президент подписать необходимые регионам поправки в Налоговый кодекс. А значит, в новом году региональные бюджеты рискуют остаться без доходов от налогообложения малого бизнеса, так как новые налоги просто невозможно будет собрать.
Зеленоградское электронное предприятие разработало уникальную технологию защиты ликероводочных изделий от подделки. Бутылки будут закупоривать «поющими пробками», которые при легком нажатии сыграют веселую мелодию. Кроме выполнения своей основной функции, новое изобретение вдобавок развеселит гостей.
Подделать такую, простую на первый взгляд, вещицу достаточно сложно, а при вскрытии бутылки весь механизм разрушается. Поэтому потребители могут быть совершенно уверены в подлинности содержимого сосуда с музыкальным сопровождением.
Разработчики пробок уверяют, что новую технологию защиты можно также использовать для наборов конфет, подарочных изданий и других ценных вещей.
Таможенники решили не уступать налоговикам в «современности» и тоже обратиться за помощью к иностранцам. Первый заместитель председателя ГТК Леонид Лобзенко сообщил, что его ведомство постарается «выпросить» у Всемирного банка 140 млн долларов на модернизацию средств таможенного контроля, телекоммуникационного оборудования и вычислительной техники.
По словам г-на Лобзенко, если банк согласится помочь, то уже к 2008 году у российской таможни есть все шансы стать лучшей таможенной службой в мире.
Институт профессиональных аудиторов (ИПАР) провозгласил новые принципы участия аудиторских фирм в публикуемых рейтингах. Теперь объединение нескольких компаний на одной строчке рейтинга будет возможно, только если они работают под одним торговым знаком. Причем каждый из участников объединения должен получать выручку не менее 30 процентов от общей выручки группы.
Такое решение аудиторского сообщества связано с тем, что многие фирмы соединяются фиктивно, только с целью повысить свой рейтинг. А это делало многие оценки недостоверными.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг сообщила, что со следующего года будет принимать всю отчетность профессиональных участников рынка в электронном виде. К концу этого года комиссия будет уже полностью оснащена необходимой информационной системой и программным обеспечением.
Применение современных технологий позволит ведомству быстрее обрабатывать поступающую информацию и оперативно принимать решения.
20.11.2002
Брянские бизнесмены из-за своей лени могут оказаться в весьма неприятной ситуации. Дело в том, что к началу ноября только 20 налогоплательщиков подали заявки на получение свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Как известно, с 2003 года автозаправки и другие предприятия, торгующие нефтепродуктами, должны будут платить акциз. Причем, если они не зарегистрируются, от уплаты сбора их все равно не освободят, а вот на получение налоговых вычетов у этих фирм не будет оснований.
Как полагают специалисты, это обстоятельство должно побудить участников сделок с нефтепродуктами получить регистрационные документы. Однако они пока не торопятся. Поэтому можно ожидать, что большинство фирм, которые подадут документы в последние дни года, не успеют оформить свидетельства в срок.
ГТК направил на таможенные посты новое письмо, посвященное вопросам декларирования швейных машин. Теперь у тех, кто ввозит машинки известных торговых марок, таможенники будут требовать все сопроводительные документы, выданные производителем. Кроме того, при начислении таможенных пошлин также учтут технические характеристики и функциональность швейной машины.
В ГТК уверяют, что эти нововведения не замедлят процесс таможенного оформления.
Правительство изменило порядок реструктуризации долгов предприятия перед государством. Теперь правопреемник фирмы может воспользоваться разрешением на реструктуризацию, которое предприятие получило до своей реорганизации.
Так, если в период с января по ноябрь текущего года фирма потеряла это право, его можно восстановить. Чтобы это сделать, необходимо до 31 декабря 2002 подать заявление в налоговую инспекцию.
Если же право на реструктуризацию фирма потеряла после 1 ноября 2002 года, такое заявление следует подать не позднее 90 дней после этого
Для бизнесменов, которые занимаются сетевым маркетингом, грядут тяжелые времена. Разобраться с ними решило антимонопольное ведомство. На днях МАП сообщил, что он готовит поправки в закон о защите прав потребителей.
В министерстве считают, что многие представители этого бизнеса нарушают права покупателей. Причем, особые опасения вызывают компании, работающие по принципу пирамиды – когда человеку продают товар только в том случае, если он привел с собой других людей. МАП также намерен бороться с ситуацией, когда на различных презентациях потребителя вводят в заблуждение, вынуждая купить тот или иной товар. Для этого в законе установят так называемый «период охлаждения», в течение которого человек может опомниться и вернуть приобретенное.
Кроме того, неприятные новшества затронут торговлю по Интернету, почтовую рассылку и другие формы нестационарной торговли.
Российские законодатели смогут высказать свое мнение о предложениях министерства уже в начале следующего года.
Минфин, наконец-то, разработал тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автомобилей. В конце прошлой недели министерство направило в Правительство расчеты стоимости полисов.
Так, базовая стоимость страховки для граждан составит 2100 рублей (66 долларов), а для организаций – 2950 рублей (93 доллара). При этом чиновники предлагают установить корректирующие коэффициенты, которые будут зависеть от территории, возраста и стажа владельца машины. Например, москвичам, возможно, придется отдавать за полис примерно 132 доллара. А молодым начинающим водителям это «удовольствие» обойдется в 237 долларов.
Однако Минфин еще не согласовал тарифы и коэффициенты по ним с заинтересованными министерствами и ведомствами, но пообещал уже к декабрю уладить все разногласия.
Напомним, что закон об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов вступает в силу с 1 июля 2003 года. И с этого момента каждому владельцу машины нужно будет приобрести полис.
Если Госдума одобрит проект главы Налогового кодекса о государственной пошлине, частные нотариусы могут быть ликвидированы как класс. Дело в том, что вносимые поправки предлагают существенно уменьшить плату, которую нотариусы могут брать за свои услуги. Ситуация усугубляется тем, что существенная часть работ выполняется ими бесплатно для льготников.
Кроме того, нотариус отвечает за все свои действия и в случае ошибки должен возместить ущерб потерпевшим. Так вот, частный нотариат, скорее всего, откажется так рисковать за небольшую плату. Клиенты, естественно, снижение тарифов приветствуют.
Впрочем, у нотариусов есть и сторонники в Госдуме, которые предлагают оставить пошлины на прежнем уровне. Взамен они хотят ввести полную имущественную ответственность нотариусов на всю сумму регистрируемой сделки.
19.11.2002
Уголовный кодекс России предлагается дополнить новой статьей “Получение незаконного вознаграждения”. Ее разработали специально для взяточников, не являющихся должностными лицами. Дело в том, что по действующему УК РФ карается лишь получение взятки ответственными работниками госучреждений. Поборы со стороны рядового состава остаются безнаказанными. Например, ректор вуза или декан факультета подпадают под статью, а нанятый преподаватель, взявший деньги за хорошую оценку, — нет. Если Дума примет внесенный законопроект, то получение мзды за исполнение своих же служебных обязанностей грозит работнику в лучшем случае штрафом от 100 до 200 минимальных зарплат, в худшем — годом лишения свободы. Получение вознаграждения за незаконные действия или, наоборот, бездействие может обернуться штрафом от 200 до 500 минимумов либо 2 годами колонии. Предварительный сговор группы лиц, крупный размер “благодарности” или же частый прием подношений увеличат наказание до 500—1000 МРОТ или 3 лет лишения свободы.
18 ноября банковский комитет Госдумы получил из правительства новый вариант поправок к закону "О рынке ценных бумаг". В отличие от предыдущего варианта, на который наложил вето президент, в нем существенно уменьшены полномочия ФКЦБ. Напомним, что Владимир Путин наложил вето на новую редакцию закона "О рынке ценных бумаг" в конце октября. Замечания президента были разгромными и в основном касались слишком больших полномочий, которые закон предоставлял ФКЦБ. В новой редакции речь идет уже скорее не о расширении, а об ограничении имеющихся полномочий ФКЦБ: из законопроекта исчезли пункты, дающие комиссии право устанавливать требования к инструментам рынка, расчетно-депозитарному обслуживанию и правилам бухгалтерского учета для профучастников рынка. Самым главным поражением ФКЦБ следует признать даже не ослабление возможностей по регулированию профучастников. Из новой редакции исчезли сразу три положения, которые комиссия считала ключевыми. Во-первых, было полностью вычеркнуто довольно обширное определение понятия "финансовый инструмент", в результате чего ФКЦБ лишилась, в частности, права регулировать сделки на срочном рынке. Во-вторых, было существенно изменено понятие вводимого закона нового класса профучастников - финансовых консультантов, чья подпись должна удостоверять проспект эмиссии. Теперь чтобы стать финансовым консультантом, не надо будет получать специальную аккредитацию при ФКЦБ - достаточно будет лишь иметь лицензию профучастника и удовлетворять нормативным требованиям к размеру капитала. В-третьих, комиссию лишили возможности определять список "хороших" бумаг, которые можно использовать в качестве обеспечения при операциях на рынке - вместо этого ФКЦБ будет формулировать лишь общие требования, которым должны удовлетворять подобные бумаги.
В Ленинградской области при комитете по развитию малого бизнеса создается специализированная организация, которая будет предоставлять гарантии по кредитам. В новую структуру войдут представители власти, крупных банков и кредитных союзов. Таким образом, малые предприятия, которые заслуживают доверия, смогут получать две гарантии по кредиту одновременно – бюджетную и банковскую. Подобное обеспечение повысит их надежность в глазах кредиторов и даст возможность взять заем на льготных условиях.
Правда, предпринимателям придется заплатить за гарантию государства, но даже после этого общая стоимость кредита останется значительно ниже рыночной.
Налоговики выпустили новую декларацию по единому социальному налогу. Ее форма утверждена приказом МНС от 09.10.2002 № БГ-3-05/550. Прежняя декларация устарела из-за многочисленных поправок, которые законодатели внесли в этом году в главу Налогового кодекса о ЕСН. Больше всего изменений связано с введением с 1 января 2002 года налогового вычета в виде взносов на пенсионное страхование.
Вместе с декларацией налоговики утвердили инструкцию по ее заполнению.
Налоговики внесли небольшое дополнение в порядок заполнения расчета по авансовым платежам взносов на пенсионное страхование. В приказе от 15.10.2002 № БГ-3-05/570 они уточнили, как должны определять базу для начисления взносов фирмы и предприниматели, которые наряду с деятельностью, за которую платят единый налог на вмененный доход, ведут другой бизнес.
Напомним, что сам Порядок был утвержден приказом МНС от 28.03.2002 № БГ-3-05/153.