26.03.2002
Все продовольственные товары, ввозимые из Китая, будут подвергаться пристальной таможенной проверке. Такое распоряжение поступило во все региональные таможенные управления и таможни от руководства ГТК России. Контроль будет осуществляться совместно с ветеринарными службами.
Эта мера принята в связи с запретом Комиссии ЕС по санитарному контролю импорта продовольственных товаров из КНР. К тому же, 15 марта запрещен ввоз в Россию из Китая свинины, говядины и мяса птицы. Это произошло после того, как китайская сторона отказалась предоставлять российским ветеринарным службам информацию об эпидемиологической обстановке в стране и запретила им присутствовать на пунктах отгрузки мяса на территории КНР.
В конце марта законодательное собрание Иркутской области приняло поправки в местный закон о ЕНВД. По мнению экспертов, поправки значительно облегчат жизнь плательщикам ЕНВД в Иркутской области.
Так, в законе установлены понижающие коэффициенты при уплате ЕНВД для организаций с большими торговыми площадями или торгующих товарами, бывшими в употреблении. Размер налоговой ставки также будет зависеть от удачности месторасположения торговой точки и времени года, а также товара, который предлагают продавцы.
Поправки вступают в силу «задним числом» – с 1 января этого года.
На прошлой неделе бюджетный комитет Госдумы одобрил предложение МНС России увеличить срок возврата экспортерам НДС из бюджета с трех месяцев до пяти. На практике это означает, что налогоплательщики смогут вернуть причитающиеся им деньги почти через год после того, как товар пересек границу России.
Сейчас на сбор документов налогоплательщику отводится полгода, после чего три месяца заявка изучается налоговой инспекцией. По истечении этого срока на заявленную сумму начисляется пеня в пользу заявителя.
По статистике, в 2001 году экспортерам вернули из бюджета 215 млрд рублей, что составляет почти третью часть всех поступлений этого налога. На пенях за задержку возмещения налоговики в прошлом году потеряли несколько миллионов рублей. В то же время было пресечено незаконное возмещение НДС на сумму более чем в 23 млрд рублей. Поэтому увеличение срока возврата налога налоговики рассматривают как вполне реальную экономию для бюджета.
Предлагаемые депутатами поправки входят в законопроект, вносящий изменения во все главы второй части НК РФ. Большая часть поправок, вносимых этим законопроектом, – технические. Депутаты планирую рассмотреть их во втором чтении не раньше 5 апреля.
Редакция журнала "Расчет" приглашает вас принять участие в опросе, проводимом на сайте "Бухгалтерия.ru". Тема опроса - "Возмещение НДС экспортерам". А вам налоговая НДС возмещает? Выскажите свое мнение и узнайте, как обстоят дела с возмещением НДС у ваших коллег.
В ближайшие три года будет действовать 25-процентная таможенная пошлина на ввоз в Россию иномарок со сроком эксплуатации до 7 лет, в следующие пять лет – 35 процентов. По истечении этого срока таможенные пошлины будут снижаться на 5 процентов ежегодно. Пошлины на ввоз иномарок, срок эксплуатации которых превышает 7 лет, предлагается приравнять к пошлинам на новые автомобили.
Пошлины планируется ввести в июне-июле 2002 года. Это решение было принято на заседании Правительства РФ 21 марта, посвященном рассмотрению концепции развития отечественной автомобильной промышленности.
Минэкономразвития России подготовило и внесло на согласование в правительство законопроект «Об особых экономических зонах».
Специалисты ведомства считают, что большинство существующих сейчас особых экономических зон не выполняют свою главную функцию, состоящую в привлечении инвестиций, а служат средством ухода от налогов. В связи с этим они решили сделать порядок предоставления льгот точечным. Льготы и сроки их предоставления будут строго ограничены федеральным законом. По словам замминистра экономического развития Аркадия Дворковича, инвесторы смогут получать льготы только по продукту, произведенному внутри зоны. При этом льготное налогообложение не будет распространяться на филиалы предприятий, находящиеся за пределами «особой» зоны.
В законопроекте также предлагается уменьшить размер зон благоприятствования. По плану министерства они должны создаваться вокруг конкретного населенного пункта, а не в отдельном регионе, как это происходит сейчас. А воспользоваться преимуществами экономической зоны смогут только те, кто будет заниматься реальным производством.
В конце прошлой недели Минфин, Минэкономразвития и МНС России подготовили законопроект об изменении налогообложения малых предприятий. Планируется, что новая система вступит в силу с 2003 года.
В соответствии с документом налог на прибыль, НДС, налог с продаж и налог на имущество будут объединены в один налог. По словам премьер-министра Михаила Касьянова, правительство будет добиваться, чтобы ставка налога составила 5–7 процентов.
Предполагается, что небольшие фирмы с доходом не более 10 млн рублей в год и численностью работников не более 20 человек не будут платить единый социальный налог. Сохранятся лишь взносы в фонд пенсионного страхования – 14 процентов от фонда оплаты труда. Предприниматель сможет вместо метода начислений использовать кассовый метод, то есть платить налог, когда получит деньги, а не после прохождения сделки по документам. Выплата налога будет производиться ежеквартально. Кроме того, в течение года с момента вступления новой системы предприниматель сможет выбирать, платить налог с выручки или с дохода. Затем, по словам замминистра финансов Сергея Шаталова, уплату налога с выручки упразднят.
Переход на упрощенную схему налогообложения будет добровольный. При этом обязательным останется единый налог на вмененный доход.
25.03.2002
Правительство РФ на заседании, состоявшемся 21 марта, предложило ввести с 1 января 2003 года транспортный налог. Министры считают, что поступления от этого налога частично компенсируют отмену с 1 января будущего года налога на пользователей автомобильных дорог.
По словам первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, на федеральном уровне будет установлена предельная ставка транспортного налога. Региональные власти получат право дифференцировать его ставку, а также вводить льготы. Ставка будет зависеть от мощности автомобиля. В частности, для двигателей мощностью до 100 лошадиных сил предельная ставка составит 10 рублей за одну лошадиную силу.
Однако с 1991 года уже введен налог с владельцев транспортных средств. Ставка этого налога также зависит от мощности транспортного средства. Федеральные власти устанавливают ставки налога с владельцев транспортных средств, региональные власти в свою очередь могут их уменьшить или увеличить, причем величина превышения не ограничена.
Как будут «сосуществовать» транспортный налог и налог с владельцев транспортных средств в правительстве пока не комментируют.
Администрация Тюмени предложила предпринимателям города занимать неблагоустроенные подвальные помещения и открывать в них магазины за освобождение от арендной платы. В городском департаменте имущественных отношений считают, что такой подход позволит сэкономить бюджетные средства на ремонт подвалов, поскольку его будут делать сами предприниматели.
Предполагается, что предприниматели, согласившиеся реконструировать помещения цокольных этажей, будут освобождаться от арендной платы на один год, подвалов – на пять лет. Если же предприниматель отремонтирует помещение, которое регулярно затапливается, то получит его в пользование на неопределенный срок.
Окончательное решение по вопросу предоставления неблагоустроенных подвальных помещений депутаты городской Думы планируют принять в конце марта.
В двухнедельный срок из областного бюджета смогут получить компенсацию процентов по кредитам коммерческих банков (до 12,5 процента годовых) представители малого бизнеса Челябинской области. Причем для этого им нужно будет представить в местную администрацию меньше документов, чем в прошлом году. Соответствующее постановление недавно подписал губернатор области.
Компенсацию смогут получить те субъекты малого предпринимательства, которые занимаются производством, инновационной деятельностью или сельским хозяйством и не имеют задолженности по налогам.
На реализацию этой программы из областного бюджета будет выделено 7,5 миллиона рублей.
Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона, устанавливающего монополию государства на экспорт нефти, стабильного газового конденсата, природного газа, бензина, дизельного топлива, цветных и черных металлов, древесины, драгоценных камней.
В соответствии с законопроектом экспорт этих товаров должен осуществляться только через специализированные унитарные предприятия или акционерные общества, более 50 процентов акций которых находится в федеральной собственности.
Правительство РФ представило на этот законопроект отрицательное заключение.
МНС России в письме от 05.03.2002 №БГ-6-10/253 дало рекомендации о том, что указывать в полях «Получатель», «Плательщик» и «Назначение платежа» расчетных документов. Министерство хочет таким образом снизить рост невыясненных платежей.
Налоговые инспекции обязаны ознакомить каждого налогоплательщика с памяткой по заполнению платежных документов и предоставить заполненные образцы платежек. В них должны быть указаны реквизиты счетов для начисления налогов и ИНН налогового органа. К памятке налоговики должны приложить таблицу соответствия ИНН-КПП-КБК-ОКАТО, индивидуально составленную для каждого налогоплательщика согласно выданным свидетельствам и уведомлениям о постановке на учет в налоговом органе.
На заседании Правительства РФ, которое состоялось 21 марта 2002 года, Минфин России предложил начиная с 2003 года произвести опережающую индексацию акцизов на моторное топливо, пиво и сигареты. По словам первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, акцизы на топливо и сигареты возрастут на 70 процентов, на пиво – на 25 процентов. Для других групп подакцизных товаров повышение налога составит 15 процентов.
Индексация акцизов происходит ежегодно, и ее размер увязывается с динамикой инфляции. В бюджете 2002 года заложена инфляция на уровне 12–14 процентов.
Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству на заседании, состоявшемся 21 марта 2002 года, рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект «Об электронной торговле».
Проект устанавливает требования к участникам электронной торговли, определяет особенности использования в ней электронных сообщений и условия представления электронных сообщений в качестве письменных доказательств. Согласно проекту, сделка, совершенная с использованием электронных сообщений, подписанных цифровой подписью, признается совершенной в простой письменной форме.
Напомним, что законопроект был принят в первом чтении 6 июня 2001 года, готовился комитетом ко второму чтению, и в конце 2001 года его должна была рассмотреть Госдума, но Правительство РФ предложило перенести обсуждение проекта.
Сотрудники управлений налоговой полиции России, входящих в Приволжский федеральный округ, записали компакт-диск под названием «Песни чести и долга». Выпуск сборника приурочен к 10-летию ФСНП России.
Инициатор появления такого диска – руководитель УФСНП по Мордовии Николай Чич. Звукозаписывающая компания Санкт-Петербурга выпустила «Песни чести и долга» тиражом более 1000 экземпляров. Диск предназначен для внутреннего пользования, будет выдаваться сотрудникам ФСНП в качестве сувениров. В сборник вошло 18 песен, в которых налоговые полицейские называют себя «друзьями честных людей», призванных «множить богатство страны».
Как сообщили в УФСНП Республики Мордовия, желающие получить эту раритетную продукцию могут обращаться в УФСНП Ленинградской области.
22.03.2002
В 2001 году не предоставляли налоговую отчетность или предоставляли «нулевые балансы» 52 процента всех зарегистрированных в России юридических лиц (1,6 млн). Эти данные представил Виктор Сашичев, руководитель департамента организации налогового контроля МНС России.
В прошлом году выездными проверками было охвачено около 67 тысяч таких организаций, в каждом четвертом случае были выявлены нарушения налогового законодательства. В бюджеты всех уровней было доначислено порядка 4,5 млрд рублей. Сашичев подчеркнул, что не предоставляют налоговую отчетность или предоставляют нулевую в основном «фирмы-однодневки», зарегистрированные через подставных лиц или по чужим паспортам. По словам руководителя департамента, налоговики осуществляют постоянный контроль за этой категорией налогоплательщиков и передают в правоохранительные органы материалы для установления их местонахождения. Так, благодаря их работе, и решениям судов в 2001 году было ликвидировано свыше 92 тысяч «фирм-однодневок».
В 2001 году в бюджет страны поступило лишь 59,6 млрд рублей из доначисленных в результате проверок налогоплательщиков 274 млдр рублей. Об этом сообщил глава департамента организации налогового контроля МНС России Виктор Сашичев.
Сашичев сожалеет, что 43 процента проверок налогоплательщиков нерезультативны. Он считает, что камеральные проверки должны стать основной формой контроля предприятий со стороны налоговых органов. Затраты на проведение камеральных проверок значительно ниже чем на выездные, к тому же операции проверок легко автоматизировать.
Сашичев отметил, что на сегодняшний день налоговый инспектор вынужден вносить слишком много данных при проверке вручную. Поэтому МНС России намерено разработать программу, с помощью которой можно будет оценить потенциальный размер налоговых обязательств организаций и сопоставить его с реальными налоговыми отчислениями. С этой целью министерство в ближайшее время проведет закрытый конкурс среди разработчиков программного обеспечения.
Руководитель департамента организации налогового контроля МНС России Виктор Сашичев сообщил, что в 2001 году экспортерам было отказано в возмещении НДС из бюджета на сумму более 23 млрд рублей. Общая сумма возмещенного НДС составила в прошлом году 215 млрд рублей.
По словам Сашичева, в этом году контроль за организациями-экспортерами будет усилен: экспортеров, претендующих на незаконный возврат НДС, становится все больше. Наиболее часто применяется схема, когда отсутствует реальное движение товара от поставщика к покупателю. В мошеннических сделках участвуют оффшорные компании, применяются различные банковские схемы.
Руководитель департамент подчеркнул, что проверки организаций-экспортеров в 2001 пополнили госказну на 11 млрд рублей.
Постановлением Правительства РФ от 18.03.2002 №165 были утверждены временные правила размещения средств страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФ Р).
Согласно правилам, средства страховых взносов в ПФР, поступившие на накопительную часть, могут быть вложены в государственные ценные бумаги России, обязательства по которым выражены в рублях, а также иностранной валюте. Объем и структура вложений определяет ПФР по согласованию с Минфином России. На Пенсионный фонд РФ также возлагается приобретение государственных ценных бумаг. Агентами в сделках по приобретению ценных бумаг могут выступать ЦБ РФ и Внешэкономбанк.
Правила будут действовать, пока не вступит в силу закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», проект которого в данный момент готовится ко второму чтению в Госдуме.
МНС России приказом от 01.02.2002 № БГ-3-05/49 утвердило форму расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и порядок ее заполнения. Документ зарегистрирован Минюстом России 14.03.2002 № 3288.
Эту форму заполняют и представляют в налоговую инспекцию организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, но производящие выплаты физическим лицам.
Расчет должен представляться в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
После того как члены делегации FATF отказались исключить Россию из «черного списка» неблагонадежных стран, российские банкиры выразили желание помочь властям в борьбе с отмыванием денег.
По словам председателя Росбанка Евгения Иванова, банкиры сами должны принять активное участие в усовершенствовании мер противодействия нелегальным сделкам. В частности, специалисты банка готовы давать любые практические рекомендации представителям ЦБ РФ и Комитета по финансовому мониторингу (КФМ).
Банкиры согласны с тем, что закон о противодействии легализации преступных доходов, вступивший в силу в феврале, нуждается в доработке. Они считают, что необходимо дать более точное определение сделкам, которые можно считать подозрительными. Кроме того, нужно наладить обратную связь с КФМ, поскольку банкиры понятия не имеют, что происходит с их клиентами после вмешательства комитета.