06.09.2001
В Бюджетный комитет Госдумы России от Правительства и Президента РФ поступили поправки к законопроекту главы Налогового кодекса России «Налог с продаж». Наиболее важным из них является предложение расширить понятие объекта налогообложения. В частности, президент считает, что данный налог должен взиматься при наличных расчетах, но и при расчетах с помощью банковских карт.
Предположительно к 25 сентября бюджетный комитет уже подготовит законопроект о налоге с продаж ко второму чтению.
ГТК России опубликовал данные таможенной статистики за январь-июль 2001. Так экспорт России за первые семь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 4,1 процента и составил 58,9 млрд. долларов США.
В то же время в январе-июле этого года было ввезено товаров на сумму 22,8 млрд. долларов США, и по сравнению с январем-июлем 2000 года импорт вырос на 24,2 процентов.
Наиболее активно торговля шла со странами Европейского союза. На них в январе-июле приходилось 36,4 процента российского товарооборота. А на страны СНГ пришлось 18,8 процента товарооборота. Основными торговыми партнерами России стали: Германия – 10,2 процента от всего товарооборота, Украина – 6,7 процента, Белоруссия – 6,6 процента, Италия – 6,5 процента, США – 5,4 процента, Китай – 4,1 процента, Нидерланды – 3,9 процента и Польша – 3,7 процента.
05.09.2001
5 сентября 2001 года с 15 до 17 часов в редакции журнала «Московский бухгалтер» будет проходить «горячая линия» с руководителем инспекции МНС России № 8 по Центральному административному округу г. Москвы Кирошенко Сергеем Николаевичем.
Позвонив по телефону 737-44-82, вы сможете получить исчерпывающие ответы на любые вопросы, касающиеся не только налогообложения, но и режима работы инспекции, взаимоотношений инспекторов и налогоплательщиков, а также многие другие.
Не упустите свой шанс!
Срок продажи в России алкогольной продукции со старой маркировкой, закончившийся 1 сентября, может быть продлен до 1 декабря 2001 года. Об этом ПРАЙМ-ТАСС сообщил председатель правления Национальной алкогольной ассоциации /НАА/ Павел Шапкин.
По его словам, проект соответствующего распоряжения правительства РФ в настоящее время находится на согласовании, в частности в Минсельхозе и Госдуме. Проект может быть рассмотрен на правительственной комиссии после 10 сентября, по информации П.Шапкина. По его словам, Минсельхоз и Госдума согласны с решением продлить срок реализации алкоголя со старой маркировкой, но Министерство по налогам и сборам /МНС/ занимает противоположную позицию, поэтому ситуация довольно неопределенная.
Как известно, с 1 июня 2001 г в РФ был введен новый механизм взимания акцизов с алкогольной продукции, в соответствии с которым 50 проц ставки акциза должен уплачивать производитель алкогольной продукции, а 50 проц - акцизный склад оптовой организации /ранее 100 проц ставки акциза уплачивал производитель/. Новый порядок предусматривает также маркировку бутылок региональной специальной маркой. Реализация остатков алкогольной продукции, не маркированной региональными специальными марками, разрешена до 1 сентября 2001 г.
По словам П.Шапкина, в настоящий момент остатки алкогольной продукции, произведенной до 1 июня этого года, которую торговые организации и предприятия-производители не успели реализовать до 1 сентября, составляет порядка 15 млн дал. Это примерно соответствует месячному объему производства алкогольной продукции всей отраслью РФ, отметил П.Шапкин, поэтому продление срока реализации алкогольной продукции необходимо.
По словам П.Шапкина, в зависимости от запасов алкогольной продукции в некоторых регионах РФ сейчас отмечается дефицит алкогольной продукции отечественного производства.
Правительство Москвы постановлением N758-ПП одобрило проект закона Москвы "О городском минимуме оплаты труда" и поручило подготовить предложения для внесения его в Мосгордуму в установленном порядке. Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2002 г.
Согласно законопроекту, основой для определения городского минимума оплаты труда является величина прожиточного минимума в Москве. Городской минимум оплаты труда утверждается постановлением правительства Москвы и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Городской минимум оплаты труда будет устанавливаться в абсолютной величине не реже одного раза в год по результатам переговоров между правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями предпринимателей /работодателей/, закрепляться в заключаемом ими московском трехстороннем соглашении и может индексироваться по согласованию сторон. Действие московского трехстороннего соглашения будет распространяться на всех работодателей в Москве, не заявивших письменно в московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в 30-дневный срок со дня его опубликования. Закон не будет распространяться на организации, полностью финансируемые из федерального бюджета.
Городской минимум оплаты труда может применяться в трех взаимоувязанных формах: месячной, дневной, часовой. Основной формой городского минимума оплаты труда станет месячная форма оплаты труда. Дневной и часовой минимумы оплаты труда рассчитываются, исходя из установленной продолжительности рабочего дня /недели/.
Минимальный уровень оплаты труда в организации должен устанавливаться в коллективном договоре на основе городского минимума оплаты труда, а при отсутствии коллективного договора - приказом руководителя организации. Городской минимум оплаты труда является основой для последующей дифференциации оплаты труда, конкретные уровни которой устанавливаются в предусмотренном законодательством порядке, но не ниже городского минимума оплаты труда.
Проект закона города Москвы о бюджете на очередной финансовый год впредь должен разрабатываться с учетом размера городского минимума оплаты труда.
Президент России Владимир Путин поручил правительству включить в свои планы до конца года пересмотр системы налогообложения малого бизнеса, заявил пресс-секретарь президента РФ Алексей Громов. По его словам, эта мера направлена на упрощение и снижение налогового беремени для малых предприятий, поскольку в настоящее время малый бизнес по его динамике заметно отстает от крупного, сообщает РИА "Новости".
Учитывая снижение темпов инфляции и благоприятные тенденции в экономике, Нацбанк Казахстана намерен с 6 сентября 2001 г. снизить ставку рефинансирования с 12 до 11 проц. Как говорится в пресс-релизе Нацбанка, это третье по счету снижение с начала 2001 года.
Федеральная служба налоговой полиции РФ по итогам всероссийской операции "Алхимики", проведенной с июля 1999 года по август 2001 года, возбудила свыше 700 уголовных дел по фактам производства некондиционного бензина.
Об этом сообщил один из руководителей операции Сергей Кучерявый. Целью операции было пресечение нарушений при производстве моторного топлива из прямогонного бензина.
Удалось уничтожить более 200 нелегальных установок по переработке нефти и газового конденсата, 190 из них - на территории Южного федерального округа. В бюджет доначислено более 2 млрд рублей.
Как пояснил Сергей Кучерявый, прямогонный бензин - это продукт первичной переработки нефти с октановым числом до 64, он не может использоваться в качестве моторного топлива, и его производство на НПЗ не облагается акцизными сборами. Топливо, изготовленное из прямогонного бензина с помощью различных присадок, зачастую производилось непосредственно в местах хранения и реализации нефтепродуктов - на базах и АЗС. Реализация проводилась как на стационарных установках, не имеющих специального допуска, так и кустарным способом. Объем производства прямого бензина в прошлом году составил 5,4 млн тонн, из них более 3 млн тонн НПЗ реализовали коммерческим структурам, которые кустарным способом производили моторное топливо. Сумма оборота такого топлива составила около 1 млрд долларов, причем акцизные сборы от этого производства не проводились.
В результате операции "Алхимики" установлено также, что до 25% топлива, реализуемого на московских АЗС, является смешанным, а в Московской области этот показатель достигает 45%. Такой бензин получался способом добавления различных присадок с более низким октановым числом. В ходе операции налоговые полицейские выявили серьезные нарушения законодательства РФ в сфере ТЭК с использованием закрытых территориальных образований (ЗАТО). В частности, через эти образования проводились незаконные схемы уклонения от налогов.
Сергей Кучерявый также сообщил, что по итогам операции выявлено отсутствие в нормативных документах четкого определения понятия "производство нефтепродуктов". По инициативе ФСНП Госстандарт утвердил стандарт "Об определении терминов "нефтепродукт" и "производство нефтепродуктов". Его принятие будет важным шагом в правовом регулировании деятельности в сфере производства и торговли топливом.
Налоговая полиция области активно проверяет коммерческие организации. По сообщению пресс-службы управления налоговой полиции по Новгородской области против организаторов "фирм-однодневок" возбуждено 12 уголовных дел и 40 дел по факту незаконных махинаций с НДС.
Налоговики поставили задачу выяснить, кем контролировались в Великом Новгороде "фирмы-однодневки". По данным областного управления ФСНП, в регионе сформировался теневой бизнес, обеспечивающий уклонение от уплаты налогов и хищение бюджетных средств. Значительные суммы НДС неправомерно предъявляются специально созданными подставными фирмами, а также крупными предприятиями-экспортерами. Выявленный ущерб государства от необоснованного возмещения НДС составил в 2001 г. 781 млн. руб.
В целях предотвращения аналогичных преступлений в Новгородском управлении налоговой полиции создана специальная оперативная группа.
Как сообщили в Уральском таможенном управлении, министерство юстиции зарегистрировало совместный приказ ГТК РФ и Минздрава РФ "Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления медицинских товаров, сырья и комплектующих для их производства с применением особого порядка декларирования товаров". Совместный нормативный акт подготовлен в целях ускорения и упрощения таможенного оформления медицинских товаров, сырья и комплектующих, усиления контроля за целевым использованием данной категории товаров, снижения рисков появления на российском рынке незарегистрированных зарубежных медикаментов и подделок.
Приказом утверждено Положение о применении особого порядка декларирования данных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате налога на добавленную стоимость. Согласно Положению вводится институт специализированных таможенных брокеров, которые смогут оформлять товары с использованием особого порядка декларирования, по предварительной декларации, до их прибытия на таможню.
Специализированный брокер, занимающийся упрощенным оформлением медицинских товаров должен иметь лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера на всей территории Российской Федерации, внести соответствующее обеспечение обязательств перед таможенными органами. Его сфера деятельности ограничивается медицинскими товарами, сырьем и комплектующими для их производства.
Кроме того, брокер должен иметь в своем штате специалистов в области медицинской и фармакологической деятельности, а также заключить договор с импортером на оказание услуг таможенного брокера.
При повышении ставки налога за пользование водными объектами рост тарифов на электроэнергию в Иркутской области составит от 5 до 23%. Об этом сообщили в дирекции по связям с общественностью компании "Иркутскэнерго".
Регулировать ставку налога будет областная администрация, при этом ежегодные платежи в бюджет составят от 288 млн. при минимальной ставке налога до 1,440 млрд. рублей при максимальной.
Повышение ставки налога за пользование водными объектами вводится с 1 января 2002 г. Для гидроэлектростанций налог составит от 4 до 20 рублей за 1000 кВт/ч, минимальная ставка будет поднята в восемь раз, максимальная - в четыре. В 1998 - 2001 годах для ОАО "Иркутскэнерго" была установлена минимальная ставка - 0,5 рублей, при которой ежемесячные платежи составляют более 3 млн.
Уставный капитал ОАО "Иркутскэнерго" 4766807700 рублей разделен на 4766807700 акций номинальной стоимостью 1 рубль. В собственности государства находится 40% компании. Номинальными держателями являются ЗАО "Депозитарно-Клиринговая компания" (24,9%), ЗАО "Брасвик Ю.Би.Эс. Варбург Номинз" (15,11%), негосударственный фонд "Энергия" (5,15%).
3 сентября в Белом доме объявили, что опубликованный вариант подписанного Михаилом Касьяновым постановления, по которому, в частности, снижались импортные пошлины на ввоз новых автомобилей, является фальшивкой, сообщается на сайте "Комерсанта".
Согласно постановлению, новые пошлины на транспортные средства с двигателем от 1000 куб.см до 1500 куб.см должны были составить 25 процентов от таможенной стоимости (так и было), но не менее 1 евро за 1 куб.см объема двигателя (было не менее 1,2 евро за куб.см). А на автомобили с объемом двигателя от 1500 до 1800 куб.см пошлина сокращалась также до 25 процентов от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 куб.см объема (было не менее 1,8 евро за 1 куб.см). В результате растаможка автомобилей могла подешеветь на сумму от 200 до 3000 долларов за машину. Все это касалось только автомобилей, которые ввозят юридические лица, прежде всего автосалоны.
Утром 3 сентября в ГТК официально комментировать подписанное премьером постановление отказались. Чиновники просили на них не ссылаться и после этого заявляли, что пошлины на автомобили предполагалось не понижать, а повышать. Незначительно должны были снизиться только пошлины на автомобили возрастом до трех лет.
В Белом доме с пошлинами смогли разобраться только в понедельник вечером. Как заявил заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин, Михаил Касьянов действительно подписал 30 августа постановление №638, но в нем нет ни слова об автомобилях. Хотя в документе, который вышел в официальную рассылку, текст оказался другим: пошлины снижались на новые иномарки и на клееную фанеру.
По словам другого представителя Белого дома, напутали "девочки при размножении оригинала". Пока на интернет-сайте правительства старое постановление заменено на новое, исправленное, в котором об автомобилях нет ни слова. Пошлины на автомобили и фанеру остаются прежними.
04.09.2001
5 сентября 2001 года с 15 до 17 часов в редакции журнала «Московский бухгалтер» будет проходить «горячая линия» с руководителем инспекции МНС России № 8 по Центральному административному округу г. Москвы Кирошенко Сергеем Николаевичем.
Позвонив по телефону 737-44-82, вы сможете получить исчерпывающие ответы на любые вопросы, касающиеся не только налогообложения, но и режима работы инспекции, взаимоотношений инспекторов и налогоплательщиков, а также многие другие.
Не упустите свой шанс!
Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) перечислило в августе 2001 года в федеральный бюджет более 78.2 млрд. руб., что почти в 1.5 раза выше поступлений аналогичного периода прошлого года. Как говорится в сообщении Управления по информационной политике МНС РФ, задание Правительства в размере 74.5 млрд. руб. перевыполнено Министерством на 5%, федеральный бюджет получил дополнительно около 3.8 млрд. руб.
Задание, установленное Правительством РФ перед налоговым ведомством на III квартал 2001 года, составляет 222.98 млрд. руб. В июле 2001 года МНС обеспечило поступление налогов и сборов на сумму 77.7 млрд. руб. Всего за 8 месяцев 2001 года налоговое ведомство мобилизовало в федеральный бюджет около 596 млрд. руб.
Текст подписанного премьером Михаилом Касьяновым в четверг постановления N 638, распространенный Департаментом правительственной информации (ДПИ) , оказался ошибочным. Постановление N 638 должно было продлить действие обновленного в феврале Таможенного тарифа. Планировалось, пишут "Ведомости", изменить лишь пошлины на технологическое оборудование, не производимое в России. Но в пятницу ДПИ разослал текст постановления, из которого следовало, что Касьянов неожиданно пересмотрел и пошлины на автомобили. Получалось, что за "растаможку" и новых, и подержанных машин самых "ходовых" модификаций со следующего месяца придется платить по 25 проц. таможенной стоимости, но не менее 1 евро за каждый кубический сантиметр двигателя. Это означало бы удвоение пошлин на подержанные машины и существенное снижение - на новые.
Но заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин заявил вчера "Ведомостям", что Касьянов подписал другой текст, в котором никаких изменений пошлины на иномарки не претерпели. И уже потом в Департаменте делопроизводства, который тиражировал текст документа для рассылки не только в СМИ, но и в заинтересованные ведомства, произошла "компьютерная ошибка", ставшая причиной сенсации. Волин утверждает, что в среду в "Российской газете" будет опубликован исправленный вариант.
3 сентября 2001 года министерство юстиции зарегистрировало приказ ГТК № 847 "Об особенностях контроля таможенной стоимости транспортных средств". Данный приказ развивает и дополняет порядок оформления транспортных средств, который ранее осуществлялся в соответствии с приказом ГТК № 450 от 17 июля 1999 года. Теперь под упрощенную процедуру контроля таможенной стоимости попадают не только ввозимые официальными импортерами легковые автомобили, но и тракторы, автобусы, грузовики и самосвалы, лесовозы, вездеходы, кузова, включая кабины, шасси с установленными двигателями, мотоциклы, мопеды и так далее.
Как сообщили в ГТК, упрощенная процедура выпуска транспортных средств в свободное обращение предусмотрена в тех случаях, когда речь идет о первой продаже компанией-производителем или уполномоченной ею организацией. На ввозимые транспортные средства должна быть уплачена полная сумма таможенных платежей, рассчитанных исходя из таможенной стоимости, заявленной декларантом, а все сведения, касающиеся таможенной стоимости, подтверждены документально.
В инструкции к приказу перечислены и требования, которые необходимо выполнить для того, чтобы импортер был включен в перечень организаций, которым ГТК предоставляет право упрощенной процедуры контроля таможенной стоимости. Организация, претендующая на включение в перечень, не должна иметь задолженности по уплате таможенных и иных платежей и не иметь в течение последнего года нарушений таможенного и налогового законодательства РФ.
Приказ ГТК № 847 , существенно расширяющий номенклатуру транспортных средств, которые могут оформляться по упрощенной процедуре, направлен на дальнейшее упорядочивание ввоза этих товаров, относящихся к группе риска, на облегчение условий деятельности для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и профилактику таможенных нарушений при импорте автомобилей.
ГТК ожидает существенного роста ввоза новых транспортных средств в Россию, в частности дальнейшего расширения сферы деятельности официальных импортеров. Как свидетельствуют данные за 1-е полугодие 2001 года, импорт новых автомобилей в РФ вырос по сравнению с 1-й половиной 2000 года в 2,5 раза, в том числе официальными дилерами - более, чем в 3 раза.
Торговцы, не успевшие распродать промаркированные "по-старому" напитки, уже осаждают заводы, прося принять алкоголь назад. В то же время само существование региональной марки поставлено под сомнение новой редакцией Налогового кодекса. До 1 июня этого года 100% акциза уплачивал завод - производитель спиртного, факт оплаты подтверждался наклейкой акцизной марки. Теперь введен новый, "расщепленный", способ уплаты акциза. Завод будет платить только 50% акциза и наклеивать федеральную акцизную марку. Остальные 50% должна платить компания-оптовик в том регионе, где алкоголь поступит в розничную продажу, и она будет наклеивать местную марку. Продукцию, произведенную до 1 июня, было разрешено продавать со старой маркой до 1 сентября 2001г. Во избежание злоупотреблений МНС в начале июня провело инвентаризацию остатков алкоголя на складах заводов, оптовиков и розницы. По данным Национальной алкогольной ассоциации, на 1 июня 2001г. у производителей, оптовиков и розницы скопилось 41,2 млн дал промаркированной по старым правилам алкогольной продукции. Как утверждало Министерство по налогам и сборам (МНС) , на середину августа было продано около 70% остатков, а к 1 сентября практически вся эта продукция должна была быть реализована. У НАА другая информация: во всей дистрибьютерской цепочке остались нереализованными около 15 млн дал алкоголя. Как рассказал финансовый директор подмосковного ликероводочного завода "Урожай" Алексей Юрьев, на завод уже обращаются оптовые и розничные торговцы с просьбой принять назад промаркированную "по-старому" алкогольную продукцию.
Администрация Томской области внесла в Государственную думу Томской области предложение о введении налога с продаж на территории Томской области и выведении стационарной розничной торговли (магазины, павильоны, киоски и т.д.) из-под действия единого налога. Таким образом, стационарная розничная торговля должна будет платить налог с продаж, НДС, единый социальный налог и прочие налоги и платежи, предусмотренные действующим законодательством.
Как отметили в профсоюзе предпринимателей, в результате принятия указанных предложений налоговое бремя на стационарную розничную торговлю возрастет в несколько раз, что неизбежно приведет к очередному витку цен на основные виды товаров, а также к повсеместному внедрению схем ухода от уплаты налогов.
Профсоюз предпринимателей Томской области призвал депутатов областной думы голосовать против предложений администрации области по вопросу введения налога с продаж.
Постоянная комиссия Законодательного собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности провела во вторник, 4 сентября, общественное обсуждение законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон "О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург". В обсуждении, которое вел председатель комиссии Виктор Евтухов, приняли участие представителями некоммерческих, благотворительных, общественно-политических, инвалидных организаций, учреждений культуры, творческих союзов.
Один из авторов альтернативного проекта, разработанного раньше вынесенного на обсуждение, депутат Сергей Андреев считает, что проект отвечает интересам города в том случае, если целью закона является не получение дохода в бюджет любым способом, а осмысленная политика в русле традиций петербургской культуры. По его мнению, нужно вновь создать рабочую группу и подготовить проект на основе забаллотированного.
Докладчик - заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов - заявил, что проект, разработанный в его комитете, вносится от имени администрации города и отражает согласованную позицию всех ее заинтересованных подразделений. По убеждению исполнительной власти, большинство льготников занимается коммерческой деятельностью и не предоставляет социальных услуг, многие вообще уклоняются от арендной платы. В результате потери бюджета составляют 2 миллиарда рублей в год. Поэтому предлагается пересмотреть состав льготных категорий и порядок предоставления льгот. В частности, сократить перечень льготных видов деятельности с 32 до 11.
Дальнейшее обсуждение показало, что общественность Санкт-Петербурга единодушно и решительно отвергает проект, защищаемый А.Чичкановым, и сам подход администрации города к этой острой проблеме. С этой позицией солидаризировались и депутаты. К примеру, Наталия Евдокимова подчеркнула, что исполнительная власть, видя в некоммерческих организациях лишь нахлебников, не учитывает реальные средства, которые они привлекают в виде грантов и субсидий из-за рубежа.
Сбрасываются со счетов и деньги, которые общественники экономят горожанам, широко представляя им различные бесплатные услуги. По ее мнению, нужно вернуться к депутатскому законопроекту и принять такой акт, который гарантирует социальное спокойствие граждан и соответствует цели построить гражданское общество.
Депутат Михаил Толстой назвал обещание пустить миллионы рублей, вырученные от роста собираемости арендной платы, на социальные нужды лукавством: все равно они пойдут на другие цели. "Если мы не отобьемся от этого проекта, то гости, приехавшие на празднование 300-летия Санкт-Петербурга, увидят в центре города только рестораны и казино. - отметил он. -Вместо того, чтобы разобраться с недобросовестными арендаторами, исполнительная власть намерена применить старый способ: дубиной - по всем. Если культура - лицо города, то она и должна быть на лице, а не на затылке". Депутат призвал общественность объединиться перед общей угрозой.
Как сообщили корреспонденту "Regions.Ru" в пресс-центре ЗС, по итогам обсуждения принято предложение создать согласительную комиссию из представителей администрации и Законодательного собрания, подготовить поправки к законопроекту и до того, как они будут сформулированы, рекомендовать КУГИ не предлагать проект к рассмотрению в городском парламенте и не отбирать льготы у тех, кому они предоставлены.
МНС России письмом от 23.08.2001 № БГ-6-05/648 «О едином социальном налоге (взносе), зачисляемом в Фонд социального страхования Российской Федерации» разъяснило, что налогоплательщики могут представить уточненные расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу (ЕСН) за предыдущие отчетные периоды текущего года до 20 сентября 2001 года. Это связано с изменением порядка заполнения расчетов по авансовым платежам по ЕСН.
Также в письме указано, что, в случае превышения предприятием расходов по государственному социальному страхованию над суммой начисленного ЕСН, возмещение недостающей суммы осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования РФ. Если же организация переплатила сумму налога в ФСС России, то возврат переплаченных средств предприятию осуществляют налоговые органы.