22.08.2001
За январь-июль 2001 г. в консолидированный бюджет РФ поступило с территории Свердловской области 23.689 млн. руб. налогов и сборов, что составило 138% к объему налоговых платежей за соответствующий период 2000 г. Включая доходы территориального дорожного фонда (ТДФ) в размере 2.384 млн. руб. и поступления по единому социальному налогу (ЕСН) в сумме 10.634 млн. руб. (в том числе расходы, произведенные работодателями на цели госсоцстраха в объеме 936 млн. руб.) в бюджетную систему РФ мобилизовано 36.707 млн. руб. платежей, контролируемых налоговыми органами.
В федеральный бюджет перечислено 10.749 млн. руб. налогов и сборов, что на 42% (3.203 млн. руб.) больше сумм налоговых платежей, поступивших в федеральный бюджет за январь – июль 2000 г. При этом, в текущем году возмещено из федерального бюджета налога на добавленную стоимость предприятиям-экспортерам более 3.738 млн. руб., что в 2,1 раза больше, чем за тот же период прошлого года, сообщили в пресс-службе Управления МНС РФ по Свердловской области.
Из них около 1,5 млрд. собираются реструктуризировать 27 крупных предприятий, среди которых ОАО "Востсибуголь", Алексеевская и Киренская РЭБ флота, ОАО "Лензолото", - сообщила начальник отдела принудительного взыскания недоимки УМНС по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Лариса Тюленева.
С начала процедуры реструктуризации долгов, которая была определена Правительством РФ в сентябре 1999 года, в МНС обратились 249 предприятий Иркутской области. Из них были приняты к рассмотрению 132 заявления на общую сумму задолженности 644 млн. рублей, имеющих положительное заключение Агентства ФС по делам о несостоятельности. Однако 55 организаций и предприятий, в силу невыполнения поставленных им условий, право на реструктуризацию долга на сумму 110 млн. рублей утратили.
МНС обратилось к предприятиям с обращением использовать льготу по реструктуризации долгов в федеральный и местные бюджеты. До 1 декабря все должники (за исключением тех, кто уже получил разрешение, но был его лишен за нарушение правил реструктуризации) могут ее получить. Предусмотрены дополнительные льготы для предприятий угольной промышленности, энергетики и для предприятий сельского хозяйства. Не подлежат реструктуризации задолженность по налогам на ГСМ и пользователей автомобильных дорог, а также сумма долга по подоходному налогу.
Как сообщает департамент РАО "ЕЭС России" по работе со СМИ, демонстративное невыполнение администрацией Смоленской области взятых на себя обязательств перед энергетиками ставит под угрозу нормальное энергоснабжение региона.
7 апреля 2001 г. между РАО "ЕЭС России" и администрацией Смоленской области было подписано соглашение, по которому областное руководство гарантировало полную оплату текущего потребления, погашение к 1 июля долгов, накопленных с начала этого года, а также реструктуризацию прошлых долгов. РАО "ЕЭС России" вынуждено констатировать, что на сегодняшний день ни одно из этих обязательств администрация не выполнила.
В результате под угрозой находится выполнение в области постановления Правительства N408 о подготовке к зиме. Из-за катастрофической нехватки денежных средств АО "Смоленскэнерго" не в состоянии выполнить задание по накоплению запасов угля. Сегодня они составляют меньше 82% от плана. Кроме того, уже к концу августа могут возникнуть серьезные проблемы с поставками газа, поскольку наступает срок выплаты долгов за 2001 г. перед ОАО "Межрегионгаз". За второе полугодие 2001 г. АО "Смоленскэнерго" должно заплатить 192 млн. рублей. При существующем уровне платежей сделать это невозможно.
В данной ситуации "Смоленскэнерго" вынуждено с 23 августа на 30% ограничить поставки электроэнергии основному неплательщику - предприятию "Смоленскоблкоммунэнерго", учредителем которого является Администрация Смоленской области. В январе-июне с.г. этот оптовый перепродавец оплатил лишь 71% потребленной энергии. В результате задолженность "Смоленскоблкоммунэнерго" в течение 1 полугодия 2001 г. выросла до 458 млн. рублей, что составляет 65% всех долгов потребителей перед "Смоленскэнерго".
При этом администрация области не предпринимает никаких действий по выполнению взятых на себя обязательств и погашению данной задолженности. Мало того, она пытается обвинить РАО "ЕЭС России" в срыве соглашения, оправдывая систематические неплатежи за энергию якобы неисполнением обязательств РАО "ЕЭС России" перед Смоленской АЭС. Между тем, налоговые платежи АЭС в областной бюджет составляют в настоящее время 106%.
Вопиющая безответственность руководства Смоленской области, нежелание выполнять свои обязательства могут в скором времени привести область к кризису энергоснабжения.
Правительство РФ намерено в 2002 году начать подготовку ежеквартальных докладов о ходе реформы системы бухгалтерского учета в России. Об этом говорится в подготовленном Минэкономразвития России "Перечне основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых будет направлена политика Правительства РФ в 2002 году".
Согласно этому документу, федеральные ведомства проведут полный анализ нормативной базы бухучета и подготовят предложения по внесению в нее поправок.
Программа реформирования отечественной системы бухучета была утверждена в марте 1998 года. Целью реформы стало приведение нашего бухучета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Однако до сих пор в Правительстве РФ нет единой точки зрения относительно сроков завершения этой реформы. В Минэкономразвития полагают, что ее можно закончить уже в 2002 году. Минфин же настаивает, что переход на МСФО в России должен быть завершен до 2004 года. Минфин аргументирует это тем, что в России еще мало бухгалтеров, умеют работать по международным стандартам бухучета.
МНС России письмом от 8.08.2001 № ШС-6-14/613 разъяснило некоторые вопросы постановки на учет налогоплательщиков.
В Налоговом кодексе РФ перечислены основания постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Это может быть место нахождения организации, место нахождения ее обособленных подразделений, место жительства физического лица, а также место нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
В письме указано, что в случае, если налогоплательщик встал на учет в налоговом органе по одному из предусмотренных оснований, налоговые органы не могут его штрафовать за неподачу заявления о повторной постановке на учет или уклонение от повторной постановки на учет в том же самом налоговом органе по иному основанию.
В соответствии с этим письмом налоговые органы должны ставить налогоплательщиков на учет также на основании данных полученных от государственных учреждений, осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества.
Таким образом, хотя налогоплательщик и должен подать повторное заявление на постановку на учет в налоговый орган, в случае, если он этого не сделает, финансовые санкции ему не грозят.
21.08.2001
За 1-е полугодие в консолидированный бюджет Пермской области поступило9023,9 млн руб. налоговых и других доходов. В Пермский областной бюджет за 1-е полугодие 2001 года поступило налоговых и других доходов 3768,7 млн руб.
На 01.07.2001 задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней уменьшилась в сравнении с началом года на 1,4 проц. и составила 8611,9 млн руб. В областной бюджет задолженность уменьшилась на 28,9 проц. и составила 1046,9 млн руб.
Количество организаций-недоимщиков, имеющих задолженность по налоговым платежам по состоянию на 01.07.2000 составляет 20044 единиц, из них крупных предприятий - недоимщиков, имеющих задолженность 1 млн руб. и более, - 858 единиц.
Недоимка в бюджетную систему области на 01.07.2000 составила 5412,2 млн руб., снижение к началу года - на 12,3 проц. Недоимка по областному бюджету -720,7 млн руб., что составило 61,8 проц. к 01 01.2000.
Объем налоговых и неналоговых платежей в бюджет в Красноярском крае вырос в 1-м полугодии на 11 проц до 21,5 млрд руб. Об этом сообщили в администрации края.
При этом в федеральный бюджет поступило 6,8 млрд руб, в бюджеты территорий примерно 14,6 млрд руб. За первое полугодие текущего года почти в два раза выросли поступления по акцизам, в полтора раза - по платежам за пользование природными ресурсами, на 40 проц - по налогу на имущество и НДС, на 30 проц - по подоходному налогу. На 1 млрд руб снизилась и задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему России, которая составила на конец отчетного периода 10,8 млрд руб.
Потери субъектов Федерации от снижения налоговых поступлений, согласно проекту бюджета РФ на 2002 год, будут компенсированы за счет федерального бюджета. По данным Минфина РФ, в результате изменений налогового законодательства потери доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ от налоговых поступлений прогнозируются в размере 76 млрд руб. При этом основная часть выпадающих доходов - 53 млрд руб. - приходится на регионы- доноры, и лишь 23 млрд руб. - на территории-реципиенты. Для последних это снижение доходной базы максимально компенсируется за счет финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, объем которой возрастает с 94,2 млрд руб. в 2001 году до 135,9 млрд руб. в 2002 году, или на 147,4 проц. Регионы-реципиенты только по дотациям получают на 41,7 млрд руб. помощи больше, чем в 2001 году, что с учетом инфляции составляет свыше 31 млрд руб., сообщает управление по связям с государственными и общественными организациями Минфина РФ.
Кроме того, в проекте бюджета-2002 появились новые направления финансовой помощи федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (раздел 21 - "Финансовая помощь бюджетам других уровней"). В частности, предусмотрено выделить 7 млрд руб. дотаций на возмещение расходов по содержанию объектов жилищного хозяйства и социальной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, 5 млрд руб. субвенций по жилью малообеспеченным слоям населения - из фонда софинансирования, а также 3 млрд руб. - дотации на стабилизацию доходной части бюджетов субъектов Федерации. Причем эти виды поддержки будут оказываться вне зависимости от бюджетной обеспеченности регионов. Всего по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней" в проекте бюджета-2002 предусмотрено 244,18 млрд руб.
В целом этого роста дотаций окажется достаточным, чтобы повысить уровень бюджетной обеспеченности "бедных" регионов в 2002 году до уровня 84 проц. к среднему по России, против 78 проц. в 2001 году, при одновременном росте фонда оплаты труда в связи с принятыми решениями о повышении ставки ЕТС первого разряда.
Ряд нижегородских предприятий в скором будущем могут стать банкротами. Такая участь ждет те организации, которые имеют долги перед бюджетом, и ничего не делают, чтобы как-то исправить ситуацию. В списке кандидатов на банкротство значатся "Нижегородские авиалинии", "Нижегородзеленстрой", "Нижегородгорсвет".
Об этом на пресс-конференции сообщил заместитель руководителя инспекции МНС России межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Нижнего Новгорода Павел Малахов. Удивительно, но многие должники игнорируют возможность решить свои проблемы по варианту, предусмотренному законодательством. Речь идет о реструктуризации, которая, по сути, не что иное, как расчет с бюджетом в рассрочку. В 1999 - 2000 годах к такому способу выбраться из долговой ямы прибегло более 180 предприятий. Некоторым это помогло, часть же должников, не выполнив условия, была лишена права на рассрочку.
Впоследствии, благодаря изменениям и дополнениям, процедура реструктуризации стала более простой и доступной для предприятий: в два раза сокращены сроки принятия решения, уменьшено количество необходимых документов, вопрос отныне решается налоговыми органами по месту налогового учета предприятия. Все эти послабления вроде должны были бы увеличить число желающих пройти через реструктуризацию, однако ожидания налоговиков не оправдались. После выхода в свет постановления правительства N 410 поступило лишь 12 заявлений. На сегодняшний день по ним приняты 4 положительных решения. Среди тех, кому не отказали, "Нижновэнерго"; акционерному обществу данная мера пошла на пользу, и сегодня это один из самых исправных налогоплательщиков, заявил П.Малахов.
Исполняющая обязанности руководителя инспекции Людмила Базина через средства массовой информации призвала предприятия, способные соблюсти условия реструктуризации, быть более активными. Иначе налоговые органы будут вынуждены пойти на жесткие меры - уже в августе в арбитражный суд планируется передать пакеты документов по признанию банкротами некоторых предприятий. Кстати, Несмотря на то, что в целом по городу в августе текущего года недоимка снизилась на 22 процента по сравнению с началом года, сумма ее довольно внушительна - 3,2 млрд. руб. Нерадивым налогоплательщикам лучше поспешить - правительство рассчитывает завершить реструктуризацию в этом году, отметила Л.Базина.
Заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Владислав Резник подготовил законопроект о внесении поправок в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.
Проектом закона предусматривается снижение налоговой ставки с 20 до 15 процентов при одновременной отмене всех льгот по данному налогу.
Напомним, ранее о целесообразности внесения таких изменений в НК РФ говорили председатель бюджетного комитета Александр Жуков и глава Министерства по налогам и сборам РФ Геннадий Букаев.
МНС и Минздрав России совместным приказом от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 утвердили формы документов, необходимых налогоплательщику для возврата средств, потраченных им на оплату медицинских услуг и покупку лекарств.
Приказом утверждена форма справки об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы РФ, инструкция по учету, хранению и заполнению этой справки.
Также в приказе сказано, что для выписки лекарственных средств, назначенных лечащим врачом, должен использоваться рецептурный бланк учетной формы N 107/у, и определен порядок его заполнения.
Напомним, что согласно вступившей с 1 января 2001 года второй части НК РФ средства на оплату медицинских услуг и лекарств налогоплательщик может вернуть в виде социальных налоговых вычетов. Для чего ему нужно после подачи декларации о доходах предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие оплату медицинских услуг и лекарств. Размер такого вычета не может превышать 25 000 рублей в год.
В Челябинской области налог с владельцев транспортных средств может быть увеличен в пять раз для легкового автотранспорта и в три – для грузового. Соответствующий законопроект уже внесен в Законодательное собрание Челябинской области.
Налоговую нагрузку на частных автовладельцев местные чиновники увеличивают в связи с тем, что в этом году областные предприятия недоплатили дорожному хозяйству области 1,7 миллиарда рублей. А средств на содержание местных автодорог катастрофически не хватает.
После предварительного обсуждения законопроекта о повышении ставок налога с владельцев транспортных средств депутаты Законодательного собрания Челябинской области приняли решение отправить его на доработку. Однако предполагается, что поправки не коснутся увеличения ставок налога и в первом чтении этот проект закона будет рассмотрен уже в сентябре.
Министерство по налогам и сборам РФ предлагает всем производителям алкоголя с 1 сентября получить возможность реализовать продукцию, произведенную до 1 июня этого года.
Для этого им нужно будет заплатить еще раз 50 процентов акциза и получить региональную акцизную марку. При этом, по словам замминистра по налогам и сборам Виктора Берестового, суммы повторно уплаченного налога будут зачтены в счет будущих платежей.
Губернатор Кировской области утвердил концепцию развития аудиторской деятельности.
Уже в этом году будет создан совет по развитию аудиторской деятельности при администрации области. Также местные власти планируют разработать методику контроля качества предоставляемых аудиторских услуг в области.
За период с января по июль 2001 года сбор налогов в Новосибирской области в бюджеты всех уровней, по сравнению с соответствующим периодом 2000 года, вырос в 2 раза и составил 13259 млн. рублей. Об этом сообщили в Управлении МНС по Новосибирской области.
В федеральный бюджет поступили 7089,8 млн. рублей, что составляет 110,8% к плановым показателям. Территориальный бюджет получил 6169,2 млн. рублей - 112,2% к плану. Основной долг по налоговым выплатам юридических и физических лиц по всем видам налогов вырос с за указанный период на 38,3%.
На 1 августа размер налоговой задолженности составил 8464 млн. рублей, размер начисленных пеней и штрафов - 9753 млн. рублей.
Об этом говорится в материалах Минфина "Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2002 год и среднесрочную перспективу".
Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение налогового бремени на 1,8 проц. ВВП, а также создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения налоговой политики:
Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24 проц. с одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в стране. Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197,8 млрд. рублей или 1,9 проц. к ВВП.
Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.
Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.
Индексируются специфические ставки акцизов на 12 проц. по всем подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в 2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого отбензиненного газа за пределы РФ.
С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические ставки налогообложения по земельному налогу (на 12 проц.), по платежам за пользование водными объектами (в среднем в 2,1 раза) и лесным фондом (на 12 проц.).
20.08.2001
Думская фракция "Единство" предложит сократить НДС примерно до 15% и полностью отменить все льготы по этому налогу. Об этом сообщает пресс-служба фракции. Противников подобной инициативы, по мнению заместителя руководителя фракции Владислава Резника, будет немало. Прежде всего, против подобного законопроекта выступят коммунисты.
Правительство РФ планирует направить в федеральный бюджет в 2002 году 30% земельного налога. Как сообщил сегодня журналистам заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов, такие данные содержатся в проекте бюджета на 2002 год, который будет обсуждаться на завтрашнем заседании Правительства РФ. Это, по его словам, может вызвать серьезное недовольство регионов. Депутат напомнил, что раньше планировалось направить 100% земельного налога в региональный бюджет.
В Кургане на очередном заседании межведомственной комиссии, которое провел первый вице-мэр города Виктор Серков, было принято решение о направлении постановлений в службу судебных приставов для принудительного взыскания налогов и штрафов с целого ряда предприятий – крупных недоимщиков, сообщает пресс-служба администрации области. Среди них, ГУП "Курганский винзавод", ОАО "Русич", ОАО КПТФ "Юнона", военизированная охрана и дистанция защитных лесонасаждений (подразделение Южно-Уральской железной дороги) и другие.
В этом году в службу судебных приставов уже предъявлено порядка 50 исков о принудительном взыскании налогов на сумму 203 млн. 872 тыс. руб. В администрации Курганской области подчеркивают, что на данный момент, практически половина дел завершена. В результате, получено 86 млн. 467 тыс. рублей. Работа по организации поступлений налогов ведется не только с промышленными предприятиями.
Руководитель инспекции МНС РФ по Кургану Валерий Вавилов отметил, что уже проверена финансовая деятельность 82 крупных предпринимателей, на 23 из них материалы переданы в налоговую полицию.
В настоящий момент в Свердловской области выданы разрешения на открытие 16 акцизных складов: 10 – предприятиям оптовой торговли алкоголем и 6 – производителям алкогольной продукции, сообщили в правительстве Свердловской области. Всего заявки на открытие акцизных складов подавало более 20 организаций, причем 4 из них было отказано из наличия серьезных задолженностей по налоговым платежам в бюджет. Разрешение на открытие склада может быть произведено лишь после погашения имеющейся задолженности или ее реструктуризации.