20.06.2001
Конституционный суд РФ проверил некоторые положения Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и соответствующих региональных законов на предмет их соответствия Конституции РФ. Поводом для такого рассмотрения послужила жалоба российских индивидуальных предпринимателей перешедших на уплату единого налога. В законе предусмотрено распределение 25 процентов общей суммы единого налога, уплачиваемого предпринимателями в государственные внебюджетные фонды, между Пенсионным фондом РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Согласно позиции заявителей отсутствие указания в упомянутом законе на то, что в состав 25 процентов сумм налога входят и отчисления в Фонд социального страхования РФ, противоречит Конституции РФ. По мнению заявителей, данная норма ставит индивидуальных предпринимателей в неравное положение с организациями, отчисления которых в Фонд социального страхования по-прежнему включаются в сумму уплачиваемого ими единого налога.
Рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд 9 апреля 2001 года принял определение № 73-О, в котором разъяснил, что истолкование нормы закона как позволяющей дополнительно взимать с индивидуальных предпринимателей взносы в Фонд социального страхования РФ не соответствует ее действительному содержанию. Равенство всех плательщиков единого налога на вмененный доход закреплено в статье 235 НК РФ. Так, в соответствии со статьей 235 в число плательщиков единого социального налога (взноса) входят как организации, так и индивидуальные предприниматели. Поэтому в состав 25 процентов сумм единого налога, уплачиваемого предпринимателями во внебюджетные фонды, входят и отчисления в Фонд социального страхования.
На следующей неделе Госдума рассмотрит во втором чтении проект главы 27 Налогового кодекса РФ "О налоге на добычу полезных ископаемых". Об этом сообщил заместитель председателя бюджетного комитета нижней палаты парламента С. Штогрин.
С введением этот налога отменяется налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ). На сегодняшний день 50 процентов ВМСБ направляется в бюджеты различных уровней, а еще 50 организация направляет на свои геологоразведочные работы. В случае принятия законопроекта налог уменьшится вдвое, и останется только та его часть, которая уплачивается в бюджет. Геологоразведку компании будут проводить за счет собственных средств, не начисляя для этого дополнительные суммы налога. Кроме того, бюджет будет частично компенсировать такие расходы. Налог на добычу полезных ископаемых заменит платежи на добычу природных ресурсов и акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.
Согласно законопроекту, будет введена единая ставка налога по каждому виду полезных ископаемых. На сегодняшний день налоговые ставки уже определены. Продолжается обсуждение ставки налога на нефть. Правительство полагает, что она должна быть не меньше 425 рублей за тонну.
Кроме того, в законопроекте уточняется, какие платежи за пользование природными ресурсами относятся к налоговому законодательству, а какие - к гражданскому. Так, платежи за право производить разведку месторождений на определенной территории, за пользование подземными сооружениями, за право доступа к природным ресурсам, будут регулироваться Законом РФ "О недрах". Необходимые поправки к этому закону уже подготовлены. Таким образом, это платежи не будут отражены в НК РФ.
Госдума РФ готовит поправки к закону "О рынке ценных бумаг", разработанные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Депутаты рассмотрят их в первом чтении 27 июня. Напомним, Правительство РФ уже одобрило их 29 марта.
В законопроекте установлены дополнительные требования к проспекту эмиссии ценных бумаг. Вводится такое понятие, как профессиональный финансовый консультант, и изложены необходимые требования к его квалификации. Кроме того, предложены новые виды облигаций (например, "обеспеченная облигация").
5 июля Госдума РФ рассмотрит в первом чтении проект нового Трудового кодекса РФ. Об этом нам сообщила пресс-служба нижней палаты парламента.
Как заявил министр труда А. Починок, в проекте нового Кодекса детально изложен порядок работы профсоюзов и защиты интересов работника. Вместе с тем расширен перечень оснований для увольнения, который, скорее всего, останется закрытым. Теперь работник может быть уволен как за нарушение трудовой дисциплины, так и за нанесение ущерба.
Глава Минтруда России подчеркнул, что раздел кодекса о трудовых договорах был серьезно переработан. В законопроекте появился теперь исчерпывающий перечень случаев, когда работодатель и работник имеют право заключить срочный договор. Также устранены противоречия, связанные с продолжительностью рабочего дня и сверхурочного труда. Так, предложено установить 40-часовую рабочую неделю, при которой продолжительность сверхурочных работ не может превышать 16 часов.
По сравнению с предыдущим годом на 4 тысячи уголовных дел больше возбудила Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) с января по май этого года. Сейчас эта цифра составляет 17 тыс. Из них 16 тыс. дел возбуждено по материалам оперативных подразделений ФСНП. В тоже время за последние 5 месяцев прекращено 6 тыс. уголовных дел в отношении лиц, которые допустили налоговое правонарушение впервые, но раскаялись и возместили ущерб государству. Всего за данный период налоговая полиция возвратила в бюджет 44 млрд. руб. Органами налоговой полиции было выявлено 76 тыс. административных нарушений. Пятая их часть относится к сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Всего к административной ответственности привлечено около 67 тыс. людей. Сумма взысканных административных штрафов составила около 216 млн. руб.
19.06.2001
Вчера комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал одобрить во втором чтении поправки к статье 11 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ "О рекламе".
Согласно этим поправкам, детские, образовательные и религиозные радио- и телепрограммы нельзя прерывать рекламой (в том числе "бегущей строкой"). Кроме того, запрещается делать рекламные паузы в радиопостановках и художественных фильмах, если на это нет согласия правообладателей, а также в передачах продолжительностью менее 15 минут. В остальных случаях минимальный интервал между рекламными паузами должен быть 15 минут. Рекламу одного и того же товара нельзя повторять чаще двух раз в течение часа эфирного времени в радио- и телепрограммах, вещающих на одной частоте. В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве рекламных, реклама не должна превышать 20 процентов от объема суточного вещания.
МНС России подвело итоги конкурса на право изготавливать региональные специальные марки, который прошел более чем в 85 субъектах России. Победителями стали "Госзнак", НТЦ "Атлас", ЗАО ПКФ "Эпо", ООО "Н.Т.Граф", ЗАО "Сибпро". По данным МНС России, марки уже изготовлены в 53 регионах. А в Москве и Московской области организации-производители уже маркируют ими свою алкогольную продукцию.
Также отметим, что Правительство РФ выпустило распоряжение от 29.05.2001 № 747-р, в котором предписало провести инвентаризацию остатков не маркированной алкогольной продукции на складах производителей и организаций розничной торговли по состоянию на 1 июня 2001 года. Организации должны реализовать эту продукцию до 1 сентября 2001 года. Причем маркировать такую продукцию не обязательно.
Михаил Касьянов подписал постановление "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья". Как сообщает департамент правительственной информации, правительство РФ постановило дополнить перечень продукции производственно-технического назначенияТНП и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, следующей позицией: "Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации".
Правительство приняло решение ввести минимальную цену на этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ, в качестве нижней границы цены реализации для организаций-изготовителей, расположенных на территории РФ, независимо от их организационно-правовой формы.
Минэкономразвития на основании представления Минсельхоза будет утверждать и при необходимости пересматривать минимальную цену на указанную продукцию. Минимальная цена на этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ, включает в себя оптовую цену, установленную организацией-изготовителем, акциз и НДС.
Минэкономразвития поручено оперативно доводить информацию об изменении установленной минимальной цены на этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ, до Минсельхоза, МНС и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, которые обязаны своевременно сообщать эту информацию всем заинтересованным организациям.
Несоблюдение установленной минимальной цены на указанную продукцию рассматривается как нарушение государственной дисциплины цен и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Минфин РФ выступает за повышение ставки налога на нефть в случае снижения налога на прибыль до 25%. Об этом на конференции инвесторов "Россия в новом тысячелетии" сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Напомним, что, согласно законопроекту, будет введена единая ставка налога на добычу полезных ископаемых, которая вберет в себя три действующих налога: акцизы на нефть, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и роялти. По словам А. Кудрина, такие ставки по всем минеральным ресурсам уже определены. Наибольшую дискуссию в Госдуме вызовет ставка налога на нефть, которая в проекте закона устанавливается в размере 425 руб. за тонну. "С учетом снижения ставки налога на прибыли с 35% до 25%, налог на нефть должен быть пересмотрен в сторону увеличения", - отметил А. Кудрин.
Законопроект "О налоге на добычу полезных ископаемых" будет рассмотрен в Госдуме во втором чтении в начале июля, сообщил вице-премьер.
Снижение ставки налога на прибыль до 25% позволит решить проблему так называемых "российских офшоров". Об этом на конференции "Ренессанс Капитал" "Россия в новом тысячелетии" сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его словам, этому будет способствовать не только ограничение льгот, которые смогут предоставлять субъекты РФ по налогу на прибыль (до 5%), но и "снижение налога на прибыль для всех" участников экономической деятельности. "Предприятиям просто не будет необходимости переводить свои доходы из региона в регион", - отметил министр финансов.
По словам А.Кудрина, регионы в настоящее время зачастую предоставляют льготы в размере всей ставки налога на прибыль. Так, в Мордовии ставка налога на прибыль составляет 11.2% вместо 35%, причем 10% зачисляется в федеральный бюджет, остальное составляют льготы. Среди офшоров А.Кудрин также назвал Калмыкию, Алтай, Тыву и Байконур.
Кроме того, снижение ставки налога на прибыль с 35% до 25% с отменой всех льгот (кроме ускоренной амортизации и переноса убытков на будущие периоды) "даст эффект на расширение налоговой базы и увеличение собираемости налогов", а также создаст благоприятные условия для развития бизнеса и капитализации предприятий, сообщил А.Кудрин.
Приказом ГТК РФ от 27 апреля 2001 г. № 402 установлены ставки для определения размера обеспечения выполнения обязательства импортера. Размер определяется исходя из суммы таможенных платежей, уплачиваемых по подакцизным товарам, выпускаемым для свободного обращения и происходящим из государств, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации и которые не являются участниками соглашений с участием РФ о свободной торговле и о таможенном союзе.
Правительство РФ Постановлением от 8 июня 2001 г. № 458 определило порядок и условия проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Согласно утвержденному Порядку, в части задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов реструктуризация проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 января 2001 г., но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности; в части задолженности по начисленным пеням и штрафам - путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности.
Порядок не распространяется на задолженность по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также на пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов.
При выполнении организацией графиков погашения задолженности по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и уплате текущих платежей в течение первых 2 лет списывается 50 процентов суммы задолженности организации по начисленным пеням и штрафам. В случае выполнения указанных графиков полностью в течение последующих 4 лет списывается оставшаяся часть задолженности организации по начисленным пеням и штрафам.
Приказом ГТК РФ от 8 июня 2001 г. № 542 ужесточается таможенный режим в в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ. С 1 июля 2001 г. в отношении товаров, ввозимых из государств - участников СНГ, за исключением Белоруссии, будет осуществляться взимание налога на добавленную стоимость и акцизов. В отношении товаров, ввозимых из Армении и Киргизии, взимание налога на добавленную стоимость и акцизов производится с 1 января 2001 г., из Азербайджана - с 1 апреля 2001 г. В связи с этим таможенное оформление и таможенный контроль этих товаров будет производиться в строгом соответствии с правовыми актами ГТК России, разработанными в связи с вступлением в силу части второй Налогового кодекса РФ.
Депутаты городской Думы после двухдневного обсуждения приняли решение о введении 50-% льготы на проезд школьников в пригородном транспорте с 1 июля. Для реализации этого решения из городского бюджета потребуется около 9 млн. руб., однако эта сумма в бюджете на текущий год не заложена.
Один из депутатов Гордумы - С. Стыценко - предложил следующую схему: налоговая инспекция Ижевска ежегодно за работу по сокращению недоимки в бюджет получает 14 млн. рублей. По словам народного избранника, недоимка в казну не уменьшается, поэтому из этих 14 млн. руб., которые предназначаются налоговой инспекции, можно выделить 9 млн. на проезд школьников.
Депутаты большинством голосов проголосовали "за" летний льготный проезд, хотя и руководство города выступало против такого решения
В розничной сети края уже появилась продукция, вышедшая с акцизного склада с региональной специальной маркой. В розничной сети края уже появилась продукция, вышедшая с акцизного склада с региональной специальной маркой. Об этом на состоявшейся сегодня пресс-конференции заявил заместитель руководителя Управления МНС по краю Виктор Самотохин.
По его словам, сейчас происходит настоящая революция на рынке алкогольной продукции. Предпринята очередная попытка усиления контроля государства над производством и распространением алкогольной продукцией. С организацией акцизных складов государство гарантирует поступление акцизов. Параллельно с этим принимается решение о создании региональных акцизных марок.
При организации акцизных складов производители вынуждены идти на большие затраты. "Достаточно сказать, что оборудование стоит порядка 10 тыс. долларов. Также для того, чтобы организовать акцизный склад необходимо удовлетворять целому ряду требований по объему, сохранности, охране продукции, а также учитывается регулярность проплаты акцизов", - подчеркнул В.Самотохин.
На сегодняшний день в крае 11 предприятий-производителей алкогольной продукции и 1 оптовая организация получили разрешение на учреждение акцизного склада. При реализации алкогольной продукции предприятиями-производителями на акцизный склад акциз будет начисляться и уплачиваться в размере 50 процентов ставки. В случае реализации алкогольной продукции с акцизного склада предприятия-производителя в розницу или оптовой организации, неучредившей акцизный склад, акциз исчисляется в размере 100 процентов ставки, то есть как до 1 июня. По итогам тендера для производства алтайских региональных марок выбрана фирма "Атлас" (Санкт-Петербург). И уже более 2 миллионов марок выдано на акцизные склады.
В розничной сети уже появилась продукция Иткульского спиртзавода, вышедшая с акцизного склада с региональной специальной маркой. Начата работа складов БЛВЗ, "Биотек", "СТС", "Тейси", Змеиногорского и Каменского ликероводочных заводов. Бийский спиртзавод пока не планирует открытие акцизного склада. Алтайский край оказался в числе первых регионов, чьи предприятия-производители получили в Москве специальные разрешения на открытие акцизного склада.
В налоговой инспекции подчеркнули, что Алтайский край одним из первых стал инициатором введения на территории акцизных складов обусловливается рядом причин. Так, Алтайский край – единственный в Западной Сибири регион, который производит спирт. Другая причина, - это желание налоговых органов не допустить сбоя в продаже ликероводочной продукции, а также резкого ее удорожание из-за дефицита.
Только до 1 сентября продукция не имеющая региональных марок может быть в продаже. Что касается цены, то пока изменений нижней ее планки нет. Но затраты, которые производитель понесет в связи с нововведениями увеличат себестоимость продукции. Как отметил В. Самотохин, производитель попытается максимально этим воспользоваться, - увеличить цену ссылаясь на затраты по акцизным маркам. Но на резкое удорожание алкогольной продукции предприятия не пойдут, побоятся потерять рынок.
С открытием акцизных складов и введением региональных марок налоговые органы смогут в полном объеме контролировать производство и движение ликероводочных средств на территории Алтайского края, каждая произведенная бутылка будет учтена.
Управление МНС РФ по Ульяновской области обратилось в Законодательное собрание области с просьбой пересмотреть одно из решений ЗС. Касается оно введения местной марки безопасности, которая до сих пор наносится на завозимую в область продукцию, что противоречит Налоговому кодексу.
Если марку безопасности отменят, это "облегчит" стоимость одной бутылки на пять рублей (себестоимость "наклейки"), сообщил "Симбирский курьер".
В Управлении Министерства по налогам и сборам РФ по Челябинской области подведены окончательные итоги декларационной кампании 2001 года. Всего налоговыми инспекциями по городам и районам области получено 89 тысяч 863 декларации о доходах физических лиц и предпринимателей за 2000 год или 93% от уровня прошлого года.
Снижение числа деклараций специалисты объясняют двумя обстоятельствами: увеличением суммы дохода, облагаемого по минимальной ставке с 30 до 50 тысяч рублей, и тем, что почти 23 тысячи предпринимателей в течение 2000 года были переведены на уплату единого налога на вмененный доход. В соответствии с действующим законодательством эта категория налогоплательщиков декларацию о доходах не подает. Иначе число декларантов превысило бы уровень прошлого года на 16 тысяч.
Качественные показатели, несмотря на некоторое снижение числа представленных деклараций, улучшились. Дополнительно начислено в бюджет подоходного налога в сумме 61,7 миллиона рублей, что составило 144% к аналогичному периоду прошлого года. Отмечено более активное участие в декларационной кампании физических лиц – граждан, имеющих несколько источников доходов. Поступления от них составили 37,2 миллиона рублей или 174% от уровня 2000 года. От предпринимателей получено 24,6 миллиона рублей (113%).
Об этом 18 июня на заседании бюджетно-финансового комитета законодательного собрания Санкт-Петербурга заявил заместитель председателя Комитета финансов города Михаил Крылов. По его словам, речь идет примерно о 2 млрд рублей. Эта сумма, а также около 2 млрд рублей убытков государственных унитарных предприятий города, должны быть включены во внутренний государственный долг Санкт-Петербурга. Но это произойдет только после принятия депутатами проекта закона "О мерах по урегулированию кредиторской задолженности государственных учреждений и покрытию убытков государственных предприятий", внесенного губернатором Владимиром Яковлевым. На заседании бюджетно-финансового комитета Михаил Крылов пояснил, что скорейшее принятие законопроекта позволит немедленно включить этот вопрос в работу над проектом закона о бюджете города на 2002 год. "В результате мы высвободим часть финансовых ресурсов и направим их на другие цели, - добавил Михаил Крылов. - Кроме того, станет возможно реформирование убыточных предприятий городского хозяйства, которое начнется с урегулирования задолженностей. Может быть, речь пойдет о реструктуризации или проведении иных мероприятий по оздоровлению их деятельности. В целом, процесс регулирования кредиторской задолженности бюджетных учреждений и убытков предприятий станет прозрачным, четким и обоснованным".
Как выяснилось, сейчас кредиторская задолженность бюджетных учреждений не накапливается, поскольку в Комитете финансов внедряется автоматизированная система учета бюджетных обязательств. Она не позволяет школам, больницам и прочим учреждениям подписывать договоры или принимать иные решения, которые превышают сумму уже назначенных бюджетных обязательств.
Депутаты бюджетно-финансового комитета одобрили внесенный законопроект. Вместе с тем председатель контрольно-счетной палаты (КСП) Санкт-Петербурга Герман Шаляпин отметил, что перевести долг хозяйствующих субъектов в государственный внутренний долг города будет довольно проблематично. "Нужно менять закон "О госдолге Санкт-Петербурга", в котором нет таких статей и соответствующих инструментов", - заявил председатель КСП.
Прокуратура Томской области, рассмотрев обращение Профессионального союза предпринимателей Томской области, сделала заключение о том, что налоговые инспекции Томска в течение трех месяцев незаконно требовали от предпринимателей уплачивать единый налог с учетом коэффициента территориальности, введенного решениями Томской государственной думы от 7 декабря 2000 г.
Напомним, что описание границ ценовых зон г. Томска (приложение N 2 к решению Томской городской думы N 278 от 07.12.2000 г.) было официально опубликовано лишь 6 марта 2001 г., а следовательно, согласно Налоговому кодексу РФ, может вступить в силу не ранее, чем 1 июля 2001 г.
Между тем сотрудники налоговых инспекций стали требовать от предпринимателей исчислять размер единого налога с применением введенного решением Томской государственной думы коэффициента территориальности уже с 1 апреля 2001 г.
Таким образом, в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, предприниматели имеют право подать письменное заявление в налоговый орган по месту учета о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.
Об этом сообщает Профсоюз предпринимателей Томской области.
Управление Министерства РФ по налогам и сборам (МНС) по Смоленской области провело пресс-конференцию, на которой были обсуждены проблемы алкогольного рынка Смоленщины.
По информации заместителя руководителя МНС по Смоленской области Владимира Орлова, опубликованной в сегодняшнем номере газеты “Смоленские новости”, за 5 месяцев 2001 года в бюджеты всех уровней от производства и реализации алкоголя собрано 2,6 млрд. рублей – это в 1,3 раза больше, чем за тот же период 2000 года; 1,1 млрд. рублей из этой суммы пошло в федеральный бюджет, 1,5 млрд. рублей – в консолидированный бюджет области. По акцизам также есть заметное увеличение – на 12%.
За 5 месяцев нынешнего года налоговики собрали средств во внебюджетные фонды на 17% больше, чем собирали до этого во все вместе взятые фонды.
В настоящее время на территории Смоленской области находится 7 спиртзаводов и 8 предприятий, производящих алкогольную продукцию. Однако работают из них 5 спиртзаводов – Пречистенский, Фроловский, Заревский (они арендованы ЗАО “Брынцалов-А” у СОАО “Бахус”), Яновский (арендован ООО “Хант-холдинг” у “Бахуса”), Пискарихинский (“Бахус”) – и 3 предприятия: АО “Бахус”, производящий 85% алкогольной продукции, выпускаемой в области, ООО “Смолвинпромзавод N2” (п. Стодолище) и ООО “Монпелье” (г. Вязьма).
Основная причина остановки других предприятий – отсутствие у них лицензий, не выданных в связи с имеющимися задолженностями по акцизам.
В мае - июне ни одно предприятие, производящее крепкие спиртные напитки, в области не работало.
На СОАО “Бахус” сейчас введено внешнее управление, а все текущие платежи осуществляются вовремя и в полном объеме.
Остановленное ЗАО “Бородино” (г. Рудня) сейчас находится в стадии внешнего управления. На Ярцевском ЛВЗ N1, скорее всего, возможен его выкуп с созданием нового юридического лица.