19.06.2001
На учредительном заседании Координационного совета по развитию предпринимательства при главном федеральном инспекторе по Тюменской области был поставлен вопрос о действиях контролирующих органов в отношении предпринимателей.
По мнению представителей бизнеса, обилие контролеров, несогласованность их действий и необоснованность претензий зачастую тормозят развитие предпринимательской деятельности и способствуют возникновению коррупции.
Между тем, по данным территориальных федеральных структур, ежегодным проверкам подвергаются лишь немногим более половины бизнесменов. Как сообщает служба главного федерального инспектора по Тюменской области, члены Координационного совета приняли решение детально изучить эту проблему на отдельном заседании и подготовить предложения к урегулированию ситуации.
Следующее заседание совета в сентябре 2001 года планируется посвятить действенности положений Налогового Кодекса РФ в поддержку бизнеса в Тюменской области.
За период 1998-2001 годов по городу Нижневартовску числится 38 предприятий-должников. В результате сумма неуплаченных налоговых платежей в городской бюджет, в пенсионный фонд, фонд социального и медицинского страхования составляет порядка 402 млн. рублей, и это без учета начисленных штрафов и пеней. Такую статистику привела на пресс-конференции руководитель МНС России по городу Нижневартовску Любовь Гончарова.
В настоящее время поступило неофициальное указание МНС России, в котором значится, что "на 1 января 2002 года недоимки быть не должно". В итоге вышло новое постановление Правительства N410 от 23 мая 2001 года о реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам в федеральный бюджет. В это постановление внесены некоторые изменения к ранее действующему за N1002 от 3 сентября 1999 года.
Как отметила госпожа Гончарова, в новом 410 постановлении имеются некоторые послабления для налогоплательщиков. С момента подачи заявления на реструктуризацию до вынесения решения пеня, начисленная на имеющуюся недоимку, будет реструктуризирована по дополнительному заявлению налогоплательщика. Данное решение имеет силу только в том случае, если у него нет задолженностей ни по пеням, ни по штрафам, ни по уплате текущих налоговых платежей.
Во-вторых, сокращен перечень документов, которые предоставляются вместе с заявлением о реструктуризации. В частности, по-прежнему обязательными остаются: справка о задолженности, об уплате текущих налоговых платежей, об отсроченных платежах (если есть). Ранее в этот список включалось заключение территориального управления по банкротству, куда налогоплательщик был обязан предоставить справку о финансовом состоянии предприятия. Сейчас такой потребности нет, замечает Любовь Геннадьевна. .
В-третьих, изменился порядок оплаты текущих налоговых платежей. А именно: сейчас налогоплательщик обязан уплатить налоговые платежи не в течение двух месяцев до подачи заявления о реструктуризации, как было ранее, а с начала года.
На сегодняшний день в Нижневартовске числится три преступных группы, занимающихся мошенничеством с налоговыми платежами. Об этом заявил на пресс-конференции начальник местного отделения федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) по Ханты-Мансийскому автономному округу Геннадий Ласкин.
Руководителями предприятий искусственно создается задолженность через проблемные банки, т.е. выставляются платежные поручения, но фактически денежные средства в бюджет не поступают. Первопричиной такого явления, по мнению господина Ласкина, является сама ст. 45 Налогового кодекса, где четко обозначено, что "в случае направления платежного поручения в банк и наличия достаточных средств на счету налогоплательщика его обязанности по уплате налогов являются исполненными".
Как следствие, появилось много недобросовестных налогоплательщиков и мошенников, решивших этим воспользоваться. Схема мошенничества, замечает Ласкин, достаточно проста: посредник банка предлагает руководителям предприятия оплатить 50% денежных средств на счет, остальную часть задолженности покрывает банк. Вследствие такой хитроумной схемы, ряд руководителей "попались на удочку" мошенников.
Как выясняется позже: налоговые платежи прошли, но не зачтены, поэтому организация числится должником и против руководителя возбуждается уголовное дело. Но что самое любопытное в этой ситуации, отмечает Ласкин, это то, что руководители предприятий не подают в суд на "липовый" банк, а свои претензии предъявляют Министерству по налогам и сборам.
В общей сложности, в настоящее время возбуждено 18 уголовных дел в отношении предприятий-должников, которые пользовались услугами проблемных банков.
18.06.2001
Сегодня бюджетный комитет Госдумы рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении проект Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Законопроект регулирует отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности и устанавливает ее правовые основы.
Напомним, что Госдума РФ приняла законопроект в первом чтении 5 апреля 2000 года. С этой даты экспертный совет, созданный при бюджетном комитете, уже рассмотрел несколько тысяч поправок к законопроекту, поданных аудиторскими организациями, Правительством РФ и группами депутатских объединений.
В одобренном законопроекте сохранены основные положения Временных правил аудиторской деятельности в РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2263. В соответствии с законопроектом аудиторы имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторских проверок, в полном объеме проверять документацию, связанную с ФХД заказчика, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Кроме того, аудиторы имеют право отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления необходимой документации или при выявлении обстоятельств, существенно влияющих на мнение аудитора.
В законопроекте расширен список организаций, подлежащих обязательному аудиту. Так, обязательный аудит предусмотрен для всех открытых акционерных обществ, страховых компаний или обществ взаимного страхования, товарных или фондовых бирж, инвестиционных фондов, бюджетных и внебюджетных фондов, пенсионных фондов, индивидуальных предпринимателей и государственных унитарных предприятий с объемом годовой выручки свыше 500 000 МРОТ (100 000 000 рублей).
Также в законопроекте приведен закрытый перечень услуг, которые сопутствуют аудиторской деятельности. Кроме того, в законопроекте установлены права и обязанности аудиторских и аудируемых организаций. Появился список требований для получения квалификационных аттестатов и порядок их выдачи и отзыва. Правила аудиторской деятельности в законопроекте подразделяются на общероссийские правила и правила, действующие в аудиторских некоммерческих организациях, а также правила аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
15 июня состоялось заседание бюджетного комитета Госдумы, в ходе которого депутаты решили снизить ставку налога на прибыль с 35 до 23 процентов и отменить все льготы по этому налогу. Такое решение депутаты приняли в ходе длительного обсуждения, которое завершилось рейтинговым голосованием. Об этом нам сообщили в пресс-центре думского комитета.
Перед началом заседания правительство предложило снизить налог на прибыль с нынешних 35 до 25 процентов с отменой всех налоговых льгот и разрешить регионам понижать налоговую ставку еще на 5 процентов. Это предложение понравилось депутатам. Началось заседание, в ходе которого представители бюджетного комитета рекомендовали депутатам Госдумы снизить ставку налога на прибыль не до 25, а до 23 процентов. Органам власти субъектов РФ депутаты решили предоставить право понижать ставку налога не более чем на 3 процента.
С дивидендов, выплачиваемых российскими организациями российским резидентам, начнут удерживать 7 процентов налога. Дивиденды, получаемые россиянами от иностранных компаний и иностранцами от российских, обложат налогом по ставке 15 процентов.
Распределять платежи по этому налогу депутаты решили в следующей пропорции: 7 процентов - в федеральный бюджет и 16 процентов - в региональные бюджеты.
Для того чтобы реализовать на практике эти, прямо скажем, кардинальные нововведения, депутатам придется изъять из проекта главы о налоге на прибыль второй части НК РФ статьи "Налоговые льготы" и "Налоговые вычеты".
Правительство и Госдума объясняют свое решение об отмене льгот по налогу на прибыль тем, что оно уравняет всех налогоплательщиков. Однако отмена льгот повлечет за собой целый ряд проблем, в частности, налог теперь будут в полном объеме платить компании, использующие труд инвалидов, торгующие лекарствами, детским питанием, сельхозпродукцией и пр. Исчезнет также инвестиционная льгота, позволявшая предприятиям не платить налог с 50 процентов прибыли, направленной на приобретение основных средств. Кроме того, отмена льгот не позволить корректировать налогооблагаемую прибыль и исключать из налогооблагаемой базы рекламные и представительские расходы, затраты на ремонт, освоение природных ресурсов, НИОКР, проценты по кредитам и т. п.
15 июня после совещания у премьера Госдуму посетили министр экономразвития Герман Греф и первый замминистра Сергей Шаталов. Правительство предложило снизить налог на прибыль с нынешних 35 проц. до 25 проц. с отменой льгот и разрешить регионам понижать новую ставку еще на 5 проц.
Группа депутатов во главе с Александром Жуковым предложила ставку в 23 проц. и право регионам понижать ее на 3 проц. и отмену прочих льгот. Как сообщают "Известия", именно этот вариант и победил в ходе рейтингового голосования.
Депутаты также настояли на сохранении предложенного ранее соотношения о распределении доходов от налога на прибыль. При ставке 23 проц. предлагается следующее соотношение: 7 проц. - в федеральный бюджет и 16 проц. - в региональные.
Министерство экономического развития РФ подготовило план превращения Калининградской области в полноценную офшорную зону.
По информации газеты "Ведомости", министерство предлагает дать региону такие льготы, о каких не осмеливались мечтать даже местные предприниматели.
По замыслу разработчиков программы, налогоплательщики области будут освобождены от уплаты в федеральный бюджет всех налогов, кроме подоходного, единого социального и НДС. Для предприятий будет введена льгота по налогу на прибыль, в два раза уменьшатся акцизы, сократятся платежи по роялти и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Однако ждать обещанного нужно 1,5 года: все эти льготы планируется ввести с 2003 г.
В соответствии с Постановлением правительства, возможно реструктурировать долги по налогам, при условии отсутствия у предприятия задолженности по текущим налоговым платежам в 2001 году на 1-е число месяца.
Налогоплательщики, в отношении которых возбуждено производство по делам о несостоятельности, также смогут получить право на реструктуризацию долгов, в том случае если будет заключено мировое соглашение с кредиторами. После 1-го декабря в отношении предприятий, которые не смогли "договориться" с властями или кредиторами, налоговыми органами через арбитражные суды будут инициированы дела о признании их банкротами.
На этой неделе в области откроются первые акцизные склады. Весь алкоголь, привозимый из других районов РФ, будет поступать на акцизный склад, и храниться там до уплаты поставщиками авансовых акцизных платежей.
По информации зам начальника УМНС России по Свердловской области М. Пархоменко, за исключением 2-х предприятий все местные предприятия уже получили соответствующее разрешение.
Для получения разрешения на организацию акцизного склада нужно представить в соответствующий налоговый орган заявление со всеми необходимыми документами. Кроме того, предприятие должно предоставить данные о соответствии условий, оборудовании и обустройстве склада. По рассчетам специалистов УМНС России по Свердловской области, всего в области может открыться максимум 20 складов, соответствующих всем параметрам.
Новые правила взимания акцизных сборов с алкогольной продукции, начавшие действовать в России с 1 июня т.г., фактически на полмесяца приостановили работу предприятий Ульяновского ликероводочного завода.
Региональные акцизные марки в количестве 1,5 млн. шт., необходимые отныне при реализации алкоголя, лишь на этой неделе поступили в область. Стоимость одной марки - 57,6 коп.
Если теперь с марками проблема решилась, то с акцизными складами - также необходимым атрибутом нового механиза взимания акцизных сборов - нет. Ни одного акцизного склада в области не открыто. Пока, по словам заместителя руководителя Управления МНС РФ по Ульяновской области Сергея Плотникова, из 27 оптовых продавцов спиртного в области, заявки на выдачу разрешения на открытие складов подали только двое. Вопрос о выдаче им разрешения до сих пор не решен положительно, сообщила "Народная газета".
Городские власти решили провести акцию "Кассовый чек". По мнению организаторов - городского комитета потребительского рынка и Управления министерства по налогам и сборам по Пермской области - она поможет покупателю заботиться о своих правах.
Предварительные проверки оборота наличности показали, что правила в этой области нарушает одна треть организаций. Сумма штрафов уже составила 3,5 млн. руб.
Для поощрения активных участников акции "Кассовый чек" пройдет конкурс. Жителям Перми достаточно отправить как можно больше чеков в администрацию города и стать участником конкурса, призовой фонд которого равен 10 тыс. руб.
Ивановская область, не будучи крупным производителем сельскохозяйственной продукции, представляет интерес для крупных закупщиков молочного сырья.
Подтверждением тому стали обращения 1998-99 гг. ряда местных молокозаводов в налоговую полицию. Производители, испытавшие сырьевой голод в результате засух, говорили о бесконтрольной оптовой скупке молока в хозяйствах области и его дальнейшей перепродаже для нужд московских молокозаводов.
К 1999 г. налоговые полицейские сумели на основании оперативных источников очертить круг ивановских предпринимателей из 5-6 фамилий перепродающих молочное сырье в Москву. При этом всплыли многочисленные факты покупки молока за наличный расчет без оформления документов, без уплаты налогов и т.д. Местные "молочные бутлегеры", используя московский опыт и многоступенчатые схемы, всячески минимизировали свои обороты и доходы. В короткий срок посредники организовать процесс транспортировки молочных цистерн. С их помощью молоко перевозилось на ряд заводов, где его охлаждали перед дорогой. Это тоже вызвало интерес полицейских, так как областным бюджетом дотируется переработка молока на заводах, а не его транзит.
Несмотря на устоявшийся рынок, предприниматели постоянно конфликтовали. Уже в 1999 г. были проведены обследования офиса одного из оптовиков, что позволило возбудить в отношении него уголовного дела за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. В ходе его реализации сумма ущерба поступила в бюджет.
Текущий год снова принес обострение противоречий на местный молочный рынок. Из-за недостатка сырья, вывозимого за пределы области, местные производители вынуждены повышать цены и сокращать рабочих.
Предприниматели же, связанные с Москвой, продолжая вывозить из области по несколько молоковозов в сутки, не ограничивают себя соблюдением налогового законодательства. В итоге этого в мае текущего года налоговой полицией была проведена серия мероприятий в отношении скупщиков молока. Оперативные сотрудники произвели обследования в квартирах, используемых для получения прибыли.
В помещениях были найдены десятки тысяч рублей, документально не оформленных. Обнаружены чистые бланки документов с оттисками печатей московских фирм. Найдены печати и штампы органов санэпидемнадзора, что предполагает их использование в обход закона. В одной из квартир полицейские обнаружили пачку паспортов, принадлежащих молодым людям призывного возраста, которые, как предполагают оперативники, служат в одной из воинских частей Иванова. Как попали эти паспорта к предпринимателю и как они использовались ответит следствие, проводимое в результате возбуждения очередного уголовного дела в отношении "молочного бутлегера". В дальнейшем налоговая полиция планирует активное продолжение работы на молочном “фронте”, сообщает пресс-группа управления ФСНП по Ивановской области.
Количество налоговых инспекций на Сахалине, в 2001 году, возможно, сократится. Об этом сообщил руководитель областного налогового управления Александр Самсонов.
В настоящее время на территории области работает 19 налоговых инспекций, включая областное налоговое управление. По данным А. Самсонова, министерство по налогам и сборам РФ проводит реструктуризацию налоговых органов, в том числе объединение районных инспекций численностью сотрудников до 40 человек в межрайонные налоговые инспекции. Так, например, планируется объединить: Томаринскую и Холмскую налоговые инспекции с центром в Холмске; Тымовскую, Александровск-Сахалинскую и Ногликскую инспекции с центром в Тымовском; Поронайскую и Макаровскую с центром в Поронайске; Южно-Сахалинскую и Анивскую с центром в Южно-Сахалинске. Причем в районах останутся терротделы, где о своих доходах смогут отчитываться только мелкие и средние налогоплательщики.
В то же время, отметил А. Самсонов, с укрупнением инспекций появляется необходимость расширения помещений в центрах. По его словам, реструктуризация также коснется и самой структуры налоговых органов.
Если раньше их работа строилась по видам налогов, что доставляло налогоплательщикам большие неудобства, то сейчас – по унифицированным функциональным принципам: один отдел принимает декларации, другой их анализирует, третий проводит проверки. Тем самым, по словам А. Самсонова, удастся решить три задачи: избежать очередей в период декларационных кампаний, освободить налогоплательщика от тесного контакта с конкретным налоговым инспектором, что должно исключить коррупцию, а заодно проверить профессиональные качества работы самих инспекторов. Также в инспекциях будет работать консультативный отдел, где налогоплательщик сможет получить необходимую консультацию по уплате налогов, заполнению деклараций и пр.
Реструктуризация должна упростить процедуру сдачи деклараций: налогоплательщики смогут пересылать их почтой или опускать в специальные ящики, которые, возможно, будут установлены в холлах инспекций, а в будущем – пересылать декларации и работать с инспекцией через Интернет.
Отныне большое внимание налоговые органы обязаны уделять анализу предоставленных отчетов, и если какие-то цифры не сходятся, декларации будут передаваться в следственные отделы инспекций. Обработку всех данных планируется осуществлять при помощи специальных компьютерных программ, которые также позволят создавать "досье" на каждого налогоплательщика и контролировать его работу.
А. Самсонов не исключил возможности взаимодействия налоговиков с финансовой разведкой Минфина, например проведения расследований по ее заданию. В результате реструктуризации предполагается увеличение собираемости налогов при минимуме затрат, заключил А. Самсонов.
Комитет по экономике администрации Челябинской области выявил многочисленные нарушения налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории районов области. В Кизильском и Агаповском районах, например, взимаются сборы за выдачу разрешения на место торговли в размере трех и 1,1 минимального месячного размера оплаты труда в месяц. Но взимание таких сборов не предусмотрено ни федеральным, ни областным законодательством.
В Магнитогорске установлен месячный сбор за розничную торговлю винно-водочными изделиями в размере 259 рублей. В Сосновском районе взимают фиксированную плату в размере 5 минимальных месячных размеров оплаты труда в год за размещение наружной рекламы на щитах, а в соответствие с действующим законодательством, налог на рекламу не может превышать 5 процентов ее стоимости.
Налог на земельные участки, не используемые более 2 лет или используемые не по целевому назначению, будет взиматься в двукратном размере. Эта мера предусмотрена изменениями в законе "Об основах платного землепользования в Москве", одобренными правительством столицы. Основанием для повышенного налогообложения станет представление органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль над использованием и охраной земель на территории столицы.
Двукратная ставка будет действовать с момента ее установления и до устранения нарушения. Поправки в закон предстоит утвердить депутатам Мосгордумы.
По итогам пяти месяцев нынешнего года городская налоговая инспекция собрала 100% планируемых налогов в местный и краевой бюджеты, а план по налогам в федеральный бюджет даже перевыполнен.
Как сообщил руководитель инспекции МНС по Бийску Валерий Тарада, задание по сбору налогов в федеральный бюджет перевыполнено на 14%. Что касается размера недоимки по налогам в бюджеты всех уровней, то, по словам Валерия Тарады, снизить ее пока не удается. «Сумма недоимки держится на уровне января нынешнего года», - пояснил глава городской налоговой инспекции.
Говоря о сборе налогов по отдельным их видам, Валерий Тарада отметил, что хуже всего в настоящее время бийчане платят налог на имущество и земельный налог. Работа по сбору этих видов налогов будет усилена.
15.06.2001
Вчера Госдума в первом чтении приняла поправки к Налоговому кодексу об освобождении от НДС ввозимого в РФ хлопковолокна и льготах по подоходному налогу для клиентов ломбардов. В прошлом году правительство объявило, что будет проводить политику по отмене льгот, в том числе и по импорту хлопка, сообщает газета "Коммерсант". Ивановские текстильщики возмутились нововведением, и депутаты их поддержали, несмотря на резкие возражения правительства.
Итересы клиентов комиссионных магазинов и ломбардов успешно пролоббировал депутат Михаил Задорнов. Суть его поправок: освободить от налога на доходы физических лиц суммы в пределах 10 тыс. руб. в год, выплачиваемые комиссионными магазинами тем, кто сдавал вещи на комиссию, а также выплаты, получаемые клиентами ломбардов после реализации заложенного имущества.
ГТК РФ издал Распоряжение от 30.05.2001 №568-р "О таможенном оформлении отдельных видов товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи (содействия) в ограниченных количествах, получателями которых являются российские физические лица".
В соответствии с этим распоряжением таможенное оформление товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия), получателями которых являются российские физические лица, производится без взимания ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и таможенных сборов за таможенное оформление товаров на основании копии удостоверения, прилагаемой к данному распоряжению (оригинал указанного удостоверения хранится в ГТК России). При этом получателями представляются документы, подтверждающие факт безвозмездной передачи товаров, а также плана распределения товаров, согласованного с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. При этом общая таможенная стоимость указанных товаров, поступающих в адрес одного получателя в течение одного месяца, не должна превышать сумму, эквивалентную 100 евро.
Распоряжение действует до 20.03.2002.
"Государство поэтапно начало монополизацию производства и торговли спиртным, но водка существенно подорожать не должна". Такое заявление сделано сегодня на пресс-конференции руководства областного управления МНС РФ. Отныне, опираясь на соответствующее постановление Правительства РФ, оптовую партию спиртного можно купить только на специально учрежденных акцизных складах. В Белгородской области таких пока два - в Белгороде и Старом Осколе. В свою очередь акцизные склады приобретают спиртное только у легальных производителей. При этом продукция должна быть обложена акцизом, и иметь специальные марки - федеральную, областную и идентификационную.
Таким образом, государство преследует две цели: отсечь фальшивую водку с рынка и получить дополнительный доход. Однако, по существу, таким образом, государство и регионы фактически монополизировали такое прибыльное дело, как торговлю спиртным. При этом, неоднократно подчеркивалось на пресс-конференции, цена, например, водки существенно не поднимется. Как сказал заместитель начальника областного управления МНС Игорь Понкратов, цены на волне нововведения могут взвинтить розничные продавцы, но добавил: "Этот вопрос регулируем".
Сегодня в управлении налоговой инспекции Томской области прошла пресс-конференция по проблеме организации акцизных складов и переходе производителей алкогольной продукции и оптовых поставщиков на новую систему налогообложения. В пресс-конференции приняли участие заместитель руководителя управления Надежда Акимова и начальник отдела контроля за оборотом алкогольной продукции Надежда Федорова. Отныне вся алкогольная продукция с момента ее производства до момента реализации в розницу должна находиться под контролем налоговых органов.
Для этого на складах, где хранится спиртное, установлены налоговые посты. Подобная мера должна существенно снизить долю алкоголя, находящегося в "теневом" обороте. Кроме того, если раньше акциз полностью уплачивали производители, то теперь эта обязанность появилась и у оптовиков. По новым нормам половину ставки акциза платят производители, вторую половину - оптовики.
По условиям работы в режиме акцизного склада, вся спиртная продукция крепостью свыше 9 градусов должна маркироваться двумя марками: федеральной и новой региональной. Первую наносят производители алкоголя, вторую - наклеивают на акцизном складе.
По результатам проведенного обследования разрешение на организацию акцизного склада выдано предприятиям ЗПП "Томский", "Кахети", "Томь-экстра" и "TWC". Что касается оптовиков, то на сегодняшний день в управление МНС России по Томской области подано лишь одно заявление на организацию акцизного склада - от фирмы "Братья Коцоевы".