13.08.2001
До 1 октября все контрольно-кассовые машины (ККМ) на территории России должны пройти проверку на соответствие эталонным образцам.
За эталон берется модель машины вместе с версией ее программного обеспечения (ПО). Все эталоны зарегистрированы в Лаборатории экспертных образцов при Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ.
Проверка проходит в центрах технического обслуживания ККМ одновременно с плановым техосмотром машин. Машинам, прошедшим проверку, после 1 октября выдадут специальный паспорт. В нем укажут модель ККМ, версию программного обеспечения и технические характеристики машины.
Цель проводимого мероприятия – выявить кассовые аппараты с измененным ПО. Именно с помощью этих изменений предприниматели корректируют фискальную память ККМ и укрывают часть прибыль от налогообложения.
В Москве открылся первый в стране специализированный таможенный склад для автомобилей. Его учредителем стал Государственный таможенный комитет РФ.
До последнего времени автомобили относились к товарам, не разрешенным к помещению под режим таможенного склада. Однако председатель ГТК России Михаил Ванин подписал приказ от 30.03.2001 № 324, в соответствии с которым разрешается помещать автомобили под этот таможенный режим.
Теперь импортеры могут поместить автомобили под режим таможенного склада сроком до 3-х лет. Оформление автомобилей можно будет производить как в режиме таможенного склада, так и при этапе временного хранения.
Площадь склада – 3,5 га, одновременно на нем может размещаться до 1700 автомобилей. Все платежи за его использование будут перечисляться в федеральный бюджет.
Минэкономразвития готовит новый вариант закона о банкротстве. Планируется, что Правительство РФ рассмотрит его уже осенью.
Согласно этому законопроекту, собственники смогут прекратить процедуру банкротства. Для этого учредители предприятия-банкрота должны будут подать кредиторам ходатайство о введении финансового оздоровления и представить план его проведения вместе с графиком погашения кредиторской задолженности. Срок погашения задолженности не может превышать два года. Контролировать процесс финансового оздоровления будет временный управляющий. Если же условия и график будут сорваны, процедура финансового оздоровления может быть прервана. Если, напротив, эта процедура будет успешно завершена, то суд должен будет рассмотреть отчет об ее итогах и вынести решение о закрытии дела о банкротстве предприятия.
Кроме того, в законопроекте предусматриваются дополнительные гарантии защиты прав кредиторов. В частности, это касается заключения мирового соглашения. Для кредиторов, которые голосовали против заключения такого соглашения, детально расписан порядок его обжалования. В свою очередь, кредиторов, которые участвовали в заключении мирового соглашения, законопроект лишает возможности возбуждения в отношении предприятия нового дела о банкротстве в течение трех месяцев после заключения мирового соглашения.
Также предполагается увеличить в два раза сумму требований кредитора, достаточную для возбуждения дела о банкротстве. Сейчас эта сумма составляет 500 МРОТ.
10.08.2001
В пресс-релизе, подготовленном Министерством РФ по налогам и сборам по состоянию на 1.07.2001 г. представлены данные о регионах РФ, где не приняты местные законы о едином налоге на вмененный доход. В этом списке фигурируют Москва, Калининградская область, Корякский и Таймырский АО, и Чечня.
В I полугодии текущего года число регионов, в которых приняты законодательные акты о едином налоге, возросло с 77 до 85. А в девяти субъектах РФ (Брянская, Костромская, Курская, Курганская, Тамбовская, Тюменская, Читинская области, Удмуртская и Чувашская республики) на уплату единого налога переведены только индивидуальные предприниматели.
По информации начальника управления МНС РФ А. Мельниченко, единственным крупным регионом в списке не принявших указанный закон, остается Москва. Столичные власти тщательно просчитывает последствия принятия указанного закона. Как известно, введение данного налога потребует отмену налога с продаж, что приведет к уменьшению налоговых сборов в местный бюджет.
Введение с 2002 года в России единого налога на недра обсуждалось 9 августа на заседании республиканского правительства . Как заявил глава Коми Юрий Спиридонов, это абсолютно не учитывает позиции сырьевых регионов. Потеряв целевой характер, эти средства будут "разжижаться" в общей массе доходов бюджетов и негативно скажутся на экономике добывающих регионов - основы экономической безопасности России.
Единый налог объединит в себе все налоги, собираемые с недр, - акцизы, платежи на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и за пользование недрами. При этом налог теряет статус целевого и может использоваться на любые цели. Кроме того, с 2002 года в федеральный и республиканский бюджеты будут зачисляться 80 и 20 процентов этого налога соответственно. В настоящее время, платежи на ВМСБ, которые идут на финансирование геологоразведочных работ, распределяются между бюджетами России и Коми в пропорции 30 на 70. От нового закона бюджет республики будет терять около 1,5 миллиарда рублей. Таким образом, отметил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Александр Боровинских, практически все геологические работы должны будут проводиться только за счет собственных средств добывающих предприятий. При этом необходимо убеждать предприятия работать и на неразведанных площадях.
Глава Коми предложил внести этот пункт в лицензионные соглашения. При этом, считает Ю. Спиридонов, нефтедобывающие компании должны в первую очередь обращаться к геологам Коми. Такого объема информации и опыта не имеет ни одно геологическое предприятия, заверил глава Коми. В то же время, считает А. Боровинских, необходимо сохранить и государственный заказ на поисково-разведочные работы твердых полезных ископаемых, потому что отдача от предприятий, которые занимаются разработкой таких месторождений, очень мала. Министр также предложил активнее проводить выставки и различные презентации геологического потенциала. Это позволит привлечь в геологоразведку большее число потенциальных инвесторов.
Постановление о наложении штрафа в размере от 1 до 2 тыс. рублей принято в отношении нескольких кондукторов маршрутов NN57 и 1. Причина – требование платы за проезд с льготных категорий граждан, в том числе с сотрудников краевой налоговой полиции. По сообщению пресс-службы Управления федеральной службы налоговой полиции, не все владельцы коммерческих автобусов исполняют решение суда, которое отменило постановление «О мерах по совершенствованию проезда в городском пассажирском транспорте». Оно лишало права на бесплатный проезд некоторые категории граждан, в том числе и налоговых полицейских. В Барнауле уже есть прецеденты возврата 4 рублей – платы за проезд в автобусе в судебном порядке по иску сотрудника налоговой полиции. Теперь в управлении налоговой полиции решено штрафовать кондукторов, требующих с полицейских деньги.
Налоговые полицейские Краснодарского края подвели итоги работы в первом полугодии - им удалось вернуть в бюджеты всех уровней чуть ли не миллиард рублей. Как сообщили в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России по Краснодарскому краю, всего бюджеты получили более 817,2 млн. рублей. Это в 1,5 раза больше, чем за весь прошлый год. Рекордным оказалось и количество уголовных дел, находившихся в производстве у следователей управления - 1170, или в 1,8 раза больше, чем в первом полугодии 2000 года. Львиная доля всех нарушений налогового и иного законодательства (66%) полицейскими отнесена к разряду "в крупном и особо крупном размерах". Они не собираются ослаблять натиска на теневые капиталы. Во втором полугодии, в частности, их очень будут интересовать топливно-энергетическая, лесная, алкогольная и ряд других отраслей, где нарушения происходят чаще всего.
Российская таможня переходит к упрощенной системе оформления таможенных документов. В соответствии с приказом ГТК России от 31.07.2001 № 748 в ближайшем будущем участникам ВЭД придется иметь дело только с одним таможенником, а не с четырьмя как это происходит сейчас.
Это будут таможенники рангом не ниже старшего инспектора и отработавшие в таможенных органах не менее трех лет. Решение об их допуске к проведению таможенного оформления по упрощенной процедуре будет принимать специальная аттестационная комиссия.
Всех сотрудников, которые будут заниматься упрощенным оформлением документов, обеспечат современной вычислительной техникой и специальным программным обеспечением.
Распоряжением Государственного таможенного комитета РФ от 3 июля 2001 года № 702-р утвержден новый порядок уплаты таможенных платежей при временном ввозе (вывозе) товаров. Это касается тех товаров, которые частично освобождаются от уплаты таможенных платежей.
Сведения об уплате таможенных платежей должны быть указаны на оборотной стороне первого и третьего экземпляров грузовой таможенной декларации. При этом они должны быть заверены подписью и личной номерной печатью сотрудника таможни.
При обратном движении товара через таможню до истечения срока временного ввоза (вывоза) и в случае изменения таможенного режима, суммы, уплаченные за неиспользованный срок, возвращаются.
Под таможенный режим временного ввоза (вывоза) не попадают расходуемые образцы и материалы, промышленные отходы, пищевые продукты, напитки, табачные изделия (за исключением ввоза (вывоза) в единичных экземплярах в рекламных целях), а также квотируемые товары, предназначенные для вывоза.
Вчера заместитель руководителя Управления МНС РФ по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому АО Александр Петрик провел пресс-конференцию. Основная задача - донести до налогоплательщиков через СМИ, что с 23 мая в России начался очередной этап реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Правительство РФ предоставляет предприятиям и организациям возможность произвести погашение своей задолженности путем ее реструктуризации, то есть поэтапного погашения долгов. Главные цели реструктуризации - обеспечение финансового оздоровления и урегулирование задолженности юридических лиц, а также предотвращение массового банкротства предприятий.
В ходе реструктуризации 1997 года в крае реструктуризировало свои долги только АО "Норильский комбинат".
Порядок и условия поэтапного погашения долгов налогоплательщиков в этом году максимально упрощены. Анализ, полнота и своевременность уплаты задолженности теперь рассматриваются поквартально.
Потенциал для проведения реструктуризации в крае существует. Семь тысяч действующих предприятий являются предприятиями-недоимщиками. Их задолженность по налоговым платежам на первое июля составляет 10,8 миллиардов рублей.
30% от суммы задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему России в целом по краю составляет задолженность следующих предприятий: ОАО "Березовская ГРЭС-1", ОАО "Разрез Бородинский", ОАО "Разрез Назаровский", ГП "Красмашзавод", ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" и другие.
На сегодняшний день в отношении 774 предприятий возбужден процесс банкротства: ЦБК, "Сивинит", "Судостроительный завод", "Завод автоприцепов". По словам Александра Петрика, такая участь постигнет всех налогоплательщиков, которые не урегулируют свои долги перед Правительством.
09.08.2001
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", принятый Госдумой 14 июля 2001 года. Об этом сообщает пресс-служба Президента.
Закон входит в пакет правительственных инициатив, направленных на дебюрократизацию российской экономики и устанавливает права юридических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) при осуществлении контроля над их деятельностью со стороны органов исполнительной власти.
Законом разграничиваются полномочия органов государственной власти РФ, регионов, а также органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля. Установлены требования к организации контрольных мероприятий, режим их проведения, порядок оформления результатов проверок. В частности, предусматривается непрерывность контрольных мероприятий, соответствие предмета контроля компетенции надзорного органа и недопустимость дублирования полномочий надзорных органов. Компания или предприниматель при проведении контрольных мероприятий имеет право получать о них информацию, направлять своих представителей для присутствия при проведении проверок, обжаловать действия органа государственного контроля.
Министерство РФ по налогам и сборам разрабатывает положения Налогового кодекса, посвященные налогообложению субъектов малого предпринимательства. Об этом сегодня на пресс-конференции в Москве сообщил начальник Управления налогообложения малого бизнеса МНС РФ Анатолий Мельниченко.
По его словам, соответствующие главы должны находиться в конце II части Налогового кодекса, а их принятие запланировано на следующий год. В рамках подготовки законопроектов планируется прописать критерии малого бизнеса, а также идеологию его налогообложения. Суть налогообложения малого бизнеса сводится к тому, чтобы использовать налог на доход в тех случаях, где это представляется возможным, и налог на вмененный доход - в остальных случаях.
А.Мельниченко отметил, что Министерство высоко оценивает опыт своих испанских и казахских коллег, который намерено учесть в ходе работы над созданием системы налогообложения малого бизнеса. Планируется отмена всех льгот по налогообложению. Но для предприятий, начинающих свою деятельность, предусмотрено пониженное налоговое бремя, которое будет расти с развитием бизнеса.
8 августа председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев подписал постановление о проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом в 2001 г, сообщили в Департаменте информации губернатора. Согласно подписанному документу, уполномоченным органов, который может дать согласие на реструктуризацию задолженности в областной бюджет одновременно с реструктуризацией задолженности в федеральный бюджет, является правительство Свердловской области.
Областное правительство будет согласовывать графики погашения задолженности принятием распоряжения, которое будет готовиться после серьезного экономического анализа областным Министерством экономики и труда. Главам муниципальных образований рекомендовано принимать решения по погашению задолженности юридических лиц в местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации задолженности в федеральный бюджет.
В Томской области дан старт последней и окончательной реструктуризации задолженности предприятий и организаций перед бюджетами всех уровней. По состоянию на 1 июля 2001 года общая сумма задолженности в консолидированный бюджет, с учетом внебюджетных фондов, была равна 7 миллиардам 189 миллионам рублей. Для сравнения, за этот же период в целом доходы консолидированного бюджета с учетом поступлений по единому социальному налогу составили 8 миллиардов 440 миллионов рублей. Об этом заявила 8 августа заместитель руководителя управления МНС России по Томской области Тамара Ковзалова.
Как известно, в мае этого года российское правительство приняло постановление (N410 от 23 мая 2001 г.) о последней реструктуризации налоговых долгов предприятий-недоимщиков. 8 июня было принято 458-е постановление, определяющее условия и порядок проведения реструктуризации по долгам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды сельхозпредприятий. Наконец, 31 июля на заседании Государственной думы Томской области было принят закон о проведении реструктуризации долгов в части областного бюджета и рекомендовано местным администрациям принять аналогичное постановление на местном уровне.
К слову, это уже не первая попытка государства урегулировать вопрос задолженности перед бюджетом, решения о реструктуризации налоговых долгов принимались в 1997, 1998, 1999 годах. Однако на территории Томской области данным правом не воспользовалось ни одно предприятие. Процесс реструктуризации сдвинулся с мертвой точки только в конце 1999 года, когда было принято постановление главы администрации (N375), определившее порядок и условия проведения реструктуризации задолженности в бюджеты всех уровней. Право на реструктуризацию получили 156 предприятий на общую сумму задолженности 513,8 миллионов рублей. В том числе в федеральный бюджет - 156 предприятий на сумму 404 миллиона, в областной бюджет - 76 предприятий на сумму 35,2 миллиона, в местные бюджеты - 31 предприятие на сумму 34,3 миллиона рублей. К сожалению, из-за того, что предприятиями не проплачивались 100-процентно текущие платежи, как это предусматривал порядок, и не проплачивалась в соответствии с графиком задолженность, налоговые органы приняли решение об отмене решения на предоставление реструктуризации по 60 предприятиям, из-за чего была восстановлена задолженность в сумме 183 миллиона рублей
Сейчас, в отличие от предыдущих акций по ликвидации налоговой задолженности, государство заняло очень жесткую позицию в отношении нерадивых налогоплательщиков. Должники поставлены перед выбором: либо цивилизованно работать на рынке, выплачивать все налоги от своей деятельности, либо прекратить существование. В Томский областной арбитражный суд уже переданы материалы в отношении целого ряда заводов: приборного, радиотехнического и электролампового. Что касается нефтяных и нефтеперерабатывающих предприятий, то они не попадают под постановление, у них свой порядок реструктуризации. Существует значительная задолженность у "Томскгазпрома" (дочернее предприятие "Востокгазпрома").
Несмотря на принципиальность позиции государства, проводимая реструктуризация представляется более льготной по сравнению с проводимыми ранее кампаниями. Во-первых, все заявления по долгам до 20 миллионов рублей рассматриваются непосредственно по месту налогового учета (ранее были задействованы налоговые инспекции разных уровней, вплоть до министерства). Во-вторых, при желании погасить долги в порядке реструктуризации теперь не требуется согласование с ФСФО, что ранее отнимало массу времени. Наконец, срок подачи заявлений продлен до 30 ноября 2001 года. Решение налоговыми органами будет приниматься до 31 декабря 2001 года.
К реструктуризации принимается задолженность, которая возникла у предприятия по состоянию до 1 января 2001 года, но не более той задолженности, которая возникла на первой число месяца подачи заявления. Основным условием, как и было, остается 100-процентная проплата текущих платежей, начисленных с 1 января 2001 года. По основным платежам реструктуризация будет идти 6 лет, а по пеням и санкциям еще 4 года. Общий срок - 10 лет. Исходя из своих финансовых возможностей предприятия сами составлю графики выплат. На дату подачи заявления о реструктуризации, текущие платежи должны быть полностью уплачены. Задолженности по пеням будут реструктурированы на дату принятия решения.
Важной особенностью новой реструктуризации является еще и то, что оценка выполнения ее условий будет проводиться поквартально, раньше это было ежемесячно, и по этой причине большинство предприятий утратили право реструктуризации. В части долгов сельхозпредпредприятий оценка будет осуществляться с учетом специфики производства и сезонности работ. Реструктурируемая задолженность будет погашаться не раз в квартал, а раз в полгода. Это позволяет предприятиям цивилизованно погашать ту задолженность, которую они нарастили, и к этим предприятиям не будут применять меры принудительного взыскания со стороны налоговых органов. В отношении остальных должников, которые не пожелают воспользоваться правом урегулировать налоговые долги, после 31 декабря 2001 года со стороны государства будет применяться весь комплекс мер по принудительному взысканию недоимки.
В Курской области прошло совещание по взаимодействию с федеральными структурами и сбору налогов. На этом мероприятии было принято решение о создании консультативного совета по сбору налогов, в который войдут местные промышленники, представители правоохранительных органов и органов исполнительной власти. Задача совета – знакомиться с ситуацией по сбору налогов на конкретных предприятиях, вырабатывать стратегию исправления ситуации.
Как было сказано на совещании, в этом году положение со сбором налогов в Курской области заметно ухудшилось. Долги бюджетам всех уровней стали расти во всех отраслях и у предприятий-доноров.
Между тем, по подсчетам комитета финансов администрации Курской области, минимальная сумма, которая потребуется в этом году на реализацию социальных программ и расчеты за топливо и электорэнергию, равна 2 млрд. рублей.
В совещании приняли участие федеральный инспектор по Курской области Виктор Суржиков, губернатор Курской области Александр Михайлов, председатель правительства Александр Анпилов, представители местных правоохранительных органов, налоговики.
Минфин России приказом от 11.07.2001 г. № 51н установил для российских организаций новые максимальные размеры возмещения расходов сотрудников при найме жилья в краткосрочных зарубежных командировках.
В соответствии с этим документом, новые нормы вступили в силу с 1 июля 2001 года.
Государственный таможенный комитет приказом от 18.06.2001 № 568 внес изменения в порядок маркировки акцизными марками этилового спирта и водки.
Теперь для покупки акцизных марок, импортеру необходимо предоставлять оригинал и заверенную им копию договора с владельцем склада об оказании услуг по хранению ввозимого товара. Кроме того, необходимо предоставить заверенную импортером и владельцем склада копию лицензии на осуществление деятельности по хранению алкогольной продукции.
Также импортеры по-прежнему предоставляют заявление на покупку акцизных марок, платежный документ, подтверждающий внесение на счет таможенного органа денежных средств для покупки марок, оригинал и заверенную импортером копию внешнеторгового договора, в соответствии с которым будет ввозиться товар.
Законом об инвестировании накопительной части пенсии будет гарантирована стопроцентная надежность вложений. Так считает руководитель департамента социального развития аппарата Правительства РФ Евгений Гонтмахер.
По его словам, инвестированием будет заниматься специально структура, которая будет создана, скорее всего, при Минэкономразвития России. Таким образом, процесс инвестирования будет происходить независимо от работы Пенсионного фонда РФ.
Один из вариантов законопроекта об инвестировании накопительной части уже разработан Минэкономразвития РФ. Однако документ пока не согласован с другими ведомствами. Предполагается, что окончательный вариант законопроекта министры внесут в Госдуму России в конце осени.
Основным направлением деятельности Госдумы России после каникул станет «кодификация действующего законодательства». Об этом 8 августа сообщил председатель законодательного комитета Павел Крашенинников.
По его словам, это будет второй после принятия Конституции РФ этап в упорядочивании российской правовой системы.
Особое внимание депутаты планируют уделить подготовке к принятию во втором и третьем чтениях третьей части Гражданского кодекса РФ. Как отметил глава законодательного комитета, уже сейчас депутаты готовят к третьему чтению Уголовный кодекс (УК) РФ, осенью будет продолжена работа над Арбитражным кодексом РФ.
По мнению П. Крашенинникова, наиболее острым станет обсуждение УК РФ, а также Трудового кодекса РФ, который, напомним, готовится ко второму чтению.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в НК РФ. В соответствии с этим законом Налоговой кодекс дополняется 25 главой «Налог на прибыль организаций». Глава вступает в действие с 1 января 2002 года.
Также президент подписал законы «О государственной регистрации юридических лиц» и «О лицензировании отдельных видов деятельности». Первый вступит в силу с 1 июля 2002 года, а второй – спустя 6 месяцев после официального опубликования.
Кроме того, президент подписал закон о снижении нормы обязательной продажи валютной выручки с 70 до 50 процентов, который вступает в силу со дня официального опубликования.