25.07.2001
По результатам работы в первом полугодии 2001 года мордовское управление Федеральной службы налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) занимает 20-е место среди региональных управлений в России. В Приволжском федеральном округе мордовское управление поднялось с 10-й на 7-ю позицию. Об этом сообщил на прошедшей сегодня пресс-конференции руководитель налоговых полицейских республики, полковник Николай Чих. С начала года, благодаря работе мордовских налоговых полицейских, в бюджетную систему поступило 124 млн руб. Возбуждено 242 уголовных дела (154 из них уже поступили для рассмотрения в суды республики), выявлено и предотвращено более 1 тыс. административных правонарушений.
В настоящее время кроме центрального управления, в Мордовии работают шесть межрайонных отделов, позволяющих более четко осуществлять оперативные мероприятия. Н.Чих сообщил также, что в 2002 году предполагается двукратное увеличение финансирования мордовского управления ФСНП РФ. Это не только позволит приобрести необходимую автомобильную технику и офисное оборудование, но и изменить систему материального стимулирования оперативных работников управления: по результатам работы будет осуществлен пересмотр персонального рейтинга, от которого зависят их премии.
По словам Н.Чиха, особую озабоченность налоговых полицейских вызывает сегодня ситуация в лесном хозяйстве Мордовии: ведется заготовка лесоматериалов, при этом древесина продается без надлежащего учета, что приводит к неуплате налогов. В 2001 году в этой отрасли сотрудниками мордовского управления ФСНП РФ заведено 9 уголовных дел. Возмещено в бюджет 1 млн 200 тыс. руб. неуплаченных налогов.
Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2001 г. №541 внесены изменения в Правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой.
Так, устанавливается, что разрешение на учреждение акцизного склада выдается организации, производящей алкогольную продукцию, или организации, осуществляющей оптовую торговлю этой продукцией, на одно или несколько специально выделенных и обустроенных помещений, места нахождения которых совпадают, которые предназначены для хранения в режиме налогового склада и реализации произведенной на территории РФ алкогольной продукции и принадлежат организации-производителю или организации оптовой торговли на праве собственности или ином вещном праве либо находятся у них в аренде, доверительном управлении. Для получения разрешения добавляется условие отсутствия задолженности по уплате налогов и сборов и сумм пеней в бюджеты всех уровней.
В случае приостановления действия разрешения устанавливается срок устранения обстоятельств, повлекших приостановление его действия. Этот срок не может превышать 6 месяцев. Если в установленный срок указанные обстоятельства не устранены, разрешение аннулируется органом, выдавшим разрешение.
Рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей направила в МНС России рекомендации по внесению изменений и дополнений в постановление от 3.09.1999 № 1002 в редакции от 23.05.2001 и в приказ МНС России от 21.06.2001 № БГ-3-10/191. Этими документами устанавливаются порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.
В материалах, представленных в МНС, предлагается лишить налоговый орган права отказывать налогоплательщику в реструктуризации задолженности при условии предоставления им всех необходимых документов. В случае досрочного погашения задолженности срок проведения реструктуризации сокращается и сумма ежеквартальных процентов пропорционально уменьшается.
Суммы налогов и сборов, доначисленные по актам проверок налоговыми органами и оспариваемые налогоплательщиком в суде, до вступления решения суда в законную силу не должны включаться в текущую задолженность по налогам и сборам.
Госдума во время осенней сессии может рассмотреть законопроект, вносящий поправки в закон о товарных знаках. Проект закона разработан при участии Ассоциации патентных поверенных и Ассоциации владельцев товарных знаков.
В соответствии с предлагаемыми поправками повышается ответственность за использование чужих товарных знаков. Уточняются положения об оспаривании регистрации товарных знаков и о коллективных товарных знаках. Кроме того, предлагается расширить перечень общеизвестных товарных знаков.
Также поправками предоставляется ряд льгот для предпринимателей, которые пытаются получить правовую охрану знака. Расширяется число обозначений, которым будет предоставлена правовая охрана.
Вчера в Чувашии обсуждалась Концепция развития налогового потенциала республики. Как сообщает "ВолгаИнформ", в республике работает Программа реформирования системы управления общественными финансами. Финансовая же самостоятельность возможна при постоянном наращивании налогового потенциала, как в республиканский, так и в местный бюджет.
18 июля кабинет министров Чувашии утвердил Концепцию развития налогового потенциала республики. Это первый концептуальный документ на уровне Минфина республики. Концепция предусматривает работы в нескольких направлениях. В частности, это осуществление социально-экономической политики, которая способствуют повышению уровня доходов населения, улучшению финансового состояния предприятий. Кроме того, это реформирование межбюджетных отношений, направленное на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического потенциала. Еще одно направление реализации Концепции содержит меры по улучшению налогового администрирования и сужению возможностей для уклонения от налогов.
С начала года сотрудники областной налоговой полиции провели более 200 проверок предприятий, работающих в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и возбудили по ним 109 уголовных дел. В результате выявлен нанесенный государству ущерб в размере 65 млн. рублей, сообщила следователь управления ФСНП России по Ростовской области Светлана Ситникова.
Крупные налоговые преступления в сельском хозяйстве все чаще совершаются по сложным схемам. 55% проверок завершаются возбуждением уголовных дел. С начала года судами по материалам налоговой полиции осуждено шесть человек, которые занимались махинациями с сельскохозяйственной продукцией.
Чаще всего нарушения, связанные с уклонением сельскохозяйственных предприятий от уплаты налогов и обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ, производятся путем неотражения выручки в бухгалтерской отчетности.
В рамках операции "Урожай-2001 " началась работа по выявлению фактов занижения урожайности. Одна из серьезных проблем, с которыми столкнулись оперативники, - неучтенные доходы от реализации сельхозпродукции, которая производится на неучтенных землях с использованием наемной и неучтенной техники. Предприятия, имеющие большие задолженности по налогам и другим обязательным платежам, идут на всевозможные махинации. Так, несмотря на то, что у ряда предприятий в официальном пользовании земли нет, они засеивают сельхозпродукцией сотни гектаров, а уборочную технику используют украинскую, которую перевозят через границу нелегально и на баланс предприятия не ставят. Естественно, урожай, который предполагается собрать, также не будет учтен и попадет в нелегальный оборот.
На рынке "Юбилейный" - 15 нарушений, на Болгарском рынке - 3. Основные провинности: отсутствие накладных, не ведется тетрадь учета доходов и расходов. Как правило, продавцы говорят, что все бумаги у хозяина или забыли, но за "склероз" все равно приходится отвечать. Составляется протокол и виновные приглашаются к начальнику налоговой полиции, а он уже принимает решение. В киосках тоже проводилась работа.
Выявлено 13 случаев правонарушений. Самое распространенное - отсутствие книги учета. В некоторых киосках нет справок грузотаможенных деклараций. (С этого документа должна быть снята ксерокопия. Выдается он на пиво, сигареты и свидетельствует о том, что данный товар не является контрафактным, т.е. завезен легально на территорию России. В справке указывается номер партии товара и номер акцизной марки). Иногда справки ГТД присутствуют, а номера не совпадают с товаром. Подчас отсутствуют элементарные отметки об уплате единого налога. К правонарушителям принимаются следующие санкции. За непорядок со справками ГТД штраф от 50 до 100 минимальных оплат труда. За отсутствие сертификатов соответствия, книг учета, трудовых соглашений и отметки об уплате единого налога в случае первой провинности штраф 2-5 минимальных оплат труда, во второй раз 5-10, а в третий раз составляется представление о закрытии торговой точки в администрацию города.
24.07.2001
Правительство РФ постановлением от 14.07.2001 № 534 утвердило Правила проведения в 2001 году реструктуризации задолженности организаций перед федеральным бюджетом по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, предоставленных из федерального бюджета, а также за просрочку уплаты процентов за пользование ими.
Решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам принимается в отношении юридических лиц, которые не имеют долгов перед федеральным бюджетом. При этом задолженность на 1 января 2001 года не должна превышать сумму задолженности по пеням и штрафам, которая имелась на дату подписания акта сверки задолженности.
Сумма задолженности в указанном акте определяется отдельно по пеням и по штрафам. Уплатить долги можно будет в течение 5 лет. Заявление о реструктуризации задолженности организации должны направить в Минфин России до 1 декабря 2001 года.
Если предприятие нарушит график погашения долгов, это может явиться основанием для расторжения Минфином соглашения, либо для вынесения предупреждения. В случае, если график нарушен более двух раз, министерство вправе расторгнуть соглашение в одностороннем порядке.
В счет погашения долга организации должны направлять средства ежемесячно и равными долями.
Правительство РФ постановлением от 19.07.2001 №541 внесло изменения в правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, а также в порядок их функционирования.
Поправками устанавливается, что помещения под акцизный склад должны находиться в собственности организации-производителя или организации оптовой торговли, либо арендоваться ею.
Для того, чтобы получить разрешение на учреждение акцизного склада, производители алкогольной продукции и организации оптовой торговли не должны иметь задолженности по уплате налогов.
Также документом дополняется перечень причин для аннулирования лицензии. Так, лицензия может быть аннулирована в случае, если продукция со склада реализуется индивидуальным предпринимателям, не имеющим предусмотренной законом лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Депутаты Законодательного собрания Пермской области отклонили предложение руководства областного дорожного комитета увеличить ставку налога на транспорт в 10 раз. Как сообщает пресс-служба Зак.Собарния, этот вопрос депутаты обсудили на заседании рабочей группы по налогообложению. Областной дорожный комитет предложил увеличить ставку налога в 10 раз, мотивируя это тем, что, во-первых, с января 2001 года ставка в территориальный дорожный фонд снижена до 1%, а во-вторых, владельцев транспорта за последние годы стало больше, а дороги из-за недостатка средств стали ремонтироваться реже. Только в Пермской области дорожному комитету приходится содержать 15 тысяч километров дорог. Депутаты Законодательного Собрания отклонили предложение дорожников и предложили свой вариант увеличения ставки налога: на мотоциклы и мотороллеры --в 5 раз, а на остальные транспортные средства -в 7 раз. Этот вопрос будет рассматриваться на пленарном заседании Законодательного Собрания, и если они будут приняты, то начнут действовать с 2002 года.
В первой половине 2001 года план по сбору налогов в Свердловской области перевыполнен на 3%. Между тем, из 620-миллионого ущерба, нанесенного бюджету металлургическими предприятиями области, после проверок налоговой полиции было возмещено лишь 88 млн. рублей. Нарушители налогового законодательства из числа строителей возместили лишь 12 млн. рублей из 200 млн., насчитанных ревизорами.
На заседании Совета общественной безопасности при губернаторе Свердловской области 24 июля приводилось немало примеров ухода предприятий от уплаты налогов, причем, среди них такие известные как "Концерн "Калина" и АО "Северский трубный завод" (СТЗ). Металлурги, в частности, направили всю налогооблагаемую прибыль - 216 млн. рублей - на съемку нового российского фильма "Полет в космос". Глава областного правительства Алексей Воробьев уже высказал свое недовольство этими действиями МДМ-группы, владеющей СТЗ. По предложению премьера на всех предприятиях, допустивших убытки в первом полугодии, будут проведены комплексные проверки с привлечением КРУ, ОБЭПа и прокуратуры.
В свою очередь, губернатор Эдуард Россель потребовал внимательно проанализировать деятельность банков, особенно московских филиалов, которые работают с нулевой прибылью.
Со 2 июля 2001 года Закон РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» действует в новой редакции. Теперь, если акционерное общество решило увеличить номинальную стоимость своих акций, налог на операции с ценными бумагами надо будет заплатить в меньшей сумме, чем раньше.
Пример
Уставный капитал ЗАО «Актив» – 100 000 руб. – разделен на 100 акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Общее собрание акционеров приняло решение конвертировать все акции ЗАО в акции с номинальной стоимостью 1200 руб. Таким образом, уставный капитал было решено увеличить на 20 000 руб. ((1200 руб. – 1000 руб.) x 100 акций).
Новая величина уставного капитала – 120 000 руб. (100 000 + 20 000).
Сумма налога на операции с ценными бумагами, которую должен заплатить «Актив», составит:
До 2 июля 2001 года
120 000 руб. x 0,8% = 960 руб.
После 2 июля 2001 года
20 000 руб. x 0,8% = 160 руб.
Изменения внесены Федеральным законом от 30 мая 2001 г. № 69-ФЗ (опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» № 12, 2001).
В Госдуму России внесен законопроект, который предусматривает разделение пива на несколько видов, в зависимости от содержания в нем этилового спирта. Так безалкогольным предлагается считать пиво с содержанием спирта до 1,2 процента включительно, слабоалкогольным – от 1,21 до 4 процентов, умеренно алкогольным – от 4,01 до 6 процентов, крепким – от 6,01 до 8,6 процента, особо крепким – более 8,6 процента.
Пиво с содержанием спирта более 8,6 процента предлагается приравнять к алкогольной продукции. Таким образом, производство и оборот этого вида пива будет регулироваться законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Согласно документу запрещается реклама этого пива в теле- и радиопередачах, а также в детских, учебных, медицинских и спортивных учреждениях. Для этого предлагается внести изменения в закон «О рекламе».
Кроме того, депутаты предлагают внести изменения в главу 22 «Акцизы» части второй НК РФ, в соответствии с которыми вводятся новые ставки налога: для пива с содержанием спирта от 1,2 до 4,0 процента включительно – в размере 1 рубль за литр, с содержанием спирта от 4,01 до 8,6 процента –1,5 рублей за литр. Для пива с содержанием спирта более 8,6 процента предусмотрена ставка налога 5 рублей за литр.
Напомним, что сейчас пиво с содержанием алкоголя до 8,6 процента облагается акцизом в размере 1 рубль за литр. В случае, если содержание алкоголя превышает эту цифру, акциз увеличивается до 3 рублей 30 копеек.
Проект новой редакции действующего закона "О валютном регулировании и валютном контроле" будет внесен в Правительство РФ в октябре 2001 года. Об этом со ссылкой на председателя комиссии по подготовке законопроекта, вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина сообщила пресс-служба Минфина РФ.
В ближайшие несколько недель, по словам А.Кудрина, из имеющихся вариантов законопроекта будет подготовлен один "более сбалансированный вариант", обсуждение которого будет продолжено комиссией. Вице-премьер отметил, что за основу будущего документа может быть взят вариант, разработанный Минфином, и усиленный "сильным вектором либерализации", содержащимся в варианте Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ). "Мы должны подготовить законопроект с либеральным подходом, предусматривающий снижение нормы обязательной продажи валютной выручки, и отвечающий темпу либерализации экономики", - подчеркнул А.Кудрин.
Напомним, что в варианте законопроекта, разработанным МЭРТ, предлагается постепенное снижение нормы обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Так, до 31 декабря 2002 года этот показатель должен составлять 50%, в 2003 году - 25%, а с 1 января 2004 года - 0%.
Приказом министра РФ по налогам и сборам Александр Ефимов назначен руководителем межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Как сообщили РБК в пресс-службе МНС, А.Ефимов родился в 1957г., окончил в 1980г. Казанский финансово-экономический институт, в 2000г. - Финансовую академию при правительстве РФ. С 1990 по 1998гг. работал начальником госналогинспекции по Ханты-Мансийскому автономному округу, в 1998-2001гг. - руководителем управления МНС по Ханты-Мансийскому автономному округу.
С 20 июля более чем в 6 раз решением Региональной энергетической комиссии республики снижены тарифы на электроэнергию, вырабатываемую ГУП "Сахасельхозэнерго". Для пищевых и перерабатывающих предприятий (цехов, участков) и предприятий общественного питания цены снижены с 4,27 до 0,68 руб. за 1 кВтч. В эту категорию льготников не включены винодельческие, ликероводочные и пивоваренные производства.
Такое снижение тарифов позволит уменьшить себестоимость, и следовательно, розничные цены на основные продукты, станет стимулом создания новых предприятий по производству и переработке продуктов питания, будет способствовать расширению ассортимента выпускаемой продукции в сельской местности.
Так теперь затраты на электроэнергию в средней расчетной цене 1 кг хлеба из муки высшего сорта при новом тарифе снизятся с 78 до 12 коп., а розничная цена уменьшится на 7 % - с 12,6 до 11,7 руб.
На прошедшем 23 июля заседании коллегии Управления МНС РФ по Алтайскому краю был рассмотрен опыт работы налоговой инспекции по Рубцовску по использованию данных о расходах граждан для контроля за доходами. Как сообщил начальник отдела по контролю за предпринимательской деятельностью и декларированием доходов граждан Николай Тонких, Управлением МНС РФ по Алтайскому краю с 1998 года проводится работа по формированию баз данных о доходах и имущественном состоянии физических лиц на местном и региональном уровнях. С января 2000 года в инспекции стали поступать и формироваться базы о сделках с имуществом, ценными бумагами, культурными ценностями и транспортными средствами.
Рубцовские налоговики начали активно использовать эти данные для проверки правильности исчисления подоходного налога физическими лицами. Так, за 5 месяцев текущего года на основе информации о расходах 22 гражданам было доначислено 177 тысяч рублей подоходного налога, 104 тысячи из которых уже взыскано.
Как сообщает пресс-служба УМНС края, основываясь на опыте рубцовчан, члены коллегии приняли решение активизировать во всех инспекциях края работу по налоговому контролю за соответствием расходов полученным доходам.
23.07.2001
Министерство сельского хозяйства утвердило специализированную форму бухгалтерской отчетности № 8-СХ, в которой будут отражаться ожидаемые результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций за 2001 год.
Документ состоит из трех разделов: производство и себестоимость сельскохозяйственной продукции, реализация продукции (работ, услуг) за отчетный год и ожидаемые финансовые результаты. Кроме того, к форме прилагается справка, в которой отражаются ожидаемые субсидии из государственного бюджета.
Утвержденная форма должна быть представлена сельхозпредприятиями вне зависимости от формы собственности в составе квартальной бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2001 года.
Государственный комитет России по статистике сообщил индекс инфляции, который применяется для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации. Во втором квартале этот индекс составил 102,3 процента.
Указанный индекс применяется при исчислении налогооблагаемой прибыли от реализации основных средств, МБП, а также сырья, материалов, топлива и тому подобных ценностей. При реализации ценных бумаг, валюты, нематериальных активов, готовой продукции и товаров индекс инфляции не применяется.
Руководством области подписано распоряжение "О мерах по предупреждению нарушений порядка предоставления государственной статистической отчетности".
Как известно в основе всех решений областных властей лежат статистические выкладки, потому любая "дутая" цифра и сделанный на ее основе вывод могут негативно сказаться на повседневной жизни наших граждан. Документ обязывает глав местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций обеспечить установленный законодательством порядок представления государственной статистической отчетности и ее объективность.
Органы госстатистики в случаях выявления нарушений порядка государственной статистической отчетности должны обеспечить привлечение виновных к административной ответственности в соответствии с Законом РФ "Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности".