Министерство финансов России начало подготовку нескольких изменений в налоговое законодательство, которые станут основой налоговой политики на 2010-2012 годы. Об этом пишет газета "Коммерсант". В частности, речь идет о замене налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) новым налогом на дополнительный доход, а также о заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) под банковские гарантии.
В случае с НДПИ Минфин предложил облагать не нефть, добываемую компаниями, как это происходит сейчас, а накопленную за время разработки месторождения прибыль. Эта прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами за весь срок ведения работ на участке. При этом, как ожидается, ставка налога будет увеличиваться по мере роста добычи полезных ископаемых и снижаться при сокращении добычи. Новый налог предложено ввести только для месторождений, работы на которых были начаты относительно недавно. По предварительной оценке, он начнет действовать с 2011 года.
Среди других налоговых мер Минфин также намерен вновь ввести в действие не действующие сейчас статьи налогового кодекса об отсрочках, рассрочках и инвестиционном налоговом кредите. Кроме того, ведомство готовит поправки, которые позволят компаниям включать в список затрат расходы по строительству обязательных объектов, на которых настаивают местные власти. В частности, речь идет о школах и детских садах.
Как пишет газета "Ведомости", законопроект о заявительном возмещении НДС под банковские гарантии может быть принят Госдумой в ходе весенней сессии и вступит в силу с июля текущего года. В документе говорится, что налоговая служба должна будет в течение 30 дней рассмотреть заявление от компании, в случае, если гарантия банка на всю запрошенную сумму возмещения НДС будет действительна. Прежний порядок также будет сохранен: налог будет возмещаться только после камеральной проверки компаний. В этом случае весь процесс займет около трех месяцев.
В начале апреля Федеральная налоговая служба (ФНС) России объявила, что налоговые поступления в федеральный бюджет в первые два месяца 2009 года сократились на 13,5 процента по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Это произошло из-за снижения поступлений от налога на прибыль и НДПИ.
Комитет Госдумы по информационной политике рассмотрит концепцию закона, который предлагает разделить Рунет на две сферы. Автор этой концепции - директор Международного исследовательского института Астамур Тедеев. Об этом пишет газета "Ведомости".
Согласно концепции Тедеева, российский интернет необходимо разделить на гуманитарную и экономическую сферы. Под первой подразумеваются, в частности, электронная почта, различные некоммерческие сайты, СМИ. Ресурсам, входящим в эту сферу, предлагается предоставить максимум свободы.
В экономическую сферу попадают проекты, цель которых - получение прибыли в Сети. К этой сфере относятся, в первую очередь, онлайновые магазины и электронные платежные системы. Проекты, зарабатывающие на интернет-рекламе, сюда не входят.
В соответствии с концепцией Тедеева, интернет-магазины и электронные платежные системы должны публиковать на своих сайтах полную информацию о себе, включая название юридического лица, адрес, ИНН. В настоящее время на таких ресурсах зачастую публикуются только телефонные номера и адреса электронной почты.
Также концепция закона об интернете, предложенная Тедеевым, определяет такие термины, как "глобальная компьютерная сеть интернет", "информационная сеть", "электронная экономическая и электронная коммерческая деятельность". Разработать эту концепцию предложила партия "Единая Россия" осенью прошлого года.
Минэкономразвития предлагает ввести налоговые льготы для тех организаций, которые ведут благотворительную деятельность. Чиновники считают, что такая мера простимулирует некоммерческие организации, которые еще не занимаются благотворительностью или делают это недостаточно. Сейчас налоговые льготы, связанные с благотворительностью, распространяются только на пожертвователей — причем лишь на тех, кто финансирует государственные организации. Таким образом, меры Минэкономразвития расширяют поле для пожертвований, ведь после выхода знаменитого закона о НКО благотворительные организации стушевались и сократили размеры благотворительных отчислений.
Компании, победившей налоговиков в арбитражном споре, вполне по силам взыскать с проигравшей стороны расходы на адвокатов в полном объеме. Накануне, рассмотрев дело № А42-6681/2005, ВАС обязал налоговиков вернуть организации почти 1,5 миллиона рублей.
Мурманская фирма, «отбившись» от масштабных доначислений, подала новый иск, в котором требовала от инспекции возместить ей вышеуказанную сумму, затраченную непосредственно на оплату услуг юристов. Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса о «разумности» расходов на судебного представителя, «споловинил» требование, обязав инспекцию выплатить 750 тысяч рублей. «Апелляционщики» поддержали своих коллег. Представители кассации пошли дальше, удовлетворив запрос коммерсантов сполна. Судьи указали, что стоимость оказанных юридических услуг не может быть признана разумной и справедливой только в том случае, если превышает среднестатистическую в несколько десятков раз. ИФНС же, по мнению арбитров, не смогла доказать, что расходы компании чрезмерны по сравнению со сложившейся в регионе стоимостью юридических услуг, показания же действующих в области юристов свидетельствуют о том, что такие расценки практикует большинство их коллег.
Омрачило радость коммерсантов определение «тройки судей» ВАС от 16 февраля 2009 г. № 6284/07 о передаче дела в президиум. В документе было указано, что оценка стоимости юруслуг на основании показаний нескольких лиц, а не сведений из статистических органов, не является правомерным. Но Президиум ВАС не согласился с таким выводом, оставив в силе решение кассационной инстанции.
от факт, что в выданных сотрудникам справках указанный размер дохода превышает официальную зарплату, сам по себе не является безусловным свидетельством применения «конвертной схемы». Такой вывод следует из постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2009 г. № А78-2388/08-С3-21/69-Ф02-352/09.
Арбитры указали, что раз читинские инспекторы не представили каких-либо иных доказательств, подтверждающих занижение фирмой налоговой базы (скажем, первичные учетные документы), то доначисление ими НДФЛ, ЕСН и страховых взносов в ПФР нельзя считать правомерным.
Экспертная организация, занятая аудитом пожарной безопасности, не имеет права проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта, на котором она выполняла другие работы или услуги. Значит, компании-заказчику в подобном случае придется обратиться к другим пожарным аудиторам. Вышеуказанный запрет предусмотрен «Правилами оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки», которые утверждены постановлением правительства от 7 апреля 2009 г. № 304. Данным документом установлен также порядок оформления пожарного аудиторского заключения. В нем, в частности, должны быть указаны наименование и адрес экспертной организации, номер и дата подписания договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка риска, реквизиты собственника обследованного объекта. Кроме того, в названной бумаге необходимо зафиксировать описание предмета оценки, фамилии, имена и отчества должностных лиц, участвовавших в проведении мероприятия, результаты выполненных работ и выводы аудиторов.
Роспатент отныне должен публиковать сведения о поданных заявках на изобретения, а не только о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности. Помимо того, данное ведомство уполномочено вести госреестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения российских товаров. Ведение перечня общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков, реестров компьютерных программ, баз данных, топологий и интегральных схем также входит в обязанности Роспатента. Эти и другие изменения в «Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» внесены постановлением правительства от 8 апреля 2009 г. № 313.
Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций будет осуществлять федеральное правительство. Соответствующую поправку в Закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ одобрили во втором чтении депутаты Госдумы.
Как отмечают авторы документа, в результате переподчинения и реорганизации Росрегистрации оказались «безнадзорными» СРО, реестр которых вело данное ведомство. Дело в том, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный подтверждать статус, вести реестр и контролировать деятельность саморегулируемых организаций, до сих пор не определен. Именно эта коллизия и будет устранена, если законопроект вступит в силу.
В период кризиса Минфин не будет вводить никаких дополнительных репрессивных мер по отношению к бизнесу. С таким обнадеживающим заявлением выступил на налоговой конференции в РСПП заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Он подчеркнул, что хотя в нынешних условиях увеличиваются риски того, что отдельные компании и граждане будут менее трепетно относиться к закону и перестанут платить налоги, Министерство финансов «нацеливает налоговые органы на тщательную и аккуратную работу с людьми».
Впрочем, в отдельных сферах усиление контроля все же возможно. Так, по словам Шаталова, специалисты Минфина разрабатывают комплекс мер по недопущению уклонения от налогов при слиянии или поглощении убыточных компаний. Он пояснил, что в настоящее время компании, участвующие в слиянии и поглощении, имеют возможность переносить или суммировать убытки, полученные до реорганизации. «Нередко такие операции проводятся для того, чтобы уменьшить налоговые обязательства», – отметил он.
Вполне возможно, что скоро фирмы смогут списывать на расходы сразу половину затрат на переоснащение производства. О необходимости увеличения размера так называемой амортизационной премии с нынешних 30 до 50 процентов заявил в ходе налоговой конференции в РСПП замруководителя Минэкономразвития Станислав Воскресенский. «Надо поощрять тех, кто продолжает инвестировать средства в модернизацию производства даже в нынешних тяжелых условиях», – отметил он. Правда, при этом Воскресенский пояснил, что данная мера будет не постоянной – ее предполагается ввести только на период кризиса.
По всей видимости, уже скоро компании смогут возмещать НДС из бюджета в сжатые сроки и при минимальных усилиях. Как сообщил, выступая на налоговой конференции РСПП замминистра финансов Сергей Шаталов, в недрах Минфина разработан механизм заявительного порядка возмещения НДС в течение 30 дней, до завершения «камералки». Правда, чтобы воспользоваться данной новацией, фирме придется заручиться банковской гарантией того, что если результат проверки окажется неудовлетворительным и де-факто коммерсанты не имели права на возмещение, они смогут вернуть перечисленные им суммы. Насколько охотно пойдут на сей шаг банки, покажет практика.
Министерство финансов России предложило упростить и ускорить порядок возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). Такое заявление сделал замминистра финансов Сергей Шаталов, сообщает "Интерфакс".
По словам Шаталова, налогоплательщик, предоставивший банковскую гарантию, сможет получить НДС еще до проведения проверки документов, поданных в налоговые органы. Если же проверка покажет, что налогоплательщик не имел права на полное возмещение НДС, соответствующая сумма будет уплачена через механизм банковской гарантии.
Шаталов добавил, что данный механизм вполне жизнеспособен, и его можно запустить достаточно быстро. В настоящий момент решение о возмещении или невозмещении НДС производится налоговиками после камеральной проверки предоставленных налогоплательщиком документов.
В конце 2007 года руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов назвал НДС "наиболее коррупционным" налогом. В частности, это обусловлено трудоемкой процедурой возмещения НДС налогоплательщикам. Последние, стремясь избежать этого, пытаются уйти от уплаты НДС с помощью фирм-однодневок.
В начале апреля Федеральная налоговая служба (ФНС) России сообщила, что в январе-феврале текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года поступления в бюджет страны от НДС увеличились на 80 процентов. При этом общий объем налоговых выплат в бюджет сократился на 13,5 процента за счет снижения поступлений налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых.
В договоре страхования ответственности топ-менеджеров данных, конкретизирующих застрахованных лиц, может и не быть. Соответственно общая сумма годовой страховой премии будет указана без «разбивки» на суммы для каждого застрахованного. В таком случае страховые взносы вносятся в пользу нескольких граждан, что обусловливает отсутствие объекта обложения НДФЛ: невозможно уточнить доход каждого застрахованного лица. Но страховые выплаты производятся конкретному гражданину, а значит, облагаются НДФЛ (письмо Минфина России от 23 декабря 2008 г. № 03-04-06-01/386).
Россия по-прежнему обсуждает с Исландией возможность выдачи ей кредита и ждет дополнительных данных, — сообщило «РИА Новости» со ссылкой на директора долгового департамента Минфина РФ Константина Вышковского. «Можно говорить о переговорном процессе. Это значит, что мы ждем от Исландии дополнительной информации, на основании которой примем решение», — сказал Вышковский журналистам. По его словам, в данный момент Россия ожидает получить от Исландии сведения об объеме рисков правительства этой страны по банковскому сектору. Кроме того, для принятия решения по кредиту отечественным чиновникам необходимо прояснить следующий вопрос: какие договоренности Исландия, находящаяся на грани дефолта, уже подписала с другими кредиторами?
Впрочем, не стоит забывать, что в настоящее время российский бюджет находится на стадии пересмотра, и выдача кредита Исландии не входит в ближайшие планы правительства. Тем не менее, наблюдатели отмечают: чтобы повысить финансовый рейтинг страны и, как следствие, привлекательность для инвесторов, Россия может выдать кредит Исландии даже в том случае, если этот жест не будет предусмотрен законодательно.
Можно не выставлять счета-фактуры на аванс в случае, если отгрузка происходит в течение пяти дней с момента получения аванса. По мнению чиновников Минфина, в этом случае достаточно выставить счет-фактуру на реализованные товары (работы, услуги, имущественные права). Также покупатель не обязан принимать к вычету НДС, предъявленный продавцом, когда он получил аванс. Правом на вычет он сможет воспользоваться при получении счета-фактуры на реализованные товары (работы, услуги, имущественные права). Все эти рекомендации содержатся в письме Минфина России от 6 марта 2009 г. № 03-07-15/39.
Услуги по проведению гарантийного ремонта, хранению запасных частей и устройств, а также администрирование рабочего процесса в подпунктах 1—4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса не поименованы. Подобное обстоятельство стало поводом для обложения НДС операций по реализации данных видов сервиса в общеустановленном порядке. Именно такую позицию приняло столичное налоговое ведомство в письме УФНС по г. Москве от 17 марта 2009 г. № 16-15/23330.
Та же участь (правда, уже по иным обстоятельствам) уготована и суммам, поступившим в российские сервисные центры от предприятий-изготовителей. Конечно, если указанные средства остались в распоряжении отечественных компаний.
Алексей Улюкаев, первый заместитель председателя Центрального банка России, объявил, что с начала апреля ЦБ купил валюту в эквиваленте более 2 млрд. долл., чтобы избежать чрезмерного укрепления рубля и удержать торговый баланс РФ в положительной зоне.
Перед 20 апреля, когда будет производиться уплата квартального НДС, у российских компаний возникнет дополнительная потребность в рублевой ликвидности, и объем покупок валюты регулятором может увеличиться. Поэтому, по мнению аналитиков ADVANCED RESEARCH, опубликованному на сайте
Если прогноз осуществится, то рубль к концу месяца будет стоить 33,83–34,47 руб. за доллар и 43,32–44,10 руб. за евро.
Деятельность по изготовлению экземпляров программ для ЭВМ и баз данных с 2009 года подлежит лицензированию. В связи с этим Правительство РФ внесло изменения в ряд документов, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности, чтобы привести их в соответствие с действующим законодательством (постановление Правительства РФ от 27.01.2009 № 50).
Поправки носят редакционный характер: где раньше была указана деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, теперь добавились и компьютерные программы. Также учтено, что контролирующим органом для указанных видов деятельности теперь является не расформированная Россвязьохранкультура, а Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Срок действия заграничного паспорта может быть увеличен до десяти лет, пишет "Российская газета" в номере за 13 апреля. О такой возможности сообщил в ходе онлайн-конференции руководитель Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский.
По словам Ромодановского, соответствующее решение должно быть принято до конца 2009 года. Кроме того, добавил он, ФМС разрабатывает систему, позволяющую гражданам отправлять заполненные анкеты на получение загранпаспорта через интернет. О сроках введения в эксплуатацию такой системы не сообщается. Разработка и внедрение новой системы будет зависеть от финансовых возможностей ФМС, заметил Ромодановский.
Продление срока действия загранпаспорта может быть связано с некоторыми трудностями, отмечает газета. Так, подобная реформа увеличит себестоимость производства документа, так как потребуется увеличение количества страниц в загранпаспорте. Это, в свою очередь, приведет к увеличению размера государственной пошлины, предусмотренной за выдачу документа.
В настоящий момент ФМС выдает гражданам РФ два типа загранпаспортов на выбор: документ старого образца, госпошлина за который составляет 400 рублей, и новый биометрический загранпаспорт за тысячу рублей. Новый загранпаспорт отличается от документа старого образца тем, что имеет пластиковую страницу с вшитым информационным чипом, на котором записаны личные данные владельца и цифровая фотография. Оба документа действуют в течение пяти лет с момента выдачи владельцу.
Накануне директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Леонид Шнейдман выступил с заявлением об отмене нормы в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», которая разрешала ранее российским компаниям не проводить переоценку своих активов.
Речь идет о 13-й статье закона, которая на данный момент еще позволяет не применять правила бухгалтерского учета в той ситуации, когда достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты организации становится невозможным.
Фактически любая компания может воспользоваться данной статьей и не проводить переоценку активов. В особенности упомянутое положение играет на руку управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, которые могут скрывать убытки, а своим клиентам предоставлять недостоверную информацию.