Список контролирующих организаций увеличился. Указом Президента РФ от 31 декабря 2008 г. № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» учреждена Федеральная служба по контролированию алкогольного рынка. Она призвана объединить в себе выполняемые ранее разрозненно Минфином, ФНС, Минэкономразвития функции по регулированию и контролю производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Подчиняться данная структура будет непосредственно Правительству РФ, а днем ее рождения можно считать 31 декабря 2008 года (сам Указ вступил в силу 5 января 2009 года).
Такой вот новогодний подарок преподнес Президент труженикам алкогольного сектора.
В случае перепродажи автомашины, которая куплена у физического лица, организации уплачивают НДС с разницы между рыночной ценой транспортного средства и стоимостью их приобретения. Об этом говорится в п. 5.1 ст. 154 НК РФ. Что же касается рыночной цены реализуемого автомобиля, то она определяется в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса (с учетом НДС). Налог исчисляется с применением расчетной ставки 18/118 (соответствующее изменение внесено в п. 4 ст. 164 НК РФ).
Представители финансового ведомства отмечают, что данные поправки вступают в силу с 1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона и не ранее первого числа очередного налогового периода. Поскольку Федеральный закон от 4 декабря 2008 г. № 251-ФЗ появился в «Российской газете» 9 декабря 2008 г., а налоговый период по НДС — квартал, то указанные изменения начнут применяться со второго квартала 2009 г. Об этом сказано в Федеральном законе от 4 декабря 2008 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Субъекты РФ вправе понижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога на прибыль организаций. Это касается той части налога, которая подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер указанной ставки не может быть ниже 13,5 процента (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ). Минфин России в письме от 23 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/99 уточнил, что регионам предоставлено лишь право понижать до определенного уровня ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не устанавливать особый порядок формирования налоговой базы. Это уже является нарушением норм Налогового кодекса.
Правительство РФ направит 6 млрд рублей на поддержку российских организаций-экспортеров промышленной продукции (постановление от 14.01.2009 № 24). Деньги будут предоставляться в качестве субсидий на возврат процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2005–2010 годах. Кредиты должны иметь целевое назначение — производство продукции на экспорт.
Субсидии получат также организации автомобилестроения и транспортного машиностроения, но в меньшем объеме — 2,5 млрд рублей. Деньги выделятся на погашение кредитов, полученных в 2008–2009 годах в российских и международных организациях и направленных на технологическое перевооружение.
Эхом давней войны между бизнесменами и представителями криминальных структур, разразившейся в стране в бурные 90-е, прозвучал обвинительный приговор, вынесенный накануне участникам столичной ОПГ, «крышевавшим» местных предпринимателей.
Как сообщает пресс-служба прокуратуры Москвы, в 1996 году в офис одной из компаний заявились «добры молодцы», представились членами «очаково-солнцевской преступной группировки» и без лишних намеков потребовали от руководства ежемесячно выплачивать им по 2 тысячи долларов в обмен на «физическую неприкосновенность». Опасаясь за свою жизнь, предприниматели вынуждены были принять условия вымогателей. В условиях финансового кризиса 1998 года размер требуемой преступниками суммы возрос до 2,5 тысяч долларов. До тех самых пор, пока «братков» за совершение самых разнообразных, в том числе и аналогичных, преступлений, не задержали сотрудники УБОП, коммерсанты успели перечислить своим «покровителям» свыше двух миллионов рублей.
Приговор, вынесенный бандитам служителями Фемиды, мягким не назовешь: двое из состава группировки приговорены к семи годам колонии строгого режима и скоро отправятся к месту отбытия наказания. Их «босс» получил на три года больше, правда, что называется, «заочно». Для того чтобы привести наказание в исполнение, его еще нужно изловить, так как в настоящее время он скрывается от правосудия за рубежом.
Не исключено, что российское законодательство, в том числе налоговое, вскоре станет более адекватным и понятным, нежели сейчас. По крайней мере, к этому призвал депутатов и сенаторов глава ВАС Антон Иванов, выступая накануне на заседании в Совете Федерации. Так, главный арбитр страны отметил, что, с одной стороны, в законодательстве существует много прорех, требующих латания, с другой – оно нуждается в незамедлительной «зачистке» от различных дублирующих норм, мешающих нормальному правоприменению. Все это увеличивает нагрузку на суды. Особенно грешат противоречиями, по словам Иванова, «земельные» и налоговые нормы.
Просьбе компании о том, чтобы в качестве обеспечительной меры было приостановлено исполнительное производство, инициированное по решению суда, суждено остаться без удовлетворения в силу нестыковки с действующим законодательством. Такой вывод следует из постановления ФАС Уральского округа от 22 января 2009 г. № Ф09-10010/08-С2.
Отменяя решение своих коллег из первой и апелляционной инстанции, арбитры напомнили, что согласно статьям 16 и 318 Арбитражного процессуального кодекса вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для государственной власти и местного самоуправления, организаций, граждан и подлежат исполнению на всей территории страны. При этом, как указывается в постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. № 55, к обеспечительным мерам относится лишь приостановление взыскания по оспариваемым документам, которое производится в безакцептном порядке. Исполнительный лист к таковым не относится, значит, и запретить его действие нельзя.
На стадии процедуры конкурсного производства арест имущества «проблемной» компании во исполнение требований по взысканию текущих платежей недопустим. Об этом говорится в постановлении ФАС Уральского округа от 20 января 2009 г. № Ф09-10271/08-С2.
Арбитры напомнили, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются даже ранее наложенные на его имущество аресты и прекращается реализация исполнительных процедур. При этом все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Наложение новых арестов на собственность разорившейся компании и иных ограничений права распоряжения имуществом в данном случае запрещено.
Процедура регистрации и ликвидации коммерческих компаний в скором времени может измениться, причем отнюдь не в сторону упрощения. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в аппарате Комитета Госдумы по собственности, соответствующий законопроект на днях внесен на рассмотрение нижней палаты парламента. Юридические нюансы изменений разработчики данного документа пока не афишируют, однако подчеркивают, что главная его цель – защита фирм от криминальных поглощений путем повышения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Цель номер два – усиление эффективности мер принуждения к исполнению обязательств в случае ликвидации компаний. Исходя из этого можно предположить, что процесс учреждения и ликвидации юрлица обрастет дополнительными формальностями и станет более продолжительным. В то же время, если верить авторам инициативы, поправки позволят устранить многие негативные явления.
Меры по спасению бизнеса, попавшего в сложную ситуацию из-за глобального кризиса, станут делом самих «утопающих». Руководство Федеральной антимонопольной службы приглашает предпринимательские общественные организации принять участие в работе профильного Экспертного совета по поддержке малого и среднего бизнеса. Как сообщает пресс-служба ФАС, Экспертный совет создается с целью рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением федеральными и муниципальными властями антимонопольного законодательства, а также для подготовки предложений и рекомендаций по его совершенствованию. Предполагается, что данное «новообразование» будет состоять из представителей ФАС и прочих госструктур, сотрудников научных организаций, деятелей предпринимательских союзов и общественных объединений, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. Заявки на участие, а также предложения по формированию повестки заседаний можно отправлять по телефону 8 (495) 254-08-09, e-mail: [email protected].
У компаний, которые в нынешних кризисных условиях не в состоянии выкупить в установленный срок арендуемые у государства земельные участки по причине нехватки средств, появился повод для «осторожного оптимизма». Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в аппарате думского комитета по собственности, в весеннюю сессию депутаты собираются рассмотреть законопроект, продлевающий срок выкупа земель, находящихся в бессрочном пользовании. Напомним, что в соответствии с Законом от 25 октября 2001 г. (в ред. от 5 февраля 2007 г.) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» выкуп земельных участков собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений должен быть осуществлен до 1 января 2010 года. Разработчики поправок предлагают продлить этот срок до 2013 года. Данный документ уже рекомендован к принятию.
Примечательно, что в ходе обсуждения выдвигались и более радикальные инициативы: продлить данную процедуру лет на 20–25 или вообще сделать приватизацию бессрочной. Не исключено, что разразившийся финансовый кризис еще заставит законодателей вернуться к обсуждению и таких предложений.
При подготовке сведений по формам 3-НДФЛ и 4-НДФЛ за 2008 год можно воспользоваться версией 1.0.3 программы «Декларация-2008» от 18 февраля 2009 г. Как информируют разработчики, внешний вид и содержание названных документов остался прежним, изменено лишь имя выгружаемого файла. Скачать ПО и установочный пакет можно с официального сайта ФНС.
Налогоплательщики вправе самостоятельно утверждать форму товарного чека, соблюдая при этом положения Закона от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Такой информацией поделился Минфин в письме от 11 февраля 2009 г. 03-11-06/3/28. Финансисты напомнили, что согласно статье 493 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором, то договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Вместе с тем товарный чек является одним из первичных документов, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты товара. Однако форма товарного чека не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а потому финансисты с легкостью доверили ее разработку компаниям.
Инспекцией была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты обществом налогов за 2004-2005 гг. По ее результатам проверяющие приняли решение о привлечении компании к налоговой ответственности, предусмотренной п.п. 1, 2 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа, а также доначисления налогов и пеней.
В обоснование своего решения фискалы приводили тот факт, что общество заключало агентские договора с предпринимателем и с ЗАО, которые, по мнению инспекторов, были взаимозависимы с обществом.
За защитой своих прав фирма обратилась в суд. Руководствуясь Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленные инспекцией доказательства о наличии взаимозависимости предпринимателя с упомянутыми организациями не подтверждают фактов совершения обществом налоговых правонарушений. Дело в том, что наличие счетов в одних банках и использование одних и тех же помещений сами по себе еще ни о чем не говорят. Указанные выводы поддержала и кассация (Постановление ФАС Западно-Сибирского округаот 25 декабря 2008 г. № Ф04-7080/2008(16064-А45-19)).
Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели могут применять ЕСХН (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 314-ФЗ).
Значительное снижение налоговой нагрузки за счет освобождения от уплаты целого ряда налогов при применении данной системы налогообложения позволит с меньшими потерями перенести кризисный период.
Вместе с тем данный закон определяет порядок обложения сбором за пользование водными биологическими ресурсами ресурсов, выловленных в качестве приловов.
Сегодня у работодателей возникает много вопросов по трудовому законодательству. Как правильно уволить сотрудника, какие выплаты ему положены при разных формах увольнения, кого из сотрудников увольнять нельзя и т. д. Вопросы возникают и у самих работников. Ведь не всегда увольняют по закону. За официальными разъяснениями можно обратиться в Роструд и его территориальные органы. Напоминаем, что сделать это позволяет административный регламент, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. № 702н. Чиновники готовы рассмотреть и ответить на вопросы, заданные на личном приеме, отправленные по факсу, обычной или электронной почте. Однако в регламенте есть положение, которое работодателей не обрадует — если на личном приеме работника, который пришел за разъяснениями, чиновники решат, что его права нарушены, ему предложат написать соответствующее заявление. А тут уж, как говорится, откройте — это проверка!
Подразделения Госавтоинспекции и налоговые органы теперь обязаны оперативно обмениваться сведениями о зарегистрированных в ГИБДД автомобилях. Так сказано в совместном приказе МВД России и ФНС России от 31.10.2008 № 948/ММ-3-6/561, который вступил в силу 7 февраля 2009 года.
Основная цель приказа — не допустить ситуаций, когда граждане, продавшие свои автомобили, получают от налоговых органов квитанции об оплате транспортного налога. Это создавало автовладельцам крупные неудобства, так как они вынуждены были самостоятельно получать в органах Госавтоинспекции документы о продаже машины и представлять их в налоговую инспекцию. Теперь же сведения о зарегистрированных и снятых с учета автомобилях должны поступать в налоговые органы в течение 10 дней после совершения указанных процедур. Тот же срок отведен инспекции на сообщение в ГИБДД сведений о смене места жительства плательщиков транспортного налога.
Если компании в случае единовременной выплаты налога грозит банкротство, она может обратиться в Федеральную налоговую службу с заявлением о предоставлении ей отсрочки. Такое разъяснение сделал Минфин в письме от 12 января 2009 г. № 03-02-07/1-8. Исключение составляют НДС и акцизы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Для того чтобы получить такую поблажку, в главное налоговое ведомство необходимо предоставить следующие документы:
Несмотря на взятый правительством курс на снижение административных барьеров, препятствий на пути развития частного предпринимательства остается предостаточно. И чиновники на местах активно пользуются этим обстоятельством, радея не столько о пополнении бюджета, сколько о собственном финансовом благополучии. Так, на скамью подсудимых недавно попала высокопоставленная сотрудница муниципалитета, за соответствующую плату освобождавшая местных предпринимателей от прохождения неких обязательных, но весьма обременительных для них процедур.
Как сообщает пресс-служба ГУВД по Иркутской области, начальница комитета по труду администрации города Тулун требовала, чтобы местные ПБОЮЛ, независимо от рода занятий, обзавелись удостоверениями о прохождении обучения правилам охраны труда. Спецкурсы проводились в Ангарске. Отлично понимая, что на такую поездку предпринимателям придется потратить немало времени, дама предлагала им приобрести заветные «корочки» лично у нее. Стоимость такой услуги колебалась от 3 до 5 тысяч рублей.
В конце концов информация о поборах дошла до сведения сотрудников ОБЭП, которые затем задержали главу трудового комитета во время получения денег. В соответствии с инкриминируемыми ей статьями Уголовного кодекса 292 – «Служебный подлог» и 290 – «Получение взятки должностным лицом», представительница горадминистрации может расстаться со свободой на срок до семи лет.
Порядок предварительного информирования таможни о перемещении грузов может быть введен в нашей стране в ближайшее время. Вполне вероятно, что соответствующий законопроект Госдума рассмотрит в весеннюю сессию. Об этом сообщила начальник Управления правового обеспечения законопроектной деятельности ФТС Ольга Щербакова на ведомственной конференции, которая прошла в Санкт-Петербурге.
Заместитель главы представительства Европейской комиссии в РФ Пол Вандорен отметил, в свою очередь, что Евросоюз с 1 января 2009 года запустил пилотный проект, который предполагает предварительное информирование таможенных органов о товарах, перевозимых через границу. По его словам, в настоящее время к нему присоединились 13 из 27 участников Евросоюза. «Мы надеемся, что российское правительство ускорит реформирование таможенной деятельности», – сказал он, отметив, что торговый оборот между Евросоюзом и Россией в среднем возрастает на 20–35 процентов в год.