По сделке с третьими лицами у посредника, применяющего «упрощенку», в составе налогооблагаемых доходов учитывается только агентское вознаграждение. Об этом сообщает Минфин в письме от 26 января 2009 г. № 03-11-09/19. Вместе с тем финансисты отметили, что при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала. В противном случае согласно положениям пункта 6 Информационного письма Президиума ВАС от 17 ноября 2004 г. № 85 сделка, совершенная до подписания договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
Небольшие фирмы и ИП могут быть на год освобождены от арендной платы при найме муниципального имущества. Такая мера, призванная помочь представителям малого бизнеса пережить финансовый кризис, содержится в пакете предложений, озвученных накануне в ходе учредительной конференции ассоциации «Справедливый бизнес» главой Совета Федерации Сергеем Мироновым. Об этом корреспонденту «ФАФИ» сообщили в пресс-службе «Справедливой России».
Помимо этого, спикер Совфеда требует в законодательном порядке ограничить размер ставки по кредитам, выдаваемым банками малым предприятиям, 3–5 процентами от ставки рефинансирования ЦБ. Выступил Миронов и за снижение НДС с 18 до 10 процентов, причем «задним числом» – с 1 января 2009 года.
Вполне вероятно, через год-другой изменится порядок таможенного оформления грузов. Как рассказал заместитель начальника аналитического управления ФТС Юрий Моисеев в Санкт-Петербурге на конференции «Новое в таможенном законодательстве: теория и практика», это предусмотрено концепцией, разработанной специалистами ведомства. Согласно документу, который вскоре будет представлен в правительство, таможенное оформление грузов должно осуществляться исключительно в пунктах, приближенных к госгранице. По словам Моисеева, это позволит упростить многие процедуры.
Однако прежде предстоит выполнить большой объем работ, в частности, создать в приграничных регионах таможенно-логистические терминалы. По предварительным подсчетам, их потребуется не менее пятидесяти. Стоимость каждого такого сооружения оценивается примерно в 600 миллионов рублей. Подготовительные мероприятия планируется закончить в 2011 году. К 2014 году предполагается оптимизировать систему таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых автомобильным и морским транспортом, к 2020-му – железнодорожным транспортом. В качестве источников финансирования этого грандиозного проекта таможенники предлагают использовать средства участников ВЭД.
Передача тех или иных презентов работникам организации облагается НДС, причем налоговая база по данной операции определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса, а именно – как рыночная стоимость данных товаров. Такое мнение высказал Минфин в письме от 22 января 2009 г. № 03-07-11/16. Финансисты напомнили, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в целях исчисления НДС передача права собственности на товары на безвозмездной основе также признается реализацией.
Стоимость призов, разыгрываемых в ходе рекламной акции, можно учесть при расчете налога на прибыль, но только в пределах одного процента от выручки. К такому выводу пришел Минфин в письме от 3 февраля 2009 г. № 03-03-06/2/14. Финансисты напомнили, что в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются, в том числе, затраты на рекламу как товаров, так и деятельности налогоплательщика, включая продвижение его товарного знака и знака обслуживания. При этом затраты на изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, относятся к нормируемым расходам на рекламу (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК).
Расходы на содержание вахтовых и временных поселков могут быть в полном объеме учтены в целях исчисления налога на прибыль. Правда, как следует из письма Минфина от 6 февраля 2009 г. № 03-03-05/17, для этого должны быть одновременно соблюдены два условия. Во-первых, такое возможно, если органы местного самоуправления поленились утвердить соответствующие нормативы. Во-вторых, если на данной территории ко всему прочему нет аналогичных объектов, у которых можно было бы «позаимствовать» порядок признания подобных затрат.
Единый социальный налог следует учитывать в расходах по налогу на прибыль в том отчетном периоде, в котором он признается фактически начисленным. Об этом сообщает Минфин в письме от 16 февраля 2009 г. № 03-03-06/2/22. Финансисты напомнили, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса суммы налогов (за исключением поименованных в ст. 270 НК) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Причем признаются подобные затраты на дату начисления налогов (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК).
Нестабильность рубля заставляет многих предпринимателей размышлять о переходе на условные единицы. Уже известно, что на такой шаг пошли некоторые продавцы недвижимости и автомобилей. Среди них такие компании, как «Дон-строй», «Капитал Групп», «Тойота», «Мицубиси» и другие. Причем в действиях этих корпораций нет состава преступления. Дело в том, что в конце 2004 года вступили в силу поправки в закон о защите прав потребителей, согласно которым информация на ценнике обязательно должна была быть в отечественной валюте. Правда, ограничение не распространяется на продавцов недвижимости или автодилеров, коими и являются вышеперечисленные компании.
По словам экспертов, не стоит из этой информации делать каких-либо глобальных выводов. Однако очень важно, чтобы все участники рынка с уважением относились к своему покупателю и не начали жульничать. Правда, в таком случае их может постигнуть печальная участь в виде административной или даже уголовной ответственности.
По инициативе Ставропольского краевого антикризисного штаба разработан законопроект, согласно которому планируется установить ставку единого налога для «упрощенцев» в размере 5 процентов. Эта мера позволит уменьшить фискальную нагрузку на предприятия малого бизнеса, высвободит дополнительные ресурсы для их развития.
Утверждена новая форма Справки налогового агента об уплаченных налогоплательщиком суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика. Такая форма утверждена приказом ФНС России от 02.12.2008 № ММ-3-3/634.
Данный документ необходим для предоставления налогоплательщику социального налогового вычета по произведенным расходам на уплату дополнительных взносов. Помимо указанной Справки, нужны также следующие документы: заявление, налоговая декларация и иные документы, подтверждающие фактические расходы на уплату дополнительных страховых взносов.
Утвержден перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, затраты на которые при исчислении налога на прибыль можно включить в состав прочих расходов с применением повышающего коэффициента 1,5 (п. 2 ст. 262 НК РФ). Перечень приведен в постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988, которое вступило в силу с 1 января 2009 года. Уменьшить прибыль можно, в частности, на НИОКР в области нанотехнологий, технологий обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработки методики утилизации промышленных отходов, производства программного обеспечения, исследований, связанных с созданием и обработкой новых материалов, сплавов и композитов. И если НИОКР, приведенные в указанном выше перечне, положительные результаты не принесли, их все равно можно отнести к прочим расходам на льготных условиях.
Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Новую вывеску подарил этой службе Президент России Указом от 25 декабря 2008 г. № 1847.
Новый орган будет заниматься организацией единой системы кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ. Указ начинает действовать с 1 марта 2009 года, но новое название регистраторы получили с 31 декабря 2008 года.
Как сообщают представители Федеральной налоговой службы, в конце 2008 г. собираемость по налогам на прибыль и на добавленную стоимость значительно упала. Минфин уже сообщал о двукратном уменьшении налоговых поступлений за ноябрь прошлого года, однако не уточнялось, за счет каких именно. Так, по данным ведомства, в ноябре 2008 г. налог на прибыль обеспечил государственному бюджету 50,3 млрд. руб., в то время как в октябре поступления составляли 282 млрд. руб. За аналогичный период 2007 г. налоговики собрали 147,6 млрд. руб.
Представители ФНС и Минфина сложившуюся ситуацию пока не комментируют. В то же время анализ данных Росстата позволяет сделать вывод, что падение собираемости связано с ухудшением сальдированного финансового результата российских предприятий (сумма прибылей или убытков). Этот показатель начал ухудшаться еще в сентябре, а в октябре составил 63,4 млрд. руб. — на 88% меньше, чем год назад. В свою очередь, падение налога на добавленную стоимость аналитики связывают с рассрочкой, которую получили компании на уплату этого налога осенью 2008 г.
Моральный облик отдельных (весьма высокопоставленных) правоохранителей, с которыми приходится контактировать предпринимателям, увы, все еще далек от идеала. Так, накануне в Волгограде завершился громкий судебный процесс над экс-начальником районного ОВД, обвиняемым аж по семи статьям Уголовного кодекса.
Инкриминируемый чиновнику в погонах «букет» весьма впечатляет: тут тебе и злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), и служебный подлог (ст. 292 УК), и незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК). Не брезговал подсудимый и грабежом (ст. 161 УК), а также был уличен в незаконном хранении боеприпасов (ст. 222 УК). Ну и в придачу ко всему уголовные статьи 290 – «Получение взятки» и 159 – «Мошенничество».
Что касается взяток, то вымогал их милицейский чиновник, как нетрудно догадаться, с подконтрольных коммерсантов – за «общее покровительство и невмешательство». Причем дело было поставлено, что называется, на поток: годовой транш с каждого коммерсанта доходил до 10 тысяч долларов. Помимо «живых» денег, махинатор под видом спонсорской помощи получал от сельских товаропроизводителей часть собранного ими урожая в виде семян подсолнечника, пшеницы, а также вымогал деньги у водителей транзитного грузового транспорта.
Незаконное же предпринимательство, по данным облпрокуратуры, заключалось в учреждении бывшим главой РОВД через родственников (мать и несовершеннолетнюю дочь) некоего ООО, а мошенничество – в оформлении по подложным документам трехмиллионного банковского кредита. Остается добавить, что за все свои «подвиги» страж порядка приговорен к семи с половиной годам лишения свободы.
По всей видимости, количество гастарбайтеров, прибывающих в нашу страну, вскоре заметно снизится, а степень их подготовленности к работе в российских условиях значительно повысится. О необходимости создания системы организованного привлечения иностранцев заявил вице-премьер Александр Жуков на расширенном заседании коллегии ФМС. «Элементами этой системы могут стать межрегиональные многофункциональные центры адаптации иностранной рабочей силы», – цитирует его правительственная пресс-служба. По мнению Жукова, такие центры должны оказывать трудовым мигрантам юридическую помощь, заниматься их адаптацией, обучать русскому языку, обеспечивать своевременное отбытие гастарбайтеров на родину по окончании срока пребывания в России, отслеживать их передвижения по стране. Пока же, в условиях финансового кризиса, МВД и ФМС должны сосредоточиться на оперативной отправке за пределы России мигрантов, которые не смогли найти здесь работу, отметил вице-премьер.
Утратив возможность принудительного взыскания задолженности по налогам как в бесспорном, так и в судебном порядке, инспекция может (и должна) забыть и о начисленных исходя из этой суммы пенях. Об этом в который уж раз напоминают терпеливые представители ФАС Центрального округа в постановлении от 28 января 2009 г. по делу № А14-5865/2008126/28.
В силу пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем в данном случае необходимо применять общие правила исчисления срока давности взыскания, резюмировали арбитры.
У налоговиков не иссякает желание подавать заведомо бесперспективные иски, так что работы у арбитражных судов в ближайшее время не убавится. Так, на днях Президиум ВАС, рассмотрев дело № А12-15038/07-С36, в очередной раз констатировал, что декларация, своевременно отправленная фирмой в «бумажном» варианте по почте, считается представленной даже в том случае, если компания обязана отчитываться в электронном виде. Примечательно, что аналогичное решение арбитры озвучили несколько недель назад.
Как следует из материалов дела, волгоградская компания, которой в силу закона предписывалось отчитываться по «электронке», несколько припозднилась с таким вариантом отчетности, зато точно в срок отправила «письменную» версию. Как нетрудно догадаться, сдачу декларации на бумаге инспекторы расценили как ее отсутствие, а за несвоевременное представление электронной формы документа оштрафовали в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса.
Участники «тройки судей» ВАС в определении от 17 ноября 2008 г. № 1150/08 указали, что проступок компании следует расценивать лишь как нарушение порядка или формы представления отчетности, и что под вышеуказанную статью оно никак не подпадает. Президиум ВАС согласился с мнением «тройки».
Напомним, что такая же позиция озвучена коллегией ВАС в определении от 27 октября 2008 г. № 11482/08 и поддержана Президиумом 3 февраля 2009 г. при рассмотрении дела № А12-15036/07-С65. А 2 февраля текущего года аналогичное решение вынес ФАС Северо-Западного округа в постановлении по делу № А56-12615/2008.
Не исключено, что скоро исполнительное производство в отношении фирм и ИП будут открывать, только если сумма взыскания составит более 500 рублей. По сообщению пресс-службы ФССП, о необходимости установления такого «нижнего порога» заявил глава службы Артур Парфенчиков.
В своем выступлении на расширенной коллегии ФССП он пояснил, что порой контролеры, в том числе из ИФНС, выписывают постановления по взысканию платежей, пени и штрафов на суммы менее 100 рублей. Учитывая тот факт, что затраты по одному исполнительному производству составляют 300 – 400 рублей, получается, что приставы практически работают «в минус», в результате чего бюджет терпит неоправданные убытки. Выход из ситуации Парфенчиков видит во введении так называемой накопительной системы. Суть ее сводится к тому, что суммы задолженности, недостаточные для возбуждения производства, будут «складироваться» до тех пор, пока их общий размер не превысит полтысячи рублей. Только тогда в дело вступят судебные приставы и взыщут все долги разом.
Вскоре все без исключения судебные приставы смогут на законных основаниях вести дознание. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, расширяющий права сотрудников ФССП, успешно прошли второе чтение в Госдуме.
Напомним, что согласно действующей редакции УПК, дознавательными полномочиями наделен только «комсостав»: главный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав (в территориальном структурном подразделении), а также старшие судебные приставы Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.
По всей видимости, уже совсем скоро цены на такую продукцию, как хлеб, молоко, яйца, мясо и сахар, во избежание необоснованных колебаний, будут рассчитываться по специальному утвержденному правительством алгоритму. Как сообщил в ходе состоявшегося накануне совещания министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, методика эта, разработанная Минсельхозом совместно с ВНИИ экономики сельского хозяйства и ВНИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, позволит определить индикативные (экономически оправданные) цены на основные виды социально значимых продуктов и не допустить их неоправданного повышения. По словам Гордеева, индикативные цены должны стать базой для соглашений, которые заключают между собой производители и переработчики сельхозпродукции.
«Минсельхозу необходимо занять наступательную позицию в продвижении этой идеи, довести ее до регионов, разослать в субъекты соответствующие методические рекомендации», – цитирует слова своего руководства пресс-служба ведомства.