В целях совершенствования процедуры декларирования товаров, перемещаемых через границу РФ, скорректирован порядок заполнения грузовой таможенной и транзитной деклараций. Не далее как 26 сентября текущего года Минюст зарегистрировал соответствующий приказ таможенной службы от 22 сентября 2008 г. № 1157 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057». В частности, в данном документе установлен дополнительный критерий, позволяющий декларировать несколько товаров как один. Это станет возможно, если декларируемая продукция отнесена к одному коду по Классификатору дополнительной таможенной информации (разумеется, в том случае, когда в отношении декларируемого товара такой код установлен). Соответственно, изменен и порядок отражения сведений о товаре в самой ГТД. Новые правила заполнения таможенных деклараций вступают в силу с 1 января 2009 года.
Недавний инцидент с обнаружением в ряде импортных молочных продуктов такого опасного для здоровья вещества, как меламин, послужил толчком для срочного внесения изменений в Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. В соответствии с СанПиН 2.3.2.2421-08, утвержденными постановлением главы Роспотребнадзора от 1 октября 2008 г. № 56, присутствие меламина в пищепродуктах оказалось под полным запретом. Согласно документу, контроль за соблюдением данного гигиенического требования (в частности, в отношении молока и молочных продуктов) будет осуществляться в случае обоснованного предположения о наличии опасного «ингредиента» в продовольственном сырье.
В скором времени компаниям и предпринимателям для размещения рекламы своих товаров и услуг на почтовых конвертах или открытках больше не придется получать специальное разрешение в органах исполнительной власти. Соответствующие поправки в статью 18 Закона «О рекламе» Госдума приняла в третьем, заключительном чтении. По мнению депутатов, отмена норм, ограничивающих печать рекламы на почтовых отправлениях, поможет снять административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с рекламой.
По всей видимости, предпринимателям и простым гражданам в обозримой перспективе предстоит все так же уплачивать транспортный налог «по старинке», то есть по существующей схеме. По крайней мере, Минфин категорически против изменений ныне действующего порядка. Так, представители финансового ведомства забраковали предложение о включении ставки транспортного налога в стоимость топлива, инициированное не абы кем, а аппаратом правительства. Доводы о том, что в таком случае отпадет надобность в рассылке извещений, не нужно будет брать в расчет объем двигателя и техническое состояние автомобиля, финансистов не впечатлили. По их мнению, изложенному в письме от 23 сентября 2008 г. № 03-05-06-04/59, такая новация приведет лишь к усложнению процедуры администрирования и, по сути, к двойному налогообложению. «Учитывая положения статьи 38 НК, согласно которым каждый налог должен иметь самостоятельный объект обложения, предлагаемое изменение не может быть поддержано», – говорится в «отповеди» Минфина.
Порядок оплаты больничных листов по уходу за ребенком, скорее всего, в ближайшем будущем претерпит изменения. В ходе прошедшего накануне заседания депутаты Госдумы одобрили в первом чтении поправки в Закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, предложенные Заксобранием Читинской области. Авторы законопроекта посчитали, что если ребенок, не достигший 15 лет, имеет злокачественные новообразования (лимфоидных, кроветворных и родственных им тканей), то его несчастным родителям необходимо оплачивать все дни, которые они посвятили лечению своего больного чада.
Компании, совмещающие общий режим налогообложения и ЕНВД, в 2009 году утратят право на применение спецрежима, если среднесписочная численность персонала в целом по организации превысит 100 человек. Иными словами, количество работников, занятых непосредственно во «вмененной» деятельности, в данном случае значения не имеет, пояснил корреспонденту «ФАФИ» источник в Минфине.
Напомним, что согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс Законом от 22 июля 2007 года № 155-ФЗ, не подлежат переводу на ЕНВД фирмы и предприниматели, численность работников которых за предшествующий год составляет более 100 человек (п. 2.2 ст. 346.26 НК в редакции Закона № 155-ФЗ). Данное ограничение вступает в силу с 1 января 2009 года.
Воздействовать на злостных неплательщиков транспортного налога через их работодателей решили инспекторы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Их задумка заключается в том, что теперь о налоговых долгах сотрудников налоговики будут сообщать непосредственно их руководителям. Оповещать работодателей планируется с помощью официальных писем, а чтобы усилить воздействие, налоговики могут прибегнуть и к звонкам.
Депутаты Московской областной думы утвердили дополнительные мероприятия по развитию и поддержке малого предпринимательства в Московской области. Причем в них впервые включено содействие муниципальным программам для малого бизнеса. Чтобы выполнить взятые на себя обязательства, до конца этого года депутаты планируют израсходовать из областного бюджета 104 миллиона 200 тысяч рублей. По их мнению, это поможет увеличить стоимость основных фондов малых предприятий на 8-10 процентов (до 12 млрд. 300 тыс. рублей), численность работающих в малом предпринимательстве — на 7-10 тысяч человек (до 833 тыс. чел.) Предполагается, что среднемесячная заработная плата на малых предприятиях увеличится на 35-38 процентов (до 20 тыс. рублей), а темп роста оборота продукции поднимется до 20-22 процентов (до 1,5 трлн. рублей).
Минфин России собирается к октябрю представить новую стратегию распоряжения средствами Фонда национального благосостояния. На данный момент средства Фонда инвестируются только в долговые обязательства иностранных государств и международных финансовых организаций. Однако финансисты собираются с 2009 года вкладывать большинство средств Фонда в ценные бумаги отдельных зарубежных компаний.
Согласно постановлению Правительства от 22 июля 2008 г. № 557 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696», изменился стандарт № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности». Внесенные поправки устанавливают общие принципы выполнения такой проверки и более подробно рассматривают процедуру ее проведения.
К примеру, по новым стандартам заключение по результатам проверки не будет содержать мнения аудитора о достоверности отчетности. Будет составляться документ, включающий лишь информацию о том, что в ходе обзорной проверки ревизор получил ограниченную уверенность, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений (приложение 2 рассматриваемого постановления). Или аудитор опишет обстоятельства, выявленные в ходе проверки, которые искажают представление о положении дел хозяйствующего субъекта из-за нарушения порядка ведения бухгалтерского учета или составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Минфин России на официальном сайте обнародовал информационное письмо об изменениях в специальных налоговых режимах для малого предпринимательства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ. Масштабный документ разбирает все нововведения, вступающие в силу с 1 января 2009 года.
Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию действий на рынке труда на 2008–2010 годы. Основными задачами в области регулирования рынка труда станут борьба с безработицей, обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты. Также государственная политика будет направлена на содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации. А вот регулирование процессов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации будет опираться на принцип приоритетного права российских граждан на трудоустройство.
Предполагается, что с помощью реализации концепции существенно улучшится ситуация на отечественном рынке труда, будет снижен уровень общей безработицы. Изменения будут осуществляться с учетом международных норм.
Чиновникам, обязавшим представителей делового сообщества в «добровольно-принудительном» порядке перечислять дополнительные средства на муниципальные и госнужды, в конце концов придется отвечать за излишнюю предприимчивость. Примером тому может служить приговор в отношении главы администрации одного из районов Пензы и двух его подчиненных. Как оказалось, в течение полутора лет эти должностные лица многократно вмешивались в работу местных коммерсантов, понуждая тех направлять часть прибыли на проведение в городе и области различных культурно-массовых, спортивных и других подобных мероприятий. Размеры таких взносов варьировались в зависимости от вида деятельности и товарооборота тех или иных фирм и ПБОЮЛ. В результате невольными «спонсорами» оказались более 200 представителей бизнес-кругов, а общая сумма их «пожертвований» составила свыше 600 тысяч рублей. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, суд счел подобные действия муниципальных служащих явным воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 169 УК) и приговорил каждого из трех горе-чиновников к штрафам в размере 200 тысяч рублей.
Не исключено, что скоро фирмы, недовольные проволочками в арбитражном или уголовном процессе, а также затягиванием исполнения судебного решения госструктурами, смогут истребовать из госказны компенсацию за волокиту. Причем для этого им вовсе не нужно будет «выносить сор из избы», обращаясь в Страсбургский суд по правам человека.
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе Верховного Суда, соответствующий законопроект «О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки, а также права на исполнение вступившего в законную силу судебного акта» накануне внесен в Госдуму. Механизм возмещения ущерба будет выглядеть следующим образом: обиженный предприниматель подает иск в областной (республиканский, краевой) суд, приложив к заявлению расчет материального вреда, причиненного задержкой разбирательства или длительным (свыше двух лет) неисполнением решения.
Судья обязан в течение десяти дней рассмотреть заявление и принять решение о целесообразности нового разбирательства, которое должно состояться в месячный срок. Его итоги стороны опять же смогут обжаловать в вышестоящей инстанции и в конечном счете дойти до ВС. В Страсбургский суд по правам человека коммерсант сможет обратиться лишь в том случае, если решения отечественных служителей Фемиды всех уровней его вновь не удовлетворят.
Напомним, что по статистическим данным, порядка 7–10 процентов гражданских дел рассматриваются в нашей стране с нарушением сроков.
До вступления в силу решения о взыскании недоимки налоговики не имеют права применить к фирме такую обеспечительную меру, как заморозка банковских счетов, не доказав, что у коммерсантов имелись намерения затруднить исполнение их требования. Такой очевидный вывод содержится в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2008 г. № А78-6977/07-С3-10/112-04АП-1150/08-Ф02-4210/08
Кроме того, арбитры напомнили налоговикам весь алгоритм принятия обеспечительн6ых мер в целом. Согласно пункту 10 статьи 101 Налогового кодекса, приостановление операций по счетам в банке может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если его совокупная стоимость по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки. Оценив показатели бухгалтерского учета, судьи установили, что стоимость имущества, имеющегося в наличии у компании, включая ОС, значительно превышает сумму недоимки. Доказательств, свидетельствующих о недостоверности данных бухучета, фактическом отсутствии имущества, а также о намерении «коварных» коммерсантов не возвращать недоимку до скончания века инспекция не представила, в результате чего ее «замораживающие» санкции были признаны незаконными.
Тот факт, что при регистрации фирмы ее учредители указали «левые» координаты, то есть адрес, по которому компания не находится, не служит основанием для ее незамедлительной ликвидации. К такому выводу пришел ФАС Центрального округа в своем постановлении от 18 августа 2008 г. № А14-446-2008/1/20.
Судьи указали, что представление юрлицом недостоверных сведений при госрегистрации, безусловно, не заслуживает поощрения. Однако такое нарушение носит легко устранимый характер. Кроме того, арбитры отметили, что компания исправно функционирует, о чем свидетельствует своевременная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. Исходя из этого суд отказал в удовлетворении требований воронежской ИФНС о ликвидации ООО.
Специалисты Главного научно-исследовательского вычислительного центра ФНС обновили справочник органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (СПРО). В нем в форме таблиц приведены данные об адресах всех налоговых инспекций, сведения о правопреемстве, коды ОКАТО подведомственных территорий, а также представлена информация, необходимая для заполнения платежных документов. Сведения актуализированы по состоянию на 19 сентября 2008 года. Скачать справочник и более подробно ознакомиться с его содержанием можно на официальной интернет-странице ГНИВЦ ФНС.
ГНИВЦ опубликовал на своем официальном сайте обновленный вариант Справочника обозначений налоговых органов (СОУН). В его версии 2.5.2 актуализирована информация обо всех инспекциях ФНС по состоянию на 25 сентября 2008 года – коды, телефоны, адреса, когда они были созданы, ликвидированы или перерегистрированы, а также другие важные для налогоплательщиков сведения. Помимо содержательных поправок, разработчики улучшили интерфейс программы, добавили ряд новых функций, исправили неточности в режиме поиска при определении кода налогового органа и ОКАТО, а заодно обновили раздел статистики.
При подготовке налоговой отчетности в электронном виде компании и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться обновленной базой данных классификатора адресов России (КЛАДР). Ее последняя версия от 30 сентября 2008 года размещена на официальном сайте ГНИВЦ ФНС. Помимо многотомного архива с актуализированной адресной информацией, здесь можно скачать программу просмотра КЛАДР, а также инструкцию по установке данного спецсофта и работе с ним.
Уже с 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменен на три страховых платежа. Об этом было объявлено по итогам заседания кабинета министров. Согласно решению правительства единая ставка взносов на обязательное пенсионное страхование составит 26 процентов. При этом «пенсионные» взносы не нужно будет начислять, как только годовой заработок сотрудника перевалит за 415 тысяч рублей. В свою очередь выплаты в фонды обязательного медицинского и социального страхования составят 5,1 и 2,9 процента соответственно. По словам председателя правительства Владимира Путина, общий страховой тариф не превысит 34 процентов от ФОТ. Поскольку увеличение налогового бремени очевидно, премьер-министр пообещал, что для представителей малого бизнеса, занятых в сфере высоких технологий, а также для «спецрежимников» в течение пяти лет переходного периода рост тарифов страховых взносов будет компенсироваться за счет средств федерального бюджета.