Федеральная служба по финансовым рынкам РФ выпустила приказ от 14.08.2008 № 08-33/пз-н, отменяющий два требования к эмитентам именных ценных бумаг.
Первое требование заключалось в том, что ответственность за ведение и хранение реестра владельцев именных ценных бумаг не могла быть возложена на иных лиц, кроме единоличного исполнительного органа эмитента. Также в штате эмитента именных ценных бумаг должен был состоять хотя бы один работник, имеющий квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Видимо ФСФР России стала больше доверять эмитентам.
На официальном сайте управления Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Российской Федерации по Москве появился раздел «Организации-должники». Об этом сообщила руководитель пресс-службы ведомства Алеся Мусаева. По ее словам, в нем содержится информация о предприятиях и организациях, в отношении которых возбуждены исполнительные производства на основании решений арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также по актам специально уполномоченных органов, и которые не подчинились им в добровольном порядке. Иными словами, в список будут включены сведения о фирмах, за которыми числятся долги, в первую очередь налоговые.
Также Алеся Мусаева подчеркнула, что «при окончании или прекращении исполнительного производства организация-должник будет исключаться из списка. Информация об актах уполномоченных органов будет размещаться по истечении шести месяцев со дня возбуждения исполнительного производства и при отсутствии сведений об обжаловании данного акта через суд».
С 19 августа постановка на учет обособленных подразделений производится по новой форме. Данное новшество введено приказом ФНС России от 16 июля 2008 г. № ММ-3-6/314@. Теперь подписывать заявление и осуществлять постановку на учет обособленного подразделения может уполномоченный представитель. Для этого в форму заявления внесены соответствующие поля, где указываются фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя организации, его ИНН (если он есть) и номер контактного телефона. Непременным условием является наличие доверенности, удостоверяющей права представителя, и ее надлежаще оформленной копии.
Возможно, что работодателям придется платить ЕСН по повышенной ставке уже с 2013 года. Это может коснуться тех организаций, чье производство связано с вредными и опасными условиями труда. Предполагается ставку по ЕСН поднять аж до 32 процентов. Такой поворот событий предусмотрен в долгосрочной бюджетной стратегии России на период до 2023 года.
По сообщению пресс-службы кабинета министров, с 1 августа 2008 года коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии установлен в размере 1,08. Таким образом, с августа страховая часть пенсий выросла на 8%, а базовая часть — на 15%. Для страховой части пенсии это будет уже третье повышение. Всего за 2008 год она выросла на 30%. С учетом всех индексаций пенсии с 1 августа увеличатся на 440 рублей. Напомним, что согласно пенсионной реформе, социальное пособие делится на три части — базовую, страховую и накопительную. Право на накопительные пособия имеют лица 1967 года рождения и младше.
В настоящее время контролирующие органы наделяют все большими права. С недавнего времени трудовые инспекции получают возможность вести надзор за выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя (за первые два дня болезни). Такое право им предоставила новая редакция статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации. Отметим, что ранее подобными полномочиями располагали только представители Фонда социального страхования России и сотрудники налоговых инспекций, которые проверяли обоснованность признания расходов на выплату пособий. Теперь, помимо всего прочего, трудовикам разрешено контролировать соблюдение прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанные изменения вступили в силу 10 августа 2008 г. Об этом говорится в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Деятельность фирмы или ПБОЮЛ по сдаче в аренду конструкций, предназначенных для размещения на них рекламной информации, ЕНВД не облагается. На это указал ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 2 сентября 2008 г. № А19-1620/08-11-Ф02-4229/08.
Как следует из материалов дела, иркутские налоговики привлекли к ответственности местного предпринимателя за то, что он, «фактически занимаясь распространением и размещением наружной рекламы», не платил ЕНВД. Однако судьи установили, что ПБОЮЛ занимался несколько иной деятельностью, а именно – сдавал в аренду сторонним организациям металлоконструкции, на которых потом размещались рекламные панно. По условиям контрактов в обязанности предпринимателя входила также переклейка плакатов.
Вступаясь за обиженного коммерсанта, арбитры напомнили налоговикам два письма их «старших товарищей» из Минфина. В одном из них, от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/106, черным по белому написано, что фирмы и предприниматели, лишь предоставляющие другим организациям средства для размещения наружной рекламы, а не вывешивающие ее в своих целях, ЕНВД не платят. В другом – от 30 апреля 2008 г. № 03-11-04/3/223 – разъяснено, что доходы, полученные от предпринимательской деятельности по монтажу и демонтажу изображений, а также по переклейке плакатов, размещаемых на средствах наружной рекламы, принадлежащих сторонним организациям, обложению этим налогом также не подлежат. Доказательств того, что ПБОЮЛ нес расходы на рекламную деятельность и получал в результате нее прибыль, инспекция не представила, так что ни о каких доначислениях и штрафах не могло быть и речи.
Неудачей закончилась попытка ПБОЮЛ примерно наказать налоговиков за ошибку, допущенную ими в платежном поручении. Подробности этого противостояния приводятся в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2008 г. № А19-349/08-51-04АП-1089/2008-Ф02-3942/2008.
Как следует из материалов дела, в прошлом году Арбитражный суд Иркутской области обязал местную ИФНС возвратить предпринимателю 138 тыс. рублей излишне взысканного ЕНВД, 34 тыс. рублей пеней, а также начислить и выплатить проценты за нарушение сроков возврата этих сумм. Деваться налоговикам было некуда, однако даже выполняя решение суда, они умудрились допустить очередную неточность: в направленных в Федеральное казначейство возвратных поручениях инспекторы сделали ссылку не на статью 79 «Возврат сумм излишне взысканного налога», а на 78-ю статью Налогового кодекса, в которой идет речь о налогах излишне уплаченных. Полагая, что вследствие такой неточности нарушены его права, ПБОЮЛ снова обратился в суд с иском о компенсации морального вреда, оценив свой ущерб в 100 тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, ФАС Восточно-Сибирского округа исходил из того, что ошибочно указанное в платежных поручениях назначение платежа «по статье 78» вместо «по статье 79» не свидетельствует о ненадлежащем исполнении ИФНС обязанности по возврату предпринимателю спорных сумм налога, пени и процентов (ведь деньги-то он получил) и не приводит к нарушению его прав и законных интересов. Кроме того, суд не установил наличия причинно-следственной связи между оспариваемыми действиями налоговой инспекции и какими-либо негативными последствиями, якобы наступившими у предпринимателя.
Похоже, борьба с коррупцией в нашей стране переходит в решающую стадию. Накануне президентский совет по противодействию коррупции одобрил пакет из четырех законопроектов, которые должны искоренить это зло. Как сообщил по окончании заседания руководитель Администрации Президента Сергей Нарышкин, после вступления в силу антикоррупционных законов чиновникам и членам их семей придется декларировать не только доходы, но и имущество. Более того, тем, кто покидает государственный пост, в течение двух лет будет запрещено работать в курируемых ими ранее компаниях. Этот своего рода мораторий может быть снят, если бывший работодатель чиновника даст согласие на его трудоустройство в ту или иную коммерческую структуру. Нарышкин обратил внимание также на то, что ответственность за совершение тех или иных коррупционных правонарушений будут нести не только государственные и муниципальные служащие, но и иные лица, в том числе компании и простые граждане.
Похоже, спорам о том, должны или нет платежные терминалы выбивать кассовый чек, вскоре придет конец. Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, который обязывает владельцев подобной техники оборудовать ее ККТ. Предполагается, что кассовый чек в обязательном порядке должен содержать информацию об общей сумме платежа, наименовании оплаченного товара (работ или услуг), размере вознаграждения (комиссии), а также название оператора и поставщика услуг, номер аппарата, дату и время совершения операции. Кроме того, все сведения, отпечатанные на чеке, должны быть четкими и легко читаться в течение не менее шести месяцев. Хозяин «железного кассира» обязан обеспечить плательщика информацией о способах подачи претензии, номерах контактных телефонов поставщика и оператора или субагента, а также о реквизитах договоров об осуществлении деятельности по приему платежей между оператором и поставщиком или платежным субагентом. Сама модель ККТ должна соответствовать госреестру, быть зарегистрирована в налоговой, иметь опломбированный корпус и обеспечивать долговременное хранение информации.
С 1 июля 2009 года платежные терминалы, которые не соответствует новым требованиям, будут объявлены вне закона, а следовательно их эксплуатация окажется под запретом.
Вполне возможно, что вскоре фирмы и индивидуальные предприниматели, занятые в торговле алкогольными напитками, будут вынуждены подстраиваться под новые ограничения. Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому ныне действующий запрет на продажу алкоголя в детских, образовательных, культурных и медицинских организациях, а также в физкультурно-оздоровительных сооружениях (п. 2 ст. 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ) распространится и на прилегающие к данным объектам территории. Интересно то, что право на определение границ таких «заповедных» зон предлагается закрепить за муниципальными властями.
Однако, чтобы чиновники на местах не смогли заблокировать столь «здоровую» идею, как сообщает пресс-служба фракции «Единая Россия», ко второму чтению в законопроект планируется внести поправку. Суть ее сводится к тому, что расстояние между местом розничной продажи алкоголя и социально значимыми объектами из «запретного» списка в любом случае должно составлять не менее 100 метров.
Предприниматели, вследствие своего неблаговидного поведения лишившиеся лицензии на право торговли алкоголем, могут получить новую сразу же, а не спустя полгода после этого неприятного события. В ходе первого чтения депутаты Госдумы отправили «в корзину» законопроект, вводящий мораторий на подачу заявления о выдаче новой лицензии сроком на шесть месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения об аннулировании предыдущей. Напомним, что пакет поправок в статью 19 Закона от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» в части расширения оснований для отказа в выдаче лицензии был разработан представителями Сахалинского Заксобрания и внесен в Госдуму в январе текущего года. В пояснительной записке авторы выражали негодование по поводу того, что данный закон не ограничивает права нарушителя на повторное обращение за выдачей лицензии.
Несмотря на категоричные заявления Минфина, бизнес-сообщество все же не оставляет надежда на возможное снижение единого социального налога. Так, глава Фонда поддержки законодательных инициатив (ФПЗИ), президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин считает, что сподвигнуть финансистов на такой шаг могло бы повышение пенсионного возраста, но не одномоментное, а «отсроченное». Проще говоря, правительству предлагается объявить гражданам о повышении пенсионного возраста через 10 лет, параллельно «переведя механизм формирования пенсионных сбережений с распределительного режима на накопительный». По мнению Томчина, изложенному в пресс-релизе ФПЗИ, такой подход «позволит обеспечить безбедное существование и тем, кто выйдет на пенсию согласно ныне действующим нормам, и тем, кому придется трудиться дольше, причем не повышая ЕСН и НДС и даже развязав бюджету руки для их снижения».
Операция по передаче имущественных прав в уставный капитал дочерней организации не является объектом обложения НДС. К такому выводу пришел Минфин в письме от 18 сентября 2008 г. № 03-07-07/93. Финансисты признали, что имущественные права не являются имуществом, а значит, при их передаче нормы подпункта 4 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не применяются. Однако, отмечают представители финансового ведомства, данная операция носит инвестиционный характер и по сути не является реализацией товаров (работ, услуг), определенной в подпункте 1 статьи 39 Кодекса. Таким образом, заключили специалисты Минфина, в подобных случаях положения подпункта 1 пункта 3 статьи 170 Кодекса применяются в общеустановленном порядке. Иными словами, у передающей стороны появляется обязанность восстановить НДС, а принимающая, соответственно, обретает право на вычет.
Швейцарский банк UBS собирается раскрыть властям США имена клиентов, причастных к налоговому мошенничеству. Об этом заявил один из руководителей банка Марк Брэнсон. Законодательство Швейцарии запрещает раскрывать имена банковских вкладчиков, которые фигурируют в делах об уклонении от уплаты налогов, однако эта норма не распространяется на дела о налоговом мошенничестве. Брэнсон также сообщил, что UBS прекращает оказывать услуги клиентам из США при отсутствии контроля со стороны американских властей. По его словам, банк будет работать с американцами только через компании, лицензированные в США. Подкомитет Сената Соединенных Штатов по расследованиям насчитал в банке UBS около 19 тысяч счетов, которые принадлежат американским клиентам и на которых хранятся в общей сложности примерно 18 миллиардов долларов, не задекларированных в Службе внутренних доходов и таможен США. Многие аналитики предостерегают представителей швейцарских банков о возможных проблемах, ведь столь жесткие меры могут привести к утрате лояльности со стороны клиентов.
В Волгоградской области установлено, что проекты законов в области бюджетной и налоговой политики, вносимые главой администрации и самой администрацией на рассмотрение Волгоградской областной думы, будут подлежать публичной независимой экспертизе. Она будет проводиться Общественной палатой Волгоградской области. Направленные на такую экспертизу проекты законов будут публиковаться в газете «Волгоградская правда» и размещаться на официальном сайте Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области. По результатам проведения экспертизы в течение десяти дней со дня опубликования будет вынесено экспертное заключение. Несмотря на то что оно носит рекомендательный характер, депутаты будут учитывать его при обсуждении законопроектов. Изменения вносятся постановлением главы администрации Волгоградской области от 12 августа 2008 г. № 1038 «О публичной независимой экспертизе проектов законов Волгоградской области в области бюджетной и налоговой политики».
Именно так можно охарактеризовать законопроект, принятый депутатами Госдумы в трех чтениях. Согласно документу, работодатель будет освобожден от выплаты работнику среднего заработка за время судебных заседаний. Обязанность по оплате этих издержек предполагается возложить на участников процесса.
Однако не все так просто. Дело в том, что, несмотря на полное одобрение законодателей, документ получил отрицательный отзыв от представителей Совета Федерации.
Проблема, по которой не сошлись во мнении чиновники — освобождать или нет выплаты участникам заседаний от налогообложения. В проекте, принятом Госдумой, предполагалась поблажка — отсутствие обязанности платить налоги с таких сумм. Однако сенаторы считают, что делать этого нельзя, поскольку в данном случае могут пострадать региональные бюджеты.
Решить спор призвана Согласительная комиссия Госдумы, которая уже приступила к рассмотрению этого законопроекта.
12 августа 2008 года вступило в силу постановление Правительства от 22 июля 2008 г. № 557 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696». Согласно этим изменениям, корректируется, в частности, правило № 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта». Привлеченный специалист обязательно должен отвечать требованиям профессиональной компетентности и объективности, которые подтверждаются профессиональным аттестатом эксперта, лицензией, опытом и репутацией.
Заключения эксперта требуются при проведении многих аудиторских процедур. Как-то, оценки определенных видов внеоборотных активов: например, земли, зданий, сооружений, оборудования, предметов искусства (поскольку этот пункт в постановлении дается с оговоркой «например», резонно предположить, что указанный перечень не является закрытым). Вмешательство специалиста необходимо и при определении количественного содержания нужных компонентов в минеральном сырье или полезного срока эксплуатации сооружений и оборудования, а также финансовых показателей с помощью специальных приемов и методов (например, актуарная оценка). Помимо вышеперечисленных случаев, привлекать профессионала следует при определении степени завершенности производства товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет несколько отчетных периодов (носит долгосрочный характер), и уяснении условий договоров, положений законодательных и иных нормативных правовых актов.
Коллегия Федеральной антимонопольной службы РФ всерьез рассматривает возможность принятия «второго антимонопольного пакета», который установит меры по развитию конкуренции в России. Председатель Правительства РФ уже одобрил намерения «антимонополистов».
Согласно планам чиновников, суровая участь должна постичь нарушителей, которые наносят особый вред экономике страны. ФАС России собирается установить уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства, такие как создание картелей и неоднократное злоупотребление доминированием.
Также в планах ведомства установить новые критерии для определения случаев злоупотребления рыночной властью. Сейчас многие виды антиконкурентного поведения напрямую зависят от доли компании на рынке. Чиновники намерены отменить пороги доминирования и применять одинаковые санкции для всех недобросовестных предприятий.
При преобразовании хозяйственного товарищества в акционерное общество до сих пор не был прописан порядок обмена долей в складочном капитале товарищества и акций общества. Теперь же «товарищи» могут спокойно обменять свои старые доли на новые акции: подобная возможность установлена приказом ФСФР России от 12.08.2008 № 08-32/пз-н. Документ вносит изменения в Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Напомним, что ранее этими Стандартами была учтена возможность реорганизации только хозяйственных обществ и кооперативов.