В налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость внесены изменения (приказ Минфина России от 11 сентября 2008 г. № 94н). Их надо будет учесть при составлении налоговой декларации за I квартал следующего года. Форму документа пришлось подкорректировать в связи с тем, что изменился перечень операций, освобожденных от обложения НДС, а также операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, и тех, что не являются объектами обложения НДС. Кроме того, уточнен перечень кодов операций, которые используются при заполнении налоговой декларации по данному налогу.
Минприроды подготовило поправки в законодательство, которые ужесточат ответственность за нарушение экологических норм. Соответствующий законопроект создан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и в настоящее время находится на согласовании в органах исполнительной власти.
По словам автора документа, законопроект внесет ясность в само понятие «вред окружающей среде», которое на данный момент не имеет однозначного толкования. По этой причине иски по возмещению вреда, причиненного природе, в основном и остаются неудовлетворенными. Новое определение позволит не только добавить конкретики в расплывчатое понятие, но и усилить административную ответственность предприятий за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Эти меры, по мнению Минприроды, создадут дополнительные стимулы для перехода предприятий на экологически чистые и энергосберегающие технологии.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 № 766 внесены изменения в порядок размещения средств Фонда национального благосостояния. Указанное постановление устанавливает, что средства Фонда могут размещаться не только в долговых обязательствах иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, международных финансовых организаций, в иностранных банках и кредитных организациях, но и в российских банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», в долговых обязательствах и акциях юридических лиц и паях (долях участия) инвестиционных фондов. Установлены также максимальные доли указанных активов в общем объеме размещенных средств Фонда и требования, предъявляемые к этим активам (рейтинги эмитентов, объемы выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, а также требования, которые должны выполняться при размещении средств Фонда во Внешэкономбанке).
Похоже, финансовый кризис только способствовал активизации российских налоговиков. В связи с обострением ситуации в сфере операций по вкладам и выдаче кредитов, Федеральная налоговая служба Российской Федерации решила отстоять свое право на запрос у любой кредитной организации документов не только по проверяемой компании, но и по другим налогоплательщикам-клиентам банка.
Согласно тексту письма от 29 сентября 2008 г. № ШТ-6-2/675@, «...должностное лицо, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). Лицо, получившее указанное требование, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает запрашиваемой информацией. Отказ банка от представления документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением». В этом случае налоговые органы будут направлять сведения об организациях в прокуратуру и органы внутренних дел.
Напомним, что о намерениях получать от банков подобную информацию представители ФНС заявили еще в начале этого года, однако только сейчас решили перейти от слов к делу. По одной из версий, причиной тому стала команда «сверху».
Нередко на скамью подсудимых за совершение экономических преступлений попадают те, кто по долгу службы обязан бороться с такими явлениями. Так, на днях к пяти годам тюремного заключения в колонии строгого режима за получение от предпринимателя взятки в крупном размере приговорен начальник следственного отделения Алтайского ОВД в звании подполковника юстиции. Как сообщает пресс-служба краевой прокуратуры, конфисковав у фирмы партию якобы контрабандного товара на сумму свыше 4 миллионов рублей, бравый подполковник пообещал вернуть его за 2,5 миллиона рублей. В процессе переговоров коммерсанты добились снижения суммы «отступных» до одного миллиона рублей, а сами обратились в УСБ. При получении первого «транша» в 200 тысяч рублей вымогатель был задержан с поличным.
Фактически в роли рэкетира выступил и сотрудник санкт-петербургского ОБЭП. «Осчастливив» своим визитом компанию, ожидающую поступления контейнера с закупленной продукцией, оперативник открытым текстом пообещал коммерсантам сорвать поставку, если те не заплатят ему одномоментно 60 тысяч рублей. Кроме того, вымогатель потребовал у руководства фирмы перечислять ему аналогичную сумму за каждый поступающий контейнер – и тогда, дескать, не будет никаких проблем. Предприниматели выразили притворное согласие, а сами сигнализировали куда следует. В итоге теперь уже бывший «опер» приговорен судом к четырем годам лишения свободы условно и на два года лишен права занимать какие-либо должности в правоохранительных органах.
Весьма любопытной информацией поделилась и пресс-служба прокуратуры Тульской области. Так, в городе Алексин сотрудники местного УВД за десять месяцев текущего года умудрились проверить одного из «полюбившихся» им местных ПБОЮЛ аж 28 раз. Правда, в этом случае до возбуждения уголовного дела не дошло: виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
Весьма вероятно, что вскоре ряд ограничений, касающихся розничной торговли пивом, будет распространен и на тонизирующие напитки, причем как слабоалкогольные, так и не содержащие спирта. Соответствующий законопроект на днях внесен в Госдуму. Согласно ему, из числа покупателей подобных «бодрящих» продуктов исключат несовершеннолетних. Как и в случае с пивом, планируется запретить розничную продажу тонизирующих напитков на всех видах общественного транспорта, в детских, образовательных, медицинских и культурных учреждениях, а также на территории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Помимо того, авторы документа считают недопустимой торговлю данными продуктами в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи (например на дискотеках, в ночных клубах и т. п.). Такие же ограничения предложено ввести и в отношении реализации «энергетиков» собственной выработки в организациях общественного питания. По мнению разработчиков документа, подобные меры помогут навести порядок в сфере торговли не вполне безопасными для здоровья товарами.
Получение банковского кредита может стать для многих небольших фирм и индивидуальных предпринимателей запредельно дорогим удовольствием. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Комитете Госдумы по финансовому рынку, глава Центробанка Сергей Игнатьев, выступая перед депутатами в рамках «правительственного часа», заявил о необходимости поддерживать высокие процентные ставки по рублевым кредитам на внутреннем рынке. Такая мера продиктована высоким уровнем инфляции и оттоком капитала, причиной которого стали в том числе ожидания ослабления рубля. По мнению Игнатьева, ставка для большинства компаний должна составить не менее 17–20 процентов годовых. Надежные, хорошо зарекомендовавшие себя заемщики могут рассчитывать на 14–16 процентов.
Компания, предоставившая партнеру по бизнесу денежный заем без указания срока его возврата, имеет право обратиться за возмещением в любое время – как спустя месяц, так и через десяток лет. Такой вывод содержится в вынесенном накануне вердикте Президиума ВАС по делу № А32-9802/2007-62/230.
Итак, в 1999 году руководство краснодарского ООО ссудило индивидуальному предпринимателю 120 тысяч рублей на покупку техники, почему-то не указав в договоре срок возврата долга. В 2006 году общество обратилось к ПБОЮЛ с требованием вернуть деньги. Поскольку тот пошел в отказ, коммерсанты вынуждены были подать судебный иск. Суд первой инстанции удовлетворил требование компании, однако «апелляционщики» отменили постановление своих коллег, сославшись на то, что в данном случае пропущен общий трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса.
Кассация, в свою очередь, вернула все на круги своя, указав, что, в соответствии со статьей 810 Кодекса в подобных ситуациях заемщик обязан вернуть деньги в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования кредитора. Иными словами, срок исковой давности исчисляется сразу по истечении этого периода. В рассматриваемом деле первичное требование о возврате заемных средств было направлено должнику 17 февраля 2006 года, заявление в суд компания подала через год с небольшим – 15 мая 2007 года, так что с исковой давностью все в порядке.
Чуть было все не испортило определение тройки судей ВАС от 18 апреля 2008 г. № 3620/08. Судьи неожиданно вспомнили о существовании пункта 2 статьи 200 Кодекса. В нем сказано, что по обязательствам, дата исполнения которых не определена, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование о возврате. Тройка «высших» судей решила, что в данном случае у компании-кредитора таковое возникло не следующий же день после предоставления займа, так что трехлетний срок давности истек в 2002 году. Президиум ВАС, однако, не разделил данной позиции, оставив в силе позитивное для общества постановление кассационной инстанции. Какими конкретно нормами и обстоятельствами руководствовались судьи, станет ясно лишь спустя месяц-полтора, когда будет обнародована мотивировочная часть постановления.
Наличие в кассе компании неучтенных денежных средств не всегда является поводом для штрафа за нарушение работы с денежной наличностью. Об этом напоминает ФАС Поволжского округа в постановлении от 24 октября 2008 г. по делу № А12-9109/08-С30.
Волгоградские налоговики обнаружили в кассе коммерческой компании 300 рублей, не подтвержденных приходными ордерами. На этом основании фирма была оштрафована на 40 тысяч рублей по статье 15.1 КоАП за неполное оприходование денежных средств, полученных с применением ККТ.
Судьи, исследовав все обстоятельства дела, установили следующее: за несколько недель до проведения проверки не слишком бдительная продавец-кассир обнаружила недостачу в 300 рублей, о чем честно известила свое руководство. Указанная сумма была отнесена компанией на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и счет «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Аккурат в день визита налоговиков женщина, накануне получившая зарплату, загладила свою вину, положив в кассу три купюры по 100 рублей. Таким образом, указали арбитры, неоприходованная сумма является пресловутой недостачей, а тот факт, что сведения о ней не были занесены в соответствующие графы журнала кассира-операциониста, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП.
Не исключено, что скоро компания, находящаяся в стадии банкротства, будет обязана в первую очередь выплатить своим работникам долги по зарплате и выходные пособия, а уж потом удовлетворять требования других кредиторов. Такая новация содержится в пакете антикризисных мер, разработанных экспертами Федерации независимых профсоюзов и презентованных на заседании генсовета ФНПР.
Помимо этого, в документе предлагается ввести мораторий на любые изменения в Трудовом кодексе, восстановить существовавшие некогда систему социального страхования сотрудников от потери работы и фонд занятости, а также повысить размер пособий по безработице до «социально приемлемого» уровня.
Напомним, что сейчас, согласно Закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О банкротстве», первоочередными кредиторами несостоятельной компании являются граждане, перед которыми она несет ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, или за нанесение морального ущерба. Вне очереди «обслуживается» задолженность по зарплате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также по оплате труда работников за период конкурсного производства.
Субъекты РФ должны до 1 декабря текущего года привести свои нормативные акты о «патентной упрощенке» в соответствие с Законом от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ и опубликовать изменения в установленном порядке. Такие наставления им дал Минфин в информационном письме, накануне опубликованном на официальном сайте. Напомним, что в соответствии с Законом 155-ФЗ, регионы, а также города федерального значения, такие как Москва и Санкт-Петербург, лишены права устанавливать свой список видов деятельности, переводимых на патентную «упрощенку». Работать на данном спецрежиме с 1 января 2009 года могут предприниматели, осуществляющие любой из видов деятельности, перечисленных в статье 346.25.1 Налогового кодекса. Кроме того, обладатели патентов получили право нанимать до пяти работников (в том числе и по гражданско-правовым договорам).
Затраты на ремонт основного средства, даже если они превышают стоимость самого объекта, могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе расходов в размере фактических затрат. Во всяком случае, представители Минфина не считают это нарушением, что следует из письма ведомства от 28 октября 2008 г. № 03-03-06/1/609. Финансисты напомнили, что первоначальная стоимость ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, а также по иным аналогичным основаниям (подп. 2 ст. 257 НК). В свою очередь затраты на ремонт, в отличие от подобных преобразований, списываются не путем амортизации, а в соответствии с пунктом 1 статьи 260 Налогового кодекса, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в полном объеме.
Сроком на девять месяцев Правительство РФ утвердило временные таможенные пошлины на ввоз отдельных видов товаров медицинского назначения. Такое решение принято в постановлении Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 757 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов товаров медицинского назначения». С 21 ноября 2008 года будут действовать нулевые ставки, а на сегодняшний день импорт таких товаров облагается по таможенной ставке 5 процентов.
Во многих фирмах некоторым категориям работников приходится выезжать в заграничные командировки. Все бы ничего, только вот случаются ситуации, когда в паспорте не фиксируется момент отбытия за границу, и доказать продолжительность командировки достаточно проблематично. Благо чиновники сумели прийти на помощь налогоплательщикам и разрешили эту трудность. По их мнению, согласно п. 2 ст. 207 НК РФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев (следующих подряд). Период нахождения в России не прерывается на время выезда за ее пределы для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Финансисты разъяснили, что если в заграничном паспорте сотрудника нет отметки органов пограничного контроля о пересечении границы, то подтвердить фактическое нахождение работников организации за пределами страны можно, в частности, сведениями из табеля учета рабочего времени.
К сожалению, при владении транспортным средством в течение неполного года нет иного способа рассчитывать транспортный налог, чем тот, что установлен пунктом 3 статьи 362 Налогового кодекса России. В нем сказано, что при регистрации объекта и снятии его с учета в течение одного периода сумму налога (авансового платежа по налогу) рассчитывают с учетом коэффициента, равного отношению числа полных месяцев действия регистрации к числу календарных месяцев в периоде.
Ситуация: организация зарегистрировала автомобиль в ГИБДД и тут же сняла его с учета (все произошло в течение одного месяца). В этом случае коэффициент для расчета транспортного налога будет равен 1/12. Он будет таким же, даже если счастливое обладание железным конем продолжалось всего один день (письмо Минфина России от 23 сентября 2008 г. № 03-05-05-04/23).
Очевидно, что из-за нахлынувшего финансового кризиса компаниям будет нелегко выплачивать налог на прибыль, рассчитанный по показателям прошлого квартала. Учитывая сложившуюся ситуацию, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров выступил с инициативой ввести рассрочку по отчислениям в казну этого платежа. Итак, согласно предложению, компаниям будет разрешено выплачивать налог не авансом, а по факту, когда будет уже известна реальная выручка коммерческой организации. Таким образом, государство пойдет навстречу фирмам, облегчив им налоговое бремя во время кризиса.
Предложение по рассрочке выплаты налога нашло поддержку в Минэкономразвития, рассматривающего эту идею как одну из спасительных мер со стороны власти, силы которой сейчас направлены на успешное преодоление кризисной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 № 756 утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в размере от 0 до 20 процентов сроком на девять месяцев в отношении отдельных видов запасных частей, агрегатов и оборудования воздушных судов, а также авиационных тренажеров.
В частности, по нулевой ставке будет осуществляться ввоз новых пневматических резиновых шин и покрышек для использования в авиации, трубы и трубки для гражданской авиации, шасси и их части, части самолетов и вертолетов и прочие. Постановление вступает в силу с 21 декабря 2008 года.
Аренда муниципального имущества сопряжена для фирмы с известным риском. И дело тут вовсе не в законодательных нюансах, а в пресловутом «человеческом факторе».
Как сообщает пресс-служба Следственного комитета при прокуратуре, в 2001 году один из ПБОЮЛ заключил с администрацией Астраханской области договор аренды нежилого помещения сроком на 25 лет. В 2006 году указанное помещение перешло из федеральной собственности в муниципальную. На протяжении двух лет предприниматель пытался перезаключить договор аренды с новым собственником – МУП «Недвижимость», однако безрезультатно.
В начале текущего года замдиректора МУП вызвал бедолагу на ковер, сообщил, что у того образовалась задолженность по арендным платежам в размере свыше одного миллиона рублей, и предложил либо незамедлительно уплатить долг, либо убираться из помещения. Тот факт, что за неимением договора размер арендной платы и условия ее погашения так и не определены, его нимало не смутил. Впрочем, чиновник сменил гнев на милость: он заявил, что всего лишь за 500 тысяч рублей готов подписать новый договор аренды и навсегда забыть о долгах. ПБОЮЛ, терпение которого к тому времени кончилось, обратился к правоохранителям, и вскоре вымогатель был задержан с поличным.
Теперь «слуге народа», в соответствии с инкриминируемой ему частью 2 статьи 159 Уголовного кодекса – «Мошенничество, совершенное лицом с использованием служебного положения в крупном размере», грозит лишение свободы на срок от двух до шести лет.
Налоговики обязаны своевременно исключить из карточки лицевого счета компании сведения о погашенной или «нелегитимной» недоимке. Об этом в очередной раз вынужден был напомнить ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении от 15 сентября 2008 г. по делу № А56-11366/2008.
Как следует из материалов дела, компания обратилась в инспекцию за справкой об отсутствии у нее задолженности по налогам. Нужный документ был предоставлен достаточно оперативно, однако его содержание повергло предпринимателей в шок. В справке было указано, что за обществом числится 25-миллионный долг по НДС и 1 миллион неуплаченной пени по ЕСН. Как оказалось, вышеуказанные доначисления уже достаточно давно были признаны судом неправомерными, однако налоговики поленились удалить из карточки устаревшие сведения. В свое оправдание инспекторы заявили, что лицевой счет является формой внутреннего контроля, поэтому отражение в данном документе сведений о недоимках и задолженности по пеням и штрафам само по себе не ущемляет прав налогоплательщика и не порождает правовых последствий.
Арбитрам, к которым фирма вынуждена была обратиться, такая точка зрения показалась по меньшей мере странной. Они напомнили налоговикам приказ Минфина от 5 августа 2002 г. № БГ-3-10/411, согласно которому судебные акты об изменении начисленных сумм являются основанием для внесения изменений в карточки лицевого счета налогоплательщика. Аналогичные положения содержатся и в Рекомендациях по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утвержденных приказом ФНС от 16 марта 2007 г. № ММ-3-10/138@. Выдача справки с недействительными сведениями нарушает права и законные интересы компании, резюмировали арбитры. Наличие или отсутствие задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам является одним из критериев добросовестности фирмы и ее финансовой стабильности, пояснили они и обязали налоговиков исправить, с позволения сказать, «недоработку».
Компания, уличенная в налоговом правонарушении, вправе рассчитывать на значительное смягчение штрафных санкций в том случае, если в проверяемый период она осуществляла благотворительную и социально значимую деятельность. Такой вывод следует из постановления ФАС Дальневосточного округа от 10 октября 2008 г. № Ф03-4086/2008.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, арбитры сочли возможным снизить размер наложенного на организацию штрафа почти в пять раз – с 480 тысяч до 100 тысяч рублей. Довод хабаровских инспекторов об отсутствии у суда права на установление смягчающих ответственность обстоятельств и снижение налоговых санкций был отклонен. В силу пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются именно судом или самими представителями инспекции, парировали арбитры.