10.11.2005
Отказ возместить НДС должен иметь под собой основания. Этот простой тезис напомнили особо ретивым налоговикам судьи ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 10 октября 2005 г. № Ф04-7036/2005(15575-А70-34). Дело в том, что единственной причиной, по которой ревизоры отказали фирме, было то, что в графе «Наименование товара» счета-фактуры стояло не непосредственное название продукции, а номер заказа на ее изготовление. А это, как указали арбитры, требованиям, предъявляемым к оформлению документа статьей 169 Налогового кодекса, не противоречит.
Представлять в налоговую инспекцию статистическую отчетность фирма не обязана, даже если того потребуют ревизоры при проведении камеральной проверки какого-либо налога. Дело в том, что согласно статье 88 Налогового кодекса во время камеральной ревизии контролеры могут затребовать документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Однако данные статистического наблюдения не относятся ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета, и не служат основанием для исчисления налогов. Следовательно, за их непредставление штрафовать по пункту 1 статьи 126 НК инспекторы не имеют права. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 5 октября 2005 г. № А42-307/2005-5.
Максимальный размер годового оборота для фирм-«упрощенцев» в следующем году пересмотрен не будет. Об этом на Втором Всероссийском налоговом форуме, прошедшем накануне в ТПП РФ, корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» сообщил директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин. «Поднимать планку до 50–70 и даже до 30 миллионов рублей на сегодня нецелесообразно, – заявил он. – Нормальные малые предприятия не должны искусственно сдерживать свой рост, желая оставаться на «упрощенке». Надо стремиться стать средними и крупными и, соответственно, переходить на общую систему налогообложения. Также ненормально, когда среднее предприятие начинает дробиться на несколько мелких, преследуя исключительно налоговые цели». Напомним, что начиная с 2006 года годовой оборот фирм-«упрощенцев» не должен превышать 20 миллионов рублей.
Не исключено, что в скором времени будет ужесточена уголовная и административная ответственность для руководителей фирм за преднамеренное и фиктивное банкротство. Соответствующий законопроект депутаты Госдумы приняли сегодня во втором чтении. Согласно документу, за подобные действия директорам может грозить три года лишения свободы вместо нынешних двух. Не забыли законодатели и увеличить штрафы за «срежиссированное» банкротство. Величина этого платежа в скором будущем может составить от 200 до 500 тысяч рублей, сейчас это 100 – 300 тысяч.
К ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство будут привлекать не только руководителей компаний, но также и арбитражных управляющих. Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в Комитете Госдумы по собственности, за неправомерные действия, а также за бездействие таким работникам грозит лишение свободы на срок до трех лет либо штраф до 200 тысяч рублей.
09.11.2005
Судебные приставы не торопятся добросовестно исполнять решения судов по
искам граждан к государству. Накануне, беседуя с журналистами, этот факт
признал директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Николай
Винниченко. По его словам, в настоящий момент фактически выполняется чуть
больше половины всех судебных решений. В то же время служители Фемиды
оказываются весьма расторопными, если речь идет о пополнении собственного кошелька. Так, на днях в Нарьян-Маре закончено расследование по делу двух местных судебных приставов, обвиняемых в мошенничестве.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в прокуратуре Ненецкого автономного округа, несколько месяцев назад старший судебный пристав совместно с двумя приставами-исполнителями в рамках исполнения решения суда наложил арест на имущество (несколько автомобилей) одной из фирм-должников. Долг, как известно, платежом красен, так что действия приставов можно было бы признать абсолютно правомерными, если бы не одно «но». При оценке указанных автомобилей они намеренно занизили их стоимость. Так, например, новенькую «Ниву» ловкие представители закона оценили в 20 тысяч рублей, в то время как ее рыночная стоимость на момент продажи составляла без малого 200 тысяч рублей. В дальнейшем автомашины, поступившие на реализацию по такой смехотворной цене, приобрели знакомые приставов, а затем были переоформлены на них самих. Однако благодаря очень бдительным (и столь же завистливым) коллегам «находчивых» сотрудников юстиции, афера выплыла наружу. В отношении приставов возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса – «злоупотребление должностными полномочиями», предусматривающей в качестве наказания лишение свободы сроком до четырех лет. На днях оно было передано в суд.
Не исключено, что в скором времени при прохождении техосмотра автомобилей сотрудники ГИБДД будут требовать у фирм и граждан документ об уплате транспортного налога. Такое предложение высказали накануне российские сенаторы. По их мнению, это необходимо для повышения собираемости данного налога. Сегодня из-за недобросовестных автовладельцев, которые не платят налог, местные бюджеты теряют ежегодно до 25 миллиардов рублей, указывают чиновники.
Напомним, что раньше пройти техосмотр, не уплатив транспортный налог, было невозможно. Однако потом такую меру администрирования отменили.
Иногда ККМ стоимостью до 10 тысяч рублей можно использовать и после их исключения из реестра. Такой вывод следует из письма Минфина от 4 октября 2005 г. № 03-01-20/4-192. Чиновники напомнили, что кассовая техника после исключения из госреестра применяется в течение нормативного срока ее амортизации. Такой срок определяется в соответствии с классификацией основных средств, утвержденной постановлением правительства от 1 января 2002 г. № 1, и составляет от трех до семи лет. При этом, по мнению финансистов, не имеет значения первоначальная стоимость кассового аппарата.
Фирмы еще могут успеть приобрести право пользования товарным знаком или программным обеспечением у иностранного партнера без НДС. Дело в том, что НДС облагаются только операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России. А местом покупки неисключительных прав, исходя из положений статьи 148 Налогового кодекса, считается страна продавца. Следовательно, если продавец таких прав не зарегистрирован на территории России, то и НДС с него удерживать не надо. Об этом сообщил Минфин в письме от 23 сентября 2005 г. № 03-04-08/256. Однако чиновники напомнили, что скоро ситуация изменится. С 1 января 2006 г. НДС при передаче или предоставлении различных прав нужно будет уплачивать по месту деятельности покупателя. Такие изменения внесены в Налоговый кодекс Законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ.
Работодателям, которые используют труд мигрантов-нелегалов из стран СНГ, объявлена амнистия. Об этом на состоявшейся накануне пресс-конференции заявил начальник Управления трудовой миграции Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин. По его словам, предприниматели получат возможность оформить иностранных рабочих-нелегалов в соответствии со всеми требованиями законодательства, не неся при этом никакой административной ответственности. До 1 декабря, рассказал Поставнин, на территории восьми субъектов Федерации, в том числе в Москве и Московской области, проводится эксперимент по добровольной легализации трудовых мигрантов, являющихся гражданами бывших союзных республик. По его результатам в ФМС решат, распространять ли эксперимент на всю территорию России.
Отвечая на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации», Поставнин отметил, что предпринимателям, желающим легализовать своих работников, следует обращаться в управления по делам миграции ФМС. «Мы с удовольствием приглашаем бизнесменов принять участие в эксперименте, – пояснил он. – Однако замечу, что те, кто не воспользуется правом на амнистию, впоследствии подвергнутся максимально жесткому наказанию, предусмотренному законом за использование труда нелегальных мигрантов».
ФНС возобновила борьбу с уплатой налогов через проблемные банки. Руководство ведомства разослало во все региональные инспекции приказ, обязывающий инспекторов проводить расследование таких нарушений и собирать доказательства возможной «недобросовестности» налогоплательщиков.
Речь идет о выявлении так называемых схем фиктивной уплаты налога. В соответствии с существующим законодательством моментом уплаты налога считается день списания денежных средств со счета организации в банке, а не с корреспондентского счета самого банка. Пользуясь этим положением закона, некоторые фирмы сознательно шли на сговор с банками, оказавшимися в предбанкротном состоянии, и суммы налогов «зависали», то есть не доходили до бюджета по обоюдному согласию заговорщиков.
По мнению представителя юридической фирмы «Джон Тайнер и Партнеры» Валерия Гущи, предлагемая ФНС мера выглядит несколько неадекватной и запоздалой. Беседуя с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации», Гуща отметил, что времена, когда данная схема уклонения от уплаты налогов применялась достаточно широко, уже миновали. «Сейчас банки находятся под достаточно пристальным контролем, им не нужны лишние неприятности, да и налогоплательщики предпочитают не рисковать», – считает он. Кроме того, отметил юрист, доказать, что налогоплательщик знал о неплатежеспособности банка и перевел в него деньги специально для уклонения от налогов, достаточно сложно. «Здесь было бы логичней подправить законодательство таким образом, чтобы налог считался уплаченным, только когда деньги поступят в бюджет, хотя и это не совсем правильно», – заключил Гуща.
Пожарным инспекторам станет сложнее влиять на работу предприятий. Теперь прибегать к такой крайней мере, как остановка деятельности какого-либо из подразделений фирмы, они смогут только в случае, если устранить другими способами угрозу пожара невозможно. Об этом сказано в постановлении Правительства от 19 октября 2005 г. № 629 «О внесении изменений в Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820».
В новой редакции подпункта 7 пункта 9 законодатели сделали важное уточнение – деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений предприятий можно «прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом». Напомним, что согласно действующей редакции Положения пожарный инспектор по результатам проверки мог полностью приостановить работу организации на неопределенный срок.
Но в то же время следует иметь в виду, что если раньше инспекторов Госпожнадзора мог остановить тот факт, что приостановка работы одного участка или подразделения повлечет за собой прекращение функционирования производства в целом, то отныне этот аргумент во внимание приниматься не будет.
Не исключено, что пополнять бюджеты всех уровней налоговикам будут помогать силовые структуры. Такое предложение сделал накануне премьер-министр Михаил Фрадков. Свою инициативу он объяснил тем, что сегодня региональный и местные бюджеты зачастую испытывают денежный дефицит. Исправить ситуацию, по его мнению, можно увеличением количества налоговиков, а также привлечением дополнительных сил, таких, например, как УБЭП. При этом премьер-министр подчеркнул, что собираемость налогов не должна превращаться в террор над предпринимателями.
Тем не менее заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков в разговоре с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» отметил, что такое заявление премьер-министра может быть воспринято на местах как сигнал к произволу. Кроме того, он подчеркнул, что привлечение силовых структур к пополнению бюджета сразу инкриминирует предпринимателям виновность. «А это как-то странно выглядит в свете громких заявлений со стороны властей о том, что нужно прекратить налоговый терроризм», — заключил Беляков в беседе с корреспондентом «ФАФИ».
Фирмы-«упрощенцы» с 1 января следующего года смогут уменьшить свои расходы на сумму затрат на изготовление основных средств. Такое право организациям, применяющим УСН, дает Закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ, напоминают работники Минфина в письме от 18 октября 2005 № 03-11-02/52.
Учитывать все эти расходы следует с момента ввода основных средств в эксплуатацию, если он произойдет после 1 января. В письме также подробно прописан порядок учета таких затрат. Так, если срок полезного использования ОС меньше трех лет, то его стоимость надо включать в расходы в течение года применения УСН. В случае если срок полезного использования от трех до пятнадцати лет, то фирма, работающая по «упрощенке», в первый год применения должна включить в состав расходов 50 процентов стоимости ОС, во второй год – 30, а в третий – 20 процентов. Если же речь идет о сроке более пятнадцати лет, то стоимость основного средства включается в расходы в течение десяти лет равными долями.
Чиновники также напомнили, что с 1 января 2006 г. основными средствами, расходы на которые можно будет учитывать, признается только то имущество, которое в соответствии с главой 25 Налогового кодекса является амортизируемым.
08.11.2005
Возврат НДС – дело для предпринимателя весьма хлопотное. Особенно если легальному осуществлению этой процедуры препятствуют нечистые на руку налоговики. Так, на днях сотрудники УБЭП задержали калининградского налогового инспектора, вымогавшего с предпринимателя крупную сумму денег в обмен на «содействие» в возврате налога.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в УВД Калининграда, в конце октября налоговый инспектор в приватной беседе с частным предпринимателем пообещал ему посодействовать в возмещении налога на добавленную стоимость. В качестве гонорара сотрудник инспекции запросил «всего лишь» пятую часть от возмещенной суммы – около 100 тысяч рублей. В противном случае, предупредил «заботливый» инспектор, «возвратный процесс» может затянуться до бесконечности. Предприниматель с такой постановкой вопроса не согласился и обратился за помощью к блюстителям порядка. В момент передачи денег инспектор был задержан. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 290 Уголовного кодекса – «получение взятки», предусматривающей наказание от трех до семи лет лишения свободы.
Уже в ближайшие дни министр экономического развития и торговли Герман Греф объявит регионы, на территории которых будут созданы особые экономические зоны. Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе Минэкономразвития, экспертная комиссия вынесет свое решение 9 ноября. Предприниматели, а вместе с ними и все остальные, заверили нас в МЭРТе, узнают об итогах конкурса в тот же день или в крайнем случае на следующие сутки.
Напомним, что на прошлой неделе были отобраны заявки от регионов на право организации технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон. Всего к конкурсу допущено семьдесят проектов, из которых почти три десятка посвящено созданию ОЭЗ технико-внедренческого типа. Всего в следующем году, как отметили чиновники Федерального агентства по управлению ОЭЗ, начнут действовать пять технико-внедренческих зон. Именно в этих зонах, по мнению экспертов, смогут работать малые и средние предприятия.
Права предпринимателей на территории нашей страны, несмотря на недавно подписанный приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности», регулярно нарушаются. Об этом на очередной встрече с Генеральным прокурором РФ Владимиром Устиновым заявил президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Сергей Борисов.
Впрочем, как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе «ОПОРЫ», есть и положительные примеры взаимодействия представителей малого предпринимательства и прокурорских работников. Так, в Хакасии региональное отделение «ОПОРЫ России» и республиканская прокуратура подписали соглашение о сотрудничестве. Помимо этого, московское отделение организации пригласило Владимира Устинова поучаствовать в заседании президиума. Предметом обсуждения ближайшего заседания станут проблемы и пути совместной работы по защите интересов малого бизнеса.
Противостоять отмыванию преступных денег через компании намерены сразу 12 федеральных министерств и ведомств, в том числе Минфин, Федеральная таможенная служба и МВД. Их представители будут работать в специально созданной правительственной комиссии. Чиновникам поручено организовывать контрольные мероприятия и разрабатывать законопроекты, противодействующие легализации «грязных» доходов.
По мнению эксперта Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Андрея Неведеева, на работе небольших фирм и предприятий деятельность этой комиссии вряд ли отразится. Однако, по его мнению, существует вероятность того, что чиновники, борясь с наркоторговцами и террористами, будут препятствовать нормальной работе малых фирм, предъявляя к ним дополнительные требования или претензии. «В принципе малый и средний бизнес вообще не занимается легализацией преступных доходов, – заявил Неведеев в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
– Если через маленькую фирму попробуют «прогнать» сумму, превышающую ее вмененный доход, у организации моментально возникнут проблемы. Люди, которые станут работать в комиссии, будут разбираться с куда более серьезными деньгами».
Фирмы и предприниматели, торгующие алкоголем, должны ежегодно доказывать свое право на его закупку, хранение и продажу. Чтобы успешно пройти проверку на соответствие требованиям закона, фирмы обязаны представить контролерам массу документов — от свидетельства о праве собственности на помещение или договора об аренде до милицейского заключения о наличии охранной сигнализации. Проверят налоговые инспекторы и сертификаты соответствия продукции, и подлинность акцизных марок, и бухгалтерию, и цены, по которым алкогольные напитки продают. Об этом говорится в Методических указаниях для проведения обследования и контрольной технологической проверки (письмо УФНС по г. Москве от 12 октября 2005 г. № 23-08/72938).
Примечательно, что проведение ежегодного обследования оплачивают сами фирмы в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 5-ФЗ. Сумма платы может составлять не более 50 МРОТ, говорится в письме.
Если фирма получит в конце этого года решение о проведении налоговой ревизии, то проверить ее документацию инспекторы смогут даже за 2002 год. Причем контролеры будут вправе это сделать, даже если реально прибудут с проверкой уже в следующем году. Такой вывод следует из письма ФНС от 19 сентября 2005 г. № 06-1-04/474. Налоговики отметили, что согласно статье 87 НК выездной налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года, непосредственно предшествовавшие году ее проведения. А таким годом налоговики считают тот, в котором организации было вручено решение о проверке. При этом если решение отправлялось по почте заказным письмом, датой его вручения инспекторы считают день отправки.
Фирме, у которой образовалась недоимка по одному налогу и переплата по другому, не стоит тянуть с зачетом. Подавать соответствующее заявление компании следует как минимум за 20 дней до окончания срока уплаты недоимки. В этом случае она гарантированно сможет избежать начисления пеней.
Дело в том, что налог считается уплаченным, в частности, с момента принятия инспекцией решения о зачете (п. 2 ст. 45 НК). Общий срок принятия такого решения – пять дней (п. 4 ст. 78 НК). Однако до этого налоговикам может понадобиться провести сверку расчетов. На это им дается десять дней, а при выявлении расхождений – пятнадцать (п. 3.1.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом МНС России от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468). Получается, что с момента подачи заявления до принятия решения о зачете может пройти 20 дней. А все это время на сумму просроченной недоимки будет начисляться пени. Такой вывод следует из письма Минфина от 29 сентября 2005 г. № 03-02-07/1-250.