08.07.2008
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что чиновников в советах директоров компаний со стопроцентным участием государства можно было бы заменить профессиональными поверенными не из числа госслужащих. Ее слова передает агентство "Интерфакс".
Набиуллина добавила, что такие поверенные могли бы голосовать по принципиальным вопросам согласно госдирективам. Предложение по изменению структуры советов директоров госкомпаний Минэкономразвития уже направило в правительство.
Ранее помощник президента России Аркадий Дворкович сообщил, что в советах директоров госкомпаний чиновники будут заменены независимыми директорами. Предполагается, что замена произойдет уже в ближайшие несколько месяцев.
Ранее о необходимости вывести чиновников из руководства компаний, принадлежащих государству, говорил президент России Дмитрий Медведев. По его мнению, государство в таких фирмах должен представлять только председатель совета директоров, поскольку все остальные чиновники "занимаются лоббизмом или кормлением".
Колхоз оспорил в суде решение налоговиков по начислению налога и соответствующих штрафов и пеней. Ранее инспекция признала неправомерно включенной в состав вычетов по НДС сумму налога, уплаченную за приобретенную продукцию у ООО, в связи с тем, что указанный поставщик плательщиком НДС не является, так как применяет УСН. Дело разбиралось в суде первой инстанции, апелляции и кассации. И все арбитры поддержали колхозников, основываясь на следующем. Во-первых, судами установлено, что необходимые требования для применения налоговых вычетов, содержащиеся в ст. 171 и 172 НК РФ, налогоплательщиком соблюдены, а представленные счета-фактуры составлены в соответствии с положениями ст. 169 НК РФ. Во-вторых, согласно п. 5 ст. 173 НК РФ лица, которые не являются налогоплательщиками или же не несут обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога, все-таки должны исчислить и уплатить в бюджет НДС в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Таким образом, налоговый орган в соответствии с названной нормой вправе потребовать от поставщика уплату налога в бюджет (Постановление ФАС Уральского округа от 22 мая 2008 г. № Ф09-3644/08-С2).
В Татарстане утвержден Порядок определения размера годовой платы за пользование чужим земельным участком. Она выплачивается собственнику в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута для обеспечения государственных интересов. Сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Такие выплаты могут быть единовременными, когда плата производится однократно в полном объеме, и периодическими, когда плата производится частями в течение всего срока, на который установлен сервитут. По заявлению собственника плата за сервитут может быть изменена в течение срока его действия. Порядок определения и выплаты годовой платы, а также список и содержание документов от собственника земельного участка для получения платы за сервитут определены постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 г. № 325 «Об утверждении порядка определения и выплаты соразмерной платы за публичный сервитут».
Министерством финансов Российской Федерации утверждена инструкция о порядке представления и составления годовой, месячной и квартальной отчетности об исполнении бюджетов. Данный приказ Минфина № 72н был подписан второго февраля, недавно он вступил в силу применительно к отчетности, датированной начиная с 1 апреля 2008 года. Бюджетная отчетность представляется распорядителями, главными распорядителями, администраторами поступлений, получателями бюджетных средств, органами, которые организуют исполнение бюджетов и осуществляют кассовое обслуживание этой процедуры. Документы составляются на следующие даты: годовая отчетность — на первое число января года, который следует за отчетным, квартальная — по состоянию на 1 апреля, на 1 июля и на 1 октября текущего года, а месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным. Месячная и квартальная отчетность формируется нарастающим итогом с начала текущего финансового года и является промежуточной.
Тема загрязнения окружающей среды уже давно беспокоит государственных деятелей. Высокая энергоемкость производства России является одной из основных причин загрязнения. Правительство предполагает ужесточить законодательство в области защиты экологии уже в этом году. Планируется существенно увеличить размер платежей в государственный бюджет. Бизнес-сообщество полагает, что такие радикальные меры могут очень негативно отразиться на крупных производствах. Однако увеличение «эконалога» будет вводиться поэтапно: единожды установленная плата впоследствии будет индексироваться с коэффициентом от 0,3 до 10. В основе реформы лежит новый механизм, суть которого заключается в плате за любое загрязнение окружающей среды в зависимости от объема. В связи с этим предполагается создать единую систему нормативов загрязнений и ввести техрегламент.
Законопроект, дающий послабления субъектам малого предпринимательства, внесен в Госдуму. В первую очередь он коснется налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения. Нововведения коснутся порядка представления отчетности. Ее предлагают разрешить сдавать раз в год организациям и предпринимателям, применяющим «упрощенку» и уплачивающим единый сельхозналог (ЕСХН).
«Вмененщиков» также ждут меры по усилению контроля. Им запретят использовать корректирующий коэффициент учета отработанного времени. Это связано с тем, что достаточно трудоемко и затруднительно организовать контроль за этим параметром, что и стало на практике причиной злоупотреблений «нечистых на руку» предпринимателей.
С 1 сентября начнется подписание новых трудовых соглашений трех миллионов работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала Минобороны, отмечает газета "Коммерсант". Эта процедура завершится к 1 декабря.
Решение о переходе на новую систему оплаты труда было принято на заседании правительства 30 июня. Реформа, которая стала следствием отказа от Единой тарифной сетки (ЕТС), коснется преимущественно трех отраслей - здравоохранения и соцуслуг, образования, культуры и спорта.
Газета "Время новостей" пишет, что все эти категории сотрудников еще с советских времен оплачивались государством по 18-разрядной ЕТС. В сетке специалисты одного разряда, работающие в разных отраслях, были уравнены в заработной плате. При этом ЕТС не позволяла увеличить оклад даже небольшой группе специалистов, потому как индексация бы потребовала пропорционального изменения оплаты всех остальных. Поэтому государство устанавливало доплаты - сейчас их насчитывается более 1200. Новая система не отменяет старые надбавки, а переводит их в основные выплаты.
С 1 декабря базовый оклад бюджетника будет зависеть от уровня образования, для этого будет определено четыре группы по степени профессиональной подготовки. Остальные доходы бюджетник будет получать через систему коэффициентов, которые зависят от сложности, важности функций сотрудника, степени самостоятельности и ответственности. Из общей суммы дохода примерно 70 процентов будет приходиться на оклад и еще 30 - на надбавки. Для отдельных категорий сотрудников, например хирургов, надбавка может быть увеличена в десять раз.
Депутаты Госдумы России приняли в первом чтении законопроект, направленный на улучшение социального обеспечения граждан. Изменениям предполагается подвергнуть несколько глав Налогового кодекса РФ.
Так, от «зарплатных» налогов могут освободить суммы оплаты профессиональной подготовки физических лиц, а также суммы, которые работники получают от работодателей на покрытие жилищного кредита.
Кроме того, законопроект направлен на совершенствование инновационной экономики. В частности, расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, возможно, будут включать в налоговую себестоимость с повышающим коэффициентом.
Представители малого бизнеса вскоре наконец получат возможность приватизировать муниципальное и государственное имущество на льготных условиях. После многочисленных дискуссий и поправок Госдума приняла в третьем чтении соответствующий законопроект. Согласно ему преимущества так называемой «малой» приватизации можно будет использовать вплоть до 1 июля 2010 года. В соответствии с документом площадь выкупаемых объектов не должна превышать установленные в регионах предельные значения. Если местные власти не определят данный лимит в течение трех месяцев после вступления закона в силу, то на подведомственной им территории станет действовать федеральный порог — в 500 квадратных метров. Свою покупку коммерсанты по собственному выбору смогут оплатить либо сразу, либо воспользоваться рассрочкой (не менее 5 лет). Госимущество, которое на торги не попадет, поступит в специальные фонды. Эти помещения субъектам малого предпринимательства будут сдавать в аренду на льготных условиях.
Комментируя принятие проекта закона о «малой» приватизации, президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов отметил, что его исполнение станет «лакмусовой бумагой», демонстрирующей реальное отношение местных властей к малому бизнесу. Но в любом случае, по его словам, данный документ позволит огромному количеству небольших фирм и ПБОЮЛ сохранить свое дело.
По всей видимости, право разрешать споры предпринимателей с налоговиками и другими контролерами, а также с партнерами по бизнесу будет оставлено только за судьями самой высокой компетенции. Чтобы остаться в рядах лучших, уже действующие арбитры должны будут три раза в год совершенствовать уровень своей профподготовки в Российской академии правосудия (РАП), а вновь назначенные — в течение шести месяцев там же повышать квалификацию, а затем стажироваться в судах. К этому их обяжут поправки в закон «О статусе судей», на днях внесенные в Госдуму специалистами Верховного Суда. В случае одобрения документ вступит в силу с 2011 года.
Сами арбитры нововведение не приветствуют. Как пояснил корреспонденту «ФАФИ» источник в ВАС, в первую очередь их не устраивает отсутствие возможности выбора учебного заведения для профессионального совершенствования.
Контролеры не имеют права многократно наказывать налогоплательщика за одно и то же нарушение. На это указал ВАС сотрудникам Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области, которые умудрились оштрафовать предпринимателя 25 раз по одной и той же причине.
Итак, в прошлом году проверяющие привлекли коммерсанта, занимающегося частными перевозками, к административной ответственности за нарушение лицензионных требований в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП. Заключались они в том, что принадлежавший предпринимателю микроавтобус курсировал без согласования графика движения и «не имел одобрения типа транспортного средства». Проанализировав хронологию (проблемная «маршрутка» выходила на линию с 12 по 20 февраля, с 23 по 28 февраля и с 1 по 9 марта), сотрудники Автодорнадзора пришли к выводу, что нарушения каждый раз совершались заново, и выписали фирме аж 25 штрафов. Сумма набежала внушительная, и коммерсант обратился в суд, но не преуспел в этом начинании: три инстанции признали правоту проверяющих.
Однако тройка судей ВАС в определении от 24 апреля 2008 г. № 1097/08 о передаче дела в Президиум указала, что решения коллег основаны на неправильном применении правовых норм. По мнению высших арбитров, допущенное предпринимателем нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей лицензиата, то есть является длящимся. То, что выпуск автобуса на рейс осуществлялся не ежедневно, не свидетельствует о прекращении объективной стороны нарушения, поскольку перевозка осуществлялась регулярно, систематически, на постоянной основе. Следовательно, оштрафовать правонарушителя можно было только один раз.
Возможно, в недалеком будущем участники ВЭД смогут оформлять ввезенный товар на своих собственных складах, минуя таможенные терминалы, а затем отправлять в ФТС декларацию. Правда, воспользоваться таким облегченным режимом смогут лишь компании, доказавшие свою добросовестность. В этом случае им будет присваиваться статус уполномоченного экономического оператора (грузополучателя). Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Комитете Госдумы по промышленности, соответствующие поправки в Таможенный кодекс поступят на согласование в правительство в ближайшие дни. Согласно этому законопроекту, получить статус «уполномоченного» смогут фирмы, стаж внешнеэкономической деятельности которых составляет не менее трех лет, и бухгалтерская отчетность у которых ведется по международным стандартам. Разумеется, не может быть и речи о каких-либо задолженностях перед бюджетом или нарушениях законодательства. Кроме того, перед выдачей соответствующего сертификата таможенные структуры тщательно проанализируют финансовое состояние компании-соискателя и ее грузооборот.
Напомним, что институт уполномоченного грузополучателя с четко отлаженной системой так называемого пост-аудита и выборочного, а не тотального контроля фирм действует в Европе, и на введении его в нашей стране руководство ФТС настаивает уже не первый год.
Компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые используют специальные налоговые режимы, вскоре придется руководствоваться новыми правилами. Так, согласно поправкам в Налоговый кодекс, принятым Госдумой в третьем чтении, «упрощенцы» смогут при определении объекта налогообложения учитывать расходы на все виды обязательного страхования ответственности. Изменениями также предусмотрено снятие ограничения при переносе убытков на будущие налоговые периоды и уточнен порядок их переноса. Кроме того, фирмы и ПБОЮЛ, действующие в рамках УСН, смогут сдавать налоговую декларацию не ежеквартально, а раз в год. Предприниматели же, работающие по патенту, вскоре получат право нанимать до пяти работников и заниматься сразу несколькими видами деятельности.
А вот «вмененщиков» ожидают и менее приятные нововведения. Например, их лишат возможности корректировать единый налог с учетом фактически отработанного времени. По мнению авторов поправок, это поможет избежать неправомерного занижения ЕНВД.
Не исключено, что скоро руководство фирм будет избавлено от обязанности оплачивать своим работникам учебный отпуск. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» источник в Минздравсоцразвития, в министерстве всерьез обсуждается вопрос об исключении такой нормы, вводящей работодателя в дополнительные издержки, из Трудового кодекса. Ведь случается, что учащийся сотрудник получает непрофильное образование, и после его завершения, получив от родной фирмы все причитающиеся ему соцгарантии, просто покидает ее.
Параллельно в министерстве предполагается пересмотреть тарифы на социальное страхование — их размер будет поставлен в пропорциональную зависимость от системы охраны труда на предприятии. По замыслу чиновников, это подтолкнет работодателя к внедрению новых технологий, модернизации рабочих мест и увеличению производительности труда.
Страховые взносы, уплаченные компанией за своих сотрудников по договору добровольного медицинского страхования, не облагаются НДФЛ. К такому выводу пришел Минфин в письме от 3 июня 2008 г. № 03-04-06-01/152. Финансисты обратили внимание на то, что в соответствии с законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» медицинское страхование является объектом личного страхования (п. 1. ст. 4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1). Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 213 Налогового кодекса с 1 января 2008 года страховые взносы по договорам обязательного страхования, добровольного личного или пенсионного страхования не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ.
07.07.2008
Потери от снижения НДС с 18 до 12 процентов в 2012 году будут нулевыми. Такие данные приводятся в докладе группы "Экономакс", которая по просьбе Минэкономразвития подсчитала, во сколько бюджету страны обойдется снижение налога на добавленную стоимость (НДС), пишет газета "Ведомости".
Напомним, ранее против резкого снижения НДС неоднократно выступал министр финансов Алексей Кудрин, утверждая, что снижение НДС приведет к большей зависимости бюджета от цен на нефть, а потери бюджета (около двух процентов ВВП) будут сопоставимы с расходами на национальную оборону России.
Однако согласно данным "Экономакса", непосредственные потери российского бюджета в 2010 году составят около двух процентов ВВП - 1,089 триллиона рублей. Однако они будут компенсированы за счет роста ВВП, дополнительных поступлений от других налогов, а также за счет увеличения акцизов и повышением собираемости НДС. С учетом этих факторов в 2010 году бюджет потеряет только 0,4 процента ВВП (224 миллиарда рублей), а в 2012 году не потеряет ничего.
В целом авторы доклада отмечают "комплексные позитивные изменения в экономике", которые вызовет снижение НДС. Негативным фактором "Экономакс" называет некоторое повышение цен на социально значимые товары (продукты питания и товары для детей), которые сейчас облагаются НДС по ставке 10 процентов, пишет "Коммерсант".
Российское правительство обсуждает уменьшение ставки НДС с начала 2008 года, когда такую инициативу поддержал Владимир Путин.
Как сообщил зампред Центробанка Константин Корищенко на заседании рабочей группы Госдумы, банкиры прогнозируют инфляцию на 2008 год в размере 10,5%. Позитивный прогноз ситуации на вторую половину года связан со снижением темпов роста денежного предложения, а также с возможным замедлением роста цен на сырьевые товары. «Если все это реализуется, то возможны даже и дефляционные месяцы», — обещал Корищенко. Также он заметил, что инфляционный процесс в мире перестал быть локальным, и возможностей у каждой страны удержать инфляцию с каждым годом становится все меньше, поскольку на нее оказывает влияние общая ситуация в мировой экономике. Кроме того, рост денежной массы зависит и от бюджетных расходов.
По прогнозам председателя ВАС России Антона Иванова, в электронном виде будут подаваться 70 процентов исков. Соответствующий законопроект уже подготовлен. Не исключено, что судебные заседания будут проводиться на интернет-конференциях.
В первом чтении принят законопроект, предусматривающий возможность смены объекта налогообложения для фирм, применяющих упрощенную систему налогообложения. Напомним, что «упрощенцы» могут выбрать в качестве объекта налогообложения либо просто доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
В настоящее время выбранный при переходе на упрощенную систему налогобложения объект налогообложения не может быть изменен в течение первых трех лет применения «упрощенки». Законопроектом же предполагается возможность того, чтобы налогоплательщики могли изменить объект налогообложения по истечении одного года с начала применения упрощенной системы налогобложения.
С 1 сентября вступает в силу законопроект, который позволит налогоплательщикам ЕНВД отказаться от использования кассовых аппаратов. Уже сейчас разгораются жаркие споры депутатов по этому поводу. Большинство «вмененщиков» положительно относятся к принятию данного закона. Теперь предпринимателям не придется тратить средства на приобретение и обслуживание ККМ.