12.07.2005
Если предприниматель временно приостанавливает коммерческую деятельность, он вовсе не обязан снимать контрольно-кассовую машину с учета в налоговом органе. Сделать это необходимо, только если аппарат был удален из Государственного реестра или истек нормативный срок амортизации ККМ. В противном случае оформлять в налоговой простой кассовой машины не обязательно. Правда бизнесмену все же не помешает уведомить инспекцию о том, что предпринимательской деятельности он больше не ведет. Такие разъяснения дали саратовские налоговики на сайте местного отделения налоговой службы.
Такое заявление сделал накануне директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров. По его словам, от плановых ревизий необходимо перейти к проверкам, проводимым по фактам нарушений. Однако каким именно образом налоговики будут получать сведения об этом, пока неизвестно. Как сообщил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков, для того, чтобы механизм заработал и не привел к негативным последствиям, необходимо четко прописать те критерии, по которым налоговики смогли бы осуществлять подобные проверки. В противном случае велики шансы, что малый бизнес «пойдет ко дну» от произвола людей в погонах.
В ближайшее время фирмы, получающие кредиты в коммерческих банках, попадут под непосредственный контроль Банка России. Такой вывод можно сделать из заявления первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова. Выступая на конференции-семинаре «Банк в системе обмена кредитными историями», он напомнил, что в соответствии с законом «О кредитных историях» с 1 сентября каждый коммерческий банк обязан выбрать кредитное бюро, в которое будет передавать информацию о заемщиках. К настоящему времени, пояснил он, орган, надзирающий за кредитными бюро, пока не выбран. «Таким образом, следить за тем, чтобы банки выполнили пункт закона, в соответствии с которым они обязаны предоставлять информацию, будет ЦБ», – добавил Козлов. Основными проблемами, связанными с введением данного закона, первый заместитель председателя Банка России считает «недоверие банков друг к другу и защиту информации он несанкционированного доступа». В то же время чиновник высказал уверенность, что оба эти вопроса будут решены.
Предприниматели, однако, сильно сомневаются в том, что информация о них будет защищена должным образом. В беседе с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» один из участников семинара высказал опасение, что даже индивидуальный код субъекта кредитной истории, который введен для подтверждения правомерности запроса информации из Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ), «реально не даст никакого эффекта». «В поправках к закону предусмотрены альтернативные каналы доступа к центральному каталогу – нотариусы, банки, телеграф… Выходит, что если лицо, желающее получить информацию обо мне, не захочет использовать индивидуальный код, оно может его не использовать, а действовать через посредников. Это вызывает аналогии со снятием денег со счета: хочешь – сам иди в банк, хочешь – получи деньги через банкомат», – пояснил он.
Со следующего года распространяемые в рекламных целях календари, открытки, блокноты и другие товары облагаться НДС не будут. Правда, воспользоваться льготой по налогу смогут только те фирмы, которые на приобретение или создание единицы такой продукции потратили не больше 100 рублей. Соответствующую поправку в статью 149 Налогового кодекса одобрили накануне депутаты Госдумы в третьем чтении. Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» эксперты Общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», будет справедливо и разумно предоставить торгующим компаниям возможность не уплачивать НДС с недорогой продукции.
Напомним, что до сих пор передача такой продукции облагалась НДС независимо от ее стоимости. Такую жесткую позицию налоговики обосновывали необходимостью борьбы с уклонением от уплаты налогов.
11.07.2005
Предприниматель-«одиночка», который не нанимает работников, должен подавать сведения о себе в пенсионный фонд. Однако он может пренебречь общепринятыми сроками и навестить фонд после 1 марта. Если же его оштрафуют за опоздание, он найдет поддержку в суде. Примером может служить постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2005 г. № Ф04-3252/2005(11619-А45-18). Арбитры указали, что срок подачи сведений персонифицированного учета установлен только для работодателей (п. 2 ст. 11 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). По их мнению, на предпринимателя, который не заключал ни с кем трудовых договоров, этот пункт не распространяется. Впрочем, сведения о себе ему все равно сдавать придется. Такая обязанность установлена пунктом 5 статьи 11 упомянутого закона. Однако про сроки там ничего не сказано, следовательно, и штрафовать за их несоблюдение нельзя.
Фирма–владелец игровых автоматов платит налог на игорный бизнес по месту своего нахождения. Где при этом находится само оборудование, значения не имеет. К такому выводу пришли судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 26 мая 2005 г. № А56-30464/04.
Претензии налоговиков, послужившие поводом для разбирательства, сводились к тому, что организация не платила налог и не отчитывалась по месту осуществления своей деятельности. Иными словами, несколько принадлежавших ей игровых автоматов находились на территории других инспекций, будучи там незарегистрированными. Однако судьи оказались на стороне фирмы. Они сослались на пункт 2 статьи 366 Налогового кодекса. Согласно приведенным в нем положениям, игровой автомат организация обязана поставить на учет в инспекции по месту собственной регистрации. Там же она должна платить налог. Что, собственно, в данном случае и произошло. Таким образом, оснований начислять организации налог по месту нахождения игровых машин у ревизоров не было.
Не исключено, что малые фирмы смогут стать полноправными участниками рынка наряду с крупными компаниями. Это станет возможно благодаря новому закону «О защите конкуренции», который депутаты приняли накануне в первом чтении. Документ уточняет такие понятия, как «монопольно высокая цена», «монопольно низкая цена», «необоснованно низкая (высокая) цена», «конкурентная цена», «недобросовестная конкуренция» и другие. Таким образом, проект закона устанавливает, что является, а что нет нарушением антимонопольного законодательства, – пояснили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму. Так, фирмы, которые продают свои товары по слишком высокой или, наоборот, низкой цене, будут серьезно наказываться. Сумма штрафов за каждое конкретное нарушение пока не определена, но предполагается, что она будет немаленькой. По словам одного из авторов законопроекта, руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, его ведомство планирует внести соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях.
Внедрение ЭКЛЗ вызывает недовольство как предпринимателей, так и производителей контрольно-кассовой техники. Одним не нравится, что лента слишком дорога в эксплуатации, другим – монополия на ее производство. В связи с этим Ассоциация российских предприятий по производству и обслуживанию контрольно-кассовой техники «РосКасс» направила в Федеральную антимонопольную службу письмо с просьбой повлиять на сложившуюся ситуацию.
По словам президента «РосКасс» Леонарда Евдокимова, в настоящее время сформировалась группа предприятий, осуществляющая монопольное производство и продажу ЭКЛЗ, в результате чего все производители ККМ и большинство центров технического обслуживания оказались в жесткой зависимости от «главного поставщика». «Мы требуем рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства, допущенного при введении в практику применения защитной ленты, и направить в ФНС предписание об отмене писем, благодаря которым налоговики отказывают в регистрации контрольно-кассовой техники без ЭКЛЗ», – заявил Евдокимов корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты».
Кроме того, представители «РосКасс» предлагают ввести лицензирование производства ККТ и сервисных центров по обслуживанию контрольно-кассовой техники и ввести уголовную ответственность за «скручивание» касс, то есть взлом фискальной памяти кассовой машины.
Владельцам игровых залов, возможно, придется ограничить рекламу своих заведений. Такое ограничение предусматривает законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса об административных правонарушениях», который депутаты одобрили накануне во втором чтении. Согласно документу, бизнесменам запретят рекламировать залы с игровыми автоматами в общественном транспорте и на улицах города. Делать это можно будет только в рекламной и специализированной прессе, а также в зданиях, где непосредственно проводятся азартные игры. Реклама в электронных СМИ будет возможна только с 22-х до 7 часов. В случае нарушения этих правил предпринимателей ждут внушительные штрафы, размер которых увеличен. Теперь максимальный штраф составит 200 МРОТ (вместо 50) для физических лиц и 5000 (вместо 500) МРОТ для фирм. Если закон примут, в силу он вступит с 1 января 2006 года.
Как пояснили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, авторы документа руководствовались идеей о том, что азартные игры по вредности стоят на одном уровне с пристрастием к алкоголю и наркотической зависимости. По их убеждению, принятие надлежащего закона сократит количество предпринимателей, занятых в игорном бизнесе, а соответственно, и количество граждан, страдающих от этой дурной привычки.
Налоговикам, скорее всего, сохранят все те полномочия, которыми они и без того обладали и обладают при проведении проверок. Такой вывод можно сделать из заявления главы государства Владимира Путина на встрече с членами правительства и депутатами Госдумы. По словам президента, закон о совершенствовании налогового администрирования, который будет рассматриваться законодателями на осенней сессии, «должен быть сформулирован таким образом, чтобы у государственных органов, в том числе налоговых, оставалось достаточно инструментов для решения задач, которые перед ними стоят». Однако, как заметил вице-премьер Александр Жуков, депутаты перед рассмотрением этого документа планируют обсудить его с предпринимателями.
Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», в свете последних высказываний главы государства власти и бизнесу сложно будет найти компромисс в «налоговом вопросе». Тем не менее бизнесмены надеются, что налоговый консерватизм Минфина будет преодолен, а охрана прав налогоплательщиков будет признана одной из основных функций налогового регулирования наравне с собиранием налогов.
Со следующего года бухгалтерам большинства организаций, возможно, придется быть более внимательными при расчете пособия по рождению ребенка. Накануне министр здравоохранения Михаил Зурабов на последнем заседании правительства предложил увеличить эту выплату с шести до десяти тысяч рублей. С подобным предложением выступили также два комитета Госдумы: по делам женщин, семьи и молодежи, а также по труду и социальной политике. Они считают, размер такого пособия должен зависеть от количества детей в семье. Так, к примеру, если сотрудница родила первого ребенка, ей должны будут выплатить семь тысяч рублей, за второго и третьего – десять тысяч, за четвертого и так далее – семь тысяч рублей.
Кроме того, депутаты предложили увеличить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. С 1 января 2006 года его сумма должна составить 800 рублей, а с мая 2006 г. – 1100 рублей. Напомним, сейчас такая выплата составляет всего 500 рублей.
Фирмам, занимающимся торговлей с Белоруссией, будет небезынтересно письмо ФНС России от 15 июня 2005 г. № ММ-6-03/489. В нем налоговики сообщают о том, что этим организациям необязательно подавать вместе с налоговой декларацией оригиналы договоров, транспортных накладных, счетов-фактур и других документов, наличия которых требует Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Достаточно обойтись лишь копиями этих бумаг. Главное – чтобы они были заверены подписью руководителя и главного бухгалтера фирмы.
08.07.2005
Не всем фирмам нужны товарно-транспортные накладные для обоснования вычета по НДС. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 18 апреля 2005 г. № А56-19440/04. Арбитры напомнили, что вычет подтверждают счета-фактуры и документы, на основании которых приходуется товар. При этом первичная документация составляется по унифицированным формам. Так, торговые организации должны принимать к учету ценности по товарным накладным (постановление Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132). Судьи отметили, что товарно-транспортные накладные предназначены для учета услуг по перевозке грузов и используются транспортными компаниями (постановление Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78). В рассматриваемом деле фирма не занималась перевозками, значит, ей товарно-транспортные накладные вообще не были нужны. Вместо них для подтверждения вычета организация обоснованно предъявила товарные накладные.
Фирме, которая ввозит товар из-за границы, необязательно самой уплачивать НДС на таможне. Она может попросить это сделать своих покупателей, а затем провести с ними взаимозачет, оформив соответствующий акт. И в этом случае организация не потеряет права на вычет по НДС. К такому выводу пришли судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа в постановлении от 2 июня 2005 г. № А56-29136/04. Арбитры напомнили, что компания может принять к вычету НДС, фактически уплаченный на таможне (п. 1 ст. 172 НК). В рассматриваемом деле, по мнению судей, компания заплатила НДС при импорте из своих средств. Ведь покупатели по ее поручению погасили свою задолженностью, перечислив налог на таможне, что было оформлено актами о взаимозачетах.
Предприниматели, которые платят ЕНВД, все же могут рассчитывать на то, что их освободят от обязанности применять контрольно-кассовую технику. Сторонники такой инициативы намерены объединить усилия и основательно доработать соответствующий законопроект к началу осенней сессии Госдумы. Об этом было заявлено в ходе круглого стола «Современные проблемы применения ККТ», организованном «ОПОРОЙ России».
Предполагается, что в работе комиссии по совершенствованию законодательного регулирования применения контрольно-кассовой техники примут участие депутаты Госдумы, эксперты Минэкономразвития и Торгово-промышленной палаты, представители «ОПОРЫ России», а также Ассоциации производителей контрольно-кассовой техники «РосКасс». Стоит отметить, что представители всех этих организаций считают, что параллельно с отменой ККТ для плательщиков ЕНВД должны быть внесены определенные поправки в Гражданский Кодекс и Закон о защите прав потребителей. В беседе с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Дина Крылова отметила, что «заверения представителей Минфина о невозможности контролировать оборот наличных денежных средств и рассчитывать базовую доходность без применения ККТ» являются надуманными. «Никакого положительного экономического эффекта от избыточного применения ККТ не наблюдается, а отрицательный – в изобилии», – считает эксперт «ОПОРЫ».
Если фирма одновременно применяет УСН и платит ЕНВД, у нее могут возникнуть проблемы с определением показателя среднесписочной численности сотрудников. Это связано с тем, что некоторые работники могут быть заняты не только в деятельности, подпадающей под «вмененку». К таковым относится, например, управленческий и вспомогательный персонал. В этом случае, чтобы определить необходимый показатель, число таких «общих» сотрудников следует распределять пропорционально количеству людей, работающих по каждому из видов деятельности организации. Такие разъяснения дали саратовские налоговики на сайте местного УФНС.
Возможно, малые фирмы будут иметь преимущественное право при выкупе недвижимости, которую они арендуют у государства не менее трех лет. Причем оплачивать приобретенное имущество совсем не обязательно сразу. При желании арендаторы могут получить рассрочку на три года. Такой законопроект разработала группа депутатов Госдумы. Если закон будет принят, то воспользоваться такой льготой фирмы смогут с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года.Предприниматели хоть и рады этому законопроекту, но считают, что его нужно еще доработать. Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», преимущество нужно дать и субарендаторам, которыми, как правило, являются представители малого бизнеса. Только в этом случае можно говорить о реальной помощи малым фирмам.
Чиновники решили сделать еще один шаг навстречу малому бизнесу. Накануне Госдума приняла во втором чтении законопроект «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно документу не менее 15 процентов от общего объема госзаказа должно быть отдано малым фирмам. Причем участником торгов может быть любое юридическое или физическое лицо. Главное, чтобы оно соответствовало требованиям законодательства к поставщикам определенных товаров и услуг (имело свидетельство о регистрации, лицензию и т. д.). А саму процедуру госзакупок обещают сделать максимально-прозрачной: путем проведения торгов (в форме аукциона или конкурса), информацию о которых каждое ведомство должно вывешивать на своем сайте.
Минфин не готов к введению международных стандартов финансовой отчетности для малых предприятий. Об этом сообщил председатель правления фонда НСФО, депутат Госдумы Андрей Буренин во время проведения круглого стола, посвященного обсуждению законопроекта «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». При этом он сослался на слова директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина Леонида Шнейдмана. По словам Буренина, переход на МСФО даже на уровне индивидуальной отчетности пока не рассматривается.
В целом Минфин признал полезность и актуальность закона о регулировании бухгалтерского учета и отчетности, разрабатываемого фондом НСФО. Однако у проекта в его нынешнем виде мало шансов быть принятым Госдумой. «Впрочем, никто и не ставит сегодня такую задачу, – сообщил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» Буренин. – Большую роль в этом законе будут играть переходные положения. Мы готовы к серьезным компромиссам, хорошо, если хотя бы 20–30 процентов идей, изложенных в законе, окажутся учтены государственной властью при разработке нового законопроекта о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В следующем году проект представят на рассмотрение депутатов от имени правительства».
Фирме, которая оказывает услуги, переход с упрощенки не вмененку может грозить определенными сложностями. Проблемы могут вызвать услуги, оказанные при УСН, а оплаченные уже при ЕНВД. Дело в том, что при упрощенке доходы учитываются только по мере поступления денег. А при ЕНВД конкретные услуги вообще не учитываются, ведь налог исчисляется исходя из физического показателя. Получается, что оплаченные после смены налогового режима услуги вообще не должны облагаться налогом. Однако Минфин в письме от 30 мая 2005 г. №03-06-05-04/148 решил иначе. По мнению чиновников, такие доходы нужно учесть при упрощенке в момент перехода на новый налоговый режим. Если же это не было сделано, то налог с дохода все равно придется заплатить, но уже при ЕНВД.
Эксперт Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Алексей Абрамов в беседе с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» назвал решение Минфина «мягко говоря, недостаточно обоснованным». «В этой ситуации усматривается определенный «налоговый парадокс», поскольку в данном случае объект налогообложения как таковой отсутствует. Ведь фирма уже не на УСН, а полученный в настоящем налоговом периоде доход не может влиять на размер единого налога, уплачиваемого при ЕНВД», – пояснил он. Кроме того, Абрамов напомнил, что в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей законодательства должно осуществляться в пользу налогоплательщика.
Звонок корреспондента «ФБГ» в Министерство финансов ясности не добавил. В отделе специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ему заявили, что «механизм пока не проработан».