17.04.2008
Ликвидация основного средства лишает фирму не только самого объекта, но и возможности учесть НДС с затрат по его демонтажу и разборке. Такое мнение выразил Минфин России в письме от 24.03.2008 № 03-07-11/106. Финансисты указали, что ликвидация незавершенного капитального строительства не является объектом обложения НДС. А соответственно и суммы налога, начисляемые на услуги по демонтажу ликвидируемого имущества, оказанные подрядными организациями, к вычету не принимаются.
Противостоять вымогательству со стороны чиновников можно. В этом лично убедился один из новошахтинских предпринимателей. Желая выкупить земельный участок, на котором находилась его автозаправочная станция, бизнесмен обратился к местному мэру. Однако чиновник обещал удовлетворить заявление предпринимателя лишь в обмен на «подарок» городской администрации – два легковых автомобиля. Возмущенный владелец автозаправки немедленно обратился в прокуратуру. Боясь уголовной ответственности, глава города приказал подчиненным изготовить документы, согласно которым заявление предпринимателя якобы было удовлетворено сразу же после обращения. Но в результате «липа» только усугубила незавидное положение мэра. Суд признал его виновным в превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК) и служебном подлоге (ст. 292 УК), сняв с должности и приговорив к 2 годам 8 месяцам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком.
Высший Арбитражный Суд «доводит до ума» проект постановления, призванного усложнить жизнь охотникам до чужого имущества – «черным рейдерам». В частности, сообщает пресс-служба ВАС, в документе будут трактоваться такие понятия, как «добросовест¬ный приобретатель», «имущество выбыло из владения собственника против его воли» и т. д. По мнению высших арбитров, приобретатель не может считаться добросовестным, если он купил какой-либо объект через цепочку сделок по заниженной цене.
Сегодня один из излюбленных приемов недружественных поглощений состоит в следующем: путем различных ухищрений получив временный контроль над приглянувшимся предприятием, захватчики быстренько перепродают его активы по цепочке различным лицам. В результате имущество оседает у так называемого «добросовестного приобретателя», скажем, пятого или шестого по счету, который якобы знать не знал о криминальном происхождении покупки.
Изъять у него активы практически невозможно. Предполагается, что документ ВАС несколько подкорректирует презумпцию добросовестности – в нем будут прописаны признаки, указывающие на то, что покупатель был в сговоре с захватчиком. К таковым предлагается отнести, например, явную поспешность при заключении сделки, информированность приобретателя о том, что реализуемое имущество является спорным, и покупку по заведомо заниженным ценам.
Вполне возможно, что скоро процедура медиации, то есть попытки досудебного примирения, станет обязательной при всех арбитражных спорах между компаниями и представителями госструктур. Как сообщает пресс-служба ВАС, на этом настаивает глава Высшего Арбитражного Суда Антон Иванов. «Я считаю, что необходимо установить обязательную процедуру медиации по административным спорам, например, когда организации оспаривают постановления налоговой службы», – цитирует пресс-служба ВАС заявление главного арбитра страны, сделанное им на недавней пресс-конференции. По словам Иванова, такой подход, позволяющий значительно снизить нагрузку на суды, принят во многих европейских странах. В Германии, к примеру, до суда урегулируются 80 процентов арбитражных споров. В России же эта цифра составляет не более одного процента.
Компании вправе уменьшить базу по налогу на прибыль на оплату доставки своих сотрудников к месту работы наемным транспортом. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12 марта 2008 г. № Ф04-1658/2008(1915-А27-40) четко сказано, что данные затраты экономически обоснованны и могут быть включены в расходы на основании статьи 252 Налогового кодекса, поскольку такой подход соответствует оптимальной организации производственной деятельности компании. Еще арбитры обратили внимание на то, что в оспариваемом деле условие о транспортировке сотрудников содержалось в коллективном договоре: 23 работника аппарата управления компании проживают в соседних городах. Хотя добраться до работы и обратно управленцы могут на междугородных автобусах либо электропоездом, используя эти средства передвижения они не успевают к началу рабочего дня. Довод кемеровских налоговиков о наличии у фирмы собственного автотранспорта арбитры отклонили: фирме удалось доказать, что весь ее пассажирский автопарк задействован в перевозке рядовых сотрудников.
Все без исключения российские компании в скором времени могут оказаться под дамокловым мечом так называемых «оперативных» налоговых проверок. Проводить их будут без предварительного оповещения (сейчас контролеры имеют возможность наносить визиты лишь после уведомления проверяемой организации). Как сообщил накануне замглавы Минфина Сергей Шаталов, такое предложение родилось в недрах ФНС и лично он его поддерживает. Необходимо лишь, считает он, чтобы подобные мероприятия проводились «в разумных пределах, в рамках цивилизованных процедур и с понятными правовыми последствиями». Поддерживает идею и замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин. По его словам, в данном контексте под оперативными проверками (термин, отсутствующий в Налоговом кодексе) нужно понимать выезд налоговиков на предприятия с целью проверки наличия или отсутствия деятельности, оприходования прибыли, и иные действия, предпринятые для получения контролерами необходимой информации.
Представители бизнес-сообщества в шоке от озвученной инициативы. Так, в «ОПОРЕ России», куда корреспондент «ФАФИ» обратился за комментарием, считают, что нововведение ввергнет малый бизнес в пучину «налогового террора».
В Налоговом кодексе вскоре может появиться норма об освобождении от налогов и отнесении на себестоимость взносов в компенсационный фонд саморегулируемых организаций. Предложение прямо закрепить это в законодательстве прозвучало на прошедших в Госдуме парламентских слушаниях по вопросам становления института саморегулирования. Об этом сообщает пресс-служба Российского союза промышленников и предпринимателей.
Кроме того, СРО получат полномочия рассматривать дела об административных правонарушениях, допущенных их членами, и применять к провинившимся предусмотренные законодательством санкции.
Ставку налога на добавленную стоимость вряд ли снизят больше чем до 15–16 процентов. Это максимум, на что готов согласиться Минфин, заявил руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин на пресс-конференции «НДС против ЕСН: какие налоги нужны России?». Льготный 10-процентный НДС и вовсе будет отменен, прогнозирует экономист. Такие перемены хотя и не соответствуют ожиданиям предпринимательского сообщества, но более предпочтительны, чем замена НДС налогом с продаж, считает Делягин. Он отметил, что несмотря на некоторые проблемы администрирования, НДС является эффективным и представляет собой становой хребет налоговой системы.
16.04.2008
Совет Федерации РФ принял за основу проект концепции по формированию бюджета на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг. 16 апреля на 220-м заседании председатель комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин сообщил, что в комитет поступило более 100 предложений по концепции бюджета.
Комитет поддержал предложения по налоговой политике, в частности, по повышению мер против уклонения от налогов. СФ также поставил вопрос о ставке налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Кроме того, в проект предложений вошли инициативы СФ по развитию транспортной инфраструктуры, в частности, по мнению сенаторов, необходимо принять новую программу по дорожному хозяйству, поскольку у старой истекает срок. Также в проект вошел ряд предложений по социальной политике и о повышении заработной платы.
Проект предложений принят за основу, и в течение недели комитет будет принимать поправки к нему.
Федеральная налоговая служба (ФНС) России готова ввести "оперативные" налоговые проверки малого и среднего бизнеса. О том, что Минфин мог бы поддержать инициативу налоговиков "в разумных пределах", сообщает газета "Коммерсант" со ссылкой на заявление заместителя министра финансов Сергея Шаталова.
Шаталов подчеркнул, что конкретные предложения налоговиками пока не сформулированы, однако он считает, что в таких проверках есть "определенный резон". С другой стороны, президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Сергей Борисов считает, что в случае введения таких проверок малый бизнес окажется в условиях "налогового террора".
В настоящий момент ФНС может проводить выездные налоговые проверки после предварительного уведомления о них проверяемой организации. После того, как в 2003 году была ликвидирована Федеральная служба налоговой полиции, полномочия по оперативным проверкам остались лишь у силовых структур - МВД, ФСБ, Госнаркоконтроля и МЧС.
Напомним, в марте текущего года избранный президент России Дмитрий Медведев предложил полностью запретить проверки малого бизнеса без разрешения органов государственной власти. По мнению Медведева, такие проверки приводят к поборам, которые не дают развиваться малым предприятиям.
Счетная палата обратилась к депутатам Госдумы с предложением разрешить контрольному ведомству доступ к сведениям, которые относятся к налоговой тайне. Об этом заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин, выступая на заседании Госдумы, сообщает ИА REGNUM.
Сейчас к материалам, связанным с налоговой тайной, аудиторы Счетной палаты не допускаются. Однако два ведомства заключили между собой соглашение, которые предусматривает, что по некоторым вопросам контрольное ведомство имеет доступ к ряду документов налоговиков. По мнению Степашина, для Счетной палаты, которая проверяет, в частности, спецслужбы и Банк России, никаких запретов по доступу к налоговой тайне быть не должно, как отмечает РИА Новости.
Глава Счетной палаты обратился к депутатам Госдумы с предложением закрепить это право на законодательном уровне, сообщает ИА REGNUM.
Стоит отметить, что правительство выступает против предоставления доступа аудиторам Счетной палаты к налоговой тайне.
Банк России подготовил проект указания, которым упрощает процедуру отзыва лицензии у кредитной организации. В документе говорится, что лишить лицензии банк можно будет не по совокупности причин, а при наличии хотя бы одного повода, пишет газета "Коммерсант".
В ЦБ поясняют, что цель нового указания - повысить прозрачность работы регулятора с банками при отзыве лицензий. В документе более детально прописаны основания для отзыва лицензий, а также приведен закрытый перечень документов, на основании которых ЦБ может доказывать недостоверность отчетности.
Согласно проекту указания Банка России, отчетность будет считаться недостоверной не только в случае сокрытия банками фактов невыполнения обязательных нормативов и неисполнения обязательств перед кредиторами. ЦБ также будет вправе отозвать лицензию, если в отчетности банка не отражены операции на сумму по совокупности равную или превышающую 600 тысяч рублей. Ранее такое основание для отзыва банковских лицензий отсутствовало.
Центробанк пытается перекрыть нелегальные схемы, которые позволяют банкирам выводить операции из-под обязательного контроля регулятора и финансовой разведки. Сейчас банки обязаны сообщать лишь об операциях на сумму свыше 600 тысяч рублей. Поэтому сделки, которые могут привлечь внимание регулятора, разбиваются на несколько более мелких операций.
В 2008 году Банк России лишил лицензий шесть банков. Причиной для отзыва лицензий стало неоднократное нарушение финансовыми организациями закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма". В 2007 году в России остались без лицензий более 50 кредитных организаций.
Объем штрафов, наложенных на работодателей за использование труда нелегальных мигрантов, в первом квартале 2008 года превысил 329 миллионов рублей. Об этом сообщает агентство "Интерфакс" со ссылкой на сообщение Федеральной миграционной службы (ФМС) России по Москве. При этом за весь 2007 год объем штрафов за использование нелегальных работников составил около 73 миллионов рублей.
За январь-март текущего года в общей сложности было оштрафовано около десяти тысяч работодателей. За весь прошлый год их число составило около шести тысяч.
По данным ФМС, штраф для юридического лица, нанявшего мигранта без разрешения на работу, составляет от 250 до 800 тысяч рублей. Для работодателя - физического лица эта сумма может равняться 2-50 тысячам рублей.
Отметим, что с 1 марта любой незаконный мигрант в Москве сможет получить статус легального рабочего сроком на один месяц, после чего должен будет покинуть город, если не найдет себе работу или не поступит учиться. Стоимость услуги составит две тысячи рублей.
В 2008 году квота на привлечение иностранной рабочей силы в Москве установлена в размере 300 тысяч человек.
Филиалы Сбербанка России с 16 апреля 2008 года приступили к выплатам компенсации по вкладам граждан в финансово-кредитных организациях бывшего СССР, сообщает "Интерфакс". Для этого из бюджета РФ было выделено 56 миллиардов рублей. Это на 16,7 процента больше суммы, предоставленной в 2007 году.
Компенсации будут выплачиваться гражданам России, родившимся до 1954 года включительно, инвалидам I, II и III степени и наследникам граждан, относящихся к этим категориям граждан. Выплаты будут производиться в размере остатка вкладов в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов в организациях "Росгосстраха" по состоянию на 1 января 1991 года.
Российское законодательство предусматривает возмещение Сбербанку затрат, связанных с осуществлением выплат, в размере 2,5 процента от фактически произведенных выплат. Таким образом, Сбербанк может рассчитывать на возмещение лишь 1,4 миллиарда рублей.
В 1996-2007 годах на компенсации было израсходовано около 200,3 миллиарда рублей. В 2009 году планируется выделить из бюджета 70 миллиардов рублей, а в 2010 году — 85 миллиардов рублей.
Общий объем вкладов граждан в финансово-кредитных и страховых компаниях РСФСР составляет 345 миллиардов рублей СССР. Однако с учетом инфляции эта сумма значительно увеличилась. В 2002 году общий государственный долг перед гражданами по вкладам оценивался в восемь триллионов рублей с последующим увеличением суммы долга на один триллион рублей в год.
В декабре 2003 года президент России Владимир Путин определил государственный долг перед гражданами по вкладам в Сбербанк и "Росгосстрах" в 11,3 триллиона рублей.
Минфин опубликовал два письма, в которых разбирает спорные вопросы, касающиеся начисления пеней по авансовым платежам налога на прибыль. В письме от 18.03.2008 № 03-02-07/1-106 указан порядок уплаты пеней в случае, когда по итогам года сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей. Финансисты привели выдержки из недавнего постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 47. Арбитры высшей инстанции рассудили, что пени по авансовым платежам подлежат соразмерному уменьшению. Таким образом, должникам в любом случае придется платить за просрочку, но в меньшем размере. Минфин согласился с мнением ВАС. Отметим, что подобную точку зрения ранее финансовое ведомство не высказывало.
Второе письмо Минфина (от 27.03.2008 № 03-02-07/1-130) содержит рекомендации налогоплательщикам, пострадавшим из-за неверных действий инспекции по перечислению платежа в бюджет. Финансисты советуют подавать на налоговый орган в суд, если ошибка в реквизитах платежных документов лежит на совести инспекции. Начислять же пени в данном случае неправомерно, так как обязанность по уплате налога была исполнена.
Желанию заняться доходной деятельностью, сэкономив на «формальностях», бывает трудно противиться. Не устоял перед искушением и некий предприниматель из Мурома. Коммерсант организовал погрузку-выгрузку дизельного топлива на местной железнодорожной станции. Дела его шли очень даже неплохо до тех самых пор, пока контролеры в ходе проверки не выяснили, что у бизнесмена нет лицензии на работу с опасными грузами. Поскольку доходы дельца от противоправной деятельности перевалили за 3 миллиона рублей, ему придется отвечать в суде по подпункту «б» пункта 2 статьи 171 Уголовного кодекса за незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.
Не исключено, что в Арбитражный процессуальный кодекс вернут положение о частных определениях, позволяющих арбитрам влиять на нерадивых чиновников, злоупотребляющих своими полномочиями или просто бездействующих. На этом настаивает глава ВАС Антон Иванов. «Безусловно, жаль, что у нас нет института частных определений, потому что бывают такие ситуации, когда поведение тех или иных государственных органов является настолько вызывающим, что было бы разумно им на это указать», – заявил главный арбитр страны в ходе состоявшейся накануне пресс-конференции. Глава ВАС прозрачно намекнул, что в первую очередь вышесказанное относится к налоговикам: они частенько затягивают судебный процесс, не представляя в срок документы и пояснения, да и вообще не являются на заседания. Напомним, что частное определение представляет собой особый вид судебного постановления, цель которого – отразить реакцию суда на отдельные нарушения законности, выявленные в ходе судебного разбирательства и не относящиеся к существу рассматриваемого дела. Упомянутый документ направляется руководителям провинившихся структур, которые обязаны сообщить суду о принятых мерах в месячный срок со дня его получения. Данная норма «ушла» из АПК в 2002 году.
По всей видимости, ревизоры всех мастей, проверяющие небольшие компании, в ближайшее время умерят свой пыл, поскольку их неуемное рвение вывело из себя действующего президента страны. Накануне, выступая на совещании с членами правительства, Владимир Путин призвал положить конец «бесконечным проверкам малого бизнеса». Со своей стороны вице-премьер Александр Жуков полностью поддержал позицию главы государства и заверил, что совсем скоро ситуация изменится. По его словам, поправками в законодательство «будет исключено большое количество составов проверяемых правонарушений», по которым чиновники и сотрудники милиции смогут приходить с проверками.
Как сообщает пресс-служба Кремля, в продолжение своего выступления Владимир Путин потребовал в самое ближайшее время привести в соответствие с федеральным законодательством все решения региональных и муниципальных властей, принятые в отношении малого и среднего бизнеса. «Меняют каждый месяц всякую мелочь, и из этих мелочей складываются условия, которые называются неблагоприятными для ведения бизнеса», – негодовал президент. Вице-премьер к таким упрекам был готов и сообщил, что рабочая группа по проверке регионального и местного законодательства уже создана.
Сумма стандартного вычета по НДФЛ для работников, имеющих детей, может быть увеличена с 600 до 4000 рублей. Размер дохода родителя, при котором предоставляется такой вычет, вырастет с 40 000 до 100 000 рублей. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Управлении по информации и общественным связям Законодательного собрания Санкт-Петербурга, соответствующий законопроект недавно представили на обсуждение в Госдуму питерские депутаты. К слову сказать, представители Минфина настроены менее радикально и предлагают повысить вычет всего на 200 рублей. Правда, при этом финансисты готовы вовсе отменить предельный размер дохода сотрудника, при достижении которого указанный вычет не предоставляется.
Компании могут ввозить импортную технику по льготным таможенным пошлинам и в этом году. Правительство постановлением от 12 апреля 2008 г. № 261 продлило на девять месяцев срок действия пятипроцентных и нулевых ставок на значительную часть машин, оборудования, устройств, аппаратуры и их комплектующие. Перечень технологического импорта, попавшего под ввозные льготы, утвержден постановлением кабинета министров от 9 июня 2007 г. № 357, сообщает правительственная пресс-служба. В него, в частности, входят разнообразные подъемные механизмы, металлообрабатывающие станки, а также высокоточная техника, оборудование для швейного производства.