21.05.2008
Власти всерьез озаботились проблемой непредвзятости и неподкупности отечественных служителей Фемиды. Накануне, выступая на совещании в Кремле, президент Дмитрий Медведев подчеркнул, что эффективность антикоррупционных мероприятий в первую очередь зависит от прозрачности судебной системы, и предложил отдельно обсудить комплекс мер по «совершенствованию правосудия и укреплению авторитета судов».
Напомним, что Медведев и ранее неоднократно высказывался за изменения в судебной системе. Так, еще в период президентской избирательной кампании в своем программном выступлении на Красноярском экономическом форуме в феврале этого года он назвал ситуацию в судебной сфере «неудовлетворительной» и объявил, что совершенствование судебной системы будет одним из приоритетов его деятельности на посту главы государства. Тогда же Медведев заявил о необходимости разработать систему мер, направленных на возмещение гражданам и организациям их потерь от неправосудных решений и волокиты в судах. Для компенсации было предложено создать специальный финансовый фонд. Немаловажен и тот факт, что, как сообщает кремлевская пресс-служба, не далее как 19 мая текущего года президент подписал указ о подготовке национального плана по борьбе с коррупцией.
Кстати, на днях в Россию по приглашению правительства прибыл спецдокладчик ООН Леонардо Депуи. За десять дней своего визита он намерен тщательно изучить российскую судебную систему. Особое внимание представитель ООН намерен уделить именно вопросам независимости российских судей, прокуроров и адвокатов, их профессиональной подготовке, открытости для населения и равенства в судебной системе. Наблюдения, заключения и рекомендации наблюдатель намерен изложить в докладе, который потом представит Совету ООН по правам человека.
Таможенники не имеют права привлечь фирму к административной ответственности, если правонарушение не связано с перемещением товара через границу. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Волго-Вятского округа по делу № А29-3345/2007.
Как следует из материалов дела, в марте минувшего года сотрудники Сыктывкарской таможни провели проверку в помещении компании, торгующей парфюмерно-косметической продукцией. Визитерам показалось, что часть товара имеет явные признаки контрафакта, а потому они не преминули составить протокол об административном правонарушении. Затем материалы были направлены в арбитражный суд для привлечения общества к ответственности. Арбитражный суд Коми внял гласу таможенников, дал санкцию на изъятие подделок и оштрафовал компанию на 105 тысяч рублей. Однако кассационная инстанция в лице ФАС Волго-Вятского округа, руководствуясь статьями 11, 28 и 283 КоАП и статьями 393, 403 и 408 Таможенного кодекса, санкцию отменила. Дескать, таможенный орган не представил доказательств, подтверждающих факт нахождения спорного товара под таможенным контролем, или того, что недоразумение возникло при перемещении его через таможенную границу. Следовательно, полномочия на составление протокола об административном правонарушении у таможенных инспекторов в данном случае отсутствовали.
Санитарно-защитные зоны больше не ограничены размерами промышленной площадки объектов, признанных источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Это определено в СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08, который вступил в действие 15 мая. Согласно документу, для корректного определения границ санитарно-защитной зоны уточнено время проведения всех необходимых натурных исследований и лабораторных наблюдений. Вместе с тем поясняется, что анализировать состояние атмосферного воздуха и измерять физические воздействия на него на территории установленных зон должны лаборатории, аккредитованные на проведение подобных работ. Более подробно ознакомиться со всеми внесенными изменениями можно на официальном сайте Роспотребнадзора.
В скором времени компании, которые помогают своим сотрудникам получить достойное образование, а заодно и решить вездесущий «квартирный вопрос», смогут рассчитывать на значительные налоговые льготы. Такой информацией в ходе конференции «Россия в мировой экономике» поделился заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский. По его словам, федеральное правительство намерено рассмотреть вопрос об освобождении от ЕСН, НДФЛ и налога на прибыль сумм, направляемых на софинансирование ипотечных кредитов и обучение сотрудников, в том числе и будущих. Причем «образовательные» расходы компаний планируется вывести из-под налогообложения уже в следующем году, а софинансирование работодателем процентных выплат по ипотечным кредитам – в течение ближайших трех лет. Не забыли чиновники и о здоровье работающего населения нашей страны. Как сообщает пресс-служба Минэкономразвития, предполагается увеличить в два раза (с 3 до 6% от размера оплаты труда) норматив, который освобождается от налога на прибыль, если эти средства идут на медицинское страхование сотрудников.
В счете-фактуре должны быть указаны адреса продавца и покупателя в соответствии с их учредительными документами, а не фактические (почтовые) адреса. Такого мнения придерживается Минфин, о чем специалисты ведомства проинформировали бухгалтеров в письме от 31 марта 2008 г. № 03-07-11/129. Финансисты указали, что данный порядок предусмотрен в приложении 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914. При этом представители финансового ведомства считают, что счета-фактуры, в которых в адресах продавца и покупателя не указываются слова «Российская Федерация», не являются составленными с нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом.
20.05.2008
Руководителей сравнительно небольших акционерных обществ освободили от «почетной обязанности» иметь в штате минимум одного специалиста с аттестатом ФСФР, который занимался бы ведением реестра акционеров, либо обращаться к услугам внешнего регистратора. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе Верховного Суда, в минувшую пятницу ВС признал соответствующий приказ ФСФР от 27 декабря 2007 г. № 07-113/пз-н (зарегистрирован Минюстом в январе текущего года) не соответствующим российскому законодательству. Суд напомнил, что, согласно закону «Об акционерных обществах», эмитент должен прибегать к услугам спецрегистратора, только если количество акционеров превышает 50 человек. Остальные же вправе вести реестр самостоятельно, силами штатных юристов, не имеющих специальных аттестатов.
При исчислении ЕНВД фирмы применяют корректирующий коэффициент К2. Он учитывает ряд факторов, которые могут оказать влияние на результат предпринимательской деятельности. К таким факторам Налоговый кодекс относит: ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, количество автобусов, трамваев, троллейбусов, автомобилей, прицепов и т. п., используемых для распространения и размещения рекламы и другие особенности. Какие именно факторы влияют на результат того или иного вида предпринимательской деятельности, решают местный власти.
Не так давно вышло письмо Минфина, в котором специалисты ведомства разъяснили, что при определении К2 можно использовать подкоэффициент, учитывающий уровень зарплаты, выплачиваемой «вмененщиком» своим наемным работникам. Аналогичное мнение финансисты высказывали и раньше в письмах от 01.11.2007 № 03-11-03/11 и от 20.09.2007 № 03-11-03/9.
Однако есть и другая точка зрения — ее специалисты Минфина придерживались чуть больше года назад. Так, в письме от 23.03.2007 № 03-11-04/3/79 сказано, что способ определения К2 с учетом уровня заработной платы не предусмотрен законом.
Напоминаем, что значение корректирующего коэффициента с учетом всех факторов может быть установлено в пределах от 0,005 до 1 включительно. В последнем из перечисленных писем финансистов указано, что если местные власти установили значения подкоэффициентов, произведение которых меньше 0,005, в качестве К2 следует использовать наименьшее значение, определенное Налоговым кодексом, то есть 0,005.
Как известно, трудовые выплаты работникам, произведенные из чистой прибыли ЕСН не облагаются (п. 3 ст. 236 НК). «Упрощенцы» ЕСН не платят, однако взносы на ОПС они обязаны начислять в общеустановленном порядке, то есть по тем же основаниям, что и ЕСН. Не так давно вышло письмо Минфина, разъясняющее, распространяется ли положение пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса на «упрощенцев» в отношении пенсионных взносов (письмо Минфина России от 23.04.2008 № 03-11-04/2/76).
Финансисты сообщили, что раз спецрежимники не платят налог на прибыль, то и право на освобождение на них не распространяется. Поэтому суммы матпомощи, путевок и премий, выплаченные из чистой прибыли, облагаются пенсионными взносами в общем порядке, а сами взносы «упрощенец» может учесть в налоговой базе по единому налогу в случае, если объектом налогообложения у него выступают «доходы минус расходы» на основании пункта 7 статьи 346.16 Налогового кодекса. Такую позицию специалисты финансового ведомства высказывают не первый раз. Аналогичные выводы содержит письмо Минфина России от 24.12.2007 № 03-11-04/2/313, от 23.08.2007 № 03-04-06-02/156.
Тем не менее, есть примеры арбитражной практики, содержащие противоположную точку зрения. Судьи указывают на то, что применение пункта 3 статьи 236 в зависимости от режима налогообложения ставит в неравное положение физлиц, работающих у страхователей, применяющих «спецрежимы», по отношению к физическим лицам, работающим у страхователей с общей системой налогообложения. Поэтому выплаты, которые нельзя учесть в расходах по налогу на прибыль (единому налогу при УСН), страховыми взносами не облагаются. Соответствующие выводы содержат Постановления Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 № 14324/04, ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.2008 № А79-748/2007.
Невнимательность бухгалтера к копеечной задолженности в итоге может создать фирме нешуточные проблемы с представителями закона. В этом на собственном опыте убедилась хозяйка нескольких торговых точек из Боровичей, за которой числится задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 2 рубля 48 копеек. Из-за того, что уплатить их добровольно предпринимательница не соизволила, в дело вмешались судебные приставы. Для начала они позвонили с предупреждением к бухгалтеру предпринимательницы, и тот пообещал принести квитанцию об оплате, но так и не появился. В результате процесс по взысканию долга развернулся по полной программе: приставы приступили к проверке материального положения проштрафившейся бизнес-леди, направив соответствующие запросы в местные отделения банков и регистрирующие структуры. И сомневаться не приходится — долг будет взыскан.
Руководство Федеральной налоговой службы всерьез взялось за искоренение любых проявлений коррупции в своем ведомстве. Так, приказом ФНС от 5 мая 2008 г. № ММ-3-1/197@ за подписью главы службы Михаила Мокрецова утвержден план мероприятий по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2008–2009 годы. В числе прочего ФНС планирует до конца года разработать комплекс мер против вовлечения работников налоговых органов в противоправную деятельность. В следующем году предполагается создать информационно-аналитическую систему, которая позволит на основе внутренней информации и данных из внешних источников оценивать риски внутриведомственной коррупции. На принятии срочных антикоррупционных мер настаивает и президент страны Дмитрий Медведев. «Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», — заявил глава государства на специально созванном совещании. Медведев предложил включить в план по борьбе с коррупцией как минимум три раздела. К первому разделу он отнес «модернизацию антикоррупционного законодательства», ко второму — «противодействие и профилактику коррупции в экономической и социальной сферах». Третий раздел — «создание стимулов для антикоррупционного поведения».
НДС подлежит взысканию с заказчика, даже если в договоре отсутствует условие об увеличении цены на сумму налога. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15 апреля 2008 г. № Ф04-2091/2008(2579-А75-16). Арбитры указали, что согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан дополнительно к цене реализуемых услуг добавлять определенную сумму налога. Исчисляться она должна как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных цен (тарифов) (п. 2 ст. 168 НК). При этом в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах сумма НДС выделяется отдельной строкой (п. 4 ст. 168 НК). Служители Фемиды отметили, что данный порядок отнюдь не меняется, если заказчик сменит режим налогообложения, как и произошло в рассматриваемом деле.
Не исключено, что уже в скором времени предприниматели смогут истребовать у госчиновников денежные компенсации за волокиту в рассмотрении дел и затягивание исполнения судебных решений, не обращаясь для этого в Страсбургский суд по правам человека. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» пресс-секретарь Верховного Суда Павел Одинцов, соответствующий законопроект, разработанный в недрах ВС, уже получил одобрение представителей Совета Европы и в настоящее время подвергается «косметической доработке». Документ призван снизить число жалоб в Европейский суд и дать возможность быстрее решать подобные вопросы внутри страны, то есть через Верховный Суд. О сроках внесения законопроекта на рассмотрение депутатов Госдумы представитель ВС сообщить затруднился.
Вполне вероятно, что при перевозке товаров на территории стран Евразийского экономического сообщества компаниям и предпринимателям придется заполнять обновленные версии грузовой таможенной и транзитной деклараций. О необходимости привести их формы в соответствие с требованиями единого административного документа, применяемого в Евросоюзе, всем участникам ЕврАзЭС было заявлено на заседании Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете Сообщества. Процесс унификации затронет и электронные системы контроля. В частности, утверждены типовые требования по информационно-техническому оснащению пунктов пропуска таможенных служб Сообщества. Кроме того, планируется подкорректировать общую Товарную номенклатуру ВЭД ЕврАзЭС для синхронизации введения в нее изменений и дополнений. В целях же упорядочивания и укрепления законодательной базы, сообщает пресс-служба ФТС, участники Сообщества намерены наладить одновременную разработку Таможенного кодекса Таможенного союза и основ таможенного законодательства.
Кадастровая оценка недвижимости вскоре будет проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Такая периодичность предусмотрена в законопроекте, который рассмотрен и рекомендован к принятию в первом чтении Комитетом Госдумы по собственности. Нововведение разработчики документа обосновали необходимостью установить единые правила стоимостной оценки собственности. Напомним, что государственная кадастровая оценка земельных участков уже проводится с указанной периодичностью (постановление правительства от 8 апреля 2000 г. № 316).
Участники думского Комитета Госдумы по труду и соцполитике раньше всех среагировали на требование нового главы кабмина Владимира Путина уже к январю следующего года увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с нынешних 2300 до 4330 рублей. Причина такой оперативности заключается в наличии у депутатов «домашней заготовки» в виде заведомо непроходного ранее законопроекта по увеличению МРОТ до 4300 рублей. Как сообщает пресс-служба Госдумы, накануне, в ходе парламентских слушаний, законодатели реанимировали этот документ, в свое время получивший крайне отрицательную оценку правительства, приплюсовали к указанной в нем сумме МРОТ 30 рублей и рекомендовали к принятию.
19.05.2008
Используя компанию лишь в качестве ширмы для нелегального обогащения, в конце концов горе-бизнесмен привлечет внимание правоохранительных структур. Не избежал этой участи и некий адвокат из Мончегорска. Открыв в городе фирму, он начал заключать с местными жителями договоры займа средств под высокие проценты сроком на год, уверяя, что все деньги пойдут на развитие производства. В действительности же большая часть этих сумм не вкладывалась в дело, а оседала в кармане самого директора. Для создания видимости благополучия своей организации он все же выплачивал часть процентов, получая средства от новых заимодавцев. В результате подобных махинаций за несколько лет аферисту удалось получить более 15 миллионов рублей, а жертвами обмана стали около 120 человек. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, суд приговорил дельца к 5 годам лишения свободы за мошенничество.
Предприниматель, претендующий на возмещение НДС, но не имеющий на руках счетов-фактур, может предъявить в качестве доказательств реальности сделки иные документы, например, кассовые чеки. К такому выводу пришел Президиум ВАС, рассмотрев дело № А40-13151/06-98-80.
Суть спора состояла в следующем: в прошлом году инспекция в ходе камеральной проверки представленных предпринимателем НДС-деклараций привлекла его к ответственности за неполную уплату этого налога в минувший период. Дело в том, что коммерсант принял к вычету НДС, уплаченный при покупке ГСМ за наличный расчет, на основании кассовых чеков, а не счетов-фактур. Руководствовался он при этом пунктом 7 статьи 168 Налогового кодекса. Напомним, что эта норма позволяет считать требования по выставлению счетов-фактур при продаже товаров в розницу выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек.
Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. Они указали, что предприниматель не подпадает под категорию покупателей, именуемую «населением», поскольку приобретает товары (работы, услуги) в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием. Следовательно, не может рассчитывать на применение норм 168-й статьи при предъявлении сумм НДС к вычету. Однако Президиум ВАС указал нижестоящим коллегам, что их отказ применить норму пункта 7 статьи 168 Налогового кодекса неправомерен, поскольку данная норма не содержит ограничений для применения ее предпринимателями. Кроме того, судьи сослались на определение Конституционного Суда от 2 октября 2003 г., где сказано, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС.
Стоимость строительно-монтажных работ включается в базу по НДС только при выполнении их своими силами. Как отметил ФАС Поволжского округа в постановлении от 17 апреля 2008 г. № А06-5184/07, объекта по этому налогу не возникает, если к данному процессу организация привлекла подрядчика. На сей раз спор возник вокруг формулировки «строительно-монтажные работы для собственного потребления». В прошлом году астраханская фирма, осуществляющая разведку месторождений углеводородного сырья, привлекла стороннюю организацию для строительства буровых скважин. При этом на стоимость выполненных работ компания не стала увеличивать базу по НДС. В ходе камеральной проверки налоговики сочли такие действия неправомерными и отказали организации в возмещении почти 12 миллионов рублей НДС, а также начислили пени и штраф. По мнению инспекторов, помощь подрядчика в данном случае следует расценивать как работы «для собственного потребления», которые облагаются налогом (подп. 3 п. 1 ст. 146 НК).
Суд, вникнув в суть спора, указал на следующее: в Налоговом кодексе не дано разъяснение понятия «строительно-монтажные работы для собственного потребления». Для расшифровки этого термина инспекторам, в соответствии с письмом МНС от 24 марта 2004 г. № 03-1-08/819/16 «О порядке определения налоговой базы по НДС», следует руководствоваться определениями, содержащимися в нормативных актах Госкомстата. В них же сказано, что СМР для собственных нужд признаются исключительно те, которые компания осуществляет собственными силами. Это справедливо и в ситуации, когда организация направляет на стройку сотрудников, занятых основной деятельностью, и выплачивает им зарплату по нарядам строительства; или если работы выполнены сторонними организациями для развития собственной базы, а не в порядке договора подряда. Более того, отметили арбитры, в рассматриваемой ситуации объект по НДС возникает именно у подрядчика. Компания же, в свою очередь, обязана уплатить ему налог, получив при этом законное право на вычет.
Покупка фирмой имущества, на первый взгляд, не предназначенного для коммерческих целей, вовсе не свидетельствует о том, что данные расходы экономически необоснованны. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 26 марта 2008 г. № Ф03-А51/08-2/472.
Итак, некая приморская компания приобрела в собственность две квартиры в частном доме. При этом коммерсанты уменьшили на затраченные суммы базу по налогу на прибыль. Налоговики признали покупку необоснованной, доначислили фирме 430 тысяч рублей налога и оштрафовали, проигнорировав тот факт, что впоследствии недвижимость была сдана в аренду. Инспекция посчитала, что поскольку названные помещения не переоформлены в нежилые, то такие расходы по правилам пункта 1 статьи 252 НК не могут быть признаны экономически оправданными. Арбитры заняли сторону компании, указав на отсутствие в налоговом законодательстве правовых положений, находящихся во взаимосвязи с нормами Жилищного кодекса в целях применения норм Налогового кодекса относительно статуса помещений, не переведенных в нежилые. Кроме того, судьи напомнили, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получать экономический эффект в результате предпринимательской или иной экономической деятельности. А намерения такие у компании присутствовали.
Административная и уголовная ответственность за нелегальный труд как для гастарбайтеров, так и для работодателей вскоре будет существенно ужесточена. В необходимости такого поворота событий уверены представители Комитета Госдумы по труду и социальной политике. Накануне они утвердили рекомендации, выработанные в ходе прошедших парламентских слушаний по проблемам законодательного регулирования трудовой миграции и деятельности негосударственных агентств занятости.
Депутаты также отметили, что в настоящее время в стране нет ни эффективной системы управления миграцией, ни механизма распределения иностранных работников с учетом потребностей регионов в трудовых ресурсах. Все это приводит к тому, что из-за неуплаты налогов госказна ежегодно теряет более 8 миллиардов рублей. Разработкой необходимых для исправления ситуации изменений в законодательство займутся правительство, профильные министерства и ведомства, комитеты Госдумы и Совбез.