07.03.2008
Согласно прогнозу Минэкономразвития, инфляция в марте составит 1-1,2 процента, сообщает РИА Новости. За первую неделю марта 2008 года инфляция была на уровне 0,2 процента. В феврале 2008 года рост потребительских цен в России составил 1,2 процента, а в январе - более двух процентов. Таким образом, правительству еще ни разу в 2008 году не удалось сдержать рост цен за месяц в рамках одного процента.
В итоге за первые два месяца 2008 года инфляция в России достигла уровня 3,6 процента. Отметим, за аналогичный период 2007 года индекс потребительских цен был равен 2,8 процента. Увеличение темпов инфляции связано, прежде всего, с ростом цен на продовольственные товары.
Правительство РФ в 2008 году планирует удержать инфляцию на уровне 8,5 процента, однако не исключено, что этот прогноз может быть пересмотрен в сторону повышения. В 2007 году инфляция составила 11,9 процента при плановом показетеле в восемь процентов.
Незаконная «оптимизация» налоговой нагрузки уже не раз приводила бухгалтеров на скамью подсудимых. Однако желающие повторить печальный опыт по-прежнему находятся.
Так, главбух и руководитель одной из московских фирм совместными усилиями разработали схему – зарегистрировали две компании и оформили с ними договоры на выполнение работ. Поскольку новоиспеченные подрядчики были не более чем фикцией (использовались лишь их счета – для перечисления денег), все оговоренные в контрактах работы выполняли сотрудники фирмы-заказчика. Представители ГУ МВД по Центральному округу в ходе следствия выяснили, что таким образом предприимчивому главному бухгалтеру удалось снизить причитающиеся с вверенной ему организации налоги более чем на 30 миллионов рублей. Служители правопорядка оценили «трудовое рвение» счетного работника и «рачительность» его руководителя, предъявив им обвинение в неуплате налогов в крупном размере (п. 2 ст. 199 УК).
Не исключено, что фирмы, недовольные действиями (или бездействием) налоговиков, смогут взыскивать с них компенсацию не только материального, но и морального ущерба (в настоящее время это сделать более чем проблематично, если не сказать – невозможно). Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» источник в ВАС, проект соответствующего постановления, регламентирующий порядок возмещения нанесенного налоговыми чиновниками вреда как в имущественной, так и неимущественной форме, высшие арбитры намерены рассмотреть уже в конце марта. Правда, чтобы претендовать на компенсацию, компании придется доказать причинно-следственную связь между действиями инспекторов и постигшими ее неприятностями: прямыми убытками, скомпрометированной репутацией, оттоком инвестиций и контрагентов и т. д.
Напомним, что норма, согласно которой инспекции должны нести ответственность в случае причинения ущерба бизнесу, есть в Налоговом кодексе и сейчас, но размер компенсации и порядок возмещения убытков в этом документе не определены.
С момента, когда за ПБОЮЛ закрепили почетную обязанность по ведению трудовых книжек, прошло уже больше года. Однако лишь несколько дней назад правительство, наконец, регламентировало эту процедуру. В соответствующем постановлении кабинета министров от 1 марта 2008 г. № 132 помимо прочего отмечается, что если ПБОЮЛ прекратит свою деятельность, то устранять ошибки, которые он допустил при оформлении трудовых книжек своих наемных работников, должен их новый работодатель.
Напомним, что 6 октября 2006 года вступили в силу поправки в статью 309 Трудового кодекса, гласящие, что работодатель – физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном ТК и иными нормативными правовыми актами. Таким «иным» документом до недавнего времени оставались «Правила ведения и хранения трудовых книжек» в редакции четырехлетней давности (утверждены постановлением правительства от 16 апреля 2003 г. № 225), где об этой обязанности ПБОЮЛ не было сказано ни слова.
В ближайшее время компаниям, выпускающим пищевую продукцию, не стоит опасаться шквального увеличения числа проверок. Законопроект, дающий региональным властям право на самостоятельное проведение контрольных мероприятий в этой сфере, депутаты Госдумы отклонили в первом же чтении. По мнению его разработчиков, расширение проверочных полномочий местных чиновников позволило бы создать более эффективную систему контроля, направленную на защиту продовольственного рынка от некачественной и опасной продукции. Однако такие аргументы большинству депутатов показались недостаточно убедительными. Напомним, что сейчас согласно Закону от 2 января 2000 года № 29-ФЗ подобный надзор может осуществляться только совместно со структурами федерального уровня.
Бизнесменов, занимающихся продажей импортной электронной техники, в самом скором времени ожидает приятный сюрприз. Кабинет министров планирует отменить ввозные таможенные пошлины на плазменные и жидкокристаллические экраны. Соответствующее решение принято участниками заседания правительственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития. Кроме того, чиновники планируют обнулить ставки пошлин на ввозимое из-за рубежа сырье и комплектующие для производства оправ очков, а также ликвидировать сборы за вывоз с территории нашей страны полимеров этилена.
В ближайшее время у фирм может появиться серьезный стимул более интенсивно осваивать высокие технологии. Компаниям и ПБОЮЛ, занятым в этой сфере, планируется создать благоприятный налоговый климат для реализации старт-ап проектов. Например, новички, осваивающие или создающие наукоемкое производство, получат освобождение от налогов на первые 5 лет. О необходимости таких мер заявил на встрече руководства российской ТПП с депутатами нижней палаты парламента председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. По его мнению, развитие именно малого и среднего бизнеса должно быть положено в основу формирования инновационной экономики.
Фирма при расчете налога на прибыль имеет полное право учесть затраты на трехразовое питание сотрудников, работающих вахтовым методом. Такое мнение содержится в письме Минфина от 7 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/85. Однако специалисты финансового ведомства уточнили, что признать такие расходы можно лишь в пределах нормативов для содержания вахтовых и временных поселков, утвержденных властями по месту деятельности налогоплательщика. Если же чиновники не озаботились установлением соответствующих ограничений, компании следует ориентироваться на порядок определения расходов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории (подп. 32 п. 1 ст. 264 НК). Кроме того, финансисты настаивают на необходимости закрепить снабжение вахтовиков пищей в коллективном договоре.
06.03.2008
Оператор сотовой связи "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") начинает страховать телефоны своих абонентов от повреждений и краж. Пока успешных примеров предоставления этой услуги в России нет, пишет газета "Ведомости".
Партнером "Вымпелкома" в этом проекте выступит страховая компания ACE. Сначала услуга будет доступна только в Москве и области, а затем и в других регионах России.
Телефон можно будет застраховать от случайного повреждения, от кражи, а также от повреждений жидкостью. Деньги за страховку будут ежемесячно списываться со счета абонента. Так, за телефон стоимостью до 4000 рублей выплаты составят от 39 до 59 рублей. А за телефон стоимостью до 40 тысяч рублей (дороже телефоны не страхуются) от 239 до 779 рублей.
Издание отмечает, что сотовый ритейлер "Беталинк" уже предоставлял подобную услугу, но свернул ее, поскольку было сложно доказать, что телефон утерян или поврежден случайно. МТС и "Мегафон", конкуренты "Вымпелкома" не намерены предоставлять подобную услугу.
Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям рекомендовал депутатам принять во втором чтении законопроект, согласно которому издательские и полиграфические компании, а также интернет-провайдеры будут считаться стратегическими отраслями экономики. Об этом сообщает "Интерфакс".
Полностью название законопроекта звучит: "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ". В нем уточняются виды деятельности, имеющие стратегическое значение. Отнесение какой-либо отрасли к стратегической означает, что иностранцам станет сложнее покупать доли в компаниях, специализирующихся на работе в данной отрасли.
Ранее сообщалось, список стратегических видов деятельности было решено расширить на совещании администрации президента Сергея Собянина, а идея законопроекта принадлежит заместителю главы администрации Владиславу Суркову.
Иностранные инвесторы, которые хотят приобрести более половины акций стратегической компании, должны обратиться в правительство. Чиновники выдают разрешение в течение одного-двух кварталов. Кроме того, если в компании-инвесторе есть даже минимальная доля иностранного капитала, сделку также придется согласовывать. На совершенные сделки законопроект распространяться не будет.
Законодатели намерены ужесточить правила распространения рекламы алкоголя, пива и табака. Это произойдет, если Госдума примет одобренный Комитетом ГД по экономической политике и предпринимательству законопроект, вносящий изменения в ФЗ «О рекламе».
На сегодняшнем заседании комитет рассмотрел три альтернативных законопроекта, касающихся ужесточения правил размещения рекламы алкоголя, пива и табака, и одобрил один из них – внесенный депутатами А.Лебедевым и А.Самошиным.
Как рассказал депутат С.Железняк, данный документ устанавливает запрет на размещение рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на всех видах транспортных средств общего пользования, внутри транспортных средств и на остановочных пунктах, а также в объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и проч.). В то же время С.Железняк заметил, что данный законопроект еще предстоит доработать, в частности, нерешенным остается вопрос о размещении подобной рекламы на объектах транспортной инфраструктуры, имеющих международное значение (например, в зонах беспошлинной торговли). Тем не менее он считает, что все эти вопросы можно будет снять при подготовке документа ко второму чтению.
Что касается двух остальных законопроектов, то их комитет не поддержал. Первый, внесенный советом народных депутатов Камчатской области, по мнению С.Железняка, предусматривает чрезмерно жесткие ограничения распространения рекламы пива, алкоголя и табака. Второй документ, внесенный депутатами А.Бабаковым и А.Чуевым, прописывает особенности размещения такой рекламы лишь в метро и на железнодорожных станциях, не учитывая возможностей ее распространения на прочих объектах транспортной инфраструктуры. Кроме того, последний законопроект также предусматривает ужесточение правил распространения рекламы пива на телевидении: подобная реклама, по идее авторов документа, может размещаться на телеканалах лишь после 24.00. «Это предложение нуждается в обосновании», - считает С.Железняк.
По итогам обсуждения члены комитета пришли к выводу, что первый законопроект наиболее полно и корректно прописывает предложения по ужесточению правил распространения рекламы пива, алкоголя и табака на объектах транспортной инфраструктуры, он и был одобрен, тогда как два других депутаты не поддержали.
Российские законодатели разрабатывают новую главу Налогового кодекса специально для IT-компаний. Комитет Госдумы по информационной политике обсудил законопроект с представителями сообщества, инвесторами и чиновниками заинтересованных ведомств. Авторы закона предлагают отменить единый социальный налог (ЕСН, который сегодня составляет до 26% зарплат), налог на имущество и на прибыль для компаний-разработчиков программного обеспечения. Такие компании будут платить лишь в Пенсионный фонд (со льготами до 50%) и 6% с торгового оборота.
Специальный налоговый режим коснется не всех организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Скидку получат лишь компании, не менее 70% дохода которых составляет доход от реализации продуктов деятельности в области ИТ и сопутствующих услуг. Не менее 50% этих средств должны быть получены от иностранных юридических лиц. Организации, у которых меньше 20 сотрудников, не имеют права на особый налоговый режим. Компании, перепродающие программное обеспечение, также не смогут сократить налоговые выплаты.
Участники круглого стола хвалили законопроект, однако не верили, что он пройдет. Глава бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин указал на отсутствие единства внутри самого ИТ-сообщества. Ещё одна проблема – в очень медленной работе законодательных органов. Льготы по ЕСН для компаний-разработчиков программного обеспечения приняли ещё осенью 2006 года. Для того чтобы меньше платить, компания должна была получить государственную аккредитацию. Однако положение о такой государственной аккредитации «поспело» только через год, осенью 2007. На сегодняшний день Росинформтехнологии аккредитовали лишь около 50 компаний.
По мнению Бушмина, принятию закона может помешать лобби в администрации президента. Закон не одобряет экспертное управление при Администрации Президента РФ. Глава управления Аркадий Дворкович предлагает принять льготы по налогу на прибыль, льготы по ЕСН и не разрабатывать иных послаблений для сферы ИКТ. Впрочем, ситуация может измениться из-за ухода в МЭРТ замглавы экспертного совета Станислава Воскресенского, надеется Бушмин.
Глава Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова пояснила, что большинство компаний в области ИТ работают сегодня по «серым» и «черным» схемам. Платить все положенные налоги могут позволить себе лишь самые крупные игроки рынка. Из-за использования незаконных схем российские и зарубежные инвесторы не могут вкладывать средства в эту сферу. Принятие нового законопроекта изменит ситуацию. Однако в дальнейшем, по мнению Усковой, необходимо разработать льготы для всей отрасли, а не только для экспортеров.
Президент Государственного венчурного фонда Росинфокоминвест Григорий Бунатян поддержал законопроект. «Если мы не будем предпринимать серьезных усилий по поддержке отрасли, то не будет ни отрасли, ни инвестиций в неё», – заявил он. Пока что отечественные инвестиционные институты неэффективно работают в области ИТ.
Основным минусом законопроекта участники круглого стола считают сложную процедуру аккредитации. Представитель Совета Федерации вообще назвал постановление о государственной аккредитации «коррупционным законом»: никто не контролирует чиновников, которые выдают документы. Эксперты предложили аккредитовать игроков ИТ-рынка по рекомендации некоммерческих отраслевых организаций и ассоциаций.
Другой минус проекта – существенные ограничения, которые не позволят многим компаниям воспользоваться льготами. Так, ограничение по численности не позволит снизить налоговую нагрузку на малый бизнес в области ИТ.
В защиту процедуры аккредитации и против отмены налогов высказались лишь чиновники заинтересованных ведомств. Замглавы Росинформтехнологии Вячеслав Якушев пожаловался на ненадежность аккредитационного механизма: по его словам, ведомство никогда не может проверить достоверность бумаг, которые сдают на аккредитацию. В свою очередь представитель Минфина заявил, что у налоговых органов нет механизмов, которые позволяют оценить экспортный оборот компаний. Он предложил искать точечные решения проблем отрасли. Пример таких точечных решений – снижение ЕСН и НДС, а также налога на прибыль.
Сторонники законопроекта уверены, что нельзя обойтись оговорками к существующему законодательству. По мнению крупнейших ассоциаций в отрасли НАИРИТ, АП КИТ и Руссофт, принятие закона позволит сделать первый шаг к эффективному развитию ИТ в России. Сейчас РФ занимает третье место в мире по объему экспорта ПО. Удешевление продукции позволит ей конкурировать с лидерами экспорта – Индией и Китаем.
Представители ИТ-предприятий отмечали сложные условия работы на российском рынке. Так, они заявляли, что производство ПО в Индии и Китае обходится по меньшей мере в 3-4 раза дешевле, чем в России. Однако объем экспорта российского рынка информационных технологий растет огромными темпами. Мининформсвязи ожидает, что к 2010 году он составит 13,1 миллиардов долларов.
По данным министерства, за один только 2006 год экспортный оборот российского ИТ-бизнеса увеличился на 80% до 1,8 миллиардов долларов. При этом рентабельность предприятий IT-отрасли очень высока. Выход на второй рынок после разработки продукта приносит практически чистую прибыль. Плюсы этого бизнеса ещё и в небольших амортизационных затратах, отметил на круглом столе представитель ассоциации Руссофт. Фактически 70-80 процентов себестоимости продукта составляют трудовые ресурсы.
Журнал «Компьютер Пресс» назвал отечественные программы, которые заслужили признание на мировом рынке. Во многих странах используются антивирусные продукты (Антивирус Касперского) и системы распознавания (Abbey Fine Reader). Самыми популярными оказались программы «1С: Предприятие» и справочная правовая система «Консультант Плюс». При создании своего рейтинга журнал опирался на мнения читателей и экспертов компьютерного рынка.
Центробанк России понизил курс доллара на 7 марта 2008 года на 11 копеек до 23,9349 рубля. До таких низких отметок американская валюта не опускалась с 1999 года.
Официальный курс евро на 7 марта был установлен на уровне 36,6204 рубля. Европейская валюта подорожала почти на 13 копеек. В первой половине дня 6 марта на мировом рынке европейская валюта торговалась на отметке 1,53 доллара.
Впервые евро превысил отметку 1,5 доллара 27 февраля 2008 года и продолжил расти по отношению к доллару США. Укрепление курса евро было вызвано заявлением главы Федеральной резервной системы США Бена Бернанке о том, что ФРС намерен продолжать политику снижения базовых ставок.
Центробанк России отозвал лицензию на осуществление банковских операции у кредитной организации "Коммерческий банк рыбного хозяйства", сообщается в пресс-релизе ЦБ. Причиной отзыва лицензии стало нарушение финансовой организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность. В частности, речь идет о недостоверности отчетных данных и снижении достаточности капитала.
Также была аннулирована лицензия у другого банка – "Росинбанк-Сибирь". Согласно сообщению Центробанка, отзыв был осуществлен на основании решения акционеров "Росинбанк-Сибирь" о добровольной ликвидации организации.
В 2008 году Центробанк отозвал у банков уже пять лицензий. Ранее прав на осуществление банковской деятельности были лишены организации "Объединенный региональный банк", "Интелфинанс" и "Банк промышленного развития". Поводом для лишения лицензии стало нарушение финансовой отчетности и сроков перечисления средств.
По данным ЦБ, "Объединенный региональный банк" нарушил федеральный закон о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. В нарушении этого же закона был обвинен и "Банк промышленного развития".
Даже в самой сложной ситуации фирмам следует с большой осторожностью относиться к предложениям всякого рода доброжелателей. Иначе вместо того, чтобы найти решение проблем, можно обзавестись новыми. В этом на собственном опыте убедились несколько тюменских компаний, чье руководство польстилось на предложение некоего гражданина, представившегося работником областной администрации, уладить некоторые острые вопросы с местной властью. Так, обещав одному предприятию помочь с перезаключением договора аренды, он запросил за посредничество более 3 миллионов рублей, а получив деньги, поспешил скрыться. Другой фирме лжечиновник предложил «урегулировать» налоговые проблемы, оценив свои услуги в 2 миллиона рублей. Однако руководитель компании заподозрил неладное и обратился в правоохранительные структуры. В итоге афериста задержали с поличным при получении денег. По информации пресс-службы Генпрокуратуры, суд признал его виновным в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК), а также в покушении на аналогичное преступление. Теперь ловкому посреднику придется шесть с половиной лет провести в исправительной колонии общего режима.
Арбитражные судьи, публично огласив резолютивную часть судебного акта, не имеют права изменять изложенные в ней выводы. На это указал своим нижестоящим коллегам Президиум ВАС, накануне рассмотревший дело № А40-2285/07-77-29.
Суть его состоит в следующем: в начале прошлого года руководство подмосковного ООО через суд потребовало взыскать со своих деловых партнеров убытки в виде упущенной выгоды и задолженности по арендной плате. Две инстанции – Арбитражный суд города Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд – удовлетворили требование коммерсантов лишь частично, и те подали кассационную жалобу. ФАС Московского округа, объявляя резолютивную часть, распорядился передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Москвы. Однако затем арбитры неожиданно пересмотрели свое решение: спустя несколько дней был опубликован полный текст постановления ФАС МО, которое оставляло решения предыдущих инстанций в силе. Огорошенные таким поворотом событий предприниматели обратились в ВАС. Президиум решил, что действия представителей кассации нарушают единообразие в толковании и применении правовых норм, и распорядился направить дело на новое рассмотрение.
Нежелание налоговиков признавать обоснованность расходов компаний порой доходит до абсурда. Так, некоторые инспекторы пытаются исключить из состава расходов те затраты, которые прямо предписаны другими отраслями законодательства. Разбираться с произволом приходится арбитрам.
В 2006 году специалисты краснодарской ИФНС вдруг решили, что компания, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», необоснованно уменьшила базу по единому налогу на суммы, затраченные на страхование принадлежащих ей опасных объектов. Коммерсанты, которые по итогам выездной проверки были привлечены к налоговой ответственности, обратились в суд и как выяснилось, не напрасно. ФАС Северо-Кавказского округа в официально опубликованном недавно постановлении от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7065/2007-2509А указал, что статьи 9 и 15 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ обязывают владельцев опасных объектов заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде. Следовательно, данный вид страхования является обязательным в силу прямого указания закона. А раз так, то расходы на это счесть необоснованными ну никак нельзя.
У бухгалтеров появилась возможность освоить Международные стандарты финансовой отчетности, не тратя время и деньги на профильные семинары и покупку учебных пособий. Такой шанс учетным работникам и прочим заинтересованным лицам предоставило Министерство финансов, разместившее на своем сайте своеобразный самоучитель по МСФО. Каждый из разделов пособия представляет собой отдельный краткий учебный курс, рассчитанный на три часа занятий. Он включает в себя информацию по тому или иному стандарту, вопросы для самоконтроля, а также ссылки на материалы для более детального изучения темы. В качестве бонуса пользователям данного сервиса предлагается сборник практических заданий, а также пакет слайдов, таблиц и схем.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вскоре смогут переходить на патент даже в том случае, если используют труд наемных работников. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на совещании с представителями бизнес-сообщества заявила, что соответствующие предложения будут представлены на рассмотрение правительства в самое ближайшее время. Напомним, что сейчас согласно положениям пункта 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса применять УСН на основе патента может лишь коммерсант, не привлекающий работников со стороны. Кроме того, увеличить популярность самого простого спецрежима Минэкономразвития намерено, повысив заинтересованность региональных чиновников. По словам Набиуллиной, планируется устранить ситуацию, когда заветные патенты выдают местные власти, а плата за них поступает в бюджет другого уровня.
Не исключено, что, казалось бы, завершенная в основном масштабная налоговая реформа в обозримом будущем обретет второе дыхание. О необходимости полного пересмотра фискальной системы в ходе состоявшейся накануне встречи депутатов Госдумы с активом ТПП заявил председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству нижней палаты парламента Евгений Федоров. Он подчеркнул, что ныне действующий свод законов создавался в свое время для страны, ориентированной на сырьевой путь развития экономики. Сегодня перед государством стоит задача перехода на новые, инновационные, рельсы, отметил депутат, а значит, под нее необходимо перестраивать и всю налоговую систему. Среди ближайших мер по ее реформированию Федоров назвал реализацию отказа от НДС и возвращение к налогу с продаж, что существенно облегчит жизнь компаниям, занятым в сфере производства, переработки и высоких технологий. Впрочем, оговорился он, большинство налоговых поправок следует вносить не торопясь, осторожно, тщательно взвешивая.