30.05.2005
Возможно, фирмам вновь разрешат пользоваться нормами естественной убыли, не действующими с 2002 года. Такую поправку в главу 25 Налогового кодекса депутаты в ближайшее время намерены рассмотреть в третьем чтении. Предполагалось, что в этом году правительство утвердит новые нормы естественной убыли, однако этого не произошло. И тогда депутаты решили, что, раз новых норм нет, пусть налогоплательщики применяют старые. Как пояснил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Андрей Никонов, в случае окончательного утверждения поправки, применяться она будет по расчетам, которыми руководствовались с 1 января 2002 года. Соответственно, для фирм, не применявших данные нормы, появится возможность пересчитать налог на прибыль.
Не исключено, что в ближайшее время предприниматели смогут испытать на себе так называемые стандарты по оказанию государственных услуг, представленные Министерством экономического развития в рамках программы «Административная реформа 2005–2010 гг.». По словам главы министерства Германа Грефа, за основу можно взять, например, французский стандарт обслуживания в налоговых инспекциях. Так, на сдачу налоговой отчетности бухгалтер не должен тратить более 5–15 минут. Также, если налогоплательщик обращается с каким-то вопросом в инспекцию, его телефонный звонок может быть переадресован только один раз, а ответ ему должны подготовить за 48 часов.
В ближайшее время почти на треть может сократиться перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Такие поправки в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» накануне одобрили депутаты Госдумы. Кроме того, по тем видам деятельности, которые не попали под сокращение, срок получения лицензий будет уменьшен с 60 до 45 дней, а в некоторых случаях и до 15, правда, при условии страхования ответственности. Упрощенный порядок предусмотрен для таких видов деятельности, как погрузочно-разгрузочные работы, а также услуги по перевозке грузов всеми видами транспорта. Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Минэкономразвития, если закон вступит в силу, то «плановый контроль будет отменен. Проверки будут проводить только по информации о нарушении лицензионных требований, а приостановка действия лицензии будет возможна только по решению суда».
Чтобы подтвердить экспортный НДС, фирма должна представить в налоговую инспекцию документы, перечень которых предусмотрен статьей 165 Налогового кодекса. Какие-либо документы сверх этого перечня организация предъявлять не обязана. Об этом напомнили судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 20 апреля 2005 г. № А56-12040/04.
Поводом для разбирательства послужил запрет на применение нулевой ставки налога при экспорте продукции. Инспекторы сочли фирму недобросовестной, поскольку она не представила товаросопроводительные документы. Однако арбитры мнение контролеров не разделили. В результате налоговикам придется не только вернуть организации более трех миллионов рублей, но и выплатить причитающиеся за задержку проценты.
27.05.2005
Если фирма-арендатор окажется не достаточно добросовестной, то она может лишиться права преимущества при заключении договора аренды на новый срок, предоставленного нормами статьи 621 Гражданского кодекса. Об этом напомнили арбитры ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 18 апреля 2005 г. № А38-6255-3/383-2004. В рассматриваемом деле причиной, из-за которой фирму признали недобросовестным арендатором, стало нарушение срока возврата имущества владельцу. Суд признал виновным в этом именно арендатора, в результате чего он и лишился права продлить срок аренды.
Фирмы, занимающиеся продажей газет и журналов, не обязаны применять ККТ, где бы они ни вели свою деятельность. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 22 апреля 2005 г. № А56-44270/04. Судьи не согласились с доводами налоговой инспекции, посчитавшей, что от обязанности пробивать чек освобождаются лишь те организации, которые реализуют печатную продукцию через киоски. Арбитры сослались на пункт 3 статьи 2 Закона о ККТ, указав, что условием, дающим такое право, является вид деятельности по реализации газет и журналов. Таким образом, если фирма не продает другие товары, то тот факт, что она торгует не через киоск, значения не имеет.
Поддержкой и развитием женского предпринимательства в скором времени займется Российская академия бизнеса. Первое заседание созданного в этих целях комитета ориентировочно состоится уже в начале июля, сообщила корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» президент этой академии Ирина Горбулина. По ее словам, вскоре и при Совете Федерации вопросами женского бизнеса также будет заниматься специальная комиссия, которую возглавит зампредседателя СФ Светлана Орлова.. Горбулина отметила, что сейчас женское движение очень разрозненно и не имеет выходов на политический уровень, поэтому так важно, чтобы «бизнес-леди» объединялись. Этому и будет способствовать комиссия в поддержку женского предпринимательства.
Налоговая служба приказом от 30 марта 2005 г. № САЭ-3-19/127 (зарегистрирован в Минюсте 20 мая 2005 г.) утвердила порядок по предоставлению фирмам отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов. В документе приведен подробный перечень документов, которые организация должна направить в инспекцию для получения отсрочки по тому или иному налоговому платежу. Также в нем описан порядок заключения договора поручительства и приведены образцы заявлений, которые налогоплательщик и его поручитель должны предоставить в инспекцию.
В будущем году малые фирмы могут рассчитывать на вполне ощутимую финансовую поддержку государства. Совет Федерации предлагает выделить из федерального бюджета на развитие малого бизнеса не менее сорока миллиардов рублей. «Мы приняли эту позицию и готовы ее отстаивать. Хотя знаем, что дискуссия предстоит очень серьезная», – заявил на восьмом заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации председатель Комитета Совфеда по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян. По его словам, Совет Федерации уже выпустил соответствующее постановление и в настоящее время готовится проект обоснований данного предложения. Однако Минфин считает такую сумму, мягко говоря, завышенной. Директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов Владимир Белов заявил, что сорок миллиардов – это слишком много по сравнению с полутора миллиардами, выделенными в этом году. «Можно, конечно, запросить и сорок, и пятьдесят, и даже больше. Но…» – пошутил чиновник. По мнению Белова, сумма в полтора миллиарда является достаточной на данном этапе, а распределять эти деньги из центра неправильно и неэффективно. Поэтому, пояснил он, в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу предусмотрено долевое финансирование из федерального бюджета нескольких направлений по развитию малого и среднего предпринимательства. Средства, по словам Белова, будут выделяться в виде субсидий субъектам Российской Федерации. Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Министерстве экономического развития и торговли, в настоящее время МЭРТ ведет переговоры с Минфином относительно выделения на поддержку малого бизнеса в 2006 году не менее трех миллиардов рублей. Однако Министерство финансов соответствующего согласия пока не дало.
Не исключено, что контроль за деятельностью бизнеса будет передан региональным и местным властям. С таким предложением выступил полномочный представитель Президента Дмитрий Козак на конференции, посвященной развитию малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае. По его словам, сегодня на 90 процентов этот контроль осуществляют федеральные службы. Кроме того, Козак считает, что необходимо повысить ответственность региональных и местных властей за развитие предпринимательства.
Как пояснил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков, «нет особой разницы, кто нарушает закон – федеральная налоговая служба или региональная. Поэтому гарантий, что положение региональных бизнесменов заметно улучшиться, нет. Однако положительным моментом, безусловно, является предложение по усилению ответственности для людей в погонах. Потому что сейчас, по сути, правовой статус для налоговиков прописан только в части прав».
Таможенники решили ужесточить наказание для предпринимателей за неправильно оформленный вывоз иностранной валюты. Они получили право изымать у бизнесменов суммы, превышающие 10 тысяч долларов, если у них на ввоз или вывоз этих денег будут отсутствовать разрешительные документы. Об этом говорится в письме Федеральной таможенной службы от 18 мая 2005 г. № 01-06/16132. Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях не предусмотрена такая ответственность – нарушитель должен всего лишь заплатить штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.
Как сообщил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» юрист юридической компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Гуща, «это письмо вступает в противоречие с административным законодательством. Следовательно, если таможенники при изъятии денег будут на него ссылаться – их действия можно будет спокойно оспорить в суде».
Предпринимателям, которые реализуют свои товары по почте, придется раскошелиться. С 1 мая вступили в силу новые правила по оказанию услуг почтовой связи, утвержденные постановлением правительства от15 апреля 2005 г. № 221. Так, письмом теперь признается отправление весом до 100 грамм (раньше до 0,5 килограмма), а бандеролью – весом до 2 килограмм вместо 5. При этом, если такая бандероль содержит товары, она уже считается посылкой и цена ее будет на порядок дороже. Однако «Почта России» обещает предложить предпринимателям специальный вид пересылки по льготным тарифам, который планируется создать после 31 августа.
26.05.2005
Если в ходе судебного разбирательства по каким-либо причинам не был подписан протокол заседания, вынесенное решение не имеет юридической силы. К такому выводу пришли судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 11 апреля 2005 г. № А56-41667/04. Они сослались на пункт 6 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса, который и предписывает такой порядок.
Отметим, что подобная оплошность может сыграть на руку проигравшей стороне. В рассматриваемом случае ею оказалась налоговая инспекция. По решению суда предыдущей инстанции она должна была вернуть фирме экспортный НДС и заплатить проценты за просрочку. Теперь дело будет отправлено на новое рассмотрение, и, возможно, арбитры вынесут более выгодное для ревизоров решение.
Фирма обязана применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты услуг, даже если они еще не оказаны. Об этом напомнили судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 5 мая 2005 г. № А56-37766/04. Арбитры учли тот факт, что оплата производилась до осуществления самих услуг по изготовлению рекламы. Однако, по их мнению, это не является основанием для того, чтобы не пробивать кассовый чек. Следовательно, организация, допустившая это нарушение, должна заплатить штраф (ст. 14.5 КоАП).
Не исключено, что срок давности по наказаниям за совершение налоговых правонарушений станет неограниченным. Федеральная налоговая служба обратилась в Конституционный Суд с предложением признать не соответствующей Конституции статью 113 Налогового кодекса, которая устанавливает трехлетний срок давности для таких нарушений. Налоговики считают, что эта статья должна распространяться только на «добросовестных предпринимателей». Однако ревизоры не уточнили, кто и как будет определять степень их добросовестности. Если суд вынесет решение в пользу ФНС, налоговики смогут проверять и наказывать фирмы чуть ли не всю жизнь.
Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Центре экспертизы проблем предпринимательства Общественной организации «ОПОРА России», «четко прописанный срок давности является тем фактором, который дисциплинирует налоговые органы и не дает им чинить беспредел. Поэтому абсолютно неприемлемой является отмена этого положения. Кроме того, необходимость наличия определенных сроков привлечения к ответственности обусловлена тем, что с течением времени не все доказательства могут быть восстановлены».
Если организация приобретает для внутреннего пользования дорогостоящую технику, например, холодильник или микроволновку, она может принять их к учету как основные средства. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина от 21 апреля 2005 г. № 03-06-01-04/209 (текст документа опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» № 10 за 2005 г.). Чиновники ссылаются на статью 163 Трудового кодекса, согласно которой работодатель обязан обеспечивать нормальные условия труда для своих работников. Следовательно, делают вывод финансисты, если положение об условиях труда предусмотрено в коллективном договоре, то такая техника является объектом основных средств и облагается налогом на имущество.
«Вмененщики» могут полностью оказаться в зависимости от региональных властей. Дело в том, что местные власти получат право не только определять налоговые ставки, но и устанавливать порядок расчета коэффициента базовой доходности (К2). Накануне Госдума в третьем чтении одобрила такие поправки в Налоговый кодекс.
«К2 рассчитывается на основе нескольких факторов. Таких, как ассортимент товаров, сезонность, время работы, величина доходов и других. Логично, чтобы региональные власти могли их учесть исходя из особенностей предпринимательской деятельности на их территории», – сказала корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» председатель подкомитета по налогам Госдумы Наталья Бурыкина. Правда она не пояснила, будут ли разработаны какие-либо механизмы, если местные власти начнут злоупотреблять своим правом.
Далеко не всегда вину за повреждение имущества можно переложить на охранное предприятие, с которым подписан соответствующий договор. Так, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 мая 2005 г. № А42-3383/04-21 арбитры указали, что организация, которая требует компенсации, должна доказать факт нарушение обязательств охранной фирмой, повлекшее за собой убытки. Такой порядок предписывает статья 15 Гражданского кодекса. Следовательно, если причину повреждения установить не удалось, речь о вине охранного предприятия идти не должна. А значит, и выплачивать компенсацию фирме – владельцу испорченного имущества оно не обязано.
Малые и средние фирмы, прошедшие аудиторскую проверку и получившие положительное заключение, должны быть полностью избавлены от контроля со стороны налоговых инспекторов. Такое мнение высказал бывший начальник департамента налогообложения прибыли МНС, а ныне помощник полномочного предствителя президента в Южном федеральном округе Карен Оганян. Выступая на Шестом Международном форуме бухгалтеров и аудиторов, он пояснил, что подобная практика существует в некоторых западных странах. «Там аудиторы являются в какой-то мере союзниками налоговых органов, и налоговики полностью им доверяют. К этому нужно стремиться и нам. Но для этого необходимо в корне изменить подходы к аудиту», – считает Оганян. При этом помощник полпреда посетовал на «имеющие место факты злоупотреблений» отечественных аудиторских фирм. В связи с этим Оганян считает необходимым выступить за создание так называемого «кодекса аудиторской этики», который мог бы сделать невыгодным для аудиторской компании подобные действия. «В этом плане создание саморегулируемых организаций является вполне оправданным и логичным», – заключил он.
Предприниматели отнеслись к предложению чиновника скептически. «Идея замечательная. Но я уверен, что государство никогда не пойдет на это», – сказал корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» глава комитета по учету, налогообложению и и фискальной политике «ОПОРЫ России» Александр Паперно.
25.05.2005
Российские компании не готовы работать по Системе межународных стандартов финансовой отчетности. Об этом, выступая на Шестом Международном Форуме бухгалтеров и аудиторов, заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин. Он напомнил, что новая система бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии с приказом Минфина, вводится в России уже с 1 октября 2005 года.
В целом оценив инициативу Министерства финансов положительно, и отметив, что она безусловно «сыграет большую роль в повышении прозрачности финансовой системы», Степашин обратил внимание и на ряд негативных аспектов. «Новая система учета и отчетности увеличивает количество учетных операций, объем операций в Главной книге и число показателей баланса предприятия. Принимая во внимание отсутствие необходимых знаний, технической базы и программного обеспечения, это существенно осложнит работу бухгалтеров», – считает он. В связи с этим глава Счетной палаты призвал чиновников Минфина разработать программу поэтапного внедрения системы реформирования бухучета и отчетности, предусмотрев в программе перехода на МСФО «вопросы переподготовки и технического оснащения».